Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 14. Таможенные сборы





 

Статья 123. Виды таможенных сборов

 

Комментарий к статье 123

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи дается краткая характеристика таможенных сборов. В соответствии со ст. 70 ТК ТС, таможенные сборы являются одним из видов таможенных платежей. Виды таможенных сборов устанавливаются помимо ТК ТС законодательством государств - членов Таможенного союза.

Существование таможенных сборов обусловлено необходимостью покрытия расходов таможенных органов на совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Таможенные сборы, по сути, представляют плату за осуществление таможенными органами различных действий. Целью их уплаты является финансирование расходов органов государственной власти - таможенных органов, действующих в публичных интересах <53>.

--------------------------------

<53> См.: Таможенное право: Учебное пособие / Отв. ред. О.Ю. Бакаева. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 254.

 

Таможенные сборы, так же как таможенные пошлины, не входят в систему федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ), т.е. являются неналоговыми платежами. Как отмечает А.В. Брызгалин, неналоговый платеж - это обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством <54>. В данном случае таможенные сборы установлены таможенным законодательством. Статьей 51 БК РФ они отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета и зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

--------------------------------

<54> См.: Брызгалин А.В. Понятие налога и нормативное разграничение налоговых и неналоговых платежей по законодательству Российской Федерации // Налоговый вестник. 1997. N 10. С. 6.

 

Можно выделить следующие признаки таможенных сборов:

- являются обязательными платежами, за исключением случаев освобождения от их уплаты, установленных законодательством. Таможенные сборы устанавливаются государством в одностороннем порядке в форме закона. Их взимание служит публичным интересам;

- как правило, связаны с перемещением товаров через таможенную границу. Однако сбор за хранение уплачивается в отношении уже ввезенного товара;

- взимаются таможенными органами, за исключением сбора за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, принадлежащих российским юридическим лицам;

- являются фискальными платежами, зачисляются в доходную часть федерального бюджета и после перераспределения используются на удовлетворение публичных интересов государства;

- носят нерегулярный характер, т.е. уплачиваются только в строго определенных ситуациях, при необходимости совершения определенных действий;

- являются возмездными платежами, т.е. предполагают какое-либо встречное удовлетворение для плательщика сбора. Однако такая индивидуальная возмездность является условной, т.к. таможенный сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу;

- соразмерны масштабам оказываемых публичных услуг, т.е. размер таможенного сбора зависит или от стоимости декларируемого товара, или от расстояния, на которое перевозиться груз, или от веса товара, хранящегося на складе. Размер таможенного сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых совершаются одинаковые действия.

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель перечислил виды таможенных сборов. Несмотря на то что в ТК ТС перечень таможенных платежей не исчерпывающий, в комментируемом Законе четко указаны их виды. Данная норма не подлежит расширенному толкованию.

1. В п. 1 ч. 2 комментируемой статьи законодатель закрепил в качестве одного из таможенных сборов таможенный сбор за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции). Понятие таможенных операций раскрывается в пп. 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС. Следует отметить, что ряд действий, совершаемых таможенными органами и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, подпадает под понятие "таможенное оформление" <55>. Ранее действовавший Таможенный кодекс РФ от 2003 года оперировал этим понятием, однако в ТК ТС это понятие не применяется.

--------------------------------

<55> См.: Таможенное право: Учебное пособие / Отв. ред. О.Ю. Бакаева. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 342.

 

В юридической литературе под таможенным оформлением понимается "совокупность таможенных операций, совершаемых лицами и таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу" <56>, "совокупность всех таможенных операций и процедур, проводимых в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем, до момента приобретения ими неизменного статуса для таможенных целей" <57>. Таким образом, несмотря на отсутствие в таможенном законодательстве Таможенного союза понятия "таможенное оформление" совокупность таможенных операций по помещению товаров под определенную таможенную процедуру и завершению действия этой процедуры, по сути, является таможенным оформлением. В науке высказывалась позиция относительно целесообразности отмены сбора за таможенные операции <58>, проводя аналогию с налоговым законодательством, где при подаче налоговой декларации сбор за ее оформление отсутствует. Однако такой вид платежа установлен таможенным законодательством и приносит в казну значительный доход. Следует отметить, что к числу таможенных сборов за таможенные операции относятся также сборы подлежащие уплате при подаче как полной, так и неполной, периодической, или временной таможенной декларации.

--------------------------------

<56> См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Ю.А. Дмитриева. М., 2004. С. 120.

<57> См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. А.Н. Козырина. М., 2004. С. 148.

<58> См.: Бакаева О.Ю., Кочубей И.С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. 2008. N 5. С. 74.

 

2. В п. 2 ч. 2 комментируемой статьи в качестве таможенного сбора указан таможенный сбор за таможенное сопровождение. Таможенное сопровождение законодатель относит к мерам по обеспечению соблюдения таможенного транзита (ст. 217 ТК ТС). При использовании этой меры должностные лица таможенных органов на основании решения руководителя сопровождают транспортные средства, перевозящие товары под таможенным контролем. Как правило, таможенное сопровождение грузов осуществляется должностными лицами таможенных органов, группой таможенного сопровождения, созданной при таможенном органе, а также иными организациями с одинаковой целью: обеспечить соблюдение действующего таможенного законодательства. Таможенное сопровождение производится как в добровольном порядке, так и принудительно при недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или при неоднократном нарушении перевозчиком обязанностей при перевозке товаров транзитом. Но в любом случае у лица возникает обязанность уплатить сбор за таможенное сопровождение.

3. В п. 3 ч. 2 комментируемой статьи законодатель указал в качестве обязательного платежа сбор за хранение. Это вид платежа, уплачиваемого за хранение товаров на складе временного хранения таможенных органов. Такие склады временного хранения учреждаются согласно Приказу ФТС России от 6 декабря 2007 г. N 1496 "Об учреждении складов временного хранения таможенными органами". При принятии товара на склад временного хранения таможенного органа лицу выдается квитанция, экземпляр которой после выдачи товара передается в подразделение бухгалтерского учета таможенного органа (порядок заполнения Инструкции установлен Приказом ФТС России от 25 марта 2011 г. N 635 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа", а форма документа Приказом ФТС России от 13 января 2011 г. N 73 "Об утверждении формы квитанции о принятии товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа"). Если же склад временного хранения учреждается частными субъектами, то возмещение затрат на хранение происходит на основе положений гражданского законодательства.

 

Статья 124. Плательщики таможенных сборов

 

Комментарий к статье 124

 

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, непосредственно указывающую на ст. 114 комментируемого Закона как на условие своего действия. Таким образом, перечень плательщиков таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенные операции и за таможенное сопровождение одинаков. К ним относятся:

- декларант;

- уполномоченный экономический оператор;

- таможенный представитель, если он осуществляет декларирование товара;

- таможенный перевозчик в случаях утраты товаров, выдачи без разрешения таможенного органа третьим лицам перевозимых товаров;

- владелец таможенного склада и владелец склада временного хранения, в отношении товаров, хранящихся на складе, если эти товары уничтожены, утрачены или выданы без разрешения таможенных органов третьим лицам;

- владелец магазина беспошлинной торговли;

- лицо, которому временно введенные товары были переданы декларантом во владение или пользование.

2. Частью 2 комментируемой статьи определены плательщики таможенных сборов за хранение, к которым законодатель относит лиц, поместивших товары на склад временного хранения таможенного органа. К таким лицам можно отнести декларанта, таможенного представителя, уполномоченного экономического оператора, таможенного перевозчика.

 

Статья 125. Порядок исчисления таможенных сборов

 

Комментарий к статье 125

 

1. В комментируемой статье законодатель определяет порядок исчисления таможенных сборов. Первоначально законодатель предоставляет плательщику возможность добровольно исполнить обязанность по уплате сборов. По общему положению плательщик обязан самостоятельно исчислять таможенные сборы. Он не вправе перекладывать эту обязанность на иных лиц и таможенные органы. Для правильного исчисления таможенных сборов следует учитывать случаи освобождения от уплаты таможенных сборов.

Для исчисления таможенных сборов за таможенные операции плательщик должен знать таможенную стоимость товара, которая является базой для их исчисления. От нее напрямую зависит ставка сбора за таможенные операции. Для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение необходимы сведения о маршруте следования товара и виде транспортного средства. А для исчисления таможенных сборов за хранение плательщику необходимы сведения о весе товара, помещенного на склад временного хранения таможенных органов, и сроке его хранения.

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель закрепляет случаи, когда таможенные сборы исчисляются таможенными органами. Например, если плательщики не исполняют данную обязанность, таможенные органы выставляют требования об уплате таможенных платежей по установленной форме (см. комментарий к ст. 152 Закона). При перемещении товаров физическими лицами для личного пользования в некоторых случаях также возникает необходимость исчисления таможенными органами таможенных сборов: при размещении товаров на временное хранение на складе временного хранения таможенных органов; при помещении товаров под таможенные процедуры и др.

3. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается только в случаях, определенных ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В каждой стране функционирует своя валюта. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N 179-О ч. 1 ст. 75 Конституции РФ установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, закреплены исключительное право Центрального банка Российской Федерации на осуществление денежной эмиссии и одновременно запрет на введение и эмиссию других денег. Однако этот запрет не исключает возможность для граждан по своему выбору обменивать введенный в качестве государственной денежной единицы Российской Федерации рубль на национальные валюты других государств.

Что касается таможенного законодательства, то здесь установлен иной порядок расчетов. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится только в валюте Российской Федерации. Эта денежная единица используется в международных расчетах с иностранными государствами, является законным платежным средством в наличных и безналичных расчетах.

Так как в условиях международной торговли отношение поступлений и платежей в иностранной валюте не находится в равновесии, государство применяет при исчислении таможенных платежей твердый официальный курс национальной валюты. В России официальный курс рубля устанавливается Центральным банком РФ для использования в расчетах доходов и расходов государственного бюджета, всех видов платежно-расчетных отношений государства с организациями и гражданами, а также целей налогообложения и бухгалтерского учета. В полной мере это правило применяется и при исчислении таможенных сборов. Применению подлежит курс иностранной валюты в валюте Российской Федерации, действующий на день регистрации таможенной декларации.

 

Статья 126. Применение ставок таможенных сборов

 

Комментарий к статье 126

 

В комментируемой статье законодатель определяет порядок применения ставок таможенных сборов. Для таможенных сборов за таможенные операции и таможенных сборов за таможенное сопровождение характерен предварительный характер уплаты. Если ставки таможенных сборов изменились до того момента, пока таможенные органы не зарегистрировали таможенную (транзитную) декларацию, будут применяться новые ставки. Такой порядок соответствует принципу ясности и предсказуемости действий таможенных органов, понятности требований при совершении таможенных операций.

Для правильного применения комментируемой статьи следует учитывать, что размер таможенных сборов зависит от их ставок, которые устанавливаются по-разному. Размер ставок таможенных сборов за таможенные операции устанавливается Правительством РФ, а размер ставок таможенных сборов за таможенное сопровождение и за хранение устанавливается ст. 130 комментируемого Закона.

Товары помещаются на временное хранение и находятся там до 4 месяцев. Так как сбор за хранение уплачивается до фактической выдачи товара, представляется целесообразным закрепленное законодателем правило о применении ставок, действующих в период хранения товаров на складе временного хранения таможенных органов.

 

Статья 127. Сроки уплаты таможенных сборов

 

Комментарий к статье 127

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодатель устанавливает срок уплаты таможенных сборов за таможенные операции - одновременно с таможенной декларацией. На момент подачи таможенной декларации факт неуплаты таможенных сборов за таможенные операции является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.

После принятия таможенным органом таможенной декларации сумма таможенных сборов за таможенные операции перерасчету не подлежит. Доплата и возврат таможенных сборов за таможенные операции не производятся. Если плательщик отзывает таможенную декларацию или представленная в таможенный орган таможенная декларация считается неподанной, в том числе если она не принята таможенным органом, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет предварительный характер уплаты таможенного сбора за таможенное сопровождение. Более подробно порядок таможенного сопровождения регламентируется Приказом ФТС России (см., например, Приказ ФТС России от 25 февраля 2011 г. N 397 "Об утверждении Порядка таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары"). Так, в случае принятия решения об организации таможенного сопровождения должностное лицо обязано незамедлительно уведомить декларанта (перевозчика) в произвольной письменной форме о принятии положительного решения об организации таможенного сопровождения и необходимости уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение.

После подтверждения таможенному органу, организующему таможенное сопровождение, факта уплаты с использованием таможенного приходного ордера таможенных сборов за таможенное сопровождение в полном объеме на счет Федерального казначейства издается приказ об организации таможенного сопровождения, определяется состав таможенного наряда, определяется место и время прибытия, осуществляется таможенное сопровождение.

3. Прежде чем уплатить таможенный сбор за хранение, необходимо его рассчитать. Для этого важно определить, с какого момента идет исчисление срока хранения товаров. Исчисление начинается со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

В ч. 3 комментируемой статьи законодатель определяет предварительный характер уплаты сбора за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенных органов. До истечения срока временного хранения товаров начальник таможенного органа заблаговременно, но не позднее чем за 15 дней до истечения срока временного хранения направляет уведомление об этом владельцу товаров.

Выдачу уполномоченному лицу товаров со склада таможенного органа производит таможенный орган - владелец данного склада при условии соблюдения указанным лицом требований таможенного законодательства РФ:

- после уплаты таможенного сбора за хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа;

- при представлении третьего экземпляра складской квитанции, на основании которой товары были приняты на указанный склад (см. Приказ ФТС России от 6 апреля 2011 г. N 715 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах").

Если выдача товаров, помещенных на склад таможенного органа по одной складской квитанции, осуществляется частями, то таможенный орган вместо первоначальной складской квитанции оформляет согласно установленному порядку новую складскую квитанцию на товары, оставшиеся на складе.

 

Статья 128. Порядок и формы уплаты таможенных сборов

 

Комментарий к статье 128

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодатель определяет порядок уплаты таможенных сборов. Однако следует помнить, что в соответствии с положениями п. 3 ст. 104 ТК ТС и ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона убытки (вред), причиненные плательщику таможенных сборов, а также иным лицам, указанным в п. п. 1 и 3 ст. 186 ТК ТС, правомерными решениями, действиями таможенных органов и их должностных лиц, связанными с таможенными операциями, сопровождением и хранением, возмещению не подлежат.

Во-первых, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товара. Следовательно, если декларирование товаров не производится, у лица не возникает этой обязанности. Однако из этого правила есть исключения. При декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, таможенный сбор за таможенные операции не уплачивается (см. решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем").

Что касается перемещения товаров для коммерческих, производственных и иных нужд, уплата таможенных сборов является необходимым условием декларирования товаров независимо от дальнейшего их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Ведь возврату в случае отказа в выпуске товаров суммы уплаченных таможенных сборов не подлежат (ч. 1 ст. 223 комментируемого Закона). Подача повторной таможенной декларации не влияет на обоснованность расходов, поскольку в силу вышеприведенных норм таможенного законодательства сборы уплачиваются за совершение обязательных действий таможенным органом, в том числе при повторном декларировании. При этом цель декларирования - выпуск товаров - в итоге достигнута, а значит, понесенные налогоплательщиком расходы связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Законодатель устанавливает обязательные уплаты таможенных сборов за таможенные операции при подаче:

- неполной таможенной декларации (см. ст. 212 комментируемого Закона);

- периодической таможенной декларации (см. ст. 213 комментируемого Закона);

- временной таможенной декларации (см. ст. 214 комментируемого Закона);

- полной таможенной декларации.

Во-вторых, таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Плата взимается за услугу, которую оказывает государство в лице специально подготовленных должностных лиц таможенных органов, в должностные обязанности которых входит осуществление таможенного сопровождения.

Не следует забывать о предварительном характере уплаты таможенного сбора. После принятия начальником таможенного органа (либо другим уполномоченным лицом) решения об организации таможенного сопровождения в течение 10 минут оформляется заявка. Следует незамедлительно уведомить декларанта таможенной процедуры таможенного транзита (перевозчика) в произвольной письменной форме о принятии положительного решения об организации таможенного сопровождения и необходимости уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение.

Затем необходимо подтвердить таможенному органу, организующему таможенное сопровождение, факт уплаты с использованием таможенного приходного ордера таможенных сборов за таможенное сопровождение в полном объеме на счет Федерального казначейства. После подтверждения издается приказ об организации таможенного сопровождения, определяется таможенный наряд и организуется таможенное сопровождение. Как правило, таможенное сопровождение применяется только на территории РФ.

В-третьих, законодатель четко определяет порядок уплаты таможенного сбора за хранение. Таможенные сборы уплачиваются лишь при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа. Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на склад таможенного органа, складской квитанции. Установленный порядок не применяется, если местами временного хранения являются:

- склад российского юридического лица, внесенного в реестр владельцев складов временного хранения;

- склад получателя товара;

- помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;

- отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

- место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

- место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

- специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации таких товаров совпадают;

- железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

- иные места, определяемые федеральными законами или актами Правительства РФ.

2. Законодатель устанавливает единые правила и формы уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов с учетом положений ч. 3 комментируемой статьи (см. комментарий к ст. 116 Закона).

3. Закрепленный в комментируемой статье порядок уплаты таможенных платежей применяется с 2009 года. До этого таможенные платежи уплачивались либо на счет, либо в кассу таможенного органа.

Перечисление таможенных сборов на счет Федерального казначейства осуществляется кредитными организациями после получения от координатора эмиссии уведомления о проведении операции. При выявлении фактов непоступления или неполного поступления таможенных сборов либо нарушения кредитными организациями сроков перечисления таможенных сборов, а также нарушения установленных правил заполнения полей расчетных документов координатор эмиссии несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке (см., например, Приказ Минфина России от 24 ноября 2004 г. N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации").

Законодатель закрепляет особый порядок уплаты для физических лиц - уплата таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа. Такой порядок применяется при совершении таможенных операций в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из страны физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (см. п. 5 Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции") при наличии кассы в таможенном органе.

 

Статья 129. Взыскание и возврат таможенных сборов

 

Комментарий к статье 129

 

1. Взыскание таможенных сборов осуществляется в принудительном порядке в случае их неуплаты или неполной уплаты. Законодатель определяет единый порядок взыскания таможенных сборов и таможенных пошлин, налогов (см. гл. 14 ТК ТС и комментарий к гл. 18 Закона). Следует отметить, что законодатель четко не указал, каких именно таможенных сборов касается установленный порядок взыскания. Так как таможенным сборам за таможенные операции и за таможенное сопровождение характерен предварительный характер уплаты, можно сделать вывод, что данный порядок касается только таможенного сбора за хранение, который уплачивается после оказания услуги по хранению (до фактической выдачи товаров со склада таможенного органа).

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных сборов производится таможенным органом по заявлению плательщика. При этом применяются единые правила возврата таможенных сборов и таможенных пошлин, налогов (см. гл. 13 ТК ТС и комментарий к гл. 18 Закона).

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает исключения из общего порядка, касающегося взыскания и возврата только таможенных сборов за таможенные операции. Если сведения, указанные в декларации, подвергаются корректировке, что влечет за собой изменение сумм таможенных платежей:

- перерасчет таможенного сбора за таможенные операции не производится;

- также не производится ни дополнительное взыскание, ни возврат сумм таможенных сборов.

3. Законодатель закрепил положение, согласно которому возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится в случае:

- отказа в выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

- отзыва таможенной декларации.

Однако в этих случаях предусмотрен возврат таможенных пошлин, налогов (см. комментарий к ст. 148 Закона).

 

Статья 130. Ставки таможенных сборов

 

Комментарий к статье 130

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено положение, согласно которому Правительство РФ вправе устанавливать ставки таможенных сборов за таможенные операции. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции", которое действует в части, не противоречащей решению Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем".

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель соотносит размер таможенных сборов за таможенные операции с примерной стоимостью услуг таможенных органов. Таким образом, таможенные сборы должны компенсировать таможне расходы, связанные с действиями по выпуску таможенной декларации. Однако в вышеназванном Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 сборы рассчитываются исходя из таможенной стоимости товаров, которая не отражает реальных затрат таможенных органов на совершение таможенных операций. Ставки таможенных сборов установлены произвольно, без какого-либо юридического и экономического обоснования, а порядок определения их размера прямо противоречит положениям ст. 72 ТК ТС и комментируемой статье.

Минимальный размер ставок таможенных сборов за таможенные операции - 500 рублей, максимальный - не более 100000 рублей. В Постановлении Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 595 закреплено положение, согласно которому с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации размер максимальной ставки не будет превышать 30 тыс. рублей.

3. При вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции", при условии что в одной таможенной декларации декларируются только товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами. Таким образом, таможенные сборы определяются исходя из кода товара по ТН ВЭД ТС. Но этот порядок тоже вызывает вопросы, поскольку объем затрат таможенных органов зачастую не зависит от того, по какой группе ТН ВЭД данные товары будут классифицированы.

4. В п. 4 комментируемой статьи законодатель утверждает, что при декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров. Таможенные сборы определяются исходя из кода товара по ТН ВЭД ТС. Однако ни таможенная стоимость товаров, ни код товара по ТН ВЭД ТС не отражают реальных затрат таможенных органов на совершение операций.

Например, при подаче временной декларации в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с группой 25 ТН ВЭД ТС "Соль, сера, земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент", применяется ставка таможенных сборов за таможенные операции в размере 7,5 тыс. руб. А при декларировании в том же порядке товаров группы 26 ТН ВЭД ТС "Руды, шлак и зола" установлена ставка сборов в 100 тыс. руб., хотя объем материальных, финансовых и трудовых затрат инспекторов при совершении таможенных операций в отношении этих групп товаров существенно не различается <59>.

--------------------------------

<59> См.: Мирошниченко В. Ставок меньше нет // Российская бизнес-газета (http://www.rg.ru/2012/03/13/sbori.html).

 

При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размерах в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи и п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ N 863.

5. В ч. 5 комментируемой статьи установлены таможенные сборы за таможенное сопровождение. Размер сбора зависит:

- от расстояния, на которое груз переводится;

- от вида транспортного средства;

- от количества транспортных средств.

6. В ч. 6 комментируемой статьи законодатель установил ставки таможенного сбора за хранение товара на складе временного хранения таможенного органа. Они зависят:

- от веса товара;

- от помещения (обустроенное или необустроенное);

- от количества дней нахождения товара на складе.

 

Статья 131. Освобождение от уплаты таможенных сборов

 

Комментарий к статье 131

 

1. Частью 1 комментируемой статьи закрепляются основания освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление. Для правильного его применения следует учесть следующее:

- освобождение касается только случаев, когда не взимаются только вышеназванные сборы;

- в них достаточно подробно указаны случаи, когда таможенные сборы за хранение не взимаются;

- только Правительство РФ вправе установить другие случаи, когда не производится взимание таких сборов.

2. Части 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за хранение и за таможенное сопровождение. К признакам сборов можно отнести:

- освобождение касается только случаев, когда не взимаются только вышеназванные сборы;

- только Правительство РФ вправе установить случаи, когда не производится взимание таких сборов.

 

Date: 2015-06-05; view: 921; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию