Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 29. Таможенная процедура таможенного транзита





 

Статья 233. Содержание таможенной процедуры таможенного транзита и условия помещения товаров под таможенную процедуру

 

Комментарий к статье 233

 

Понятие транзита содержится в ряде международных соглашений и конвенций. Согласно положениям главы 1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) термин "таможенный транзит" означает таможенную процедуру, в соответствии с которой товары транспортируются под таможенным контролем из одного таможенного органа в другой.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет таможенный транзит как таможенную процедуру, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Ранее Таможенный кодекс РФ разделял таможенный транзит на внутренний и международный. Международный транзит относился к "таможенным режимам", внутренний - к "таможенным процедурам". ТК ТС объединил виды транзита в один - "таможенный транзит" - и заменил таможенные режимы таможенными процедурами. С принятием нового кодекса понятийный аппарат стал более точным и универсальным, поскольку переименование института таможенных режимов позволяет избежать определения таможенного режима через понятие таможенной процедуры.

По ТК ТС к процедуре таможенного транзита применяются и общие положения, касающиеся декларирования товаров (гл. 27 ТК ТС). В связи с этим добавились новые операции, связанные с декларированием товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита. Круг расширился за счет таких операций, как:

- выпуск товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита;

- отказ в выпуске товаров в соответствии с данной процедурой;

- отказ в регистрации транзитной декларации;

- отзыв транзитной декларации.

Ранее при транзите товаров были предусмотрены следующие основные операции: принятие (регистрация) транзитной декларации; разрешение на таможенный транзит; завершение таможенного транзита.

Кроме того, ТК ТС подменил понятие "лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит" понятием "декларант таможенной процедуры таможенного транзита". Декларантом могут быть перевозчик, экспедитор (если он является лицом государства-участника ТС), а также лица, заключившие внешнеэкономическую сделку или имеющие право владения, пользования и распоряжения товарами. Кроме того, декларантами могут выступать следующие иностранные лица:

- физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

- лица, которые пользуются таможенными льготами в соответствии с гл. 45 ТК ТС (члены дипломатических представительств и консульских учреждений);

- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена Таможенного союза в установленном порядке (при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств);

- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства Таможенного союза.

Важной особенностью является тот факт, что декларантом процедуры таможенного транзита теперь может выступать новый субъект таможенного права - уполномоченный экономический оператор. Этот институт, введенный ТК ТС, заменил собой лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами.

Под таможенную процедуру таможенного транзита помещаются как иностранные товары, т.е. товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС (ч. 10 ст. 4 ТК ТС), так и товары Таможенного союза.

Устанавливая правила перевозки товаров под процедурой таможенного транзита, законодатель определяет случаи использования этой процедуры. Таможенный транзит применяется при перевозке:

- иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

- иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

- иностранных товаров, а также товаров Таможенного союза, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

- иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

- товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров. Промежуточная или вынужденная посадка воздушного судна может производиться в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, при необходимости заправки судна, а также в иных экстренных ситуациях, не предполагающих выгрузку или частичную выгрузку товаров. Необходимость обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства при дальнейшей транспортировке находящихся на борту судна товаров отсутствует, поскольку специфика воздушной перевозки исключает выгрузку товаров.

Статьей 216 ТК ТС предусмотрено, что помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий:

- товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории;

- в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

- в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

- представлена транзитная декларация;

- в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров; таможенное сопровождение; установление маршрута перевозки товаров; обеспечена идентификация товаров; транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями) в соответствии со ст. 217 ТК ТС.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация.

Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации (в соответствии с гл. 27 ТК ТС).

Транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу, за исключением случаев, когда в качестве транзитной декларации используются документы, предусмотренные международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК ТС:

- заполненные листы транзитной декларации;

- книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;

- карнет А.Т.А., заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете А.Т.А. для временного ввоза 1961 года и Конвенции о временном ввозе 1990 года (далее - Конвенции о временном ввозе) с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства - члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства);

- транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не изменился, за исключением следующего:

1) в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков, а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов (в соответствии с положениями российского законодательства требовалось представление указанных документов, но не требовалось указания сведений о них в транзитной декларации);

2) не требуется указания в транзитной декларации сведений о водителях транспортных средств;

3) не требуется указания в транзитной декларации сведений о предполагаемом сроке таможенного транзита.

Форма транзитной декларации отличается от формы декларации на товары и устанавливается решением Комиссии Таможенного союза (см. решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации").

Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии.

Таможенный орган регистрирует транзитную декларацию в срок не более двух часов с момента ее подачи.

Регистрация транзитной декларации осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления путем присвоения ей регистрационного номера в соответствии с порядком заполнения транзитной декларации.

С момента присвоения регистрационного номера транзитная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таможенный орган отправления отказывает в регистрации транзитной декларации в следующих случаях:

а) транзитная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать транзитные декларации;

б) транзитная декларация подана не уполномоченным лицом;

в) в транзитной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные ст. 182 ТК ТС;

г) транзитная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

д) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

По письменному обращению декларанта зарегистрированная транзитная декларация может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.

Согласно положениям п. 3 комментируемой статьи особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским и воздушным транспортом, а также при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа устанавливаются ФТС России, по согласованию с Министерством транспорта РФ, а особенности таможенного транзита иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа устанавливаются ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Так, например, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, разработаны в целях развития перевозок товаров морским транспортом, упрощения и ускорения таможенных процедур и применяются при перевозке иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита на морских судах, осуществляющих международную перевозку товаров между определенными портами с регулярным движением судов (далее - на линиях) с последовательными заходами в два и более морских порта Российской Федерации. Информация о морских судах, осуществляющих международную перевозку товаров на линиях, доводится ФТС России до сведения таможенных органов по представлению Росморречфлота. Морские суда и перевозимые на них товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения ими таможенной границы Таможенного союза при их прибытии на единую таможенную территорию Таможенного союза и до момента фактического вывоза с единой таможенной территории Таможенного союза или помещения под избранную таможенную процедуру. Любое изменение места стоянки морского судна в морском порту осуществляется только по согласованию с пограничным и таможенным органом, в регионе деятельности (зоне ответственности) которого расположен указанный морской порт (порты) (см. Приказ ФТС России от 27 мая 2011 г. N 1075 "Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом").

 

Статья 234. Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита

 

Комментарий к статье 234

 

Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган вправе потребовать от лица, обратившегося за помещением товаров данную процедуру, принятия мер по обеспечению соблюдения законодательства. ТК ТС устанавливает следующие способы обеспечения соблюдения законодательства, которые могут применяться как по отдельности, так и в совокупности:

- обеспечение уплаты таможенных платежей;

- таможенное сопровождение;

- определение маршрутов перевозки.

Меры по обеспечению соблюдения законодательства при таможенной процедуре таможенного транзита применяются таможенными органами в целях:

- недопущения введения в оборот товаров без применения к ним запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- соблюдения в отношении товаров мер таможенно-тарифного регулирования, если применение таких мер предусмотрено законодательством.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в валюте Российской Федерации. В сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов подлежат включению суммы таможенных сборов за таможенные операции и процентов.

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

- денежными средствами (деньгами);

- банковской гарантией;

- поручительством;

- залогом имущества.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из суммы таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенной процедурой экспорта, и не может превышать размер указанных сумм. Если установление точного размера обеспечения невозможно в связи с отсутствием точных сведений о товарах, наименовании и количестве, таможенный орган определяет размер обеспечения исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров, их количества и иных имеющих значение сведений, которые могут быть определены исходя из представленной таможенному органу информации.

Документом, подтверждающим обеспечение уплаты таможенных платежей, является гарантийный сертификат, который должен быть оформлен перевозчиком до прибытия товаров на таможенную территорию.

Согласно положениям ч. 2 комментируемой статьи при транзите товаров обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления или назначения. Такая мера не требуется, если декларантом выступает таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор. А также в том случае, если товары перемещаются железнодорожным, трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи или если товары перевозятся под таможенным сопровождением. Кроме того, предоставлять обеспечение не требуется, если сумма таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро. В Таможенном кодексе РФ эта сумма ограничивалась 20 тыс. руб.

Частью 3 комментируемой статьи, а также отсылочной нормой на наднациональное законодательство (ТК ТС) определено, что таможенное сопровождение - это мера по обеспечению соблюдения законодательства о таможенном деле при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, при использовании которой должностные лица таможенных органов, иные организации в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза сопровождают транспортные средства, перевозящие товары, на основании решения таможенного органа.

Таможенное сопровождение применяется только на территории РФ, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза или международными договорами Российской Федерации. При перевозке товаров под таможенным сопровождением таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случая, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено до принятия решения о таможенном сопровождении.

В целях обеспечения применения таможенными органами ТК ТС, Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975), комментируемого Закона, единообразного применения таможенными органами мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, разработан Порядок таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары (далее - Порядок) (см. Приказ ФТС России от 25 февраля 2011 г. N 397 "Об утверждении Порядка таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары"), в соответствии с которым таможенное сопровождение применяется только на территории РФ, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза или международными договорами Российской Федерации.

При перевозке товаров под таможенным сопровождением таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 217 (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС), за исключением случая, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено до принятия решения о таможенном сопровождении.

Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случаях, определенных п. 2 ст. 218 ТК ТС, а именно в случаях:

1) определяемых на основе системы управления рисками;

2) непредставления либо недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 12 ТК ТС;

3) неоднократного невыполнения перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;

4) неисполнения перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 227 настоящего ТК ТС.

В исключительных случаях в соответствии со ст. 23 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее - Конвенция МДП, 1975) таможенные органы вправе принимать решение об организации таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары в соответствии с Конвенцией МДП, 1975.

В соответствии с комментарием к ст. 23 Конвенции МДП, 1975 таможенные органы могут требовать сопровождения товаров и транспортных средств, перевозимых по процедуре МДП, за счет перевозчика, в том числе в случае, если сумма таможенных платежей за перевозимые товары превышает 50 тыс. долларов США. В этом случае, в соответствии со ст. 17 Конвенции МДП, 1975, таможенные органы не могут требовать предъявления дополнительных книжек МДП (см. письмо ГТК РФ от 13 июня 2002 г. N 01-06/23242 "О применении мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства при перевозке товаров по процедуре МДП").

Кроме того, в соответствии с Постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 5 апреля 2011 г. "О работе по организации таможенного сопровождения транспортных средств, перевозящих товары по таможенной территории Таможенного союза и результатах анализа критериев неприменения таможенного сопровождения товаров при перемещении иностранных товаров по процедуре МДП и предложениях по их унификации", ФТС России и ГТК Республики Беларусь на основании положений подп. 1 п. 2 ст. 85 ТК ТС принято решение не применять таможенное сопровождение в соответствии с положениями ст. 23 Конвенции МДП, 1975, в случаях, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в отношении перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием книжки МДП товаров превышает предел гарантии по книжке МДП не более чем на 500 (пятьсот) евро (см. письмо ФТС России от 29 апреля 2011 г. N 04-28/19890 "О выполнении решения коллегии ТК СГ").

Таможенное сопровождение может быть организовано таможенным органом отправления либо иным таможенным органом.

Таможенное сопровождение осуществляет, как правило, один таможенный наряд (одно или несколько должностных лиц, сопровождающих транспортные средства международной перевозки, перевозящие товары, в соответствии с настоящим Порядком).

Принятие решения о необходимости организации таможенного сопровождения таможенным органом отправления производится уполномоченными должностными лицами таможенного органа в течение 10 минут после регистрации транзитной декларации.

Решение об организации таможенного сопровождения принимается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) либо заместителем начальника таможенного органа.

В течение 10 минут после принятия решения о необходимости организации таможенного сопровождения таможенным органом оформляется заявку, которая незамедлительно передается (не более 10 минут) лицу, принимающему решение об организации таможенного сопровождения, с использованием оперативных каналов связи.

Перед подачей заявки должностное лицо таможенного органа присваивает ей порядковый номер.

Организация таможенного сопровождения и прием таможенным нарядом подлежащих сопровождению транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, должны быть завершены до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Ответственность за организацию таможенного сопровождения, в том числе за соблюдение сроков его организации и приема таможенным нарядом подлежащих сопровождению транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, несут должностные лица таможенных органов, оформившие и направившие заявку, лица, принимающие решение об организации таможенного сопровождения, и их непосредственные руководители.

За таможенное сопровождение взимаются таможенные сборы, которые уплачивает перевозчик или любое иное заинтересованное лицо после принятия таможенным органом соответствующего решения, но до начала организации таможенного сопровождения. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются таможенному органу, принявшему решение о таможенном сопровождении и организовавшему его. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте РФ. Уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в валюте РФ.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение взимаются в следующих размерах:

1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

а) до 50 км включительно - 2000 рублей;

б) от 51 до 100 км включительно - 3000 рублей;

в) от 101 до 200 км включительно - 4000 рублей;

г) свыше 200 км - 1000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей;

2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20000 рублей независимо от расстояния перемещения.

С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь, где таможенным сопровождением товаров, помимо таможенных органов, занимаются еще и подразделения Департамента охраны МВД Республики Беларусь, "Белтаможконвой", РУП "Белтаможсервис" и иные организации (см. Приказ ГТК Республики Беларусь от 20 ноября 2007 г. N 539-ОД), в комментируемый пункт включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и организациями, уполномоченными Правительством РФ, о чем свидетельствуют положения, приведенные в п. 4 комментируемой статьи.

Согласно положениям ч. 5 комментируемой статьи мера обеспечения соблюдения таможенного транзита, в форме установления маршрута перевозки товаров может применяться только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками.

Маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.

Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования.

Отклонение от установленных маршрутов влечет ответственность перевозчика по ст. 16.10 КоАП РФ.

Так, несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, в рамках таможенной процедуры таможенного транзита, приведет к тому, что данная организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 16.10 КоАП РФ.

Кроме того, несоблюдение маршрута доставки товара может повлечь неблагоприятные имущественные последствия для его владельца. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации" (см. Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. N 34 "О перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации") этиловый спирт, обнаруженный вне установленных таможенным органом маршрутов перемещения, считается находящимся в незаконном обороте и изымается в установленном порядке.

 

Статья 235. Место доставки товаров

 

Комментарий к статье 235

 

Согласно ч. 1 комментируемой статьи, место доставки товаров устанавливается в соответствии со ст. 220 ТК ТС и является зоной таможенного контроля, находящейся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Под зоной таможенного контроля понимается место, в котором может проводиться таможенный контроль в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. При этом местом доставки товаров, ввозимых из мест прибытия, является только место нахождения таможенного органа. Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).

Место доставки определяется таможенным органом отправления исходя из пункта назначения товаров, указанного в товаросопроводительных документах.

Законодатель предусмотрел действия перевозчика и таможенных органов в случае изменения пункта назначения товаров, если переадресация произведена в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области транспорта. В соответствии со ст. 12 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (Женева 19 мая 1956 г.) до прибытия груза в место, предусмотренное для его доставки, отправитель имеет право требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза получателю, отличному от указанного в накладной. Между тем большинство условий поставки товара, включенных в Международные правила толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС", предусматривают переход права собственности на товар к получателю с момента отгрузки товара или сдачи его перевозчику (термины группы "F", "C" и "E"). В таких случаях переадресация товара возможна только по указанию получателя. Таможенные органы, принимая решение о переадресации груза, должны проверять наличие у перевозчика, обратившегося с заявлением об изменении места доставки товаров, таких указаний правомочного по договору перевозки лица. В настоящее время в международной практике широкое использование получило транспортно-экспедиторское обслуживание грузов, поэтому указания об изменении пункта назначения товаров, маршрута перевозки и получателя перевозчик в большинстве случаев получает от экспедитора. Право экспедитора выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента (см. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности").

В случае если при таможенном транзите пункт назначения изменяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза в области транспорта, перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров.

Процедура изменения места доставки максимально упрощена. Перевозчик подает заявление об изменении места доставки, составленное в произвольной письменной форме, вместе с документами, подтверждающими изменение пункта назначения, транзитной декларацией и имеющимися у него другими документами на товары в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования. Решение по заявлению перевозчика принимается не позднее дня, следующего за днем его обращения в таможенный орган.

Изменение пункта назначения товаров предполагает завершение таможенной процедуры таможенного транзита, открытой таможенным органом отправления, и оформление новой процедуры таможенного транзита с выдачей новой транзитной декларации, определения сроков и места доставки. Представляется, что таможенный орган не должен в обязательном порядке заново проверять соблюдение всех условий помещения товаров под процедуру таможенного транзита. Товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита в день принятия таможенным органом решения об изменении места доставки товаров.

Доставление товаров в места, отличные от тех, которые определены таможенным органом в качестве места доставки, без получения разрешения таможенного органа на изменение места доставки образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.10 КоАП РФ.

Частью 2 комментируемой статьи определено, что таможенный орган отправления вправе устанавливать место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах, в случаях:

- если таможенное декларирование осуществляется специализированным таможенным органом. Федеральная таможенная служба России в соответствии с ч. 2 ст. 205 вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров в случаях создания специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров, исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары, либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров;

- если на территории в регионе деятельности таможенного органа, определенного в качестве места доставки, установлен режим чрезвычайного положения либо введены другие ограничения для ввоза отдельных категорий товаров в соответствии с законодательством РФ. Режим чрезвычайного положения - мера исключительная, крайняя и временная. Исключительность режима заключается в том, что вводится он только при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации. Крайность режима чрезвычайного положения проявляется в невозможности предотвратить такую угрозу без применения чрезвычайных мер. Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение таких мер и временных ограничений, как: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств, ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра (см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении");

- в иных случаях, установленных Правительством РФ.

 

Статья 236. Обязанности и ответственность перевозчика при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита

 

Комментарий к статье 236

 

Независимо от того, какое лицо получило разрешение на процедуру таможенного транзита - перевозчик, экспедитор, склад временного хранения, получатель, перевозку товаров при таможенном транзите осуществляет перевозчик, т.е. лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств (подп. 21 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

В ч. 1 комментируемой статьи законодатель отсылает нас к положениям ст. 223 ТК ТС, в соответствии с которой перевозчик обязан:

- доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен (ответственность установлена ст. 16.9 КоАП РФ в части выдачи или недоставления в таможенный орган товаров и документов на них и ст. 16.10 КоАП РФ в части несоблюдения срока и маршрута доставки);

- обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись (ответственность установлена ст. 16.9 КоАП РФ в части утраты товаров и ст. 16.11 КоАП РФ в части нарушения средств таможенной идентификации);

- не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов. Вместе с тем, если грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не наложены, совершение таких операций допускается после уведомления таможенного органа в письменной и (или) электронной форме (ответственность установлена ст. 16.13 КоАП РФ).

Важно подчеркнуть, что перечисленные обязанности возлагаются на перевозчика, вследствие чего именно он (а не лицо, поместившее товары под процедуру внутреннего таможенного транзита, если помещение товаров под эту процедуру осуществлялось другим лицом) является субъектом административного правонарушения.

Положения ст. 223 ТК ТС практически полностью сохранили обязанности перевозчика, установленные Таможенным кодексом РФ при внутреннем таможенном транзите, однако есть существенные моменты, отраженные законодателем в ст. 224 ТК ТС:

- во-первых, при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита;

- во-вторых, за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, указанного в п. 1 настоящей статьи, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность, установленную законодательством РФ. При недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик может нести ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита, если это предусмотрено международным договором РФ.

Как показывает практика, в настоящий момент таможенными органами Республики Беларусь не принимаются своевременные меры по возбуждению дел об административных правонарушениях по указанному факту в связи с отсутствием в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее - КоАП РБ) норм, предусматривающих административную ответственность при недоставке товаров на территорию иных государств. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 14.2 КоАП РБ лицо подлежит привлечению к административной ответственности при недоставке товаров на территорию Республики Беларусь <64>.

--------------------------------

<64> Бахтин Р.В. Административная ответственность перевозчика за недоставку (утрату) принятых к перевозке грузов на железнодорожном транспорте в условиях становления Таможенного союза // Административное и муниципальное право. 2011. N 5. С. 60 - 64.

 

Таким образом, на данный момент отсутствует регламентированный порядок взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам производства по делам об административных правонарушениях за нарушения таможенных правил, а порядок действия должностных лиц таможенных органов по привлечению перевозчика к административной ответственности за недоставку, утрату или выдачу без разрешения таможенного органа товара может быть истолкован двояко, так как одни нормативно-правовые акты предписывают привлекать к ответственности в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза, выдавшего разрешение на транзит (ст. 224 ТК ТС, ст. 4 Договора "Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза"; ч. 2 ст. 236 комментируемого Закона), другие же указывают на необходимость привлечения к ответственности в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого товары ввезены (ст. 7 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза").

Вместе с тем, если разрешение на процедуру таможенного транзита выдано таможенным органом РФ и факт неисполнения им обязанностей установлен на территории РФ, в данном случае перевозчик подлежит ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 16.10, 16.11, 16.9 КоАП РФ).

 

Статья 237. Завершение таможенной процедуры таможенного транзита

 

Комментарий к статье 237

 

Частью 1 комментируемой статьи определено, что завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется в порядке, установленном ст. 225 ТК ТС, а именно следующим образом. До завершения таможенной процедуры товар доставляется в место доставки, установленное таможенным органом отправления, и помещается в зону таможенного контроля, причем размещение товаров в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток, в отличии от подачи документов для завершения процедуры. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы: причем в случае перевозки товара автомобильным транспортом - в течение 1 часа с момента их прибытия в место доставки, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - в течение 2 (двух) часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа; в случае перевозки товаров с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта - в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.

Так, согласно ч. 3 комментируемой статьи при перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления перевозчиком таможенному органу назначения транзитной декларации, а также имеющихся у него иных документов не может превышать 12 часов с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров. В целях исчисления сроков, установленных настоящей частью, учитываются часы рабочего времени таможенного органа. По требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары. Положениями п. 4 статьи установлено, что таможенный орган, получивший документы для завершения процедуры таможенного транзита в течение 1 часа, регистрирует подачу документов и прибытие транспортного средства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации выдает перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства.

Частью 2 комментируемой статьи оговорено, что особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, ввозимых уполномоченным экономическим оператором при применении им специальных упрощений, таких как: - временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; - проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора (подп. 1, 3 п. 1 ст. 41 ТК ТС), устанавливаются в соответствии со ст. 87. Вместе с тем специальные упрощения, предусмотренные ст. 41 ТК ТС, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений, кроме того, специальные упрощения также не применяются в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке, а также в отношении иных товаров в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (см. решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 323 "О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору").

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает необходимые сведения для заполнения граф формы подтверждения о прибытии транспортного средства (см. Приказ ФТС России от 2 июня 2011 г. N 1175 "Об утверждении формы подтверждения о прибытии транспортного средства и внесении изменений в Приказ ГТК России от 8 сентября 2003 г. N 973"). Так, таможенным органом указываются следующие сведения:

- о дате и времени представления перевозчиком таможенному органу транзитной декларации, регистрации прибытия транспортного средства в место доставки, выдачи перевозчику подтверждения о прибытии транспортного средства, дата и время размещения товаров на складе временного хранения;

- регистрационный номер подтверждения о прибытии, номер транспортного средства международной перевозки, номер транзитной декларации, номера, даты и количество представленных перевозчиком документов, номера и даты документов, по которым будет осуществляться перевозка товаров на склад временного хранения, номер документа, подтверждающего принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита;

- наименование и адрес перевозчика, наименование и адрес таможенного органа назначения, наименование, адрес склада временного хранения и номер свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения;

- результат таможенного осмотра транспортных средств, возможность снятия средств идентификации и выгрузки товаров, возможность перемещения товаров из места нахождения таможенного органа назначения на склад временного хранения, срок таможенного транзита.

Причем согласно ч. 6 данной статьи, сведения о номере и дате документов, по которым будет осуществляться перевозка товаров на склад временного хранения, наименование и адрес таможенного органа назначения, наименование, адрес склада временного хранения и номер свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения, номер документа, подтверждающего принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, срок таможенного транзита, а также дата и время размещения товаров на складе временного хранения, указываются в подтверждении о прибытии транспортного средства в случае перемещения товаров из места нахождения таможенного органа назначения на склад временного хранения.

Форма подтверждения о прибытии транспортного средства подписывается лицом, его составившим, и заверяется личной номерной печатью, с двух сторон.

Согласно положениям ч. 7 комментируемой статьи завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется таможенным органом назначения в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита (п. 5 ст. 225 ТК ТС). Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита определяется решением Комиссии Таможенного союза. Таким образом, завершение процедуры таможенного транзита теперь не сопровождается обязательным предъявлением товаров таможенному органу: это происходит только по его требованию. Свидетельства о завершении таможенного транзита больше не выдаются, их сменили соответствующие отметки таможенных органов назначения в транзитной декларации или в транспортном документе. Это ускоряет завершение процедуры и делает ее менее бюрократичной.

Из положений ч. 8 комментируемой статьи следует, что перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Положения настоящей части не применяются при завершении таможенной процедуры в месте убытия в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза.

Согласно конструкции ч. 6 ст. 225 ТК ТС при завершении таможенной процедуры таможенного транзита обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, возложена в первую очередь на перевозчика <65>. Несоблюдение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.14 КоАП РФ.

--------------------------------

<65> Бахтин Р.В. Проблемные вопросы, возникающие у таможенных органов РФ при определении субъекта ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ // Административное и муниципальное право. 2011. N 9. С. 76 - 79.

 

Date: 2015-06-05; view: 810; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию