Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль личности в формировании стресса





 

Понять механизмы стресса можно только с учетом реакции лич­ности, преодолевающей ею (Lazarus L., 1970). Элементы стресса ис­пытывают практически все, кто активно включен в социальную жизнь, связанную с дефицитом времени, информационными пере­грузками, необходимостью принимать решения, затрагивающие в той или иной степени интересы окружающих людей. Однако фор­мирование соматических эквивалентов стресса в ответ на острые или хронические психические перегрузки отмечается, как правило, при наличии определенного способа эмоционального переживания,

 

эмоционального реагирования на трудности, в контексте опреде­ленной личностной структуры.

В процессе воздействия стрессора на личность происходит пер­вичная его когнитивная опенка (оценка познавательными психиче­скими процессами, такими как мышление, память, внимание, вооб­ражение и т. д.), на основании которой создавшаяся ситуация рас­сматривается как угрожающая или благоприятная. В соответствии с проведенной когнитивной квалификацией события оно тем или иным способом переживается личностью.

Формируется ответная эмоциональная реакция на стрессовое воздействие. Соматические нарушения возникают вследствие чрез­мерно сильной или длительной ответной эмоциональной реакции (Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский, 1976). Чрезмер­ная эмоциональная реакция - результат рассогласования между ожиданиями и установками личности, с одной стороны, и реальны­ми жизненными обстоятельствами, с другой (Менделевич В. Д., 1998).

Среди заболевших после перенесенных стрессов преобладают личности с чертами негативизма и экстремизма, склонные к интен­сивным эмоциональным реакциям, при наличии репрессированной тенденции к самореализации, с хроническим подавлением побужде­ний, с чертами пассивности, зависимости, с хроническими пережи­ваниями изолированности, отчужденности. безнадежности (В. С. Ротенберг, А. В. Аршавский, 1984). Это люди, которые не умеют адекватно оценивать происходящие события и строить адек­ватный этим событиям прогноз на будущее. Как правило, их отли­чают нереалистические установки, завышенные ожидания, чрезмер­но высокие Требования к окружающим людям и к собственной лич­ности (перфекционизм) в сочетании с пассивно-зависимой пози­цией по отношению к окружающим. Они склонны к оценочному мышлению (мышлению в черно-белых категориях добра и зла) и к экстремальным формам эмоционального реагирования.

Были обнаружены существенные различия между людьми и от­ношении личностных особенностей, связанных с развитием стресса. Неустойчивые к стрессу проявляли выраженное чувство неполно­ценности, отсутствие веры в свои силы, боязливость, значительную импульсивность в действиях. Лица, устойчивые к стрессу, менее им­пульсивны, менее боязливы, им свойственна большая настойчи­вость в преодолении препятствий, активность, энергия и жизнера­достность.

Уменьшают патогенное воздействие стрессоров чувство собственной значимости, энергично-наступательная позиция в отноше­нии социального окружения, способность принимать на себя обяза­тельства, развитое чувство ответственности, уверенность в возмож­ности контролировать текущие события (Вейн А. М., 1988). Многи­ми авторами отмечается выраженное воздействие уровня и устойчи­вости самооценки на формирование стрессовою состояния. Так, Я. Рейковский (1979) отмечает, что лица с заниженной и неустойчивой самооценкой сильнее реагируют на стрессовую ситуа­цию. Недостаточная уверенность в собственных силах, по мнению В. Л. Марищука, является одной из главных предпосылок эмоцио­нального стресса.

Еще одним качеством, имеющим важное значение для возникно­вения стресса, является личностная тревожность (Ч. Спилбергер, 1972; Г. Амон, 1980; К. Изард, 1999; Ю. Л. Ханин, 1978) как склон­ность испытывать состояния тревоги. Тревога - эмоция, направ­ленная в будущее, связанная с ожиданием возможных неудач, с го­товностью стать объектом нападения. Тревожность характеризует ситуации неопределенности и ожидания с дефицитом информация и непрогнозируемым исходом. Помимо тревоги, другие эмоции, та­кие, в частности, как депрессия и печаль, агрессивность и враждеб­ность, также вносят свой вклад в формирование соматических нару­шений в ответ на стрессовое воздействие.

Большинство авторов рассматривают эгоцентризм с его фикси­рован-ностью на собственных интересах, споем психологическом мире, телесных ощущениях с недоучетом или игнорированием ин­тересов других людей, требований внешней ситуации, окружающего мира в его пространственно-вре-менном континууме как обязатель­ную принадлежность «психосоматической» личностной структуры. Сосредоточенность па разнообразных - эмоциональном, физиче­ском, психологическом, экзистенциально-философском - аспектах собственного «Я» делает это «Я» грандиозным, затмевая для индивида окружающих его людей. Весь мир сужается до размеров собст­венного «жизненного пространства», в котором только и могут про­исходить действительно значимые для индивида события. Эгоцент­рическая направленность личности обнаруживает себя в гипертро­фированно рациональном отношении к миру, прагматизме, потре­бительских склонностях, рентных установках.

Т. Концовский (1956) подчеркивал, что устойчивость к стрессу формируется «на основе жизненной практики, при активном и со­знательном участии личности, которая не избегает сложных и опас­ных ситуаций, а иногда даже активно их ищет». При прочих равных условиях устойчивость к стрессу может быть результатом целена­правленного воспитания в себе необходимых качеств, следствием сознательного управления личностью своими состояниями, поступ­ками, способности предвидеть близкие и отдаленные последствия своих действий и соизмерять с этими последствиями цели и избира­емые для их достижения средства в конкретных ситуациях.

 

Date: 2015-05-23; view: 924; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию