Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационное обеспечение АДФХД





Действенность анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия зависит, во многом, от состава, содержания, количества и качества информации, привлекаемой к анализу.

Все источники информации для анализа можно разделить на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым относятся все типы планов, разрабатываемых на предприятии.

К учетным относятся данные, которые содержатся в документах бухгалтерского, статистического и оперативного учета и в соответствующей отчетности.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности. Внешний анализ осуществляется по отчетности, а во внутреннем анализе важная роль принадлежит Главной книге, где информации свойственна полнота, системность, динамизм.

Внеучетные источники включают:

ü документы, которые регулируют хозяйственную деятельность (законы, Указы президента, постановления Правительства, приказы вышестоящих органов управления, приказы и распоряжения руководителей малого предприятия);

ü хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения судов, материалы ревизий, проверок;

ü материалы производственных совещаний, специальных обследований на рабочих местах (например, хронометраж и фотография), а также полученные из личных контактов с исполнителями;

ü техническую и технологическую документацию;

ü информацию, получаемую через СМИ, Internet, и т.п.;

ü информацию, получаемую из научных изданий, справочников, каталогов, на конференциях, деловых встречах и т.д.

Классификация информации проводится в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Классификация информации

Классификационный признак Характеристика информации
1. Отношение к объекту анализа Внешняя Внутренняя
2. Отношение к предмету анализа Основная Вспомогательная
3. Периодичность поступления Регулярная Эпизодическая
4. Тип регулярного поступления Постоянная Условно-постоянная Переменная
5. Процесс обработки Первичная Вторичная
6. Характер источника информации Официальная Неофициальная
7. Доступность Недоступная Труднодоступная Ограниченно доступная Свободная

 

Информационное обеспечение анализа предполагает соблюдение определенных требований при сборе информации:

ü информация должна быть аналитичной, т.е. должна соответствовать потребностям анализа и диагностики;

ü информация должна быть сопоставимой по предмету и объектам анализа, периоду времени, методике исчисления показателей, единицам измерения и ряду других признаков;

ü информация должна достоверно и объективно отражать анализируемые и диагностируемые процессы и явления;

ü информация должна исключать обособленность и дублирование разных источников информации. Это означает, что каждое явление, каждый процесс должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться не только в анализе, но и в учете, планировании, контроле.

ü информация должна быть доброкачественной (полнота, правильность расчетов и оформления, согласованность).

Аналитическая обработка данных осуществляется только после проверки соответствия собранной информации вышеперечисленным требованиям.

Являясь многогранным понятием, финансовое состояние малого предприятия представляет интерес для разных субъектов экономики, вступающих с ним в отношения различного характера в процессе финансово-хозяй­ственной деятельности.

Оценка финансового состояния проводится:

– руководителями и соответствующими службами малого предприятия;

– его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности использования ресурсов;

- банками для оценки условий кредитования и определения степени риска;

- поставщиками для получения платежей;

- налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д.

Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способа­ми. Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы:

- пользователи, внешние по отношению к конкретному малому предприятию (конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения, поставщики и покупатели, кредитные учреждения, ин­весторы) – пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельно­сти малого предприятия;

- сами малого предприятия (точнее, их управляющий персонал) и бухгалтеры – пользователи внутренние, т.е. непосредственно заинтересованные в деятельности малого предприятия.

В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анали­за – внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится работниками малого предприятия (например, финансовыми менеджерами), и его результаты используются для плани­рования, контроля и прогнозирования финансового состояния.

Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нор­мальное функционирование малого предприятия, получение максимума прибы­ли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия нужны внутренним пользователям в качестве исходной информации для принятия различного рода экономи­ческих решений.

Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления ана­лиза финансового состояния за счет привлечения данных управленческо­го производственного учета.

Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их реализации, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производ­ством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Внутренний анализ финансового состояния является реальным сред­ством коммуникации, благодаря которому:

- руководители получают представление о месте своего малого предприятия в среде аналогичных малых предприятий, правильности выбранного стратегиче­ского курса, сравнительных характеристик эффективности использова­ния ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления малое предприятием;

- внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявле­ния слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетности малого предприятия;

- аналитики определяют направления финансового анализа.

Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонни­ми лицами для малого предприятия (например, аудиторами, инвесторами, по­ставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности).

Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяются, прежде всего, различиями между пользова­телями информации о деятельности малого предприятия:

- множественность субъектов анализа – пользователей информации о деятельности малого предприятия;

- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность малого предприятия;

- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности малого предприятия.

Всех пользователей можно разделить на несколько партнерских групп и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансово­го состояния (табл.1.4).

Таблица 1.4 – Определение объекта анализа финансового состояния в соответствии с интересами всех категорий пользователей

Партнерские группы Вклад партнерской группы Требования компенсации Объект финансового анализа
       
1. Собственники Собственный капи­тал Дивиденды Финансовые ре­зультаты и финан­совая устойчивость
2. Инвесторы, кредиторы Заемный капитал Проценты на вложенный капи­тал Кредитоспособ­ность
3. Руководители (администрация) Знание дела и уме­ние руководить Оплата труда и доля прибыли сверх оклада Вес стороны дея­тельности малого предприятия
4. Персонал Приведение в дейст­вие средств и пред­метов труда     Заработная плата, премии, социаль­ные условия Финансовые ре­зультаты малого предприятия
5. Поставщики средств и предметов труда Обеспечение непре­рывности и эффек­тивности процесса производства про­дукции Договорная цена Платежеспособ­ность
6. Покупатели (кли­енты) Реализация продук­ции Договорная цена Финансовые ре­зультаты малого предприятия
7. Налоговые органы Услуги общества Своевременная и полная оплата налогов Финансовые ре­зультаты малого предприятия

 

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляе­мого партнерами малого предприятия по данным финансовой отчет­ности, составляют:

- анализ абсолютных показателей прибыли;

- анализ относительных показателей рентабельности;

- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидно­сти баланса, платежеспособности малого предприятия;

- анализ эффективности использования заемного капитала;

- экономическая диагностика финансового состояния малого предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Основные партнерские группы заинтересованы в успехах малого предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся ин­формации и др.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней (данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные и т.д.) и внешней данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно– правовые документы и т. д.).

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную.

По периодичности поступления аналитическая информация делится на регулярную (плановые и учетные данные) и эпизодическую (формируется по мере необходимости).

Регулярная информация в свою очередь подразделяется на постоянную (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и т.д.), условно постоянную (показатели плана, нормативы) и переменную (отчетные" данные на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

Основными источниками информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности являются данные оперативного и бухгалтерского учета.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнози­рования.

Нормативно-правовые акты, регулирующие состав и порядок бухгалтерской отчетности:

§ Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,

§ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. №34н),

§ Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н),

§ Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

§ микропредприятия – 60 млн. рублей;

§ малые предприятия – 400 млн. рублей;

§ средние предприятия – 1000 млн. рублей.

Согласно Федеральному Закону №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривается упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Бухгалтерская Отчетность для малых предприятий предусматривается в упрощённой форме.

По общему правилу бухгалтерская отчетность включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках (с 2012 года – отчет о финансовых результатах);

3) приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств для общественных организаций)

4) аудиторское заключение или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

5) пояснительную записку к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

С 1 января 2013 года вступил в силу закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. По-прежнему освобождены от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели, а также те, кто занимается частной практикой (пункт 1 часть 2 статьи 6 закона № 402-ФЗ), но с существенной оговоркой: если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов (доходов и расходов), позволяющий определить размер налога. Таким образом, бухучет необязателен для предпринимателей, которые применяют общую, патентную или упрощенную систему налогообложения, либо перешедшие на уплату единого сельхозналога, а также для тех, кто платит ЕНВД.

Организациям повезло меньше: если ранее те из них, кто применял «упрощенку», имели право вести бухгалтерский учет лишь в части основных средств и нематериальных активов, то теперь, независимо от применяемой системы налогообложения, бухучёт обязателен для всех в полном объеме.

Поскольку в основном «упрощенцами» являются представители малых и микропредприятий, то для них предусмотрено послабление – бухгалтерский учет они могут вести в более упрощенном режиме (пункт 3 статьи 20 и пункт 10 части 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ; Приказ Минфина РФ от 18.12.2012 № 164н).

Напомним, что критерии отнесения к субъектам микро- и малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В частности, это организации, которые в 2011 – 2012 годах не превысили среднюю численность работников 15 и 100 человек соответственно, чья годовая выручка составила не более 60 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно (без учета НДС), и не более 25% уставного капитала которых принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам.

Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме следует закрепить в учетной политике малого предприятия. Также нужно отразить те особые правила, которые, собственно, отличают упрощенный бухучёт от стандартного. Рассмотрим их подробнее.

Рабочий план счетов можно упростить, объединив некоторые счета. В Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2010 подробно рассмотрены варианты такого объединения. Например, можно вести учет затрат на производство на счете 20 «Основное производство», а счета 23, 25, 26, 28, 29 не использовать.

Доходы и расходы можно признавать по кассовому методу – по мере поступления и расходования денежных средств. Поскольку в налоговом учете «упрощенцы» признают доходы и расходы аналогичным образом, то это поможет приблизить налоговый учет к бухгалтерскому.

Можно не применять некоторые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например, ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» и другие. В учетной политике стоит указать, будут ли они применяться или нет.

Финансовые вложения можно учитывать по их первоначальной стоимости, то есть отражать в учете по займам, вкладам в уставный капитал и другим вложениям сумму, которая впоследствии не меняется и не корректируется (не определяется их рыночная стоимость).

Можно отражать в отчетности текущего периода последствия изменений в учетной политике, которые оказали существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, а также на движение денежных средств. Другие организации вынуждены пересчитывать показатели отчетности, как если бы изменения произошли в прошлом, причем пересчет делается за два предшествующих года.

Малым предприятиям можно не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов.

Возможно применение упрощенной системы регистров учета для организаций, не занимающихся производством продукции. При объеме операций не более 30 в месяц допускается ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1.

В учетной политике следует также отразить, какие формы бухгалтерской отчетности использует организация. Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 № 113н утвердил упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. В них включаются показатели только по группам статей без детализации показателей. Это не означает, что какие-либо данные могут отсутствовать в отчетности, просто они не выделяются, а включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

В приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, при отсутствии которой невозможно оценить финансовое положение и результаты деятельности организации. В этом случае в состав бухгалтерской отчетности включаются отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств или пояснительная записка.

Для микропредприятий Приказ Минфина от 18.12.2012 № 164н утвердил право на ведение бухгалтерского учета по простой схеме, то есть без применения двойной записи.

В простом бухучете отсутствует понятие дебета и кредита, соответственно, учет ведется без отражения операций на взаимосвязанных счетах. В соответствующий регистр записываются все факты хозяйственной жизни предприятия. Не ведутся обобщающие счета для отражения величины собственных средств (капитала) и финансовых результатов (прибылей, убытков). Бухгалтерский баланс составляется на основе полной инвентаризации.

Регистры для простого учета можно разработать самостоятельно с соблюдением требований Закона № 402-ФЗ. Учетная форма должна содержать графы для указания даты, номера, наименования первичного документа и содержания хозяйственной операции. Следует включить графы для отражения поступления (выплаты) денежных средств.

В целом учет в таком регистре напоминает ведение налогового учета при УСН в Книге учета доходов и расходов, но здесь отражаются абсолютно все хозяйственные операции, как влияющие на налоговую базу, так и не влияющие на нее.

Особенности бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства:

1. При организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, т.е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).

2. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета.

3. Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 4.1 и 4.2).

4. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 19; Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, пункт 12; Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 18).

5. Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета (Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, пункт 15).

6. Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 17).

7. Субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 22).

8. Субъекты малого предпринимательства вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02").

9. Малые предприятия вправе не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.) – Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)"

10. Субъект малого предпринимательства может принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 9).

11. Малые предприятия вправе не отражать в бухгалтерском учете суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов (Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02").

Date: 2015-05-23; view: 951; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию