Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная архитектура





 

Античным мы называем искусство Древней Греции и Древнего Рима, то есть это художественная культура общества, которое существовало в бассейне Средиземного моря с начала I тыс. до н. э. по V в. н. э. Без сомнения, самое большое влияние на последующее развитие культуры оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох. Впоследствии античную архитектуру сочли эталоном прекрасного, и эпоха Возрождения первой воссоздала в своих творениях формы античного зодчества. Много позже к тем же формам обратился и классицизм.

Для эпохи античности характерно создание невиданных грандиозных ансамблей, храмов, триумфальных арок и колонн, арочных конструкций, применение крестовых сводов, позволивших получить большое свободное пространство внутри здания.

 

Антаблемент

Художественным языком античности стали разработанные в Древней Греции архитектурные ордеры: дорический, ионический и коринфский. Зодчие Древнего Рима внесли свои изменения, добавив к ним тосканский и композитный. Ордерная система успешно применялась и спустя два тысячелетия для решения любых архитектурных задач. Что же такое ордер? Это слово происходит от латинского «ordo» – строй, порядок. Название «ордер» впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувия, автора знаменитого трактата «Десять книг по архитектуре». Ордер – это архитектурная композиция, которая включает вертикальные части (колонны или полуколонны – пилястры) и лежащую на них горизонтальную часть (антаблемент). Колонны и антаблемент оформлены в соответствии с определенным стилем. Обратимся к периодизации древнегреческого искусства:

I. Архаика, или древний период, – примерно с 600‑го до 480 г. до н. э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно.

II. Классика, или период расцвета, – с 480‑го по 323 г. до н. э. – год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень не похожие своей культурой; эта пестрота культур стала одной из причин упадка классического греческого искусства.

III. Эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 г. до н. э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

Зарождение древнегреческой культуры

Во II тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно стали перемещаться с севера в эгейскую область, и в начале I тысячелетия племена скотоводов и земледельцев проникли в южную часть Балканского полуострова. Так, племя дорийцев захватило микенские территории, при этом принеся с собой иной способ жизни и, видимо, умение выплавлять железо. А греки‑дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно‑мифологические представления ахейцев, многие их навыки и традиции.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов‑государств, соперничающих между собой, как, например, Афины или Спарта. Обширность территории, высокие горы, разделяющие прибрежные долины, препятствовали объединению этих городовполисов в единое государство. В VIII–VI вв. до н. э. в этих городах, расположенных на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и побережье Малой Азии, зарождается наука.

Однако искусство оказалось сферой интересов всех греков, поэтому многие творческие достижения в этой области быстро становились общим достоянием. Так возникли основные жанры художественной литературы, искусство театра, складываются предпосылки для блестящего расцвета архитектуры и изобразительного искусства – первые храмы и первые статуи из камня появились здесь еще в VII в. до н. э.

Строительная техника Древней Греции. Основным строительным материалом в древнегреческой архитектуре был камень, причем в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк. Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора. Из камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный. Кирпич использовался и при кладке стен, которые, например, в культовых сооружениях затем облицовывались каменными плитами.

Для сооружения кровли и перекрытий применяли дерево. В ранний период деревянными были и колонны храмов, о чем свидетельствует храм Геры в Олимпии, где их со временем заменили на каменные. Каменную кладку возводили сухим способом без раствора, усиление конструкции осуществлялось с помощью шипов или деревянных шпонок [10]. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, поэтому каменные блоки сцеплялись множеством металлических скоб. Процесс установки сложных архитектурных элементов был очень трудоемким. Только некоторые из них, например, капители и плиты со скульптурным рельефом, изготовлялись заранее. Остальные части окончательно обрабатывались лишь после их установки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмостки.

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась достаточной простотой. Эта система состояла из несущей (стены, колонны) и несомой частей (перемычки, балки, плиты).

Структура города. В городах, начиная с VI столетия, строилось много общественных зданий. Ядром каждого города была крепость (укрепленный акрополь), вначале включавшая дворец царя, а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собиралось городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания (Афины, VI в. до н. э.).

Древнейшие греческие города вырастали стихийно, без общей градостроительной идеи. Позднее они с размахом перестраивались, возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем подобной системы в Греции считается Гипподам из Милета.

Пространство площади, обрамленное общественными зданиями, называлось агорой и являлось естественным центром города. Основным местом общения горожан был портик, который называется стоей. Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие «стоики») и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды.

К наиболее значительным городским зданиям относится булевтерий, служивший местом заседаний городского совета, а также пританей, где постоянно поддерживался священный огонь. Скульптуры и памятники дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были непосредственно предназначены для торжественных процессий, поэтому здесь сооружали памятники в честь одержанных побед.

Каждый город имел свой храмовый комплекс. Первоочередной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов. Будучи жилищем божества, храм должен был обладать ясной и рационально построенной формой. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством – святилищем (наосом) и передней частью (пронаосом). Храм ограничивали стены и колонны, расположенные или перед одним из фасадов («храм в антах», простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или же окружавшие здание со всех сторон (периптер). Последний тип был наиболее популярен в период зрелой архитектуры.

Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей. В его святилище, или целлу, можно было попасть с одной из торцевых сторон. Перед целлой находился вестибюль с двухколонным портиком. С другой стороны целлы этот портик уравновешивался еще одним двухколонным портиком. Это был простейший храм в антах, где выступы боковых стен (анты) ограждали вход. Более сложными архитектурными конструкциями обладали простиль, где перед храмом в антах ставился портик со свободно стоящими колоннами, и амфипростиль, в котором такие портики располагались с обоих торцов. В более крупных храмах к одной из перечисленных архитектурных форм добавлялась колоннада, окружавшая здание с четырех сторон. Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей.

К наиболее значительным древнегреческим архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое во время Перикла возводили виднейшие мастера. Акрополь стал композиционным центром города. Его характерная черта – свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини НикиАптерос.

Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, также возводились различные сооружения. К ним относится гимнасий – здание, которое включало лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты. К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы.

Центральной частью греческого театра, который первоначально сооружался для выполнения обрядов, связанных с культом бога Диониса, является круглая площадка с жертвенным алтарем – орхестра. Для оборудования мест для зрителей, театрона, использовались склоны холма. У орхестры напротив театрона размещалась скена.

Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание, включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль. В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э., встречаемся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая, мужская, служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая, женская, также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов. Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон.

Период архаики. VII–VI вв. до н. э

Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами‑завоевателями, возникала новая культура. О древнейшем периоде эллинского зодчества – эпохе архаики – мы можем судить почти исключительно по постройкам культового назначения, так как от этого времени до нас дошли, главным образом, храмы и сокровищницы.

Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона (греч. μέγαρον – большой зал), прямоугольного в плане дома с очагом посередине. Мегарон, дом властителя, стал святилищем, но строительный материал остался все тот же – дерево и глина. Известен храм, построенный в первой половине VIII в. из необожженного кирпича и перекрытый деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Ордерная система. Как мы помним, все достижения греческой архитектуры того времени, конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VII в. до н. э. сформировались два художественных направления в древнегреческой архитектуре, два ордера: дорический и ионический. Древнейший эллинский архитектурный ордер – дорический. Название он получил от дорических племен. Дорический стиль отличался стремлением к монументальности, серьезности, мощности, мужественности, простоте и совершенству пропорций. Он сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером постройки такого типа может служить дорический храм Геры в Олимпии.

Храм дорического ордера, вероятно, произошел от жилого дома микенского типа и отличался от него лишь большим размером. Как уже говорилось выше, характерной особенностью многих эллинских храмов стала обрамлявшая постройку колоннада. Эта колоннада была греческим нововведением, и возможно, что возникновение ее связано со стоявшей перед зодчими задачей: создать из обычного строительного материала для жилищ того времени – непрочного кирпича‑сырца – монументальный храм, который должен был в течение долгого времени служить помещением для идола божества. Обнесение постройки колоннадой позволяло строителю далеко отодвинуть края крыши от стен здания, в силу чего сырцовые кладки становились более надежными и долговечными.

Когда‑то фризы и карнизы дорических храмов были раскрашены в красный и синий цвета. Сегодня же сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались.

Ионический стиль возник в Ионической области Малой Азии и был особенно популярен в греческих городах‑государствах, возникших на побережье. Отсюда ионический стиль проник уже в собственно греческие области. Мастера ионического направления, в отличие от представителей дорического стиля, стремились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. По сравнению с дорическими, колонны ионического стиля более нарядны, стройны и хрупки. Каждая колонна имеет свое основание – базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, так называемыми волютами.

Сразу стоит подчеркнуть: дорическое и ионическое – не совсем географические понятия. Дорические постройки можно встретить на ионической территории – и наоборот.

Как мы видим, оба стиля (ордера) с самого начала существовали параллельно и довольно сильно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и бо́льшие размеры, чем дорические. В период наивысшего культурного расцвета Древней Греции, который приходится на вторую половину V в. до н. э., возник третий ордер в архитектуре – коринфский. Его колонны еще изящней, чем колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По‑видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В самом конце IV в. до н. э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах. Но все же можно сказать, что коринфский стиль – это вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

Колонны. Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна – кверху. Микенская колонна была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна явно выполняет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции.

План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов, эти храмы не имели колоннады, идущей по всему периметру здания, постепенно разбогатевшие греческие города‑государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно‑деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады постепенно заменялись на каменные.

 

Колонны дорического, ионического и коринфского ордеров

Правда, еще во II веке в храме Геры в Олимпии греческий писатель Павсаний видел деревянную колонну. Знакомясь с историей строительства трех последовательно сменявших друг друга храмов Геры в Олимпии, можно проследить все перемены в архитектурных стилях греков: так, старейшая из этих построек колоннады еще не имела, затем появляются деревянные колонны, и только впоследствии их заменяют на каменные. Древнейшие дорические перистили – сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, – в архаический период были вытянуты в длину. Например, храм Аполлона в Сиракузах имел 6 фасадных колонн и по 7 – вдоль боковых стен. В период становления классической архитектуры мастера выработали правило, согласно которому у боковой стены здания должно быть расположено вдвое больше колонн, чем по фасаду, плюс еще одна. Так, Храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестейон демонстрируют соотношение колонн 6:3, а знаменитый Парфенон – 8:7.

Изначально дорические колонны имели достаточно большой диаметр и к тому же стояли близко одна к другой. Это придавало зданию тяжеловесную монументальность и серьезность. Развитие дорического стиля привело к изменению пропорций – колонны стали тоньше и стройней, что сказывалось на облике сооружения в целом.

Одновременно с дорическим менялся и ионический стиль, который стремился ко все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказалось влияние Востока. Здесь колонна выступает не только как опора (элемент тектонический), но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времени сохранилось очень мало, но достаточно взглянуть на храм Дидимайон в Милете, чтобы убедиться в различии этих стилей. Передний зал уходит гораздо дальше, в глубь святилища, чем в постройках дорического стиля, и поделен на нефы тремя рядами колонн, образующих настоящий лес из колонн. Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионическая, с завитками‑волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву – широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата – площадки, на которой она стоит. Ионическая колонна имеет сложный цоколь.

Углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

Об ионических храмах эпохи архаики мы знаем из античной литературы, слишком много их было уничтожено. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, но несколько веков спустя (в 356 г. до н. э.) сожженное Геростратом. От рук персов погиб храм Геры на Самосе, построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. Небольшие по размеру сооружения этого стиля сохранились лучше; среди них выделяется легкая и изящная сокровищница жителей острова Сифнос, возведенная из блестящего паросского мрамора в Дельфах около 525 г. до н. э., многоцветная, с кариатидами на антах – выступах продольных стен здания, ограждавших вход.

Эпоха классики. V–IV вв. до н. э

Когда войны с персами закончились победой греков, а Афины, возвысившись над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами, когда, наконец, началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике, греческая архитектура вступила в пору наивысшего расцвета.

Хотя главным центром художественной творческой деятельности были, особенно во второй половине IV столетия, Афины, другие области Эллады также украсились новыми великолепными постройками. Вспомним хотя бы храм Зевса в Олимпии в северозападной части Пелопоннеса, выдающееся творение архитектора Либона из Элиды, характерный образец так называемого сурового стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников этого стиля можно встретить на Сицилии и в Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании и др.

Наибольшего размаха достигло монументальное строительство в Афинах при Перикле (ок. 490–429 гг. до н. э.): за неполных два десятилетия были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины‑Победительницы; позднее также Эрехтейон.

В Афинах бросается в глаза стремление сочетать элементы ионической и дорической архитектуры. Подлинной гармонии удалось достичь строителям Парфенона Иктину и Калликрату. Колонны храма имеют такую же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжелым пропорциям сурового стиля пришли стройность и изящество. Влияние ионических традиций сказалось также в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения.

К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, – Пропилеев (438–432): ионические колонны соседствуют здесь с дорическими.

А вот в архитектуре красивого миниатюрного храма АфиныПобедительницы преобладают ионические черты, хотя построил его тот же Калликрат, что вместе с Иктином прославил город дорическим монументальным Парфеноном.

В духе ионических традиций сооружен был во время Пелопоннесской войны и Эрехтейон, расположенный очень живописно, на разных уровнях, со знаменитыми кариатидами с южной стороны здания.

Все эти замечательные творения афинских зодчих сосредоточены на Акрополе. А улицы города оставались узкими и кривыми, дома – низкими, приземистыми, скромными. Лишь новый, только что отстроенный порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии, которое переживали тогда Афины. О том же говорила и еще одна постройка светского характера: воздвигнутый при Перикле Одеон, где проходили музыкальные состязания.

Об украшении и благоустройстве родного города заботился, впрочем, и предшественник Перикла, аристократ Кимон. На рыночной площади, агоре, он посадил столь любимые греками тенистые платаны, а в предместье Афин, в роще, посвященной герою Академу, заложил гимнастические площадки, воздвиг колоннады, дававшие тень в часы нестерпимого южного зноя. Самая же красивая колоннада стояла на агоре – это была хорошо известная историкам искусств и философии стоя Пойкиле, расписной портик, украшенный живописью Полигнота и других мастеров. Росписи прославляли великие деяния афинян, начиная с легендарной войны против амазонок и до исторической битвы под Марафоном. Наконец, еще одним памятником классической эпохи были знаменитые Длинные стены, связывавшие Афины с портом Пирей.

Эпоха эллинизма – конец IV–I в. до н. э

Эпоха эллинизма – время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Прежде всего это завоевания Александра Македонского и распад его империи на ряд крупных монархий, в пределах которых оказались греческие города‑государства, что порождает новую эпоху в развитии античной культуры. Начало эпохи эллинизма связывают с завоеваниями Александра, а конец – с завоеваниями Рима.

Эпоха эллинизма была временем новых больших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности. Отдельные элементы этого нового зодчества мы уже отмечали, когда говорили об архитектуре второй половины IV в., но лишь теперь все намечавшиеся тогда явления развернулись вширь.

Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что ставит перед архитекторами грандиозные задачи по их планировке. Все новообразовавшиеся греко‑восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей. Создание больших государственных объединений, масштабы которых значительно превосходили небольшие общины эллинских полисов, дало несравненно больший размах строительству эпохи эллинизма. Со времени походов Александра Македонского и основания им десятков новых городов перед строителями открылись самые широкие возможности. Планировка города, неведомая архитектору в эпоху стихийного роста городов, становится одной из главных задач, стоящих перед зодчим в период эллинизма. О том, какой смелости и размаха достигали проекты зодчих этой эпохи, наглядно свидетельствует фантастический план, составленный Стасикратом, – превращения горы Афон в статую Александра, причем на одной руке царя должен был помещаться город с десятью тысячами жителей.

Далее особенности архитектурных стилей эллинистического периода логично рассматривать через описание планировки и главнейших построек крупнейших эллинистических центров.

Александрия, основанная в 332–33 г. до н. э. в устье Нила, была одним из главнейших городов в эллинистическую эпоху. Строителем этого города был родосский архитектор Дейнократ. Александрия была разбита по строго определенному плану, широкие прямые улицы пересекались под прямыми углами. Значительную часть города занимал царский дворец с прилегавшими к нему садами, театром, арсеналом, музеем и гробницей Александра. Гавань Александрии была создана искусственно, посредством мола в 200 м длиной, соединившего берег с островом Фарос и образовавшего два порта. При входе в восточный порт стоял грандиозный маяк, построенный около 279 г. до н. э. Состратом из Книда и просуществовавший до XIV в. Согласно современным реконструкциям, базирующимся в значительной мере на изображениях на монетах, маяк представлял собой высокую узкую башню более 00 м в высоту. Имевшая крутые стены нижняя часть здания по углам была украшена фигурами тритонов, над ней поднималась меньшая по размерам, восьмиугольная в плане, средняя часть маяка, над которой в свою очередь возвышалась небольшая увенчанная статуей ротонда. В эпоху эллинизма сложилось новое явление, не наблюдавшееся в классический период: сочетание в архитектуре эллинских и варварских (иноземных) элементов.

Зодчество Александрии нам мало известно, но можно предполагать, что в городе широко применялось соединение греческих и египетских элементов. Так, по дошедшим до нас описаниям парадного корабля Птолемея IV (22–205 гг. до н. э.), архитектурно оформленные части последнего были выполнены частично в греческом и частично в египетском стилях. Египетские элементы имели место и в парадной палатке Птолемея II (283–247 гг. до н. э.), представлявшей собой легкий павильон грандиозных размеров, который состоял из навеса, поддерживаемого колоннами в виде пальм и фирсов, с трех сторон обрамленного двухъярусной колоннадой. Это сооружение имело очень стройные, высокие, широко расставленные деревянные колонны, дававшие возможность довести до крайности то стремление к легким пропорциям, которое намечалось еще в эпоху классики.

Приена – небольшой малоазийский город, который начал заново отстраиваться во второй половине IV в., состоял из акрополя, расположенного на высоком скалистом холме и тоже укрепленного стенами нижнего города. Нижний город был распланирован по принципу Гипподома: широкие, прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы были расположены правильной сетью. Шедшая с востока на запад главная улица в центре пересекала рыночную площадь, вокруг которой была расположена значительная часть общественных построек: святилище Асклепия и Афины, священная стоя, булевтерий, пританей, гимнасий и, наконец, немного выше, на склоне холма акрополя, – театр. Рыночная площадь, представлявшая собой продолговатый прямоугольник, с трех сторон была обнесена колоннадой и рядом лавок, с четвертой стороны замыкалась расположенной по другую сторону главной улицы священной стоей. Стоя была сооружена около 50 г. на месте более ранней постройки и представляла собой длинную узкую галерею, разделенную на два нефа двумя рядами колонн и задней глухой стеной. Своей открытой, т. е. обрамленной колоннами стороной, стоя была обращена в сторону рынка.

К стое примыкал сооруженный, по‑видимому, еще в III в. экклесиастерий – здание для собраний общины. Оно было почти квадратным в плане; внутри находились с одной стороны места для магистратов, с трех других – места для граждан, уступами поднимавшиеся вверх, наподобие того, как это было в театре, с той, однако, разницей, что каждый из рядов образовывал не полукольцо, а шел параллельно трем стенам. Потолок опирался на четырнадцать столбов, проходивших в верхнем ряду сидений. Экклесиастерий вмещал до 500 человек.

К несколько более раннему времени относится храм Афины Полиады в Приене (его датировке помогла сохранившаяся надпись Александра Македонского 334 г.). Он был сооружен строителем Мавсолея, архитектором Пифеем, и знаменовал собой попытку возвращения к более простым формам в архитектуре.

Из других общественных сооружений в Приене упомянем новый гимнасий, сооруженный после 200 г. Главной частью этой постройки был большой, почти квадратный (34×35 м) перистильный, т. е. окруженный со всех сторон колоннадой, открытый двор, предназначенный для гимнастических упражнений. К этому двору примыкал ряд подсобных помещений (комнаты для занятий, умывальная и т. д.).

В Приене сохранилось значительное количество частных домов, дающих наглядное представление о жилищах эллинистического времени. Для этих домов характерным является следующее: глухая стена отделяет жилище от соседних владений и улицы; окон наружу нет, и через единственную дверь проход с улицы ведет в центральную часть жилища – открытый мощеный дворик. Вокруг двора группируются все помещения: прежде всего главная комната, которая отделяется от двора колоннадой портика (простада). Через двор проникает свет во все помещения дома.

В Приене начиная с первой половины II в. широко применялись арки. Так, арками перекрыты ворота в оборонительной стене города. Свод как конструктивный прием был известен в Греции еще в классическую эпоху, но не имел широкого применения и не определял художественных форм зодчества того времени. Лишь в эллинистическую эпоху, в связи с новыми задачами, вставшими перед зодчеством, свод начинает приобретать стилевое значение.

Милет, заглохший во время персидского владычества, снова расцвел в эллинистическую эпоху. В этот период в городе строится ряд общественных зданий. В некоторых из них мы находим характерные для зодчества рассматриваемого периода открытые дворы, обнесенные галереями колоннад. Таков был обширный – 50×60 м – двор при святилище Аполлона Дельфиния, служившем вместе с тем городским архивом. Из всех построек Милета наибольшего внимания заслуживает булевтерий, сооруженный между 75‑м и 64 г. Это здание, построенное на средства царя Сирии Антиоха IV, состояло из портика, украшенного снаружи четырьмя колоннами коринфского ордера, большого двора, с трех сторон обрамленного дорической колоннадой, и, наконец, украшенной снаружи полуколоннами продолговатой постройки, заключавшей в себе зал заседаний городского совета. Зал, вмещавший более 500 человек, отличался тем, что места в нем шли не по трем сторонам, а располагались полукругом, подобно тому, как это было в греческом театре.

Наконец, следует упомянуть начатый в эллинистическую эпоху, но законченный уже в римское время театр в Милете, представлявший собой самый большой из театров в Малой Азии. Он был сооружен из мрамора. Вместимость театра составляла 25 000 зрителей.

Пергам – столица небольшого, но довольно богатого, могущественного и культурного эллинистического государства, дает нам представление о планировке эллинистического акрополя. Этот город, сильно разросшийся в эпоху эллинизма, первоначально был сосредоточен на довольно высоком холме. Уже с середины III в. Пергам начал расти, примерно через столетие он уже раскинулся по склонам холма, очистив его вершину для общественных зданий акрополя и дворца царя. Планировка пергамского акрополя строится на других принципах, чем планировка афинского Акрополя второй половины V в. Здесь нет той свободной расстановки зданий, которую мы наблюдали в эпоху классики, но вместе с тем он не строится по системе пересекающихся под прямым углом линий, как улицы Приены. Здания пергамского акрополя располагаются веером, обступая котловину театра.

Стоявший над этой котловиной, построенный еще в IV в., храм Афины Полиады был обрамлен двухъярусной колоннадой. В нижнем ряду стояли дорические колонны, поддерживавшие дорический антаблемент. Высота колонн составляла 5 м. В верхнем ярусе колонны были ионические (3 м высотой). Поддерживаемый этими колоннами антаблемент был смешанных ордеров.

Но наиболее интересен располагавшийся на юг от храма Афины Полиады алтарь Зевса в Пергаме, он представлял собой самую грандиозную из построек подобного рода и был воздвигнут около 80 г. Четыре ступени служили постаментом сооружения, почти квадратного в плане (34×36 м). Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный [11] фриз, представлявший битву богов с гигантами (длина фриза достигала 30 м, высота – 2,3 м). Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионического ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю.

Обрамленные колоннадами галереи находили самое широкое применение в Пергаме. Такими галереями была обнесена расположенная к югу от алтаря Зевса рыночная площадь. Сооружены они были, по‑видимому, во времена Евмена II. Это широкое распространение окруженных колоннадами дворов и площадей знаменует новые устремления в эллинистической архитектуре.

Архитектура архаического и классического периодов фиксировала внимание на разрешении проблемы объемного построения здания в значительно большей степени, чем на организации пространства внутри него. Дальнейшей разработкой проблемы внутреннего пространства стал эллинистический перистильный дворик. Часто отделенный глухой стеной от наружного пространства, он всецело сосредотачивает внимание зрителя на пространстве внутреннем, тем самым как бы производя переоценку художественных ценностей, перенося акцент с объемов и масс на пространство.

С этой особенностью эллинистического искусства, вероятно, связано широкое распространение в эту эпоху садов и парков, с которыми компоновались в единый художественный ансамбль виллы и другие архитектурные сооружения. Судя по сделанным при раскопках находкам, благоустройство Пергама, а также и других эллинистических городов стояло на значительной высоте. Улицы были прекрасно вымощены, для водоснабжения города служили не только цистерны, но и водопроводы; через свинцовые трубы вода доставлялась на значительные расстояния; существовала и канализация.

Афины. На общем фоне бурной строительной деятельности в странах эллинистического Востока заметно отодвигаются на второй план старые эллинские центры экономической, политической и культурной жизни, что сказывается в том числе и на Афинах. Главнейшими постройками, возникшими в Афинах в эпоху эллинизма, если не считать заново перестроенного при Ликурге театра Диониса, являются Олимпейон, стой Евмена и Аттала II и Горологий Андроника. Около 75 г. на средства сирийского царя Антиоха IV Эпифана велась не доведенная до конца постройка храма Зевса Олимпийского в Афинах. Руководил этой работой римский архитектор Коссутий. Храм, по его плану, должен был представлять коринфский диптер, имевший по восемь колонн с фасадных сторон. Колонны достигали 7 м в высоту. Наконец, следует упомянуть Горологий, построенный в I в. до н. э. Андроником из Кирроса. Это сооружение представляет собой восьмигранную башню, гладкие стены которой украшены вверху рельефами с изображением ветров, в силу чего обычно этот памятник именуется Башней ветров. Башня была сооружена из мрамора, высота ее 3,4 м. Внутри башни были устроены водяные часы. Горологий вводит нас в круг памятников позднего эллинизма.

Итак, зодчество эпохи эллинизма характерно тем, что в нем трансформируются созданные в предшествующие эпохи типы построек и вместе с тем появляются новые. К их числу относятся Фарос в Александрии, экклесиастерий в Приене, булевтерий в Милете, стой и алтарь в Пергаме, Горологий в Афинах. Увеличивается количество светских построек, хотя немало в это время продолжает строиться и культовых сооружений. Однако все эти постройки уже не заключают в себе тех героических масштабов, которые имели место в зодчестве V в.

В эту эпоху мифологическому миросозерцанию нанесен тяжелый удар. В человеческом сознании господствует трезвый рационализм, развиваются науки: геометрия (Эвклид), механика (Архимед), астрономия (Аристарх Самосский и Гиппарх), география (Эратосфен), естественнонаучные дисциплины (Герофил и Эрасистрат) и др.

В связи с этими новыми условиями эпохи изменяется значение архитектурных ордеров. Занимавший первенствующее положение в VII–V вв. до н. э. и начавший его утрачивать в IV в. до н. э. дорический ордер встречается теперь сравнительно редко, главным образом в нижних этажах двухъярусных колоннад. При этом пропорции его, чтобы придать колоннам большую легкость и стройность, настолько перерабатываются, что эллинистические постройки этого ордера производят впечатление, в корне отличное от того, которое производят храмы VI–V вв. до н. э., – вялость и безжизненность сменяют былую мощь и суровость. Характерное для этой эпохи явление – резко отрицательное отношение к дорическому ордеру малоазийских зодчих (Пифея, Гермогена, Аркесия). Наоборот, ионический ордер занимает теперь первенствующее положение; его легкость, изысканность и широкие возможности для декоративного убранства здания в большей мере отвечают вкусам эпохи.

Еще более нарядный и изукрашенный коринфский ордер приобретает большее, чем в IV в. до н. э., значение, появляясь и на наружных колоннадах (Олимпейон Коссутия в Афинах).

Всей сумме этих явлений, выражающих стремление сделать искусство предметом роскоши и утонченного комфорта, в полной мере соответствует широко распространившееся в эпоху эллинизма учение Эпикура, ставившее высшей целью стремление к наслаждению, к личному благу и достижению постоянного счастья в покое, следующем за удовлетворением всех потребностей.

Этрусское строительное искусство

Обитателей холмистой Этрурии греки называли тирренами, а римляне – этрусками. Они‑то и стали первыми учителями римлян. Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация задолго до начала нашей эры. С тех пор их улыбающиеся статуи и расписные гробницы хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч сохранившихся этрусских надписей бо5

льшая часть не расшифрована. Не удалось даже точно определить, к какой группе принадлежит их язык.

Они заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но происхождение этого народа до сих пор остается неясным. Согласно одной теории, они пришли в Этрурию (современная Тоскана) из Малой Азии, видимо, после Троянской войны. В соответствии с более поздней точкой зрения, этруски представляли собой древнейшее население Италии. Обе теории имеют право на существование, ибо в своих истоках этрусское искусство имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством.

Итак, в VIII в. до н. э. в Этрурии возникает культура, отличная от остальных культур, существовавших на территории Италии того времени. Начиная с VII в. до н. э. там наблюдается бурное развитие: возникают этрусские города Вейи, Тарквинии, Вульчи и ряд других. VI в. до н. э. был вершиной этрусского могущества, когда этруски расширили свою территорию и вели интенсивную торговлю со всеми областями, примыкавшими к Средиземному морю. В III в. Этрурия попадает в зависимость от Рима.

Этрусская архитектура хотя и не достигла такой изысканности форм, как греческая, однако оказала значительное влияние на римскую архитектуру. В VI в. до н. э. этруски возводят ряд значительных инженерных сооружений, например, строят канализацию в Риме, укрепления вокруг Капитолия и закладывают римские оборонительные стены. Этруски были мастерами строительства сводов. Кроме дерева и обожженного кирпича они использовали камень: необработанный, прежде всего для циклопической кладки, и тщательно отесанный для сводов. Камни, составляющие свод, были отесаны так, что швы между ними направлялись точно в центр образования его кривизны.

Этрусские города имели прямоугольную планировочную структуру с двумя главными пересекающимися коммуникационными осями. Эта система была использована позднее при основании римских городов.

В целом об этрусских городах мы знаем не очень много, так как ни один из них не был достаточно тщательно изучен. Для строительства городов выбирались места, удобные для обороны от неприятеля. Дополнительно они обносились стенами. Наибольшее число сохранившихся этрусских построек представляют собой гробницы самых разнообразных форм. Некоторые имеют конусообразную форму.

Монументальная архитектура гробниц, которая появляется в VII в. до н. э., носит отпечаток внешних влияний, и прежде всего Востока. Ранние надгробия часто перекрывались сводами, конструкция которых известна по микенским купольным гробницам. Большой интерес представляет гробница в виде круглого каменного цоколя, в котором имеются входы в отдельные погребальные помещения. На цоколе насыпан земляной холм конусообразной формы – тумулус. Гробницы Средней Италии подобны гробницам на тумулусовых полях в Анатолии (Малая Азия), у городов Гордион и Сарды – древних столиц Фригии и Лидии. Хотя сотни этих надгробных сооружений в Италии были уничтожены, но и сейчас встречается немало тумулусов у Кортоны вблизи Тарквиний, недалеко от Кастелина в Чианти, рядом с Вульчи и у Вей.

Господствующее положение в городах занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого представляла собой лестницу. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части – святилища трех богов. В архитектуре храмов использовался специфический ордер, который в период Ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер.

Колонны своей формой говорят о родстве с дорическим ордером. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии, Ветерес и др.).

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую – в сюжетных рельефах, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV–III вв. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги.

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами [12]. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища с выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли и культовую задачу апотропеев, т. е. оберегали храмы от злых сил. К тому же они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

Уже в конце VI в. до н. э. этрусский царь Тарквиний Старый возводит на Капитолийском холме в Риме большой храм, имевший три ряда колонн. Следует отметить, что он был построен на полстолетия раньше, чем Парфенон на афинском Акрополе.

Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций I тыс. до н. э.

Архитектура Рима

Первые крупные постройки в Риме возводились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами. Поэтому римская архитектура при самом своем зарождении усвоила важнейшую форму этрусского зодчества – циркульную арку, т. е. полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою.

Употребление этой архитектурной формы и происходящих от нее коробового и крестового сводов и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие своим сооружениям, воздвигать огромные здания, делать внутренние помещения большего размера и строить здания в несколько этажей. Однако в целом римская архитектура, безусловно, испытала сильное влияние греческой.

В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь и величие, подавляющие человека. Для римских городов характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Римскую архитектуру отличает широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и в провинциях. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, воинственному духу и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности.

 

Коробовый и крестовый своды

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью – все то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне первыми стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы – кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Композиция характерного римского городского ансамбля – форума – несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища. Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно‑перистильный. Обычно дом размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум – замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.

В римских форумах получила отражение та же идея замкнутой осевой композиции – ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период форумы обычно служили рынками, и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т. д.

Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско‑архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно‑осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм.

Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов.

Практический склад римской культуры сказывался во всем – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах, покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромное количество людей.

Во всем Древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

Ордерная система. Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжелых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно легких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем‑то более солидным, способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти не используют колонны для указанной цели, их место занимают массивные стены и пилястры. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и стенных поверхностей (хотя иногда, например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает использоваться так же, как и в Греции). Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего нового: они взяли уже готовые греческие стили и видоизменили их в соответствии со своим вкусом. Таким образом, образовалось пять ордеров: римско‑дорический, римско‑ионический, римско‑коринфский, композитный, тосканский.

Римско‑дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:, а как 7:), а все ее элементы стали более сухими, жесткими.

Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остается без каннелюр [13], а если они и покрывают ее, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску.

Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, любившим пышность и блеск, слишком простыми и бедными: поэтому они использовали предпочтительно коринфский ордер, переделав его на свой лад и придав ему больше роскоши. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности они добавляли к ним листья лавра и других растений, причем иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперед полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи римского искусства доходило до безвкусия.

Кроме того, римляне придумали еще более пышный ордер, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей. Таким образом появился стиль, которому присвоено название римского, или композитного.

Произвольно перерабатывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись при строительстве одного здания использовать различные стили, причем дорический стиль обычно являлся в нижнем этаже, ионический – во втором, коринфский или композит – в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определенных промежутков между колоннами и группировали их по две, по три, одна возле другой. Если колонна казалась слишком длинной для данного места, ее укорачивали и помещали под ее базой пьедестал, выступающий из стены; а находили ее слишком короткой – делали над ее антаблементом опять‑таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого аттика, в котором выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Сохранив треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и использовали так же, как и декорирование колоннами, – не только снаружи, но и внутри здания.

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.

1. Первый период охватывает время от основания Рима (датой основания города считается 2 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда) до середины II в. до н. э.

2. Второй период продолжается с середины II в. до н. э. до падения республиканского правления (то есть до 3 г. до н. э.).

3. Третий период, самый блестящий этап истории римского зодчества, начинается со времени захвата Августом власти над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, т. е. до 38 г.

4. Четвертый, последний период истории римской архитектуры, длится до окончательной победы христианства над язычеством в 300‑х годах.

Первый период. 753 г. до н. э. – середина II в. до н. э. Это время еще небогато постройками, да и те, которые возникали, носили чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальный период существования римского государства возводилось для общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города (с главным туннелем – Большой Клоакой, отводившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр), прекрасные дороги, например, Аппиева дорога, вымощенная большими, плотно пригнанными камнями; акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Второй период. Середина II в. – 31 г. до н. э. Во втором периоде римской архитектуры очень усилилось греческое влияние. Этот период также ознаменован появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как ранее храмы строились из местных вулканических пород – пиперина и травертина; кроме того, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли некоторые отличия от них.

Римский храм этой и последующих эпох обычно представлял собой одну целлу продолговатой четырехугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, последняя освещалась только через эту дверь.

Иногда колонны украшали только портик храма (простиль), иногда и боковые стороны целлы (разновидность периптера), но их не было с задней стороны. Случалось, что вместо настоящих колонн использовались полуколонны, выступающие из стен целлы (псевдопериптер). Крыша здания всегда была двускатной, с треугольным фронтоном над портиком.

Наряду с подобными святилищами греческого типа римляне сооружали в честь некоторых божеств круглые храмы. Это было их собственное изобретение.

Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно назвать сохранившиеся (до известной степени) до наших дней храм Портуна (псевдопериптер с портиком тяжелого ионического стиля) и круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами еще не вполне выработавшегося римско‑коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.

В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода в особенности заслуживают внимания такие здания:

• Табуларий – здание значительного размера, построенное в 78 г. до н. э. для государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял аркад с дорическими колоннами;

• трехъярусный деревянный театр Скавра (58 г. до н. э.), вмещавший до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй;

• первый каменный театр, возведенный в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный храмом Венеры Победительницы. Все эти здания дошли до нас, увы, только в изображениях,

сами они были разрушены, точно так же как хронологически и стилистически следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмом Венеры Родительницы, колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шелковый шатер для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, законченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла.

Третий период. 31 г. до н. э. – 138 г. Это самый впечатляющий отрезок истории древнеримской архитектуры. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд; цирки, где происходили соревнования колесниц; библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. В это время римляне начинают широко применять бетон. Типично римскими являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Еще более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) – одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма в честь всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных масштабах, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, распространив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, заказывавшим себе копии, которые в итоге пережили оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а как информацию о том, как выглядели их предки. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным.

В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий получают полное развитие, достигают удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесенные с Востока и из Египта.

Император Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Выполняя свой обет, данный в битве при Акциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса Мстителя. До сего времени уцелели остатки зданий этого форума: три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов. Еще более замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся памятник представляет собой выстроенный в 26 г до н. э. Пантеон Агриппы. Август еще при своей жизни воздвиг себе мавзолей, от которого остались теперь только груды камня, – гигантский памятник занимал на Марсовом поле площадь в 3400 м2 и состоял из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженных деревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора. Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что принял этот город кирпичным, а оставил мраморным, Август наделил многие другие города империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.

После смерти Августа в Риме на некоторое время снизились темпы строительства; но Тиберий все же начал сооружать храм Кастора и Поллукса, впоследствии завершенный Калигулой. Клавдий построил акведук своего имени, доставлявший в Рим воду реки Анио с Сабинских гор, – громадное сооружение длиной более 0 км, вытянувшееся через римскую Кампанью и состоявшее из арок, поддерживающих канал, по которому неслась вода. Нерон, после известного пожара Рима, на его дымящихся развалинах построил Золотой дом, который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством; это гордое здание после смерти тирана было разрушено ненавидевшим его народом.

После воцарения Флавиев императоры этой фамилии наделили Рим и его провинции множеством зданий, не уступающих своими размерами появившимся в эпоху Августа и даже превосходящими их роскошью. Веспасиан начал сооружать в Вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, законченный в 70 г. н. э. Титом. Кроме Колизея, из построек этого государя важнейшими были термы его имени и дворец, возведенный для него. При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима – сооружением, интересным потому, что в нем мы впервые видим совершенно определившийся, характерный тип римских триумфальных арок. К тому же полуколонны, украшавшие эти ворота, представляют первый известный пример капителей композитного стиля. Кроме того, Домициан начал строить новый форум (лат. Forum Transitorium), законченный Нервой, который назвал его своим именем.

Траян соорудил другой форум, своими размерами и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени.

Любимый архитектор императора, Аполлодор Дамасский, поместил в центре этого форума обширную базилику с девятью нефами и громадную, доныне сохранившуюся колонну в честь Траяна, с украшающим ее барельефным изображением эпизодов его похода против даков. Не ограничиваясь Римом, Траян украсил роскошными сооружениями многие другие города, причем в большинстве случаев пользовался услугами того же Аполлодора; особенно много было возведено общественных построек на родине императора, в Испании.

Римская архитектура еще больше оживилась в царствование Адриана, который не только был любителем искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание Восстановитель. Наиболее интересные из них – храм Венеры и Ромы, стоявший как раз напротив Колизея, – самый бо

Date: 2015-06-05; view: 2627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию