Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Дисциплина «Социология духовной жизни» относится к вариативной части профессионального учебного цикла – 3Е





Дисциплина «Социология духовной жизни» относится к вариативной части профессионального учебного цикла – 3Е.

Для успешного освоения дисциплины «Социология духовной жизни» обучающимся необходимы базовые знания, умения и навыки, формируемые в процессе изучения следующих дисциплин и модулей:

- «Теоретическая социология» (1-3 семестры) – представления о специфике социальной жизни, особенностях и формах социального взаимодействия, структуре общества, социальных процессах, а также навыки изучения и анализа общества;

- «Психология» (1 семестр) – знания о специфике процессов передачи и восприятия информации, психологических закономерностях общения людей, структуре и основных психологических параметрах личности;

- «Русский язык и культура речи» (2 семестр) – знание русского языка и культуры речи, владение базовыми навыками использования средств вербальной коммуникации;

Изучение дисциплины «Социология духовной жизни» является необходимым условием успешной подготовки выпускной квалификационной работы в силу специфики профессиональных компетенций, формируемых в результате ее освоения.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология духовной жизни»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

б) профессиональных (ПК):

производственно-прикладная деятельность:

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

- специфику своей профессии и профессиональной деятельности (ОК- 8);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

2. Уметь:

производственно-прикладная деятельность:

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

3. Владеть:

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

 

Содержание и структура дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 

1. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура.

1.1. Социальная природа духовной жизни

1.2. Содержание духовной жизни. Соотношение понятий «социальная жизнь» и «духовная жизнь».

1.3 Взаимодействие «материальной жизни» и «духовной жизни».

1.4 Социальная жизнь на основе социального взаимодействия.

1.5 Структура духовной жизни.

2.ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

2.1. Социология духовной жизни как специальная социологическая теория. Объектно - предметная составляющая дисциплины. Аналитические единицы духовной жизни, их сущность и функции в жизни общества.

Компоненты духовной жизни на общественном, групповом и индивидуальном уровнях.

2.2. Духовная жизнь общества как его особое духовное состояние, характеризующее интеллектуальное поведение и деятельность человека и его сообщества.

2.3. Задачи и функции учебной дисциплины.

2.4. Понятийно - категориальный аппарат социологии духовной жизни.

Категория «духовность» в системе понятий социологии.

3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧНСКОГОПОДХОДА К АНАЛИЗУ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.

3.1. Философский уровень анализа духовной жизни. Проблема «духа» в античной философии (Аристотель, Платон, Демокрит). Немецкая классическая философия о сущности человеческого бытия как отражении духовной сущности человека. Исследования духовности в философии Х1Х – ХХ в.в.

3.2. Теологическое объяснение «души» человека.

3.3. Русская философская мысль о духовности и предназначении человека. Проблема смысла человеческой жизни. С.Франк, Н. А. Бердяев о сложности и глубине духовной жизни русского человека. Соотношении понятий дух, душа, духовность в философии Н. А. Бердяева.

3.4.Концепция жизненных смыслов и культурных ценностей в концепции Э. Фромма, В. Франкла.

3.5. Э. Дюркгейм о «духовности». Социологический подход в отечественной науке (вторая половина ХХ века).

4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

4.1. Духовная жизнь как феномен социальной жизни. Природа ментальности, ее место в структуре сознания.

4.2. Роль и значение экономической, политической, интеллектуальной и духовной составляющей в структуре социальной жизни.

4.3. Значение ценностно-нормативного подхода в изучении духовной жизни.

4.4. Единство гносеологического, социологического и аксиологического подходов в философском исследовании духовных явлений и процессов.

4.5. Общенаучные методы в анализе духовных явлений.

5. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ВИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ – ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА.

5.1. Специфика духовной жизни первобытного общества. Исторические структуры сознания: архаическая, магическая, мифическая, ментальная и интегральные структуры.

5.2. Духовная жизнь доиндустриального общества.

5.3. Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриальных обществ. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм, конфуцианство, иудаизм) – духовная структура, общие принципы и специфика.

5.4. Сакральное и профанное в духовной жизни. Сакральные истоки культуры. Два лика русской духовности. Религия как самостоятельный институт духовной деятельности в доиндустриальную эпоху.

5.5. Наука и искусство, литература как регуляторы духовной жизни общества в доиндустриальный период. От мифов к светской литературе.

6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ИНДУСТРИАЛЬНОГО И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА..

6.1. Взаимосвязь и взаимодействие социально-экономической сферы жизнедеятельности и духовной культуры. Кризисные явления техногенной цивилизации.

6.2. Две противоречивые тенденции в науке и культуре - сциентизм и антисциентизм. Западная и восточная цивилизации и единство и специфика духовной жизни.

6.3. Развитие форм общественного сознания: науки, философии, права, морали, искусства и религии.

6.4.Социологические проблемы научного и художественного творчества.

Общественное сознание и общественное мнение.

6.5. Духовная жизнь общества в период преобразований (Советский Союз- Россия)

6.6. Массовая культура как объект социологического изучения.

6.7.Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института.

7. РОЛЬ СМИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

7.1. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет. Природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Влияние виртуального мира, формируемого средствами искусства и литературы, их воздействие на общественное и массовое сознание. Негативные последствия виртуальной реальности на процессы социализации.

7. 2. Методы анализа деятельности СМИ: формула Лассуэла. Виды и циклы социокультурных коммуникаций.

7. 3. Социальные причины дезинформации населения. «Информационные войны» - цели, задачи, этапы.

8. ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ДУХОВНО – ИДЕОЛГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ.

8.1. Светское государство и религиозные конфессии, специфика социальных функций. Закон о свободе совести.

8.2. Культурообразующие религии (христианство, ислам, буддизм, иудаизм), их статус в Российском обществе. Конфуцианство - буддийская цивилизация: путь золотой середины. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха. Индо - буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью. Западная цивилизация: римский путь. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника.

8.3. Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в мире.

8.4.Мировые религии в контексте глобализации.

9. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ГРУППЫ.

9.1. Субкультура в обществе и методы социологического анализа. Субкультура: характеристика и ее основные функции (самоутверждение ее носителей, адаптация к среде, использование специфических символов и значений).

9.2. Типы субкультур. Архаичные и авангардные субкультуры. Контркультура, ее взаимоотношение с доминирующей культурой.

9.3. Группа как субъект исторического процесса. Своеобразие духовно-культурной жизни социальной группы.

9. 4.Конформизм и его роль в усилении интегрированности группы.

Значение солидарных взаимодействий в группе и их роль в духовной жизни общества.

10. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.

10.1. Социализация и личность: этапы духовного развития личности.

Модели социализации как проблема социальной организации общества.

Социализация – специфическая форма присвоения человеком гражданских отношений.

10.2. Духовная составляющая как важный компонент в социализации человека.

10.3. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности в современном российском обществе. Типология личности на основе ценностно-нормативных критериев.

10. 4.Духовная жизнь личности как взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности.

11. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

11.1. Специфика духовного производства. Научное познание и его отличие от обыденного познания. Функции науки, их роль и значение. Эмпирический и теоретический уровни в постижении действительности.

11.2. Система образования как важнейший компонент духовной жизни.

11.3. Образование как важный способ воспитания, созданный обществом.

11.4. Европейская модель образования, ее соответствие индустриальной цивилизации.

11. 5.Реформы образования в российском обществе.

12. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

12.1. Культура как важнейшее системное качество духовной сферы общества.

12.2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции. Традиционная регуляция в современном обществе.

12.3.Социально-исторические системы представлений о мире: миф – религия – идеология. Миф как социальное явление. Миф в современном обществе.

12.4. Особенности и социально-историческая роль религии. М. Вебер о регулятивной функции религии.

12.5. Движение от «священного» (религиозного) к «светскому» (гражданскому) в общественной жизни, в том числе духовной. Десакрализация духовной сферы.

12. 6.Идеология и религия, сходство и различие.

13.ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЕЖИ.

13.1 Молодежь как социально-демографическая группа. Принципы и подходы научного исследования молодежи. Межпоколенные отношения: проблемы преемственности и конфликты.

13.2. Включение молодежи в социокультурную, экономическую, политическую и духовную жизнь общества.

13.3. Кризис социализации современной российской молодежи. Ценностные ориентации молодежи.

13.4. Молодежная субкультура и индикаторы ее состояния и развития. Количественные индикаторы состояния духовной жизни и культуры молодежи. Затраты времени и денежных средств на удовлетворение духовных потребностей.

13. 5.Духовный поиск российской молодежи на современном этапе развития. Перспективы развития духовной жизни молодежи.

14. ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В РЕЛИГИЯХ МИРА.

14.1. Сущность духовности в христианстве. Составляющие духовности в исламе. Суфизм как система духовного совершенствования. Проблема духовного становления в восточных системах и боевых искусствах.

14.2. Русская философия о духовности и назначении человека.

14. 3. Духовность в философских, психологических, социологических исследованиях Востока в ХХ столетии.

15. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР.

15.1 Необходимость гуманитарного диалога цивилизаций. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема. К. Леви — Строс о ХХI веке как веке гуманитарных наук.

15.2. Философия цивилизованного партнерства. Культура согласия как одна из форм партнерства будущего.

15.3. Глобализация и вестернизация: тупики «культурного империализма» (Ш. Айзенштадт), антиглобализм (Р. Робертсон).

15.4. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях.

15. 5 Глобальная духовная реформация, ее основные измерения.

Date: 2015-05-23; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию