Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ качества продукции





Вопрос качества – это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламаций.

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует тре­бованиям внутреннего и внешнего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества являются:

– оценка качества выпускаемой продукции,

– выявление причин снижения качества,

– установление влияния изменения качества на объем выпуска.

В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Качество – это величина непостоянная. Она зависит от:

– уровня применяемой техники и технологии;

– уровня квалификации;

– дисциплины.

К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:

– объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

– удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

– удельный вес продукции высшей категории качества;

– средний коэффициент сортности;

– удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

– удельный вес экспортируемой продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.

Частные показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции.

Целесообразно анализ качества осуществлять на стадии проектирования. С 1 января 1992 года введена сертификация продукции.

Сертификация – это процедура, посредством которой ав­торитетным органом проверяется и удостоверяется соответ­ствие отдельных видов продукции требованиям, определен­ным в нормативно-технических документах. Уровень каче­ства оценивается во всех странах на соответствие принятым в 1987 году Международной комиссией по стандартизации нор­мативно-техническим документам, известным в деловом мире как стандартыИСО.



Сертификация осуществляется органом Госстандарт и институтами, получившими название ГОСТ. Органы, осу­ществляющие сертификацию, являются независимыми. Их задача состоит в том, чтобы дать объективную авторитет­ную оценку качества. Для этого проводятся типовые испы­тания и государственный надзор за качеством сертифици­рованной продукции. По результатам испытаний изгото­вителю выдается сертификат, если испытания подтверди­ли соответствие продукции требованиям нормативного до­кумента.

Анализ качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска сертифицированной продукции (СП). Данные для анализа берутся из оперативно-техничес­кого учета и отчетности.

Аналитическими показателями, характеризующими каче­ство, являются удельный вес (У) или коэффициент (К) сер­тифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции (Q) в действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов):

У = (СП/Q) * 100% или К = СП/Q (2.6)

Показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объема продукции (работ, услуг).

Сопоставляя фактический удельный вес или коэффици­ент сертифицированной продукции с аналитическими пока­зателями за прошлый год или заданием, можно судить о выполнении задания повышения качества или изменении ка­чества по сравнению с прошлым годом.

При невыполнении задания по выпуску сертифицирован­ной продукции необходимо проанализировать номенклатуру сертифицированной продукции и установить, по каким видам продукции фактический объем не достиг планового уровня. Следует выяснить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом.

Анализ проводится по изменению относительного пока­зателя (удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции, работ, услуг).

Важнейшим направлением аналитической работы являет­ся анализ новых видов продукции (работ, услуг). Данные для анализа содержатся в форме № 5НТ.

По данным этой формы отчетности и оперативно-техни­ческого учета рассчитываются и анализируются следующие показатели:

– уровень модернизации продукции как отношение объ­ема модернизированной продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах;

– уровень обновления продукции как отношение объема новой продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах.

Рассчитанные показатели сопоставляются с плановыми показателями за предыдущий период, за ряд лет.

По данным единовременной отчетности формы № 5НТ (образцы) устанавливают, как начат выпуск первой промыш­ленной серии образцов, выясняют причины того, почему не приняты в дальнейшее производство некоторые образцы (в серийное или массовое).

В условиях рыночной экономики усиливается значение экономических форм защиты интересов потребителей от по­ставок им некачественной продукции. Одной из форм защи­ты является право потребителя на предъявление поставщи­кам рекламаций.



Рекламация – претензия, предъявляемая поставщику в связи с поставкой продукции, качество которой не соответ­ствует условиям договора или контракта на поставку продук­ции.

Наличие или отсутствие рекламаций является обобщаю­щим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции.

Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестоимость, снижа­ет прибыль, ухудшает финансовое положение предприятия.

В процессе анализа выявляется:

– количество предъявленных и принятых рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции;

– количество и стоимость продукции, по которой приня­та рекламация;

– удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме реализованной продукции в действующих опто­вых ценах.

Затем анализируют динамику количества принятых ре­кламаций, стоимости и доли зарекламированной продукции по сравнению с прошлым годом или за ряд лет в целом по всей продукции и по важнейшим видам. Это дает возмож­ность выявить изделия, на которые предъявлено наибольшее количество рекламаций, и обратить внимание на качество вы­пускаемой продукции.

По результатам расчетов необходимо принять решение по повышению качества продукции.

В заключение анализа необходимо выявить влияние ре­кламирования продукции (снижение качества) на финансовые результаты. Для расчета количественного влияния необходимо плановую долю прибыли или долю прибыли за предыдущий год в общем, объеме реализованной продукции умножить на объем зарекламированной продукции в действующих оп­товых ценах.

Наряду с вышеуказанными показателями определяется и анализируется коэффициент сортности. Показатели сортнос­ти рассчитываются не во всех отраслях промышленности, а только в тех, где либо есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая про­мышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества является коэффициент сортности (К) и выражаю­щая его средняя цена изделия (Z). И средний сорт и средняя цена определяются по средней арифметической взвешенной.

При оценке выполнения плана по коэффициенту сортнос­ти фактическую долю каждого сорта в общем объеме продук­ции сравнивают с плановой, при изучении динамики качества – с данными прошлого года.

Коэффициент сортности можно определить как отноше­ние стоимости продукции всех сортов к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту.

Изменение качества выпускаемой продукции оказывает влияние на изменение объема реализации и прибыли. Для того чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

- коэффициент сортности по плану и по факту, найти отклонение, дать оценку изменению качества;

- по средней арифметической взвешенной рассчитать среднюю цену по плану и по факту, определить отклонение, дать оценку;

- рассчитать количественное влияние изменения качества изменение стоимости реализации.

Для этого необходимо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска.

По результатам проведенных расчетов сделать выводы.

Влияние качества продукции на изменение выпуска товарной продукции (±ТП), изменение выручки от реализации (±В) и прибыли (±П) можно определить по формулам:

±ТП= (Z1 – Z0) * qПК (2.7)

±В = (Z1 – Z0) *VРП.ПК (2.8)

±П = ((Z1 – Z0) x VРП.ПК) - ((С1 С0) x VРП.ПК) (2.9)

где: Z0, Z1 – цена изделия соответственно до и после изменения качества;

С0, С1 – соответственно уровень себестоимости до и после изменения качества;

qПК – количество продукции повышенного качества;

VРП.ПК – объем рeaлизованной продукции повышенного качества.








Date: 2015-06-05; view: 330; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию