Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Торговое оборудование 2 pageЦветовое решение данного вопроса может меняться в зависимости от подсветки и освещения. Свет, как известно, может быть холодным и теплым, в зависимости от освещения меняется и цвет стен, например, голубой цвет можно легко превратить в серый и т.д. На человека степень яркости влияет по-разному, например, при тусклом освещении, мраке или при свечах человек расслабляется. При использовании освещения умеренной и оптимальной яркости для помещения и товаров человек становится активным, бодрым. Чересчур сильное освещение торгового зала может вызвать у человека агрессию, напряжение или простые неудобства, он начнет «щуриться». Рассеянное освещение лучше использовать в магазине тканей или в молодежных магазинах одежды. Подбирая нужное освещение, необходимо учитывать цветовое решение помещения, торговое оборудование, предметы интерьера и специфику торговли — все это также носит индивидуальный характер. Так, яркость, уровень освещения в продуктовом магазине и в магазине интимных товаров будет сильно отличаться. Добиться необходимой атмосферы и представления товара помогают как основное освещение, так и возможности торгового оборудования. Не исключено и световое зонирование для максимально выгодного освещения самой продукции или отдельных элементов в интерьере. Используются лампы не только различных мощностей, но и оттенков: белый, золотистый, голубоватый, красный, ярко-желтый и другие. Часто применяется эффект светового акцента, например, среди приглушенного освещения выделяется яркий поток. В магазине обуви это может быть световой акцент из углубления в стене, которое подчеркивает какую-либо полку со стоящими на ней туфлями или лежащими на ней аксессуарами, в зависимости от специфики магазина. Свет должен работать на удачное представление товара, например, в отделе заморозки и молочных продуктов важно создать ощущение свежести, подчеркнуть яркость упаковки, в хлебном отделе используется свет, дающий золотистый окрас, показывающий продукцию более выигрышно. В магазине ювелирных украшений драгоценности должны быть освещены более ярким дополнительным светом, нежели само торговое пространство. Каждое изделие в зависимости от материала требует своего светового оттенка, например, теплое освещение необходимо золоту, холодное используется для серебра, наиболее мягкое световое решение применяется для платины. Безусловно, каждая продукция имеет свои особенности и требует к себе внимания. Например, в магазине вин важно сфокусировать свет на этикетке, чтобы покупателю было удобно считать информацию. Однако не стоит забывать, что свет губителен для вина, поэтому его и хранят в погребах и специальных помещениях. В связи с этим не все лампы подойдут, например, ультрафиолет будет губителен для продукта, удачным решением является применение точечного освещения со специальными лампами галогенного свойства или другие возможные варианты. Подобрать специальные лампы сейчас не представляет сложности, они различаются по многим характеристикам, предоставлен широкий выбор. Остается только выбрать наиболее оптимальный вариант. Повторимся, что главное в освещении, чтобы при выборе товара покупатель не испытывал неудобств. Часто световое решение называют световым дизайном и приписывают ему магическую силу, ведь оно может решить эмоциональную, эстетическую и функциональную задачи. ГЛАВА 4. ОПЫТНЫЙ СОТРУДНИК КАК ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ 4.1. Мерчандайзер — профессия нового поколения Думаю, что ни у кого не возникнет сомнений, что еще несколько лет назад никто не знал, кто такой мерчандайзер. Но эта сложнопроизносимая профессия стала очень важной сегодня. Самое простое определение мерчандайзера такое — человек, занимающийся мерчандайзингом. Компании-производители, реализующие продукцию в розницу, твердо стоящие на ногах, имеют в штате целую команду мерчандайзе- ров. Самый распространенный вид данных сотрудников — это «визитные» мерчандайзеры, посещающие несколько торговых точек в день, где и выполняют свои функции. В том случае, если необходимо охватить весь город, все сети реализации товаров, возникает потребность в значительно большем количестве мерчандайзеров. Мерчандайзер представляет фирму и ее ассортимент. Его задача — приложить максимум усилий для продажи. Основными функциями такого сотрудника являются: - следить за наличием товара на полках и на складе; - выигрышно осуществить расстановку продукции с учетом всех правил и особенностей выкладки изделий (этот вопрос мы рассмотрели в главе 3); - отслеживать срок годности продукции; - контролировать внешний вид, презентабельность как товаров, так и торгового оборудования, рекламоносителей; - работать с POS-материалами; - следить за наличием правдивых ценников к соответствующим товарам; - взаимодействовать с продавцами и администрацией магазинов. Конечно, данный перечень не является окончательным, в различных компаниях он может дополняться и расширяться, например следить за ценовой политикой конкурентов, забирать товары с истекшим сроком годности и отвозить их на склад, собирать заявки на заказ продукции в магазинах и т.д. Ранее к профессии мерчандайзера было иное отношение, несколько недоверчивое и противоречивое, и сейчас можно встретить людей, не до конца понимающих роль и значимость этой профессии. Благодаря работе мерчандайзера по завоеванию и поддержанию положительного имиджа, презентации товаров можно значительно увеличить количество проданной продукции. Какие же требования сейчас предъявляются к данной профессии? Конечно, учитывается тот факт, что данный сотрудник является представителем компании (пусть не основным, но ее «лицом»). Требования, как правило, стандартные, особых навыков данная работа не требует. Сейчас нет института, выпускающего специалистов мерчандайзинга. Данный курс в основном входит в состав обучения профессиям, связанным с продажами и маркетинговой деятельностью. Поэтому так ценен опыт работы мерчандайзеров. Компании часто самостоятельно обучают своих сотрудников. Практически все вакансии на данную позицию предъявляют к кандидату следующие требования: - презентабельная внешность; - возраст от 20 до 30 лет; - высшее или неоконченное высшее образование; - знание основ мерчандайзинга; - уверенный пользователь ПК; - наличие таких качеств, как: целеустремленность, активная жизненная позиция, высокая обучаемость и работоспособность, коммуникабельность, исполнительность, ответственность, порядочность, желание расти и развиваться, грамотная речь, стрессоустойчивость, умение организовать свою работу, способность принимать решения самостоятельно, разрешать конфликтные ситуации. В зависимости от специфики реализуемой продукции и индивидуальных требований работодателя могут быть добавлены дополнительные требования: - наличие медицинской книжки; - обязательный опыт работы; - наличие прописки в том или ином регионе проживания; - определенный пол работника (только мужчина или только женщина); - гражданство (например, только РФ); - возможность работать в режиме ненормированного рабочего дня; - наличие прав категории «В» и др. Мерчандайзер может работать в одном магазине, павильоне или посещать, как уже говорилось, несколько торговых точек в день. Если возникают трудности, связанные с высоким количеством мест продаж или с большими расстояниями между пунктами продаж, все чаще требуются мерчандайзеры с водительскими правами и стажем вождения. К сожалению, сейчас далеко не все компании готовы предложить корпоративный автомобиль для более продуктивной работы. Выход в данной ситуации находится. В требованиях к соискателю прописывается наличие собственного автомобиля, при этом компенсируются затраты на ГСМ. Такой вариант для компаний выгоден, поскольку она снимает с себя затраты амортизации транспортного средства, все угрозы по причинению вреда «железному другу» также проходят мимо нее. Определение нормы количества магазинов для посещения мерчандайзера формируется с учетом ряда факторов и нюансов. Как правило, маршруты разрабатываются супевай- зером, он просчитывает время, потраченное мерчандайзером на дорогу из одного места продаж в другое, а также время пребывания сотрудника в магазине, принимая во внимание объем реализации и количество позиций, выставляемых на продажу, значение самой торговой точки (гипермаркет это или мелкая розничная точка продаж). Важно учесть и специфику каждого магазина, его особенности, например, выполняют ли продавцы функции выкладки и т.д. Также учитывается время, затраченное на ожидание и идентификацию администрацией магазина, возникновение проблем, связанных с характеристиками продукции, количеством, трудоемкостью и возможностями полочного пространства. Лучшим способом подсчета таких важных моментов является личное посещение супервайзером необходимых мест продаж, где сам трезво и реально оценит объем работы в каждом из них. На основе полученных сведений составляется маршрут для мерчандай- зера. В некоторых организациях сотруднику дается список магазинов, где он сам составляет себе маршрут, что не всегда эффективно. В идеале маршрут представляет собой не только напечатанные адреса и названия магазинов, типы торговых точек, но и контактную информацию человека, с которым мерчан- дайзер решает рабочие моменты и получает разрешение на право осуществления рабочих действий. Если нужно охватить большие территории, то магазины распределяются по территориям и районам в зависимости от масштабов реализации и широты географического положения. В одном районе могут работать не один, а несколько мерчан- дайзеров. Если же сеть не столь развита или штат компании определяет конкретное число мерчандайзеров, то возможно, что к данной работе будет привлечено строго ограниченное количество работников. Таким образом, количество посещаемых торговых точек сильно варьируется и определяется рядом разнообразных критериев. В зависимости от особенностей компании, ее заинтересованности в работе мерчандайзера количество посещений в неделю может быть неодинаковым — от одного до трех раз, а где-то и каждый день будет повторяться один и тот же маршрут. Наиболее распространен вариант «пешего» мерчандайзе- ра. Количество посещенных им торговых точек в день зависит от того, сколько километров он сможет пройти на собственных ногах. Специфика работы заключается в том, что дождь или снег, вьюга или метель, жара +35 или холод -35, невзирая на эти условия, мерчандайзер выполняет свой долг. Работа тяжела физически, поэтому мерчандайзер должен позаботиться об удобной обуви и одежде. Помимо природных условий и занятий, ходьбой в магазинах приходится заниматься выкладкой товара на самых верхних полках, что, конечно, неприятно, так как рост человека далеко не всегда позволяет это сделать без специальных подручных средств. В таких случаях приходится использовать пустые пластмассовые ящики, стулья, стремянку, по понятным причинам неудобно будет в таких условиях работать на высоких каблуках или в мини-юбке. Работая с продукцией на складах и в залах продаж, легко испачкаться, мерчандайзер должен быть готов и к этому. Специфика товара не должна негативно влиять на сотрудника. Работая, например, с пивной продукцией, наниматели отдают большее предпочтение мужчинам, чем физически крепким девушкам. Такое представление формируется в связи с необходимостью выносить в зал продаж целые упаковки и ящики тяжелых товаров, а покупательские тележки присутствуют не во всех местах реализации. Важна и совместимость продукции, с которой работает мерчандайзер, с состоянием его здоровья. Имеется в виду его склонность к аллергиям и другим подобным реакциям. Например, с бытовой химией (стиральный порошок и др.) сотрудник с аллергией просто не сможет работать. Мерчандайзеру должны быть предельно понятны его обязанности и поставленные перед ним задачи. При возникновении вопросов и трудностей в работе, с которыми он самостоятельно справиться не в силах, необходимо обратиться к старшему супервайзеру или менеджеру отдела продаж, в зависимости от того, какое место занимает отдел мерчандайзинга в компании. Задачи перед сотрудником должны быть поставлены в реальных масштабах, с которыми сотрудник должен справиться, приложив старание и усилия. Идеальным мерчандайзером считается сотрудник, которому можно доверять и поставить во главе решения многих задач, человек, обладающий опытом работы, знающий все тонкости производства и полностью владеющий информацией как о фирме, так и о товарах, являющийся хорошим психологом, постоянно пополняющим свои знания, и в целом являющийся асом своего дела. В связи с необходимостью его общения с сотрудниками любого уровня (от грузчика до директора) он должен в совершенстве владеть коммуникативными навыками, а также быть сообразительным, уметь достойно, легко и грамотно отстаивать свои интересы. Большим плюсом является обаяние сотрудника и чувство юмора, что позволит легко найти общий язык и разрешить ряд трудностей. 4.2. Поведение мерчандайзера в торговой точке Посещая торговую точку, мерчандайзер действует по стандартной, отработанной схеме, разберем основные пункты. 1. При посещении торговой точки мерчандайзер сначала приветствует ее сотрудников, представляется управляющему или администрации, затем объясняет цель своего визита и согласовывает возможность осуществления работы. 2. Затем он приступает к осмотру зала и мест расположения товаров производителя, интересы которого он представляет. 3. Анализирует ситуацию, определяя недочеты и варианты для улучшений. 4. В случае непрезентабельного внешнего вида торгового оборудования и изделий по возможности устраняет недостатки: протирает полки, холодильники, запачкавшийся товар, убирает изделия с поврежденной упаковкой или непрезентабельным внешним видом. 5. Контролирует использование фирменного торгового оборудования по назначению, например, увидев на своем стеллаже иную продукцию, он должен исправить данную ситуацию незамедлительно. 6. Затем, если есть такая возможность, старается расположить товар на более выигрышных позициях («золотых полках», в середине полки, ближе к сильным конкурентам и товарам аналогичной группы и сопутствующей ценовой категории), осуществляет перестановку. 7. Проверяет сроки годности продукции. 8. Производит расстановку согласно планограмме и правилам выкладки. 9. Проверяет соответствие ценников наименованиям товара, в случае отсутствия ценника направляется в операторскую и изготавливает его. 10. Посещает склад и проверяет количество остатков, наличие не представленной в зале продукции, добавляет товар, если на полочном пространстве есть свободное место. 11. Размещает необходимые рекламные материалы либо по заранее определенной схеме, либо принимая решение самостоятельно с учетом особенностей торговой точки, где могут быть установлены свои правила размещения. 12. Следит за состоянием рекламоносителей. 13. Консультирует продавцов по основам мерчандайзинга и правилам выкладки товаров. 14. Заполняет лист посещения и необходимую отчетность. 15. Прощается и направляется в следующее место продаж. Данная схема наиболее распространена, но может быть дополнена рядом других действий. Мерчандайзер в своей работе, конечно, не следует подобной инструкции, он действует «автоматически». Во время работы он обязан быть вежливым, коммуникабельным, соблюдать этику делового общения, не забывая о том, что может нанести ущерб имиджу компании- производителя. Также мерчандайзер должен предпринять все возможные меры по установлению и поддержанию рабочих стабильных отношений со всей командой торговой точки, особенно с теми сотрудниками, с которыми постоянно контактирует во время работы. Также мерчандайзер работает в сфере профилактики конфликтных ситуаций. В случае возникновения проблем в процессе работы (например, отсутствует место на полке или товар переставлен с лидирующих мест на проигрывающие) мерчандайзер должен обязательно разрешить вопрос на месте, как уже говорилось ранее, ему ни в коем случае не следует оставаться равнодушным к произошедшему. При необходимости он может обратиться к администрации и постараться совместно урегулировать спорные вопросы. Товар ненадлежащего внешнего вида не обязательно является следствием некачественной работы холодильника, назойливого ощупывания покупателем или просто падения — это может быть делом рук конкурентов. Так называемые «черные мерчандайзеры», как и «черные риелторы», сразу ассоциируются с нечистотой намерений, злым умыслом и т.д. Такие мерчандайзеры не упустят момента, например, надорвать пачку и рассыпать пельмени или другие товары, например сухарики и т.д., передвинуть тележку с товаром в невыигрышную зону, устроить беспорядок на полке, значительно нарушив выкладку и презентацию товара в целом, они могут нанести ущерб рекламным материалам, а иногда даже вынести продукцию на склад, полностью убрав ее с глаз покупателей и т.д. Уличить в этом очень сложно, если камеры в магазине не зафиксировали данный факт, то можно лишь «поймать за руку». Кроме обнаружения таких скрытых неприятностей, мерчандайзер может также попасть в реальную конфликтную ситуацию при непосредственной встрече с мер- чандайзером-конкурентом. После окончания трудового дня мерчандайзеру необходимо посетить офис компании или представительства и отчитаться. Количество подобных посещений у каждого различное (от одного-двух раз в неделю до ежедневного посещения). Если представители компании отсутствуют в том или ином регионе, мерчандайзер все равно передает отчетность о проделанной работе, например, пересылая информацию по электронной почте или отправляя обычной почтой. 4.3. Обучение персонала Мерчандайзеру для продуктивной работы необходим определенный объем знаний. Если вы принимаете на работу сотрудника с опытом работы — это плюс, но если до этого он работал в совершенно иной отрасли, то ему необходимо дополнительное обучение. Многие фирмы целенаправленно ищут сотрудников без опыта работы, которых сразу можно будет обучить всем особенностям и специфике работы данной профессии, навыкам работы с данной группой товаров. Сотруднику, не имеющему опыта, дают основополагающие знания, заключающиеся в следующем: - знакомство с ассортиментом продукции и историей компании; - теоретические основы, изложенные простым и доступным способом (кратко, затрагивая только самое главное); - практические рекомендации по выполнению работы (стандарты): основные ошибки, правила выкладки, анализ наиболее часто встречающихся ситуаций, основные рекомендации (чего нужно избегать, опасаться, к чему стремиться и т.д.); - основы коммуникации, тактики общения, стандарты приветствий, обращений, подготовка сотрудника к возможным негативным ситуациям, конфликтам и возражениям. Более продуктивно использовать при этом групповые ролевые игры, анализируя ту или иную ситуацию; - разъяснение принципов работы розничных сетей сбыта, их особенностей, нюансов, требований, правил и т.д. Новый сотрудник обязательно должен оценить свои силы, понаблюдать за опытным менчендайзером в работе, для этого его закрепляют за проверенным, опытным сотрудником, который, выполняя функцию куратора, будет вводить его в курс дела непосредственно на практике. В связи с неравными возможностями людей запоминать информацию и обучаться время предварительной подготовки для каждого сотрудника различно (от нескольких дней до нескольких недель). Но в итоге каждому необходимо овладеть основными знаниями и навыками, такими как: - необходимая информация о целях, роли, инструментах, принципах, особенностях и механизмах мерчандайзинга, способность все это применить на практике; - навыки дипломата и мастера разговорного жанра, выражающиеся в способности презентовать товар в устной форме потребителю так, чтобы побудить его к покупке товара. Старший мерчандайзер, приступая к работе, должен постоянно посещать торговые точки и совместно корректировать недочеты до тех пор, пока начинающий мерчандайзер не войдет в нужную «колею». С течением времени и появлением первого опыта добавляется еще ряд условий: навыки проявления инициативы и твердость убеждений, защита интересов компании-производителя, правильная тактика общения с конкурентами, навыки анализа: ситуации в целом, действий конкурентов, поведения партнеров, изменение потребностей потребителей и т.д. Мерчандайзер должен постоянно самосовершенствоваться и развиваться, пополняя свой опыт. Если компания не занимается внутренним обучением своих сотрудников, то можно с легкостью прибегнуть к помощи специализирующихся в данной области агентств. Интернет и другие средства массовой информации насыщены подобными объявлениями, предлагающими за короткие сроки сделать из неопытного сотрудника «мегамерчандайзера». Конечно, такие услуги требуют денежных вложений. Но если вы хотите иметь грамотного и квалифицированного сотрудника, то экономить на этом не стоит. Важно знать, каких сотрудников нужно обучать на специальном тренинге, а для каких будет достаточно базовых знаний. Конечно, новичка, который еще не понял специфики и сложности работы до конца, не стоит обучать техникам высокого уровня (в силу его моральной неготовности). Кроме того, присутствует риск, что работник может перейти к конкурентам с ценными и часто бесплатными для него знаниями или попросту сменить сферу деятельности. При этом потраченные усилия для компании будут невосполнимыми, поэтому новичков стараются обучить своими (внутрикорпоративными) способами. Если давно работающий сотрудник проявляет пассивность, не стремится к развитию, то, как и в первом примере, обучать его тоже нет смысла, это непродуктивно, неэффективно, впустую. Темы предлагаемых тренингов и семинаров могут быть рассчитаны исключительно на мерчан- дайзеров, а могут быть смешанными и полезными также руководителям, менеджерам отделов продаж и супервайзерам, быть представленными как на базовом уровне (в виде основ), так и на более сложном и профессиональном. Примеры тем: «Золотые правила мерчандайзинга»; «Основные ошибки в работе мерчандайзера»; «Как противостоять конкурентам»; «Как стать гуру мерчандайзинга»; «Причины упущенных возможностей»; «Принципы и общие законы мерчандай- зинга»; «Как отличиться и запомниться?»; «Обратная связь с потребителем»; «Как экономить время потребителя?»; «Совершенствование искусства общения»; «Колдовство, или способы заворожить покупателя; «Умение презентовать товар»; «Способы организации пространства в общении, или умение слушать и слышать»; «Способы бесконфликтного общения»; «Психологические барьеры и пути их устранения»; «Главные основы и правила установки рабочих контактов и деловых связей»; «Принципы расширения возможностей реализации»; «Эффективное общение с покупателями»; «Стандарты работы мерчандайзера»; «Поставленные цели и оценка достижений сотрудника»; «Новаторство в типах выкладки: хорошо или плохо?»; «Эффективные методики и техники продаж»; «Поиск оптимальной системы контроля»; «Производитель и розница на «ты» или на «вы»?»; «Почему потребитель должен купить именно ваш товар?»; «Цепная реакция покупок»; «Секреты расстановки групп товаров внутри магазина»; «Ловушки для покупателей»; «Мерчандайзер — просто сотрудник или волшебник?» и многие другие. Выбирая нужный курс и обучающее агентство, необходимо изначально убедиться в надежности и ценности предоставляемых знаний (путем отзывов коллег, обучавшихся на таких семинарах, знакомых и сотрудников). В малых городах трудно найти по-настоящему продуктивную программу обучения. Отправляя работника в другой город на обучение, нелишне заранее узнать репутацию фирмы. Если информацию получить не удалось, то остается лишь надеяться на репутацию агентства. Однако, посетив нужный сайт в Интернете, вы непременно натолкнетесь на форум, где обсуждаются услуги, предоставляемые данным агентством. Организация эффективных продаж — это очень непростой путь от производителя к потребителю, важно показать мерчандайзеру важность и необходимость его работы в цепи системы сбыта. От качества выполненной работы мер- чандайзера напрямую зависит уровень продаж. Ценный сотрудник является наиболее приближенным к потребителю и должен активно реагировать на любые изменения в потребностях покупателей, вести борьбу за полки и дополнительные места продаж, всячески защищать и отстаивать позиции продуктов его фирмы-производителя в месте продаж, способствовать увеличению импульсных покупок, быть «актером своего театра» и многое другое. Всеми этими навыками и характеристиками должен владеть менчендайзер и искусно их использовать, а также находить новаторские решения и быть неординарным и креативным в нужных ситуациях. В редких компаниях применяется аттестация сотрудников для выяснения их знаний в области теории, насколько они эрудированны и компетентны. Хорошее прохождение аттестации стимулируется дополнительными материальными выплатами или повышением уровня заработной платы. Система оценки знаний подобна накапливанию опыта. Она может быть представлена компанией по-разному, например, можно построить лестницу из определенного количества ступеней, каждая из которых будет отличаться по уровню оплаты труда, что будет стимулировать сотрудников к развитию. Успешно прошедший аттестацию мерчандайзер поднимается выше, не показывающий должного результата — остается на прежнем уровне или даже опускается вниз. Контроль знаний может проходить как в устной форме, так и в виде тестов, может включать ряд направлений, например: 1) знание миссии, поставленных задач и дальнейших планов компании; 2) описание нестандартной ситуации, возникшей в рабочем процессе, где сотрудник должен представить оптимальный вариант действий для ее решения; 3) проверка на знание инструментов мерчандайзинга; 4) знание способов и особенностей выкладки; 5) знание видов POS-материалов и основ их использования; 6) знание способов разрешения конфликтных ситуаций; 7) этика делового общения; 8) инструменты презентации товара; 9) правила, продиктованные стандартами обслуживания; 10) правила внутреннего трудового распорядка. Список требований к знаниям мерчандайзера постоянно возрастает, что обусловлено повышением значимости его работы. Поэтому, помимо корпоративного обучения, сотрудник должен самостоятельно пополнять свои знания в таких областях, как: основы менеджмента, маркетинга, реализации и сбыта, психологии, культурологии, социологии, техника ведения переговоров и др. Сейчас с каждым годом появляются все новые и новые сведения, информация о мерчандайзинге, восполняется сильнейший дефицит в данной области знаний. Найти достойную книгу по мерчандайзингу, богатую полезным содержанием, действительно непросто. Знания настолько ценны, что множество их обладателей не желают просто ими делиться с другими, а реализуют свои возможности в тренингах, курсах, семинарах, кружках и т.д., а также записывая курсы на CD и DVD. Содержание аудио- и видео-материалов может быть как теоретического характера, так и практического (с изображением реального посещения торговых точек, показом основных направлений деятельности, недочетов, демонстрацией вариантов исправления ошибок). 4.4. Необходимость контроля Функция контроля работы мерчандайзера является одной из наиболее важных. Чем опытней сотрудник, тем сложнее его контролировать, поскольку изобретательность и смекалка позволяют ему находчивее находить все новые и новые способы уклонения от своих прямых обязанностей, что, конечно же, не способствует повышению продаж. Наиболее распространенными методами контроля служат разного вида отчеты, содержащие: - специальную анкету или отчетный лист; - печать магазина на документе в подтверждение посещения торговой точки; - подпись заведующего магазином, администратора или товароведа; - приложение чека с каждой торговой точки; - фотоотчеты; - материалы проверок «на месте». Как способ облегчить себе жизнь мерчандайзеры овладевают искусством «халтуры». Например, при применяемом способе фотоотчета требуется зафиксировать ситуацию до расстановки продукции и рекламных материалов и после. Мерчандайзеры легко справляются с поставленной задачей, либо овладев в совершенстве навыками фотошопа, либо во время посещения переставляют продукцию местами и делают несколько разных фотоснимков, имитируя картину расстановки товаров следующего посещения. Листы посещений и отчетности могут быть представлены в виде анкеты с указанием: даты посещения, времени посещения, количества присутствующего в наличии ассортимента, SKU и фейсов и другой общей информации (номер магазина, категория магазина — мини-маркет, супермаркет или гипермаркет и т.д.). Зная примерно скорость реализации товаров и их наличие, мерчандайзер может, ориентируясь на отчеты предыдущей недели, немного корректируя информацию, создать «липовые», но очень правдоподобные листы посещений. Если отчет должен быть заверен печатью каждого магазина, то это тоже не сложно подделать: печать в магазинах ставится самая обычная, содержащая информацию о номере и самом магазине, кроме того, она часто фиксируется на ценниках, поэтому обладатели печатей магазина не всегда обращают внимание на то, где они ее проставляют и в каких количествах. Таким образом, поставить печать сразу на нескольких отчетах на несколько дней или недель вперед не составит для мерчандайзера большого труда. Особенностью некоторых (редких) магазинов является отказ в проставлении печати без росписи на нужной бумаге заведующего или директора магазина, к тому же данное требование может быть выдвинуто к отчету самой компанией. Роспись аналогично ставится обычно сразу на нескольких отчетах либо искусно копируется рукой мерчандайзера.
|