Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая травма





Термин «психическая травма» - термин, используемый при опи­сании критического состояния на психологическом, точнее, на па­топсихологическом уровне его существования; применяется при ин­терпретации психогенных заболеваний. Психогении — разнообразные

болезненные состояния, возникающие вследствие отрицательных пси­хических воздействий, т. е. психических травм. Угроза жизни, потеря близкого человека, семейные неурядицы, обида, неразделенная лю­бовь и масса других отрицательных переживаний могут вызывать функционально-динамические нарушения нервной деятельности.

Психогении возникают вследствие одномоментной сильной психи­ческой травмы или же могут быть результатом относительно слабо­го, но длительного психического травмирования. Большое значение для их возникновения имеет предварительное изменение соматиче­ского состояния, ослабленность организма предшествующими забо­леваниями, недосыпаниями, кровопотерями. Психогении являются принципиально полностью обратимыми болезненными состояниями и обычно исчезают спустя какое-то время после минования травмиру­ющей ситуации.

Термин «психогенные заболевания» (психогении) впервые был предложен в 1894 году немецким психиатром и психологом Куртом Зоммером при описании психической эпидемии судорог, возник­шей среди школьников. Позднее психогениями (от греч. Psyche - ду­ша и gemao - порождаю) стали обозначать все те психические рас­стройства, которые возникали под влиянием психической травмы. Психическая травма - это жизненное событие, затрагивающее зна­чимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Точнее, психическая травма - это эмоционально значимое событие, связанное с негативными пережива­ниями.

Пол влиянием психической травматизации у человека могут воз­никать нервно-психические расстройства непсихотического (невро­зы) и психотического (реактивные психозы) типов.

Непсихотические психогенные расстройства часто относят к клиническим формам так называемой малой психиатрии. Все болез­ненные нервно-психичес-кие нарушения здесь часто объединяют об­щим термином - «пограничные состояния». Такое название под­черкивает, что они находятся на границе между нормой и патоло­гией, между психотическими и непсихотическими формами психи­ческих болезней, между психическими и соматическими болезнями. В широком плане это все проблемы переживаний человека в связи с интимно-личностными, межличностными и социальными конф­ликтами и различные психогенные психические и психосоматиче­ские реакции, как в рамках нормы, так и патологии. Все они явля­ются выражением чисто человеческих проблем, проявление челове­ческой сущности в трудной жизненной ситуации.

На первом этапе учения о психогениях ведущая роль в возникно­вении заболевания у человека отводилась психической травме. По мнению немецкого психиатра Карла Ясперса, создателя экзистен­циально-феноменологического направления в психиатрии, патоло­гические реакции психики в ответ на психическую травму характе­ризуются единством причины и клинической динамики болезни. Это значит, что чисто психологическая травма вызывает целиком и

психологическую реакцию, и обе они оказываются объединены психоло­гически понятной связью. Эти диагностические принципы сформули­рованы Ясперсом в виде трех основных положений («реактивная триада»):

1. Реактивное состояние возникает вслед за психической трав­мой.

2. Содержание психической травмы находит отражение в симп­томах болезни, и между ними существуют психологически понят­ные связи.

3. При устранении психической травматизации наступает улуч­шение и выздоровление больного.

Позднее было обнаружено, что второй и третий критерии из «ре­активной триады» Ясперса не всегда находят свое подтверждение в клинической практике, особенно при затяжных неврозах и патоло­гических (психогенных и невротических) развитиях личности. При затяжных неврозах часто бывает трудно доказать, что содержание клинической картины прямо вытекает из характера психической травмы, а при патологических развитиях личности пусковая психи­ческая травма со временем теряет свою актуальность, тогда как бо­лезнь все равно продолжает развиваться. Более того, не всегда при­емлемым бывает и первый критерий знаменитой триады, т. к. нередко бывает и так. что реактивное состояние возникает не непо­средственно вслед за психической травмой, а может быть отставлен­ным.

И, тем не менее, сформулированные Ясперсом критерии реактивных состояний являются хорошим ориентиром в обоснова­нии и постановке диагноза реактивных невротических состояний и психозов, вследствие чего они и получили самое широкое распро­странение.

Второй этап учения о психогениях связан с именем немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера, который отметил, что пси­хогенное заболевание возникает в ответ не на любую психическую травму, как полагал Ясперс, а только на ту, которая затрагивает осо­бо значимые стороны отношений больного. Психическая травма дол­жна «подходить» к характеру, как «ключ к замку», и только тогда «состоится» триада Ясперса. Одинаково важно и наличие самой психической травмы, и наличие предрасположенности к ней у дан­ного конкретного человека.

На третьем этане изучения психогений появляются доказательства того, что психическая травма не играет главной роли в возникнове­нии заболевания, а определяющее значение имеет отношение лич­ности к психотравмируюшей ситуации как патогенной (В. П. Мясищев, 1960) и особенности функционирования механизмов личност­ной психологической защиты, позволяющие это отношение менять.

Действительно, обнаружено, что во многих странах в послевоен­ные годы, т. е. когда нет никаких массовых бедствий, среди населе­ния резко возрастает число непсихотических форм психических на­рушений - невротических реакций, неврозов, самоубийств. Чрез-

 

вычайно часто обнаруживают случаи, когда человек совершал суи­цид без каких-либо видимых предшествующих психотравм. Объяс­нение этим явлениям стали искать в срыве личностных форм защи­ты. Поиски ответа на вопрос о том, как, каким образом происходит нейтрализация переживаний при эмоционально-личностных воз­действиях, привели к формированию понятий «психологическая за­щита» и «копинг-поведение». Устойчивость к патогенному воздей­ствию жизненных ситуаций, способность к нейтрализации неблаго­приятных социально-экономических факторов личностного бытия даются человеку в процессе его индивидуального развития.

Таким образом, психогении рассматривают как опосредованное всей личностью (на сознательном и бессознательном уровнях) фор­мирование переживания при развитии патологических фирм психоло­гической защиты или их срыве. По мнению В. Н. Мясищева. ситуа­ция патогенна только тогда, когда она не может быть рационально переделана, преодолена или невозможен отказ от неосуществимых влечений.

 

Date: 2015-05-23; view: 1215; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию