Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские течения XX в





В начале XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличительной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания - он исследует, главным образом, те формы, в которых осуществляется процесс познания, отвлекаясь от содержания полученных знаний. Неопозитивизм концентрируется на проблемах языка, символической логики, форм обоснования научного знания.

В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872 - 1970), Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951), Джордж Мур (1873 - 1958), Рудольф Карнап (1891 - 1970), Карл Поппер (1902 - 1994), Мориц Шлик (1889 - 1936) и др. Неопозитивизм - это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления, крупнейшими из которых были английская аналитическая школа и так называемый венский кружок.

Своеобразным фундаментом развития неопозитивизма стал вышедший в 1910-13 гг. крупный трактат по логике "Principia Mathematica" английских философов и математиков, основателей аналитической школы А. Уайтхеда (1861-1947) и Б. Рассела, в котором были сформулированы важнейшие положения математической логики.

Развивая идеи "Principia Mathematica", в 1921 г. австрийский философ Л.Витгенштейн опубликовал "Логико-философский трактат", в котором разработал концепцию идеального языка науки, основанного на принципах математической логики. Все, что будет выходить за рамки этого языка, объявлял Витгенштейн, не имеет научного смысла.*

Рассел, Витгенштейн и другие философы разработали концепцию, согласно которой в логической структуре языка, представляющей собой систему взаимосвязей между элементарными частицами мысли, отражена общая структура мира. Эту концепцию Рассел назвал логическим атомизмом.

Крупным явлением в истории неопозитивизма стала деятельность Венского кружка в 1920 - 30-х гг., в который входили австрийские философы М. Шлик, О. Нейрат, Р. Карнап и др. Участники кружка провозгласили философию деятельностью по логическому анализу языка науки. Задачи философии они ограничивали объяснением значений понятий и суждений других наук. Философия, по их мнению, наделяет современным смыслом достижения частных наук, делает их приемлемыми, понятными как друг для друга, так и для вненаучного обихода. "Философия, - писал в своей программной статье глава Венского кружка Мориц Шлик, - это такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений... Наука занимается истинностью предложений, а философия - тем, что они на самом деле означают".

 

Близким к неопозитивизму течением философской мысли стал структурализм - философское направление, абсолютизирующее понятие структуры и объявляющее структурный метод исследований универсальным способом познания.

Структурализм возник в середине XX в. во Франции. Крупнейшими его представителями являются Клод Леви-Строс (р. 1908), Луи Альтюссер (1918 - 1990), Мишель Фуко (1926 - 1984). Наибольшее распространение структурализм получил в философии культуры и философской антропологии.

Структурализм утверждает, что в основе любых культур и любых общностей лежат универсальные связи, порядок которых неизменен. В ходе истории изменяется только содержание этих связей. Так, например, цивилизация дикарей по своей структуре ничем не отличается от современной цивилизации, а отношения между членами семьи или рода имеют такую же структуру, что и отношения в государствах.

Структурализм наделяет понятие "структура" онтологическим смыслом. Структура исследуемых объектов предстает в нем как самостоятельно существующая реальность. Более того, структура и есть, по мнению представителей этого течения, единственная подлинная реальность. Структура - это основа стабильности, равновесия, формы. Структура - это то, что позволяет предметам быть самими собой: предметы изменчивы, непостоянны, постоянна только их структура. "Человек исчезает, остается структура", - утверждает структурализм.

 

Одним из наиболее влиятельных направлений европейской философии XX в., пытавшихся воспрепятствовать обезличиванию философии, исчезновению из философии жизненных проблем человека, стал экзистенциализм* (от лат. existentia - существование) - философия существования, или философия жизни.

В центре внимания этого течения лежит проблема выявления сущностных основ человеческой жизни. По мнению экзистенциалистов, наиболее существенные, глубинные основы человеческого бытия скрыты от человека завесой повседневности. Подлинная суть бытия прозревается людьми только в "пограничных ситуациях" - между жизнью и смертью. Страх перед смертью - единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самостоятельное существование, соответствующее его истинному предназначению.

Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России - Николай Бердяев (1874 - 1948), Леонид Андреев (1871 - 1919), затем в Германии - Карл Ясперс (1883 - 1969), Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), в середине XX в. получил широкое распространение во французской культуре - Жан-Поль Сартр (1905 - 1980), Симона де Бовуар (1908 - 1986), Альбер Камю (1913 - 1960).

Истоки экзистенциализма лежат в творчестве Ф.М. Достоевского. Достоевский учил видеть экзистенциальные, существенные основы человеческой личности, скрытые за оболочкой поведения в рамках принятых в обществе норм. Эти экзистенциальные основы внесоциальны. Они обнажаются либо в условиях конфликта человека с обществом, либо в трагическом противостоянии бессмертного духа человека и его тленной природы. Герои Достоевского проявляют свои истинные качества в условиях какого-либо острого конфликта, сбрасывая одну за другой общепринятые нормы и совершая неожиданные, аномические (стоящие вразрез с нормами обыденной культуры) поступки.

Многие из философов-экзистенциалистов занимались литературным творчеством. По мнению экзистенциалистов, литература, искусство, могут более ярко, более выразительно, чем философия, наука, выразить трагическую сущность человеческого бытия.

 

Постмодернизм* - это философия эпохи постмодерна (от лат. post - после и modern - современный), или постсовременной эпохи.

Философы этого направления утверждают, что в ХХ в. в истории культуры завершилась господствовавшая с XVII в. современная эпоха и наступила эпоха постмодерна. Она характеризуется, прежде всего, отказом от рационализма как общего принципа объяснения мира и поэтому называется также пострациональной эпохой.

Ведущими теоретиками постмодернизма являются французские философы Жиль Делёз (1925 - 1995), Жак Деррида (р. 1930), итальянский философ и писатель Умберто Эко (р. 1932).

Философское течение, представленное этими авторами, получило также название деконструктивизма, т.к. в своих философских построениях они основываются на методе деконструкции - разрушения логики понятий, разрушения грамматической и смысловой структуры текста. При этом под текстом понимается не только литературный текст, а любые взаимосвязанные проявления культуры, за которыми прежняя философия пыталась разглядеть объективную логику и смысл.

Философия постмодерна провозгласила необходимость отказаться от логоцентризма как принципа видения мира. Слово ограничивает представления о мире плоской рациональностью, действительное бытие намного богаче, многограннее, чем это может быть выражено средствами языка. Постмодернизм создает концепцию познания, в рамках которой все виды познания - и обыденное, и научное, и религиозное, и художественное - выступают как равные, каждое из которых вносит свой вклад в представления человека о мире и о самом себе.

Отказываясь от логоцентризма, философия постмодерна предлагает отказаться и от номоцентризма (от лат nomos - закон) - поиска всеобщих закономерностей, ибо в объективной реальности их не существует - миром управляет игра случайностей. Закономерности субъективны - их создает сам человек, для того, чтобы упорядочить свои представления о мире. История природы, как и история человечества, не имеет заранее заданной направленности. Смысла (как замысла какого-то высшего разума) ни в каких явлениях и процессах нет. Хаос, по мнению идеологов постмодернизма, есть универсальное состояние мира, а упорядоченное состояние каких-либо его фрагментов - исключение, обусловленное случайным стечением обстоятельств.

 

Date: 2015-06-05; view: 414; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию