Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системное описание





 

Человек в процессе жизни проходит определенные этапы интеллектуально-психологического развития, «дозревает» до нескольких уровней в своем физическом, социальном и интеллектуально-психологическом развитии: индивид, деятельный субъект, личность, индивидуальность.

Впервые макроструктурные характеристики человека выделил академик Б. Г. Ананьев («Человек как предмет познания». Изд-во Ленинградского ун-та, 1969, с. 339). Человек рождается ИНДИВИДОМ, представителем вида Homo sapiens, носителем индивидно своеобразных черт с целостной психофизиологической организацией. Индивид — это возрастные, нейродинамические, конституциональные и половые характеристики, наименьшая единица в системе вида, сохраняющая информацию о человеке во времени. На этом уровне в основном выполняются подпрограммы соматического (телесного) развития, а также формируются основные отношения человека в системе вида: отношения между родителями и детьми, предками и потомками, то есть отношения, прежде всего, временные. Здесь во времени реализуются индивидно своеобразные человеческие черты: потенции, тенденции, задатки, влечения и др. индивид — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, отличительной особенностью которого, наряду с высокоразвитым мозгом, является прямохождение и приспособленность рук к трудовой деятельности. индивидно-типологические особенности в динамике развития проявляются в темпераменте, характере, способностях и направленности формирующихся будущих субъекта деятельности и личности. индивид (от лат. individuum — неделимое, особь). В отношении индивида или целостной капсулы живого вещества вообще-то лучше было бы сказать «нерасчленяемый», а не «неделимый».

В процессе общения с природой и окружающей средой индивид оказывается включенным в эту среду, вынужден вступать в деятельные отношения с нею. Он становится СУБЪЕКТОМ деятельности, носителем сознания. Субъект — это, прежде всего, активно действующий в объективном мире человек, познающий и преобразующий его, противостоящий ему в силу своей сознательной (интенциальной) энергии, производитель прибавочного продукта.

Это носитель сознания, которое формируется на основе перцепции (совокупности ощущений и восприятий), аффекта, мышления и воли. Субъект вырабатывает определенные (субъективные) стратегию и тактику в общении с миром и с собой, определяет свои ценностные ориентации, свои желания, страхи, потребности, побуждения, цели и средства их достижения.

В процессе общения с людьми на основе сознания формируется самосознание. Человек (индивид + субъект) начинает осознавать себя членом человеческого общества, становится ЛИЧНОСТЬЮ, то есть индивидом, включенным в социально-общественные отношения, и субъектом, включенным в сознательную общественную деятельность.

Личность — также наименьшая единица, но уже в другой системе: в обществе. Человек как личность вступает в актуальные отношения с различными элементами социального пространства. При этом проявляются и имеют большое значение его темперамент, характер, способности и направленность.

Личность — это как бы авторское участие субъекта в удержании и упрочении своей целостности. Прежде всего, это сильнейшая зависимость целого от внешнего социального давления, от того, «чему учили». Это поиск своего системообразующего основания, или смысла жизни. Это постоянные колебания между осознанными и подсознательными мотивами, между надсознательными и бессознательными «темными и светлыми разлитыми, нерационализированными чувствами», хаосом потока сознания, ассоциативного мышления и миром логических, обоснованных выводов и поступков, выверенных жизненных планов, требующих максимума волевой мобилизации. Личность — постоянный выбор своего способа жизни, своего жизненного сценария.

Границей личности является все то, что человек считает своим, чем интересуется, с чем отождествляет себя. Можно образно сказать, что личность — это информационный аккумулятор, носитель социальных норм и гостов.

В процессе дальнейшего социально-психологического развития (индивид + субъект + личность) человек может стать ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, то есть индивидно-своеобразной капсулой живого вещества, творчески неповторимым субъектом деятельности, социально полезной (бесполезной, не полезной, вредной) личностью с индивидуально-неповторимо-своеобразно развитой психикой человека-творца (добра или зла).

Индивидуальность — это индивидуальная история развития человека, его индивидуальный прижизненный опыт. Вся сумма индивидуальных особенностей и отношений сомы и психики, все своеобразие и значимость продуктов его творческой деятельности. Это социально-значимое отличие человека от других людей, его неповторимость, его индивидуаль20 ный информационный и интеллектуальный потенциалы. Индивидуальность человека следует рассматривать как систему многоуровневых и многомерных связей, которая формируется во взаимодействии всей совокупности внешних условий жизни индивида и устойчивых факторов индивидуального развития человека. Взаимодействие это осуществляется иерархически упорядоченно на всех уровнях развития материи: от физических, биохимических, физиологических, нейрофизиологических, через морфофизиологические, соматопсихологические, психосоматические, психологические до социальных и социально-психологических, ментальных и духовных.

 

Рис. 3. Этапы онтогенеза человека в КДСМ

 

Перечисленные макрохарактеристики являются самыми общими, концентрированными и выражают основные уровни психологической сущности человека вообще. Категории «индивид» и «личность» являются преимущественно интегративными. Они характеризуют человека как некую частицу (капсулу живого вещества). Категории «субъект» и «индивидуальность», наоборот, дифференцируют отношения человека в окружающих его средах, которые расплывчаты, границы здесь не столь определенны. Здесь человек описывается в волновых проявлениях. Человек одновременно и частица, и волна.

Каждый из предыдущих уровней развития является необходимым фундаментом для развития последующего и кумулятивно в него включается, интегрируется.

Таким образом, человек на своем жизненном пути может пройти следующие этапы онтогенеза: индивид, субъект, личность, индивидуальность, причем каждый последующий этап не отменяет предыдущего, но на нем базируется.

Date: 2015-05-23; view: 618; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию