Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Азиатская школа SRT





 

Вопрос о названии всегда ключевой.

Современное состояние SRT характеризуется наличием как минимум еще одного направления, помимо известных и признанных в мире, какими по праву считаются европейская AСT и американская IRT.

 

Эта школа зародилась в 1985 году, и начинает отсчет времени с момента перехода нашим клубом "Сумган", по примеру Болгарской Федерации - все одновременно, на технику одинарной веревки.

Территориально мы располагались на Западном Алтае, по государственному устройству относились к Восточному Казахстану Казахской ССР в составе СССР, а говорили, писали и мыслили на русском языке. Однако назвать наше направление "советским" нельзя, потому что Союз больше не существует, "русским" - неправильно, так как среди нас были представители разных народов, "российским" не получается, так как продолжение и развитие школа получила не только в России, но сначала в суверенном Казахстане, а на момент написания этих строк - даже в Израиле.

Единственное, что объединяет все эти привязки - континентальная география. Все же мы продолжаем оставаться в Азии, хотя и кочуем по ее территории.

Потому я рискнул предложить это рабочее название: "Азиатская школа". Понимаю, что при этом многие представят что-нибудь вроде монастыря Шао-Линь...

 

Наша школа имеет корни, черпавшие начальную информацию с разных направлений. Основные составляющие ее таковы.

 

Понятийная база, основы SRT пришли из европейской, французской и австралийской школы - первые книги, картинки, снаряжение и основы работы наших коллег из близкого, а затем и далекого зарубежья.

Но посеяны семена были не на благодатную почву. Для произрастания посева необходимо было специальное снаряжение, аналогичное описанному в руководствах. А его не было - начиная с веревок, и кончая самой последней мелочью вроде майлон рапидика для верха кролля. Не говоря уже о том, что и самих кроллей не было в помине.

 

Вся наша предыдущая спелеотехника тяготела к американской - зажимы, спусковые устройства, философия навески. А самое главное крылось в характере самих кейверов - вольнолюбие, так не похожее на европейскую законопослушность, протест против любых навязываемых правил и ограничений, критический подход ко всему, с вечным желанием проскочить, обойти и посмеяться.

Думаю, именно эта бунтарская способность искать и находить выход из любых ситуаций помогла нам пройти самый первый и самый трудный этап тотального дефицита снаряжения для SRT.

 

Но начинали мы его тропой, пробитой французами. Проходили один за другим свои университеты, и сначала в них редко говорили по-русски. Громко звучали болгарские и польские мотивы, порой отчетливо пробивался североамериканский акцент. И постепенно приходило понимание сути - через понимание деталей.

 

 

Зажимы

 

Первым делом изготовили зажимы - эксцентриковые. Моя первая проба изобразить подъем способом Дэд на гиббсах ясно показала: способ работает, но гиббсы делают его "профнепригодным". Особенно на месте грудного зажима. С люфтом ведущего еще кое-как можно было смириться...

Для инженера не проблема рассчитать и изготовить эксцентрики должной формы, но как было оснастить их игольчатыми зубьями?

Прелесть игольчатых зубьев поняли не сразу - поначалу все внимание было направлено на устранение люфта при нагрузке и уход от разборной конструкции с необходимостью совмещать детали на оси, а потом тыкать тросиками в отверстия...

 

Летом 1986 года первую SRT-экспедицию в Киевскую я делал на самодельном "блокере". Это был первый блокер в клубе. Сделал его из гнутого титанового корпуса и латунного кулачка с насечками, подаренного мне кем-то из киевлян, кажется, Сашей Резниковым. Вместо фиксатора сделал в корпусе дырочку с резьбой, в которую вкручивал болтик: открутил, отодвинул кулачок, вставил веревку, закрыл кулачок и закрутил болтик, не давая кулачку открыться до выпадения веревки.

На дне Киевской, в начале подъема на первый колодец, у меня от удара согнулся и едва не сломался болтик. До сих пор помню свое ощущение, когда представил, как придется вылезать с километровой глубины, придерживая рукой кулачок на животе...

Вылез, но латунные насечки сточил, и уже приходилось бороться с небольшим проскальзыванием.

Но ни у кого, кроме меня, такого зажима не было. Первую SRT-экспедицию в Киевскую мы делали на "Гиббсах", даже на месте кролля (Рис.71). Вместо верхнего ведущего зажима был "Рефлекс". Зажимы люфтили, но мы терпели до поры. А что было делать?

Пришлось придумать, как их удержать в вертикальном положении на груди - чересплечники цепляли к обойме за отверстия для тросиков.

 

 

Рис.69 Первая SRT-экспедиция "Киевская-1986" работала на "Гиббсах" и "Рефлексах".

На снимках видны зажимы типа "гиббс" на месте кролля и их подтяжки.

1 - Слева-направо: Николай Бердюгин (Усть-Каменогорск), Константин Серафимов.

2 - Кулачок, из аналога которого я сделал первый блокер (фото А.Шелепина)

3 - Владимир Кочетов, Лениногрск.

4 - Кырк-Тау, вечный транспорт Азии.

 

Тем же летом в Снежной удалось поработать на фирменном снаряжении, любезно предоставленном болгарами, чего хватило, чтобы понять РАЗНИЦУ!

Первый фирменный красный бэйсик Петцля, подаренный мне болгарами в той экспедиции послужили прототипом для инженерных изысканий (Рис.70).

 

 

Рис.70 Первые фирменные зажимы мы увидели у болгар в SRT-экспедиции "Снежная-1986"

1 - Лю Серафимова с фирменным кролем в снежно-ледовой части.

2 - бэйсик, дельта и кролль, выделенные мне для работы, "Ирбис" для масштаба.

3 - Лю в моем комплекте снаряжения того периода.

4 - Михаил Косинов (Белоусовка) с зажимом типа "гиббс" на месте кролля.

 

Да, не зря говорят, что к хорошему привыкаешь быстро. После работы на эксцентриковых зажимах, "гиббсы" уже раздражали не на шутку. Мы не могли лить сталь под давлением, но умели искать варианты.

Поначалу изготавливали самые разные модели, часто это были "Жумары", но постепенно становилось очевидно, что система зажимов Петцля удобнее. Но как сделать игольчатые кулачки? Юра Бессергенев нашел гениальный выход - сверлить кулачки под углом и вставлять патефонные иголки. Так родились наши зажимы, на которых мы работали вплоть до 1988 года, когда после экспедиции в Илюхинскую с поляками удалось наладить у них закупку зажимов польского производства.

Вообще, если бы не умелые руки учителя труда Белоусовской средней школы Юрия Дмитриевича Бессергенева, даже не знаю, как бы мы вытянули тот период (Рис.71). Но Юра работал, не покладая рук, изготовил штампы для корпусов, которые стал гнуть из алюминиевого листа, точил кулачки, ставил фиксаторы, пружинки. И постепенно в клубе росло число комплектов, вполне работоспособного снаряжения SRT.

 

 

Рис.71 Мастера по снаряжению клуба "Сумган" и наше первое "железо" для SRT

1 - Юрий Бессергнев, фото из экспедиции "Алтайская-89"

2 - самодельное снаряжение начального периода освоения SRT:

a - спуско-подъемное устройство Серафимова.

b - универсальный самостраховочный зажим "Рефлекс" Дюйсекина.

c - зажим "блокер" Бессергенева c зубчиками из патефонных иголок.

d - овальный навесочный мэйлон рапид Бессергенева.

e - зажимы типа "Жумар" и f - типа "пуани Петцля".

3 - Шынгыс Дюйсекин, фото Всесоюзных соревнований "Гумиста-84"

 

 

Кролей долго не было - работали на правосторонних бэйсиках. Кстати, необходимость крепить бэйсики к дельте через промежуточный МР оказалась весьма кстати в случае соло-транспортировки (Рис.72).

 

 

Рис.72 До 1988 года мы использовали грудные "блокеры", вместо кроллей,

закрепляя их через промежуточный МР к дельте беседки, что послужило причиной для

адаптации всех основных технических приемов для этого незначительного казалось бы

изменения в снаряжении - прекрасный пример влияния снаряжения на технику.

1 - слева Николай Бердюгин (Усть-Каменогорск)с бэйсиком на месте кроля и Филип

Филипов, София, SRT-экспедиция "Киевская-1987".

2 - фрагмент из моей статьи "Соло-транспортировка" в журнале "Турист" № 2, 1990.

3 - Лю Серафимова с самодельным блокером рук Бессергенева, "Киевская-1987".

 

Первый фирменный кролль я купил в мае 1988 года на Алеке после Сочинского Совещания во время организованной Володей Киселевым нашей совместной с польскими спелеологами вылазки на Алек. Там я познакомился с Рафалом Кардашем, Андреем Чишевски и Артуром Смигельски, и Рафал обещал привезти для нас на Арабику зажимы польского производства - кроли и пуани. И слово сдержал.

 

 

Рис.73 1988 год стал переломным в отношении нашего оснащения SRT, благодаря покупкам

зарубежного снаряжения у польских спелеологов - веревки, а самое главное зажимы.

1 - май 1988 года, у входа в Осеннюю, хребет Алек слева-направо:

Владимир Киселев (Москва), Андрей Чишевски (Краков), Игорь Пономарев

(Белоусовка), Виктор Плотников (Усть-Каменогорск), Артур Смигельски (Вроцлав).

2 - "блокер" прибалтийского производства (фото из коллекции Gary D.Storrick).

3 - польские спелеологи: слева - Рафал Кардаш (Варшава) и Андрей Чишевски

(Краков) с партией привезенных для нас пуани, кролей, влокеров и десандьоров

польского производства в помещении Сочинского Отделения Географического

Общества СССР, Сочи, экспедиция "Илюхинская-1988".

 

После закупок зажимов у поляков проблема была временно решена. Временно, потому что практика показала существенную разницу между французскими зажимами и польскими. Сталь! Польские кулачки стачивались быстро, а на тех французских я ходил более 20 лет. И только в 2005-м сменил, так как конечно стерлись зубчики и корпуса, но, в принципе, еще можно работать. Во всяком случае, в самом начале на такие поношенные зажимы мы бы молились.

 

Правда, появились было прибалтийские жумары и бэйсики, но это были крайне неудобные штуки с архаичным рельефом прорези корпуса, не позволявшим вставить в зажим натянутую веревку (Рис.73-2). И только много позже в Новосибирске стали делать более приятные зажимы, которыми я в середине 90-х снаряжал уже свой спасательный отряд.

 

Итог: в результате работы с разнообразными зажимами, оптимальными для SRT нами были признаны зажимы французского производства фирмы Петцль. И остаются таковыми до сих пор в течение 20 лет.

 

 

Date: 2015-05-23; view: 905; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию