Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шизотипический диатез





Описан как психоневрологический симптомокомплекс, отражающий специфическое измененное формирование психических функций у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) из группы высокого риска (ГВР) по шизофрении (один или оба родителя страдают шизофренией). Ш. д. является клиническим проявлением специфического шизотипического генотипа в раннем детском возрасте и характерен как для заболевших, так и для не заболевших детей из ГВР. Он может проявляться и у детей, имеющих родственников с шизотипическими проявлениями.

Клинические проявления Ш. д.: системная дефицитарность и диссоциированность вегетативно-инстинктивной, эмоциональной, моторной и коммуникативной сфер. Диссоциированность этих четырех сфер и является главным проявлением шизотипичности. Ш. д. характеризуется четырьмя специфическими признаками:

1) дисгармонией психофизического развития;

2) дисрегулярностью или неравномерностью развития;

3) диссоциацией развития;

4) дефицитарностью психической организации в целом.

Дисгармония психофизического развития проявляется в парциальной задержке темпов созревания, дисрегулярность — в отсутствии плавности перехода от одной ступени развития к другой с остановками развития, скачками, “псевдозадержками”, диссоциация — в виде диссинхронии (“переслаивания”, сосуществования в каждой психической сфере разных по степени развития функций) или асинхронии (сосуществования разных этапов развития в разных сферах психомоторики), парадоксальности и амбивалентности всех психических проявлений.

Признаки шизотипического психического дизонтогенеза.

1. Вегетативно-инстинктивная сфера: задержка установления ритма “сон–бодрствование”, ритм “совы”, гипер- или гипосомния, нарушение формирования самоощущения (снижение реакции на голод, отсутствие контроля за количеством съеденной пищи и т. д.), нарушение функции “питание–выделение”, ослабление сосательного рефлекса и его задержка, диспептические явления, отклонения в вегетативно-инстинктивном уровне системы “мать–дитя”, изменения инстинкта самосохранения (отсутствие страха посторонних, чувства края, высоты и т. д.). Диссоциация выступает в виде причудливого сочетания анорексии с булимией, повышенной реакции на дискомфорт с отсутствием инстинкта самосохранения и т. д.

2. Внимание: избирательность, парадоксальность, феномен “уходов в себя”.

3. Моторика: характеризуется негрубым искажением постурально-моторного развития, скачкообразностью, пропуском формирования отдельных навыков, что встречается вне зависимости от возникновения (или отсутствия) в последующем манифестных форм психической патологии. Иногда искажение постурально-моторного развития в сочетании со значительной задержкой формирования двигательных навыков на фоне диффузной мышечной гипотонии и при отсутствии парезов симулирует органическую неврологическую патологию. Данный тип характерен для моторного развития детей, у которых впоследствии диагностирована шизофрения или ранний детский аутизм. Наиболее значимыми являются следующие неврологические симптомы: отклонения в системе иннервации взора и окулогирные кризы; нарушения жевания и фонации; изменения темпа и общей выразительности речи, задержка приобретения постуральных рефлексов с неправильным формированием поз головы, туловища, конечностей, мышечная гипотония в сочетании с транзиторной мышечной дистонией, изменение гармоничности, скорости и содружественности движений, недостаточность лево-правосторонней ориентации и диспраксические расстройства.

4. Эмоциональная сфера: позднее появление улыбки, отсутствие или искажение формулы “комплекса оживления”, отсутствие эмоциональной лабильности, бедность мимики, обеднение эмоциональных контактов, общая эмоциональная дефицитарность. Диссоциированность выступает в виде чрезвычайной хрупкости, склонности к эмоциональным реакциям по типу “психэстетической пропорции”.

5. Сфера общения: нарушение общения с матерью, сверстниками, взрослыми. Диссоциация выражается в нарушении общения с матерью и одновременной симбиотической зависимостью от нее, в отсутствии контакта с детьми или “сверхобщительности”.

6. Речь: позднее начало гуления, молчаливость, отсутствие лепета, некоммуникативный характер речи. Диссоциация выражается в одновременном сосуществовании различных этапов ее развития (фразовая речь со словами — “метками”, лепетом).

7. Познавательное развитие: спонтанная деятельность нередко примитивна, экспериментальные достижения высоки.

8. Социальное поведение: “консерватизм”, задержка овладения навыками самообслуживания.

9. Становление прообразов самосознания: неправильное использование личных местоимений, затруднения в идентификации пола.

Психопатологические симптомы Ш. д. выступают преимущественно в двух видах: как реакции различной силы на какие-либо раздражители или спонтанные, “без видимых причин” психопатологические проявления. И в тех, и в других случаях исчезновение патологических симптомов может пройти бесследно или изменить ход психического развития. Симптоматика Ш. д. проявляется в виде ночных “пробуждений” со страхом, неузнаванием родителей, еды только в состоянии сна, инверсии понимания съедобных и несъедобных предметов, острых реакциях страха на обычные или привычные раздражители, ауто- или гетероагрессивности, неузнавании близких, симптоме Павлова, алгических сенестопатиях, симптоме “беспокойных ног”, иллюзорном восприятии окружающего, невротических тиках, двигательных стереотипиях, ритуальном поведении, депрессиях, гипоманиях, дистимиях, дисфориях, микрокататонических проявлениях, элективном мутизме, эхосимптомах, неологизмах, запинках и заиканиях в речи, двигательных и идеаторных навязчивостях, необычных интересах, патологическом фантазировании, психических автоматизмах (“волшебник во рту, который говорит моим голосом”), перевоплощениях, утративших игровой характер.

У детей от 0 до 3 лет с Ш. д. наблюдается три его типа:

1) регредиентный;

2) стабильный:

а) без патологической симптоматики;

б) с патологическими реакциями;

в) со спонтанными “фазами”;

3) прогредиентный.

Первый тип Ш. д. представляет собой частично регредиентное состояние, которое характеризуется только явлениями системного диссоциированного развития. Кратковременно возникающие психопатологические симптомы обычно являются реакциями на биологические и социальные стрессы, но не усугубляют диссоциацию развития.

Второй тип Ш. д. представляет стационарное состояние диссоциированного развития, при котором нет тенденции к уменьшению диссоциации. Патологические реакции и аутохтонно возникающие психопатологические состояния, “фазы”, углубления диссоциации развития также не вызывают.

Третий тип Ш. д. — прогредиентный: по мере болезненного регресса психики происходит усугубление диссоциации развития с “остановками”, возвратом на более низкую ступень и практической недостижимостью прежнего, доболезненного уровня. Различные типы Ш. д. имеют различную эволютивную (возрастную или процессуальную) динамику. Отдельные признаки Ш. д. в ряде случаев имеют качество, позволяющее отнести его к процессуальной категории. (Н. Римашевская)

Date: 2015-05-23; view: 1626; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию