Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Структура современной экологии





 

В течение длительного времени экология существовала как часть биологии и изучала взаимоотношения живых организмов со средой обитания. В рамках биологии она развивалась практически на протяжении ста лет – до 60-70-х гг. XX в. Роль человека в экологических системах недооценивалась, считалось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биологическим, а социальным закономерностям.

В настоящее время термин «экология» претерпел существенные изменения. Экология стала учитывать огромное влияние деятельности человека на окружающую среду, в результате которой возникают проблемы не только сохранения равновесия в природе, но и выживания человечества на планете, о чем предупреждал В. И. Вернадский.

Одно из важнейших условий обеспечения выживаемости человечества – это выработка правильного взгляда на взаимоотношения с живой природой. Мировосприятие через антропоцентризм (человек в центре природы, он главный) чревато опасностями для выживания, надо формировать новое мировоззрение – биоцентризм, в центре которого находится сам феномен жизни[9].

Живая природа – вот главное достояние нашей планеты Земля, и только за счет живой энергии природы может существовать человеческое общество. Она удовлетворяет наши потребности в продуктах питания, обеспечивает чистоту воздуха и природной воды, смягчает климат и т. д. Человечество – только часть живой природы, оно не существует вне ее и подчиняется фундаментальным биологическим законам. При этом надо избегать и другой крайности, не сужать содержание экологии до взаимоотношений человеческого общества с природной средой или до состояния среды, окружающей человека. Современная экология – это разветвленная система знаний.

В центре научной экологии находятся именно живые системы. Экология изучает их на уровне организмов, популяций, сообществ и экосистем, охватывает все уровни организации жизни. Все отделы биологии как науки о жизни вносят свой вклад в дальнейшее углубление этих знаний. Развитию экологических знаний способствуют все науки о среде – это физика, химия, науки о Земле, включая географию, океанологию, метеорологию и др. Они в основном дают оценку антропогенных изменений среды. Гуманитарные и социальные науки также вносят свой вклад в экологию, они рассматривают отношение общества к природной среде, его заботу о жизни настоящих и будущих поколений. Таким образом, в настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук.

Автор «Экологического манифеста» Н. Ф. Реймерс в своей работе «Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология» предложил следующую классификацию биологической экологии по иерархическим уровням биотических систем.

1. Эндоэкология: молекулярная экология (в том числе генетическая связь всего живого); морфологическая экология (экология клеток и тканей); физиологическая экология (экология индивида).

2. Экзоэкология:

- аутэкология (экология особей и организмов как представителей вида);

- демэкология (экология малых групп);

- популяционная экология;

- специоэкология (экология вида, или эйдэкология);

- синэкология (экология сообществ);

- биоценология (экология биоценозов);

- биогеоценология (учение об экосистемах);

- биосферология (учение о биосфере);

- экосферология (глобальная экология).

По этой терминологии глобальная экология выходит за рамки биосферы и, изучая всю экосферу планеты как космического тела, комплексно исследует влияние на биосферу антропогенных, космических, геофизических и других воздействий.

Большинство ученых и авторов учебников в биологической (общей), или классической, экологии чаще всего выделяют аутэкологию (экологию особей, или организмов), демэкологию (экологию популяций), синэкологию (экологию сообществ, учение об экосистемах).

По систематическим категориям организмов биоэкологию подразделяют на экологию микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека и т. п. При этом подразумевается биологический подход к биосфере и составляющим ее экосистемам. Он может быть иным – географическим, химическим и т. д. В изучении экосистем можно выделить географическую, или ландшафтную, экологию, которую называют также геоэкологией. Существует и экологическая география – учение о географическом распространении экосистем. Экология микрокосмоса исследует и создает замкнутые системы жизнеобеспечения космических кораблей. Иногда ее называют космической экологией.

По среде жизни, экологическим компонентам, а также регионам можно выделить экологию суши (далее по ландшафтам, экосистемам и т. д.), континентальных (пресных и соленых) водоемов, экологию моря, Крайнего Севера, высокогорий, леса, степи, почв, сельхозугодий, города; может быть выделена архитектурная экология и т. д.

По методам исследований различают химическую, биохимическую, биогеохимическую и другие аналогичные экологические дисциплины.

С точки зрения фактора времени различают историческую и эволюционную экологию (дополнительно археоэкологию и палеоэкологию).

Довольно четко выделяются прикладные области экологии: промысловая, сельскохозяйственная (агроэкология) и промышленная (инженерная). Промышленная экология исследует воздействие предприятий на окружающую их среду. К прикладным областям экологии относятся также созология (от разговорного англ. sos – спасите) – охрана природы и средология – охрана окружающей человека среды. По Реймерсу, термин «прикладная экология» включает также эколого-экономические дисциплины и медицинскую экологию[10].

Необходимо различать экологию человека и социальную экологию. Экология человека как индивидуума изучает его связи с окружающей средой, зависимость здоровья от состояния природной и социальной среды. Социальная экология, рассматривающая социальный ряд – личность, семью и т. д., изучает взаимодействие общества с природной средой, систему «природа – общество» на разных уровнях – локальном, региональном, глобальном. Возможно и разграничение их по особенностям среды жизни: в экологии человека преобладают природные факторы, а в социальной – социально-экономические.

К социальной экологии тесно примыкает экология культуры. Все накопленное человечеством богатство не исчерпывается чисто материальными ценностями. Оно включает и образы городов, парков, и библиотеки, музеи, картины. Для каждого народа или его социального слоя весь материальный культурный мир специфичен. Это создает предпосылки для развития этноэкологии, которая включает в себя и отношение этносов к природным ресурсам. Близка к этноэкологии экология народонаселения. Если этноэкология рассматривает этнос в ходе длительного исторического процесса, то экология народонаселения применима к более короткому интервалу времени. Примером является период перехода от сельского к городскому образу жизни в течение одного-двух поколений.

Самые общие экологические проблемы включают в общую экологию, а их часть – в математическую, или теоретическую, экологию. В настоящее время насчитывается примерно 50 неравноценных по объему отраслей экологии, из которых одни более развиты, другие – менее.

Современная экология – это универсальная, быстро развивающаяся, интегративная, комплексная наука. Интеграция означает процесс сближения и связи различных наук. Современная экология рассматривает широкий круг вопросов, она давно вышла за рамки биологии и тесно связана с длинным рядом смежных наук, в числе которых география, физика, геология, метеорология, химия, медицина и т. д. Современную экологию необходимо рассматривать не столько как самостоятельную науку, сколько как мировоззрение, которое объединяет все сферы деятельности людей, естественные, технические, гуманитарные науки.

Экологический аспект в настоящее время играет все большую роль при решении любых практических задач. Методы экологии позволяют предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, давать рекомендации, как развивать сельское хозяйство и промышленность, не истощая природных ресурсов и не разрушая природных сообществ. Экология дает человеку новые знания об окружающей среде, является ориентиром при разработке новых технологий и определяет нравственное поведение по отношению к природе, помогает осознать, что от состояния окружающей среды зависят здоровье и качество жизни самого человека.

По мере давления антропогенного пресса на природу возрастает практическое значение экологии, ее проблемами широко интересуются философы и социологи. Антропоцентризм – широко распространенный тип экологического сознания, базирующийся на представлениях о «человеческой исключительности». Основные особенности: высшую ценность представляет человек, природа объявляется собственностью человека; иерархическая картина мира выглядит следующим образом: на вершине – человек, немного ниже – вещи, созданные им, еще ниже – объекты природы. Целью взаймодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей человека. Характер взаимодействия с природой определяется «прагматическим императивом» (правильно и разрешено то, что полезно человеку). Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

Каковы истоки антропоцентризма? Как считает Л. Уайт (известный американский историк), pазpушение языческого анимизма означало утвеpждение безpазличия к «самочувствию» пpиpодных объектов, что откpывало психологическую возможность эксплуатации пpиpоды. Пpоизошла десакpализация дикой пpиpоды. Язычество считало пpиpоду одухотвоpенной, вместе с божествами заслуживающую уважения и поклонения. Однако хpистианство отвеpгло божественность пpиpоды, пpедставив ее как твоpение низшего поpядка, пpизванную служить человеческим потpебностям. Более того, пpиpода стала воспpиниматься как вpеменный баpьеp на пути к спасению. Капитализм же вообще пpевpатил землю из священной в источник пpибыли.

Юджин Хаpгpоув, в отличие от Линн Уайта, не склонен так сильно обвинять pелигию. Религия, по его мнению, хотя и часто кpитикуется как главный виновник экологического кpизиса, игpала намного менее фундаментальную pоль. Большинство нелицепpиятных для экологии идей заpодилось не в западной pелигии, а в философии. Можно утвеpждать, что «pелигия, постоянно заимствуя у философии, сама стала ее жеpтвой». Некоторые экофилософы склонны видеть начало антpопоцентpизма в гpеческой философии. Так, Аpистотель считал, что «pастения существуют для животных, а животные для человека». Свой вклад в pазвитие антpопоцентpизма вложил Р. Декаpт. Он отказал животным в способности не только думать, но и чувствовать, пpевpатив их в обыкновенные механические игpушки.

Идеи антpопоцентpизма высказывали и экономисты. Так, известный английский экономист Джон Лок считал, что необpаботанная человеком (девственная) земля не имеет никакой ценности. По его мнению, хлеб более ценен, чем желуди, вино, чем вода, одежда или шелк, чем листья, шкуpы или мох. Общим во всех этих взглядах является то, что существование людей более ценно, чем существование животных и pастений: человек способен, на благоpодные свеpшения и обладает достоинством и ценностью, котоpые якобы недоступны дpугим фоpмам жизни. Hечто более важное, более ценное теpяет миp, когда умиpает человек, нежели зверь или дерево.

Многим кажется очевидным, что благо людей имеет большую ценность и, следовательно, ему надо пpидавать в наших моpальных помыслах больший вес, чем благу животных и pастений. Часть объяснения этих теоpий лежит во все увеличивающейся власти человека над пpиpодным миpом. Hаучное знание означало чаще всего технологическую власть над пpиpодой. С появлением генетики человек научился создавать новые виды, пpименяя идентичную генетическую стpуктуpу, таким обpазом пpисваивая себе пpаво pепpодуциpования, что является священным таинством жизни. С властью создавать и уничтожать жизнь по своей пpихоти пpоисходит психологическое и моpальное отдаление человека от этой самой жизни. Иные существа начинают pассматpиваться как объекты, котоpыми можно манипулиpовать по собственному желанию. С покоpением пpиpоды связан и известный лозунг «знание – сила», котоpый имеет мало общего с пониманием знания как истины. Разум человека стал служить целям покоpения, теряя тем самым свободу. Конфликт с пpиpодой постепенно пеpеходит во внутpенний конфликт.

В современном западном обществе антpопоцентpизм часто pассматpивается как «отсутствие этики». Некоторые философы, например, американец Бpайн Hоpтон, полагают, что существует две разновидности антpопоцентpизма. Первый – это «сильный антpопоцентpизм», согласно которому нечеловеческие виды и объекты имеют ценность лишь как средства для удовлетворения «чувственных предпочтений» человека. «Чувственное предпочтение» – это любое человеческое желание, которое можно удовлетворить, вне зависимости от того, обоснованно оно логически или нет. «Слабый антpопоцентpизм» утверждает, что явления и объекты вне человека могут удовлетворять как его «разумное предпочтение», так и «чувственные предпочтения». «Разумное предпочтение» – это любое человеческое желание или потребность, которое базируется на тщательном размышлении и согласуется с рациональным миpовоззpением, включая здоровую метафизику, научные теории, эстетические ценности и моральные идеалы. Таким образом, «слабый антpопоцентpизм» придает внечеловеческим сущностям намного больше значения: он ценит их за обогащающий человеческий опыт фактор.

 

 

Заключение

 

Современная экология – это быстро развивающаяся наука, характеризующаяся своим кругом проблем, своей теорией и методологией. Сложная структура экологии определяется тем, что объекты ее относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций. Масштабы пространства и времени, в которых происходят изменения этих объектов, подлежащих исследованиям, чрезвычайно вариабельны.

В 70-х годах двадцатого столетия формируется экология человека. По мере давления антропогенного пресса на природу возрастает практическое значение экологии, ее проблемами широко интересуются философы и социологи.

В современной экологии по-прежнему сохраняют свою актуальность некоторые проблемы, имеющие уже давнюю историю исследований: например, установление общих закономерностей динамики обилия организмов, оценка роли разных факторов, ограничивающих рост популяций, выяснение причин циклических (регулярных) колебаний численности. В этой области достигнут значительный прогресс – для многих конкретных популяций выявлены механизмы регуляции их численности, в том числе и тех, которые порождают циклические изменения численности. Продолжаются и исследования взаимоотношений типа «хищник – жертва», конкуренции, а также взаимовыгодного сотрудничества разных видов – мутуализма.

Новым направлением последних лет является так называемая макроэкология – сравнительное изучение разных видов в масштабах больших пространств (сопоставимых с размерами континентов). Громадный прогресс в конце 20-го столетия достигнут в изучении круговорота веществ и потока энергии. Прежде всего это связано с совершенствованием количественных методов оценки интенсивности тех или иных процессов, а также с растущими возможностями широкомасштабного применения этих методов. Примером может быть дистанционное (со спутников) определение содержания хлорофилла в поверхностных водах моря, позволяющее составить карты распределения фитопланктона для всего Мирового океана и оценить сезонные изменения его продукции.

 

Список использованной литературы

 

1. Будыко М.И. Глобальная экология / М.И. Будыко. – М.: Мысль, 1977. – 327 с.

2. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / В.И. Вернадский // Усп. совр. биологии. – 1944. – Т. 18, вып. 2. – С. 113–120.

3. Николайкин Н.И. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 622 с.

4. Уатт К.Е. Экология и управление природными ресурсами: количественный подход: пер. с англ. / К.Е. Уатт; под ред. Н.П. Наумова. – М.: Мир, 1971. – 463 с.

5. Хицова Л.Н. Введение в историю экологии /Л.Н. Хицова. – Воронеж: ВоронежГУ, 2010. – 80 с.

6. Федоров В.Д. Экология / В.Д. Федоров, Т.Г. Гильманов. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 464 с.

 


[1] Хицова Л.Н. Введение в историю экологии /Л.Н. Хицова. – Воронеж: ВоронежГУ, 2010. С. 6.

[2] Хицова Л.Н. Введение в историю экологии /Л.Н. Хицова. – Воронеж: ВоронежГУ, 2010. С. 7.

[3] Будыко М.И. Глобальная экология / М.И. Будыко. – М.: Мысль, 1977. С. 59.

[4] Николайкин Н.И. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2005. С. 94.

[5] Хицова Л.Н. Введение в историю экологии /Л.Н. Хицова. – Воронеж: ВоронежГУ, 2010. С. 9.

[6] Будыко М.И. Глобальная экология / М.И. Будыко. – М.: Мысль, 1977. С. 73.

[7] Николайкин Н.И. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2005.

[8] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / В.И. Вернадский // Усп. совр. биологии. – 1944. – Т. 18, вып. 2. – С. 113.

[9] Хицова Л.Н. Введение в историю экологии /Л.Н. Хицова. – Воронеж: ВоронежГУ, 2010. С. 13.

[10] Хицова Л.Н. Введение в историю экологии /Л.Н. Хицова. – Воронеж: ВоронежГУ, 2010.

Date: 2015-06-05; view: 1065; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию