Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I . Личные впечатления
Сначала, коротко о том, как мне удалось попасть на учебу в Канаду.
Я много лет мечтал посмотреть «кухню» подготовки профессиональных гидов изнутри. Так получилось, что, Росс Клутье (Ross Cloutier), создатель и руководитель программы обучения гидов в Университете «Река Томпсон» в г.Камлупс, Британская Колумбия - оказался близким другом моих друзей, канадских альпинистов и лыжников. Они и вызвались мне помочь. Я знал, что подготовка гидов процесс долгий и дорогой, поэтому рассчитывал пройти максимум один-два курса. Но помощь моих друзей превзошла все мои ожидания. Росс, сильный альпинист, руководивший канадскими экспедициями в Гималаях и других горных районах мира, также несколько раз бывал в СССР, ходил на Кавказе и на Памире, поднимался на пик Коммунизма. У него сложилось высокое мнение об уровне подготовки советских альпинистов. Он оказался очень заинтересован принять русского гида и инструктора. Благодаря помощи Росса университет предоставил мне грант на бесплатное очное обучение в течение одного учебного года. Так же друзья помогли получить денежный грант на оплату расходов связанных с проживанием в Канаде. Моих скромных средств хватило бы максимум на пару месяцев. Так в августе 2001года я оказался в Канаде. Университетская программа по подготовке Горных гидов тогда была еще только в разработке (она начала работать в 2003 г.). Поэтому я поступил на программу «Гид по Приключенческому Туризму» (Adventure Guide Diploma). В предыдущей статье я уже упоминал, что по горному направлению эта программа готовит до уровня гида-ассистента по скалам, по альпинизму и по лыжам. Это было как раз то, что мне нужно. У меня не было возможности оставаться в Канаде на два года, чтобы получить этот диплом. Мне хотелось взять максимум за тот год, что я учился. Опять же, благодаря поддержке Росса, мне предоставили полную свободу в выборе курсов. В результате я смог сосредоточиться на том, что считал наиболее важным для себя и пройти курсы, как первого, так и второго года обучения.
Вот курсы, которые мне удалось окончить:
1. Курс скальной подготовки, 2. Курс альпинистской подготовки 3. Путешествия в дикой природе – теория. 4. Путешествия в дикой природе – практика (горно-туристская подготовка) 5. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы – базовый курс (60 часов) 6. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы - продвинутый курс (80 часов) курс. 7. Общая теория управления для гидов (педагогика, психология, стили руководства) 8. Курс руководителя поисково-спасательных операций и действий в чрезвычайных ситуациях. 9. Два лыжных курса (ски-тур) 10. Профессиональный курс лавинной подготовки I ступени 11. Курс спасателя (работа на сложном скальном рельефе) 12. Курс руководителя спасательной группы (работа на сложном скальном рельефе).
Курсы по спасательной подготовке и курс руководителя поисково-спасательных операций являются профессиональными и имеют свои сертификаты. Мне не удалось получить эти сертификаты, несмотря на успешное окончание курсов и отличные оценки, так как сертификаты выдаются только гражданам Канады или лицам, имеющим вид на жительство. Курсы по первой медпомощи и по лавинной подготовке имеют международный статус. Так что эти сертификаты я получил. Многие гиды из США приезжают в Канаду, чтобы пройти лавинные курсы, так как уровень лавинного обучения в Канаде исключительно высокий, порядком выше чем в США.
Как строиться обучение
Основная задача программы - подготовка гидов-универсалов и организаторов малого бизнеса в сфере приключенческого туризма. Программа состоит из обязательного набора практических и теоретических курсов и различных практических и теоретических курсов по выбору. Для получения диплома, кроме успешного окончания обязательных курсов, надо также набрать определенное количество баллов по выборным курсам. Примерно 60% времени – это различные практические курсы в горах и в остальное время – теория в университете. У меня на момент обучения был уже определенный инструкторский стаж (14 лет) и стаж работы гидом 10 лет, так что, естественно, я постоянно сравнивал наши подходы и канадские. Меня, главным образом, интересовали методические моменты, поэтому им уделено главное место в этой статье.
Общая характеристика системы обучения
Прежде всего, обращает на себя внимание максимальная практическая направленность всего учебного процесса. Даже в теоретических дисциплинах. Дается только то, что необходимо. Например, нет лекций по истории альпинизма, об освоении различных горных районов. Можно стать гидом и не знать, кто первым покорил Монблан или Эверест. Так что в плане общей эрудиции мы, как всегда, впереди.
В лекциях о страховке практически нет никаких формул. Зато очень четко, и в тоже время без излишней физики, разъясняются принципы и даются практические рекомендации по всем аспектам организации страховки, включая такие понятия как: фактор рывка, блокировка страховочных станций и промежуточных точек страховки, принципы работы полиспастных систем. Никаких зачетов по теории страховки нет. Важно грамотное применение теоретических принципов на практике - в горах на реальных маршрутах. И вот эти практические навыки экзаменующие оценивают очень придирчиво. Для тех же, кому интересна более глубокая теория, есть популярная и специальная литература. Пожалуйста, читай и самообразовывайся. Я лично полностью согласен с таким подходом.
На практических курсах обучение проходит в небольших группах по 4-6 человек. С каждой группой, как правило, работает один гид-инструктор. На лавинных и спасательных курсах по два инструктора на группу. Курс примерно на 30-40% времени состоит из занятий по освоению различных технических приемов. В остальное время студенты по очереди становятся «гидами» и проводят занятия, восхождения и т.д. самостоятельно. Группа вместе с инструктором становятся «клиентами». На всех занятиях серьезная, деловая и в тоже время доброжелательная атмосфера. Никакой конкуренции за место между студентами нет. Если все окончат курс успешно, значит, все получат допуск к экзаменам. Но такого практически не бывает никогда, так как отбор очень жесткий. На курсах обычно отсеивается не менее 50% студентов. Ни на учебных занятиях, ни в исполнении роли гида не допускается никакой халтуры или просто небрежности. Каждый день надо показывать себя на все 100%. Только так можно рассчитывать на успех. Все занятия проходят только в реальной обстановке на горном рельефе. Никаких имитаций, судейских страховок и т.п. Например, если это вытаскивание из трещины – значит провалившийся «клиент» висит в настоящей трещине на леднике, на глубине 8-10 метров и «гид» должен вытащить его в одиночку. По этой теме на курсе по альпинизму сдается зачет на время. По сценарию: срыв с зависанием на глубине 8м, клиент травмирован и не может помочь гиду. Необходимо: зафиксировать клиента, организовать станцию, спуститься к клиенту, оказать ему первую медицинскую помощь, подняться наверх с рюкзаком клиента (можно вытащить рюкзак отдельно – это на усмотрение гида) и вытащить клиента из трещины. Не допускается применение никаких зажимов (жумары, самохваты, tiblock и т.п.) все делается только на схватывающих узлах. Максимальное зачетное время – 40 мин. На «отлично» - 25 мин.
Если говорить о технической подготовке в целом, то здесь главное внимание уделяется знакомству и отработке специфически гидовских приемов в организации страховки для одного или нескольких клиентов на различных видах горного рельефа и спасательным работам на скалах, на льду и на снегу. Также шлифуется индивидуальная скальная, ледовая и лыжная техника. Несмотря на общий высокий уровень подготовки у всех студентов, видно, что у многих есть пробелы в базовой систематической подготовке. Здесь дело в том, что в Канаде получить базовую скалолазную, альпинистскую и ски-туровскую подготовку можно разными путями: 1. Можно просто учиться у друзей и знакомых – это очень распространено. 2. Можно пройти подготовку в частной горной школе. Таких школ в Канаде несколько. В них преподают только сертифицированные гиды. Школы организуют большое количество учебных программ различного уровня подготовки от однодневных курсов по скалолазанию для начинающих, до целого семестра обучения для уже опытных альпинистов, скалолазов и лыжников. Такие школы дают очень качественную систематическую подготовку. Но обучение в них стоит дорого и далеко не всем по карману. 3. Можно учиться индивидуально у гида. Это еще дороже. 4. Можно стать членом альпинистского клуба. Клубы являются главным образом местом общения людей увлеченных горами и не выполняют серьезной обучающей функции. В тех случаях, когда клубы организуют те или иные курсы подготовки, в качестве инструкторов приглашаются профессиональные гиды. Члены клуба имеют скидки и для них такие курсы могут обойтись дешевле, чем, например, если группа друзей наймет гида для обучения частным образом. Особенно разброс в тактической и технической подготовке заметен на маршрутах средних категорий (3-4к.с.). Многих молодых канадцев, имеющих хорошую скальную подготовку и опыт традиционного (с организацией собственных точек страховки) лазания сложных и протяженных скальных маршрутов не особо привлекают классические гребневые или несложные альпинистские маршруты. Они сразу идут на «пятерки» и «шестерки». Известно, что на «тройках» и «четверках» обычно гораздо больше вариантов прохождения, чем на «пятерках». Поэтому такие маршруты обычно сложны с точки зрения выбора оптимального пути подъема и спуска, и конкретного способа страховки для каждого участка. В тоже время, именно на классические маршруты средних категорий гиды совершают основную массу восхождений с клиентами. Здесь, конечно, налицо преимущество нашей последовательной и единой системы подготовки. В советское время до выхода на «пятерки» нужно было сходить немало маршрутов 3-4к.с. А с учетом требований по схоженности связок, чаще всего количество этих восхождений было больше чем официально требовалось на разряд. Думаю, что это было правильно. Работая в альплагере с отделением того или иного этапа подготовки, наш инструктор хотя бы примерно знал, что можно ожидать от участников независимо из какого города они приехали. Разброс в уровне подготовки у наших альпинистов при одном и том же разряде тоже бывает весьма существенный, но все же не настолько большой как мне довелось наблюдать в Канаде. Поэтому на курсах задача гидов-инструкторов - дать студентам полноценную систематическую школу. Понятно, что за один 7-9-дневный курс это сделать невозможно. Но чтобы стать гидом надо пройти много курсов в течение нескольких лет и на каждом жесткий отбор на соответствие профессиональным требованиям. В конечном итоге школа получается очень качественная.
Очень понравилась четкая и понятная система оценок. На практических курсах нет экзаменов в привычной для нас форме. Все гиды-инструкторы ведут дневник, где каждый день каждому студенту выставляются оценки по следующим базовым категориям:
1. Забота о клиентах – комфорт, контроль, общение и взаимопонимание.
2. Обеспечение безопасности – распознавание опасности, минимизация риска, действия в чрезвычайных ситуациях.
3. Технические системы – организация страховки, спуск дюльфером/спуск клиента гидом, спасательные системы, работа с веревкой, ориентирование (работа с картой и компасом).
4. Профессионализм: знание и владение современным горным снаряжением (железо, одежда, бивачное снаряжение), планирование и подготовка, отношение к клиентам.
5. Оценка местности: выбор маршрута, ориентирование на маршруте, прокладка лыжни (на ски-туре).
6. Технические гидовские навыки: применение правильной техники, в нужном месте и в нужное время.
7 «Горное чувство»: Общие знания и суждения о горах, принятие решений, коррекция ошибок, поведение в стрессовых ситуациях, интуиция.
8. Инструкторская техника: планирование и проведение занятий, педагогика, организация места для занятий, тренерские навыки.
9. Общее естествознание: геология, география, животный и растительный мир, история человечества.
10. Передвижение на различном рельефе - в зависимости от курса это могут быть скалы, лед, снег, микст, лыжи.
Также могут оцениваться и другие категории специфичные для каждого конкретного курса. Кроме того, на каждом курсе есть зачеты по различным техническим навыкам, за которые выставляется отдельная оценка, влияющая на общую оценку в категории «Технические системы». Например: на альпинистском курсе – это уже упоминавшийся зачет по вытаскиванию из трещины.
Каждая категория имеет свой «вес» в процентах, например: Забота о клиенте 15%, Обеспечение безопасности 20%, Общее естествознание -7% и т.д. В сумме итоговая оценка «Отлично» (А+ или Excellent) равна 100%. Проходной балл на каждом курсе не ниже 80%. Эта система позволяет четко отследить сильные и слабые стороны каждого студента.
Обычно на каждом практическом курсе одновременно работает несколько групп. Каждый инструктор работает с группой 2 дня и потом берет другую группу. Это делается для того, чтобы каждый инструктор поработал с каждой группой и выставил свои оценки каждому студенту. На инструкторском совещании по окончании курса гиды - инструкторы обсуждают каждого студента и пытаются выставить наиболее объективные и взвешенные оценки по каждой категории, и общую итоговую оценку. На мой взгляд, это очень разумная система. Она позволяет свести к минимуму влияние на итоговые оценки, каких либо личных симпатий или антипатий. В тоже время, высокая итоговая оценка в % не является автоматической гарантией успешного окончания курса. Итоговая оценка - это ориентир для принятия окончательного решения на совещании гидов- инструкторов. На некоторых курсах провал зачета, по какому либо техническому навыку, может означать провал курса, несмотря на общие хорошие оценки. Например, на лавинном курсе я не уложился в зачетное время при поиске нескольких пострадавших (3 закопанных на разной глубине бипера на площади 40х 40метров, выключать уже найденные биперы нельзя, максимальное зачетное время поиска 7мин) В результате, несмотря на отличные оценки по всем категориям и общий балл в 96%, я не смог сразу получить профессиональный сертификат и получил лишь справку об окончании курса. На мое счастье выяснилось, что на зачете мне выдали неисправный «бипер». Поэтому мне, вместе с двумя другими студентами, сдававшими зачет с этим «бипером», назначили пересдачу. В итоге мы все сдали на «отлично» и получили сертификаты. В противном случае, если бы бипер был исправен, пришлось бы проходить курс снова.
II. Работа гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV. Общие вопросы
До обучения в Канаде в 2001-2002г. я, как и подавляющее большинство российских гидов, осваивал эту профессию самостоятельно, методом проб и ошибок, в течение 12 лет. По собственному опыту знаю, что у наших гидов много разногласий и споров по поводу различных сторон этой работы: о требованиях к уровню подготовки, о правах и обязанностях, о взаимоотношениях с клиентами и работодателями и т.д. В рамках одной статьи невозможно затронуть все спорные моменты. Поэтому, прежде всего, хочу немного подробнее рассказать о самых важных аспектах обучения и работы гидов IFMGA.
I. Главный акцент в обучении гидов заключается в том, что учат не спорту, а профессии. Если сформулировать максимально коротко, то суть профессии гида заключается в умении безопасно работать с людьми в горах. Бытующее у нас мнение, что основная задача гида – это затащить клиента или группу на вершину чуть ли не любой ценой, чтобы отработать свою зарплату, совершенно не соответствует действительности.
О требованиях к спортивно-технической подготовке гидов уже сказано: они очень высокие и жесткие. Все слабо подготовленные отсеиваются на предварительном тестировании еще до поступления в школу. Поступившие, совершенствуют свою технику в процессе обучения и осваивают специфически гидовские приемы. Например, технику одновременного движения в укороченной связке с одним или двумя клиентами на горном рельефе 2-3к.тр. Однако неверно думать, что, главным образом, учат каким-то особо «крутым» гидовским приемам. В первую очередь учат применять как раз самые простые, надежные и проверенные временем приемы. Здесь гиды часто сознательно консервативны и не всегда торопятся вводить в свой технический репертуар какие - то новинки техники или снаряжения. Это объясняется высокой ответственностью лежащей на гидах. В случае ЧП и неизбежного судебного разбирательства гид должен будет доказывать, что он все делал безупречно с технической стороны, а также использовал снаряжение соответствующего качества и строго в соответствии с рекомендациями производителей.
Когда говорят об обеспечении безопасности, то речь идет не только о технической грамотности в организации страховки и прохождения маршрута. Именно отношение к безопасности в целом, будь то на страховке, на подходе, или на биваке - это тот главный критерий, по которому в первую очередь отсеиваются студенты в процессе обучения в школах гидов. На каком бы маршруте не работал гид – обеспечение безопасности своих клиентов – это его главная и первейшая обязанность.
Гиды - преподаватели обращают особое внимание на лихачей, пренебрегающих собственной безопасностью. Здесь логика такая: если из-за пренебрежения собственной безопасностью с гидом что-то случится, то он не сможет полноценно обеспечить безопасность клиентов. Значит, пренебрегая собственной безопасностью, гид также пренебрегает безопасностью своих клиентов, что совершенно недопустимо. По этой причине нередко отсеиваются сильные альпинисты и горнолыжники, уже заслужившие определенную известность своими восхождениями или экстремальными спусками. Понятно, что во время сложного спортивного восхождения неизбежны моменты, когда приходиться идти на грани и компромиссы в страховке неизбежны. В таких ситуациях риск компенсируется высоким уровнем подготовки восходящих или солиста. Но в работе с клиентами гид не имеет права допускать компромиссов ни в страховке, ни в других аспектах безопасности. Для примера, хочу привести два первых пункта из Кодекса Профессиональной Этики Канадской Ассоциации Горных Гидов, определяющие главные обязанности гида:
1. Безопасность клиентов является нашей первоочередной задачей в любое время. Все наши личные цели и цели наших клиентов должны подчиняться этой задаче.
2. Безопасность других людей в горах также является нашей заботой. И мы должны, когда это возможно, помогать другим группам советом и информацией, а также оказывать непосредственную помощь попавшим в беду. Однако мы можем делать это только в том случае, когда нет угрозы безопасности нашим клиентам.
Должен заметить, что в заметках о путешествиях и восхождениях в России, опубликованных в англоязычных СМИ, мне нередко приходилось читать о лихачестве, как о характерной черте русских гидов. К сожалению, вынужден с этим согласиться, так как и сам грешил ненужными «подвигами» в первые годы работы гидом с иностранцами, и многие знакомые гиды прошли через период бравады перед клиентами. Безусловно, в России есть гиды, работающие на самом высоком уровне, ничем не уступая западным профи. Но в целом, на мой взгляд, многим нашим гидам, в том числе имеющим высокие спортивные разряды и инструкторские звания по альпинизму, есть чему поучиться в плане подхода к обеспечению безопасности у гидов IFMGA/ UIAGM/ IVBV. И дело здесь не в том, что в нашей системе альпинистской спортивной и инструкторской подготовки мало внимания уделяется вопросам безопасности. Дело в разном подходе к работе гида и, соответственно, в разном уровне ответственности: Для большинства российских гидов - это сезонная работа. Для гидов IFMGA/ UIAGM/ IVBV – это основная профессия, которой дорожат. Как профессионал гид несет полную юридическую ответственность за жизнь и здоровье клиентов, также как водитель или пилот. В случае любых претензий к гиду клиенты могут обратиться в суд. На Западе, в отличие от России, этим правом пользуются регулярно. Если случилось ЧП, то обращение клиентов суд практически 100% гарантировано. Не знаю насчет Европы, но в Канаде и США, даже в случае гибели клиента, такие дела, как правило, рассматриваются в гражданском суде и речь идет о возмещении материального ущерба. Поэтому тюрьма обычно гидам не грозит. Чаще всего, в случае небольших ЧП все материальные издержки покрываются различного рода страховками, и все дела решаются адвокатами сторон. А вот в случае серьезного ЧП, если в суде доказана вина гида, финансовые издержки могут быть очень большие. Такое ЧП может надолго испортить репутацию гида и оставить его без работы. Для профессионала, затратившего годы на свое обучение, потеря работы – это очень серьезный риск.
К вышесказанному пример из канадской практики: В этой стране каждый гид, работая на любом маршруте, обязан ежедневно вести дневник. Туда заносятся наблюдения за погодой (по метеорологическим стандартам) и все важнейшие события каждого дня. Этот дневник является юридическим документом в течение 7 лет. Зачем это нужно? Например, во время катания на хели-ски, клиент, нарушив указания гида, отклоняется от маршрута, попадает на опасный склон, падает и получает небольшую травму. Клиент, зная о своем нарушении, сразу претензии не предъявляет. Но, скажем года через 3-4, травма снова дает о себе знать обострением. Требуется лечение. Сразу возникает вопрос: где бы взять деньги? С этой целью клиент подает в суд на гида и на хели-ски компанию. В ответ в суде предъявляется дневник гида, где написано, что клиент получил травму, нарушив указание гида. Причем правильность написанного подтверждается подписями свидетелей этого происшествия (других клиентов и гидов), которые грамотный гид собрал по горячим следам сразу после ЧП. В результате клиенту в иске отказано. Понятно, что подобный случай при работе с индивидуальным клиентом ставит гида в боле сложное положение. Но, тем не менее, благодаря грамотной работе гидов в целом (в том числе и обязательным дневникам) статистика за период с1991 по 2001г в Канаде такова: ни в одном случае обращения клиентов в суд с претензиями к гидам или гидовским компаниям, не была доказана вина гида. Ни разу. Хотя в том числе рассматривались и серьезные ЧП, приведшие к гибели клиентов.
II. Следующий аспект обучения и работы гида, о котором у нас практически не говорят - это умение работать с клиентами. Наряду с обеспечением безопасности – это важнейшая сторона работы гида. И в этом нам тоже есть чему поучиться у гидов IFMGA.
Несмотря на всю горную романтику, профессия гида относится к сфере обслуживания. Требования к качеству предоставляемых гидами услуг на Западе очень высокие и конкуренция за клиентов серьезная. Так что в этой сфере умение работать с людьми совершенно необходимо.
Часто приходиться сталкиваться с мнением, что главное для гида это непосредственная работа впереди на маршруте. А вытирать клиентам сопли он не должен. Это неверно. Еще как должен. Безусловно, в первую очередь гид является руководителем и лидером на маршруте. Но в тоже время в профессии гида существует такое ключевое понятие как «забота о клиенте». Это означает, что гид должен заботиться о физическом и психологическом комфорте клиентов постоянно: и на подходах, и на маршруте, и на биваке и все 24 часа в сутки. В качестве примера приведу цитату из «Технического учебника для профессиональных горных гидов», изданного в 1999г. и являющегося официальным учебным пособием в учебных программах Ассоциаций Горных Гидов Канады и США.
Вот как расставлены приоритеты во время работы гида на маршруте:
1. Главная задача - это обеспечение безопасность клиентов 2. Обеспечение положительного опыта для клиентов. 3. Достижение непосредственной цели восхождения или путешествия.
С первым пунктом все понятно. А вот второй и третий пункты означают следующее: Пункт третий: Горы всегда сильнее нас и потому 100% гарантировать успех любого мероприятия в горах не могут даже самые крутые профессионалы. Непосредственная цель, будь то вершина, спуск на лыжах с горы и т.п., может оказаться недостижимой, несмотря на все усилия.
Пункт второй: Независимо от того, достигнута цель мероприятия или нет; как бы не складывались обстоятельства, гид обязан приложить все усилия для того, чтобы в итоге клиенты расценивали полученный опыт положительно и не считали, что потратили время и деньги зря.
Гид должен быть и инструктором, и организатором досуга, и нянькой, если это потребуется. Гид должен поддерживать моральный дух и положительный настрой в любых ситуациях. Это одна из самых сложных задач, стоящих перед гидами.
Каждый гид, кто, хотя бы раз в своей практике, несколько дней подряд пережидал непогоду, сидя с клиентами в палатке или снежной пещере знает, что такие моменты психологически самые трудные. Особенно если выйти никуда нельзя, а обратный рейс у клиентов улетел уже вчера. В таких ситуациях гид не имеет права завалиться в свою палатку на весь день, предоставив клиентов самим себе. После таких «отсидок» любая работа на маршруте покажется праздником.
Знаю, что вопрос по поводу «няньченья с клиентами» обычно вызывает много споров у наших гидов. Поэтому хочу пояснить, что именно я подразумеваю, говоря о том, что порой, кроме всех прочих своих обязанностей, гиду порой приходиться быть и нянькой для клиентов.
Обращаясь к услугам профессионального гида, клиенты платят не только за то, что их проведут по тому или иному маршруту. Они доверяют квалификации и опыту гида и вправе рассчитывать на то, что во всех затруднительных для них ситуациях им будет оказана необходимая помощь. Это вовсе не означает, что гид должен потакать каким-либо прихотям клиентов и делать все за них. Это может быть совет по использованию снаряжения, урок по освоению нового технического приема, а также, при необходимости - прямая физическая помощь и психологическая поддержка. Гид находиться на работе все 24 часа в сутки и на подходе, и на бивуаке, а не только во время непосредственной работы на маршруте. Он несет ответственность за жизнь и здоровье клиентов до тех пор, пока не пожмет клиентам руки и не скажет им «good by». На любом маршруте, будь то восхождение, треккинг или ски-тур, с группой или с индивидуальным клиентом – гид работает, прежде всего, на клиентов и все их проблемы, возникшие на маршруте, являются также и его проблемами. Если гид не отслеживает физическое и психологическое состояние клиентов, не заботиться о них, то изначально мелкие и несущественные проблемы, могут быстро перерасти в очень серьезные. И решать их придется именно гиду. Особенно важно это осознавать в условиях многодневного автономного маршрута. Поясню на конкретных и типичных примерах из своей практики:
1.На раннем утреннем выходе на маршрут клиент долго возиться с кошками или другим снаряжением. Что делать? Один вариант - можно стоять в стороне и чертыхаться про себя на неловкого клиента. Другой вариант - подойти, посмотреть, в чем дело, показать и научить, как правильно подогнать и застегнуть. Все равно не может? Например, мерзнут руки – застегни сам. Трудно? Нет. Гораздо легче, чем потом иметь дело с сорвавшимся из-за слетевшей кошки клиентом, оказывать первую помощь, транспортировать вниз и т.д.; или иметь дело с такими последствиями позднего выхода на маршрут, как: возвращение в темноте, пересечение камнеопасных и лавиноопасных кулуаров в неудачное время и т.д. Думаю, что можно не продолжать.
2. На многодневном ски – туровском маршруте клиент никак не может отрегулировать систему одежды: то перегревается, то мерзнет, то ноги натрет. Что делать? Подсказать, научить, помочь. Заболевший на маршруте клиент – это проблема гида. А если до ближайшего жилья несколько дней пути, как это часто бывает в моей практике? Тогда это - Очень серьезная проблема.
3. Упавший во время катания на горных лыжах клиент барахтается в снегу. Помочь подняться, надеть лыжи, убедиться, что хорошо очищены подошвы ботинок и полноценно застегнуты крепления. Травмированный или просто упустивший лыжу на горе клиент – это проблема гида. Это гиду придется помогать спускаться или транспортировать клиента вниз до того места, где сможет подсесть вертолет, если это хели-ски. А если это ски-тур и никакого вертолета и близко нет?
4.У представлявшегося опытным горнолыжника при выезде на огромный открытый склон вулкана крутизной всего около 40 градусов, но с перепадом 2 километра, вдруг приступ боязни глубины и настоящая истерика: «Снимайте меня отсюда, как хотите, я сам не поеду!». Успокоить, найти ободряющие слова, показать, как контролировать скорость, подстраховать и т.д.
5. На летнем треккинге в горах клиент перебрал загара на снегу. На следующий день температура, плечи и спина сгорели, рюкзак нести практически не в состоянии. Кто будет его разгружать? В первую очередь гид. Нужны гиду лишние килограммы на спине? Не думаю. Можно было предупредить такую ситуацию? В большинстве случаев - да, можно.
Подобных примеров у меня за 17 лет работы гидом множество. Приходилось и истерики у взрослых мужиков успокаивать и слезы вытирать, и сопли. Были и гораздо более серьезные ситуации, но думаю, что приведенных выше вполне достаточно и не буду утомлять читателей. Речь не об этом. Речь о том, что в подобных ситуациях мне нередко приходилось слышать от наших гидов, высказывания вроде: «Да не нанимался я тут нянькаться с ними!». Что можно сказать по поводу такой позиции? Во-первых - это, просто по-человечески, - нехорошо. Во-вторых - это, по меньшей мере, непрофессионально. Клиенты могут нравиться или нет, но, раз ты взялся за эту работу и берешь за это деньги – изволь относиться к людям внимательно. Причем, даже если отбросить этическую сторону вопроса, и посмотреть на подобные ситуации с чисто прагматической точки зрения, то станет понятно, что забота о клиентах необходима, прежде всего, в интересах самого гида. Как видно из приведенных примеров, забота о клиентах – это, по сути, профилактика различных проблем и чрезвычайных ситуаций. А отвечать за любые ЧП на маршруте придется в первую очередь самому гиду. Как известно, любое ЧП гораздо проще предотвратить еще на стадии зарождения, чем потом иметь дело с последствиями. Именно такой подход у тех профессиональных гидов из разных стран, с которыми мне приходилось общаться. И такому подходу учат гидов в Канаде.
Я твердо убежден, что всякого рода «приключения» и «подвиги» произошедшие в горах и походах (а также и во многих других областях жизни) в большинстве случаев являются результатом чьего-либо недосмотра, невнимательности, непрофессионализма или просто откровенного головотяпства. Сначала сами создаем себе проблемы – потом героически с ними боремся. Знаю это по опыту собственных «подвигов».
|