Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. Товарооборот





ТЕМА 8. Анализ розничного и оптового товарооборота

 

Вопросы:

1. Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. Товарооборот.

2. Анализ динамики товарооборота. Расчёт влияния факторов на объём товарооборота.

3. Анализ товарного обеспечения торгового процесса и эффективности использования товарных ресурсов

 

Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. Товарооборот

 

Торговая деятельность — это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. Основным содержанием анализа торговой деятельности яв­ляется изучение товарооборота, издержек обращения, финансо­вых результатов и финансового состояния торгового предприя­тия, а также факторов, определяющих их уровень.

По видам продаж товарооборот делится на оптовый, мелко­оптовый и розничный (населению и юридическим лицам). По организационным формам оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом (с участием и без участия в расчетах).

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная дея­тельность предприятий торговли. Он включает в себя про­дажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки това­ров до 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает 90 % фонда личного потребления.

Одним из основных звеньев сферы обращения явля­ется оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, массового питания, про­мышленности и других покупателей. Оптовые предприятия сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В усло­виях рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества това­ров, успешному развитию розничной торговли, массового питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.

Торговая деятельность оптовых предприятий харак­теризуется объемом, составом, ассортиментом и струк­турой товарооборота. Оптовый товарооборот представ­ляет собой реализацию товаров крупными партиями пред­приятиям розничной торговли и массового питания для последующей продажи населению, промышленным и дру­гим предприятиям и учреждениям — для производствен­ных целей и внерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий — выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

В системе агропромышленного комплекса продукция сельскохозяйствен­ных и промышленных предприятий реализуется в основном оп­том. Однако в последние годы многие предприятия создают свой фирменные магазины, через которые продают часть своей про­дукции, имеют буфеты, киоски по продаже товаров повседнев­ного спроса. Кроме того, в системе АПК функционируют госу­дарственные предприятия, акционерные и частные фирмы по снабжению сельскохозяйственного производства необходимыми материально-техническими ресурсами. Имеются также опто­во-розничные объединения по заготовке, переработке и реализа­ции плодово-овощной продукции, а также агрофирмы с закон­ченным циклом производства, переработки и реализации сельс­кохозяйственной продукции.

Цель анализа — поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности.

Основные задачи анализа:

1) изучение динамики и выполнения плана по объему товаро­оборота в целом и по отдельным товарным группам;

2) определение влияния факторов на изменение объема това­рооборота;

3) выявление резервов увеличения объема товарооборота;

4) разработка конкретных мероприятий по освоению выяв­ленных резервов.

Источники данных для анализа: статистическая отчетность ф. № 1 «Отчет о товарообороте и запасах товаров», ф. № 3-торг «Отчет о продаже и остатках товаров», данные бухгалтерского и оперативного учета.

 

2. Анализ динамики товарооборота. Расчёт влияния факторов на объём товарооборота

Основным показателем деятельности торгового предприятия явля­ется объем товарооборота. Товарооборот — это стоимость всех реа­лизованных товаров за отчетный период, который может выра­жаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия.

От объема товарооборота зависят все остальные показатели его деятельности: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансо­вое состояние и другие экономические показатели. Общая методика анализа товарооборота представлена на следующем рисунке.

Рисунок 1 - Общая блок-схема анализа товарооборота

 

Для оценки динамики необходимо из отчетности взять дан­ные за последние 3—5 лет об объеме товарооборота и на основа­нии их рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста, а также среднегодовой темп прироста (табл. 14.1). При этом объем товарооборота должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного года. Например, чтобы определить объем товарооборота i-го периода в ценах ба­зисного года, необходимо его величину разделите на произведе­ние индексов цен за п предыдущих периодов:

304 / 3,2 = 95 млн руб.,

800 / (2,4 • 3,2) = 104 млн руб.,

1150/ (1,56 • 2,4 • 3,2) = 96 млн руб. и т.д.

 

Таблица 1 - Динамика товарооборота

Год   Товарооборот в текущих ценах, млн руб.   Индекс цен   Товарооборот в сопоставимых ценах, млн руб.   Базисные темпы роста, %   Цепные темпы роста, %  
1-й     1,0        
2-й     3,2        
3-й     2,4       109,5  
4-й     1,56       92,3  
5-й     1,613       110,5  

Из табл.1 видно, что за четыре года объем товарооборота вырос на 41 %. Среднегодовой темп роста составил

а среднегодовой темп прироста – 9 %. Это высокий темп прирос­та, что положительно характеризует работу данного торгового предприятия.

Аналогичным образом изучают динамику товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров.

После этого анализируют выполнение плана товарооборота по каждому виду товаров (товарной группе) и в целом по предприя­тию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворенным, а какие товары пользуются повы­шенным спросом у покупателей. Одновременно необходимо ус­тановить основные факторы изменения товарооборота. Его ве­личину можно представить в виде произведения двух факторов:

где q — физическая масса (количество) проданных товаров;

р — уровень цен на товары.

Расчет их влияния можно произвести способом абсолютных раз­ниц (табл.2).

 

Таблица 2 - Расчет влияния факторов на объем товарооборота

  Группа Товарооборот, млн руб.     Выполнение плана, %     Абсолютное отклонение от плана, млн руб.  
  общее в том числе за счет  
  план факт в ценах плана факт в текущих ценах массы товаров   цен
А         113,8   +95   +67   +28  
В   335,8       90,5   +14,2   -31,8   +46  
С   428,8       87,5   -28,8   -54,8   +26  
D   479,4       140,0   +240,6   +192,6   +48  
И т ого           +321,0   + 173   +148  

 

На основании приведенных данных можно установить, что в це­лом по предприятию индекс физической массы проданных това­ров составляет

Iq = 1902/1729= 1,1

а индекс цен

= 2050 / 1902 = 1,078.

Из таблицы также видно, по каким видам товаров план по объему товарооборота перевыполнен, а по каким недовыполнен.

Увеличение объема товарооборота по одним товарным груп­пам и уменьшение по другим видам товаров приводит к измене­нию структуры товарооборота: удельный вес одних товаров уве­личивается, других — уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному со­ставу, и сделать соответствующие выводы.

Таблица 3 - Анализ структуры товарооборота

Группа товара   Структура товарооборота, %   Изменение к уровню  
прошлый год отчетный год   Прошлого года   плана отчет­ного года  
план факт
А   30,4   28,0   28,3   -2,1   +0,3  
В   19,1   19,5   17,1   -2,0   -2,4  
С   25,6   24,8   19,5   -6,1   -5,3  
D   24,9   27,7   35,1   +10,2   +7,4  
Итого         —   —  

Из табл. 3 следует, что за отчетный год произошли сущес­твенные изменения в структуре товарооборота: значительно увели­чилась доля группы товаров D, а доля товаров групп В и С уменьши­лась. Если по группе D самые высокие торговые надбавки и более высокий уровень рентабельности продаж, то эти изменения выгодны для данного торгового предприятия

Анализируют также изменение объема товарооборота и его струк­туры в разрезе видов продаж. В розничной торговле это будет продажа в розницу и мелкий опт, в том числе населению и юри­дическим лицам, в оптовой торговле — реализация со склада, и транзитом (с участием и без учас­тия в расчетах).

Таблица 4 - Анализ товарооборота по видам продаж

Вид реализации   Товарооборот, млн руб.   Структура товарооборота, %  
        %   to          
Со склада       118,0       +5  
С доставкой       93,3       -3  
Транзитом:                          
с участием в расчетах       87,3       -2  
без участия в расчетах               ——   —      
И то г о       110,0       —  

Из табл. 4 видно, что в общем объеме товарооборота уве­личился объем продаж со склада торгового предприятия, в связи с тем, что доставка товаров потребителям требует больших издер­жек и не выгодна для данного торгового предприятия.

Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, декадам, что помогает ус­тановить, насколько ритмично работает торговое предприя­тие (табл. 5). В выполнение плана по ритмичности засчи­тывается фактическая доля товарооборота за i-и период, но не больше плановой. В данном примере коэффициент ритмич­ности равен

К ритм = 0,23 + 0,25 + 0,24 + 0,25 = 0,97.

Таблица 5 - Анализ ритмичности работы торгового предприятия

Квартал   Объем товарооборота, млн.руб.   Удельный вес, %   Изме­нение, %
план факт план факт
I     471,5     23,0   -2,0  
II     516,5     25,2   +0,2  
III     492,0     24,0   -1,0  
ГУ     570,0     27,8   +2,8  
Итого           —  

Ритмичность работы торгового предприятия зависит как от внутренних факторов, связанных с организацией торговли, рек­ламы, изучения покупательского спроса, так и от внешних (се­зонные колебания спроса и предложения на определенные груп­пы товаров, уровень денежных доходов населения и юридических лиц, их предпочтения, конкуренция на рынке товаров и ус­луг и т.д.).

После этого определяют факторы изменения физического объе­ма товарооборота, которые можно объединить в три группы:

а) уровень товарного обеспечения торгового процесса;

б) обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресур­сами и интенсивность их использования;

в) состояние материально-технической базы торговли и ин­тенсивность ее использования.

 

Date: 2015-05-23; view: 2090; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию