Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Факторный анализ товарооборота





Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся в детерминированной и стохастической зависимости с товарооборотом.

Факторы, связанные с товарными фондами (первая группа факторов), влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало периода, посту­пления товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец от­четного периода. Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью:

N р = П + З нач. - З кон.- В пр (6.1), где

N р – объем товарооборота за период

П – поступление товаров за период

З нач. – запасы товаров на начало периода

З кон. – запасы товаров на конец периода

В пр – прочее выбытие

Балансовая (аддитивная) модель (6.1) позволяет определить любое слагае­мое на основе остальных известных.

Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем розничного товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров,уменьшение, наоборот, способствует сокращению объема продаж. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на объем товарооборота. Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки.

В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, пред­ставляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя-фактора можно исчислить проще - методом балансовой увязки. Величина влияния определяется как разность между отчетными и базовыми значениями показателями фактора.

Однако рассмотренная модель не позволяет оценить влияние эффективности использования товарных ресурсов на товарообо­рот. С этой целью применяется другая модель - модель зависимости товарооборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов.


Nр = Зср* Коб

где Nр — объем розничного товарооборота; Коб — коэффициент обора­чиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период; Зср — средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.

Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению оборачиваемости, — самостоятельный раздел экономического анализа.

К третьей группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.

Численность торговых работников - важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема товарооборота к среднесписочной численности персонала.

Факторная модель имеет вид:

где ч - среднесписочная численность работников; В - выработка.

Объем розничного товарооборота может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количе­ства рабочих дней Тдн, продолжительности рабочего дня Тсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место -Вч,:

Четвертая группа факторов связана с использова­нием основных средств. В качестве показателей для оценки эф­фективности использования основных средств применяются:

• нагрузка на 1 м2 товарной площади — Н;

• фондоотдача основных средств — Fo. Соответственно факторные модели, являющиеся объектом анализа, имеют вид:

Пт.з. — площадь торгового зала;

Н – нагрузка на 1 кв.м площади


где S — среднегодовая стоимость основных средств,

Fо – фондоотдача основных средств

Анализ факторных моделей товарооборота позволяет количественно оценить резервы роста товарооборота торгового предприятия.

Изучение взаимосвязи товарооборота и производительности труда, товарооборота и нагрузки на 1м2 площади, товарооборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться с применением корреляционно-регрессионного анализа.

Кроме факторов, сгруппированных по четырем направлениям, на товарооборот оказывает влияние множество других факторов или параметров, таких, как: .

• ценовая эластичность спроса;

• расходы на рекламу; ,

• расходы на сервисное обслуживание и т.д.

Рассмотрим на примере, за счет каких факторовобеспечен прирост товарооборота в ретроспективе, а также возможности, резервы роста объема продаж на будущий период. Данные для анализа представлены в табл. 6.1.

Методика детерминированного факторного анализа, основанная на применении традиционных методов, не позволяет дать оценку всех факторов в комплексе. Анализ проводится с использованием описанных групп факторных моделей с использованием интегрального метода.

1. Расчет влияния скорости обращения товаров и среднего товарного запаса


Таблица 6.1. Показатели товарооборота и основных видов ресурсов

Показатель Базис­ный пе­риод Отчет­ный пе­риод Откло­нение Темп изменени %
Товарооборот, тыс.руб. 4 302 +925 127,4
Средние товарные запасы, тыс. руб. 375,2 524,6 149,4 139,8
Товарооборачивае- мость, обороты 8,2 -0,8 91,1
Количество рабочих мест, ед. +1 114,3
Количество рабочих дней, дн. +52
Средняя продол­жительность рабочего дня, час. 11,7 11,1 -0,6 94,9
Среднечасовая выработка, прихо­дящаяся на 1 раб. место, руб. 135,2 135,7 +0,5 100,4
Площадь торгового зала, м2 +20 103,8
Нагрузка на 1 м2 , тыс. руб. 6,372 7,822 +1,450 122,8
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. 36,87 50,18 +13,31 136,1
Фондоотдача основных средств 91,592 85,731 -5,86 93,6

 


Общее влияние: 1284,8 - 360,0 = 925 тыс. руб.

В результате замедления товарооборачиваемости товарооборот уменьшился на 360 тыс. руб., но вовлечение в товарооборот дополнительных оборотных средств в прирост товарных запасов позволило увеличить товарооборот на 1284,4 тыс. руб.

Сохранение коэффициента оборачиваемости на базисном уровне позволило бы увеличить товарооборот на 360 тыс. руб.

2. Расчет влияния торговой площади и нагрузки на 1 м2 площади.

Общее влияние: 783 +142 = 925 тыс. руб.

В результате увеличения площади торгового зала това­рооборот возрос на 142 тыс. руб.; увеличение нагрузки на 1 м2 площади за счет повышения коэффициента использо­вания установочной площади обеспечило прирост товаро­оборота в сумме 783 тыс. руб.

Преобладание влияния интенсивных факторов на рост товарооборота способствует экономии соответствующих ресурсов и расходов, связанных с их эксплуатацией.


3. Расчет влияния фондоотдачи и прироста основных фондов на изменение товарооборота:

Общее влияние: 1180 - 255 = 925 тыс. руб. В результате расширения основных фондов товарообо­рот возрос на 1180 тыс. руб., но снижение эффективности основных фондов привело к снижению товарооборота на 255 тыс. руб.

4. Расчет влияния факторов, связанных с использованием рабочих мест. Здесь для расчета применяется способ разниц:

Общее влияние: 482,5 + 658 - 232,5 +16,3 = 925 тыс. руб. Фактором, отрицательно повлиявшим на товарооборот, является продолжительность рабочего дня. Сокращение сред­ней продолжительности рабочего дня связано с увеличением количества рабочих дней с сокращенным рабочим временем.

Основным фактором роста товарооборота является увеличение числа рабочих дней, что способствует повышению эффективности использования торгового оборудования и торговой площади.

 








Date: 2015-05-23; view: 435; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию