Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В; Ведь правда, что для нас так важно сексуальное удовлетворение?





Дж.Б: В Вельзевуле много раз говорится, что половая жизнь стала основным людским пороком, и что человек прибегает к сексу, как к средству для получения удовольствия. Серьезно ли вы воспринимаете это? Гурджиев говорит о взаимной мастурбации между мужчиной и женщиной. Рассматриваете ли вы сексуальную активность, при которой происходит всего лишь взаимное возбуждение друг друга, как мастурбацию, или вы считаете это нормальным и совместимым с работой над собой? С моей стороны было бы абсурдным говорить: «Вы должны изгнать из своего сознания все негативные ассоциации и критику других», ибо я знаю, насколько силен негативный аспект человеческой природы. Точно так же я не скажу: «Вы должны быть чисты в своих мыслях и чувствах о сексе». Я спрашиваю вас: «И вы называете сексуальной чистотой то, что в реальной жизни оказывается столь нечистым, вы называете физическую связь мужчины и женщины высшей функцией, связанной с любовью, когда это ничто иное, как взаимная мастурбация?» Вы понимаете, что под «мастурбацией» я имею в виду все, что люди делают, чтобы сексуально возбудить себя и других. В каком-то смысле мы полусущества, мы не самодостаточны, но это не значит, что поскольку мы нуждаемся друг в друге, та помощь, которую мужчина должен оказать женщине, а женщина - мужчине, может быть оказана, пока они не научатся владеть своей энергией так, чтобы она не сводила на нет и не разрушала энергию другого. Когда нет третьей силы - начинается разложение, и это проявляется в отношениях полов.

В: Как человек может определить, когда отношения с другим полом вредны для него?

дж.б: В общем случае, - когда ваш интерес к другому человеку начинает фактически сказываться на вашей способности к работе. Спросите себя: «насколько свободно я могу посвящать близкому человеку тот интерес и внимание, которых требуют мои отношения с ним, являются ли эти отношения чем-то совершенно отдельным и независимым, или они отнимают что-то от той цели, с которой я пришел сюда?» Вы задаете совершенно правильный вопрос, и я хочу только обратить ваше внимание на одно явление. У некоторых людей оно доходит просто до абсурда, им постоянно нужно касаться друг друга, даже на людях. Подумайте, что происходит при этом с их энергией. Как может оставаться энергия для работы, когда она все время уходит на подобные вещи?

В: Как вы определяете разницу между тем, что вы называете взаимной мастурбацией, и сексом, как просто очищением организма?

дж.б: Очищение происходит инстинктивно. Сексуальная жизнь, необходимая для этой цели полностью контролируется инстинктивным центром, и не нуждается в стимуляции, это спонтанная работа организма. Когда существует такая инстинктивная потребность, человек ощущает это более или менее естественным образом, и если потребность существует, но человек живет без полового акта, то его энергии уходят в фантазии, или другие подобные явления. Он не способен управлять своим вниманием, которое начинает невольно притягиваться к сексу. В таком случае ясно, что нужно тем или иным способом избавиться от этих вредных продуктов. Секс обладает огромной силой, во-первых; само его действие настолько мощно, что его нелегко контролировать, а во-вторых, он формирует привычки. Вообще же, контролировать свою половую функцию легче, чем свой ум, потому что именно в уме коренится наше злое начало, но все равно делать это чрезвычайно сложно.

В: Как можно узнать, когда в работу центров вмешивается половая энергия?

дж.б: Это заметно по окраске наших ощущений. Она вызывает определенное возбуждение и разлад в наших чувствах и мыслях, - не обязательно в форме эротических фантазий. Этот эффект может быть и более тонким. Состояние возбудимости и раздражительности нашего эмоционального центра часто обусловлено присутствием половой энергии, это свидетельствует о том, что эмоциональный центр начинает этой энергией пользоваться. Боюсь, что люди очень часто описывают свой опыт, относя его к работе, хотя то, что они испытывают, на самом деле обусловлено присутствием сексуальной энергии, однако я стараюсь говорить об этом деликатно, ибо не хочу подрывать энтузиазм людей. Эта работа итак настолько трудна, что подрывать его просто недопустимо.

ВОСПРОИЗВОДСТВО И РОДИТЕЛЬСТВО Между мужчиной и женщиной иногда возникает сила, которая притягивает их друг к другу, а иногда - которая отталкивает. Эту силу порождает одно только присутствие их вместе, и хотя она еще не переросла в отношения, она сближает, заставляя искать друг друга. Однако для отношений необходимо еще нечто, и эту роль играет половой акт, пусть даже близость в нем мимолетна. В половых отношениях мы находим пример того, как три силы, сойдясь в одной точке, выливаются в действие. Любые истинные отношения сводимы к взаимодействию трех независимых элементов, которые служат друг для друга подтверждающей, отрицающей или принимающей, и примиряющей силой. Так как сочетание всех трех элементов обязательно, для того чтобы отношения стали реальностью, мы говорим о действии триады сил.

Половой акт, если он происходит на уровне сущности, хотя этот союз двоих и быстротечен, становится этой третьей, примиряющей силой. Обычно считают, что утверждающая сила принадлежит при этом мужчине, а принимающая - женщине, но это односторонний взгляд. С объективной точки зрения и мужчина и женщина лишь принимают утверждающую творческую силу, стремящуюся проявиться в Природе.

Мужчина и женщина играют соответствующие им утверждающую и принимающую роли только когда между ними происходит подлинный акт творения. Для всего живого такими отношениями принято считать зачатие и рождение потомства, хотя по сути они этим не ограничиваются. Ребенок становится носителем и проводником третьей, или примиряющей силы.

В любых отношениях третья сила имеет свойство примирять утверждающую и примиряющую, которые противоположны по своей природе. При этом она является не средством связать эти две силы, а фактором, благодаря которому они могут совместно произвести совершенно новое образование.

Хотя принято понимать «примиряющее» свойство, как результат взаимодействия «активного» и «пассивного» начал, это не совсем так. Третья сила свободна и независима от них, и именно в силу этого она обычно оказывается незамеченной или неопознанной. Если мы задумаемся над фактом рождения ребенка, становится очевидным, что родители не «делают» его, а скорее позволяют ему появиться на свет. Три силы соединяются в одном акте рождения, приписать которому некое конкретное время по сути невозможно. Зачав ребенка, мужчина и женщина становятся отцом и матерью, то есть чем-то большим, нежели просто двумя полюсами, между которыми действует сила сексуального притяжения.

Первичной в этом является сила материнства; женщина, чтобы стать матерью, наделена силой притягивать мужчину, что пробуждает в нем отцовское начало. С этой точки зрения мать является побуждающей силой к акту зачатия, и все же эта сила носит не утверждающий, а принимающий характер, привлекая к себе мужчину. Точно также своей восприимчивостью мы привлекаем творческие силы, за счет которых мы способны измениться и взрастить свою душу. Женщина привлекает к себе мужчину, и в результате их союза на свет появляется новое существо; это пример эволюции или концентрации. В этом новом существе таятся новые возможности, в мир входит нечто совершенно уникальное, с открытыми только перед ним путями к трансформации. И это видит, или ощущает мать, глядя на своего ребенка, и думая о том, что станет с ним в будущем.

Появление новых возможностей, это характерное проявление третьей силы. Отец же выполняет в этом процессе другую роль; для него зачатие есть акт передачи. Важно понимать, что хотя отец играет роль передающего свое семя, он лишь передает то, что исходит не от него. Кроме того, творческая порождающая сила, действуя через отца, передает его подобие, особенно сыну, и тот становится продолжателем отцовской линии, а иногда и принимает или завершает дело, начатое отцом. Отец, являясь утверждающей силой, видит в матери силу принимающую, - средство претворения в жизнь и обновления, путь к продолжению и развитию в будущем, что соответствует триаде инволюции или расширения. Ребенок, в свою очередь, может сам стать передатчиком утверждающей силы, продолжая тем самым цепь поколений. Без третьей силы ребенка линия передачи обрывается, и тогда мы действительно вправе назвать такой брак бесплодным.

См. приложение 2 - шесть форм триединства, где дается более детальное объяснение шести триад, названия которых мы здесь приводим: эволюция, инволюция, свобода, порядок, идентичность (самость) и взаимодействие.

Кроме того, существует и аспект зачатия, который исходит от самого ребенка. Обычно мы не понимаем, как ребенок может стать причиной собственного рождения, так как неспособны рассматривать этот акт вне его физических проявлений. Однако еще до зачатия ребенок пробуждает в женщине привлекающее мужчину материнское начало. Это прекрасно описано Р.Л.Стивенсоном в притче «Бедняга», где еще не зачатый ребенок направляет мать к своему зачатию. Та же тема встречается в «Республике» Платона, в рассказе об Эре, сыне Армениуса, который умирает и возвращается в мир, и познает, что означает факт возвращения, и как в нем реализуется момент выбора.

До зачатия ребенка не существует, он не принадлежит ни материальной действительности, ни миру духов, или энергий. Он пребывает в мире духовном, еще только как воля к бытию, - это третья сила, лишенная воплощения. И видеть его мы не в состоянии, если в нас не работают высшие центры, способные к восприятию вне ограничений времени и пространства. В этом духовном существовании нам дается свобода, еще до нашего появления на свет. Традиция мусульманства учит, что прежде, чем родиться, мы сами выбираем земное существование. Это мистерия, которую не следует слепо принимать на веру, но даже одно допущение возможной истины этого взгляда способно изменить нашу жизнь. Мы должны развить в себе некое ощущение состояния чистой воли, лишенного всех форм и ограничений, где и делается выбор быть рожденным. Выбор этот ведет к пробуждению материнского инстинкта, и порождает творческую силу отца. Это пример триады свободы. Однако место, где человек рождается, своих родителей и свою наследственность, он не может выбирать свободно. Существуют определенные ограничения, обусловленные сочетанием его конкретных родителей, и теми специфическими обстоятельствами, в которых они живут. Как только сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, договор наследственности написан, и отныне он правит ребенком всю его жизнь. Существует также договор, известный под именем судьбы, который задает характер психических качеств и отношений человека, и проявляется через влияния планет, в зависимости от их конфигурации на момент зачатия.

Судьбу иногда называют астральной наследственностью, так она определяет психическую жизнь ребенка, или его «данность», как например характер и темперамент, тогда как физическая наследственность влияет на телосложение и особенности функционирования организма ребенка. Судьба приходит из духовного мира, и практически также неизменна, как физическая наследственность, если не только человек не ведет сознательной работы над собой.

Эти договоры заключаются в момент оплодотворения, и управляют развитием зародыша, а также и характером событий, которые произойдут в жизни человека. Их вписанность в акт зачатия является примером триады порядка, или проще говоря, означает, что новое существо появляется на свет, попадая при этом под определенные законы, так как он рождается от конкретных родителей. Но это еще не все; существует закон, идущий свыше, - предначертание Господне. Это предначертание дается независимо от родителей, и принадлежит духовной природе человека, или его воле. Обрести физическое бытие, значит взять на себя выполнение задачи, осуществление которой не имеет смысла в рамках только мира духовного. Признание и исполнение этой миссии, должно быть фактом свободного выбора, ибо она исходит из мира свободного от условностей.

Теперь мы рассмотрим, что происходит между отцом и матерью в результате рождения ребенка. Семья, как союз, есть нечто целостное. Это единство создается женщиной, поддерживающей домашний очаг, но именно ребенок становится тем, что скрепляет семейные узы, и тогда отец может стать главой семьи. Интересно, что процесс начинается именно с матери, хотя отец играет в семье главную роль, и общается со внешним миром от имени всей семьи. Семья из трех человек становится единой сущностью, и отец наделяется в ней верховной властью.

Если же считать, что инициатива принадлежит отцу, то мать оказывается играющей пассивную роль. Во имя ребенка она вынуждена подчиниться тем силам и принимать те возможности, которые предлагает отец, иначе семья «не работает». Поистине, и в лучшем смысле слова, только благодаря ребенку мать способна принять то, что может дать отец, не вступая при этом с ним в конфликт. Она конечно обладает собственными способностями и потенциалом, но в семье не могут править двое, и здесь ребенок в прямом смысле является примиряющим фактором.

Рождение чревато опасностями, и жизнь новорожденного полностью зависит от его окружения. Наверное больше нигде в животном мире новорожденный так долго не остается зависимым, как у людей, но эта беспомощность несет с собой и великую силу.

Потребности младенца заставляют его не просто просить, но требовать внимания к себе, и это внимание нельзя не оказывать. Потенциал, который суждено реализовать ребенку, с соответствующими ему перспективами имеет сильное влияние на людей. Сам факт его рождения влияет на окружающий мир, этому влиянию суждено длиться долго, около двадцати лет; его огромная сила не идет ни в какое сравнение с возможностями самого ребенка утвердить себя. Напротив, мы можем видеть, что чем беспомощнее младенец, например, если он страдает параличом, тем большей любовью и заботой окружают его близкие. Теперь еще раз взглянем на функции материнства и отцовства, а они существуют на земле в бесчисленном множестве форм, начиная с растений и беспозвоночных, и заканчивая человеком. Очевидно, что эти проявления присущи не только нам, людям, но далеко не столь очевидно, что три основные роли - отца, матери и ребенка - существуют не только в живой природе, как мы ее понимаем. Возможно, что эти роли, свойственные большинству форм жизни на земле, всего лишь частный случай явления, имеющего высший космический смысл, и связаны с проявлением тройственности во вселенной. И в этом смысле ясна роль ребенка, чье появление есть результат необходимости, которой мать и отец не в силах противостоять.

Значение роли матери, как дающей и поддерживающей жизнь признавалась еще издавна. Поэтому выражение Мать-Земля правильно и с той точки зрения, что Земля есть воплощение, или проявление пассивного материнского принципа в космическом масштабе, ибо жизнь была занесена и рождена на Земле, подобно ребенку выношенному и рожденному матерью. Я говорю об этом, потому что важно понять, что материнство есть не только функция жизни на земле, но и проявление космического архетипа. Отец также является проявлением космического архетипа. Но для меня всегда было трудным понять, что значит быть совершенным мужчиной. Если мы еще раз рассмотрим появление земли, как сцены космического процесса, то половые роли предстанут перед нами в более общей форме, и мы получим яркий пример архетипа отца. Это явно прослеживается во взглядах Фехнера о земле. Он видит Землю живым существом, и зарождение жизни -плодом союза Солнца и Земли, и возможно, что аналогия не ограничивается этим. Одна теория утверждает, что мутации, в результате которых возникают новые виды, вызываются особыми излучениями, идущими от солнца, которое обладает настолько высокой энергией, что способно повлиять на структуру хромосом. Как правило это приводит к появлению нежизнеспособных форм, но в отдельных случаях эти видоизменения уже сложившейся структуры оказываются способными к жизни и воспроизведению, так что они закрепляются и в итоге дают миру новые виды. Интересно, что если в этой теории присутствует доля истины, то она позволяет нам рассматривать солнце, играющее оплодотворяющую роль по отношению к жизни на земле. Таким образом, активный принцип несет творческое начало, которое самостоятельно проявляется в мире, но для мужчины такое проявление оказывается почти невозможным. Причина этого кроется в особенностях человеческой природы. В Майтри Упанишаде говорится, что в каждом из нас есть частица Великого Я, но эта частица отрезана от своего источника, и не знает о нем. Это значит, мы созданы с целью трансформации, и способными к ней, а следовательно, должны войти в связь с чем-то высшим, чем мы сами, и это высшее должно быть «в нас создано». В космическом смысле это означает, что никто из людей не может представлять исключительно независимый активный принцип, он всегда зависим, а значит - отражает пассивный принцип, не важно к какому полу он принадлежит. Мы оказываемся в странной ситуации; с одной стороны - мы всегда являемся, и не можем быть ничем иным, как пассивной силой по отношению к Высшей Силе, и в то же время, по отношению к нашему бытию, мужчина является носителем и представителем активного начала, хотя оно и не принадлежит собственно ему. То есть, от мужчины ожидается то, чем он быть не может, и я думаю, многие мужчины находят в своей роли нечто странное. Однако они склонны не признаваться себе в этом, ибо чувствуют, что занимают не свое положение, заставляющее их быть тем, чем они быть не могут.

Это своеобразие мужской природы находит выражение и в практической реальной жизни. Женщина, несущая пассивный принцип, принадлежащий ей и по факту и по сути, принимает материнство и выполнение своей космической роли естественно, но для мужчины быть отцом естественно лишь отчасти, и поэтому он выполняет свою роль не столь умело, как женщина свою. Так как отец соответствует своей роли только в проявлениях, но не в сущности, мы видим как правило, что мать выполняет свою функцию в воспитании ребенка лучше, чем отец, оказываясь лучшей матерью, чем мужчина - отцом.

Таким образом женщина кажется нам выражением естественной формы жизни, а мужчина - нет, но объяснить это мы себе не можем. Можно сказать, что именно космическое значение секса, выражающее универсальный закон тройственности, объясняет нам почему секс обладает такой огромной и всепроникающей силой. Если мы поймем космический смысл семьи, и будем всегда помнить об этом, то это может изменить нашу жизнь. Для нас хотя и очень трудно, но возможно жить в согласии с высшим порядком, и исполнить отпущенные нам роли. Поняв духовный аспект функции родителя, мы освободим себя от многих волнений.

Рассмотрим теперь, что такой взгляд на функции родителей означает с точки зрения взаимоотношений людей в обществе. Отношения мужчины и женщины обретают целостность за счет примиряющей роли ребенка, - таков многообразный, но всегда единый порядок. Поэтому семья по праву считается элементарной ячейкой общества, то есть, будучи разделенной, она не может сохранить свое качество. Это относится к сущностной стороне секса, однако ничто не требует участия в этом определенных родителей и появления только одного ребенка. Возможны различные сочетания в семье, что не разрушает основы семейных уз, и родительство всегда предполагает, независимо от ситуации, единственность и нерасторжимость отношений. Ни отец, ни мать, ни ребенок не могут быть заменены кем-то другим без разрушения целостности семьи, и полного ее изменения. Вряд ли в каких-либо человеческих отношениях присутствует это особое качество быть уникальными, которых ничто и никто заменить не может. Не важно, сколько женщина имела мужей, или мужчина - жен, или сколько у них детей, - родительские отношения остаются по характеру своему неизменными, в этом их сущность. Благодаря этим уникальным отношениям род человеческий обладает способностью к выживанию, изменению и прогрессу. Но при своей уникальности эти отношения обладают и свойством триады, то есть любой элемент одной триады может одновременно выступать и как элемент другой. Ничто не мешает женщине иметь детей от разных мужчин, а мужчине - от разных женщин, или, например, в результате развода семья может распасться на части. Никакие превратности человеческих отношений не затрагивают при этом саму сущность семьи.

В то же время, всеобщность структуры семьи и важность тех возможностей, которые создаются в союзе полов и родительстве требуют более подробного рассмотрения того, как различные типы общей триады соотносятся друг с другом. Другими словами, как сделать выбор партнеров соответствующим основным типам семьи, чтобы обеспечить наибольшие возможности для развития и семьи и общества. В прошлом эти способы не только понимались, но и практиковались, и родители подбирались в результате определения типов отца и матери и их совместимости. Совместимости не только с точки зрения появления наиболее благоприятного потомства, но и с целью создания прочной семьи, которая стала бы надежной опорой в период развития ребенка. Людей, которых специально этому обучали и которые владели методами подбора супругов, называли астрологами.

Во многих странах сохранились соответствующие верования и практики. В большинстве стран Азии, особенно восточной Азии, почти обязательной процедурой является консультация у астролога, или другого лица, способного определить, соответствует ли будущий брак требуемому образцу. По не вполне понятным причинам обычай этот вышел из обихода, особенно в странах Запада. Ясно, что обычай обращаться к лицу, предположительно компетентному в определении сущностного типа, обещающего крепкий и плодотворный брак, чреват всевозможными злоупотреблениями, что происходит в результате обладания любым особым знанием, влияющим на жизнь людей. Несомненно это послужило одной из причин, почему люди стали относиться к этой процедуре весьма осторожно. Но основная причина, я думаю, состоит в том, что люди перестали понимать законы синхронности. Интерес к знанию о типах, и способам их передачи и взаимодействия был утрачен. Я надеюсь, что период, когда человека занимали лишь вопросы причинности и то, что называют научным методом, изучающим протекание событий во времени, и не уделяющего внимания явлениям, происходящим по отличным от причинных законам, подходит к концу.

ВОПРОСЫ:

В: Что Гурджиев говорил о рождении детей?

дж.б. Кто-то спросил Гурджиева, услышав его объяснение роли секса в психическом процессе выделения: «Я размышлял над тем, что вы сказали о сексе, но я не вижу в этом связи с деторождением».

Гурджиев ответил: «Я ни слова не сказал о деторождении. Рождение ребенка это серьезное и священное дело, к которому человек должен себя специально подготавливать. То, что я сказал, было лишь указанием на то, как рассматривать секс в качестве функции организма, которая совершенно независима от деторождения, о котором я ничего не говорил. Прежде, чем думать о рождении детей сознательно, человек должен перестать быть рабом секса.» В: Если человек отделяет функцию секса, как регулятора энергий от цели рождения детей, то он видимо должен избегать появления ребенка. Могли бы вы что-нибудь сказать об этом?» дж.б. Если вы помните, я уже говорил об этом вчера. Я говорил о том, как следует рассматривать этот вопрос в обществе нового типа, нового века. Это зависит от того, действительно ли вы принимаете правильность отделения одной функции секса от другой, то есть регулирование энергий от воспроизведения. Вы пойдете еще дальше, признав, что родительство есть сама по себе вещь святая, и возлагает на вас ответственность за весь род человеческий. Из признания того, что людям следует вступать в эти особые отношения, только если они готовы к ним, следует, что нужно принимать меры к тому, чтобы люди, к ним не готовые воздерживались от рождения детей. В древние времена существовали определенные знания по этому поводу, но возможно, что в современном обществе и изменившихся условиях жизни, приемлемы и вновь появившиеся средства. Современные средства предотвращения беременности достаточно грубы, но весьма вероятно, что так как мы движемся к новому типу общества, то эти средства также будут совершенствоваться, уменьшая количество нежелательных последствий.

В: Что вы думаете о полигамии?

Дж.Б. Возможны отношения между более чем двумя людьми, но они должны приниматься всеми, - это и является их условием. Такие отношения требуют большего, чем требует моногамия. Мухаммед установил три условия для полигамии. Во первых, должны иметься средства, чтобы содержать более чем одну семью. Во-вторых, мужские качества должны быть достаточно развиты, чтобы удовлетворять более чем одну женщину. В третьих, мужчина должен иметь достаточный авторитет, чтобы более чем одна женщина приняла его. Введение этих условий уменьшило распространение полигамии.

ТВОРЧЕСТВО И ВОСПРИЯТИЕ Творческой энергией человек наделен именно благодаря силе секса. Присутствие этой энергии заставляет его тоньше воспринимать мир, работу своего тела, и ощущение себя, и целенаправленно выражать себя в деятельности, которую мы по праву называем творческой. Открытие в себе более тонкого восприятия становится решающим шагом на пути к трансформации человека, ибо не обладая им, он не видит того, что необходимо для трансформации. Человек доходит до точки, где то, что он знает и практикует, хотя и продолжает способствовать его развитию, оказывается недостаточным для продвижения по пути. То, что ему необходимо, можно было бы назвать «интеллигентностью», если бы не тот пренебрежительный оттенок, который закрепился в последнее время за этим словом. Интеллигентность в данном случае означает соединение творческой и сознательной энергий, и нетрудно видеть, что отклонения в сфере секса мешают проявиться в нас этому качеству.

Это соединение ведет к слиянию воли и объективного знания.

Роль секса в художественном творчестве общепризнана, хота проявляться она может в таком огромном разнообразии отношений к сексу, от воздержания до вседозволенности, что это приводит нас в замешательство. Тем не менее, очевидно, что не существует никакой «сублимации» секса в творчестве. Этот наивный взгляд предполагает, что существует определенное количество творческой энергии, которая может пойти по одному из этих двух путей, в реальности же все гораздо сложнее.

Безусловно верно, что половое воздержание может вести к переживанию мистического опыта, то есть к осознанию сверхчувственной реальности. То же относится ко всякому обузданию наших желаний, и своего рода сдерживание или контроль над природными инстинктами предполагается в любой работе, направленной на осознание в нас более тонких ощущений. При этом необходима концентрации свободной энергии восприятия, которую мы обычно тратим или теряем. В некоторых духовных союзах вводятся жесткие ограничения, связанные с принятием пищи, разговорами, сном, и сексом.

Однако также верно, что к мистическим переживаниям может вести и изощрённый сексуальный опыт. Рассмотрев практики различных традиций, мы видим, что и воздержание и культивирование секса играет важную роль в духовной жизни. В свете такого взгляда, подход Тантрического буддизма и аскетического Христианства, представляются, как две стороны одной медали, и внутри самого Христианства мы можем также обнаружить оба подхода. Эта двойственность роли секса обязана его способности, освобождать от условностей ум, который является результатом соединения трех энергий: автоматической, энергии чувств, и сознания. Автоматическая энергия питает инстинкты и стереотипы поведения, иными словами - все то, что входит в привычки. Энергия чувств дает нам возможность контактировать с настоящим моментом, именно благодаря ей мы связаны с окружающей действительностью. Обе эти энергии присутствуют во всем животном мире, включая человека, энергия же сознания выше самой жизни. Она позволяет нам осознавать целое, что невозможно благодаря только реагированию на окружающий мир и ощущению себя его центром, - опыту, который обеспечивают жизненные энергии. Такое осознание делает возможным суждение и выбор, и лежит в основе способности к размышлению, памяти, и использования языка, являющимися основными функциями разума. Автоматическая энергия с одной стороны, и сознательная - с другой определяют границы нашего осознания. Действие энергии нашей жизнедеятельности, участвующей в функционировании организма, происходит в основном на подсознательной уровне, и ощущается только через внешние проявления. Высшие космические энергии творчества и любви находятся на сверхсознательном уровне, и вызывают внутреннее ощущение непредсказуемости жизни и собственного ничтожества. При этом для нас важно понимать, до какой степени наше состояние энергии чувств управляет нашим восприятием. Эта энергия формирует «умственный экран», на который проецируются восприятия внешнего и внутреннего мира, включая образы, произвольно возникающие из источника, лежащего вне нашего ума. В обычном состоянии наша чувствительность обусловлена зависимостью от стереотипных автоматических действий. В каких-то областях эта чувствительность может быть очень развита, благодаря профессиональной подготовке и опыту, но она как правило ограничивается реагированием на внешние стимулы, как хорошо настроенный приемник. Для того, чтобы наша восприимчивость распространялась и на совершенно новые впечатления, мы должны освободить ее от обусловленности. Половой акт играет в этом важную роль; если он становится переживанием на уровне сущности, наша чувствительность вырывается на свободу. Если переживания сущности не происходит, вся польза теряется в наигранных эмоциях и тщеславии.

См. приложение 1 - таблица энергий.

Половой акт вызывает активное взаимодействие творческой и автоматической энергий, которое мы иногда непосредственно испытываем, как нервное потрясение. Такое взаимодействие происходит не только в половом акте, однако именно он становится источником этого переживания для большинства людей. Соединение первых двух энергий приводит и к изменению взаимодействия между энергиями чувств и сознания. Иногда это выражается в обостренной степени осознанности, иногда же в особой отключённости от мира, - это зависит от психической организации человека, или силы его ума. Власть секса над человеком проявляется не только в половом акте; между мужчинами и женщинами постоянно присутствует нечто вроде силового поля, поиск или притяжение которого обуславливает всю динамику человеческих отношений. Половой центр имеет собственные способности к восприятию, главной из которых является способность непосредственно видеть реальность сознания других.

Поэтому половая энергия играет решающую роль в формировании группового сознания, и понятно, почему столь удивительные вещи случаются при скоплении людей в атмосфере повышенной сексуальности и особого музыкального воздействия. Случаи, когда люди осознают присутствие половой энергии не ограничены их личными переживаниями во время полового акта; человек может быть открытым к целому миру внутренних ощущений, в котором возможен истинный личный контакт и чувство неразрывной связи с другими. Это ЕСТЕСТВЕННЫЙ аналог СВЕРХЕСТЕСТВЕННОМУ «сонму святых».

Существует также связь между сексом, объединяющем творчество и автоматизм, и сознательной работой, объединяющей чувствительность и сознание. Действие их независимо, но они оказывают сильное влияние друг на друга. Именно в этом случае представление о возможности пользоваться сексуальной энергией для творческих целей может иметь смысл, однако нужно помнить, что творческое начало в своих проявлениях непредсказуемо. Ключевым моментом становится развитие более тонкого восприятия, способного улавливать космические энергии сознания и творчества. В системе Гурджиева говорится о «высшем эмоциональном центре», как о качестве, позволяющем нам узнавать самое важное о человеке, так сказать, «с первого взгляда». Для этого наш ум должен принимать творческие энергии, ибо только они существенно «опережают» нас в раскрытии себя друг другу. Половая энергия дается нам для трансформации энергий пищи; обычной пищи, воздуха, и впечатлений, обеспечивая их дальнейшую работу. Половая энергия также служит основным источником пиандоехари, или энергии воображения, эта особая энергия вырабатывается в результате соединения творческой энергии секса с целым спектром энергий, от автоматической до чувственной.

Энергии воображения требует любая творческая работа, - если же она не используется для творческих целей, то она вырождается и входит в низшие центры. В конце концов она спускается до уровня энергий жизнедеятельности, где становится источником всевозможных болезней, и других беспокоящих нас факторов. Чтобы нейтрализовать эти эффекты, необходима нормальная половая жизнь, так что человек, не склонный к творчеству, постоянно зависим от круговращения сексуальной энергии. Он поддерживает свое психическое равновесие, но возможности, связанные с половой энергией им упускаются и растрачиваются впустую. Половая энергия, входящая в виде пиандоехари в низшие центры, имеет огромную силу, Гурджиев называл это «большим аккумулятором», работа которого может производиться как самопроизвольно, так и сознательно. Пиандоехари позволяет нам делать удивительные вещи, - благодаря ей мы способны к принятию решений. Она наделяет нас видением нашего будущего, или ВОЛИ, это ключ к «деланию». Для тех, кто не развил второе тело, для контроля над воображением требуется нормальная половая жизнь или определённый вид внутренней работы, заменяющей ее в этой функции. Так как у большинства людей нет достаточно сильного стремления к самосовершенствованию, чтобы заниматься соответствующей внутренней работой, нормальный секс для них необходим.

Для трансформации же энергии нашего сознания и творчества требуется объединяющая энергия любви. Будучи объединяющей, она окружает нас повсюду, но у нас нет специального механизма ее получения, подобного тому, как наша сексуальная природа настроена на принятие творческой энергии, поэтому когда она все же входит в нас, это поистине благодать Божья. С этой точки зрения секс является почвой для нашей трансформации и делает ее возможной, но сам он еще не есть путь. Творческая энергия, проникающая в нашу сексуальную природу, порождает в нас восприимчивость к вещам, играющим важнейшую роль в жизни человека.

Человечество выходит из длительного периода, когда грубых ощущений, обеспечивающих восприятие лишь событий физических - фактов, было достаточно для удовлетворения всех человеческих нужд. Сейчас в нашем распоряжении слишком много фактов, мы переполнены ими, но не понимаем почти ничего. Мы называем это «информационным взрывом». Я уже много раз говорил о своей точке зрения, что мир входит сейчас в переходный период, когда нам, вполне вероятно, потребуются новые виды восприятия, совершенно отличные от тех, которыми мы привыкли пользоваться. Эти новые формы будут связаны с развитием способности человека включать проявления творческой энергии в свою жизнь.

Один из аспектов этого проявления творческой энергии может быть вам понятен из того, что я говорил о роли отца и матери, в которых эта энергия для мужчин и женщин проявляется по-разному. Сама энергия входит в мужчин и женщин в равном количестве, но она протекает у них по различным каналам, что выражается и физиологически и психологически. В силу стереотипов мышления они могут описывать это в одних и тех же словах, но ощущают они это различно.

Я неоднократно повторял, что нам следует очень осторожно пользоваться словами, рассматривая их только в условном значении, - как попытку выразить свой опыт, и это полностью относится к данной теме. Часто говорят, что женщины «думают иначе», «более эмоциональны» или «более интуитивны», чем мужчины, однако под этим редко понимается нечто большее, чем различие на уровне личности, сформированной в нас окружающей средой. Действительно различие в восприятии мужчин и женщин находится на совершенно ином уровне, который обычно нам недоступен. В Буддизме говорится о «незамутненных глазах к истине», или ДХАММА ЧАККУ, и о «божественном глазе», или ДИБХА ЧАККУ. Дхамма чакку, которая видит какова дхарма, или что является правильным внутренняя форма восприятия, более характерная для женщин, а «божественный глаз» - для мужчин. Обе эти формы, необходимые, и в ряде случаев дополняющие друг друга, заложены в людях, но нужно ясно осознавать, что они не могут пробудиться в. нас без того, что Гурджиев называл «сознательными усилиями и намеренным страданием». Для их пробуждения также крайне важна уверенность - в том, что эти формы восприятия нам доступны, а также в том, что мы можем доверять этому восприятию, когда оно начнет в нас работать. Мужчины и женщины должны научиться работать для этой цели сообща. Женщины часто тонко чувствуют ситуацию, но когда они пытаются выразить свои ощущения, оказывается, что мужчины как правило истолковывают это по-своему, и либо отрицают, либо превратно понимают их точку зрения. Женщине настолько надоедает такое отрицание или искажение ее слов, что она вообще прекращает говорить об этом, и здесь появляется опасность что она перестанет доверяться своим чувствам. Женщине нужно научиться не терять веры в тех случаях, когда ей кажется, что она что-то ощущает. От твердости женщины зависит ее способность переносить тяжелые периоды жизни, и Гурджиев давал им понять, что им очень важно развивать эту способность к внутреннему восприятию, чтобы видеть приближение опасности, что позволит людям уберечь нечто - как в материальном, так и в более глубоком смысле. Если вы прочтете «Все и вся», вы заметите, что как только в книге появляется женский персонаж, это всегда связано с такого рода восприятиями.

«Парти-питона» предсказывает неприятности для всего рода Вельзевула, о чем демоны мужского пола вовсе не подозревают, и им приходится укрыться в отдаленном районе вселенной. Также в эпизоде, где Вельзевул пытается разобраться с некоторыми моментами своего прошлого, именно благодаря восприятию женщины ему удается добраться до истинной природы событий.

Слово ДХАРМА очень многозначно, здесь оно указывает на «правильный тип ситуации», или «божественный закон».

Женщины должны научиться развивать свое восприятие, так чтобы видеть вещи, какими они есть, а мужчины должны научиться их слушать. Нужно также понимать, что когда внутреннее восприятие пробуждается в мужчине, он способен видеть то, чего не видит женщина. Видение мужчины принимает форму интеллектуального постижения, редко присутствующего у женщин, однако я говорю не об обычном интеллекте.

Способ, которым мужчина формулирует свое видение более понятен женщине, и принимается ей гораздо легче, чем мужчина готов принять женское восприятие. Но женщинам часто слишком не терпится знать конечный итог этих рассуждений, они считают мужчин лишенными практичности, и даже связи с реальностью, потому что их видение направлено на будущее развитие ситуации. И даже если то, что они видят совершенно реально, они упускают при этом все, что окружает их в настоящий момент. Если мужчинам свойственно не обращать внимание на настоящее, женщины, воспринимая суть происходящего в данной ситуации, склонны не замечать тех возможностей, которые можно из нее извлечь в будущем. Это одна из причин, по которой мужчина и женщина нуждаются друг в друге.

Есть риск, что видение мужчины может потеряться в абстракциях, и он удовлетворится словами, или другими искусственными формами выражения собственной мысли. Мужчина должен стремиться видеть вещи в широком масштабе, и к осознанию их целостности, никогда не довольствуясь восприятием их видимой и осязаемой сторон. Поэтому им следует постоянно избегать попадания в ловушку: с одной стороны - утраты связи с реальностью, с другой собственного самомнения. У женщин могут возникнуть другие проблемы, в основном они либо не доверяют собственным ощущениям, либо склонны впадать в отчаяние из-за того, что мужчины никак не могут увидеть того, что видят они. Это становится для них невыносимым, но они понимают, что изменить положение нет никакой надежды; мужчины все равно не будут видеть мир так, как они. Чтобы не позволить своему видению рассеяться, женщина не должна позволять затуманивать его своим эмоциям или еще чему-либо. Во всем, о чем я говорил до сих пор, я делал акцент на разнице в восприятии, свойственном мужчинам и женщинам, но отдельные уникальные люди способны перешагнуть ограничения своего пола, и выйти на уровень совершенной природы человека, при этом их переживания становятся непонятны окружающим. Мне приходит на ум пример величайшей испанской женщины - святой Терезы из Авила, которая благодаря полноте своей натуры и пониманию человеческой природы, приводила мужчин в замешательство тем, что встретив ее, они видели перед собой женщину, которая казалась в большей степени мужчиной, чем они сами, хотя при этом она не теряла и своей абсолютной женственности.

ВОПРОСЫ:

В: Мешает ли восприятию, о котором вы говорили, многочисленные половые связи?

Дж.Б. Это восприятие не может развиться правильно, если у вас много партнеров. В половом акте участвует сущность, даже если личность не осознает, что происходит на самом деле. В результате контакта сущностей, в них появляется часть, преданная отношениям с определенным человеком. Когда таких отношений много, сущность утрачивает свободу, и непостоянство внутренне запутывает человека. Открытие внутреннего взора становится намного труднее; мужчинам требуется тогда значительно большее время, а женщины перестают полагаться на свое видение и уже не будут удовлетворены им. Мужчины при этом становятся грубыми и менее сообразительными, а женщины более склонными к самообману и фантазиям.

В: Могут ли мужчина и женщина помочь друг другу в развитии правильного восприятия?

Дж.Б. Мужчина и женщина могут помочь друг другу понимать реальность, если они не находятся в отношениях. Очень важно, чтобы мужчина и женщина научились слушать друг друга, и принимать слова другого всерьез. Если мы слушаем внимательно, мы как правило можем сказать, говорится ли нечто от чистого сердца, или к словам примешиваются самолюбие и тщеславие. Мужчины отличаются от женщин, - так оно и должно быть, - и именно этот факт таит в себе такие огромные возможности для человечества. В вопросах воспитания детей женщина обладает более ясным взглядом. Она гораздо вернее чувствует, кто может стать ее детям подходящим отцом, чем мужчина может сказать что-либо о женщине, как о матери. Женщина также может видеть что является правильным и в вопросах «работы», то есть знать, какие усилия ведут к самосовершенствованию. На это ясно указывает те свидетельства, которые известны нам о Мухаммеде, последнем из великих пророков. Это его жена Хадийя вселяла в него уверенность и силы выполнить посланную ему миссию, в которой она ни минуты не сомневалась, в то время как он сам был полон сомнений и нерешительности. Даже после откровения на горе Хера он все еще сомневался в себе, что кстати, было вещью правильной, ибо тот, кто не усомнится в себе, другим стать не может - так что кто-то еще должен подтвердить: «Да, это должен сделать ты». Однажды Мухаммед даже бежал из Мекки и скрывался в Эфиопии, столь сильны были его колебания по поводу своей миссии. Но столь же сильной была уверенность Хадийи, не усомнившейся в ней ни разу. Непоколебимая убежденность и способность не отступить от своего решения у женщин в крови. Я понимаю насколько я обязан помощи моей жены. Если я могу пребывать в нерешительности и раздумьях по поводу намеченного пути, она уже никогда не сомневается в том, в правильности чего она уже убедилась.

В: Вы сказали о роли женщины в помощи, каков же вклад мужчины?

дж.б. В отношениях мужчины и женщины именно мужчине дано видеть их будущий потенциал. Например, мужчина может видеть, правильно ли будет им обоим переехать в другую страну. Помимо видов восприятия, присущих только мужчине или только женщине, существует определенный тип восприятия, который закрыт для обоих, если они не вместе. А они могут соединиться, только когда более тонкие уровни их существа освобождаются от обусловленности физическим функционированием. Взаимопроникновение этих тонких структур дает им возможность воспринимать мир целостным.

БРАК Вместе с сексом, как его неразлучный попутчик, на землю пришла смерть. Эта могущественная пара правит нами до сих пор, но только пока мы живы. Той части нас, над которой не властна смерть, уготована иная участь. Благодаря половой энергии мы можем изменить свое бытие. Событие, за счет которого «мы становимся большим, чем мы являемся», называется трансформацией, и влияние секса для нее необходимо, даже если человек никогда не вступал в половые отношения. Секс дает выход к творчеству, как ничто другое в мире, и сотворение самого себя есть наивысший акт творчества. Таким образом, секс является ключом к бессмертию.

Однажды Гурджиев произнес: «Счастлив тот, кто знает, как использовать свою эксиоехари для трансформации своего бытия, несчастен тот, кто использует ее лишь с одной целью». И когда его начали спрашивать о запрете на половую жизнь в некоторых религиях, Гурджиев ответил: «первоначально им было известно, как использовать эти субстанции, и это было причиной монашеского целомудрия. Теперь же все знание забыто, остались одни только запреты, в результате чего монахи страдают от всевозможных болезней определенного рода.» «Эксиоехари» - термин, используемый Гурджиевым для обозначения половой энергии. Она на одну ступень выше, чем «пиандоехари» (Все и вся).

Половая энергия играет важную роль в формировании - благодаря нашим переживаниям, поступкам, и страданиям - физического более тонкого тела, или «тела духов», свободного от ограничений тела физического. Это означает бессмертие в определенных отношениях, но при этом мы остаемся несовершенными существами.

Благодаря половым отношениям может наступить соединение более тонких внутренних тел мужчины и женщины. Когда в Библии говорится «И станут они одна плоть», то имеется в виду плоть тела духов. Слово «плоть» при этом вполне уместно, так как можно сказать, что тело духов в своем образе подобно физическому телу. Это соединение на уровне бытия позволяет мужчине и женщине понимать друг друга и сходиться в своем восприятии вещей. Но при этом мужчина и женщина остаются разделены духовно, то есть в своей воле, ибо каждый продолжает принимать решения самостоятельно. Только при соединении воли природа мужчины и женщины становятся едины. Происходит слияние, в котором различие остается, но преодолевается, так что каждый обладает природой друг друга, помимо собственной. Слияние природы приводит к появлению нового существа. Это истинная душа человека, которая позволяет ему выполнить свое предназначение, и избежать неминуемой гибели во времени и пространстве.

С точки зрения высших комических задач необходимо, чтобы определенный процент людей смог обрести душу и стать носителями высшего сверхъестественного порядка, - организующего и формирующего, и которые бы действовали во имя поддержания эволюционного процесса жизни на земле и возвращения человечества к его истокам.

Бессмертная человеческая душа, о которой Гурджиев говорит в книге Все и вся, как о «теле высшего бытия», уже не имеет пола. Она отлична от той части природы, которая делится по половому признаку, и нормальное формирование человеческой души осуществляется через соединение обоих полов. Ряд великих учителей, например Мухьиддин Ибн Араби, говорил, что через соединение мужчины и женщины душа приготовляется ко вселенской любви, и что любовь Бога начинается с любви мужчины и женщины. Однако, говоря это, он ясно дает понять, что имеет в виду соединение на уровне воли. Именно это соединение и называется браком и, как это ни прискорбно, но справедливо будет сказать, что настоящий брак в жизни людей событие чрезвычайно редкое, и он дается людям только, если они подают надежду, что способны на служение определенному делу. Лишь тогда человеку дозволено вступить в союз, в котором он может в полной мере испытать и постичь смысл секса. Тогда секс представляется явлением всеобъемлющим, создающим целостность всего, начиная с физического, телесного слияния мужчины и женщины, и включая все аспекты их союза. В том и состоит тайна секса, что он наделяет энергией, идущей за пределы самой природы, и являющейся средством войти в духовный мир. Возможно, лучше всего выразить в словах те возможности, которые открываются нам в сексе удалось Суфиям словом «обитель», хотя мы должны помнить, что любой язык способен в лучшем случае лишь указывать на нашу духовную природу, ибо она заведомо лежит вне сферы наших обычных возможностей. В суфизме, что в особенности относится к ветви, восходящей к учению Хвагаган - Мастеров Мудрости, - более чем к любой другой, - степени слияния представляются как три «обители» - БЕЙТ, или жилища в человеке. Можно сказать - кроется в сердце человека, в глубине его чувствующей природы, недоступной для обычных человеческих эмоций. Первая обитель названа БЕЙТ-УЛ-МУХАРЕМ. МУХАРЕМ означает интимный, внутренний, или скрытый, и имеет один корень со словом ГАРЕМ, то есть потайной частью дома, куда чужие не допускаются. Как я уже говорил, по своей природе мы не совершенны, и чтобы достичь совершенства, мы должны соединиться с другим полом. Истинный союз, является событием, относящимся не только к физическому миру - этот БРАК в полном смысле слова - есть акт воли, решение, состоящее во взаимном принятии мужчиной и женщиной друг друга. Бейт-ул-мухарем, это то место, куда вместе приходят мужчина и женщина в своем союзе, что и является истинной целью половой жизни.

Только при безусловном принятии другого мы можем достичь целостности, которая и есть брак. Если же существуют какие-либо оговорки и соглашения; если человек говорит, «Я уступаю тебе во всем кроме одного, потому что в этом я лучше, или больше разбираюсь», то принятие становится невозможным. Полное принятие не означает подчинения, не заставляет стать слепым к слабостям и недостаткам другого. Если бы это было так, то не было бы принятием; принимать нужно с открытыми глазами. Такое принятие - истинная дисциплина, и, как и воля, проявлением которой она является, приобретается только постепенно. Когда меня спрашивают о браке, я просто говорю, что если люди хотят, чтобы их брак стал действительно духовным союзом, они должны быть согласны всегда поставить на первое место другого, и лишь потом думать о себе, -если не практиковать это постоянно, они не достигнут Бейт-ул-мухарем.

Поразительно, что в соответствии с экономным устройством человеческой природы и процесса эволюции людей этот духовный союз возможен благодаря тем же отношениям мужчины и женщины, которых требует и продолжение рода, тем более, что сам этот духовный союз значительно выходит за рамки той связи, которая нужна для воспроизведения. Это соединение возможно даже и без полового акта, и хотя оно как правило все же достигается за счет него, на самом деле даже не важно, является ли партнер в этом союзе живым существом. Существует то, что называется мистическим союзом или браком, имеющим тот же смысл, хотя нужно понимать, что мистический брак - явление еще более редкое, чем даже истинный брак, и он может иметь место только при особых обстоятельствах и как результат определенной потребности.

Несмотря на отличие духовного союза от родительского, он может возникнуть в результате второго, если человек при этом осознает, что его партнер подходит ему для этого более глубокого союза. В целом происходит так, что это признание исходит чаще от женщины, чем от мужчины. Причина этого связана с тем, что именно женщина признает мужчину в качестве походящего отца ее детей.

Однако, если это признание ведет к более глубокой форме союза, то такое признание должно быть взаимным, оно становится как основой для обещания прийти к взаимному принятию, так и условием для совместного пути к нему. И тогда, если все стороны близких отношений, в большом и в малом, рассматриваются с точки зрения необходимости помогать друг другу достичь принятия, то начинает вырабатываться и проявляться единая воля двоих, несмотря на все их различия на уровне обычного мышления, чувств и восприятия.

Чтобы это стало возможным, нужно укротить свой эгоизм. Прийти к состоянию, в котором возможно принятие другого можно, только если присутствует соответствующая третья сила. Я слышал, что это очень хорошо выражено в словах священника, венчающего молодоженов: «Вы пришли на свадьбу как двое, но теперь вы трое, потому что третьим стал Христос, и теперь, когда вы трое с Христом, через Христа вы можете стать одним». Но если вам не нравится такой язык - ибо мы склонны считать, что он.теперь не может пониматься столь возвышенно, то говоря в наших терминах, то третья сила, которая необходима для высшего союза - это «Работа». Понять это непросто, потому что так очевидны различия супругов, и те конфликты, которые возникают во внешней жизни. Когда наша работа над собой уже набрала определенную силу, мы даже становимся способны видеть различия на психическом плане, о которых я говорил, когда мы касались внутреннего восприятия. Но еще глубже, гораздо глубже, чем все, что мы способны испытывать, в общепринятом смысле слова - лежат противоположные силы между мужчиной и женщиной в работе, и примирить их можно только достигнув единой воли. Я убежден, что истинный брак без Работы невозможен, ибо только она призвана примирить конфликтующие силы. Но эти силы не исчезают, напротив, они примиряются таким образом, что три становится одним, и работа поистине воплощается в них.

Если полное принятие друг друга стало таким образом реальностью, то наступает момент в эволюции совместной половой жизни, когда внутреннее единство уже несомненно, когда ясно видно, что нет доминирования одного супруга над другим, и все решения принимаются единодушно. Супруги, например, могут заметить, что их мысли очень часто совпадают, или их восприимчивость развивается настолько, что посмотрев на какой-либо предмет, они понимают, что видят в этом одно и то же. Но самое главное в том, что они способны принять свои отношения целиком, и действительно делают это, что дается им очень просто, ибо каждый абсолютно свободен, при этом они вдвоем образуют единое целое. Осознание отсутствия требований друг к другу и чувства собственности, и признание полного совпадения воли двоих говорят о том, что им открылся Бейт-ул-мухарем.

Следующая стадия внутренней эволюции половой жизни достигается, когда мужчина и женщина, развив в себе необходимую «способность быть», делают следующий шаг в принятии от Бейт-ул-мухарем к БЕЙТ-УЛ-МУКАДЕС. Это место открыто и для других, - это не только личные покои. Слово МУКАДЕС означает священный, и когда мужчина и женщина входят туда, они становятся совершенно отличными от всех, кого мы знаем в обычной жизни. В Буддизме, например, вошедший в эту обитель получает имя Бодхисаттва.

Превзойдя собственную природу, мужчина и женщина способны на принятие всего рода человеческого, которое Гурджиев описывал, как «беспристрастную любовь», в которой ВСЕ люди внутренне принимаются, как двое принимают друг друга в Бейт-ул-мухарем.

Через все стадии союза мужчины и женщины проходит единая нить, это принятие. Но не надо стесняться секса, считая, что единственной реальностью, имеющей ценность, является высший союз, в котором только и присутствует священное назначение полового акта. Даже без того, что я называю полным принятием возможно принятие Сиюминутное, момент, когда мужчина и женщина сознательно не ставят никаких условий и ничего не утаивают друг от друга. А так как это всего лишь миг, он остается только как память, заставляя людей пытаться пережить его снова, чего им не удается, ибо творческая энергия не в нашей власти.

Между мужчиной и женщиной может быть очень сильное притяжение, - даже любовь, но внутри, в их сознании присутствует ощущение, что у них нет полного и безоговорочного принятия. А ничто меньшее не позволяет реализовать удивительный потенциал человеческой натуры. Это требует жертв, не просто жертв своими интересами и склонностями, но жертвой себя, и готовностью из своего я превратиться в мы.

Большое несчастье для людей, которые способны на настоящий брак, если они упускают такую возможность, так как не знают, что для этого требуется, - в чем состоит секрет. Брак это очень важная ступень на пути к трансформации, но если мужчина и женщина готовы полностью принять друг друга, то они близки и к принятию всех остальных людей. Поэтому и говорят, что не существует такой вещи, как избирательная любовь; когда человек поистине любит, он любит всех без исключения. Само вступление в брак уже является службой на благо всему человечеству.

Сиюминутное принятие дает нам почувствовать огромные возможности, которые откроет нам полное принятие другого. Любовь в эти минуты не знает границ; мы любим все, на что падает наш взгляд, и пусть только на миг, - эгоизм замолкает в нас. Но к тому, чтобы это чувство поселилось в нас навсегда, лежит долгий и нелегкий путь. Мы должны признать собственное ничтожество, чтобы допустить существование высшей любви, которая и делает возможным это удивительное переживание.

Условием такого союза является духовность, но чтобы это понять, нужно пересмотреть все свое мировоззрение. Принято считать, что объективной реальностью является наше тело, внутри которого мы можем чувствовать «внутренний мир» энергий. И где-то, как полагают, вне нашего тела существует еще мир духовный - мир воли и принципов. На самом же деле все как раз наоборот; наша реальность состоит не в том, что мы обладаем телом, даже не в том, что мы - живые существа, а в том, что мы есть воплощение принципов третьего - духовного мира. Это мир имен Бога - ЕСМА - как обращается к нему Ибн Араби.

Человек сотворен «по образу и подобию Божьему», ибо он выражает собой духовный принцип. Тройственность, или триада, акта воли отражена в природе человека, - он имеет три «ума», каждый из которых передает определенный для него вид импульсов. Мужчина и женщина могут выполнить свои утверждающую и принимающую роли в супружеских отношениях, так как существует Работа, которая может примирить их. Работа им дается, чтобы действовать в соответствии с высшими силами.

Вся вселенная движется в сторону единства и целостности; из рассеянного состояния к высшей стадии порядка, в которой творится и выходит на свободу новая реальность. Это акт одухотворения материи и овеществление духа.

Человек - это эволюционирующий вид, - развитие заложено в самой его природе. При этом каждый индивидуум может влиться в поток одухотворения, реализации, и быть преображенным. Пока же он не достиг трансформации, он остается всего лишь животным, и как всякое животное имеет свой ограниченный срок существования. Трансформация человека не есть его личное дело, как и трансформация всего человеческого рода не есть результат достижения совершенства несколькими отдельными и не связанными между собою людьми. Человек в целом движется к единству, и если мы говорим, что существует цель человеческой эволюции, то все человечество должно организоваться в индивидуум, имеющий целостный опыт. Сколько миллионов лет этот процесс может занять - никому не известно.

СЕКС И ОБЩЕСТВО Если принять во внимание все, что было сказано о различных уровнях проявлений секса, легко понять, что способы, с помощью которых общество пытается регулировать сферу половой жизни, совершенно нереалистичны и неверны по своей направленности. При этом нужно отчетливо представлять два факта. Во-первых, для большинства людей секс служит прежде всего не средством продолжения рода и получения сексуального удовлетворения, а необходим для регулирования психических энергий. Во-вторых, настоящий союз двоих, или брак, доступен лишь немногим, способным и готовым на необходимое для этого жертвование собой. Оба эти факта организацией нашего общества совершенно не учитываются. Я хотел бы в общих чертах нарисовать картину общества, которое должно быть организовано в соответствии с этим фактами, касающимися половой жизни людей.

Основной функцией секса является половой акт между мужчиной и женщиной, который, как мы уже говорили, сам по себе регулирует их потоки творческой энергии, а также обеспечивает очистку организма от вырабатывающихся в ходе его функционирования продуктов. Те, у кого в период половой зрелости, половая функция не используется нормально, страдают от недомоганий, вызванных присутствием этих энергий, поэтому человек должен вступать в половые отношения хотя бы с одной лишь целью регулирования работы собственного организма.

То, что можно назвать «случайными отношениями» между мужчиной и женщиной, иначе говоря -отношениями «без до и после» - явление вполне нормальное, и просто выполняет роль регулятора энергий. Мне кажется, что существующая в настоящее время тенденция иметь «случайные связи» среди молодых людей полезна для общества и полностью соответствует потребности в нормальном сексе. В некоторых культурах такие связи были узаконены, в нашем же обществе ими торгуют как бы из-под прилавка, впрочем, это происходит далеко не всегда так уж скрытно. Однако, важно понимать разницу между «случайными связями» и распущенностью в сексе. Распущенность предполагает отношения, служащие только удовлетворению личности, в то время как случайные связи происходят в соответствии со слиянием сущностей.

Мы не представляем, насколько болен современный мир в результате напряженности, вызванной незнанием различных типов отношений и их благоприятного или же разрушительного влияния на судьбы людей. Так как научная предсказательная астрология, которая когда-то была способна определять совместимость сущностей, вряд ли возродится снова на прежнем уровне, мы попробуем наметить возможный переход от современного хаотического положения дел к обществу, в котором человек сможет реализовать свою природу и данный ему потенциал. Мы не увидим на этом пути внешних указателей правильного движения, опять же по той простой причине, что сфера секса относится к сущности. Однако каждому из нас возможно развить в себе некоторую внутреннюю чувствительность, пробуждение которой позволит нам направить свою сексуальность в нужное русло, так чтобы наши энергии были уравновешены, избегая при этом неблагоприятных для сущности связей. Мы можем обозначить это восприятие, словами Гурджиева «органически присущий стыд», так как оно связано с проявлениями нашей совести.

Мы можем представить себе картину социальной организации, где существуют отношения сожительства на основе определенных условий, почти договоров, что, понятно, браком не является, ибо не предусматривает условий «постоянного брака» - нерасторжимости и единственности отношений. Однако, необходимо понимать, что такое положение вещей практически достижимо, только если люди берутся вести работу над собой, поскольку лишь благодаря этой работе мы можем развить восприимчивость, позволяющую правильно направлять нас в сфере этих отношений. И тогда, из случайных связей могут возникнуть постоянные сущностные отношения, дающие возможность создать действительно благоприятные условия для появления, семьи, и подвести людей к выполнению следующей функции секса.

Следующую же функцию - продолжения рода - следует рассматривать отдельно от первой, так как она требует определённых обстоятельств, которых не требует первая. Как я уже говорил, родители имеют обязательства по отношению к ребенку, выполнение которых начинается еще до зачатия, продолжается до совершеннолетия ребенка, и предполагает стабильность и прочность отношений. В традиционных обществах эта стабильность обеспечивалась всем социальным укладом с его разработанной системой обрядов, законов, и правил подбора пар, но теперь становится очевидно, что в современных условиях такая внешне навязанная стабильность уже не может удовлетворить нас во многих отношениях. Если мы рассмотрим, что предполагает функция продолжения рода, нам станет еще более очевидно, почему это и должно быть так.

Мы оказываемся совершенно несостоятельны должным образом выполнять родительские обязанности даже на самом примитивном уровне, так как остаемся полностью невежественны в отношении некоторых сторон этого вопроса. Если учесть, что будущее человеческого рода находится в руках мужчин и женщин, вступающих в брак, становится понятным, насколько все, что связано с рождением ребенка важно для человечества в целом. А это означает, что в силу такой чрезвычайной важности, в вопросах рождения детей все должно тщательно регулироваться. В древних, традиционных культурах рождение ребенка не только считалось священным актом, но знания, необходимые для регулирования этой сферой, относилось к тайному знанию, доступному лишь немногим.

Врач-астролог в древнем понимании, который действительно этим знанием обладал, понимали и науку служения, то есть знал, как трансформировать собственное страдание на благо для общества. Благодаря этому, а не только за счет информированности и навыка астролог и мог выполнять свою работу.

Родительство - один из самых очевидных примеров того, что Гурджиев называл «намеренным страданием», когда человек идет на

Date: 2015-05-23; view: 302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию