Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрустрация





 

Фрустрация (от лат. Fructratio - обман, расстройство, разрушение планов) - это: 1) психическое состояние, выражающееся в характер­ных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объектив­но непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностя­ми, возникающими на пути к достижению цели или решению задач: 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неу­дачи (А. В. Петровский. М. Г. Ярошевский, 1998). П. И. Сидоров, А. В. Парняков называют фрустрацией критическую ситуацию и од­новре-менно состояние человека при невозможности реализации им тех или иных потребностей.

Фрустрация - состояние, когда на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация (от лат. fructratio - обман, тщетное ожидание) определяется также как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении по­требности, желания. Фрустрация - это переживание неудачи. Со­стояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчая­нием.

Человек, планируя свое поведение на пути к достижению постав­ленных целей, одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. Говорят об энергетическом обеспече­нии целенаправленного поведения. Но, представим себе, что перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препят­ствие, т. е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события происходит резкое «затопление», повышение психической энергии. Запруда приводит к резкой концентрации энергии, к повышению уровня активации под­корковых образований, в частности, ретикулярной формации. Этот переизбыток нереализуемой анергии вызывает чувство дискомфорта

 

 

 

и напряжения, которое необходимо снять. Поведение в ситуации фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих фак­торов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора. привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.

Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетво­рение потребности наталкивается на непреодолимые преграды. Не­обходимыми признаками фрустрирующей ситуации, согласно боль­шинству определений, является наличие сильной мотивированности достичь цели (удовлетворить потребность), а также преграды, препят­ствующей этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются, во-первых, но характеру фрустри-руемых мотивов (базовые, «врожденные» психологические потреб­ности -- в безопасности, уважении, любви, фрустрация которых носит патогенный характер; и приобретаемые потребности, фрустра­ция которых не вызывает психических нарушений) и. во-вторых, по характеру «барьеров». Барьеры, преграждающие путь индивида к це­ли, могут быть физические (стены тюрьмы), психологические (пара­лизующий страх, интеллектуальная недостаточность) и сошюкульту-ральные (нормы, правила, запреты). Барьеры также делятся па пнеш-ние и внутренние; внутренние барьеры препятствуют достижению цели, внешние барьеры не дают испытуемым выйти из ситуации («помни, ты же девочка!»).

Фрустрация несет в себе и негативные, и позитивные эффекты. Позитивные эффекты фрустрации связаны с мобилизацией психоло­гических ресурсов, открывающей возможность для личностного раз­вития и роста. Усиливающееся в состоянии фрустрации напряжение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию в целом (переоценка ситуации), пересмотреть свои предыдущие действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее достижения, или может обнаружиться альтернативная цель, вполне удовлетворя­ющая потребность {замена цели). При конструктивной фрустрации не только восстанавливается временно утраченное психологическое равновесие, но и идет развитие личности. Человек обучается ставить реальные цели, учится умению манипулировать «точкой цели», отка­зываясь от неосуществимою.

Существуют и негативные эффекты фрустрации. Увеличение на­пряжения и эмоциональное возбуждение при фрустрации может оказаться гак велико, что пол воздействием аффекта утрачивается конструктивность действий: человек волнуется, впадает в панику, те­ряет контроль. Может возникнуть и когнитивная ограниченность - становятся невозможными рациональные процессы размышления и адекватности принятия решений. Высокий уровень фрустрации при­водит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективно­сти. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт

 

 

 


поведения, агрессивности, возбудимости, враждебности, негати­визму.

Толерантность к фрустрации. Существует определенная порого­вая величина уровня напряжения, превышение которой приводит к деструктивным эффектам фрустрации. Эту величину часто опреде­ляют как устойчивость, или толерантность к фрустрации. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека про­тивостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психоло­гического равновесия. Толерантность к фрустрации является пере­менной величиной и зависит от величины напряжения, типа ситуа­ции, особенностей личности. Один и тот же человек в различных обстоятельствах оказывается способным выдержать разную степень напряжения. Высокий уровень развития личности предполагает со­знательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых.

Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности человека. Имеют значение такие черты, как эгоцентризм с сосредоточенностью на собственных субъективно-значимых интересах с повышенной чув­ствительностью к нарушению этих интересов (обидчивое 1ь). ин­фантилизм с недостаточной дифференцированностью личностной структуры.

Выделяют несколько (5) основных видов фрустрационного пове­ления. 1) Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядочен­ные поведенческие реакции: 2) апатия (во фрустрирующей ситуа­ции ребенок ложится на пол и смотрит в потолок); 3) агрессия и де­струкция, разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба; 4) стереотипия - тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксированных форм поведения; 5) регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доми­нировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведе­ния, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем).

Н. Майер, характеризуя фрустрационное поведение, обозначает его как «поведение без цели»: «Поведение фрустрированного чело­века не имеет цели, оно утрачивает целевую ориентацию». Майер ил­люстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку, и оба в итоге опаздывают. Это поведение (драка) не содержит в себе цели добывания билета, поэтому оно не является адаптивным (удовлет­воряющим потребность), а оно является фрустрационно спровоци­ро-ванным поведением. К. Гольдштейн называет фрустрационное поведение «катастрофическим»: фрустрационное поведение не то­лько не подчинено фрустрированной цели, оно вообще не подчине­но никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно. X. Хекхаузен считает, что фрустрационное поведение последовательно прохо-

 

дит три стадии: первоначально в ответ на ситуацию фрустрации воз­никает агрессия, затем депрессия, затем апатия.

Исторически проблема фрустрации связана с работами 3. Фрейда и его последователями, которые усматривали однозначную связь между фрустрацией и агрессией. Теория фрустрации- агрессии мо­жет быть кратко изложена в виде двух основных постулатов: 1) фру­страция всегда влечет за собой агрессию; и 2) агрессия всегда есть следствие пережитых ранее фрустраций.

В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определен­ных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время ряд ав­торов используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. По мнению А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зре­ния для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разно­образных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных. В са­мом общем виде, состояние фрустрации — специфическое эмоцио­нальное состояние, которое возникает, когда па пути достижения значимой цели человек встречает субъективно непреодолимое пре­пятствие.

Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, человек одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. В этом смысле говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. В том случае, если перед запущен­ным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, то неизбежно наблюдается концентрация нереализованной энергии, повышение уровня активации подкорковых образований, в частно­сти, ретикулярной формации. Переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения.

К условиям возникновения состояния фрустрации относятся следующие факторы:

1) наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального пла­на действия;

2) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора).

В свою очередь, препятствия могут быть следующих видов: 1) пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной фи­зической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта по­требности во времени и в пространстве);

 

 

3) активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказани­ем со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают);

4) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосоз­нанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притяза­ний и возможностями исполнения);

5) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести) (Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева, 1990).

Адаптивное (остающееся в пределах нормы) поведение характер­но для человека, у которого даже под воздействием сильных раздра­жителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это яв­ляется следствием толерантности, т. е. терпимости, выносливости по отношению к фрустраторам. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Психическое здоровье чело­века собственно и означает сознательное управление своим поведе­нием в экстремальных условиях путем построения эффективных мо­делей поведения.

Date: 2015-05-23; view: 1071; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию