Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональных состояний





Общими характеристиками всех психических состояний, по ко­торым проводится их классификация, являются 1. активационные (отражающие интенсив-ность психических процессов), 2. тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида), 3. тензионные (отражаю­щие степень напряжения), 4. временные (отражающие продол­жительность, устойчивость состояний) параметры. По временному параметру все состояния делятся на долговременные и кратковре­менные. По качеству (модальности), ведущему признаку, выделяют­ся эмоциональные, активационные, тонические и тензионные. Признаком эмоционального состояния является доминирование той или иной определенной эмоции (Л. В. Куликов, 2000).

На передний план может выступить 1. активационная характери­стика - уровень мотивации, полное включение в ситуацию, погло­щенность происходящим, либо, напротив, отстраненность, отчуж­денность, отгороженность от жизненных событий. Тот или иной 2. тонус организма, его энергетические ресурсы за определенный промежуток времени также могут обуславливать ведущие параметры психических состояний. Тонус, в свою очередь, зависит от состоя­ния здоровья субъекта в данный временной интервал, от характера выполняемой деятельности, интенсивности процессов общения, внешних (социальных) условий, составляющих микро- и макросоциальную ситуацию развития.

Наконец, в каждый момент времени человеку - носителю психического состояния свойственно то или иное напряжение. 3. Уровень напряжения может формироваться под воздействием внутренних (психологических) факторов, таких как повышенный уровень требований, предъявляемых к собственной личности; не­уверенность в себе в трудной жизненной ситуации с опасениями и страхами перед лицом возможных неудач. Напряжение может быть связано и с воздействием факторов внешних: с особенностями актуальной ситуации (условиями деятельности и общения), с условиями конкурентности и соревновательности.

1. Активация и 2. тонус. Понятие активации широко использует­ся в нейрофизиологии, где оно обозначает уровень функционирова­ния центральной нер-вной системы. На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности созна­ния, скорости действии, движений и психомоторных реакций, в энергичном поведении, в желании находить решения, в стремлении из­менять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуа­лизированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношени­ем к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале ак­тивации на одном полюсе находятся возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, в 7

то время как на другом тонусе - торможение, спад, снижение интен­сивности и темпа.

В физиологии термин «тонус» обозначает постоянную (фиксиро­ван-ную) активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и актива­ция, - стержневая характеристика состояния. На психологическом уровне состояния тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность двигаться к по­ставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе, субъективные ощущения внутренней собран­ности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособ­ность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность обнаруживать реакции астенического типа на трудные жизненные ситуации.

3. Напряжение. Напряжение является одной из важнейших ха­ракте-ристик состояния, которую обычно обозначают термином «тензионная». При организации любого поведения и деятельности в той или иной мере необходимо волевое регулирование, роль кото­рого - преодоление конкурирующих ценностных ориентации, мо­тивов, целей, ценностей, эмоционального притяжения к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдержи­вания остальных целенаправленная поведенческая активность не­возможна. Чем больше конкурирующих побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву, цели, эмо­циональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуля­цию, тем выше напряжение и все связанные с ним психологические проявления.

В шкале напряжения на одном полюсе находятся раскрепощен­ность, раскованность, расслабленность, внутренний психологический комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом по­люсе - закрепощенностъ, зажаиюсть, внутренний психологический дискомфорт, вынужденность поведения, переживания скованности и несвободы.

Если активация детерминирована потребностно-мотивацией ной сферой личности, то напряжение - актуальными характеристиками эмоциональной и волевой сфер.

В словаре психологии Дж. Дренера (1974) напряжение определя­ется как чувство натяжения, общее ощущение нарушения равнове­сия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо уг­рожающим ситуативным фактором. В. И. Медведев и А. М. Парачев (1971) определяют напряжение в контексте инженерной психологии как величину усилия, направленного на выполнение профессио­нальных функций. В соответствии с преобладанием тех или иных психических функций, которые вовлечены в текущую деятельность, авторы выделяют физическое, сенсорное, эмоциональное, интеллекту­альное напряжение, напряжение ожидания, монотонии и политонна (вызванное необходимостью частого переключения внимания).

При любом виде напряжения возрастает сила и глубина эмоцио­наль-ных реакций, интенсивность переживаний. В каждом психиче­ском состоянии В. Вундт выделял две основные дихотомические ха­рактеристики: напряже-ние-расслабление, возбуждение-успокоение. Та или иная степень напряжения часто является фоном многих дру­гих психических состояний, что дает основание говорить о напря­жении как стержневой характеристике состоя-ния. Напряжение яв­ляется обязательным признаком экстремальных (эксквизитных) психических состояний. Неблагоприятным фактором, повышаю­щим уровень напряжения, является как перегрузка информацией, так и недогрузка информацией (Зинченко и др., 1974).

Временные характеристики психического состояния. Временные характеристики психических состояний рассматривались многими авторами в связи с проблемой формирования разнообразных пато­логических явлений, в частности, изучались, например, явления персеверации, которые характеризуются инертностью в переживани­ях, неподатливостью изменениям, трудностью переключения (Н. Д. Левитов). По мнению К. К. Платонова (1984), психические состояния по параметру продолжительности занимают промежуточ­ное положение между психическими процессами и свойствами лич­ности: «Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследст­вие адаптации могут и быстро изменяться». По степени постоянства В. Л. Марищук (1974) выделяет доминирующие (наиболее характер­ные для субъекта) и промежуточные (переходные) состояния. Ю. Е. Сосновикова (1975) описывает продолжительные, относите­льно малопродолжительные и кратковременные состояния. Е. П. Ильин (1980) пишет о состояниях мимолетных (неустойчи­вых), длительных и хронических.

Текущие (актуальные) состояния более изменчивы, динамичны, они относятся к одному участку временной шкалы психических со­стояний, к более узкому масштабу (микромасштабу), а преобладаю­щие, доминирующие - к более широкому (трансситуативные состо­яния).

Доминирующие состояния характерны для личности в протяжен­ном диапазоне ее настоящего, то есть в более широком масштабе времени, чем актуальный момент, определенный особенностями данной ситуации. Они в меньшей степени обусловливаются обстоя­тельствами актуальной, текущей ситуации с достаточно определен­но очерченными временными рамками и в большей степени - фак­торами социально-психологического уровня личности. При таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необхо­димо выделять не только «доминирующую», но и ситуативную («те­кущую») составляющую. Доминирующие состояния являются фо­ном, на котором формируются и существуют актуальные (текущие) состояния (Л. В. Куликов, 2000).

Из числа хронических состояний в наибольшей степени изучено состояние хронического утомлении, которое является психологиче- 9

ским эквивалентом астении. Причиной подобного рода затяжных психических состояний может являться эффект суммации: суммация эмоционального напряжения, накопление утомления, развитие хронического утомления. Существует представление о хроническом (эндемическом) стрессе, под которым понимают состояния психи­ческого напряжения разной степени выраженности, вызываемые у современного человека комплексом повседневно действующих раз­нообразных отрицательных факторов. Последствия подобных дли­тельных состояний в течение длительного времени могут оставаться скрытыми.

Эмоциональные характеристики психического состояния. Эмоци­о-нальные характеристики психического состояния тесно связаны с таким параметром, как 1. полярность, или знак. Во многих случаях нетрудно отнести эмоциональное состояние к «приятным» или «неприятным», включающим в себя переживание удовольствия или неудовольствия, однако так бывает не всегда. Наиболее распростра­ненной можно считать точку зрения, в соответствии с которой пси­хическое состояние представляет собой сложное единство противо­положных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слезы, ра­дость может сопровождаться печатью, гневу может сопутствовать разочарование. Не всегда выявление доминирующей эмоции позво­ляет отнести такое состояние к положительным или отрицательным. Для обозначения двойственности переживаний используют термин, предложенный Э. Блейером, - «амбивалентность». Амбивалент­ность интерпретируется как сложное внутренне противоречивое пе­реживание, связанное с двойственным отношением к человеку или какому-либо явлению.

Существенное значение для описания психического состояния имеет 2. интенсивность переживаемых эмоций - их сила, яркость. Количественные различия эмоций в значительной мере определяют качественную специфичность психического состояния.

Таким образом, описание эмоционального состояния предпола­гает указание комплекса характеристик: широта спектра переживае­мых эмоций, доминирующая эмоция, интенсивность эмоциональных компонентов психического состояния, амбивалентность, полярность эмоций - преобладание приятных (положительных) или неприятных (отрицательных) эмоций.

4. Осознанность состояния. К числу характеристик психического состояния относится и его осознанность. Несмотря на то, что регу­лирующая роль сознания и самосознания для психических состоя­ний сомнению не подвергается, вопросы обусловленности психиче­ских состояний сознанием личности - осознанием своих взаимоот­ношений с окружающим миром, отчетливость представленности в сознании характера этих взаимоотношений остаются малоразрабо­танными. Тем не менее осознанность актуального состояния во многом определяет способность личности к его психической регу­ляции.

 

 

Date: 2015-05-23; view: 932; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию