Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Психическая травма





Термин «психическая травма» - термин, используемый при опи­сании критического состояния на психологическом, точнее, на па­топсихологическом уровне его существования; применяется при ин­терпретации психогенных заболеваний. Психогении — разнообразные

болезненные состояния, возникающие вследствие отрицательных пси­хических воздействий, т. е. психических травм. Угроза жизни, потеря близкого человека, семейные неурядицы, обида, неразделенная лю­бовь и масса других отрицательных переживаний могут вызывать функционально-динамические нарушения нервной деятельности.

Психогении возникают вследствие одномоментной сильной психи­ческой травмы или же могут быть результатом относительно слабо­го, но длительного психического травмирования. Большое значение для их возникновения имеет предварительное изменение соматиче­ского состояния, ослабленность организма предшествующими забо­леваниями, недосыпаниями, кровопотерями. Психогении являются принципиально полностью обратимыми болезненными состояниями и обычно исчезают спустя какое-то время после минования травмиру­ющей ситуации.

Термин «психогенные заболевания» (психогении) впервые был предложен в 1894 году немецким психиатром и психологом Куртом Зоммером при описании психической эпидемии судорог, возник­шей среди школьников. Позднее психогениями (от греч. Psyche - ду­ша и gemao - порождаю) стали обозначать все те психические рас­стройства, которые возникали под влиянием психической травмы. Психическая травма - это жизненное событие, затрагивающее зна­чимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям.Точнее, психическая травма - это эмоционально значимое событие, связанное с негативными пережива­ниями.

Пол влиянием психической травматизации у человека могут воз­никать нервно-психические расстройства непсихотического (невро­зы) и психотического (реактивные психозы) типов.

Непсихотические психогенные расстройства часто относят к клиническим формам так называемой малой психиатрии. Все болез­ненные нервно-психичес-кие нарушения здесь часто объединяют об­щим термином - «пограничные состояния». Такое название под­черкивает, что они находятся на границе между нормой и патоло­гией, между психотическими и непсихотическими формами психи­ческих болезней, между психическими и соматическими болезнями. В широком плане это все проблемы переживаний человека в связи с интимно-личностными, межличностными и социальными конф­ликтами и различные психогенные психические и психосоматиче­ские реакции, как в рамках нормы, так и патологии. Все они явля­ются выражением чисто человеческих проблем, проявление челове­ческой сущности в трудной жизненной ситуации.

На первом этапе учения о психогенияхведущая роль в возникно­вении заболевания у человека отводилась психической травме. По мнению немецкого психиатра Карла Ясперса, создателя экзистен­циально-феноменологического направления в психиатрии, патоло­гические реакции психики в ответ на психическую травму характе­ризуются единством причины и клинической динамики болезни. Это значит, что чисто психологическая травма вызывает целиком и

психологическую реакцию, и обе они оказываются объединены психоло­гически понятной связью. Эти диагностические принципы сформули­рованы Ясперсом в виде трех основных положений («реактивная триада»):

1. Реактивное состояние возникает вслед за психической трав­мой.

2. Содержание психической травмы находит отражение в симп­томах болезни, и между ними существуют психологически понят­ные связи.

3. При устранении психической травматизации наступает улуч­шение и выздоровление больного.

Позднее было обнаружено, что второй и третий критерии из «ре­активной триады» Ясперса не всегда находят свое подтверждение в клинической практике, особенно при затяжных неврозах и патоло­гических (психогенных и невротических) развитиях личности. При затяжных неврозах часто бывает трудно доказать, что содержание клинической картины прямо вытекает из характера психической травмы, а при патологических развитиях личности пусковая психи­ческая травма со временем теряет свою актуальность, тогда как бо­лезнь все равно продолжает развиваться. Более того, не всегда при­емлемым бывает и первый критерий знаменитой триады, т. к. нередко бывает и так. что реактивное состояние возникает не непо­средственно вслед за психической травмой, а может быть отставлен­ным.

И, тем не менее, сформулированные Ясперсом критерии реактивных состояний являются хорошим ориентиром в обоснова­нии и постановке диагноза реактивных невротических состояний и психозов, вследствие чего они и получили самое широкое распро­странение.

Второй этап учения о психогенияхсвязан с именем немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера, который отметил, что пси­хогенное заболевание возникает в ответ не на любую психическую травму, как полагал Ясперс, а только на ту, которая затрагивает осо­бо значимые стороны отношений больного. Психическая травма дол­жна «подходить» к характеру, как «ключ к замку», и только тогда «состоится» триада Ясперса. Одинаково важно и наличие самой психической травмы, и наличие предрасположенности к ней у дан­ного конкретного человека.

На третьем этане изучения психогенийпоявляются доказательства того, что психическая травма не играет главной роли в возникнове­нии заболевания, а определяющее значение имеет отношение лич­ности к психотравмируюшей ситуации как патогенной (В. П. Мясищев, 1960) и особенности функционирования механизмов личност­ной психологической защиты, позволяющие это отношение менять.

Действительно, обнаружено, что во многих странах в послевоен­ные годы, т. е. когда нет никаких массовых бедствий, среди населе­ния резко возрастает число непсихотических форм психических на­рушений - невротических реакций, неврозов, самоубийств. Чрез-

 

вычайно часто обнаруживают случаи, когда человек совершал суи­цид без каких-либо видимых предшествующих психотравм. Объяс­нение этим явлениям стали искать в срыве личностных форм защи­ты. Поиски ответа на вопрос о том, как, каким образом происходит нейтрализация переживаний при эмоционально-личностных воз­действиях, привели к формированию понятий «психологическая за­щита» и «копинг-поведение». Устойчивость к патогенному воздей­ствию жизненных ситуаций, способность к нейтрализациинеблаго­приятных социально-экономических факторов личностного бытия даются человеку в процессе его индивидуального развития.

Таким образом, психогении рассматривают как опосредованное всей личностью(на сознательном и бессознательном уровнях) фор­мирование переживания при развитии патологических фирм психоло­гической защитыили их срыве. По мнению В. Н. Мясищева. ситуа­ция патогенна только тогда, когда она не может быть рационально переделана, преодолена или невозможен отказ от неосуществимых влечений.

 








Date: 2015-05-23; view: 489; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию