Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории кафедры логопедии РГПУ ИМ. А. И. Герцена

Е.А. Логинова, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии,

С.Б. Яковлев, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

 

Кафедра логопедии – одна из старейших в РГПУ им. А.И. Герцена. В разные годы на кафедре работали выдающиеся ученые, внесшие неоценимый вклад в теорию и практику логопедии, в подготовку специалистов и организацию логопедической помощи в нашей стране. Идейными отцами кафедры являются великие отечественные ученые Иван Алексеевич Сикорский, Михаил Валерьянович Богданов - Березовский, Владимир Михайлович Бехтерев.

Первоначальная кафедра психофизиологии и патологии речи была организована в 1908 г. на базе Психоневрологической Академии, возглавляемой В.М. Бехтеревым. Затем кафедра логопедии была переведена в созданный на базе Высших Фребелевских курсов Институт дошкольного воспитания (1918), преобразованный впоследствии в Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка при Психоневрологической Академии (1921). С октября 1924 г. – Институт педологии и дефектологии.

В 1925 г. после реорганизации института, дефектологический факультет и кафедра логопедии вошли в состав ЛГПИ им. А.И. Герцена.

Заведовал кафедрой с 1918 по 1933 гг. выдающийся отечественный дефектолог, врач (отоларинголог) и педагог – доктор медицинских наук, профессор Давид Владимирович Фельдберг.

Всю свою жизнь Д.В. Фельдберг (1873-1939) посвятил врачебно-педагогической деятельности. Он являлся преподавателем нескольких институтов, ученым секретарем Психоневрологической Академии, заведующим кафедрой логопедии и деканом дефектологического факультета. В годы Первой мировой войны Давид Владимирович руководил военным госпиталем в Петрограде. В 1923-24 гг. Д.В. Фельдберг по распоряжению Совета Народных Комиссаров являлся лечащим врачом В.И. Ленина.

Одной из главных заслуг Давида Владимировича является организация Ото-фонетического Института, бессменным директором которого он был с 1918 по 1939 гг. Ото-фонетический Институт был единственным в Евро­пе учреждением, решавшим задачи:

- научно-экспериментальной разработки проблем психофизиологии речи, акустики, фонетики, фонографии и музыкальности;

- разработки методов развития и усовершенствования слуха, речевой функции, музыкальных способностей;

- лечения и исправления болезней и недостатков слуха, голоса и речи, как-то: глухота, тугоухость, косноязычие, заикание, афазия, амузыкальность.

При Институте существовали специальные лаборатории: акустическая, фонетическая, фонографическая, этнографии речи; амбулатория и клиника на сто человек; специальные школы для детей с болезнями слуха и речи; курсы для подготовки специального лечебно-воспитательного персонала для соответствующих учреждений. В 1924 г. в интернате при Ото-фонетическом Институте содержалось 200 детей с патологией слуха, речи, зрения и интеллекта. Амбулаторно принимались 750 человек в месяц для первичного и повторного обследований, консультаций, рекомендаций, лечения и коррекционно-педагогического воздействия.

Организация Ото-фонетического Института была первой наиболее серьезной попыткой наладить дело обучения, воспитания и лечения детей с различными патологиями не только в нашей стране, но и в Европе. В этом огромная заслуга профессора Д.В.Фельдберга. На протяжении многих лет Ото-фонетический Институт являлся научной и практической базой дефектологического факультета педагогического института.

Д.В. Фельдберг является автором большого количества научных публикаций. Его наиболее известные работы: " О причинах расстройств речи у детей"(1902); " Воспитание и обучение дефективных детей"(1918); " Развитие детской речи в связи с психологией ребенка"(1919); " Методы лечения афазии"(1924); " Логопедия в детском возрасте"(1924); " Речевой негативизм" (1924); " Ассоциативная афазия" (1925); " Организация учреждений для детей, страдающих расстройствами речи и физически дефективных" (1925); " Заикание как логоневроз" (1930); " Методы исследования и воспитания слуха и ритма у глухих и туго­ухих детей" (1936); " Влияние травм головы на голос и речь" (1939) и др. Кроме указанных работ, Д.В. Фельдбергом сделано много докладов на Всероссийских и Европейских конференциях и симпозиумах, посвященных вопросам воспитания и обучения детей, имеющих аномалии развития.

С 1933 г. преобразованной кафедрой «физиологии, патофизиологии речи, сурдопедагогики и логопедии» на протяжении двух лет заведовал физиолог и невро­патолог, ученик И.А. Сикорского, профессор Сергей Мартьянович Доброгаев (1873 – 1936 – точно не известно).

С.М. Доброгаев занимался изучением глухих и ларингоэктомированных больных. На протяжении многих лет он руководил созданными им в 1918 г. в Петрограде курсами для логопедов. С.М. Доброгаев внес большой вклад в разработку методологических и методических вопросов логопедии.

С 1935 по 1941 гг., а затем с1947 по 1965 гг. кафедрой сурдопедагогики и логопедии (с 1947 г. – сурдопедагогики) заведовал Михаил Ефимович Хватцев. Студентам-сурдопедагогам читался большой курс логопедии. Про­шедшим специальную стажировку по логопедии разрешалось рабо­тать логопедами.

В течение почти трех десятилетий доктор педагогических наук, профессор М.Е. Хватцев (1883 – 1977) был заведующим кафедрой сурдопедагогики.

В 20-е годы прошлого столетия М.Е. Хватцев работал методистом и инструктором в организациях на­родного образования. С 1926 г., почти одновременно с началом научной деятельности в ряде научно-исследовательских учреждений, он приступил к практической работе в области дефек­тологии в качестве логопеда вспомогательной школы.

Работая в ЛГПИ, М.Е. Хватцев читал лекционные курсы по логопедии, психологии глухих и методике обуче­ния глухих произношению, руководил работой студенческого научного общества по логопедии, занимался подготовкой аспирантов. М.Е. Хватцев основал методическое объединение ленинградских школьных лого­педов и в течение нескольких десятилетий являлся его бессменным руководителем. М.Е. Хватцев - автор большого количества научных трудов и фильма "Артикуляции звуков русского языка" - предназначенного для обучения глухих детей произношению. Михаил Ефимович написал множество учебных пособий для студентов, а также книги для родителей и учителей. Его учебник "Логопедия" выдержал несколько изданий. Исключительно велик вклад М.Е. Хватцева в опре­деление основных путей и принципов подготовки кадров дефектологов, в становление преподавания логопедии как учебной вузов­ской дисциплины.

На протяжении многих лет с кафедрой сотрудничали В.К. Орфинская, В.В. Оппель, Н.Н. Трауготт.

Большой вклад в развитие логопедии принадлежит доктору педаго­гических наук, профессору Вере Константиновне Орфинской (1899 – 1971).

В.К. Орфинская получила университетское лингвистическое образование. По совету своего педагога, профессора Л.Д. Щербы, заметившего интерес Веры Константиновны к патологии речи, она продолжила образование на биологическом факультете, а затем в 1928 г. пришла работать в Ото-фонетический институт. Вера Константиновна вела занятия по развитию у детей слуха, по исправлению дефектов речи, инструктировала логопедов и консультировала детей, приезжавших из разных городов и областей страны. Ведущие дефектологи А.С. Грибоедов, Д.В. Фельдберг давали высокую оценку глубоким и оригинальным исследованиям В.К. Орфинской.

Особенно много сделала Вера Константиновна для развития уче­ния об алалии и афазии. Одна из первых, она исследовала алалии и афа­зии в лингвистическом аспекте, изучала их проявления в динамике восстановительной логопедической работы. Многие мысли и идеи, высказанные в работах В.К. Орфинской, развиты в трудах ее многочисленных учеников и последователей, в частности, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшикова.

Варвара Владимировна Оппель (1902 -1975) работала на кафедре сурдопедагогики и логопедии в начале 30-х гг. прошлого столетия. Ее кандидатская диссертация была посвящена расстройствам речи и тугоухости у детей школьного возраста. В годы Великой Отечественной войны В.В. Оппель служила в военном госпитале, а после войны вернулась на работу в Институт Слуха и Речи. С 1957 г. Варвара Владимировна работала логопедом в больницах Ленинграда, занималась научно-исследовательской и практической деятельностью в области изучения и преодоления афазии. Вклад В.В. Опель в изучение проблемы восстановления речи у лиц, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму, необычайно велик. Ею опубликовано много статей и две монографии по методике восстановления речи у больных с локальным поражением мозга.

Доктор медицинских наук, профессор Наталья Николаевна Трауготт (1904 – 1994) начала заниматься изучением физиологии высшей нервной деятельности детей с патологией речевого развития в 30-е гг. прошлого столетия. Она работала в Ото-фонетическом Институте под руководством Д.В. Фельдберга, а после войны в Институте Физиологии под руководством профессора Л.А. Орбели. Всю войну Наталья Николаевна прослужила военным психиатром и закончила службу в Манчжурии в 1947 г.

Ведущей научной проблемой Н.Н. Трауготт являлось изучение с помощью условно-рефлекторной методики недостаточности анализаторной слуховой системы детей и взрослых с патологией слуха и речи. Ее научный интерес был посвящен также проблемам моторной и сенсорной алалии; сравнительному анализу сенсорной алалии и сенсорной афазии; проблемам межполушарной асиметрии у больных с локальным поражением мозга и др. На протяжении многих лет Наталья Николаевна, сотрудничая с кафедрой, вела на базе Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева специальные курсы по проблемам алалии для студентов-логопедов.

В 1965 г. на дефектологическом факультете была создана кафедра психопатологии и логопедии, в состав которой вошли педагоги-дефектологи, физиологи, психиатры и невропатологи, совместно изучав­шие проблемы аномального детства. На эту кафедру перешли молодые сотрудники кафедры сурдопедагогики Л.Г. Парамонова, В.А. Ковшиков, Г.А. Волкова. Заведующим кафедрой стал доктор медицинских наук, профессор Евгений Сергеевич Иванов.

Е.С.Иванов являлся одним из ведущих сотрудников факультета коррекционной педагогики (дефектологического) на протяжении тридцати лет. В декабре 1942 года Евгений Сергеевич с отличием окончил Военно-Медицинскую Академию и был назначен военным врачом дивизиона Онежской военно-морской флотилии, врачом дивизиона канонерских лодок и десантных войск. За боевые заслуги он награжден двумя орденами и двенадцатью медалями.

После войны Е.С.Иванов окончил адъюнктуру при ВМА им. С.М. Кирова, в 1949 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1945 по 1956 гг. Евгений Сергеевич работал на кафедре психиатрии в ВМА, в 1964 г. защитил докторскую диссертацию. В 1965 году профессор Е.С. Иванов возглавил кафедру психопатологии и логопедии дефектологического факультета ЛГПИ им. А.И. Герцена. Евгений Сергеевич длительное время был Председателем Ученого Совета по дефектологии на факультете.

Под руководством Е.С. Иванова были созданы клинические базы кафедры и факультета, где студен­ты получали знания по смежным с дефектологией медицинским дисцип­линам, проводили научно-исследовательскую работу. Е.С. Иванов опубликовал более ста научных работ. Его научные интересы захватывали широкий спектр проблем: методология изучения психических и речевых нарушений у детей, клинико-психологическое изучение детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами, изуче­ние патологических расстройств поведения у детей и др.

Е.С. Иванов являлся научным руководителем большого количества кандидатских исследований. Под его руководством защитили кандидат­ские диссертации многие сотрудники кафедры: Р.И. Лалаева, В.А.Ковшиков, Ю.Г.Демьянов, Г.А.Волкова, Е.А.Логинова и др.

Е.С.Иванов - основоположник изучения сотрудниками нашего факультета детей с задержкой психического развития.

С 1965 г. базами кафедры для учебной, научно-исследовательской, консультативно-диагностической работы стали логопедические пункты, специальные школы для детей с нарушениями речи, слуха, зрения и психического развития, специальные детские сады, психоневрологичес­кие диспансеры. Научная направленность кафедры психопатологии и логопедии того времени - изучение возрастных особенностей нарушений психического и речевого развития и их коррекция.

На кафедре психопатологии и логопедии в тот период работали психиатры: докт. мед. наук, проф. Е.С.Иванов, канд. мед. наук, доцент Ю.Г.Демьянов; логопеды: докт. пед. наук, проф. В.К. Орфинская, кандидаты пед. наук: Л.Г.Парамонова, Е.Ф. Соботович, В.А.Ковшиков, Р.И. Лалаева, Г.А. Волкова, преподаватель Э.Я. Сизова; физиологи: докт. мед. наук, проф. М.А.Панкратов, канд. биол. наук, доцент Г.И. Буховец, канд. биол. наук А.А. Полтинникова.

С 1981 по 1996 гг. кафедрой логопедии заведовала доктор педагогических наук, профессор Лариса Степановна Волкова (1930 – 2004).

После окончания отделения сурдопедагогики ЛГПИ в 1952 г. Лариса Степановна осталась на преподавательской работе, а с 1957 г. работала сначала преподавателем кафедры педагогики и психологии латвийского педагогического института, а затем с 1962 г. - заведующей этой кафедрой.

Л.С. Волкова с 1970 по 1980 гг. являлась деканом дефектологического факультета ЛГПИ им. А.И. Герцена. Эти годы связывают со вторым, после времени его становления в 20-30 годах двадцатого столетия, расцветом факультета. За время работы Л.С. Волковой деканом дефектологический факультет прочно занимает первое место в ЛГПИ по успеваемости. Факультет становится необычайно популярным среди абитуриентов из разных городов и областей не только нашей страны, но и из-за рубежа.

В 1977 г. по инициативе Ларисы Степановны Волковой при кафедре психопатологии и логопедии открылось отделение логопедии. Это было долгожданное событие; до этого времени одна из самых востребованных специализаций факультета не имела самостоятельного учебного плана. Логопедия преподавалась в ряду многочисленных дисциплин подготовки студентов сурдо, олигофрено и тифлопедагогов.

В 1981 г. состоялся первый выпуск учителей-логопедов, закончивших логопедическое отделение дефектологического факультета ЛГПИ им. А.И. Герцена, и уже на протяжении многих лет специальность логопеда является одной из самых востребованных у абитуриентов, поступающих в педагогический университет.

В 1980 г. Л.С. Волкова оставляет пост декана факультета и возглавляет кафедру психопатологии и логопедии.

В 1986 г. из кафедры были выделены кафедра логопедии и кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии. Можно сказать, что современная кафедра логопедии была основана в 1986 году.

В 1984 г. Лариса Степановна защитила докторскую диссертацию, посвященную нарушениям речи у слепых и слабовидящих детей. Она основала новое научное направление исследовательской деятельности сотрудников кафедры, посвященное изучению и коррекции системных речевых расстройств у детей с нарушениями сенсорного, интеллектуального и двигательного развития. Сфера деятельности Ларисы Степановны не ограничивалась кафедрой. Семнадцать лет она возглавляла научно-методическую комиссию по логопедии при Министерстве Просвещения СССР, являлась членом совета по дефектологии при Министерстве образования России, членом Совета университета им. А.И. Герцена, членом Совета факультета и специализированного Совета.

Благодаря усилиям Л.С. Волковой были созданы учебник по новейшей логопедии, «Хрестоматия по логопедии», «Хрестоматия: Методическое наследие», в состав авторов которых вошли выдающиеся ученые московской и петербургской логопедических школ. Эти учебные пособия пользуются большим спросом у студентов и преподавателей, в них собраны ценнейшие сведения из области логопедии, без знания которых невозможно профессиональное становление современных логопедов.

В творческий коллектив кафедры логопедии с 1965 до середины 90-х гг. двадцатого столетия входили такие известные ученые, как доктор педагогических наук, профессор Р.И. Лалаева, кандидаты педагогических наук, доценты Л.Г. Парамонова, Г.А. Волкова, В.А. Ковшиков, Г.М. Сумченко, В.И. Липакова.

О сфере научных интересов ведущих сотрудников кафедры логопедии, возглавляемой профессором Л.С. Волковой, позволяют судить спецкурсы, разработанные на базе их исследований:

"Нарушения речи у детей с умственной отсталостью" - Р.И.Лалаева и В.И. Липакова; "Коррекция нарушений речи у учащихся с ЗПР" - Р.И. Лалаева; "Нарушение речи у детей с сенсорной недостаточностью" (у слабослышащих и слабовидящих) - Л.Г. Парамонова и Л.С.Волкова; "Лингвистический аспект изучения афазии" - Г.М.Сумченко; "Алалия как языковое расстройство" - В.А.Ковшиков; "Личностно-психологический аспект в изучении и устранении заикания", "Игры в коррекции ре­чевых нарушений" - Г.А.Волкова; "Логопедическая работа по коррек­ции недостаточности словаря у дошкольников с ДЦП" - И.А. Смирнова; "Коррекция стер­тых форм дизартрии" - Л.В. Лопатина.

В 80-х годах в состав кафедры логопедии вошли Л.В. Лопатина, И.А. Смирнова, С.Б. Яковлев, Т.А. Титова, Е.А. Логинова, И.В. Прищепова, Л.В. Венедиктова, Г.Г. Голубева.

С 1996 года кафедрой логопедии РГПУ им. А.И. Герцена руководит доктор педагогических наук, профессор Людмила Владимировна Лопатина.

В настоящее время сотрудниками кафедры ведется большая науч­но-исследовательская и учебно-методическая работа. Кафедра осуществляет подготовку логопедов и учителей начальных классов школы для детей с нарушениями речи. Она обеспечивает также логопедическую подготовку на других отделениях факультета коррекционной педагогики. Сотрудники кафедры читают лекции, проводят спецкурсы и мастер-классы в разных городах и регионах страны. При кафедре постоянно функционирует аспирантура и студенческое научное общество.

Научные исследования сотрудников реализуются в лекционных кур­сах, спецкурсах, докторских и кандидатских диссертациях, пособиях для практических работников и студентов вузов. Сотрудниками кафедры разработаны и постоянно обновляются учебные программы, выпускаются учебные и методические пособия, систематически публикуются сборники научных трудов. При кафедре работает методический кабинет.

Темой проводимых на кафедре исследований является «Психолого-педагогическое изучение, профилактика и коррекция нарушений развития детей с недостатками речи». Сотрудники кафедры занимаются решением таких актуальных проблем как методология логопедии; история логопедии; теоретические основы изучения структуры речевого дефекта; ранняя диагностика и логопедическая помощь детям раннего возраста; этиопатогенез нарушений речевого развития; сущность и структура сложного дефекта; нарушения устной речи, чтения и письма у различных групп детей; личность ребенка и взрослого с нарушениями речи и др. Среди комплекса задач, поставленных кафедрой в области научно-исследовательской деятельности, значительное место занимают задачи, решение которых требует привлечения и использования в работе аппаратурных, инструментальных, нейропсихологических методов, позволяющих объективно оценивать полученные результаты и по-новому подходить к анализу механизмов возникновения речевой патологии. Результаты исследований применяются во всех типах дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи.

В настоящее время на кафедре логопедии работают: заведующий кафедрой – докт. пед. наук, профессор Л. В. Лопатина, докт. мед. наук, профессор В.А. Калягин, докт. пед. наук, профессор Л.Б. Баряева; кандидаты пед. наук, доценты: В.И. Липакова, С.Б. Яковлев, С.В. Недоленко, И.В. Прищепова, Г.Г. Голубева, С.Ю. Кондратьева, И.Н. Лебедева, Ю.В. Герасименко, М.В. Ковалева.


<== предыдущая | следующая ==>
Именной указатель | Цирк уродов

Date: 2015-06-05; view: 3678; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию