Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Дисциплина «Социология духовной жизни» относится к вариативной части профессионального учебного цикла – 3ЕСтр 1 из 5Следующая ⇒ Дисциплина «Социология духовной жизни» относится к вариативной части профессионального учебного цикла – 3Е. Для успешного освоения дисциплины «Социология духовной жизни» обучающимся необходимы базовые знания, умения и навыки, формируемые в процессе изучения следующих дисциплин и модулей: - «Теоретическая социология» (1-3 семестры) – представления о специфике социальной жизни, особенностях и формах социального взаимодействия, структуре общества, социальных процессах, а также навыки изучения и анализа общества; - «Психология» (1 семестр) – знания о специфике процессов передачи и восприятия информации, психологических закономерностях общения людей, структуре и основных психологических параметрах личности; - «Русский язык и культура речи» (2 семестр) – знание русского языка и культуры речи, владение базовыми навыками использования средств вербальной коммуникации; Изучение дисциплины «Социология духовной жизни» является необходимым условием успешной подготовки выпускной квалификационной работы в силу специфики профессиональных компетенций, формируемых в результате ее освоения. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология духовной жизни» Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки: а) общекультурных (ОК): - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); б) профессиональных (ПК): производственно-прикладная деятельность: - умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1. Знать: - специфику своей профессии и профессиональной деятельности (ОК- 8); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); 2. Уметь: производственно-прикладная деятельность: - умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5); 3. Владеть: - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
Содержание и структура дисциплины Содержание разделов дисциплины
1. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура. 1.1. Социальная природа духовной жизни 1.2. Содержание духовной жизни. Соотношение понятий «социальная жизнь» и «духовная жизнь». 1.3 Взаимодействие «материальной жизни» и «духовной жизни». 1.4 Социальная жизнь на основе социального взаимодействия. 1.5 Структура духовной жизни. 2.ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 2.1. Социология духовной жизни как специальная социологическая теория. Объектно - предметная составляющая дисциплины. Аналитические единицы духовной жизни, их сущность и функции в жизни общества. Компоненты духовной жизни на общественном, групповом и индивидуальном уровнях. 2.2. Духовная жизнь общества как его особое духовное состояние, характеризующее интеллектуальное поведение и деятельность человека и его сообщества. 2.3. Задачи и функции учебной дисциплины. 2.4. Понятийно - категориальный аппарат социологии духовной жизни. Категория «духовность» в системе понятий социологии. 3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧНСКОГОПОДХОДА К АНАЛИЗУ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. 3.1. Философский уровень анализа духовной жизни. Проблема «духа» в античной философии (Аристотель, Платон, Демокрит). Немецкая классическая философия о сущности человеческого бытия как отражении духовной сущности человека. Исследования духовности в философии Х1Х – ХХ в.в. 3.2. Теологическое объяснение «души» человека. 3.3. Русская философская мысль о духовности и предназначении человека. Проблема смысла человеческой жизни. С.Франк, Н. А. Бердяев о сложности и глубине духовной жизни русского человека. Соотношении понятий дух, душа, духовность в философии Н. А. Бердяева. 3.4.Концепция жизненных смыслов и культурных ценностей в концепции Э. Фромма, В. Франкла. 3.5. Э. Дюркгейм о «духовности». Социологический подход в отечественной науке (вторая половина ХХ века). 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. 4.1. Духовная жизнь как феномен социальной жизни. Природа ментальности, ее место в структуре сознания. 4.2. Роль и значение экономической, политической, интеллектуальной и духовной составляющей в структуре социальной жизни. 4.3. Значение ценностно-нормативного подхода в изучении духовной жизни. 4.4. Единство гносеологического, социологического и аксиологического подходов в философском исследовании духовных явлений и процессов. 4.5. Общенаучные методы в анализе духовных явлений. 5. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ВИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ – ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА. 5.1. Специфика духовной жизни первобытного общества. Исторические структуры сознания: архаическая, магическая, мифическая, ментальная и интегральные структуры. 5.2. Духовная жизнь доиндустриального общества. 5.3. Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриальных обществ. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм, конфуцианство, иудаизм) – духовная структура, общие принципы и специфика. 5.4. Сакральное и профанное в духовной жизни. Сакральные истоки культуры. Два лика русской духовности. Религия как самостоятельный институт духовной деятельности в доиндустриальную эпоху. 5.5. Наука и искусство, литература как регуляторы духовной жизни общества в доиндустриальный период. От мифов к светской литературе. 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ИНДУСТРИАЛЬНОГО И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.. 6.1. Взаимосвязь и взаимодействие социально-экономической сферы жизнедеятельности и духовной культуры. Кризисные явления техногенной цивилизации. 6.2. Две противоречивые тенденции в науке и культуре - сциентизм и антисциентизм. Западная и восточная цивилизации и единство и специфика духовной жизни. 6.3. Развитие форм общественного сознания: науки, философии, права, морали, искусства и религии. 6.4.Социологические проблемы научного и художественного творчества. Общественное сознание и общественное мнение. 6.5. Духовная жизнь общества в период преобразований (Советский Союз- Россия) 6.6. Массовая культура как объект социологического изучения. 6.7.Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института. 7. РОЛЬ СМИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. 7.1. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет. Природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Влияние виртуального мира, формируемого средствами искусства и литературы, их воздействие на общественное и массовое сознание. Негативные последствия виртуальной реальности на процессы социализации. 7. 2. Методы анализа деятельности СМИ: формула Лассуэла. Виды и циклы социокультурных коммуникаций. 7. 3. Социальные причины дезинформации населения. «Информационные войны» - цели, задачи, этапы. 8. ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ДУХОВНО – ИДЕОЛГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ. 8.1. Светское государство и религиозные конфессии, специфика социальных функций. Закон о свободе совести. 8.2. Культурообразующие религии (христианство, ислам, буддизм, иудаизм), их статус в Российском обществе. Конфуцианство - буддийская цивилизация: путь золотой середины. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха. Индо - буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью. Западная цивилизация: римский путь. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника. 8.3. Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в мире. 8.4.Мировые религии в контексте глобализации. 9. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ГРУППЫ. 9.1. Субкультура в обществе и методы социологического анализа. Субкультура: характеристика и ее основные функции (самоутверждение ее носителей, адаптация к среде, использование специфических символов и значений). 9.2. Типы субкультур. Архаичные и авангардные субкультуры. Контркультура, ее взаимоотношение с доминирующей культурой. 9.3. Группа как субъект исторического процесса. Своеобразие духовно-культурной жизни социальной группы. 9. 4.Конформизм и его роль в усилении интегрированности группы. Значение солидарных взаимодействий в группе и их роль в духовной жизни общества. 10. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. 10.1. Социализация и личность: этапы духовного развития личности. Модели социализации как проблема социальной организации общества. Социализация – специфическая форма присвоения человеком гражданских отношений. 10.2. Духовная составляющая как важный компонент в социализации человека. 10.3. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности в современном российском обществе. Типология личности на основе ценностно-нормативных критериев. 10. 4.Духовная жизнь личности как взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности. 11. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА. 11.1. Специфика духовного производства. Научное познание и его отличие от обыденного познания. Функции науки, их роль и значение. Эмпирический и теоретический уровни в постижении действительности. 11.2. Система образования как важнейший компонент духовной жизни. 11.3. Образование как важный способ воспитания, созданный обществом. 11.4. Европейская модель образования, ее соответствие индустриальной цивилизации. 11. 5.Реформы образования в российском обществе. 12. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. 12.1. Культура как важнейшее системное качество духовной сферы общества. 12.2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции. Традиционная регуляция в современном обществе. 12.3.Социально-исторические системы представлений о мире: миф – религия – идеология. Миф как социальное явление. Миф в современном обществе. 12.4. Особенности и социально-историческая роль религии. М. Вебер о регулятивной функции религии. 12.5. Движение от «священного» (религиозного) к «светскому» (гражданскому) в общественной жизни, в том числе духовной. Десакрализация духовной сферы. 12. 6.Идеология и религия, сходство и различие. 13.ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЕЖИ. 13.1 Молодежь как социально-демографическая группа. Принципы и подходы научного исследования молодежи. Межпоколенные отношения: проблемы преемственности и конфликты. 13.2. Включение молодежи в социокультурную, экономическую, политическую и духовную жизнь общества. 13.3. Кризис социализации современной российской молодежи. Ценностные ориентации молодежи. 13.4. Молодежная субкультура и индикаторы ее состояния и развития. Количественные индикаторы состояния духовной жизни и культуры молодежи. Затраты времени и денежных средств на удовлетворение духовных потребностей. 13. 5.Духовный поиск российской молодежи на современном этапе развития. Перспективы развития духовной жизни молодежи. 14. ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В РЕЛИГИЯХ МИРА. 14.1. Сущность духовности в христианстве. Составляющие духовности в исламе. Суфизм как система духовного совершенствования. Проблема духовного становления в восточных системах и боевых искусствах. 14.2. Русская философия о духовности и назначении человека. 14. 3. Духовность в философских, психологических, социологических исследованиях Востока в ХХ столетии. 15. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР. 15.1 Необходимость гуманитарного диалога цивилизаций. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема. К. Леви — Строс о ХХI веке как веке гуманитарных наук. 15.2. Философия цивилизованного партнерства. Культура согласия как одна из форм партнерства будущего. 15.3. Глобализация и вестернизация: тупики «культурного империализма» (Ш. Айзенштадт), антиглобализм (Р. Робертсон). 15.4. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях. 15. 5 Глобальная духовная реформация, ее основные измерения.
|