Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 4 НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ





История возникновения научного стиля речи

Научный стиль речи принадлежит к числу книжных стилей литературного русского языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией различных областей научных знаний, многообразных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Например, научные труды Пифагора. Платона и Лукреция отличались особым эмоциональным восприятием явлений. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь культурный мир того времени, стала создаваться устойчивая научная терминология. Впоследствии она пополнилась за счет латыни, ставшей интернациональным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стали стремиться к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Известно, что слишком «художественный» характер изложения раздражал Кеплера и Декарта. В дальнейшем образцом научного языка стало строго логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия 18 века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине 18 века благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине 19 века.

 

Общая характеристика научного стиля речи.

Каждый из функциональных стилей имеет свою цель, своего адресата, свои жанры.

Основной целью научного стиля является передача логической информации, доказательство истинности ее, а часто – новизны и ценности.

«Научная проза, - отмечает исследователь научной речи Н.М.Разинкина, - это такая форма речи, которая постоянно отражает рассудочную деятельность человека, и язык науки имеет те же свойства, что и само научное исследование: логичность, доказательность, рассудочность».

Функция доказательности проявляется в формальной стороне стиля. В некоторых разновидностях научного стиля (например, в математике) аргументация нередко прямо именуется доказательством (например, доказательство теоремы). В других разновидностях выявление причинно-следственных связей достигается активизацией определенных типов сложноподчиненных предложений, вводных слов и сочетаний (с одной стороны, таким образом, во-первых, итак и пр.).

Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, следует считать активизацию логического мышления читателя (слушателя). В научно-учебном подстиле научного стиля эта функция приобретает первостепенное значение.

Адресатами произведений научного стиля преимущественно являются специалисты – читатели или слушатели, имеющие знания в определенных областях науки и поэтому подготовленные к восприятию научной информации.

В научном стиле выделяются следующие подстили (разновидности):

- собственно научный,

- научно – информативный,

- научно-справочный,

- научно-учебный,

- научно-популярный.

Кроме того, научный стиль имеет разновидности в зависимости от цикла наук. Так, на крайних полюсах находятся физико-математическая и общественно-политическая разновидности научного стиля.

Важнейший компонент физико-математической разновидности – система наиболее отвлеченных средств выражения – математическая символика, отражающая высшую степень абстрагированности научных понятий. С этим компонентом связаны две особенности:

1) математическая символика является интернациональной, тем самым в какой-то степени сближает физико-математические разновидности научных стилей разных языков;

2) математическая символика требует строгости и объективности всех остальных средств этой разновидности: ей чужды проявления эмоциональности, в ней не может быть места разговорной лексике.

Иной оказывается общественно-политическая разновидность. Ее элементы не обладают такой степенью абстрагированности. Ей не чужды субъективные и эмоциональные элементы (например, в исторических, литературоведческих научных работах).

В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен. Здесь можно выделить:

-статью,

-монографию,

-учебник,

-рецензию,

-аннотацию,

-научный комментарий текста,

- лекцию,

-доклад на специальную тему,

-тезисы и т.п.

Функционально-стилевую классификацию научного стиля речи можно представить следующим образом:

Научный стиль речи

собственно научно- научно- научно- научно-

научный информатив. справочн. учебный популярный

 

ж а н р ы

 

монография реферат словарь учебник очерк

статья аннотация справочник словарь книга

доклад патентное каталог методическое лекция

описание пособие статья

и др. и др.

 

В каждой из этих жанровых подсистем предполагаются свои соотношения элементов собственно научного и других стилей и свои принципы организации речевого произведения.

 

Характеристика собственно научного подстиля научного стиля речи.

Отличительные признаки научного стиля речи с наибольшей полнотой проявляются в собственно-научном подстиле.

 

Лексика научного стиля характеризуется следующими особенностями:

1) Важнейшим компонентом лексики являются термины, т.е. слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо области науки. (В развитых языках около 90% лексики представлено научными терминами. Однако в каждой узкой отрасли науки и техники количество специальных терминов не превышает 10 – 15%).

2) Другим важным компонентом лексики собственно научного подстиля является общенаучная лексика: например, такие слова, как число, система, функция, значение, элемент, процесс, множество, вещество, плоскость, различный, равный и др. Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в научном тексте, Повторение одних и тех же слов в узком контексте в художественной речи считается дефектом, а в научной речи – это закономерность, стилевая примета.

3) Своеобразие стиля научных работ состоит в использовании в них абстрактной лексики (например, творчество, самосознание, осмысление, интенсивность и т.п.).

4) Научный стиль имеет свою фразеологию, куда входят составные термины (например, грудная жаба, солнечное сплетение, щитовидная железа и т.п.).

5) В стилистическом плане лексика собственно научного подстиля однородна – это нейтральные и книжные (но не высокие!) слова.

Морфологические особенности собственно научного подстиля:

1) Яркая отличительная черта собственно научного подстиля – преобладание имени существительного. В научном тексте в среднем имен существительных употребляется почти в 4 раза больше, чем глаголов, так как главное в научном тексте – обозначить, описать явление. Это сказывается и при выборе формы сказуемого: вместо глагольного используется глагольно-именная конструкция, состоящая из однокоренного с глаголом существительного и другого глагола, имеющего ослабленное значение: например, проводятся испытания (вместо испытываются), произвести вычисления (вместо вычислить) и т.п..

2) Употребление глаголов в собственно научном подстиле также имеет свои особенности. Круг личных форм глагола сужен: совсем не употребляются формы 2 лица ед. и мн. числа (это касается и соответствующих местоимений ты, вы). Редко употребляется форма 1 лица ед. числа, значительно чаще – 1лица мн. числа, но не в основном значении – указания на несколько лиц («я и другие»). Чаще всего эта форма ( и местоимение мы) имеет значение собственно авторское (собственно авторское мы): например, «Далее мы будем говорить об уравнениях… Кроме того, 1 лицо мн. число может иметь совместное значение (автор вместе с читателями, слушателями), связанное с привлечением оппонентов к ходу доказательств. Форма 1 лица мн. числа служит объективности научного сообщения: система доказательств развертывается как бы совместно автором и оппонентом. Введением мн. числа вместо ед. ( мы вместо я) автор устраняет из излагаемой информации элемент субъективный, личностный, Этому в еще большей мере способствует опущение местоимения.

Синтаксические особенности собственно научного подстиля.

Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью. Следует отметить тенденцию к сложным построениям. Преобладает союзная, чаще подчинительная, связь между частями сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения употребляются преимущественно при перечислении, классификации.

 

Научно-популярный подстиль находится на периферии научного стиля речи.

Научно-популярный подстиль наряду с основной функцией научного стиля – передачей логической информации и доказательством ее истинности, имеет еще и функцию популяризации научных знаний. Если посредством собственно научного подстиля специалист обращается к неспециалисту, т.е. к адресату, владеющему не только научными знаниями, но и «языком» науки, то посредством научно-популярного подстиля специалист обращается к неспециалисту, не знакомому в достаточной мере ни с данной наукой, ни с ее языком.

Степень популяризации зависит от уровня осведомленности адресата. Например, в газете, рассчитанной на широкий круг читателя, в научно-популярной статье не встретится, например, математическая формула, что вполне возможно в статье научно-популярного журнала, имеющего свой круг читателей.. «Специфика языка научно-популярной литературы заключается в том, что любое понятие, обозначаемое термином, непременно вовлекается в цепь житейских ассоциаций, подчиняясь таким образом центральной проблеме научно-популярного подстиля – проблеме читателя» (А.В.Степанов).

В отличие от собственно научных сочинений научно-популярная литература весьма широко использует языковые средства, характерные для других функциональных стилей. Ей не чужды эмоциональные, стилистически сниженные и стилистически возвышенные средства языка. С другой стороны, в научно-популярных текстах сокращается употребление специальных терминов и других собственно научных средств.

Научно-учебный подстиль. По своим отличительным признакам данный подстиль находится между собственно научным и научно-популярным подстилями: он не такой «строгий», как первый, и не такой «увлекательный», как второй.

С помощью научно-учебного подстиля специалист общается с неспециалистом. Однако это не тот неспециалист, что в сфере научно-популярного подстиля. Он уже владеет определенным научным багажом, достаточным для усвоения сообщаемой ему новой информации, которая является обязательным компонентом той суммы знаний, которая необходима для получения образования и получения специальности.

В то же время объем сообщаемой информации строго ограничивается учебной программой, а система доказательств представлена в упрощенном виде.

Научно-учебный подстиль в целом намного ближе к собственно научному, чем к научно-популярному. В ряде случаев вообще невозможно отличить научно-учебный подстиль от собственно-научного.








Date: 2015-04-23; view: 455; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию