Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика и проблемы





 

М.М. Бирюкова,

заместитель председателя облисполкома

 

Уважаемый Александр Григорьевич! Уважаемые коллеги! Не скрою, мы давно ждали такой встречи по одному из важнейших направлений жизнедеятельности нашего общества и государства — идеологической работе. Вчера мы, зампреды, даже поздравили друг друга с этим событием. Из доклада Президента мы получили ответы на многие волнующие нас вопросы. И надеемся, что после этого семинара наступит перелом в подходе к идеологической работе, к ее оценке. Ибо, к сожалению, упоминание самих терминов «идеология», «идеологическая работа» до сих пор в обществе носило негативный оттенок. Чего скрывать, даже у части кадров наблюдались недооценка и недопонимание важности ее сути и значимости.

Идеология — это осознанный выбор человеком своего места и роли в обществе, поведения, участия в происходящих процессах. Да, идеологическая работа — сложная работа. Это очень тонкий и чувствительный организм, материя, которая должна формировать выбор этого человека.

С каких бы позиций мы сегодня не подходили к определению путей развития нашей экономики, культуры, социальной духовной жизни, решающим фактором всегда был и будет сам человек, его политический и интеллектуальный облик, патриотизм, способность к творчеству, его гражданская позиция и активность. Никакие общественные преобразования не проходят мимо сознания человека, ничто не делается без него. Все-таки благодаря Вашей позиции, Александр Григорьевич, в республике удалось воссоздать идеологические структуры в органах власти, хотя вначале было серьезное неприятие. И Беларусь — единственное сегодня государство на постсовет-

— 111 —

 

ском пространстве, которое открыто об этом заявляет. В Администрации Президента сегодня существует главное идеологическое управление. Во многом выстроена идеологическая вертикаль снизу доверху. В целом хорошая структура идеологической работы предложена нам вчера. Особенно на низшем уровне — в трудовом коллективе, в учебных заведениях.

Остановлюсь на практике идеологической работы нашей области. Поскольку часто говорят, что ее нет вообще, идеологической работы. Несмотря на неоднократную реорганизацию, оптимизацию численности облисполкома, количество работников в управлении, которое выполняет функцию основного идеологического подразделения, у нас не сократилось, а увеличилось и составляет 14 человек. В этом управлении есть отдел координации идеологической работы, печати и взаимодействия со средствами массовой информации, социологический центр, пресс-центр. Во всех горрайисполкомах созданы идеологические отделы. Мы довольно часто рассматриваем на исполкомах, а два раза в году слушаем тот или иной горрайисполком по поводу организации идеологической работы. Мы понимаем, что работа может быть эффективной тогда, когда ею занимаются авторитетные, компетентные и преданные делу люди. Поэтому подбору идеологических кадров уделяем серьезное внимание. Заботимся о повышении интеллектуального уровня. Проводим ежеквартально семинары на базе городов и районов, особое внимание уделяем зампредам горрайисполкомов, руководителям отделов и служб, редакторам газет и радио, заместителям руководителей по информационной работе в трудовых коллективах.

Мы за то, чтобы отделы информации назывались идеологическими отделами. Но я сегодня также за то, чтобы в отраслевых министерствах, управлениях на уровне областей, городов и районов не создавать идеологические структуры, а укрепить подразделения горрайисполкомов. В прежние времена на уровне области идеологией занимались четыре десятка человек. На уровне района — 10 человек плюс обкомы, гор-

— 112 —

 

комы, райкомы комсомола, которые занимались воспитанием молодежи. А сегодня — один-два человека.

Наша опора в трудовых коллективах — это заместители руководителей. В основном это очень опытные, пользующиеся авторитетом люди. Проходят переподготовку на уровне области. Не скрою, были и возникают по-прежнему попытки ликвидировать эти должности на уровне отдельных министерств и ведомств. Но наш подход здесь остается принципиальным: этим кадрам быть, они очень нужны в коллективах. Но проблема остается. До сих пор статус «зама» не определен в республиканском общегосударственном классификаторе должностей, отсутствует квалификационная характеристика этой должности.

Одним из важнейших направлений идеологической работы была и останется информационная, разъяснение людям государственной политики работы органов власти. Наиболее эффективной формой общения в последнее время на Гродненщине стали прямые линии, особенно с первым лицом области — губернатором, дни открытого письма, дни сельских исполкомов. Все большее признание получают единые дни информирования, о чем говорил вчера Михаил Яковлевич Павлов. Ведь недаром поэт написал: «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Бесспорен факт: умное и правдивое слово имеет огромную силу влияния. Особенно когда люди встречаются лицом к лицу с руководителями. И в ходе встреч в непосредственной форме общения до них доводится необходимая информация.

Для успешного проведения единых информационных дней важно, чтобы люди знали, что есть устоявшийся день (это третий четверг месяца), когда руководство идет на встречу к ним по определенной теме. И чтобы в этот день не назначались Другие совещания, заседания. Не сбивался ритм этой работы. И если кто-то в этот день из докладчиков не смог выступить по причине, скажем, командировки, то должен сделать это обязательно в другое время.

— 113 —

 

С октября прошлого года мы несколько изменили подход к работе этих групп. Раньше выезжали члены групп индивидуально, и мы видели: нет отдачи. Поэтому стали выезжать группами, у нас в облисполкоме 14 таких групп. Выезжаем в первом половине дня. Идет встреча с руководящими кадрами города или района и активом, чтобы этих людей вооружить по той или иной теме, — им нужно потом грамотно донести все своим коллективам. А уже после обеда разъезжаемся в трудовые коллективы, и члены исполкома, кроме того, ведут прием граждан.

В группах докладчиков мы видим в первую очередь, конечно, инструмент информирования людей, формирования общественного мнения и средство для политического роста самих руководителей. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить республиканскую группу, которую возглавляет Владимир Нестерович Дражин, за встречи с нашими людьми. И попросить министров, руководителей министерств и ведомств чаще приезжать в коллективы. Поверьте, люди вас там очень ждут. Что находит у людей поддержку? Это моральные и материальные стимулы. У нас повсеместно восстановлены Доски почета, седьмой год проводим областное соревнование городов и районов за достижение высоких показателей в экономическом и социально-культурном развитии, учреждены переходящие знамена, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии облисполкома, горрайисполкомов одаренным детям, студентам, творческой интеллигенции, письма-благодарности — отзыв родителям за хорошее воспитание детей. Создается областная книга Славы.

В целях активизации средств массовой информации по всестороннему объективному и оперативному информированию населения мы в текущем году приняли решение об организации соревнования среди редакций газет, телевидения, радио, собкоров, профессиональных журналистов. Для победителей предусмотрено поощрение. К примеру, редакции райгазеты, занявшей первое место, будет вручен автомобиль. Эти формы,

— 114 —

 

повторяю, из прошлого, но они оказывают очень положительное эмоциональное воздействие на человека и его поведение, и мы будем их использовать и впредь.

Особо хочется отметить, что идеологическая работа должна строиться с учетом многонационального (а у нас живут представители 87 национальностей) и поликонфессионального состава населения.

Согласно мониторингу этноконфессиоиальной ситуации, проведенному в 2002 году соццентром облисполкома, каждые 9 из десяти опрошенных считают себя принадлежащими к определенной религии, прежде всего к православию или католицизму. Это, естественно, накладывает свой отпечаток на формирование взглядов людей и их сознание.

Мы стараемся внимательно и бережно относиться к традициям, обычаям, культуре, языкам проживающих в области народов, уважаем их религиозный выбор. И тут не надо ничего нового придумывать. На территории области действуют 22 национально-культурных объединения, школы с обучением на польском, литовском языках, созданы условия для изучения других национальных языков.

Согласно упомянутому мониторингу почти 93 % опрошенных охарактеризовали отношения между представителями различных конфессий в области как уважительные и дружественные, а религиозную ситуацию — как спокойную.

Воистину торжеством мира, дружбы и согласия стал Всебелорусский фестиваль национальных культур, который проводится в нашем областном центре. Гродненцы были бы очень признательны Вам, уважаемый Александр Григорьевич, чтобы это важное идеологическое и политическое мероприятие проходило под Вашим патронажем.

Хотела бы остановиться на том, что беспокоит и тревожит. Это, прежде всего, упущения в нравственности, духовности, патриотических настроениях части наших людей. Да, в обществе произошла переоценка ценностей. Основным приоритетом, особенно для молодых людей, стали доллары, потреби-

— 115 —

 

тельство, легкий образ жизни. Сеется зло и жестокость. Этому «помогают» теле-, радио-, киноэкраны, литература да и открытость мира. Мы в области попытались определить некоторые подходы к воспитанию молодежи, учащихся. Определили программу, проводим конкурс на лучшую организацию работы в учреждениях образования, обеспечивающих активную трудовую занятость детей (сегодня забываем, что надо учить трудиться и к труду7 привлекать наших детей); создали отделы высшего и среднего специального образования, воспитательной работы в управлениях образования. Состоялось довольно серьезное совещание с руководителями вузов, средств массовой информации, молодежных структур по проблемам воспитания студенческой молодежи. Начала работу областная школа студенческого самоуправления, приняты другие меры.

Вместе с тем происходит деформация такого социального института, как семья (вот где нам тоже очень серьезно надо заниматься), падает ее нравственная воспитательная роль. Семья сегодня не является во многом союзником школы, учителя в воспитании детей. К сожалению, надо сказать, что молодые специалисты, пополняющие педколлективы, не обладают сегодня той устойчивой позицией, взглядами и убеждениями, которые присущи старшему поколению. А поколение идейно убежденных работников, к сожалению, постепенно уходит. И это не только в сфере образования. Серьезные изменения должны быть привнесены в существующую в высшей школе практику подготовки педкадров путем усиления ее воспитательной и идейной направленности. Да и в целом вузы должны давать своим выпускникам навыки работы с людьми. Более основательно готовить их в политическом плане, так как они будущие руководители. А роль в нынешних условиях руководителя как лидера, воспитателя, политического работника должна значительно возрасти.

На государственном уровне должна быть разработана система защиты нравственных устоев общества, особенно детей и молодежи. Необходима скоординированная программа со-

— 116 —

 

вместных действий по проблемам воспитания, где особое внимание было бы уделено нравственно-патриотическому воспитанию. Эта программа должна предусматривать воспитание человека начиная с детского сада, со школы. Уже в этом возрасте нам надо формировать особое уважение и преклонение перед государственными символами.

Воспитание детей и молодежи важно осуществлять на примерах жизни и деятельности исторических деятелей, лидеров, кумиров молодежи, которые усилиями исторической науки должны быть представлены в качестве, возможно, даже национальных героев. При этом не надо стесняться использовать историю нашего времени и героическое прошлое нашего народа.

Несколько слов о средствах массовой информации. Я глубоко убеждена, что надо не злом и насилием, показом в основном негативного, формировать мировоззрение человека, а настойчивой пропагандой того положительного, что было и есть. Пусть небольшого, как говорится, малых дел и шагов, но которые ведут к продвижению вперед. На телеэкраны должны постоянно выходить передачи высокой нравственности и морали. Надо чаще говорить о таких понятиях, как совесть, доброта, долг и честь. И больше говорить о людях достойных, трудолюбивых, порядочных. Рассказывать о талантливых людях, в какой бы сфере они ни трудились.

Будет неправильно, если я не скажу о том, что предполагается сократить часы вещания местного телевидения до четырех часов. Местное телевидение играет очень большую роль в нашей повседневной жизни, не говоря о предвыборных периодах. Надо по таким вопросам все-таки советоваться с облисполкомами, выслушать и наше мнение, прежде чем принять такое важное решение. А то узнаем, что называется, окольными путями.

И последнее. Наука должна дать теоретическую разработку белорусской государственности, модели того общества, в котором мы живем, и перспектив его развития. Предусмотреть этапы Движения, ориентиры. Это будет способствовать повышению эф-

— 117 —

 

фективности всей идеологической работы. А стержнем этой модели должна стать, несомненно, объединяющая общество национальная идея, уходящая истоками в нашу историю и являющаяся противовесом современным теориям глобализма, формирующая гордость за Беларусь и стремление сделать ее процветающей.

 

А.Г. Лукашенко: По количеству идеологических работников в райисполкомах. У нас утверждена численность органов власти управления. Давайте на этом этапе остановимся и привлечем тех людей, которые сегодня должны быть задействованы в идеологической работе. К примеру, возьмем районный уровень. Не знаю, сколько там у вас сотрудников занимается идеологией. А чем у вас занимаются член исполкома, главный редактор газеты? А сколько в газете таких людей? Давайте определимся, какой объем работы мы будем там вы поднять. Поясняю. Если мы будем раз в месяц планировать тему и посещение трудовых коллективов, для этого, наверное. вообще не нужны освобожденные люди. Это сделает любой работник по указанию председателя райисполкома. Я беру районный уровень, но это касается и других уровней. Потому что основное звено — все-таки район или город.

Если мы будем проводить еще какие-то крупные идеологические мероприятия, национальные конкурсы, областные смотры и так далее, у вас есть отделы культуры. Они должны быть вовлечены в это. То есть в райисполкоме должен быть заместитель и 2-3 работника только для того, чтобы определять вектор деятельности, брать его в Минске или в области, проводить работу на местах и координировать ее. И вот как только мы увидим, что вы будете задыхаться от огромного объема работы, тогда будем добавлять. А просто так: «нам надо», «давайте сейчас добавим, а потом для каждого найдем работу», — это неэффективно. Это тоже идеология — большая численность «чиновничьего аппарата», как говорят в народе.

Мы сейчас в два раза увеличим райисполкомы и пойдем людям рассказывать что-то в условиях, когда действует оппозиция.

— 118 —

 

И люди скажут: «Что вы нам тут рассказываете? Вчера у вас было 110 в райисполкоме, сегодня 190». Вот этими действиями мы можем перечеркнуть все наши благие пожелания и намерения.

Date: 2015-05-23; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию