Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Античная философия – исток европейской философии





А). Античная философия в системе древних философий. Античная (древняя) философия – философия древней Греции и древнего Рима. Она является истоком европейской философии и возникает приблизительно в то же время, что и мудрость древнего Востока. Но мировоззренческие «векторы» их, как говорилось, различны. Древнекитайская мысль – это прежде всего размышление о нравственно-политических сферах существования человека. Индийская – внутреннее, самоуглубленное психологическое самосозерцание, соотнесенное с космосом. Греческое начало европейской философии – это становление культуры рационального. (Главное – «мудрое само по себе», как говорил Гераклит.)

Б). Временные параметры и периодизация античной философии. Древнегреческая философия возникает на рубеже VII – V вв. до н.э. Она достигает своего расцвета в V – IV веках до н.э. И длится далее, постепенно угасая, до V века уже нашей эры, когда императором Юстинианом в Восточной Римской империи (западной уже не существовало) была закрыта афинская платоновская академия. Условно в развитии античной философии можно выделить следующие этапы: предфилософия, эллинство и эллинизм.

 

 

Предфилософия

 


В). Оценка античной философии в последующей философской мысли и культуре. Античная философия – своеобразное «Отче наш» европейской философии. Это не просто хронологическое начало традиции, это душа, главная тема, «нерв» всей последующей европейской философии. В греческой философии осознанно, или неосознанно видят духовную родину, духовное детство, отчий дом всех последующих «фактов биографии» европейского духа.

Метафора «дома» преследует тех, кто глубоко погружается в мир этой философии. Например, Гегель, добавляя к этой метафоре еще и образ уюта, говорит следующее: «Как в повседневной жизни бывает так, то мы чувствуем себя хорошо у людей в семьях, которые чувствуют себя уютно дома, внутренне удовлетворены, не стремятся в даль, так обстоит дело и с нашим отношением к грекам. … В самом существовании этой уютности, – и ближе – в духе уюта, в этом представлении, что они находятся у самих себя со стороны своего физического, гражданского, правового, нравственного, политического существования, … в этом содержится … зародыш мыслительной свободы и, таким образом, необходимость возникновения у них философии. … Как греки находятся у себя дома, так и философия состоит именно в том, чтобы находится у себя дома, чтобы человек был в своем духе у себя дома, чувствовал себя уютно у себя».[41]

2. Важнейшие методологические модели генезиса античной философии.

В научной литературе выделяются три методологические модели этого генезиса (происхождение как зарождение, последующее развитие и выход в определенное состояние). Условно их можно обозначить так: греческая философия – преднаука, она – постмифология, или же – особая мыслительная культура, тип духовности, формирующийся совместно с рабовладельческой демократией.

Первые две модели связывают развитие греческой философии с предфилософской культурой. В одном случае философия понимается как результат постепенного накопления позитивных знаний о мире, как первый этап развития науки, когда она неизбежно должна была быть единой (знание причин). В другом – какрационализация мифологии, когда мифологическим темам и героям придается отвлеченная теоретическая форма.

Третий подход рассматривает процесс ее возникновения через призму наиболее ее совершенной формы – классической. В своей классической, зрелой форме философия проявляется в развитом демократическом полисе. Она – квинтэссенция социокультурного опыта гражданина такого полиса. Сам полис и отношение граждан в нем – та модель, по аналогии с которой древние греческие философы видели мир.

3. Свойства и динамика античной философии.

А). Важнейшие характеристики античной философии. Во-первых, космоцентризм и космологизм. Мир – не сумма механических единиц, не холодно-бесконечное пространство, а живой космос, прекрасный и в сущности обозримый.

Во-вторых, созерцательная рациональность. Рациональность – не абстрактно-теоретическая, а мифологически живописная, не мыслительная конструкция, а живой ум мира и философа. Мудрость – самое прекрасное начало, часть мира.

В-третьих, стихийная, наивная созерцательная диалектика. Мир – живой, подвижный, развивающийся, противоречивый. Это особое стереометрическое видение мира, который находится в круге вечного возвращения. Античная мысль пронизана идеями величественной шарообразности и универсального кругового, круговоротного движения. Мир – не конечен и не бесконечен. Он – сфера свершенности, живого пребывания.

В-четвертых, особый стихийный и наивный материализм. Не отрицание идеализма, а особый натурализм взгляда на мир, взгляда, лишенного мистичности, потусторонности, придающего черты натуральности существования даже идеям и сущностям (в идеалистических системах, таких как платоновская философия, им более чем вещам.)

В-пятых, это своеобразное «безисторическое» мировоззрение. Чувство истории и времени еще только формируется в культуре и сознании людей и связывается, прежде всего, с ритмами и пульсациями жизни мира-космоса.

Б). Характер эволюции античной философии. Мир античной философии сам является живым космосом, эволюционизирующим как все живое от рождения к расцвету и, далее, к закату и гибели. Каждый период этой эволюции – закономерно возникающее состояние духа греко-римского мира. Ранняя греческая мысль целеустремленно вглядывается в живой космический организм (физика). Постепенно она переходит к феномену человека и пространству его жизни, соотнося его с космосом (антропология, этика, социология). И постепенно угасает в римской философии в размышлениях о несовершенстве жизни, жестокости и неумолимости судьбы, отделенности лучшего мира от мира земных скорбей (психология, почти психотерапия, зарождение мистики и т.п.).

Эта эволюция – во многом эволюция идеи соматизма (гр.: телесности), пронизывающей античную философию. Из целостного мира мифологического человека выделяются как самостоятельные и прекрасные в своих формах предметы, тела и Космос в целом. Раннее эллинское сознание любуется ими. Но постепенно обнаруживается все более «обидная» для этого сознания крытая порочность изначального фундаментального соматизма, и эта идея заменяется идеей надприродного Единого. Философская рефлексия античности – попытка «прорыва» соматизма надприродными и идеальными координатами жизни.

Об этой эволюции справедливо говорит А.Ф.Лосев: «Чувственно-материальный пантеизм сменяется абсолютно-личностным монотеизмом, который является основой религии. Прерывается тысячелетняя красота чувственно-материального Космоса, мыслители перестают радоваться вечному круговороту в природе и начинают страдать о всеобщем космическом грехопадении».[42]

4. Переход от предфилософского мифологического сознания к философии.

Античная философия органично и постепенно прорастает из мифологического мировоззрения. Ступенями этого перехода можно считать сменяющие друг друга: теогонии (родословные богов), космогонии (описание порождения космоса) и космологии (теоретические описания развития космоса).

А). Изменения в культовой системе Древней Греции и возникновение философии. Мировоззренческой базой этого перехода является орфизм – культ Орфея, который приводит на смену культу Диониса культ Аполлона. Дионис – божество плодоносящих сил земли, земледелия, виноделия, – в целом стихийных (до безрассудства) жизненных сил. Аполлон – божество красоты, гармонии и разума, прорицатель, символизирующий собой Солнце, свет, лучезарность, ясность и т.п. Его сыном и является Орфей.

Дионис и Аполлон – два образца, по которым строилась жизнь древних греков. Переход от первого ко второму совершался внутри деятельности орфических общин и был связан с переосмыслением первобытной религиозной обрядности, и, прежде всего, центрального ритуала дионисийских оргий (форма служения богам) – омофагии.

Омофагия – это поедание сырого мяса растерзанного в вакхическом исступлении жертвенного животного. Первоначально этот ритуал символизировал собой обреченность человека. В нем люди «выплескивали» свой неустранимый грех, унаследованный от своих прародителей – титанов, которые, по преданию, растерзали ребенка-Диониса и вкусили его мяса.

Длительное становление орфизма приводит к тому, что омофагия начинает пониматься иначе. Она символизирует не только греховность людей, но и их способность к очищению от него – к катарсису. Это связано с тем, что оргия становится мистерией. Мистерия – таинство. Тайну мистерии может открыть только посвященный тот, кто может очиститься, ведя орфический образ жизни. Тайна, видимо, заключалась в том, что исступление понималось как необходимое временное высвобождение темных, беспорядочных и трагичных начал человека для высвобождения остального времени жизни для начал светлых, разумных, жизнеутверждающих.

Культ Орфея делает культ Диониса менее стихийным, более углубленным и мистическим, связывает его с возможностью катарсиса. Именно этим орфизм невольно способствует утверждению культа Аполлона. В рамках этого культа генерируются идеи совершенства, нетленной красоты, гармоничной соразмерности и т.п. Именно эти художественно-мифологические идеи становятся благодатной почвой философии.

Б). Первые греческие мудрецы. В рамках культа Аполлона возникает феномен «семи мудрецов» – первых философствующих людей Древней Греции. (В различных свидетельствах указывается различное количество и разные персоналии.) Их характеризуют как представителей ранней этико-философской (или рассудочно-моральной) рефлексии. Форма этой рефлексии сильно отличалась от ее современных форм. Это были близкие по форме к пословицам, краткие императивные сентенции (предписывающие указания) на темы житейской мудрости. Греки называли их «гномами».

Одной из самых известных характеристик «семи мудрецов» являются следующие слова Платона: «Все они были ревнителями, поклонниками и учениками лаконского строя, и нетрудно заметить, что это наложило отпечаток на их мудрость, краткие и достопамятные изречения каждого из них. Собравшись вместе, они посвятили Аполлону в Дельфийский храм первинки своей мудрости, начертав на его стене то, что все повторяют:«Знай себя» и «Ничего слишком»… Таков был стиль философии древних: прямо-таки лаконское краткословие. Точно также ходило по устам в приватном порядке и это привозносимое мудрецами изречение Питтака: «Трудно быть хорошим»».[43] К словам Платона можно добавить отмеченное в других источниках изречение:«Ты еси».

Вывод.Гномы «семи мудрецов» были первыми словами древнегреческой мудрости, из которых выросли важнейшие идеи античной философии, такие как: Космос (порядок как противоположность беспорядку-акосмиии, мир изукрашенный порядком, порядок красоты); Логос (Глагол, смысл, сущность, закон космический); фюзис (природа, то что, порождается и развивается по естественным законам); архе (наидревнейшее, первоначало мира, первовещество); гармония (соразмерность, музыка сфер как основа красоты); космополития (космическая дружественность мира, мировое космическое государство); бытие (весь мыслимый мир); истина (алетейя – непреходящее, незатемнюющееся, нетускнеющее, свет); номос (закон-правило, определяющий человеческую жизнь, божественный и юридический); эйдос (образец, вид, идея как безвидная вещь); Благо (вершина и солнце мироустройства, цель и оправдание мира); сущность (подлинность вещи, то, что ее внутренне определяет); дюнамис (движение, сила, энергия, то, что превращает потенциальное в актуальное); автаркия (самоудовлетворение, независимость от воздействий внешнего мира); атараксия (невозмутимость, душевная безмятежность); эвдемония (блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений); эпохе (задержка, остановка, удержание от суждений); Единое (начало бытия, ума и вещей, предвосхищающее их и принципиально от них отличающееся); эманация (проистечение универсального единого первоначала в мир).








Date: 2015-05-23; view: 274; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию