Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоорганический синдром





Симптомокомплекс психопатологических проявлений органического поражения ЦНС. П. с. проявляется триадой Х. Вальтера-Бюэля (снижение памяти, ослабление продуктивности интеллектуальной деятельности, изменение аффективности) и поведенческими расстройствами. В зависимости от уровня и глубины поражения головного мозга П. с. может сочетаться с общей или очаговой неврологической симптоматикой (нарушения черепно-мозговой иннервации, парезы, параличи, афазия, односторонние пирамидные знаки, нарушение координации движений, расстройства ликвородинамики с головными болями и/или головокружениями, судорожные припадки и т. п.); однако, нередки случаи и легкого диффузного поражения ЦНС, когда П. с. выступает единственным проявлением патологии.

Аффективная сфера больных с П. с. характеризуется выраженной неустойчивостью, лабильностью. Изменения аффекта происходят и спонтанно, без видимых причин, и под влиянием внешних, часто самых незначительных или случайных, факторов. Нередко эмоциональный тон, интонации собеседника оказываются более значимыми для больного, чем содержание обращенных к нему слов (аффективная индукция). Эмоциональные реакции быстро возникают и также быстро спадают, при этом раздражительность и грубая взрывчатость нередко сочетаются со злобностью, брутальностью аффективных разрядов, сопровождаются агрессивными или даже разрушительными действиями.

Нарушения памяти затрагивают в той или иной степени все три этапа (фиксацию, ретенцию и репродукцию), но удержание материала (ретенция) страдает в несколько большей степени, так как основная проблема касается перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Мнестические расстройства в своей интенсивности могут варьировать в весьма широком диапазоне: от легкого ослабления памяти до выраженных клинических проявлений (включая фиксационную амнезию). Нарушения памяти в форме амнезий могут сочетаться с оживлением воспоминаний о прошлой жизни, а также с псевдореминисценциями и конфабуляциями.

Недостаточность интеллектуальной сферы становится особенно заметна при дополнительной (по сравнению с обычной бытовой) нагрузке, проявляясь низкой продуктивностью деятельности; при этом, в отличие от олигофрении, способность к абстрагированию сохраняется на достаточном уровне. При П. с. страдают, главным образом, предпосылки интеллекта и, в первую очередь, внимание как важнейшая из них. Объем внимания ограничивается, усиливается его переключаемость, способность к концентрации падает; больные становятся рассеянными, быстро истощаются и пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Нарушения внимания ведут к нарушению восприятия окружающего в виде уменьшения объема и четкости. В результате больной оказывается неспособным охватывать ситуацию целиком, улавливая лишь частности, фрагменты, отдельные стороны событий. Нарушения памяти, внимания и восприятия способствуют слабости суждений и умозаключений, что и проявляется интеллектуальной недостаточностью большей или меньшей степени, благодаря которой больные производят впечатление бестолковых, психически беспомощных. К специфическим психопатологическим феноменам, входящим в структуру П. с., относятся также замедление темпа психической деятельности, инертность и ригидность психических процессов, клинически проявляющиеся в моторной и идеаторной медлительности, застревании на определенных представлениях, персеверациях, трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в приверженности к стереотипу или первоначально выбранному мнению, стилю поведения; к этому же ряду расстройств относятся упрямство и назойливость больных. Интеллектуальное снижение (недостаточность) при П. с. обычно сопровождается снижением критики в оценке своих возможностей и поведения, беспечным и бездумным отношением к своему состоянию, утратой чувства дистанции в контакте с собеседником, появлением фамильярности и панибратства. Нередко у больных с П. с. отмечается нивелированность тонких морально-нравственных, этических и эстетических установок, а также недостаточность волевых задержек с расторможением инстинктивных форм поведения. В случае выявления в структуре П. с. всего описанного выше комплекса психопатологических расстройств можно говорить уже о снижении личности по органическому типу.

Все виды П. с. у детей и подростков характеризуются симптоматической лабильностью с легким возникновением реакций экзогенного типа под влиянием дополнительных вредностей (интоксикации, в том числе и лекарственные, инфекционные заболевания, тепловое перегревание, гипоксия и др.). Чаще всего в легких случаях наблюдаются психосенсорные расстройства, в более тяжелых — делирий, сумеречное помрачение сознания или оглушение.

Выделяют острый и хронический П. с.

П. с. острый возникает вслед за состояниями помрачения сознания, продолжается несколько дней или недель с последующим восстановлением психического здоровья. П. с. хронический развивается исподволь, постепенно и может иметь прогрессирующее течение с переходом в деменцию или сохранять в течение многих лет стационарный характер с чередованием декомпенсаций и ремиссий клинических проявлений.

П. с. является проявлением диффузного поражения мозговой ткани в результате черепно-мозговой травмы, интоксикации (алкоголь, тяжелые металлы, угарный газ и т. п.), хронических заболеваний с нарушением обмена веществ, инфекций (энцефалит, менингит), новообразований головного мозга, эпилептических припадков, атрофических поражений коры и подкорковых ядер. Любая из вредностей может оказывать патологическое воздействие на головной мозг пациента не только на протяжении его жизни после рождения, но и в пре- или перинатальном периоде (патология беременности и родов у матери, период новорожденности), что особенно важно учитывать в детско-подростковой практике при анализе анамнеза и динамики состояния больного.

По клинической картине выделяют несколько вариантов П. с., в формировании каждого из них прослеживаются нарушения функций определенных отделов головного мозга (известная локальность психических расстройств).

Апатический вариант П. с. Возникает при преимущественном поражении конвекситальных областей коры лобных долей мозга. Характеризуется вялостью, монотонностью, слабостью побуждений, отсутствием инициативы, адинамией, апатией, бездеятельностью, молчаливостью больного. Нередко обнаруживается моторная недостаточность, слабость инстинктивных проявлений. Поведение принимает псевдоаутистическую форму из-за утраты мотивации к общению и субъективно ощущаемой несостоятельности в межличностных контактах.

Астенический вариант П. с. Типичен при наибольшей заинтересованности промежуточного мозга. Проявляется в постоянной усталости, сонливости, депрессии или дистимии. Потеря энергии сопровождается аффективными (дисфорическими или эйфорическими) вкраплениями. Нередки сопутствующие эндокринные или обменные нарушения.

Эйфорический вариант П. с. Наблюдается при поражении базальной коры лобных полушарий. Характеризуется преобладанием эйфорического фона настроения с грубым расторможением примитивных влечений, импульсивностью поступков, дурашливостью, нивелированием индивидуальных свойств личности. Этому состоянию сопутствуют выраженная потеря критики, назойливость, приставучесть, легкость совершения бездумных и аморальных поступков.

Эксплозивный вариант П. с. Наблюдается при вовлечении в патологический процесс стволовых отделов мозга. Проявляется в сочетании инертности, тугоподвижности психических процессов, с одной стороны, и аффективной возбудимости, повышении влечений, импульсивности поведения, с другой.

Помимо универсальных (для детей и для взрослых) вариантов П. с. в детско-подростковой практике выделяют специфические “возрастные” формы П. с.

Невропатоподобный вариант П. с. Наблюдается у детей раннего и дошкольного возраста. Характеризуется сходством с синдромом невропатии за счет универсальных для этого возрастного периода обильных функциональных соматовегетативных расстройств (рвота, срыгивания, колики, колебания температуры тела, потливость, аллергическая готовность, изменения аппетита и массы тела, нарушения формулы и ритма сна и т. п.), возникающих в ответ на любое неблагоприятное внешнее воздействие. Невропатоподобные расстройства выступают на фоне эмоциональной возбудимости и общей двигательной расторможенности. Собственно интеллектуально-мнестические расстройства выражены рудиментарно и проявляются задержкой речевого или психоречевого развития, слабой выраженностью интеллектуальных интересов (к слушанию детских книжек, конструктивным играм), низким уровнем выполнения речевых заданий по сравнению с невербальными, плохим запоминанием стихов, песен и т. п.

Психопатоподобный вариант П. с. Встречается с дошкольного возраста, но характерен для детей школьного возраста и подростков (близок к эксплозивному варианту П. с.). В его структуре доминируют эмоционально-волевые расстройства личности с преобладанием в поведении мотива непосредственного и быстрого получения удовольствия без какого-либо (особенно длительного) психического напряжения, слабость волевых задержек, внушаемость, склонность к группированию и имитации действий окружающих. Аффективная возбудимость сопровождается наклонностью к агрессии, расторможением примитивных влечений, сенсорной жаждой. Поведение таких детей характеризуется постоянной конфликтностью. Нередко они становятся объектом манипуляций в социальных столкновениях со стороны более сохранных сверстников. Любая интеллектуальная деятельность вызывает у них быстрое пресыщение.

П. с. с нарушением школьных навыков (см. также Школьных навыков нарушения). В связи с его практической значимостью выделяется у младших школьников как самостоятельная форма. Представляет собой сочетание общих проявлений синдрома с нарушением высших корковых функций в виде нарушений фонематического слуха, праксиса, синтеза пространственных восприятий, сложных форм конструктивной деятельности и мышления. Нередко сопровождается выраженными церебрастеническими расстройствами. Интеллектуальная недостаточность может проявляться как задержками психического развития, так и собственно интеллектуальной недостаточностью стационарного характера. (Л. Данилова)

Date: 2015-05-23; view: 557; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию