Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Социально-экономическая эффективность образования





Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности процесса обучения. Простые количественные показатели социальной продуктивности просвещения. Две тенденции в функционировании системы образования: создание равных стартовых условий в обучении и трудовой жизни молодежи и усиление различий в этих стартовых позициях.

Экономическая эффективность образования, ее содержание и основные направления достижения. Теория и практика определения экономического эффекта образования. Рост инвестиций в развитие человеческих способностей к труду и повышение качества рабочей силы. Теория человеческого капитала, ее выходы на методику расчета экономического результата инвестиций в образование. Расчеты образовательного капитала населения и рабочей силы США, проведенные Т. Шульцем. Фонд образования рабочей силы и населения той же страны по расчетам В.И. Марцинкевича. Расчеты народнохозяйственной эффективности образования нашей страны, проведенные отечественными экономистами: С.Г. Струмилиным, В.А. Жаминым, С. Л. Костаняном и др.

Непосредственное участие работников образования в создании национального дохода. Прирост его стоимости в результате повышения квалификации рабочих и специалистов в процессе обучения.


Вопросы к зачету

1. Многозначность понятия «образование» и роль образования в социально- экономическом прогрессе.

2. Основные функции образования и их взаимосвязь. Образование как ценность, как процесс, как система и как результат.

3. Что такое система образования. Закон РФ «Об образовании» о сущности и составных частях понятия система образования.

4. Образовательные программы и государственные образовательные стандарты: их предназначение.

5. Сеть образовательных учреждений в России. Современные организационно- правовые формы, типы и виды образовательных учреждений.

6. Экономика системы образования и ее правовое закрепление. в российском законе «Об образовании».

7. Образование как приоритетная отрасль экономики страны. Место образования в системе общественного воспроизводства.

8. Отраслевой аспект образования. Экономическая функция образования.

9. Образовательные услуги и их отличие от продукции материального производства, других отраслей сферы услуг.

10. Своеобразие элементов производительной деятельности в образовании.

11. Экономические отношения системы образования Отношения собственности и интеллектуальная собственность педагогических работников.

12. Российский закон «Об образовании» о субъектах и объектах права собственности в образовательных учреждениях.

13. Научный подход к экономике образования. Концепция человеческого капитала и ее истоки.

14. Теоретическая модель экономики образования отечественных экономистов В.А. Жамина и С. Л. Костаняна.

15. Определение предмета науки «Экономика образования». Общность и различие ее как науки и учебной дисциплины.

16. Значение знаний экономики образования для практической деятельности учителя и других работников образования.

17. Образование как некоммерческая отрасль экономики. Отличия некоммерческих организаций от коммерческих.

18. Образовательные услуги — разновидность общественных товаров.

19. Переход России к рыночной экономике и расширение рыночных отношений в образовательном комплексе.

20. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Негосударственные учебные заведения и их место в углублении этого рынка.

21. Расчеты сметы и цены на дополнительные услуги образования в государственном и муниципальном учебном заведении.

22. Содержание хозяйственного механизма, его состав и особенности в отрасли образования. Важнейшие направления становления нового хозмеханизма в системе образования.

23. Планирование, программирование и прогнозирование как инструменты управления развитием образования. Радикальные изменения отраслевого планирования.

24. Федеральная программа развития образования России: ее главная цель и основные установки.

25. Организационная структура управления образованием. Закон РФ «Об образовании» о разграничении компетенции федеральных, республиканских, региональных и местных органов самоуправления в области образования.

26. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями. Менеджеры и их роль в управлении учреждениями образования.

27. Финансовый механизм образовательного комплекса и необходимость его перестройки.

28. Источники формирования финансовой базы учебных заведений. Основные виды их расходов.

29. Основные направления оптимизации финансового положения учреждений образования. Переход к многоуровневой и многоканальной системе финансирования просвещения.

30. Необходимость преобразования сметного финансирования и введения научно- нормативного бюджетного финансирования учреждений образования.

31. Расширение самофинансирования и внебюджетных источников финансирования учебных заведений.

32. Внедрение хозрасчетных методов и коммерческих начал в деятельность учреждений образования.

33. Труд работников образования и его особенности. Социально-экономическое содержание педагогического труда.

34. Рабочее и свободное время учителя. Законодательные и реальные границы рабочей недели учителей и руководителей школ.

35. Материальные и моральные стимулы повышения плодотворности педагогического труда.

36. Заработная плата преподавателей: экономическая природа и своеобразие ее формирования.

37. Количественные и качественные критерии дифференцированных размеров зарплаты педагогов.

38. Особенности организации заработной платы вузовских преподавателей и руководителей учебных заведений.

39. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образования. Основные и оборотные фонды этой отрасли.

40. Современное состояние учебно-материальной базы учреждений образования и основные пути ее развития.

41. Научно-педагогический персонал вузов и его роль в развитии образования.

42. Аспирантура и докторантура и их место в подготовке дипломированных вузовских педагогов.

43. Воспроизводство учительских кадров и его своеобразие на современном этапе.

44. Эффективность образования, ее педагогический, социальный и экономический аспекты.

45. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления достижения.

46. Теория и практика определения экономической эффективности образования.


 

Date: 2015-05-23; view: 3376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию