Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интегралы типа ,а) вариант (нечётная степень): . Подход к этим интегралам одинаковый, поэтому сначала рассмотрим, например, интеграл . Перепишем его в другой форме: . Очевидна замена: . Тогда . После раскрытия скобок для соответствующего значения искомый интеграл приводится к алгебраической сумме интегралов от степенной функции. Аналогично решается и интеграл с той лишь разницей, что заменяется .
Пример 12. Рецепт. Вводим замену . = . После обратной подстановки получаем решение: б) вариант (чётная степень): . Для данных интегралов используется другая схема: с помощью известных в тригонометрии формул и вдвое понижается степень и во столько же раз возрастает значение аргумента. Интеграл преобразуется в алгебраическую сумму интегралов от в соответствующей степени (но отнюдь не обязательно!). Для интегралов с этой функцией в нечётной степени применяем способ из Примера 11, а для случая с чётной степенью – нужно ещё раз удвоить аргумент и т.д.
Пример 13. Рецепт. С помощью приведённых выше формул преобразуем интеграл: . 6.2. Интегралы типа Интегралы этого типа несколько сложнее интегралов из предыдущего раздела. Возможны, естественно, три варианта: а) один из показателей степени нечётный, другой─ чётный, т.е. либо , либо , где и ─ целые числа. Рассмотрим, например, первый вариант и преобразуем интеграл к виду: . Вид последних двух сомножителей наводит на очевидную мысль, что необходимо ввести замену и воспользоваться основным тригонометрическим тождеством . Тогда интеграл примет вид: . Раскрывая скобки для соответствующих степеней, получаем сумму интегралов от степенной функции.
Пример 14. Рецепт. Вводим замену и получаем . Обратная подстановка приводит к окончательному ответу . б ) оба показателя чётные: . Тогда с помощью формул и интеграл преобразуется: . Раскрываем скобки и получаем алгебраическую сумму табличных интегралов.
Пример 15. Рецепт 1. Используя преобразования, описанные выше, получим интеграл . Здесь . Используем замену: . Тогда . Сделаем обратную подстановку и получим желанное решение: . Рецепт 2. Можно использовать и другой путь: . Тогда подынтегральная функция получит следующий вид: = , а сам интеграл: = = - = - = . Совпадение конечного результата по обоим рецептам свидельствует о правильности альтернатив решения одного и того же интеграла. в) и, наконец, третий вариант – оба показателя нечётные: . Преобразуем интеграл к виду: . Снова воспользуемся формулами удвоенного аргумента функции косинуса: . Очевидно, что напрашивается замена: : тогда интеграл принимает вид: . Снова интеграл доведён до состояния, когда его можно представить в виде алгебраической суммы табличных интегралов.
Пример 16 Рецепт. Используем преобразования, описанные выше, и получаем интеграл . Замена: преобразует интеграл . После обратной подстановки имеем решение . Каждый из этих трёх вариантов решения требует своего подхода. Но есть ещё один приём: г) «универсальная тригонометрическая подстановка» , для которой находим дифференциал Отсюда Применим этот приём к уже знакомому интегралу из Примера 11 . Подставив введённые выше выражения для и , получаем интеграл: Очевидно, что теперь можно использовать «метод неопределённых коэффициентов»: Решаем простую систему линейных уравнений: . Результат: Продолжим решение интеграла: = Возвращая этот результат в исходный интеграл и делая обратную подстановку, получаем Сравните этот результат с результатом Примера 11 и проверьте, нет ли расхождения.
|