Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К у р с о в а я р а б о т а

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский государственный технический университет

«МАМИ»

Кафедра «маркетинг и менеджмент»

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Маркетинговые исследования»

 

На тему: «Маркетинговые исследования ОАО «Архэнерго»»

 

 

Специальность: Маркетинг

курс: 4

Семестр: 8

Студент: Ошурков Андрей Геннадьевич №19991

 

Оценка____________

Дата ____________

 

п. Октябрьский

2012г.

 
 


Содержание

Введение...............................................................................................................3

1. Информация о предприятии...........................................................................5

2. Оценка услуг фирмы и ее продукции............................................................8

3. Цены за товары и гонорары за услуги предприятия....................................9

4. Информация о клиентах................................................................................10

5. Позиционирование........................................................................................12

6. Сегментирование рынка электрической энергии.......................................14

7. Проблемы развития фирмы и возможности их разрешения.....................17

8. Тактика фирмы в сфере маркетинга............................................................22

Заключение........................................................................................................24

Список использованной литературы............................................................. 25

 


Введение

Проведение маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.

К сожалению, российские фирмы еще не полностью используют все преимущества последнего, в РФ также не существует большого количества организаций, специализирующихся на организации маркетинговых исследований. Однако опыт иностранных фирм однозначно свидетельствует о необходимости такого рода затрат, которые при успешном выполнении всегда окупаются увеличением прибыли юридического лица ввиду лучшей организации его производственной и сбытовой деятельности, созданной на комплексном анализе рынка и нацеленной на решение задач по успешной реализации продукции.

Следует отметить, по мнению экспертов, рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения. Особенно это высказывание применимо к управлению маркетингом. Ведь маркетинг — это основная точка соприкосновения фирмы с ее окружением. Посредством маркетинговых решений фирма приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества. Эффективность этого процесса зависит в большей части от доступности и задействованности постоянной информационной обратной связи от рынка к фирме, что позволяет последней судить о существующем положении и оценить возможности новых (модифицированных) действий.

При написании данной курсовой работы определены и поставлены следующие цели: получение новых знаний по специальности «маркетинг», их систематизация с последующим применением их на практике. Кроме того, данная курсовая работа позволяет рассмотреть маркетинговую среду на конкретном, интересующем нас предприятии. Объектом исследования является филиал «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго». Маркетинговая среда отрасли электроэнергетики имеет свою специфику и отличается от среды конкурентоспособных предприятий. В данной работе мы выявим и проанализируем эти особенности. В частности, мы проведем ряд исследований:

-анализ микро- и макро – маркетинговой среды предприятия;

-дадим описание услуг;

-проведем исследование спроса;

-сегментирование рынка;

-позиционирование услуги;

- разработаем мероприятия по улучшению работы организации.

 


1. Информация о предприятии

Общая характеристика

Таблица 1

Критерий Предприятие филиал «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго»
Полное наименование филиал «Межрегиональной сетевой компании Северо-запада ОАО «Архэнерго» «Архангельские электрические сети»
Почтовый адрес г. Архангельск, Кузнечихинский промузел, 4-й проезд, стр. 5
Год основания 1956 г.
Организационно-правовая форма Открытое акционерное общество
Финансирование Собственные или привлеченные средства
Организационная структура Линейно-функциональная (Приложение А)
Основные виды деятельности Производство и продажа электрической энергии; Передача электроэнергии по распределительным сетям.
Дополнительные виды деятельности Ремонтно-эксплуатационное обслуживание объектов электросетевого хозяйства; регулировка счетчиков; хранение дизтоплива; услуги связи, автотранспорта, столовых и др. виды деятельности.
Целевое назначение Обеспечение населения г. Архангельска и Архангельской области надежным и качественным электроснабжением.
Конкурентная среда Монополист
Списочная численность 573 человек

 

Согласно Положению, филиал «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго» осуществляет следующие основные виды деятельности:1. Услуги по передаче электрической энергии потребителям в соответствии с диспетчерским графиком при соблюдении установленных норм и стандартов.3. Услуги по ремонту силовых трансформаторов 1 и 2 габарита.4. Ремонтно-эксплуатационное обслуживание объектов лектросетевого хозяйства; регулировка счетчиков; хранение дизтоплива; услуги связи, автотранспорта, столовых, работы по анализу проектов, консультационные, инжиниринговые, посреднические услуги и другие виды деятельности не запрещенные законодательством, на основании имеющихся лицензий.Продукцией нашего предприятия является электрическая энергия, и электрическая мощность, на основе их оптимального баланса выполняются следующие мероприятия:- региональная энергетическая комиссия (РЭК) области утверждает тарифы на электрическую энергию для потребителей региона;- субъекты розничного рынка (ОАО «Архэнерго», промышленные и бюджетные потребители, организации-перепродавцы электроэнергии и коммунально-бытовые организации) заключают между собой договоры на поставку электрической энергии и мощности по установленным тарифам.При формировании тарифов на электрическую энергию учитывают основные характеристики:- платежеспособный спрос потребителей; - прирост тарифа от годовой продажи электроэнергии;- средний тариф от годовой продажи электроэнергии.

Тарифы на 2012 год на электрическую энергию утверждены областным законодательством представлены в таблице 2.

 

 

Тарифы на электрическую энергию на 2012 год.

Таблица 2

Тариф Ед. изм. Диапазоны напряжений Зонные тарифы
110 кВ 35 кВ 6-10 кВ 0,4 кВ Ночная зона (с 23 до 7 ч.) Остальное время суток Пиковая зона (с 8 до 11ч. и с 18 до 21 ч.)
Промышленные потребители
Двухставочный тариф:                
Плата за мощность руб./кВт в мес. 485,16 516,61 519,71 566,53 - - -
Плата за энергию руб./кВтч 0,88 0,96 1,01 1,17 - - -
Одноставочный тариф руб./кВтч 2,05 2,21 2,27 2,56 2,21 2,56 2,92
Сельскохозяйственные потребители
Одноставочный тариф руб./кВтч 1,95 1,95 1,95 1,95 1,60 2,09 -
Электрифицированный железнодорожный транспорт, городской транспорт
Двухставочный тариф:                
Плата за мощность руб./кВт в мес. 485,16 516,61 519,71 566,53 - - -
Плата за энергию руб./кВтч 0,88 0,96 1,01 1,17 - - -
Одноставочный тариф руб./кВтч 2,05 2,21 2,27 2,56 2,21 2,56 2,92
Население
Городское население руб./кВтч - - - 1,71 0,43 1,71 -
Сельское нас-е руб./кВтч - - - 1,20 0,30 1,20 -

2. Оценка услуг фирмы и ее продукции

Оценка услуг фирмы

Таблица 3

Параметры Оценка
отлично хорошо удовлет. неудовл.
Каково качество оказываемых услуг и реализуемого товара X      
На сколько товары и услуги оправдывают ожидания клиентов X      
В какой степени наименование товара или услуг раскрывают их пользу для клиента X      
На сколько Ваши товары или услуги совместимы между собой X      
Располагает ли фирма всем необходимым оборудованием для оказания предусмотренных ею услуг     X  
Износ активной части фондов очень велик, оставляет примерно 55-68%, в том числе сельских распределительных сетях свыше77%. Наличие в энергосистеме изношенного, выработавшего свой ресурс оборудования, доля которого превысила 15% всех мощностей, и невозможность его восстановления приводит к технологическим отказам, авариям и как следствие, снижению надежности электроснабжения.Отечественное оборудование морально устарело, уступает современным требованиям и лучшим мировым изделиям. Поэтому основные производственные фонды подлежат замене.

 

3. Цены за товары и гонорары за услуги предприятия.

Стоимости (тарифы) за предоставляемые услуги определяются и утверждаются региональной энергетической комиссией, регулируется антимонопольным комитетом. Предприятие осуществляет основные финансовые операции через ОАО «Сбербанк». ОАО «Архэнерго» поддерживает несколько кредитных линий, имеет хорошую кредитную историю. Предприятие является монополистом и конкурентоспособность можно рассматривать только со стороны продукции (электро- и теплоэнергии).

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики области, но настоящее время стоимости за электроэнергию достаточно высоки, на мой взгляд, тарифную политику можно пересмотреть, усовершенствовать в соответствии с предпочтениями потребителей.

 

 

4. Информация о клиентах

Потребителями продукции являются физические или юридические лица, использующие электроэнергию для своих нужд. На сегодняшний день, когда в регионе нет альтернативных источников электроэнергии, все наши клиенты относятся к категории постоянных.

В России существуют оптовый и розничный рынки электрической энергии.

1. Оптовый рынок - часть купли-продажи электроэнергии в стране, которая осуществляется между ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности) - крупными электростанциями и избыточными по электроэнергии АО-энерго и покупателями электроэнергии - дефицитными АО-энерго - для последующей продажи на потребительском рынке.

2. Вся электроэнергия, потребляемая в России, в конечном итоге продается на розничных рынках и поступает к потребителям по распределительным сетям АО-энерго. Потребитель осуществляет маркетинг, направленный на удовлетворение своих потребностей с учетом требований рынка. Важной целью организации производственной деятельности потребителя является покупка электроэнергии и мощности по минимальному тарифу. Крупный потребитель может выбрать в качестве поставщика АО-энерго, на территории которого он находится, или покупать энергию на оптовом рынке. Потребитель может так же принять решение покупать основную часть энергии на розничном рынке у АО-энерго, а до 30% в секторе свободной торговли оптового рынка. Факторами влияющими на спрос являются:

- Платежеспособность потребителей;

- Экономическая ситуация региона и страны в целом;

- Сезонность;

- Суточность (ночная, пиковая зона и остальное время суток);

- Географический фактор;

- Государственное регулирование;

- Демографический фактор;

- Прочие факторы

Ежегодно наблюдается увеличение потребления электрической энергии, это происходит за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых зданий и сооружений, присоединения новых потребителей, за счет развития сельскохозяйственной отрасли и вложения инвестиций в область, потребителями используются приборы, обладающие большей мощностью и потребляющие больше энергии, и другие факторы.

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики области, России в целом, создающей необходимые условия для функционирования производительных сил и жизни населения. Обеспечение непрерывного электроснабжения потребителей особенно важно, поскольку экономический, социальный и оборонный ущерб от нарушения электроснабжения в десятки раз превышают потери от разрушения поврежденного оборудования.

Анализируя спрос на электрическую энергию можно отметить, что потребление данного вида продукции будет постоянно расти.

В связи с увеличением спроса населения и предприятий на электроэнергию, увеличения использования энергоемких бытовых приборов, в связи с развитием ипотечного кредитования и инвестирования в городе и области наблюдается увеличение объектов строительства и ввод в эксплуатацию нового жилья, зданий, сооружений, соответственно увеличение числа потребителей.

Со стороны предприятия требуется разработка стратегий и тактик по улучшению качества предоставляемых услуг путем модернизации, реконструкции, нового строительства линий электропередач, подстанций, предусматривать замену устаревшего оборудования.

 

 

5. Позиционирование

Филиал «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго» является монополистом в сфере своей деятельности, его потребители, прежде всего, ориентируется на цену и качество потребляемой электрической энергии, поэтому позиционирование проведем по этим двум критериям.

В процессе сегментирования мы выделяли такой фактор, как разделение потребителей по их назначению:

 
 


- промышленный комплекс;

- население, социальная сфера;

- транспорт и связь;

- сельское хозяйство.

 

Рисунок 1 - позиционирование электрической энергии

 

Рассматривая предпочтения наших потребителей, можно отметить следующее: население ориентировано в основном на низкие цены на электроэнергию при среднем качестве продукции, в то время как крупные предприятия «требуют» надежного и качественного электроснабжения даже при средних и высоких тарифах.

 

Рисунок 2 - схема потребительских предпочтений

,

 

Рисунок 3 - сводная схема позиционирования

 

,Анализируя сводную схему позиционирования, можно сделать следующие выводы: для удовлетворения потребностей всех потребителей необходимо повышать качество и надежность электроснабжения, а так же пересмотреть тарифную политику с целью снижения стоимости услуги.

6. Сегментирование рынка электрической энергии

Целью сегментирования по географическому фактору является выделение наиболее крупных «потребителей» учитывая их положение на карте.

Рассматривая географический показатель, можно отметить, что наше предприятие ориентировано в большей мере на крупные города Архангельск и Северодвинск, где сосредоточено основное производство и наибольшее количество потребителей электроэнергии (380 тысяч человек в г. Архангельске и 230 тысяч человек в г. Северодвинске). В меньшей степени потребление нашей продукции отмечается в районах области.

Для определения дальнейшей стратегии производства нам необходимо знать, где сосредоточено наибольшее количество потребителей, их основные потребности, способность сетей бесперебойно, качественно и надежно поставлять нашим клиентам электрическую энергию, основываясь на технических характеристиках и основных производственных показателях. Так же требуется знать, в каких районах наиболее часто происходят аварийные ситуации, для анализа и исследований участков, имеющих большой моральный и физический износ с последующим включением в планы реконструкций, ремонтов, строительства.

Исходя из географического фактора, рассмотрим деление потребителей по своему непосредственному назначению.

Сегментируя рынок электроэнергии по назначению, мы ставим перед собой цель определить наиболее влиятельных потребителей с точки зрения из непосредственной деятельности.

1. Промышленный комплекс является наиболее важным потребителем электрической энергии. Основные крупные и средние предприятия-потребители в основном сосредоточены в городах:

г. Архангельск: МУП «Водоканал», Северное морское пароходство, Соломбальский ЦБК, СМЗ, Кардинал, Лесозавод №25, Лесозавод №3, СЛДК, Кирпичный завод, ДАММЕРС, База тралового флота и др. г. Северодвинск: ПО «Севмаш», ФГУП «ЦС Звездочка» г. Новодвинск: Архангельский ЦБК.

В районах области сосредоточены средние и мелкие промышленные предприятия, потребляющие электроэнергию в несколько раз меньше.

2. Предприятие обеспечивает электроснабжением, как жилищный сектор, так и социальную сферу (детские сады, школы, больницы, магазины и др.). Наибольшее потребление нашей продукции так же происходит в крупных городах.

3. В сфере транспорта и связи основными крупными потребителями являются Северная железная дорога, АПАП1, Северо-западный Телеком.

4. В нашем регионе сельское хозяйство находится на стадии упадка, некоторые предприятия только начинают выходить из стадии кризиса, поэтому такой низкий процент потребления электроэнергии. В некоторых районах области функционируют птицефабрики, совхозы и др. Сегментирование по производственному фактору производим с целью сравнения производственных показателей (километры, штуки), в зависимости от диапазонов напряжений.

При формировании тарифов на электрическую энергию происходит разделение продукции по диапазонам напряжения.

Большее потребление электроэнергии происходит по сетям 6-10 кВ, меньшее - по сетям 220 кВ и 110 кВ. Зачастую крупные предприятия потребляют собственную электроэнергию или потребление идет с оптового рынка, поэтому потребление нашей электрической энергии имеет небольшой процент в составе общих сетей.

Сети 0,4 кВ в основном распространены в районах области, в городах в большей степени функционируют сети 6-10 кВ.

В дальнейшем мы планируем рассматривать эти сегменты в совокупности с географическими сегментами, сегментами по назначению, с сегментами по частоте возникновения аварий для определения опасных, аварийных мест, чтобы в дальнейшем их предотвратить.

Рассматривая сегменты по частоте возникновения аварий, основной целью мы ставим перед собой выявить наиболее изношенные и проблемные сектора.

Основными проблемными зонами являются сети 0,4 кВ, менее подвержены неполадкам сети 110 и 220 кВ.

Рассматривая сегменты по производственным показателям и сегменты по частоте возникновения аварий в совокупности, например по воздушным линиям, можно сделать соответствующие выводы. В настоящее время наиболее изношенные фонды - это сети 0,4 кВ, составляющие не малую часть производственных показателей, но так же большой показатель аварийности присутствует на сетях 6-10 кВ, питающее большинство наших потребителей. Данные сегменты можно рассматривать более углубленно, в совокупности с географическим положением и назначением для наилучшего изучения рынка потребителей и выявления опасных участков.

 


7. Проблемы развития фирмы и возможности их разрешения

Анализ сильных и слабых сторон филиала «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго»

Таблица 4

Факторы Сильные стороны Слабые стороны Мероприятия по укреплению слабых сторон
       
Маркетинг -.Известность на рынке - Качество продукции - Отсутствие конкурентов - Надежный партнер - Постоянные поставщики - Важность продукции   - Географическое положение - Ценовая политика - Постоянные подрядчики -Отсутствие грамотной маркетинговой политики - Создать службу маркетинга - Провести оптимизацию тарифной политики - Исследование рынка подрядных организаций и поставщиков для дальнейшего сотрудничества
Финансы - Высокая прибыльность - Финансовая стабильность - Доступность заемных средств - Величина кредиторской задолженности - Наличие собственных оборотных средств - Качество, простота бухгалтерского и финансового учета - Наличие собственных денежных средств - Величина дебиторской задолженности - Высокие тарифы на поставляемую продукцию - Льготное налогообложение - Оптимизация работы с дебиторами - Оптимизация налогообложения компании
Производство - Стабильность объемов производства - Использование современных технологий - Высококвалифицированный персонал - Высокая производительность труда - Оснащенность производственными, техническими базами - Бесперебойность электроснабжения
Продолжение таблицы 4
- Возможность проведение модернизации, реконструкции, осуществление ремонтов

- Возможность нового строительства

- Высокая аварийность

- Снижение степени аварийности за счет использования новых технологий, проведения мероприятий по обновлению основных фондов. - Оптимизировать инвестиционный процесс, процесс планирования, рассмотреть возможность привлечения новых инвесторов
Организация - Профессионализм руководства и персонала - Уровень заработной платы - Низкая текучесть кадров - Организационная культура - Высокая мотивация труда - Трудовая дисциплина - Социальная ориентированность предприятия - Гибкая реакция на меняющиеся условия - Гибкая организационная структура - Оптимизация организационной структуры  

 


Анализ угроз и возможностей филиала «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго»

Таблица 5

Угрозы Мероприятия по избеганию угроз Возможности Мероприятия по привлечению возможностей
       
Уход крупных предприятий-потребителей на оптовый рынок - Создание условий, соответствующих потребительским предпочтениям, для предотвращения ухода крупных компаний. - Улучшение качества и надежности электроснабжения. - Расширение сферы деятельности нашего предприятия. Интерес государства в развитии энергетики   - Разработка инноваций в сфере энергетики - Страхование рисков - Удовлетворять потребности государства в обеспечении потребителей качественной продукции, расширения сферы деятельности. - Участвовать в госпрограммах по развитию области.
Сезонность проведения некоторых видов работ, предоставления некоторых видов услуг - Грамотное и эффективное планирование проведения некоторых видов работ. - Подготовка к осенне-зимнему периоду: пополнение запасов, подготовка оборудования, машин, тех
Продолжение таблицы 5
ники, подготовка технического персонала.

Увеличение производственных мощностей, новое строительство, техперевооружение, реконструкция, модернизация, замена изношенных фондов. - Грамотное обеспечение инвестиционного процесса, планирования на предприятии. - Привлечение крупных инвесторов, получение кредитов (при необходимости) для воплощения инвестиционных проектов.
Непосредственная зависимость от поставщиков товаров, работ, услуг; - При невыполнении поставщиками своих обязанностей, принимать жестокие меры. - На стадии договорной работы обязательно прописывать все аспекты, сроки, ценовую сторону и др. - Налаживание контактов с контактными аудиториями Поиск новых партнеров   - Разработка и осуществление комплекса мероприятий по поиску новых партнеров.
Существенный рост тарифов на электроэнергию. - Пересмотреть тарифную политику, основываясь на потребительских предпочтениях, их непосредственного назначения. - Разнообразить тарифную сетку. Исследование рынка электрической энергии   - Проведение маркетинговых компаний, исследований рынка электроэнергии и отрасли в целом.
Неплатежи со стороны потребителей. - Предоплата за услуги согласно тарифной сетке. - Разработка системы помощи малоимущему населению, организациям социальной сферы совместно с администрацией области.
Продолжение таблицы 5
- Стимулирование юридического отдела к более эффективному исполнению обязанностей.

Организационная структура - Повышение квалификации персонала - Организовать мотивацию труда персонала - Наладить взаимодействие подразделений внутри организации
         

 

 


8. Тактика фирмы в сфере маркетинга

 

Таблица 6

Мероприятия Действия Исполнители Сроки Затраты Эффект
           
Изменение структуры предприятия -оптимизация структуры предприятия; - оптимизация рабочего процесса, определение четкого распределения функций и обязанностей подразделений; - усовершенствование процесса взаимодействия между подразделениями и исполнительным аппаратом.   Директор, начальник отдела управления персоналом Начальнику отдела управления персоналом представить проект организационной структуры предприятия до 01.11.2012 г. На разработку, внедрение и анализа новой организационной структуры. - оптимизация рабочих, организационных процессов; - улучшение, координация информационных потоков внутри предприятия и с исполнительным аппаратом - улучшение гибкости организационной структуры - улучшение производительности труда, соответственно увеличение прибыльности.
    Продолжение таблицы 6
Создание отдела маркетинга - после утверждения новой организационной структуры проводится отбор персонала согласно схеме (начальник, менеджеры) - разработка должностных инструкций, положения об отделе (определение миссии, целей, задач работы отдела); Задачи: проведение исследований рынка электрической энергии (потребители, технические показатели, производственные показатели, география деятельности, исследование аварийности, анализ работы и многое другое). проведение маркетинговых исследований с целью поиска новых партнеров На стадии отбора персонала - начальник отдела управления персоналом     Начальнику отдела управления персоналом провести комплектацию отдела 15.11.2012 г. На внедрение подразделения - прозрачность рынка электроэнергии - увеличение заключения новых договоров с партнерами - оптимизация рабочего процесса на предприятии    
Начальник отдела маркетинга, менеджеры Начальнику и менеджерам отдела маркетинга начать работу в соответствии должностным инструкциям На заработную плату персоналу: - начальник - 30 тыс. руб. (средняя зарплата) - 3 менеджера - 45 тыс. руб.

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена и проанализирована микро и макро маркетинговая среда филиала «Архангельские электрические сети», выполнен анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, проведена работы по сегментированию и позиционированию рынка электроэнергии. В результате было выявлено ряд проблем: большой износ основных фондов предприятия, полное отсутствие работ по проведению маркетинговых исследований, так же недостаточно гибкая организационная структура управления. По выявленным проблемам были предложены шаги для их решения.

 


Список использованной литературы

 

1. Годовой отчет филиала ОАО «Архэнерго» «Архангельские электрические сети» за 2011 год

1. Постановление Департамента по тарифам и ценам администрации Архангельской области № 66-э/1 от 24.11.2007

2. Положение о филиале «Архангельские электрические сети» ОАО «Архэнерго»

3. Устав ОАО энергетики и электрификации «Архэнерго».

4. А.Ф. Дьяков, В.В. Жуков, Б.К. Максимов, В.В. Молодюк. Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике. М: «Издательство МЭИ», 2006

5. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. — М.: Издательский Дом “Деловая литература”, 2008г. -304с.

6.

8. Э.А. Пиир «История Архангельских электросетей». Архангельск 2000 г.

9. 10. Сайт Администрации Архангельской области www.dvinaland.ru

11. Сайт мэрии г. Архангельска www.arhcity.ru


<== предыдущая | следующая ==>
Висновки. Норма права — це загальнообов'язкове, певне-формально-визначене правило поведінки (зразок, масштаб, еталон) | ВВЕДЕНИЕ. Понятие моделирование. 6

Date: 2015-06-05; view: 301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию