Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение порядка величины удельного заряда электронаЦЕЛЬ РАБОТЫ: Научиться определять порядок величины удельного заряда электрона по отклонению электронного пучка в магнитном поле. ПРИБОРЫ: 1. Лампа 6Е5С 2. Катушка индуктивности (от школьного разборного трансформатора) 3. Реостат (30 Ом). 4. Амперметр Э515 (1-2 А.) 5. Вольтметр Э514 (300 В.) 6. Выпрямитель ВС-24 - (e1) 7. Выпрямитель ВУП (e2 и e3) 8. Соединительные провода.
ТЕОРИЯ МЕТОДА Удельный заряд электрона , величина которого сохраняется при небольших скоростях движения электрона, является одной из важных констант физики. Если электрон, движущийся с постоянной скоростью прямолинейно, подвергается действию магнитного поля, то его траектория искривляется. Форма траектории зависит от конфигурации магнитного поля и величины его индукции, скорости электрона и угла между направлением поля и направлением скорости электрона. В данной работе определение порядка величины удельного заряда электрона производится по отклонению электронного пучка в магнитном поле катушки. Отклонение электронного пучка удобно наблюдать в лампе 6Е5С по свечению ее экрана. Устройство лампы схематично показано на рис.1.(вертикальный разрез лампы). Рис.1 Вакуумный триод. Катод – К, управляющая сетка – С и анод – А составляют триод. Индикаторная часть лампы образуется катодом К, коническим экраном Э (покрытым люминофором) и проволочным усиком У, расположенным между катодом и экраном и присоединенным к аноду. Электроны движутся от катода к аноду радиально и вызывают свечение экрана. Усик вызывает изменение формы эквипотенциальных поверхностей и силовых линий (рис.2). Электроны не долетают до экрана, в результате чего за усиком в области Т-Т образуется тень, (т.е. экран не светится там, куда не долетели электроны) тем более широкая, чем ниже потенциал усика (по сравнению с потенциалом экрана). Для проведения опыта лампа помещается в катушку (от школьного трансформатора на 220В), которая питается постоянным током. Рис. 2. Форма тени на экране в отсутствие магнитного поля. Под действием магнитного поля постоянного тока катушки траектория электронов искривляется. Увеличивая ток в катушке, и тем самым индукцию магнитного поля, можно при неизменном режиме лампы добиться того, чтобы радиус кривизны ro траектории электронов, достигших края экрана, (рис.3) был равен половине радиуса экрана. В этом случае часть пучка электронов скользит по краю экрана, край тени Т-Т изгибается так, как показано на рис.3. Рис. 3. Форма тени на экране при наличии магнитного поля. Под действием силы Лоренца электрон в данном случае движется по окружности, так как сила Лоренца вызывает центростремительное ускорение. Магнитное поле катушки в нашем случае направлено вертикально (перпендикулярно плоскости рисунка), электроны движутся в плоскости рисунка, это дает возможность определить направление силы Лоренца и ее величину: (1). Из формулы (1) находим удельный заряд электрона: (2), где v – скорость электрона, В – индукция магнитного поля, r0 – радиус кривизны траектории электрона. Скорость электрона можно найти, если известно значение ускоряющей разности потенциалов Dj, действующей на электрон между катодом и анодом: (3), отсюда (4). Индукцию магнитного поля на середине катушки можно найти по формуле: (5), где: R–средний радиус катушки, I–ток катушки, N–число витков, L – высота катушки. Подставив выражения (4) и (5) в (2), получим: (6), где m0– магнитная постоянная, равная 4p10-7 Гн/м; m=1; R–средний радиус катушки, равный 4,5см; N=490 витков (при включении катушки на 220В); r0-радиус кривизны траектории электронов, r0 = r/2, r = 1,2 cм.
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ
2. Включить источник, дающий регулируемое анодное напряжение e2 (ВУП, 0 - 250В), поставить регулятор напряжения в среднее положение, подождать пока лампа нагреется, затем отрегулировать анодным напряжением тень на экране, чтобы она чётко выделялась. Источник переменного напряжения e3 начинаем работать при включении ВУПа в сеть 3. Включить источник тока e1 и, изменяя ток в катушке с помощью реостата, добиться, чтобы на экране лампы получилась такая картина, как показано на рис.3. Если несколько увеличить ток в катушке, то появится светлая полоска между краем тени и краем экрана, это говорит о том, что сила Лоренца велика, электроны возвращаются на катод. Поскольку нужная картинка устанавливается «на глаз», предлагаемый метод не претендует на точность, определяется порядок величины е/m, погрешности не оцениваются. Ценность метода в его наглядности. 4. Снять показания вольтметра и амперметра. Анодное напряжение выше было обозначено Dj – ускоряющая разность потенциалов. 5. Опыт повторить 3 раза, взяв другие анодные напряжения на лампе, к ним подобрать соответствующие значения силы тока. 6. Измерить длину катушки. Радиус кривизны края экрана взять равным 1,2 см. Все данные внести в таблицу.
Заштрихованные клетки таблицы не заполняются. 7. По формуле (6) вычислить удельный заряд электрона. Подставив наименование всех величин в формулу, получить наименование удельного заряда в СИ. По результатам трех опытов найти (е/m)ср. 8. Сравнить полученные результаты с табличным значением удельного заряда электрона Кл/кг. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Уметь выводить формулы (5) и (6). 2. Уметь выводить формулы радиуса кривизны траектории, по которой заряженная частица движется в магнитном поле, и периода обращения частицы по окружности. Рассмотреть случаи, когда скорость частицы перпендикулярна направлению вектора индукции магнитного поля и не перпендикулярна. 3. Знать примеры устройств, в основе действия которых лежит взаимодействие движущейся заряженной частицы с магнитным полем. 4. Знать устройство и принцип действия лампы 6Е5С. 5. Знать правило определения направления силы Лоренца.
|