Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тактические особенности действий проводимых участковым уполномоченным полиции при разбирательстве семейно-бытового конфликта





При разбирательстве семейно-бытового конфликта, общение играет важную роль в профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции, поскольку одной из его непосредственных служебных задач является поиск и сбор информации, новых сведений и фактов, представляющих интерес в конкретной ситуации. Реализуя эти цели, в силу своей профессии и занятости, участковому уполномоченному приходится выстраивать коммуникативные контакты с людьми разного возраста, пола, вероисповедания, национальности, социального положения, уровня воспитанности и культуры и т.д., быть в непредсказуемых ситуациях общения.
Как правило, опытные участковые уполномоченные полиции учатся получать информацию не только непосредственно из речи партнера по общению, но и из интонации, взгляда, выражения лица, манере говорить и вести себя, сопровождающих речь жестов, положении тела и т.д.

При разбирательстве семейно-бытового конфликта участковый уполномоченный полиции должен знать основные механизмы развития конфликтов, так как благодаря психологическим знаниям и умениям можно достаточно оперативно проводить анализ многих конфликтов и находить пути их решения. При этом следует помнить, что участниками конфликта являются люди, как правило, психически не устойчивые, каждый может совершенно по-разному, непредсказуемо отреагировать на вмешательство сотрудника ОВД в конфликтную ситуацию, поэтому следует помнить, что не могут быть универсальными методы оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

Таким образом, можно выделить самые основные правила общения, которые должен соблюдать участковый уполномоченный полиции при взаимодействии с гражданами. Эти правила помогут эффективно общаться, собирать информацию и налаживать необходимые в профессиональной деятельности сотрудника контакты:

- концентрирование внимания на говорящем, его сообщении.

- необходимо уточнять, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

- сообщайте собеседнику в перефразированной форме смысл принятой информации.

- в процессе приема информации не перебивать говорящего, не давать советы, не критиковать, не подводить итог, не отвлекаться на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

- добиваться, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдать последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой собеседником информации, не переходите к новым сообщениям.

- поддерживать атмосферу доверия, взаимного уважения; проявлять сочувствие к собеседнику;

- использовать невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

 

Далее рассмотрим непосредственно действия участкового уполномоченного полиции с момента получения информации о произошедшем семейно-бытовом конфликте до момента его разрешения.

Первоначально, получив сообщение о бытовом конфликте и зарегистрировав его, оперативный дежурный по отделу внутренних дел должен детально проинструктировать сотрудников полиции, выезжающих на происшествие. Участковый уполномоченный должен узнать от дежурного по ОВД, при наличии у него данных, точный адрес места происшествия, обстановку и характер конфликта, причины его возникновения, действия, происходящие во время скандала, личность правонарушителя (фамилия, имя, отчество, судим или нет, как часто устраивает скандалы, состоит ли на учете в ОВД, имеется ли, охотничье орудие). В данном случае необходимо знать краткую характеристику неблагополучной семьи, с указанием, на что может быть способен скандалист, поскольку, правонарушитель может оказаться стоящим на учёте в психодиспансере или наркодиспансере, или же бывшим осужденным.

Участковый уполномоченный полиции, получив заявление (жалобу) пострадавшего и обнаружив в нем признаки преступления, предусмотренного ст. 112, 115, 116, 117 УК РФ, обязан:

1. получить объяснения с пострадавшего, очевидцев и лиц, причастных к совершению данного преступления;

2. направить пострадавшего в медицинское учреждение для фиксации нанесенных тому повреждений, после чего, если степень тяжести причиненного вреда не очевидна, назначить судебно-медицинское исследование;

— в случае если пострадавшему были причинены побои или легкий вред здоровью (ст. 115, 116 УК РФ), а лицо, совершившее данное преступление, установлено, участковый уполномоченный принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, разъясняя всем заинтересованным лицам их права. Это связано с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115 и 116 УК РФ, являются уголовными делами частного обвинения, а в соответствии со ст. 318 УПК РФ уголовные дела частного обвинения возбуждаются судом по заявлению потерпевшего или его представителя.

Если же лицо, совершившее преступление (в том числе и частного обвинения), не установлено, то собранный материал направляется по подследственности в орган (подразделение) дознания для возбуждения уголовного дела и его дальнейшего расследования.

На сигналы об угрозах убийством, нанесением тяжких, средней или небольшой степени тяжести телесных повреждений или уничтожением имущества следует реагировать незамедлительно: прибыв на место конфликта, разобраться, истребовать от очевидцев и правонарушителя объяснения, провести с ним профилактическую беседу, разъяснить, что в случае реальности намерений угрожающий понесет уголовную ответственность. Если угроза подпадает под признаки ст. 119 УК РФ, то участковый уполномоченный должен получить объяснения от очевидцев происшедшего, заявление от пострадавшего, собрать другие необходимые документы для возбуждения уголовного дела. После сбора необходимых документов участковый уполномоченный полиции передает собранный материал доследственной проверки в соответствии со ст. 150 УПК РФ в орган (подразделение) дознания для возбуждения уголовного дела и про ведения расследования.
В ходе профилактических мероприятий участковый уполномоченный должен стремиться исключить отрицательное влияние на бытового правонарушителя со стороны его ближайшего окружения на работе, в быту или сфере досуга, выражающееся в вовлечении в пьянство или употребление наркотиков, советах разрешать бытовые конфликты противоправными мерами, в подстрекательстве причинить физический или материальный вред другим участникам конфликта.
О выполнении каждого запланированного мероприятия в от ношении бытового правонарушителя составляется справка, помещаемая в папку-накопитель наблюдательного дела. Результаты работы с данной категорией лиц еженедельно докладываются руководству горрайоргана внутренних дел.
Также необходимо, чтобы существовала надежная связь, особенно в вечернее время, между дежурной частью и участковым уполномоченным. Дело в том, что сигнал о возникшем конфликте может поступить (довольно часто именно так и есть) в дежурную часть. В таком случае дежурный, посылая наряд, одновременно сообщает об этом участковому уполномоченному и предлагает ему возглавить работу наряда. Если сигнал поступил непосредственно участковому уполномоченному и тот, оценив обстановку, приходит к выводу, что собственными силами ему не разрешить конфликт, то он обращается за помощью в дежурную часть.
Участковый уполномоченный полиции, выезжающий на семейно-бытовой конфликт должен знать:

  • свои права и обязанности;
  • уметь отличать мелкое хулиганство от уголовно наказуемых действий, наиболее часто совершающихся при семейных скандалах;
  • законодательство о браке и семье;
  • особенности семейной жизни, обладать определенным жизненным опытом;
  • когда и при каких обстоятельствах применять оружие и приемы самбо.

При этом, если на разрешение конфликта участковый уполномоченный идет с помощниками (опыт подсказывает, что выходить одному на разбор конфликта во многих отношениях нежелательно), то он руководит и направляет их действия.
Необходимо, чтобы существовала надежная связь, особенно в вечернее время, между дежурной частью и участковым уполномоченным. Дело в том, что сигнал о возникшем конфликте может поступить (довольно часто именно так и есть) в дежурную часть. В таком случае оперативный дежурный, посылая наряд, одновременно сообщает об этом участковому уполномоченному и предлагает ему возглавить работу наряда. Если сигнал поступил непосредственно участковому уполномоченному и тот, оценив обстановку, приходит к выводу, что собственными силами ему не разрешить конфликт, то он обращается за помощью в дежурную часть.
Первоочередные действия УУП при входе в квартиру, где происходит скандал, зависит в каждом случае от конфликтной обстановки, успех действий - от правильной ее оценки.

Во всех случаях необходимо проявлять максимум бдительности, быть готовым к любым неожиданностям.

Если известно, что правонарушитель скандалист, но не угрожает физической расправой, необходимо позвонить в квартиру и представиться: «Откройте, я Ваш участковый уполномоченный полиции» с указанием специального звания и фамилии. Войдя, поздороваться, спокойным, уверенным тоном узнать, кто вызвал полицию. Чтобы разрядить обстановку следует попросить паспорт и после этого начать выяснять обстоятельства скандала. Обстоятельно и по очереди следует выслушать обе стороны и виновного и дотерпевшего.

Выносить решение надо, будучи твердо уверенным, в хулиганских действиях скандалиста, так как иногда скандалы происходят из-за пустяков.

Вооруженный правонарушитель особенно опасен для окружающих и самого участкового уполномоченного полиции.

Во избежание получение ранений участковый уполномоченный полиции на месте происшествия обязан принять все меры предосторожности. Необходимо выяснить, чем вооружен правонарушитель: ножом, топором, ружьем.
Пригласить с собой понятых из числа соседей. Учесть количество взрослых людей в квартире, физические возможности и способности скандалиста. Войдя в квартиру решительно и твердо заставить подчиниться себе правонарушителя. Сориентироваться, какие действия необходимо принять в первую очередь.

В одном случае, возможно, быстро войти в квартиру вместе с понятыми и сразу обезоружить хулигана и далее связать его, отобрав оружие. В другом случае, имея наготове оружие, предупредить о применении его, если он не сдаст свое оружие, занять выгодную позицию в квартире, находясь на расстоянии, недосягаемом для удара. После этого с помощью других лиц обезоружить его. Если помощи ждать не от кого, применить силу, хитрость для обезоруживания хулигана.

Если правонарушитель продолжает вести себя агрессивно по отношению к окружающим, то его необходимо доставить в ОВД по правилам, изложенным в Уставе ППС. При сопровождении правонарушителя не ослаблять внимание до тех пор, пока он не будет доставлен в отдел. Не вступать с задержанным в спор, несмотря на его ругань и угрозы, быть бдительным, корректным и требовательным.
По прибытии доложить рапортом о поведении скандалиста во время доставления в ОВД.
Тактические действия участкового уполномоченного полиции в пресечении возникшего бытового конфликта могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать достижение одной цели — снятие психологического напряжения в семье.

В одних случаях такие действия могут выражаться в проведении на месте (в доме, квартире) беседы, содержащие призывы к благоразумию;

в других — эта мера дополняется изъятием огнестрельного и иного оружия, наложением на конфликтующих иных взысканий;

в-третьих, когда страсти сильно накалены и дело дошло до драки, побоев или же высказываются реальные угрозы причинения вреда окружающим, приходится прибегать к временной изоляции зачинщика конфликта.

Суммируя все сказанное, можно схематично изложить основные действия участкового уполномоченного при разборе бытового конфликта:
1. Получив информацию о возникшем остром семейно-бытовом конфликте, грозящем перерасти в преступление, участковый уполномоченный отправляется на место конфликта, по возможности пригласив с собой авторитетного, опытного помощника (дружинника, внештатного сотрудника полиции и др.).
2. При разбирательстве конфликта рекомендуется принимать следующие меры:
- защитить граждан, оказавшихся под угрозой насилия;

- удалить с места происшествия посторонних, не прописанных в данной квартире, доме;
- осуществить при необходимости задержание участников конфликта с доставлением их в отделение полиции.

- изъять оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для нанесения телесных повреждений, горючие вещества в случае угрозы поджога здания;
- принимать иные меры, диктуемые сложившейся обстановкой нередки случаи, когда в результате возникшего бытового конфликта, К моменту его разбирательства уже совершено уголовно-наказуемое хулиганство.
В заключение хотелось бы отметить следующие моменты, что участковый уполномоченный полиции выполняет очень ответственную и кропотливую каждодневную работу по диагностике, профилактике и разбирательстве семейно-бытовых конфликтов. Ввиду сложившихся обстоятельств ему приходится постоянно работать с лицами, представляющих угрозу для нормального функционирования общества и семьи. На обслуживаемом им административном участке, как правило, проживают и несовершеннолетние преступники, и ранее судимые, и состоящие на учёте в различных диспансерах, и другие граждане, попадающие в зону риска, которые нередко становятся участниками конфликтов в семьях.

 

Заключение


Российское законодательство, ориентируясь на международные стандарты в области правового статуса человека, отдает приоритет правам личности и создает новые механизмы их защиты. Но многие проблемы остаются нерешенными. В ст. 21 Конституции РФ говорится: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» и, тем не менее, насилие имеет негативную тенденцию к распространению и проникает в самые сокровенные уголки человеческого общества. По данным статистики, каждое восьмое преступление в стране – это насильственное преступление.

Наиболее остро агрессия и жестокость проявляются в семье, которая по определению изначально, казалось бы, лишена криминогенности, где люди должны получать поддержку, любовь и заботу. Мировым сообществом данному явлению дается соответствующая социально-правовая оценка. Участники Первого европейского криминологического конгресса (Лозанна, сентябрь
2001 г.) поставили проблему насилия в семье в один ряд с организованной преступностью, наркотизацией и терроризмом1. На международной конференции «Предотвращая домашнее насилие: итоги и перспективы» (Москва, 7-9 апреля 2006 г.) указанное явление охарактеризовано как проблема национальной безопасности, подрывающая основы воспитания детей и влияющая на демографическую ситуацию в России.

По различным оценкам около трети убийств происходит в семье, иные насильственные деяния в той или иной форме имеют место в каждой второй-четвертой семье. Как правило, подобные ситуации носят систематический характер, представляя реальную и потенциальную опасность для социального здоровья семьи, общества и подрастающего поколения. Однако, несмотря на масштабы и социальную опасность внутрисемейного насилия, складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, общество и государство признают обозначенную проблему глобальной и требующей немедленного реагирования, с другой – государство предпринимает лишь робкие шаги в этом направлении, предпочитая не вмешиваться в семейную сферу, а реальные меры по противодействию насилию в семье остаются лишь предметом научных дискуссий.
Анализ правоприменительной практики, новых ее явлений и тенденций указывает на возросший за последние годы потенциал функционирующей в стране системы предупреждения семейно-бытовых правонарушений, которая проводит значительную работу по устранению и блокированию криминогенных факторов, целенаправленному воздействию на процессы, ситуации и личностные деформации правонарушителей, являющихся объектами профилактического воздействия. Внутренние возможности системы, однако, в нынешних условиях радикальной перестройки, когда происходят интенсивные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни, далеко еще не исчерпаны и не везде используются в полной мере, а ее вклад в решение общей задачи искоренения преступности и массива правонарушений в стране может и должен быть увеличен.
Среди прочих причин семейного насилия выделяется инертность государственных органов в решении проблем семьи, что во многом объясняется отсутствием четкого определения их компетенции в данной сфере и несовершенством законодательной базы для подобной деятельности. Так, к проблемам нормативного свойства можно отнести: отсутствие комплексного закона о противодействии насилию в семье, несовершенство законодательной техники построения норм уголовного закона, регламентирующих вопросы ответственности за насилие в семье, недостаточную и однобокую (составы гл. 20 УК РФ) дифференциацию такой ответственности.

Требует совершенствования и система учета преступлений, совершенных в семейно-бытовой сфере, поскольку отсутствие адекватной статистики виктимности в семье затрудняет разработку эффективных мер противодействия семейному насилию.
Безусловно, институт семьи находится на стыке частных и публичных интересов, что обусловливает сложность в установлении пределов вмешательства государства в семейные дела и затрудняет процесс нормативного регулирования. В то же время актуальность всестороннего изучения механизмов семейного насилия, необходимость нахождения научно-аргументированных подходов к регламентации ответственности и путей устранения дисфункций в семейной сфере очевидна.
Являясь важным инструментом интенсификации предупредительной деятельности в сфере конфликтных семейно-бытовых отношений, система профилактики в процессе ее развития сама нуждается в дальнейшем совершенствовании, обновлении содержания своей работы, расширении пределов применения профилактического воздействия, повышении эффективности функцио нирования ее звеньев, координации и взаимодействия, совершенствовании, организационных основ, улучшении кадрового, ресурсного, информационного, правового и иного обеспечения.

В контексте приведенного весьма перспективной является дальнейшая научная разработка и внедрение наиболее рациональных принципов организаций про филактической работы, призванных укрепить горизонтальные связи согласования и координации одноуровневых субъектов предупреждения и вертикальные взаимосвязи управления и соподчиненности между управляемыми и управляющими звеньями, обеспечить сбалансированность функционирования всей системы.
Подводя итог, необходимо отметить, что кропотливая, целенаправленная работа участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению семейно-бытовых конфликтов при взаимодействии служб ОВД, психологов, медработников, сможет повлиять на уменьшение числа общественно-опасных деяний, совершаемых против личности и общественного порядка. Деятельность участкового уполномоченного полиции по борьбе с правонарушениями в сфере семейно-бытовых отношений во многом определяется тем, насколько УУП знает население, проживающее на его участке.

Только профессионально подготовленный, юридически грамотный участковый уполномоченный полиции в состоянии выполнить задачи, стоящие перед службой участковых уполномоченных полиции по предотвращению и пресечению правонарушений и преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.
Реформирование системы органов внутренних дел, проводимое руководством страны, должно решить вышеуказанные проблемы. В период изменений всегда находится много факторов, которые усложняют этот процесс. Поэтому, на пути коренной переработки правоохранительной системы будут определенные трудности. Но путь реформ – путь сложный и долгий. Принятые меры уже дают положительный результат, но их явно не достаточно. Предстоящие изменения не просто изменение названия «милиция» на «полиция», это изменение структуры и функциональной наполненности органов внутренних дел, которые должны привести к уменьшению уровня преступности в нашей стране.








Date: 2015-05-23; view: 2542; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.012 sec.) - Пожаловаться на публикацию