Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10.1., 10.2. Крещение. Венчание. Панихида. Великий пост. Пасха





Христианская картина мира ярко выражена в обрядах, связанных с главными этапами человеческой жизни.

Крещение – венчание – панихида: это своеобразное триединство, когда человек одновременно умирает и рождается к новой жизни. К таинствам православной церкви относятся: крещение, брак (венчание), миропомазание, причащение (Евхаристия), покаяние (исповедь), елеосвящение (соборование), священство. Последовательность содержание этих служб изложены в богослужебной книге «Требник».

Великий пост и Пасха занимают большой период года, и песнопения, звучащие только в этот период, значительно отличаются от других песнопений: великопостные – глубиной скорби, печали и одновременно ожиданием праздника, пасхальные же песнопения – торжеством жизни, радостным ликованием и лучезарностью.

В песнопениях Великого Поста последовательно отражено содержание недель Поста и последней недели перед Пасхой, именуемой Страстной («страсти» – страдание Иисуса Христа). Во время Пасхи звучит много новых песнопений – стихиры (стихи) Пасхи, задостойники (вместо «достойно есть»), хоровые концерты, прокимны.

Требования к знаниям: знать свадебные обряды в русских операх: М.Глинка «Иван Сусанин» – квартет «Милые дети», хор девушек «Разгулялися, разливалися»; «Руслан и Людмила» – языческая свадьба Руслана и Людмилы; А.Даргомыжский «Русалка»; Н.Римский – Корсаков «Снегурочка», «Садко»; «Сказание о невидимом граде Китеже» - хор «Как по мостикам»; И.Стравинский «Свадебка»; М.Мусоргский «Борис Годунов» – венчание на царство; знать применение образов панихиды в русской музыке (П.И.Чайковский Опера «Пиковая дама» – вступление и начало 5 картины, конец 7 картины; Симфоническая поэма «Ромео и Джульетта» – тема вступления «Со святыми упокой»; М.Мусоргский Опера «Борис Годунов» – сцена смерти Бориса; П.Чайковский «Трио памяти великого артиста»; С.Рахманинов «Элегическое трио» симфоническая поэма «Колокола» IV часть – траурная; С.Танеев Кантата «Иоанн Дамаскин» – тема «Со святыми упокой» звучит во вступлении, затем в оркестровой партии –ТЕМА РОКА, тема «Успокой, Господи, душу усопшего раба Твоего» – 2 тема побочной партии); знать определения «Великий пост», «Страстная седмица», «Пасха», «Задостойник», «Стихира», «Прокимен» и их особенности.

Требования к умениям: петь по нотам примеры из опер, кантаты; играть по нотам темы из симфонических произведений по темам «Венчание», «Панихида». Играть по нотам партитуры «Покой, Спасе наш» киевского распева, «Припевы к канонам усопших» А.Архангельского, «Со святыми упокой» обычного распева; петь по нотам песнопения Великого поста («Покаяния отверзи ми двери» старинного распева, «На реках Вавилонск из старинных нотих», «Не отврати лица твоего» Прокимен великий, «Да исправится молитва моя» П.Чесноков, «Помышляю день страшный» А.Архангельский); песнопения «Страстной седмицы» («Се жених грядет» киевский распев, «Чертог твой» киевский распев, «Вечери твоея тайныя» И.Дворецкий, «Благообразный Иосиф, болгарский распев, П.Турчанинов», «Волною морскою», Д.Бортнянский), песнопения Пасхи (Тропарь Пасхи, Стихира Пасхи, Прокимен Пасхи, «Ангел вопияше» М.Мусоргский).

Тема 11.1., 11.2. Раннее русское многоголосие (демественное, строчное пение). Партесный стиль (конец XVII – первая половина XVIII вв.). Творчество мастеров партесных композиций: Н.Дилецкого, В. Титова, Н. Калашникова, Н.Бавыкина.

Демественное, строчное пение (троестрочие) – переходная стадия от одноголосного знаменного пения к многоголосной партесной музыке. Раннее русское многоголосие. Партесный стиль (конец XVII – первая половина XVIII вв.). Исторические предпосылки возникновения данного стиля в России. Виды партесного стиля:

постоянное многоголосие – обработки мелодий знаменного и других роспевов; переменное многоголосие (свободные композиции): псальмы и канты, обиходная партесная музыка и партесный концерт.

Творчество мастеров партесных композиций: Н.Дилецкого, В. Титова, Н. Калашникова, Н.Бавыкина.

Требования к знаниям: знать особенности демественного, строчного, партесного пения; виды партесного стиля (постоянное переменное многоголосие), знать творчество мастеров партесных композиций: Н.Дилецкого, В. Титова, Н. Калашникова, Н.Бавыкина.

Требования к умениям: музыкальная викторина – студенты должны определить на слух строчное пение, партесные обработки знаменных мелодий, канты, партесные концерты («Воскресенский канон» Н.Дилецкого, «Херувимская» Н.Калашникова); играть по нотам «Псалмы» В.Титова на стихи Симеона Полоцкого.

Семинар 4 часа.

Тема III. Русская духовная музыка (второй половины XVIII – начала XIX вв.).

Тема 12.1., 12.2. Духовно-хоровое творчество М. Березовского, Б. Галуппи.

Три исторических этапа развития классицисткого хорового концерта (с 1760 по 1825 гг.).

Хоровое творчество М. Березовского рассматривается на примере хоровых концертов: «Не отвержи мене во время старости», «Господь воцарися», «В началех ты, Господи», «Да воскреснет Бог». Духовно-хоровое творчество Б.Галуппи

 

Date: 2015-05-23; view: 568; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию