Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия средних веков





Эпоха средневековья продлилась с IV по XVI вв. Этот более чем тысячелетний период развития европейской философии прошел под знаком утверждения христианских принципов и идеалов. Основными источниками философии средних веков были христианская теология и античная философия, в первую очередь, наследие Платона и Аристотеля.

В развитии средневековой философии выделяют три крупных периода: период апологетики и патристики (IV - V вв.); схоластический период (VI - XIII вв.); эпоху Возрождения, или Ренессанса (XIV - XVI вв.).

Главной особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии. Philosophia - ancilla theologiae (Философия - служанка богословия) - так определялась роль философии в общественном сознании эпохи средневековья.

Онтологическая концепция средневековой философии строилась на объективно-идеалистической основе: "Вначале было слово... И это слово было Бог". Отличительными чертами средневековой онтологии были теоцентризм (от лат. theos - бог) - провозглашение Бога центром всего сущего и провиденциализм (от лат. providentia - провидение) - вера в то, что все в мире совершается по воле божественного промысла.

Характерными особенностями средневековой теории познания были иррационализм - утверждение преобладания непознаваемого над познаваемым и интуитивизм - признание религиозной интуиции (божественного откровения) главным источником познания.

Основным руслом развития рационального познания в средние века была схоластика, задачей которой являлось доказательство истин откровения средствами логики. Чувственное, опытное познание провозглашалось греховным и сурово преследовалось, в результате чего развитие естественных наук в средние века было приостановлено.

 

Начальный период средневековой философии соотносят с идейными движениями апологетики и патристики.

Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, которую и осуществила апологетика. Апологетика (от греч. apologia - защита) - это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления официальной языческой идеологии. Не создав оригинальной философской концепции, апологеты обосновали саму возможность существования философии на основе христианского вероучения.

Наиболее известным представителем апологетики был Юстин Мученик (ок.100-ок.165). Он вошел в историю как один из первых героев-подвижников христианства. Воспитанный в языческой среде, с молодых лет он искал религиозно-этическое учение, которое могло бы полностью удовлетворить его духовные притязания. В тридцатилетнем возрасте он познакомился с христианством. Приняв его и в качестве философского учения, и в качестве религии, он много странствовал, устраивая философские дискуссии с противниками христианства. За отказ принести жертву языческим богам был жестоко казнен.

Вслед за апологетикой сформировалось течение патристики (от лат. pater - отец). Патристикой называют учения первых идеологов христианства, так называемых "отцов церкви". В сочинениях "отцов церкви" были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви.

Крупнейшим представителем патристики был Блаженный Августин (354 - 430). Августин родился в Тагасте, римской провинции на севере Африки в семье язычника и христианки. Кроме христианского имени Августин, он носил также римское имя Аврелий. Он получил хорошее образование и с девятнадцати лет (когда умер его отец) стал преподавать, быстро преуспев в карьере ритора. Знакомясь с наследием античных философов, он всё глубже проникался идеей богоискательства. Достигнув тридцатитрехлетнего возраста, он принял христианство.

В своем учении Августин соединил основы неоплатонизма с христианскими постулатами. Бог, по Августину, это причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи* (от греч. theos - бог и dike - справедливость) - проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро - это проявление Бога на земле, учил Августин, зло - это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за косности материи, которая, воплощая в себе божественные прообразы предметов, искажает идеал.

Социальные воззрения Августина выражены в его теории о Граде Божьем, в которой он противопоставил государство (царство греха) и церковь (царство добродетели). "Существовало всегда два рода человеческого общения, которые мы можем называть двумя градами, - писал Августин. - Один из них составляется из людей, желающих жить по плоти; другой - из желающих жить также по духу. Когда каждый из них достигает своего желания, каждый в мире своего рода и живет". Церковь Августин называл "Христом, простирающимся в веках", а государство - "великой шайкой разбойников".

Важнейшие сочинения Августина "Исповедь", "О Граде Божьем" и др. стали теоретической основой идеологии христианской церкви.

 

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика (от греч. schole - школа, учение, беседа) - так называемая школьная наука, соединявшая христианскую догматику с логическими доказательствами. Догма (от греч. dogma - мнение) - это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения основных догматов веры. В современном языке схоластикой называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика противостояла мистике (от греч. mystika - таинство, таинственные обряды) - учению о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания - путем откровений, озарений и других иррациональных средств. Истинность рационального познания мистика отвергала в принципе.

На протяжении девяти веков схоластика господствовала в европейской мысли. Именно ей принадлежит заслуга сохранения науки в качестве признанной обществом сферы познания. Схоластика сыграла ведущую роль в развитии логики и других теоретических дисциплин, однако существенно затормозила развитие естественных, опытных наук.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский, или Томас Аквинат (1225/26 - 1274). Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма (от лат. neo - новый). Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината - "Сумма против язычников" (она же "Сумма философии") и "Сумма теологии".

Фома Аквинский происходил из знатного французского рода. С пяти лет он воспитывался в бенедиктинском монастыре. Сблизившись с доминиканцами, примкнул к ним. Своим призванием Фома считал теологию, преподавал в Париже и других городах. В последние годы жизни неоднократно переживал религиозные экстазы, во время одного из которых сжег незавершенную "Сумму теологии".

Центральной темой рассуждений Фомы Аквинского является соотношение разума и веры. В его учении проводится четкая грань между верой и разумом, религией и наукой: религия обретает знания в откровениях, наука - в разуме. "Мы должны допустить существование наряду с истинами откровений истин разума", - писал Фома. Слепой веры человеку недостаточно, необходимо рационально объяснить ему истины веры. В этом и заключается, по Аквинату, цель существования науки.

 

Одной из наиболее распространенных форм развития философского знания в средние века являлись ученые дискуссии. Крупнейшей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называемый "спор об универсалиях".

Универсалиями (от лат. universale - общее) называют общие понятия (наименования, имена), отражающие общие свойства ряда предметов. Общими понятиями являются, например, дерево, красное, горячее, шар, собака, кислое и т.п. Эти понятия выражают свойства не одной конкретной вещи, а целого класса предметов.

В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: что первично - общие понятия или единичные вещи? Другими словами, единичные предметы создаются по существующему до них общему образцу, или общие понятия создаются на основе единичных предметов? При ответе на этот вопрос сложились два течения: номинализм и реализм.

Номинализм (от лат. nomen - имя, название) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия - имена - создает познающий их субъект, когда выделяет в этих единичных предметах какие-либо общие свойства. Другими словами, общие понятия существуют только после вещей. Крупнейшими представителями номинализма были Иоанн Росцеллин (1050 - 1123/25) - французский монах-проповедник, не оставивший никакого письменного наследия и Уильям Оккам (1300 -1349/50) - оксфордский профессор- францисканец, обвиненный папской курией в ереси и нашедший защиту у германского императора Людовика Баварского.

Реализм (от лат. realis - действительный) утверждал, что общие понятия существуют реально, объективно, независимо от познающего их ума. Общие понятия существуют до единичных вещей и выражают идеальную суть этих вещей. Общие понятия - это своего рода идеальные прообразы единичных вещей. Воплощаясь в единичных вещах, общая их суть всегда более или менее искажается. Концепцию реализма разделяло большинство ортодоксальных христианских философов. Например, "отец схоластики" Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), занимавший высокий пост архиепископа и Иоанн Дунс Скот (ок. 1266 - 1308), профессор теологии и философии в Оксфорде и Париже.

 

Эпоха Возрождения (XIV - XVI вв.), или Ренессанса (от фр. renaissance - возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период восстановления важнейших принципов духовной культуры античности.

Основной чертой философии Возрождения стал гуманизм* (от лат. homo - человек) - идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни.

Мировоззрение эпохи Ренессанса строилось на принципе антропоцентризма (от греч. anthropos - человек), ставившем в фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой. Человек может и должен исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы всеми доступными разуму способами. В эпоху Возрождения были пересмотрены схоластические, чисто умозрительные, принципы познания и возобновилось опытное, естественнонаучное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира - гелиоцентрическая картина Николая Коперника (1473 - 1543) и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно (1548 - 1600).

Джордано Бруно родился в Италии, недалеко от Неаполя. В юности вступил в орден доминиканцев, где увлекся философией. Основные его интересы были сосредоточены на натурфилософских вопросах. Он написал ряд статей и трактатов, идеи которых во многом расходились с ортодоксальными положениями католицизма. Спасаясь от преследований инквизиции был вынужден переезжать из города в город, из страны в страну, выступая на ученых дискуссиях, читая лекции, продолжая писать и публиковать свои работы. В конце концов Бруно был схвачен инквизицией и сожжен на костре.

"Итак, я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве. Это называется бесконечной Вселенной, в которой находятся бесчисленные миры. Таким образом, есть двоякого рода бесконечность - бесконечная величина Вселенной и бесконечное множество миров, и отсюда косвенным образом вытекает отрицание истины, основанной на вере", - читаем в документах Венецианской инквизиции о допросах Джордано Бруно.

Во взглядах на природу в возрожденческой философии установился пантеизм (от греч. pan - всё и theos - бог) - учение, отождествляющее природу и Бога ("Природа - это Бог"). Немецкий философ-самоучка Якоб Бёме (1575-1624), в своем трактате по космологии вывел знаменитую формулу пантеизма: "И как всё в боге, и сам бог всё".

Интерес к физической стороне жизни, в том числе и к телесному бытию человека, подавлявшийся в средние века, был уравнен в правах с изучением духовных явлений.

В этике Ренессанса были восстановлены многие принципы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма).

"...Некоторые отличают полезное от вызывающего наслаждение; их невежество настолько явно, что они не нуждаются в опровержении... Как же назовется полезным то, что не будет ни добродетельным, ни вызывающим наслаждение?...Добродетельные качества являются не частями высшей добродетели, а служат для получения наслаждения. Так здраво полагает Эпикур, с которым согласен и я", - писал, например, в трактате "О наслаждении" Лоренцо Валла (1407 - 1457).

В социальной части этических учений стали появляться концепции, утверждавшие новые принципы общественного бытия: индивидуализма (обособления интересов отдельной личности) и секуляризации (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах жизни). Социальные учения эпохи Возрождения подготовили почву для формирования новой, буржуазной идеологии.

 

Date: 2015-06-05; view: 513; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию