Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. Товарооборот





ТЕМА 8. Анализ розничного и оптового товарооборота

 

Вопросы:

1. Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. Товарооборот.

2. Анализ динамики товарооборота. Расчёт влияния факторов на объём товарооборота.

3. Анализ товарного обеспечения торгового процесса и эффективности использования товарных ресурсов

 

Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. Товарооборот

 

Торговая деятельность — это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. Основным содержанием анализа торговой деятельности яв­ляется изучение товарооборота, издержек обращения, финансо­вых результатов и финансового состояния торгового предприя­тия, а также факторов, определяющих их уровень.

По видам продаж товарооборот делится на оптовый, мелко­оптовый и розничный (населению и юридическим лицам). По организационным формам оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом (с участием и без участия в расчетах).

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная дея­тельность предприятий торговли. Он включает в себя про­дажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки това­ров до 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает 90 % фонда личного потребления.

Одним из основных звеньев сферы обращения явля­ется оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, массового питания, про­мышленности и других покупателей. Оптовые предприятия сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В усло­виях рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества това­ров, успешному развитию розничной торговли, массового питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.

Торговая деятельность оптовых предприятий харак­теризуется объемом, составом, ассортиментом и струк­турой товарооборота. Оптовый товарооборот представ­ляет собой реализацию товаров крупными партиями пред­приятиям розничной торговли и массового питания для последующей продажи населению, промышленным и дру­гим предприятиям и учреждениям — для производствен­ных целей и внерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий — выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

В системе агропромышленного комплекса продукция сельскохозяйствен­ных и промышленных предприятий реализуется в основном оп­том. Однако в последние годы многие предприятия создают свой фирменные магазины, через которые продают часть своей про­дукции, имеют буфеты, киоски по продаже товаров повседнев­ного спроса. Кроме того, в системе АПК функционируют госу­дарственные предприятия, акционерные и частные фирмы по снабжению сельскохозяйственного производства необходимыми материально-техническими ресурсами. Имеются также опто­во-розничные объединения по заготовке, переработке и реализа­ции плодово-овощной продукции, а также агрофирмы с закон­ченным циклом производства, переработки и реализации сельс­кохозяйственной продукции.

Цель анализа — поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности.

Основные задачи анализа:

1) изучение динамики и выполнения плана по объему товаро­оборота в целом и по отдельным товарным группам;

2) определение влияния факторов на изменение объема това­рооборота;

3) выявление резервов увеличения объема товарооборота;

4) разработка конкретных мероприятий по освоению выяв­ленных резервов.

Источники данных для анализа: статистическая отчетность ф. № 1 «Отчет о товарообороте и запасах товаров», ф. № 3-торг «Отчет о продаже и остатках товаров», данные бухгалтерского и оперативного учета.

 

2. Анализ динамики товарооборота. Расчёт влияния факторов на объём товарооборота

Основным показателем деятельности торгового предприятия явля­ется объем товарооборота. Товарооборот — это стоимость всех реа­лизованных товаров за отчетный период, который может выра­жаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия.

От объема товарооборота зависят все остальные показатели его деятельности: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансо­вое состояние и другие экономические показатели. Общая методика анализа товарооборота представлена на следующем рисунке.

Рисунок 1 - Общая блок-схема анализа товарооборота

 

Для оценки динамики необходимо из отчетности взять дан­ные за последние 3—5 лет об объеме товарооборота и на основа­нии их рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста, а также среднегодовой темп прироста (табл. 14.1). При этом объем товарооборота должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного года. Например, чтобы определить объем товарооборота i-го периода в ценах ба­зисного года, необходимо его величину разделите на произведе­ние индексов цен за п предыдущих периодов:

304 / 3,2 = 95 млн руб.,

800 / (2,4 • 3,2) = 104 млн руб.,

1150/ (1,56 • 2,4 • 3,2) = 96 млн руб. и т.д.

 

Таблица 1 - Динамика товарооборота

Год   Товарооборот в текущих ценах, млн руб.   Индекс цен   Товарооборот в сопоставимых ценах, млн руб.   Базисные темпы роста, %   Цепные темпы роста, %  
1-й     1,0        
2-й     3,2        
3-й     2,4       109,5  
4-й     1,56       92,3  
5-й     1,613       110,5  

Из табл.1 видно, что за четыре года объем товарооборота вырос на 41 %. Среднегодовой темп роста составил

а среднегодовой темп прироста – 9 %. Это высокий темп прирос­та, что положительно характеризует работу данного торгового предприятия.

Аналогичным образом изучают динамику товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров.

После этого анализируют выполнение плана товарооборота по каждому виду товаров (товарной группе) и в целом по предприя­тию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворенным, а какие товары пользуются повы­шенным спросом у покупателей. Одновременно необходимо ус­тановить основные факторы изменения товарооборота. Его ве­личину можно представить в виде произведения двух факторов:

где q — физическая масса (количество) проданных товаров;

р — уровень цен на товары.

Расчет их влияния можно произвести способом абсолютных раз­ниц (табл.2).

 

Таблица 2 - Расчет влияния факторов на объем товарооборота

  Группа Товарооборот, млн руб.     Выполнение плана, %     Абсолютное отклонение от плана, млн руб.  
  общее в том числе за счет  
  план факт в ценах плана факт в текущих ценах массы товаров   цен
А         113,8   +95   +67   +28  
В   335,8       90,5   +14,2   -31,8   +46  
С   428,8       87,5   -28,8   -54,8   +26  
D   479,4       140,0   +240,6   +192,6   +48  
И т ого           +321,0   + 173   +148  

 

На основании приведенных данных можно установить, что в це­лом по предприятию индекс физической массы проданных това­ров составляет

Iq = 1902/1729= 1,1

а индекс цен

= 2050 / 1902 = 1,078.

Из таблицы также видно, по каким видам товаров план по объему товарооборота перевыполнен, а по каким недовыполнен.

Увеличение объема товарооборота по одним товарным груп­пам и уменьшение по другим видам товаров приводит к измене­нию структуры товарооборота: удельный вес одних товаров уве­личивается, других — уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному со­ставу, и сделать соответствующие выводы.

Таблица 3 - Анализ структуры товарооборота

Группа товара   Структура товарооборота, %   Изменение к уровню  
прошлый год отчетный год   Прошлого года   плана отчет­ного года  
план факт
А   30,4   28,0   28,3   -2,1   +0,3  
В   19,1   19,5   17,1   -2,0   -2,4  
С   25,6   24,8   19,5   -6,1   -5,3  
D   24,9   27,7   35,1   +10,2   +7,4  
Итого         —   —  

Из табл. 3 следует, что за отчетный год произошли сущес­твенные изменения в структуре товарооборота: значительно увели­чилась доля группы товаров D, а доля товаров групп В и С уменьши­лась. Если по группе D самые высокие торговые надбавки и более высокий уровень рентабельности продаж, то эти изменения выгодны для данного торгового предприятия

Анализируют также изменение объема товарооборота и его струк­туры в разрезе видов продаж. В розничной торговле это будет продажа в розницу и мелкий опт, в том числе населению и юри­дическим лицам, в оптовой торговле — реализация со склада, и транзитом (с участием и без учас­тия в расчетах).

Таблица 4 - Анализ товарооборота по видам продаж

Вид реализации   Товарооборот, млн руб.   Структура товарооборота, %  
        %   to          
Со склада       118,0       +5  
С доставкой       93,3       -3  
Транзитом:                          
с участием в расчетах       87,3       -2  
без участия в расчетах               ——   —      
И то г о       110,0       —  

Из табл. 4 видно, что в общем объеме товарооборота уве­личился объем продаж со склада торгового предприятия, в связи с тем, что доставка товаров потребителям требует больших издер­жек и не выгодна для данного торгового предприятия.

Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, декадам, что помогает ус­тановить, насколько ритмично работает торговое предприя­тие (табл. 5). В выполнение плана по ритмичности засчи­тывается фактическая доля товарооборота за i-и период, но не больше плановой. В данном примере коэффициент ритмич­ности равен

К ритм = 0,23 + 0,25 + 0,24 + 0,25 = 0,97.

Таблица 5 - Анализ ритмичности работы торгового предприятия

Квартал   Объем товарооборота, млн.руб.   Удельный вес, %   Изме­нение, %
план факт план факт
I     471,5     23,0   -2,0  
II     516,5     25,2   +0,2  
III     492,0     24,0   -1,0  
ГУ     570,0     27,8   +2,8  
Итого           —  

Ритмичность работы торгового предприятия зависит как от внутренних факторов, связанных с организацией торговли, рек­ламы, изучения покупательского спроса, так и от внешних (се­зонные колебания спроса и предложения на определенные груп­пы товаров, уровень денежных доходов населения и юридических лиц, их предпочтения, конкуренция на рынке товаров и ус­луг и т.д.).

После этого определяют факторы изменения физического объе­ма товарооборота, которые можно объединить в три группы:

а) уровень товарного обеспечения торгового процесса;

б) обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресур­сами и интенсивность их использования;

в) состояние материально-технической базы торговли и ин­тенсивность ее использования.

 








Date: 2015-05-23; view: 279; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.015 sec.) - Пожаловаться на публикацию