Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль личности в формировании стресса
Понять механизмы стресса можно только с учетом реакции личности, преодолевающей ею (Lazarus L., 1970). Элементы стресса испытывают практически все, кто активно включен в социальную жизнь, связанную с дефицитом времени, информационными перегрузками, необходимостью принимать решения, затрагивающие в той или иной степени интересы окружающих людей. Однако формирование соматических эквивалентов стресса в ответ на острые или хронические психические перегрузки отмечается, как правило, при наличии определенного способа эмоционального переживания,
эмоционального реагирования на трудности, в контексте определенной личностной структуры. В процессе воздействия стрессора на личность происходит первичная его когнитивная опенка (оценка познавательными психическими процессами, такими как мышление, память, внимание, воображение и т. д.), на основании которой создавшаяся ситуация рассматривается как угрожающая или благоприятная. В соответствии с проведенной когнитивной квалификацией события оно тем или иным способом переживается личностью. Формируется ответная эмоциональная реакция на стрессовое воздействие. Соматические нарушения возникают вследствие чрезмерно сильной или длительной ответной эмоциональной реакции (Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский, 1976). Чрезмерная эмоциональная реакция - результат рассогласования между ожиданиями и установками личности, с одной стороны, и реальными жизненными обстоятельствами, с другой (Менделевич В. Д., 1998). Среди заболевших после перенесенных стрессов преобладают личности с чертами негативизма и экстремизма, склонные к интенсивным эмоциональным реакциям, при наличии репрессированной тенденции к самореализации, с хроническим подавлением побуждений, с чертами пассивности, зависимости, с хроническими переживаниями изолированности, отчужденности. безнадежности (В. С. Ротенберг, А. В. Аршавский, 1984). Это люди, которые не умеют адекватно оценивать происходящие события и строить адекватный этим событиям прогноз на будущее. Как правило, их отличают нереалистические установки, завышенные ожидания, чрезмерно высокие Требования к окружающим людям и к собственной личности (перфекционизм) в сочетании с пассивно-зависимой позицией по отношению к окружающим. Они склонны к оценочному мышлению (мышлению в черно-белых категориях добра и зла) и к экстремальным формам эмоционального реагирования. Были обнаружены существенные различия между людьми и отношении личностных особенностей, связанных с развитием стресса. Неустойчивые к стрессу проявляли выраженное чувство неполноценности, отсутствие веры в свои силы, боязливость, значительную импульсивность в действиях. Лица, устойчивые к стрессу, менее импульсивны, менее боязливы, им свойственна большая настойчивость в преодолении препятствий, активность, энергия и жизнерадостность. Уменьшают патогенное воздействие стрессоров чувство собственной значимости, энергично-наступательная позиция в отношении социального окружения, способность принимать на себя обязательства, развитое чувство ответственности, уверенность в возможности контролировать текущие события (Вейн А. М., 1988). Многими авторами отмечается выраженное воздействие уровня и устойчивости самооценки на формирование стрессовою состояния. Так, Я. Рейковский (1979) отмечает, что лица с заниженной и неустойчивой самооценкой сильнее реагируют на стрессовую ситуацию. Недостаточная уверенность в собственных силах, по мнению В. Л. Марищука, является одной из главных предпосылок эмоционального стресса. Еще одним качеством, имеющим важное значение для возникновения стресса, является личностная тревожность (Ч. Спилбергер, 1972; Г. Амон, 1980; К. Изард, 1999; Ю. Л. Ханин, 1978) как склонность испытывать состояния тревоги. Тревога - эмоция, направленная в будущее, связанная с ожиданием возможных неудач, с готовностью стать объектом нападения. Тревожность характеризует ситуации неопределенности и ожидания с дефицитом информация и непрогнозируемым исходом. Помимо тревоги, другие эмоции, такие, в частности, как депрессия и печаль, агрессивность и враждебность, также вносят свой вклад в формирование соматических нарушений в ответ на стрессовое воздействие. Большинство авторов рассматривают эгоцентризм с его фиксирован-ностью на собственных интересах, споем психологическом мире, телесных ощущениях с недоучетом или игнорированием интересов других людей, требований внешней ситуации, окружающего мира в его пространственно-вре-менном континууме как обязательную принадлежность «психосоматической» личностной структуры. Сосредоточенность па разнообразных - эмоциональном, физическом, психологическом, экзистенциально-философском - аспектах собственного «Я» делает это «Я» грандиозным, затмевая для индивида окружающих его людей. Весь мир сужается до размеров собственного «жизненного пространства», в котором только и могут происходить действительно значимые для индивида события. Эгоцентрическая направленность личности обнаруживает себя в гипертрофированно рациональном отношении к миру, прагматизме, потребительских склонностях, рентных установках. Т. Концовский (1956) подчеркивал, что устойчивость к стрессу формируется «на основе жизненной практики, при активном и сознательном участии личности, которая не избегает сложных и опасных ситуаций, а иногда даже активно их ищет». При прочих равных условиях устойчивость к стрессу может быть результатом целенаправленного воспитания в себе необходимых качеств, следствием сознательного управления личностью своими состояниями, поступками, способности предвидеть близкие и отдаленные последствия своих действий и соизмерять с этими последствиями цели и избираемые для их достижения средства в конкретных ситуациях.
|