Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное время и пространство





Писатель, создавая условный мир, изображает время и пространство, где происходит действие. Это могут быть целые исторические эпохи, столетия или несколько суток, часов и даже мгновений; космическое или земное пространство, страна, город, деревня, дом, комната, сад и т.д. Все это позволяет автору достичь того, что у читателя создается целостное восприятие изображенной картины (единство времени и пространства в художественной литературе исследователь М. Бахтин назвал термином «хронотоп»). Очень важно, что в художественном произведении время и место событий имеют свои особенности и смысл. Художественное время и пространство и время историческое, реальное пространство различаются между собой. В тексте художественного произведения нередко нарушается реальная последовательность событий, большую роль играют временные смещения, обращения к прошлому («ретроспекции»), «забегания вперед» («проспекции»). Для художественного произведения характерна и пространственная организация событий. При этом пространство обычно не описывается подробно, а лишь обозначается при помощи отдельных деталей, целостная картина «достраивается» в воображении читателя. Например, в рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича» из всего интерьера конторы описана только «докрасна раскаленная» печь: именно она притягивает к себе промерзшего Ивана Денисовича.

Важны символико-мифологические образы пути (дороги), дома, двери, лестницы и др. Сложившимися символическими значениями предстают в русской классической литературе образы дворянской усадьбы, провинциального (губернского) города, Петербурга, Москвы.

 

Содержание и форма. Поэтика.

Поэтика - 1) целостная система художественных средств, появление которых обусловлено определенными идейно-тематическими задачами произведения, или замыслом автора и характерно для анализируемого жанра, манеры писателя, литературного направления или течения; 2) раздел теории литературы, в рамках которого разрабатываются научные понятия, необходимые для анализа структуры литературного произведения.

В произведении выделяют содержание и форму. Содержанием литературного произведения является изображение человека и окружающего его мира с позиции автора. К содержанию произведения относятся тема, проблема, идея произведения. Форма произведения – это построение произведения (композиция), приемы создания образов и т.д. К форме произведения относятся понятия композиции, системы образов, изобразительно-выразительные средства языка и пр. Содержание и форма художественного произведения неразрывно связаны между собой.

Композиция. В художественном произведении все выстроено, организовано. Композиция (фр. composition, лат. compositio – составление, сочинение) в широком смысле – построение, соотношение, взаимное расположение частей любого текста, речевого сообщения. Под композицией художественного произведения понимается все построение произведения как единого целого, соотношение, расположение его компонентов, организация образов, их связей и отношений, обусловленных содержанием произведения, жанром, художественным методом автора, а также конкретными идейно-эстетическими задачами, поставленными автором в произведении. Необходимо разграничивать внешнюю и внутреннюю композицию.

Внешняя композиция текста – это его разделение на главы, части, акты, эпизоды, строфы. Но в значительной степени внешняя композиция лишь организует и направляет внимание читателя, служит для удобства чтения. При анализе авторской позиции большое значение имеют такие внешние аспекты композиции (или, как их называют в лингвистике, «сильные позиции текста»), как заглавие, эпиграф и т.д.

Внутренняя композиция - это взаимное расположение компонентов художественного мира произведения (персонажей, связи событий, деталей, пейзажей и т.д.) и организация речевого уровня произведения (чередование форм повествования, монологов, диалогов, описаний, рассуждений и т.д.). В этом смысле композиция произведения подразумевает: а) расстановку персонажей (их сопоставление, противопоставление); б) последовательность событий (композиция сюжета); в) способы изображения художественного мира (пейзажи, портреты, интерьер); г) чередование форм повествования. Именно внутренняя композиция позволяет проникнуть в глубинные слои произведения, выйти к авторской точке зрения. Поэтому при анализе произведения следует большее внимание уделять внутренним (порой не столь очевидным) связям персонажей, событий, эпизодов, деталей.

В любом произведении можно выделить ряд композиционных приемов. Основной принцип композиции это сопоставление и противопоставление, выявление различного в сходном и общего (сходного) в различном (в персонажах, сценах и т.д.). Таким путем устанавливаются связи между событиями, образами, предметами, удаленными друг от друга в тексте произведения. При рассмотрении композиции принято выделять следующие приемы: повтор, усиление, антитеза, монтаж, кольцо. Так, повтор служит усилению и выделению наиболее важных, значимых моментов произведения. Он может создавать сквозные характеристики персонажей или окружающих их реалий, сближать или противопоставлять героев произведения, выделять ведущие мотивы произведения. То, что было в начале, повторяется затем в конце, только с другим поворотом и другим значением: признание в любви, письмо, свидание, отповедь. Внешне похожей ситуацией повествование замыкается в круг, создается впечатление предельной законченности. В литературе 20 в. композиция усложняется за счет включения большого числа ассоциаций, пространственных сдвигов, временных переходов. Приобретает значение прием монтажной композиции – способ построения произведения, при котором преобладает прерывистость, разбитость на фрагменты, сопоставляется разнородный материал, художественный эффект рождается от сходства различных образных элементов. Монтажная композиция характерна для литературы модернизма и постмодернизма.

Сюжет (франц. sujet – предмет) – развитие (цепь) событий в литературном произведении, это повествовательная основа произведения. Он скрепляет воедино все происходящее в нем. В литературоведении употребляется и понятие фабула (лат. fabulari – рассказывать, повествовать). Отношения между этими понятиями четко не разграничены. Фабула – это основа (скелет) событий, а сюжет – это то, как они изложены в произведении в соответствии с авторским замыслом («Герой нашего времени» Лермонтова).

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – борьба, противостояние образов и идей в художественном произведении. Его виды: а) между героем и обществом; б) между отдельными героями; в) между различными сторонами в характере и взглядах героя. Конфликт лежит в основе сюжета и определяет его развитие. Этапы развития конфликта:

-пролог – вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого,

-экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения,

-завязка - начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета, это исходный эпизод, момент, определяющий последующее развитие действия, художественного произведения,

-развитие действия,

-кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия литературного произведения,

-развязка – завершение и разрешение противоречия (конфликта),

-эпилог – заключительная часть, сообщающая о дальнейшей судьбе героев после изображенных в произведении событий.

Элементы композиции сюжета:

-вставной (вводный) эпизод – внесюжетный элемент композиции литературного произведения; законченный рассказ, включенный в прозаическое произведение (роман, повесть), но не связанный с ним сюжетно. Вставной эпизод обычно содержит мысль, важную для всего произведения в целом,

-эпизод – фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью,

-лирическое отступление – в эпических и лиро-эпических произведениях эпизоды, в которых на первый план выходит не повествование, а лирическое чувство.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая смысловую нагрузку.

Символ – конкретно-чувственный образ, за которым стоит обобщенное содержание.

Подтекст – неявный потаенный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста.

Date: 2015-06-05; view: 738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию