Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К у р с о в а я р а б о т аГосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московский государственный технический университет «МАМИ» Кафедра «маркетинг и менеджмент» К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Маркетинговые исследования»
На тему: «Маркетинговые исследования ОАО «Архэнерго»»
Специальность: Маркетинг курс: 4 Семестр: 8 Студент: Ошурков Андрей Геннадьевич №19991
Оценка____________ Дата ____________
п. Октябрьский 2012г. Содержание Введение...............................................................................................................3 1. Информация о предприятии...........................................................................5 2. Оценка услуг фирмы и ее продукции............................................................8 3. Цены за товары и гонорары за услуги предприятия....................................9 4. Информация о клиентах................................................................................10 5. Позиционирование........................................................................................12 6. Сегментирование рынка электрической энергии.......................................14 7. Проблемы развития фирмы и возможности их разрешения.....................17 8. Тактика фирмы в сфере маркетинга............................................................22 Заключение........................................................................................................24 Список использованной литературы............................................................. 25
Введение Проведение маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия. К сожалению, российские фирмы еще не полностью используют все преимущества последнего, в РФ также не существует большого количества организаций, специализирующихся на организации маркетинговых исследований. Однако опыт иностранных фирм однозначно свидетельствует о необходимости такого рода затрат, которые при успешном выполнении всегда окупаются увеличением прибыли юридического лица ввиду лучшей организации его производственной и сбытовой деятельности, созданной на комплексном анализе рынка и нацеленной на решение задач по успешной реализации продукции. Следует отметить, по мнению экспертов, рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения. Особенно это высказывание применимо к управлению маркетингом. Ведь маркетинг — это основная точка соприкосновения фирмы с ее окружением. Посредством маркетинговых решений фирма приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества. Эффективность этого процесса зависит в большей части от доступности и задействованности постоянной информационной обратной связи от рынка к фирме, что позволяет последней судить о существующем положении и оценить возможности новых (модифицированных) действий. При написании данной курсовой работы определены и поставлены следующие цели: получение новых знаний по специальности «маркетинг», их систематизация с последующим применением их на практике. Кроме того, данная курсовая работа позволяет рассмотреть маркетинговую среду на конкретном, интересующем нас предприятии. Объектом исследования является филиал «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго». Маркетинговая среда отрасли электроэнергетики имеет свою специфику и отличается от среды конкурентоспособных предприятий. В данной работе мы выявим и проанализируем эти особенности. В частности, мы проведем ряд исследований: -анализ микро- и макро – маркетинговой среды предприятия; -дадим описание услуг; -проведем исследование спроса; -сегментирование рынка; -позиционирование услуги; - разработаем мероприятия по улучшению работы организации.
1. Информация о предприятии Общая характеристика Таблица 1
Согласно Положению, филиал «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго» осуществляет следующие основные виды деятельности:1. Услуги по передаче электрической энергии потребителям в соответствии с диспетчерским графиком при соблюдении установленных норм и стандартов.3. Услуги по ремонту силовых трансформаторов 1 и 2 габарита.4. Ремонтно-эксплуатационное обслуживание объектов лектросетевого хозяйства; регулировка счетчиков; хранение дизтоплива; услуги связи, автотранспорта, столовых, работы по анализу проектов, консультационные, инжиниринговые, посреднические услуги и другие виды деятельности не запрещенные законодательством, на основании имеющихся лицензий.Продукцией нашего предприятия является электрическая энергия, и электрическая мощность, на основе их оптимального баланса выполняются следующие мероприятия:- региональная энергетическая комиссия (РЭК) области утверждает тарифы на электрическую энергию для потребителей региона;- субъекты розничного рынка (ОАО «Архэнерго», промышленные и бюджетные потребители, организации-перепродавцы электроэнергии и коммунально-бытовые организации) заключают между собой договоры на поставку электрической энергии и мощности по установленным тарифам.При формировании тарифов на электрическую энергию учитывают основные характеристики:- платежеспособный спрос потребителей; - прирост тарифа от годовой продажи электроэнергии;- средний тариф от годовой продажи электроэнергии. Тарифы на 2012 год на электрическую энергию утверждены областным законодательством представлены в таблице 2.
Тарифы на электрическую энергию на 2012 год. Таблица 2
2. Оценка услуг фирмы и ее продукции Оценка услуг фирмы Таблица 3
3. Цены за товары и гонорары за услуги предприятия. Стоимости (тарифы) за предоставляемые услуги определяются и утверждаются региональной энергетической комиссией, регулируется антимонопольным комитетом. Предприятие осуществляет основные финансовые операции через ОАО «Сбербанк». ОАО «Архэнерго» поддерживает несколько кредитных линий, имеет хорошую кредитную историю. Предприятие является монополистом и конкурентоспособность можно рассматривать только со стороны продукции (электро- и теплоэнергии). Электроэнергетика является базовой отраслью экономики области, но настоящее время стоимости за электроэнергию достаточно высоки, на мой взгляд, тарифную политику можно пересмотреть, усовершенствовать в соответствии с предпочтениями потребителей.
4. Информация о клиентах Потребителями продукции являются физические или юридические лица, использующие электроэнергию для своих нужд. На сегодняшний день, когда в регионе нет альтернативных источников электроэнергии, все наши клиенты относятся к категории постоянных. В России существуют оптовый и розничный рынки электрической энергии. 1. Оптовый рынок - часть купли-продажи электроэнергии в стране, которая осуществляется между ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности) - крупными электростанциями и избыточными по электроэнергии АО-энерго и покупателями электроэнергии - дефицитными АО-энерго - для последующей продажи на потребительском рынке. 2. Вся электроэнергия, потребляемая в России, в конечном итоге продается на розничных рынках и поступает к потребителям по распределительным сетям АО-энерго. Потребитель осуществляет маркетинг, направленный на удовлетворение своих потребностей с учетом требований рынка. Важной целью организации производственной деятельности потребителя является покупка электроэнергии и мощности по минимальному тарифу. Крупный потребитель может выбрать в качестве поставщика АО-энерго, на территории которого он находится, или покупать энергию на оптовом рынке. Потребитель может так же принять решение покупать основную часть энергии на розничном рынке у АО-энерго, а до 30% в секторе свободной торговли оптового рынка. Факторами влияющими на спрос являются: - Платежеспособность потребителей; - Экономическая ситуация региона и страны в целом; - Сезонность; - Суточность (ночная, пиковая зона и остальное время суток); - Географический фактор; - Государственное регулирование; - Демографический фактор; - Прочие факторы Ежегодно наблюдается увеличение потребления электрической энергии, это происходит за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых зданий и сооружений, присоединения новых потребителей, за счет развития сельскохозяйственной отрасли и вложения инвестиций в область, потребителями используются приборы, обладающие большей мощностью и потребляющие больше энергии, и другие факторы. Электроэнергетика является базовой отраслью экономики области, России в целом, создающей необходимые условия для функционирования производительных сил и жизни населения. Обеспечение непрерывного электроснабжения потребителей особенно важно, поскольку экономический, социальный и оборонный ущерб от нарушения электроснабжения в десятки раз превышают потери от разрушения поврежденного оборудования. Анализируя спрос на электрическую энергию можно отметить, что потребление данного вида продукции будет постоянно расти. В связи с увеличением спроса населения и предприятий на электроэнергию, увеличения использования энергоемких бытовых приборов, в связи с развитием ипотечного кредитования и инвестирования в городе и области наблюдается увеличение объектов строительства и ввод в эксплуатацию нового жилья, зданий, сооружений, соответственно увеличение числа потребителей. Со стороны предприятия требуется разработка стратегий и тактик по улучшению качества предоставляемых услуг путем модернизации, реконструкции, нового строительства линий электропередач, подстанций, предусматривать замену устаревшего оборудования.
5. Позиционирование Филиал «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго» является монополистом в сфере своей деятельности, его потребители, прежде всего, ориентируется на цену и качество потребляемой электрической энергии, поэтому позиционирование проведем по этим двум критериям. В процессе сегментирования мы выделяли такой фактор, как разделение потребителей по их назначению: - промышленный комплекс; - население, социальная сфера; - транспорт и связь; - сельское хозяйство.
Рисунок 1 - позиционирование электрической энергии
Рассматривая предпочтения наших потребителей, можно отметить следующее: население ориентировано в основном на низкие цены на электроэнергию при среднем качестве продукции, в то время как крупные предприятия «требуют» надежного и качественного электроснабжения даже при средних и высоких тарифах.
Рисунок 2 - схема потребительских предпочтений ,
Рисунок 3 - сводная схема позиционирования
,Анализируя сводную схему позиционирования, можно сделать следующие выводы: для удовлетворения потребностей всех потребителей необходимо повышать качество и надежность электроснабжения, а так же пересмотреть тарифную политику с целью снижения стоимости услуги. 6. Сегментирование рынка электрической энергии Целью сегментирования по географическому фактору является выделение наиболее крупных «потребителей» учитывая их положение на карте. Рассматривая географический показатель, можно отметить, что наше предприятие ориентировано в большей мере на крупные города Архангельск и Северодвинск, где сосредоточено основное производство и наибольшее количество потребителей электроэнергии (380 тысяч человек в г. Архангельске и 230 тысяч человек в г. Северодвинске). В меньшей степени потребление нашей продукции отмечается в районах области. Для определения дальнейшей стратегии производства нам необходимо знать, где сосредоточено наибольшее количество потребителей, их основные потребности, способность сетей бесперебойно, качественно и надежно поставлять нашим клиентам электрическую энергию, основываясь на технических характеристиках и основных производственных показателях. Так же требуется знать, в каких районах наиболее часто происходят аварийные ситуации, для анализа и исследований участков, имеющих большой моральный и физический износ с последующим включением в планы реконструкций, ремонтов, строительства. Исходя из географического фактора, рассмотрим деление потребителей по своему непосредственному назначению. Сегментируя рынок электроэнергии по назначению, мы ставим перед собой цель определить наиболее влиятельных потребителей с точки зрения из непосредственной деятельности. 1. Промышленный комплекс является наиболее важным потребителем электрической энергии. Основные крупные и средние предприятия-потребители в основном сосредоточены в городах: г. Архангельск: МУП «Водоканал», Северное морское пароходство, Соломбальский ЦБК, СМЗ, Кардинал, Лесозавод №25, Лесозавод №3, СЛДК, Кирпичный завод, ДАММЕРС, База тралового флота и др. г. Северодвинск: ПО «Севмаш», ФГУП «ЦС Звездочка» г. Новодвинск: Архангельский ЦБК. В районах области сосредоточены средние и мелкие промышленные предприятия, потребляющие электроэнергию в несколько раз меньше. 2. Предприятие обеспечивает электроснабжением, как жилищный сектор, так и социальную сферу (детские сады, школы, больницы, магазины и др.). Наибольшее потребление нашей продукции так же происходит в крупных городах. 3. В сфере транспорта и связи основными крупными потребителями являются Северная железная дорога, АПАП1, Северо-западный Телеком. 4. В нашем регионе сельское хозяйство находится на стадии упадка, некоторые предприятия только начинают выходить из стадии кризиса, поэтому такой низкий процент потребления электроэнергии. В некоторых районах области функционируют птицефабрики, совхозы и др. Сегментирование по производственному фактору производим с целью сравнения производственных показателей (километры, штуки), в зависимости от диапазонов напряжений. При формировании тарифов на электрическую энергию происходит разделение продукции по диапазонам напряжения. Большее потребление электроэнергии происходит по сетям 6-10 кВ, меньшее - по сетям 220 кВ и 110 кВ. Зачастую крупные предприятия потребляют собственную электроэнергию или потребление идет с оптового рынка, поэтому потребление нашей электрической энергии имеет небольшой процент в составе общих сетей. Сети 0,4 кВ в основном распространены в районах области, в городах в большей степени функционируют сети 6-10 кВ. В дальнейшем мы планируем рассматривать эти сегменты в совокупности с географическими сегментами, сегментами по назначению, с сегментами по частоте возникновения аварий для определения опасных, аварийных мест, чтобы в дальнейшем их предотвратить. Рассматривая сегменты по частоте возникновения аварий, основной целью мы ставим перед собой выявить наиболее изношенные и проблемные сектора. Основными проблемными зонами являются сети 0,4 кВ, менее подвержены неполадкам сети 110 и 220 кВ. Рассматривая сегменты по производственным показателям и сегменты по частоте возникновения аварий в совокупности, например по воздушным линиям, можно сделать соответствующие выводы. В настоящее время наиболее изношенные фонды - это сети 0,4 кВ, составляющие не малую часть производственных показателей, но так же большой показатель аварийности присутствует на сетях 6-10 кВ, питающее большинство наших потребителей. Данные сегменты можно рассматривать более углубленно, в совокупности с географическим положением и назначением для наилучшего изучения рынка потребителей и выявления опасных участков.
7. Проблемы развития фирмы и возможности их разрешения Анализ сильных и слабых сторон филиала «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго» Таблица 4
Анализ угроз и возможностей филиала «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго» Таблица 5
8. Тактика фирмы в сфере маркетинга
Таблица 6
Заключение
В данной работе была рассмотрена и проанализирована микро и макро маркетинговая среда филиала «Архангельские электрические сети», выполнен анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, проведена работы по сегментированию и позиционированию рынка электроэнергии. В результате было выявлено ряд проблем: большой износ основных фондов предприятия, полное отсутствие работ по проведению маркетинговых исследований, так же недостаточно гибкая организационная структура управления. По выявленным проблемам были предложены шаги для их решения.
Список использованной литературы
1. Годовой отчет филиала ОАО «Архэнерго» «Архангельские электрические сети» за 2011 год 1. Постановление Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области № 66-э/1 от 24.11.2007 2. Положение о филиале «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго» 3. Устав ОАО энергетики и электрификации «Архэнерго». 4. А.Ф. Дьяков, В.В. Жуков, Б.К. Максимов, В.В. Молодюк. Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике. М: «Издательство МЭИ», 2006 5. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. — М.: Издательский Дом “Деловая литература”, 2008г. -304с. 6. 8. Э.А. Пиир «История Архангельских электросетей». Архангельск 2000 г. 9. 10. Сайт Администрации Архангельской области www.dvinaland.ru 11. Сайт мэрии г. Архангельска www.arhcity.ru
|