Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ баланса предприятия





Бухгалтерская отчетность дает широкие возможности для всестороннего анализа деятельности предприятия, и наиболее информативной ее частью является баланс. Он отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала пред­приятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемного капитала, а также эффективность их привлечения.

На основе изучения баланса внешние пользователи могут: принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предпри­ятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и т.д.

Значение баланса как основной отчетной формы исключительно ве­лико, так как этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом поло­жении малого предприятия. В балансе отражается состояние средств малого предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: а) по составу (виду); б) по источникам формирования, т.е. одна и та же сум­ма средств, которые находятся в распоряжении малого предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы малого предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В рос­сийской учетно-аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса.

Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии малого предприятия за отчетный период, он содержит две колонки показателей – на начало года и конец периода (на­пример, квартала, полугодия, года).

Для баланса двух смежных лет должно выполняться следующее правило: данные на начало п должны совпадать с данными на конец предыдущего года, т. е. п – 1, при этом подразумевается, что структура баланса и состав статей не меняются.

Но возможны отклонения от этого правила: в частности, если произошла переоценка основных средств или в году п имела место реорганизация малого предприятия (слияние и пр.).

Имущество и обязательства организации непрерывно участвуют в сфе­ре производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также опе­ративно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными об активах и их источниках финансирования.

Одним из важнейших приемов являются изучение финансовой отчетности и абсолютных величин, представленных в отчетности.

Однако данная информация, несмотря на ее значимость, для принятия управленческих решений недостаточна, так как не позволяет оценить динамику основных показателей, место хозяйствующего субъекта среди аналогичных малых предприятий, что актуально в условиях конкурентной борьбы.

Это достигается с помощью составления сравнительных таблиц, выявления абсолютного и относительного отклонения; исчисления показателей за ряд лет в процентах к итоговому показателю (к итогу баланса); исчисления относительных отклонений в процентах по отношению к базисному году.

На практике можно встретиться с различными видами балансов. В таблице 2.1 приведена одна из возможных их классификаций.

Таблица 2.1 – Классификация бухгалтерских балансов

Классификационный признак Виды балансов
По времени составления Вступительные, текущие, ликвидационные, разде­лительные, объединительные
По источникам составления Инвентарные, книжные, генеральные
По объему информации Единичные, сводные, консолидированные
По характеру деятельности Балансы основной деятельности, балансы неоснов­ной деятельности
По видам деятельности Баланс организации, баланс инвестиционного фон­да, баланс банка, баланс страховой организации, баланс бюджетной организации
По формам собственности Баланс государственного предприятия, баланс част­ного предприятия
По объекту отражения Самостоятельный баланс, отдельный баланс
По степени аналитичности Баланс– брутто, баланс– нетто, шахматный оборот­ный баланс, средний баланс, уплотненный баланс

Все активы баланса подразделяются на долгосрочные, или внеоборотные активы (I раздел актива баланса), и текущие (оборотные) активы (II раздел актива баланса).

Средства организации могут использоваться в ее внутреннем обороте и за ее пределами (дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акций, облигаций других организаций) (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Схема структуры активов баланса

Структура пассива баланса приведена на рисунке 2.2.

 
 

 


Рисунок 2.2 – Схема структуры пассива баланса

На основе группировок актива и пассива баланса мо­жет быть составлен аналитический баланс, с по­мощью которого осуществляется анализ структуры иму­щества предприятия и источников его финансирования.

Все показатели сравнительного аналитического баланса можно разбить на четыре группы:

- абсолютные показатели на начало и конец отчетно­го периода (тыс. руб.);

- показатели структуры (удельные веса) на начало и конец отчетного периода, %;

- показатели абсолютной динамики (в тыс. руб., %) к началу отчетного периода;

- показатели структурной динамики в процентах к изменению актива и пассива.

При анализе структуры баланса выявляются и оцени­ваются удельные веса каждой группы актива и пассива в общем итоге баланса, а также соотношение между отдель­ными группами.

При этом следует иметь в виду наличие взаимосвязи между ними, в основе которой лежит их функциональное предназначение. Признано, что денежные средства, ценные бумаги и реальная дебиторская задолжен­ность, т.е. легкореализуемые активы, являются источником погашения краткосрочных обязательств (кредиторская за­долженность, кредиты банков и займы), срок погашения которых в течение 1 года. Оставшаяся часть ликвидных активов используется для погашения долгосрочных обя­зательств (кредиты банков и займы, срок погашения ко­торых более 1 года).

Наличие финансовой связи между группами актива и пассива баланса обусловливает необходимость рассматри­вать вопросы финансирования таким образом: кратко­срочные заемные источники предназначены для пополне­ния мобильных активов, а долгосрочные собственные и заемные – на приобретение недвижимого имущества, ка­питальные вложения и иные внеоборотные активы.

Основными методами финансового анализа являются горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ (приложение 5)[1].

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет выявить тенденции изменения статей отчетности или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы прироста. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, т.е. расчет удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и оценка его влияния. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Горизонтальный и вертикальный виды анализа взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности, так и динамику отдельных ее показателей.

Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ – сравнение каждойпозиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный или прогнозный характер. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем.

Метод финансовых коэффициентов – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении данных конкурентов со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т.е. синтезом – соединением отдельных элементов в общий результативный показатель.

В качестве важнейшего элемента методики анализа хозяйственной деятельности выступают технические приемы и способы анализа (инструментарий анализа).

Ряд авторов предлагают проводить финансовый анализ предприятия по следующей последовательности:

1. Анализ размещения капитала и оценка имущественного состояния предприятия. Данный анализ включает в себя: анализ структуры активов предприятия; анализ состава, структуры и динамики внеоборотных и оборотных активов; анализ дебиторской задолженности.

2. Анализ использования капитала предприятия. Включает в себя анализ динамики и структуры источников формирования капитала предприятия; анализ наличия и движения собственных оборотных средств.

3. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Включает в себя анализ соотношения собственного и заемного капитала; расчет основных показателей финансовой устойчивости (коэффициент автономии, коэффициент соотношения собственных и заемных средств, коэффициент кредиторской задолженности и маневренности и пр.).

4. Анализ платежеспособности и риска банкротства предприятия: оценка платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности (коэффициенты абсолютной, срочной, текущей ликвидности); анализ потоков денежных средств; диагностики вероятностей банкротства.

5. Оценка деловой активности предприятия: расчет показателей оборачиваемости; расчет показателей рентабельности (коэффициенты рентабельности капитала, активов собственного капитала, оборотного капитала и пр., расчет индекса деловой активности).

Данный подход позволяет взглянуть на финансовое состояние предприятия с различных сторон.

Date: 2015-05-23; view: 2537; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию