Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Что разрушает психическую энергию.





В главе о медицине мы уже констатировали, что психические факторы, т. е. диссонансы человеческих мыслей и эмоций, могут быть причиной многих болезней. Если оптимистически напряженное состояние сознания может повысить нашу энергию, то дисгармоническое, напротив, может не только задержать ее развитие, но даже парализовать и разрушить ее.

В жизнь недисциплинированного человека постоянно врываются аритмические, хаотические токи, акультурные тенденции, психические и физические яды, которые угнетают его духовные силы и позволяют ему выявить лишь небольшую часть своих потенциальных способностей.

Наибольшим препятствием для духовного продвижения является необузданное мышление. Мелкие, часто недостойные повседневные мысли большей частью вращаются вокруг собственной личности, как рой пылинок или насекомых, и не только заслоняют зеркало сознания, но заглушают проявление высших чувств.

"Беспорядочные мысли, – говорит Агни-Йога, – как вши и блохи, они поражают тонкое вещество" (Сердце, 495), и таким образом еще более заражают нездоровый организм. В то время как возвышенная мысль пробуждает целительное качество энергии, каждая разрушительная мысль или кощунство усиливает напряжение энергии в направлении пораженного органа (Надземное, 275).

Наши враги – малые докучливые "мухи" – мысли, полные повседневных отбросов, которые ослабляют высшие энергии человека. "Кто может уследить за малыми мыслями, тот уже может управлять большими решениями" (Агни-Йога, 629).

С другой стороны, сильные страсти и раздражение, страх и сомнения подобны древоточцам, разрушающим ступени человеческого восхождения.

Известно, что Учитель Будда не принимал учеников, не умеющих натянуть золотых вожжей дисциплины. Конечно, духовная дисциплина уже есть предпосылка истинного пути усовершенствования, без нее нарушается высокое созвучие отношений. Из всех отрицательных черт характера человека наихудшей является раздражительность, ибо при раздражении на стенках нервных каналов отлагается империл, который Агни-Йога считает одним из самых больших зол, этот яд заражает весь организм и уничтожает драгоценную энергию. От империла, говорит Агни-Йога, "фосфор нервов выжигается, как светильня, и куда пригодна лампа без нее?" (Агни-Йога, 369). "Можно назвать раздраженного человека шелухою, в полном значении этого слова. Самые значительные следствия затемняются одним кристаллом империла" (Сердце, 465).

Империл не является личным продуктом, но, испаряясь из человеческого организма, насыщает и заражает пространство, препятствует токам света и многим причиняет неописуемое зло. Наука будущего экспериментально докажет различие между эманациями помещений, одно из которых заражено империлом, а другое очищено вибрациями светлых мыслей.

Действительно, разрушение от раздражения может быть очень велико. Представим себе человека с большим потенциалом психической энергии; он – как провод высшего напряжения. Если этот провод порвется и гигантское электрическое напряжение хотя бы на мгновение вырвется в пространство, – возникнет молния, и неизвестно, что она может уничтожить. Потому чем мощнее энергия, тем более необходима дисциплина и альтруизм.

Можно только посоветовать: избегай тех мест, где твое присутствие вызывает раздражение, не ешь при раздражении или волнении, ибо каждый кусок хлеба может превратиться для тебя в яд. Часто проходит несколько дней, прежде чем этот яд растворится. При возбуждении меньше ешь и пей. Лучшим противоядием будет горячее молоко с содой и, конечно, валериан. Не ешь, когда ощущаешь тяжкие токи, которые делают тебя нервным и возбужденным. Не принимай пищу, приготовленную человеком в большом волнении или со злобными мыслями. Можно даже посоветовать: не покупай и не бери продукты, которые кто-то дает тебе в сильной злобе. Иначе твой организм может впитать яд, выделяемый этим человеком.

Не нуждается в доказательствах общеизвестный физиологический факт, что сильное раздражение, эгоистическая злоба обессиливают человека, его заградительная сеть – иммунитет нарушается и на время даже парализуется. Империл привлекает и другие отрицательные эманации. Поэтому Агни-Йога говорит, что самое эффективное медицинское средство, например, против злокачественных опухолей, или рака, не будет иметь успеха, пока не будет изгнан империл. "Но обычно люди не желают отказываться от всех разрушительных излишеств и ждут, пока скорпион ущемит их" (Мир Огненный, ч. II, 384).

"Ничто не может оправдать самопроизводство яда, оно равняется убийству и самоубийству. Даже самые неразвитые люди чуют, когда входит такой ядоносец. С ним входят и огорчения, и тревога, и страх. Сколько физических болезней вспыхивают от проникания империла, – точно поджигатель проник!" (Аум, 294).

Раздражаясь, человек ничего не достигает, только губит себя, вызывая в организме мучительные спазмы и даже болезни. Если иногда он и прав, то в состоянии аффекта совершенно ничего не видит, не прислушивается к мнению других и только осуждает их. Ведь злоба часто суживает поле зрения до минимума и дает совершенно искаженный образ. Но осуждение скорее указывает на слабость самого осуждающего и его неправоту. Общеизвестно, что осудитель нередко приписывает другому свои несовершенные качества, только в другом аспекте. Поэтому Агни-Йога постоянно выступает против такого негуманного метода "исправления" других и советует прежде всего судить самого себя, анализировать свои ошибки и стремиться их исправить. Коснуться ошибок другого можно лишь с сердечным желанием помочь ему.

"Остерегайтесь от бессмысленного осуждения. Оно не только содержит свойство разложения, но и отдает слабого осудителя во власть осуждаемого. <...> Притом обычно судитель не силен сам, иначе он не нашел бы времени для осуждения. Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное сознание судьи самовольного, потому вред для него получается чрезвычайный..." (Сердце, 89).

С раздраженным человеком не следует спорить, лучше молчать или направить беседу в другое русло, ведь его не переубедить, он мыслит эмоциями, а не логически. От осуждения давно отказались все высокие учения, как от антипедагогического метода; тот, кто его применяет, исповедует неверные этические принципы, или же сознание его находится во власти преходящих чувств.

Осуждение недостойно духовно устремленного человека. Осуждением он ограничивает фокус своего сознания. Лишь доброжелательный глаз откроет путь к усовершенствованию. Вот какими словами Агни-Йога прославляет "добрый глаз" человека: "...Будет больше, кто больше вместит. <...> Но пусть лучше ошибетесь, пусть преувеличите возможности блага, лишь бы не умалить" (Агни-Йога. 310). "Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними" (Листы Сада Мории, ч. I, 32).

"Когда Мы говорили о заботливом отношении к доспеху близких, Мы именно имели в виду самое ласковое прикасание..." (Надземное, 466).

Все восточные мудрецы советуют относиться к проявлению человеческих несовершенств с большим терпением и побеждать их дисциплиной духа.

"Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе – добрым, да победит он скупость щедростью, правдой – лжеца" (Будда).*

"Следует спокойно переносить брань, никого не презирать и ради этого тела ни с кем не враждовать. На гневающегося пусть не гневается со своей стороны, проклинаемый – благословляет и ложную речь, относящуюся к мирским делам, не говорит" (Законы Ману, VI, 47–48)**. Или, как говорит Агни-Йога, неправых в жизни нужно излечить любовью (Листы Сада Мории, ч. I, 33).

Люди оправдываются: в это динамичное, непомерно бурное время, в вечной спешке и работе, среди семейных неурядиц, невзгод и нервных болезней – как можно сохранить спокойствие духа? Но сколько раз можно повторять: все зависит от тебя, только от тебя – от твердости характера, от дисциплины воли – все твои "хорошие и плохие" настроения, твоя уравновешенность. Главное только – борись!

Агни-Йога дает советы, как обуздать раздражение. Если чувствуешь его приближение, вдохни глубоко десять раз, воспринятая прана потушит раздражение и зажжет лучшие огни. Воскликни: "Как все хорошо и прекрасно!" И ты будешь прав – ибо эволюция протекает законно, иными словами – прекрасно. Подумай также: все твои волнения, в конце концов, бессмысленны и эгоистичны. Подумай, что и тот, кто тебя упрекает, хоть немного прав, и молчи. А если он не прав, улыбнись его невежеству и пройди мимо. Самое лучшее оружие победы – улыбка духа и юмор. Если вновь встревожится сердце, взгляни ввысь, в безграничную синеву небес, безмятежно сияющую над тобой, и тебе станет стыдно своей слабости. Истинно, "сравнение малейшего с величайшим позволяет находить равновесие" (Братство. 264).

Рассказывают, что римский император Август, предчувствуя приступ гнева, начинал громко читать греческий алфавит, пока волнение не проходило. Некоторые в такой момент концентрируются в мантраме молитвы, другие во избежание спора просто выходят. Нужно восстанавливать душевное спокойствие мгновенно, напряжением воли. В этом – победа.

Поэтому каждому, подобно ученику, нужно изучать методику дисциплины духа. С другой стороны, следует упражняться в терпении. Ибо "терпение покрывает любое раздражение. При напряжении терпения вырабатывается особая субстанция, которая, как сильное противоядие, обезвреживает даже империл. <...> Терпение есть сознательное напряжение и противостояние тьме". "...Терпение есть источник Благодати" (Сердце, 478, 479). Раздражение граничит с огорчением, которое может воздействовать длительно. "Огорчение является заразою мира. Оно действует на печень и порождает известные бациллы, которые очень заразны. Император Акбар, когда чуял в ком-то огорчение, призывал музыкантов, чтобы новый ритм разбивал заразу. Так даже физическое воздействие полезно" (Мир Огненный, ч. II, 165).

Агни-Йога указывает: "Необходимо различать возмущение духа от раздражения. <...> Когда раздражение имеет безличный космический характер (т. е. человек возмущается преступлениями против общего блага или закона эволюции. – Р. Р.), тогда яд его может быть унесен потоком праны. Но если "или саможаление углубит раздражение, то осадок яда отложится на центрах". Следует и "в величайших потрясениях и возмущениях хранить спокойствие духа" (Агни-Йога, 31. 130).

Грубость, сквернословие и кощунство заражают пространство и приносят непоправимый вред, они ослабляют интеллект и уничтожают психическую энергию. Кто знает, какое невинное существо может быть затронуто случайной стрелой энергии кощунства, поэтому человек когда-то ответит за каждое необдуманно сказанное слово. По закону магнита, эманация дурных слов привлекает отрицательные силы, которые высасывают жизненную энергию. Грубые слова, сказанные не только в припадке гнева, но и просто по тупости, как выражение низкой природы человека, приносят не меньший вред, ибо таким образом человек помогает волнам хаоса уничтожать свет человеческой эволюции.

"Каждый грубый поступок создает такой безобразный вихрь, что если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. <...>

Люди с расширенным сознанием особенно чувствительны на каждую грубость – так можно убеждаться, насколько грубость недопустима" (Братство, 58).

Воспитание должно искоренить грубость, которая может нанести неизлечимые раны моральному сознанию ребенка. Печально, что молодое поколение так легко поддается влиянию грубости. Поэтому воспитание должно направить лучшие силы на пробуждение в детях гармонии и тончайших чувств. "Звучание слов должно быть прекрасно, такая гармония рождает и мышление возвышенное. Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах есть опасная болезнь" (Братство, 394).

Человечество тысячелетиями воспитывало себя на самых грубых физических формах жизни, поэтому задача школы будущего – пробудить в детях звучание одухотворенных струн.

Действительно, человек должен нести ответственность за свое сознание, и вместе с тем – за каждое произнесенное слово, за каждое действие. Также совершенно недопустима жестокость, как "вид человеконенавистничества", которую нередко поощряет школа, например, демонстрируя на уроках биологии вивисекцию и т. д.

"Действительно, жестокость должна быть искоренена; не только жестокость действий, но и жестокость мыслей; последняя хуже самого действия. От младенчества нужно мерами государственными пресекать зачатки жестокости. <...> Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток темного хаоса. <...> Но подумаем, где больше убийства: в руке, в слове или в мысли? Нужно подумать, что мысль людей очень готова к убийству" (Мир Огненный, ч. II, 157).

Кроме раздражения и грубости, психическую энергию человека могут уничтожать его низкие страсти, безудержная алчность, эротическое возбуждение, алкоголизм; когда человек не вполне владеет своим сознанием и его воля парализована, он мгновениями находится во власти темных стихийных сил.

Половая распущенность, бездумное, постоянное расточение жизненной энергии есть одно из самых больших зол человечества, отнимающее у него столь нужную для восхождения жизненную субстанцию. Высокую творческую силу, которую природа дала человеку только для зачатия, люди превратили в постоянное, возбуждающее наслаждение, в спорт. Старшее поколение своей чувственностью отрицательно влияет на молодежь, нередко такое же воздействие оказывает и литература, театр и кино, поэтому в наше время господствует беспечное, нездоровое отношение к самому возвышенному чувству – любви, часто нарушается святость брака.

Вот что говорит об этом Агни-Йога: "Если мы сравним двух индивидуумов, из которых один тратит жизненную субстанцию, а другой сознательно бережет ее, то поразимся, насколько аппарат духа второго развивается чувствительнее. Качество работ становится совершенно другим, и количество замыслов и идей растет. Центры солнечного сплетения и мозга как бы подогреваются невидимым огнем. Поэтому воздержание не есть патологический отказ, но есть разумное действие. Дать жизнь не значит выбросить весь запас жизненной субстанции" (Листы Сада Мории, ч. II, 333).

Сегодня я прочел о философском ордене Пифагора, все принципы которого, касающиеся целомудрия и брака, выражают величайшую чистоту. Пифагор всегда указывал необходимость целомудрия и воздержания. Брак для него был не физическим союзом, но духовной кооперацией. Все античные писатели были одинакового мнения, что пифагорейская школа давала высокие примеры не только ясности духа, но и возвышенной простоты, приветливости и стремления к серьезным знаниям. В среде пифагорейцев Эллады появились самые возвышенные женские облики, были там и гармоничные мужчины (Анни Безант. "Древняя мудрость").

Действительно, воздержанность – крылья эволюции человечества. Пока человек не стремится к чистоте чувств и мыслей, он не может носить высокое звание человека, не может думать о своем "ангеле-хранителе" или путеводной звезде – спасительном Агни.

К числу разрушительных аффектов нужно причислить и страх, который делает человека безоружным, удобной "мишенью для стрел тьмы". Страх есть отрицательный магнит, который притягивает именно то, чего боишься. Как часто человек, опасающийся определенных болезней, заболевает ими. Страх уничтожает лучшие возможности, ставит преграды на пути к великим замыслам. Смятение страха часто препятствует логической оценке события. Эманация страха противоположна огненной энергии сердца, она еще сильнее возбуждает огненную стихию пространства и вносит в сердце человека разрушительный хаос.

"Страх и раздражение называются вратами тьмы. Прежде всего служители тьмы посылают страх, чтобы смутить дух. <...> Сердце воспитанное прежде всего искоренит страх и поймет вред раздражения. <...> Сердце, как утверждают, постоянно готово поражать тьму и обуздывать хаос" (Сердце, 558).

Поэтому высокие духи, одаренные сильной психической энергией, называются бесстрашными героями, которые не бегут от "огненных драконов", но с огненным мечом сознательной воли бросаются навстречу опасностям.

Объятый страхом человек несет яд страха и окружающим. Всякий заметит разницу – ободряет ли всадник коня, или своими мыслями ужаса и гнева доводит коня до оцепенения. Какую панику один человек может поднять в толпе! Можно представить себе массовый психоз ужаса или зараженную паническим безумием толпу, когда тысячи теряют власть над собой, впадают в малодушие или становятся хуже зверей.

Поэтому не случайно дисциплина во все времена рассматривалась как ключ всякого усовершенствования.

Действительно, ценное достижение – владеть своим сознанием и правильно направлять его, стоять на страже каждой своей мысли, даже импульса. Наверное, всякий наблюдал, как быстро внезапный наплыв тяжелых мыслей может ослабить, даже парализовать равновесие психической энергии, сделать человека бессильным. К тому же в состоянии безнадежности человек омрачает и жизнерадостность, и духовный свет других людей. Потому Агни-Йога так сурово характеризует человека, вечно жалующегося на свою судьбу.

"Человек, чувствующий себя несчастным, назывался омрачителем неба. Он собирал вокруг себя мрак и заражал дальнее пространство. Он вредил себе, но еще больше всему сущему. Он оказывался себялюбцем, забывшем об окружающем. Лишив себя счастья, он становился рассадником бедствий. <...> Не пристойно человеку обрекать себя на бедствия" (Братство, 392).

Поэтому еще и еще раз следует предостеречь человека от депрессии, уныния, отчаяния или чувства безысходности, которые лишают его жизненной силы и, затянувшись, доводят до малодушия и гибели.

Но что же может заставить человека дойти до грани отчаяния? Он должен понять, что в процессе жизненных приливов и отливов все в конце концов уравновешивается; все проходит, из бедствия рождаются новые, лучшие возможности. Никогда не надо отчаиваться, нельзя забывать, что напряженный ритм жизни может всколыхнуть новую волну событий, которая вознесет нас, если только магнит нашей сердечной энергии действует. Для человека неизбежны страдания и горести, ведь боль – наша эволюционная движущая сила, и человек не имеет права опускать голову даже на краю бездны, ибо поверх всех забот и ударов жизни нам дана беспредельная лазурь небес духовной радости, серебряная нить к высшему принципу эволюции.

"Учитель не однажды говорил – радость! Но ученики недоуменно озирались – "где же она, радость? Небо тучно и повсюду грусть". Но поверх настроения Учитель предвидел радость" (Братство, 495).

Агни-Йога решительно выступает против уныния, считая его недостатком сознания, излечимым, подобно всем психическим недугам, возжжением мощной энергии.

"Уныние есть не что иное, как распущенность. Поставьте унылого человека в достаточную степень опасности, и он принужден будет ободриться; но степень потрясения должна быть велика, чтобы заставить человека переменить свое настроение. Даже некоторые болезни излечиваются потрясением. Ужас смерти превосходит, казалось бы, все человеческие слабости, но даже и такая степень может найти нечто превосходящее. Существует много рассказов, как смертельная болезнь получала помощь лишь благодаря опасности. Сколько раз параличные выбегали из горящего дома. Сколько раз внутренние поражения исцелялись, ибо центр устремлялся по иному направлению" (Аум, 528).

"Уныние есть враг каждого совершенствования. Не может быть строения в сомнении. Не будет изучения в страхе" (Община, 2). Агни-Йога, утверждающая радость эволюции жизни во всей Вселенной, говорит: кто дал человеку право ощущать себя обездоленным судьбой, роптать на Высший Закон? Кто дал ему право быть вечно недовольным и раздражительным, расточать вокруг себя яд гнева, омрачать ясное пространство, постоянно утруждать окружающих своим плохим настроением? Может быть, его преследуют мелкие ежедневные неудачи, разногласия, болезни? Все это человек может преодолеть, обуздав сознание. Вспоминаю факт из своего детства, который меня всегда очень удивлял. NN, которая в кругу семьи всегда была нервной, раздражительной, болезненно возбужденной, мгновенно преображалась, как только у нее появлялся гость, даже после припадка, была спокойна, любезна, ни в малейшей мере не проявляя возбуждения. В то время я ломал себе голову, почему эта женщина не могла владеть собою в семье, может быть, она не чувствовала себя там свободной? Многие люди при встрече с друзьями сразу же начинают выкладывать свои беды, неприятности, осуждения, между тем как другие самые тяжелые страдания переносят молча, борясь с собою. Один говорит, пишет, думает в грустном меланхолическом настроении, другой – с бодрым оптимизмом, покрывая ноющую боль сердца улыбкой. В какие бы пучины страданий ни был брошен человек, но винить и упрекать ему приходится прежде всего себя, ибо он сам кузнец своего счастья – своим характером, свободной волей, своими действиями и мыслями! Мы часто видим, что в самых тяжелых условиях, в тюрьме, в изгнании, среди гонений, при неизлечимых болезнях, даже при приближении дыхания смерти, люди не только мужественно переносили страдания, но нередко являлись для других источником утешения. Мы наблюдали людей, неустанно боровшихся с непреодолимыми трудностями и болезнями. Мы знаем парализованного и ослепшего органиста, сохранившего до самого конца ясное гармоническое сознание, который делился с другими богатствами культуры духа и долгие годы стремился упражнять свое бессильное тело. Другой в таких условиях утратил бы свою энергию и погиб. Мы знаем и других освященных волей борцов, которые с терпением и смирением старались преодолеть физические недуги и бедствия, зная, что "капля камень точит". И если иной подчас не достигал горячо желаемого, то все же приобретал для своего характера новые алмазные свойства – стальную волю и терпение.

*

Действию психической энергии также препятствует леность или уклонение от полезного труда. Насколько ритмичный труд укрепляет сознание человека и поднимает его энергию, настолько бездействие и безмыслие притупляют и уничтожают лучшие возможности. "Лень ужасна и может граничить с преступлением....Она превращает человека в животное" (Листы Сада Мории, ч. II, 250).

"Самое разлагающее для психической энергии будет бездействие. Всякая духовная неподвижность будет утомлять, но не возрождать.

Врачи предписывают отдых, успокоение, явление бездействия и полагают, что в мертвенном состоянии можно восстановить силы. Но те же врачи понимают, что упадок сил происходит от нарушения равновесия. Так покой есть не что иное, как равновесие" (Братство, 44).

Мы видим, что неподвижные лентяи и люди "без огонька", которые всегда пытаются себя оградить, чаще заболевают и подвергаются всяким бедствиям, тогда как энергичные и очень занятые люди постоянно укрепляют и сохраняют в бодром состоянии свою защитную силу – огненную энергию, которая переносит их через все пропасти.

Также "разрушительно чувство удовлетворения, оно ведет к пресыщению, к параличу энергии. В Тонком Мире можно наблюдать самую жалкую судьбу таких паралитиков. Даже то малое, что они успели накопить при земной жизни, пресекается параличом энергии. Бродящие тени, они не могут преуспевать, ибо без энергии невозможно продвигаться" (Братство, 78).

Все Учителя человечества с огненным возмущением восставали против душевного безразличия и лености. Христос строго осудил равнодушие, ибо оно доводит человека до морального и физического разложения. Также и подневольный, ненавистный труд может отнимать энергию. Раздражение при работе усугубляет мрачные мысли, умертвляя творчество и снижая качество труда, и к тому же отравляет окружающую атмосферу империлом. Если труженик поймет, говорит Агни-Йога, "что поверх каждодневное™ существует прекрасная область, доступная всем, – познание психической энергии", то человеческое сознание воспрянет и сможет "среди самой различной работы... найти мощь возвышающую" (Братство, 92).

Еще следовало бы запомнить, что пустое времяпрепровождение, бессодержательный отдых, болтовня о пустяках или злословие отрицательно отражается на психической энергии, расслабляет и задерживает ее действие.

"Но если замечаете длинный разговор о пустой скорлупе, остановите внимание собеседника на непрактичности ничтожности" (Листы Сада Мории, ч. II, 213).

"Не следует... избегать напряжения. Нужно каждую огненную вибрацию приветствовать как очистительное начало" (Мир Огненный, ч. I, 201).

Также вредно неустойчивое отношение к принципам бытия – "червь сомнения... подобен бацилле, разлагающей психическую энергию, и влияет даже на состав крови" (Аум, 506). Агни-Йога говорит, что ученые когда-нибудь установят психические и физические особенности человека, впавшего в сомнение. "Если сомнение может менять пульс и эманации, то как физически разлагающе будет оно действовать на нервную систему!" (Сердце, 6).

Сомнение отравляет так же, как раздражение. Сомнение рассекает и тем самым ослабляет человеческое сознание, тогда как достижения требуют цельности веры и устремления. Сомнение есть следствие незнания духа. Оно искажает лик истины, ибо человек, полный сомнения, хочет ко всему прикоснуться своими руками, не понимая, что высшие понятия и энергии бытия открываются другими, более утонченными методами сердца. Он либо слишком ленив, либо малодушен, чтобы заглянуть в лицо истине, искать и исследовать без отрицания, и благоговейно, терпеливо подходить к тому, что еще непонятно, преодолевать препятствия на пути к истине огненной сердечной любознательностью. Характерно, что спутниками сомнения часто бывают самосожаление и чувство собственной неполноценности, которые при длительном состоянии могут быть опасными.

Агни-Йога говорит, что неустойчивое сомнение, которое еще не укоренилось в сознании, можно излечить психической энергией, тогда как неверие практически неизлечимо. Действительно, самое большое зло – отрицание или сознательное искажение высоких принципов бытия, которое приносит вред не только отрицателю, но и человечеству и пространству. Неверие есть творчество без искры. Оно задерживает поток эволюции, вызывает трещины и рубцы. Оно не любит выслушивать и не терпит, когда у него просят доказательств. Оно скрывается под научными догмами, которые не выдерживают критики. Но истинная наука полна веры в победу света эволюции, в каком бы аспекте она ни проявилась. Нет ничего страшнее, нежели полное равнодушие или негативное отношение к закону совершенствования человека и бытия. "...Когда тьма покрывает усовершенствование, тогда Огонь незаметно, но химически доказано уходит из негодного вместилища" (Мир Огненный, ч. I, 183). Так светоч Агни медленно потухает в сумерках духа, ибо отрицание или равнодушие его убивает.

Если все отрицательные мысли – яд, если раздражение, страсти, сомнение – яд, если дыхание и слюна злобного человека распространяют яд, то можно представить, "сколько злобы выдыхается, какое разнообразие зла может составить новые сочетания ядов при огромных скопищах народа! Оно будет усилено разными испарениями разлагающейся пищи и всевозможных отбросов, которые валяются на улицах даже столиц. Пора позаботиться о чистоте задворков. Чистота нужна и на дворе, и в человеческом дыхании. Империл, выдыхаемый раздраженными людьми, есть та же грязь, тот же отброс постыдный. Необходимо протолкнуть в людское сознание, что каждый отброс может заражать близких. Отброс нравственного разложения хуже всех извержений" (Аум, 293).

Кроме психической отравы, на человека воздействует несчетное количество химических и физических ядов. "Слишком много отравы умножилось. Много средств направлено лишь на разрушение психической энергии, потому не только в городах, но и среди природы уже нарушается прана вторжением нераспознанных токов" (Аум, 224).

Из внешних ядов, ужасные последствия для человека имеют алкоголь и никотин, который отравляет внутренние органы, губительно воздействует на чувства и нервы. Человек, вошедший в насыщенное никотином помещение, уносит на себе ядовитые наслоения. Также вредны все широко применяемые наркотические средства, притупляющие и губящие интеллект человека и мир его утонченных чувств. Агни-Йога указывает, что "употребление вина наполовину уменьшает вашу удачу, принятие наркотиков унесет три четверти жизнеспособности" (Листы Сада Мории, ч. II, 223). Из последних самым опасным для духовного развития человека может быть бром, который Агни-Йога называет огнетушителем или истребителем психической энергии, но его часто употребляют в составе аллопатических медикаментов против нервных и сердечных болезней.

Наркотики "огрубляют сознание. <...> Особенно нужно обращать внимание на освобождение от отрав. Уже заражена значительная часть почвы, уже заражена поверхность над Землею. Люди, кроме наркотиков, изобрели много ужасных явленных веществ, которые вместо оздоровления вносят духовную смерть. Масса ядовитых испарений удушает города. Люди думают о производстве многих веществ, которые считаются гораздо убийственнее, нежели наркотики. Наркотики являют вред самим потребителям, но убийственные газы терзают все живущее" (Мир Огненный, ч. II, 351).

Так, наряду с созданием мощных очагов культуры и цивилизации, люди безостановочно изобретают различные средства, которые не только разрушают человеческий организм и способность к духовному совершенствованию, но задерживают прогресс всего окружающего, природы, планеты и Космоса.

Отметим также, что отложения неосознанной и непримененной психической энергии могут вызвать болезненные ощущения, поскольку они засоряют нервные каналы. "Как камни внутренних органов, такие кристаллы психической энергии могут вредить, если энергия не использована" (Агни-Йога, 329). Безобразными отложениями неиспользованной энергии Агни-Йога называет столь распространенный в старости склероз.

Также большинство заболеваний туберкулезом Агни-Йога считает возгоранием центра легких. Огненная энергия, потенциально накопленная, но не осознанная и не примененная, может оказаться губительной. Принять энергию в сознание, говорит Агни-Йога, означает ассимилировать ее со своим физическим организмом, впитать в нервные каналы, проявить в жизненных действиях. Поэтому в начале заболевания туберкулезом, кроме всех медицинских средств, необходимо дать сознанию больного целесообразное направление, пользуясь внушением.

Все это можно отнести и ко многим нервным болезням, возникающим у одаренных людей, которые не выявили в жизни свои потенциальные способности. "Называется невритом болезнь, которая имеет отношение к огню. Также многое, относимое к ревматизму и нервному расстройству, должно быть отнесено к огню. Можно легко устранять эти боли установлением материи психической энергии" (Агни-Йога, 329).

Общий принцип таков, что выдача энергии увеличивает ее. Но все же чрезмерная выдача психической энергии вредна и опасна. Врачи, расточающие свои силы, теряют равновесие и сами заболевают. Равновесие и постоянное напряжение чувств само по себе уже дает здоровье. Только развитое сознание почувствует, сколько можно почерпнуть из источника энергии, не нарушая гармонию. Поэтому не случайно Агни-Йога призывает беречь здоровье, предостерегая от каждой несоизмеримости, конечно, не исключая возможности неустанного самоотверженного служения.

"Во всем должна быть соблюдаема соизмеримость. Человек, несоизмеримо выдавший энергию, нарушает равновесие в своем организме и тем открывает себя как возможному заражению, так и ударам со стороны злобных сил, следовательно, наносит ущерб своему здоровью и энергии. Когда говорится, что чем больше дух отдает, тем больше он получает, имеется в виду не одновременная чрезмерная выдача, но постоянное ритмическое использование ее. <...>

Нам постоянно указывается бережность в выдаче энергии, особенно сейчас, когда пространственные токи неслыханно напряжены" ("Письма Елены Рерих").

*

Нередко люди "вредят друг другу, похищая и отягощая чужие силы" (Агни-Йога, 397). Ибо, действительно, существуют вампирические создания (или одержимые), которым недостает своей энергии, и они охотно поглощают чужую. Можно ощутить, как присутствие некоторых людей значительно ослабляет энергию, но никто не подумал – отчего? Врачам необходимо исследовать таких лиц и найти соответствующий метод лечения.

Агни-Йога советует врачу обращать внимание на людей, приходящих к больным, ибо кроме тех, кто придает больным бодрость и помогает, существуют вредители, приносящие духовную заразу (Сердце, 437).

"Каждый кусок хлеба от соседа уже защищен законом, но пожирание и расхищение сил духа не запрещено. Так по невежеству допускаются различные виды вампиризма. Можно, поистине, ужаснуться, наблюдая, как расхищаются силы без всякого применения ко благу. Вампиры всех родов не похищают силы на добрые дела. В лучшем случае они поглощают силы для самости, но затем следует вся темная преступность. Невозможно перечислить злоупотребления ценными силами. <...> Только сердце непрестанно подает знаки, и люди обычно не желают знать их" (Сердце, 546).

Существуют также люди, в которых всеначальная энергия прекратила свое движение, Агни-Йога называет их "ходячими мертвецами". Они очень привязаны к жизни; они еще двигаются, работают, но не имеют своих сил и живут за счет энергии окружающих, и легко подпадают под влияние посторонних лиц, ибо лишены собственных убеждений.

Что может разрушать энергию масс? Мы знаем, что были жестокие правители, которые подавляли психическую энергию народа страхом, даже ужасом. Руководители организаций своими ошибочными действиями или резкими словами могут вызвать смятение среди членов. Также одно восклицание неуравновешенного человека иногда сеет страшную панику на корабле или в зрительном зале, и влечет за собой многочисленные жертвы.

Насколько же необходима высокая дисциплина основной энергии человека!

Не только запасы энергии, накопленные в организме, но и пространственный огонь, не воспринятый и не трансмутированный, может стать разрушительным и для самого человека, и для его окружения, как необузданная стихия, особенно в наши дни, когда, по утверждению Агни-Йоги, в связи с астрохимическим состоянием нашей планеты усилилось давление космического огня и нагнетение психической энергии, ищущей каналы для проявления.

"В силу нагнетения космического и психическая энергия человечества усиливает давление. Она не только не признается, но даже попирается, вызывая болезни физические и психические. <...>

Она вырастает в давление. Она, наподобие гремучего газа, представляет опасность взрыва. Остается направить ее в мощное сужденное русло, иначе она окончит эволюцию".

"Невозможно уничтожить психическую энергию, но можно загнать ее в такое недостойное положение, что она может покончить земную жизнь взрывом" (Аум, 513, 460).

"Пусть не примут слов об Огне как символ отвлеченный. Говорю об Огне истинно существующем. Уже не впервые планета испытывает воздействие этой стихии. На смене расы Огонь приближается, как струи очищения. Помнит человечество разрушение, причиненное соединением Пространственного Огня с его подземным отложением. Почему повторять разрушение Атлантиды, если можно привлечь благотворность стихии огня? Но, чтобы подойти безбоязненно к Огню, нужно научиться мыслить о нем и принять его в сознание" (Агни-Йога. 341).

Современной медицинской науке следовало бы глубже продумать, в чем заключается причина многих распространенных эпидемических заболеваний, не имеющих инфекционного характера, особенно нервных и психических. Конечно, недисциплинированное сознание становится магнитом для воздействия стихийных сил. Прежде всего, оно неспособно трансмутировать приближающиеся струи стихийного огня.

Почему увеличиваются симптомы сердечных болезней? – спрашивает Агни-Йога. "Где же причина потрясений? Сгущение токов зовет психическую энергию к новым выражениям. Но люди не дают ей первейшего значения, из этого происходит столько потрясений и всяких столкновений.

Некто сказал: "Не доведите энергии до бешенства". Такое предостережение не далеко до истины. Можно представить себе бешенство энергий, неправильно нагнетенных, надломленных и поруганных. В таком хаосе разве не затрепещет сердце?" (Аум, 453).

"Определенные периоды планетного существования подвержены натиску стихий. Можно им противоставить лишь упорное устремление народов к обновлению жизни... Мысль противопоставляется стихиям, иначе равновесие настолько нарушается, что можно ожидать космических явлений. Год голода, засухи и болезней не будет ли следствием падения мысли? <...>

Наблюдаем большое напряжение как магнитных волн, так и химических лучей" (Агни-Йога, 22).

"Также явление Армагеддона нужно понять не только в виде общепринятой войны, но и по событиям всей жизни. Помянутое одержание очень замечательно для явления Великой Битвы. Конечно, самоубийства, также потрясения физические и духовные наполняют содрогнувшуюся планету. Можно находить особые виды болезней мозга и нервов, также всевозможные извращения среди человечества. Можно изумляться колебаниям духа, можно возмущаться, насколько все лучшие будут встречены угрозами и ненавистью, точно сама твердь стремится к разложению!" (Сердце, 283)

В чем причина физических и психических страданий человека? Конечно, она лежит в его сознании, в моральном разложении. "Не могло человечество без причин стать хуже. Но кроме причин космических, и в самом человечестве имеется основание быть потрясенным. Нельзя бесконечно отрицать психическую энергию" (Аум, 513).

"Истинно, скоро придется спасаться от расстройства стихий. Но ведь и это несчастье можно значительно смягчить образованием сердца" (Сердце, 504).

Истинно, пришло время человечеству обновить сознание, натянуть вожжи дисциплины необузданного мышления, дать новое направление мысли, преобразить чувства в мелодии любви и красоты. Конечно, мысль одного человека не может противостоять волнам огненной стихии. Нужны единение, дружба, спаянная мысль коллектива, одухотворенная мощная мысль всего человечества.

__________________

XVIII. ГИГИЕНА ПЛАНЕТЫ

В дни высшей кульминации эпохи техники, когда открыта атомная энергия и происходят попытки проникновения в космос, к сожалению, приходится указывать и на печальные обстоятельства. Человечеству пора подумать и позаботиться о гигиене и безопасности своего местожительства – планеты. Действительно, настал последний срок. Ибо наша планета отравлена и больна, предостерегает Агни-Йога. "Состояние земли требует неслыханного врача" (Община. 30).

Подумал ли кто-нибудь о том, почему земной шар находится в постоянных конвульсиях, в состоянии землетрясения? В Чили, в Марокко, в Иране, в Гималаях – игла сейсмографа дрожит, нередко волны тайфунов смывают берега. Геологи частично исследовали огненные недра земли, но глубины океанов остаются совершенно неизученными, тогда как наука Востока говорит, что самые большие катаклизмы происходят от подводных прорывов. Чем объясняются резкие изменения климата? Откуда внезапная жара и резкие суховеи, все превращающие в пустыню? Сам воздух, кажется, насыщен неизвестными химическими, ядовитыми, дисгармоничными токами.

Самоотверженным и чутким людям сегодня трудно жить, говорит Агни-Йога, ибо "совершенная истощенность сил земной атмосферы <требует> непомерного напряжения энергии" (Агни-Йога, 290).

Ученые разрабатывают планы, как сделать плодородной пустыню Сахару, изменить направление Гольфстрима и течения воды через Берингов пролив. Существует проект пробить проход в Кордильерах, чтобы открыть путь океанским ветрам, пустыни смерти превратить в нивы. Динамит взрывает вершины гор; бульдозеры выкапывают искусственные моря; соленую почву Каракумов стремятся превратить в плодородную землю. Своими гигантскими шагами технический прогресс, истинно, творит чудеса.

Но, с другой стороны – откуда такое ощущение катастрофы и обреченности в человеческом сознании? Правда, звучат призывы к миру и сотрудничеству, но они разбиваются о стены недоверия и ненависти.

Человечество вовлечено в безумие атомного вооружения. Земли древней культуры покрыты ракетными базами. К чему это приведет? Истинно, атомное оружие есть высшее проявление человеческой ненависти.

Поднимаются протесты против заражения планеты радиоактивными веществами, вызванного испытаниями смертельного оружия. Газеты сообщают: Америка хочет начать исследования ядерных взрывов под землей. Неужели подземный огонь попадет в руки безумных милитаристов? Ни один геолог по-настоящему не знает, что представляет собой этот огонь, есть только гипотезы. Сколько угольных шахт вместе с людьми погибло от взрывов газа! Действительно, подумали ли эти безумцы, что они могут взорвать свою уже и без того нетвердую почву под ногами, и что после серии подземных взрывов могут последовать и другие?

Люди стараются повторить разрушения, которые не раз испытала планета. Вспомним судьбу Атлантиды и Лемурии, это не легенда, а действительность.

*

Конечно, очень вредны и другие смертоносные средства – отравляющие газы, бактериологическое оружие. Эманации газов действуют очень продолжительно, они не испаряются, но наслаиваются и действуют на большом расстоянии.

Но все эти физические яды есть лишь одно из зол среди многих других. Быть может, большее зло, указывает Агни-Йога, есть хаотическое мышление, безумие воли, возбуждение и ненормальность чувств. Пусть те, кто вечно заняты, посмотрят на себя, на собственный дом: разве и они, своей полной диссонансов жизнью, необузданными эмоциями, энергией раздраженной мысли не способствуют отравлению атмосферы планеты? Подумал ли кто-нибудь, что пылью своих мыслей он засоряет низшие слои Земли и "следствия этих отбросов мысли производят заболевание планеты"? (Мир Огненный, ч. I, 428).

Действительно, пора точной науке Запада проснуться, и, подобно восточной науке, исследовать сущность и гигантское влияние мысли народных масс, не в состоянии патологического психоза, но среди повседневной жизни. Только подумаем, что люди целые века способствовали тому, "чтобы наполнить низшие слои атмосферы частицами разложения" (Аум, 321). Что же нагнетает яды к земной тверди? "Явление раздражения стихий нарождает сильный ядовитый газ. Обычно этот газ легко всасывается в пространство, но химические лучи солнца гонят газовые волны в слои, близкие к планете, – получается опасное явление, но предупрежденные могут победить явление отравы. Раздражение и его дитя империл легко согласуются с ядом пространства, называемым "аэроперил". Законы во всем одинаковы" (Агни-Йога, 23).

Мы говорим, что ядовитые газы, радиоактивные и другие химические вещества могут отравить многие поколения, но немало чутких душ погибают и от отравления планеты отбросами необузданных мыслей человечества.

Поэтому все крупные государства должны основать институты гигиены планеты. Эти учреждения могли бы экспериментально исследовать не только влияние различных химических веществ на здоровье человека и планеты, но и упомянутые психические яды, которые порождаются большими народными коллективами, или массовым сознанием. Конечно, эти институты должны будут выработать и пропагандировать убедительные рекомендации о планетарной и человеческой гигиене – оздоровлении.

Радиоактивные излучения уже сами по себе есть бедствие, которое угрожает постепенно погубить человеческие поколения. Но светила науки еще недостаточно обращают внимание на несчастья, порожденные другими техническими начинаниями. Профессор Джон Франклин, который специально исследовал радиоактивные осадки в воде в промышленном городе, констатировал, что на дне пол-литровой емкости воды находится половина чайной ложки черных осадков, собирающихся от дыма фабричных труб. Он убежден, что сажа от сжигания каменного угля вызывает большее количество смертельных случаев, нежели радиоактивные осадки (Дж. Франклин. Радиоактивные осадки при ядерных испытаниях // В защиту мира. I, 1959).

Ученым давно пора подумать, как предотвратить отравление бензином или нефтью, которое, хотя и медленно, одурманивает и разрушает мозг жителей городов. Кто, побывав в западных городах – Лондоне, Берлине, не был обеспокоен специфическим запахом: как человек всю жизнь может дышать таким воздухом без вреда для здоровья?

Теперь по всему свету слышен девиз: химия покоряет мир. Это правда. Не будем отрицать заслуг химии в прогрессе человечества. Но, с другой стороны, пора начать серьезные исследования: в чем химия может навредить и как оградиться от ее отрицательного влияния.

Конечно, многое делается для охраны здоровья рабочих на заводах и фабриках. Никто не отрицает, что рабочие химических производств знают средства защиты. Но разве полностью устранена вероятность отравления? Говорят о возможности отравления, например, ядовитым метиловым спиртом, или метанолом, бензолом, дихлорэтаном, парами ртути, которые случайно могут проникнуть в воздух. Также может произойти отравление другими химическими веществами: свинцом, магнием, хромом, анилином, пылью цемента и другими эманациями, которыми рабочим приходится дышать целыми днями. Мы знаем, что на суперфосфатной фабрике работают в противогазных масках, хотя работа и автоматизирована, персоналу предлагают через некоторое время менять вид работы, если они хотят пожить подольше, что зеленовато-коричневый едкий дым завода губит окружающие сосновые леса. Но разве эти газы не затрагивают человеческий организм? Разве выбросы фабрик, которые заражают реки и почву, пыль, копоть, газы не угрожают здоровью планеты? В последнее время начинают использовать аппараты, задерживающие выбросы вредных газов в атмосферу из фабричных труб, но насколько это эффективно и как часто применяется?

Гигиена труда ищет средства для предупреждения болезней работников радио, вызываемых шумами, ультразвуком, электромагнитными волнами. Особенно наблюдают за здоровьем лиц, работающих в условиях радиоактивных излучений, хотя не всегда этот контроль достаточно успешен.

"В разных производствах, – говорит Агни-Йога, – работники вдыхают и прикасаются к многим химическим веществам. На первый взгляд может казаться, что такие прикасания проходят без вреда, но это будет лишь поверхностным суждением. Можно убедиться, что разные отрасли труда вызывают со временем одинаковые заболевания. Первый прием опасного вещества незаметен по своему влиянию, но постоянная повторность овладевает всем организмом и бывает уже неизлечима" (Братство, 288).

Обратимся к сельскому хозяйству. Пытался ли кто-либо исследовать, как влияют на пригодность для пищи овощей и зерна минеральные удобрения, которыми теперь столь щедро обогащают почву? В настоящее время агротехника гонится не так за качеством, как за количеством, забывая, что искусственная величина вредит ценности качества. Подумал ли кто-нибудь, что, например, с крупной картофелиной или морковью, которые перекормлены искусственными удобрениями, в утонченный организм человека попадают химические вещества, которые могут ему повредить? Не вредны ли для человека дуст и другие новые средства, применяемые для борьбы с сорняками? При употреблении винограда и тепличных томатов, нередко опрыскиваемых раствором медного купороса, не попадает ли в наш организм этот сильный яд? Не заражают ли почву химические средства, которыми опрыскивают плодовые деревья и ягодные кустарники для уничтожения вредителей? Здесь нельзя ограничиться рассуждениями, нужны эксперименты и продолжительные наблюдения.

Далее – какова реакция человеческого организма на хотя бы легко химизированную пищу и как он реагирует на те же самые пищевые продукты, приготовленные обычным способом? Прежде всего, как действует химически очищенный сахар? Имеют ли основания утверждения восточных ученых, что обыкновенный свекловичный сахар, при нынешнем способе его приготовления, отравляет наши нервные каналы и уменьшает содержание в организме кальция, столь необходимого для роста ребенка? Не воспринимает ли наш организм вместе с рафинадом и серную кислоту, хотя бы в малых дозах? Или анилиновую краску, которой так богато украшают конфеты на радость детям? Поэтому нечего удивляться, что люди с детства болеют зубами, не знаем мы и истинных причин нервных заболеваний. А еще обработанная хлором вода в больших городах!

Не берусь судить, в какой степени химизируют белую муку, соки, фруктовые воды, мороженое, консервированные ягоды, овощи, рыбу и мясо и т. д. Конечно, радикальнее всего процесс химизации происходит в больших городах Запада.

На замечание, что химизма в продуктах мало, ответим, что в целом достаточно, чтобы угрожать человеку.

И наконец – чрезмерные дозы химикалий в аллопатических лекарствах (о наркотиках мы уже говорили). Для борьбы с тяжелыми болезнями снова и снова выпускаются недостаточно проверенные химические лекарства. Мы знаем, например, препарат ПАСКа, который, излечивая легкие, разрушает почки. Даже столь эффективный в некоторых случаях пенициллин врачи начинают критиковать. И каждый препарат, для какого органа он бы ни назначался, прежде всего действует на сердце и нервную систему. Конечно, пока нет других, более подходящих средств, приходится обходиться существующим. Также наркотики нужны для снятия болей.

Но врачи, выписывая рецепты, должны брать на себя самую большую ответственность. Нужно избегать прописывать лекарство там, где без него можно обойтись. Спросим, почему врачи так редко прописывают чаи из трав? Разве растения не теряют часть своих целебных свойств во время химической обработки?

Подумаем, сколько тонн наркотических веществ употребляет в год население только в таблетках против головной боли. Вместо того, чтобы обратить внимание на причины болей: неупорядоченный образ жизни, волнение и т. д. – и стремиться их устранить, нездоровый организм отравляют еще больше. Приходится повторить – рецепты пишутся слишком легкой рукой. Никто не интересуется, не употреблял ли больной сильные средства и ранее, целыми годами, не превратился ли его организм в арсенал химических веществ, когда не может быть и речи о нормальных функциях утонченных органов, сердца и нервов?

Вспоминаю ответ гомеопата больному, который стучался в двери десятков врачей: "Мне остается только очистить ваш организм от химических ядов и затем начать лечение".

На недавнем медицинском конгрессе в Париже, посвященном изучению аллергических болезней, некий врач заметил, что "каждое лекарство, каким бы невинным оно ни было, все же в потенциале есть яд". Он сказал, что причиной аллергии (к которой относятся экзема, астма, крапивная лихорадка, мигрень и т. д.), больше всего распространенной после рака и сердечных болезней, может быть чрезмерное употребление химических веществ, наряду с эмоциональными факторами (семейными конфликтами).

При лечении рака и других тяжелых болезней сегодня применяют различные радиоактивные вещества. Этот новый и еще мало исследованный метод требует огромного внимания и большой ответственности, чтобы при лечении одного органа не повредить другим. Далее – как возникает болезнь? Столь необходимые рентгеновские лучи могут вызвать лейкемию, увеличение количества белых кровяных клеток. Не слишком ли часто врачи делают рентгеновские снимки? Почему они не замечают, что рентгеновские лучи отрицательно действуют на сердце?

Необходимо исследовать, как на нервную систему человека влияют технократия и механизация, завладевшие нашей планетой. Мы еще будем говорить об электрическом свете, влияние которого нельзя сравнить с живым светом, ибо, согласно данным восточной медицины, умышленно заключенная энергия может способствовать развитию болезней. "Пример: всеобщая электрификация есть благо цивилизации, но так как люди подошли к энергии однобоко, то искусственное насыщение ею пространства может грозить опасностью. Можно получать разряды значительной силы в местах напряжения электричества. Если усилить причину, то возрастут и следствия, – так вместо сильного разряда можно иметь массовое уничтожение. Также можно вообразить переполнение пространства токами и самые неожиданные расстройства в жизни" (Агни-Йога, 540).

Агни-Йога указывает, что необходимо исследовать, в какой мере причиной воспаления слизистых оболочек и других болезней могут быть волны радио и телевидения, и особенно их взаимная битва, вызывающая сотрясение атмосферы и психики чувствительного человека.

Также не следует удивляться эпидемиям непонятных психоневрологических заболеваний, неуравновешенности сознания и психической энергии. Мы не знаем всех причин, способствующих быстрому распространению злокачественных опухолей. Истинно, распорядителям государственной жизни следует прислушаться к SOS современной медицины о раке, который уничтожает больше людей, нежели мировые войны.

Для борьбы с ним необходимо объединиться всем ученым, не только врачам, но и химикам, физиологам, биологам, психологам, – рука об руку с правителями государств. Ведь нужно же когда-нибудь найти причину этого ужаса и установить профилактику. Но болезни не прекратятся, пока не оздоровится жизнь, пока благополучие всей планеты не будет основано на планомерном и гуманном сотрудничестве, в согласии с космическими законами природы.

Исследовал ли кто-нибудь, как промышленный шум отражается на нашей нервной системе? Как взрывы атомных и термоядерных бомб нарушают равновесие атмосферных слоев? Мы не можем себе представить, какое губительное влияние эти взрывы оказывают на область тончайших световых энергий, кого и что они разрушают и уничтожают (Мир Огненный, ч. I, 229).

А во что превратились современные многомиллионные города? Даже в популярных журналах пишут о том, что городская какофония не только усиливает усталость центров мозга и тормозит его функционирование, но нарушает сон и зрение, вызывает анемию, мигрень, гипертонию и другие недуги.

Пора покинуть города, веками залитые кровью, насыщенные пылью, бензиновыми испарениями и империлом, и селиться на свободных пространствах в природе, среди чистой праны. Разве нельзя равномерно распределить население по всей планете, при условии дружеского взаимопонимания всех народов и сотрудничества, основанного на доверии?

Институтам гигиены планеты надлежит исследовать, не угрожает ли чрезмерная эксплуатация земных недр электромагнетическому равновесию? Что может случиться с Бельгией, Англией, Руром, где целые лабиринты шахт?

Необходимо глубоко изучить вопрос возобновления истощенной флоры планеты, ибо песчаные океаны всех континентов, некогда покрытых цветущими садами, являются позором нынешней цивилизации. Кто же думает о здоровье всей планеты, об эволюции живой природы? Скорее, стремятся беспощадно ее эксплуатировать, использовать в личных целях.

"Нужно только представить себе, как быстро цветущая растительность сменяется мертвыми песками. Не бесхозяйственностью, но самоубийством нужно назвать это омертвление коры земной. Пески, льды, оползни не являют блестящее будущее. Ведь невозможно ускорить излечение природы, даже если бы люди обратились к здоровому мышлению; потребуются десятки лет, чтобы оздоровить разрушение коры планеты. Но для таких особо благих мер необходимо человеческое сотрудничество. Но разве видны признаки такой совместной работы? Разве разрушение и разъединение не владеют умами?" (Мир Огненный, ч. I, 317).

Начнем же мудро сотрудничать с природой. Следует уже школьникам привить мысль, что расхищение природы есть растрата собственных сокровищ, учить бережному отношению к ценностям природы. "Пусть срубивший дерево немедленно заменит его вновь посаженным" (Мир Огненный, ч. I, 326). Каждый должен понять, что вся природа, даже малый придорожный цветок, может быть нескончаемым источником обновления для человека, укрытием от огненной эпидемии.

Также нужно исследовать роль фауны в психомагнетической гармонизации планеты. Допустимо ли бесконечное, искусственное увеличение числа домашних животных с единственной целью их уничтожения, в то время как их убивают и в лесах? Не предусмотрена ли особая роль для животных в процессе эволюции планеты и человечества?

Уже раздаются предостерегающие голоса некоторых ученых о колебании магнитных полюсов Земли, об изменении Гольфстрима и других течений, о спазматических сменах холода и жара, о том, что землетрясения и извержения вулканов повторяются все чаще.

Бесконечно много таких болезненных вопросов, на которые официальная наука бессильна дать ответ. Поэтому так пламенно звучит призыв Агни-Йоги к человечеству: "Спросят: "Чем можем сейчас служить на земле с наибольшею пользою?" Нужно оздоравливать Землю. Нужно в целом ряде мероприятий провести мировую задачу оздоровления. Нужно вспомнить, что люди беспощадно истребляют запасы земные. Они готовы отравить землю и воздух. Они уничтожили леса, эти приемники праны. Они уменьшили количество животных, забыв, что животная энергия питает землю. Они подумали, что неиспытанные химические составы могут заменить прану и земные эманации. Они расходуют недра, забывая, что равновесие должно быть соблюдено. Они не думают о причине катастрофы Атлантиды" (Мир Огненный, ч. I, 630).

Катастрофическое состояние Земли Агни-Йога объясняет низким качеством человеческого мышления. Диагноз болезни планеты она ищет в состоянии сознания людей. "Можно ужасаться несчетным мысленным преступлениям, которые не формулированы законами, но они уничтожают жизни людей и всей планеты. Нужно иногда подумать, насколько плодоносность планеты уменьшается, несмотря на все искусственные меры, иногда принимаемые правительствами. Можно посадить рощу деревьев и, в то же время, отравить и уничтожить целые леса. <...> Люди сдирают девственный покров планеты и поражаются росту песков" (Братство, 248).

Агни-Йога утверждает, что "энергия, излучаемая человечеством, нужна для правильного движения планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет заградительную сеть и тем нарушает равновесие многих светил. Волны вибраций изменяются, и планета теряет часть самозащиты, так человечество само распоряжается судьбою своею" (Мир Огненный, ч. II, 92). Иными словами, стихийная энергия человеческого сознания, нарушая равновесие планеты и других светил, химически изменяется и сказывается отрицательно на обитателях Земли.

Агни-Йога приходит к поразительному заключению, что "подземные огни вызываются на поверхность планеты через действия человечества" (Иерархия, 163). А именно, землетрясение порождается хаотическими человеческими мыслями, другими словами, недисциплинированный огонь мысли, соединяющийся с подземной огненной стихией, вызывает взрыв. Ибо "ничто не раздражает так огненную стихию, как беспорядочное мышление" (Мир Огненный, ч. I, 247).

Поэтому человечеству, говорит Агни-Йога, так спешно необходима духовная гигиена и духовная профилактика. Истинно, человеческое сознание должно стать здоровым и гармоничным, все его стремления должны согласовываться с высшими целями эволюции.

Человеческое сознание не может оздоровиться, пока оно не очистится огнем – страданиями, энтузиазмом, познанием истины. Преображение может быть вызвано лишь внутренним огнем, воспламенением искры, в которой скрыто высшее познание.

Истинно, вся планета должна вновь войти в ритм солнечной эволюции, пусть каждый человек обретет свободу и по собственной воле устремится ввысь. Лишь добровольно человек может вступить на путь очищения. Насильственная профилактика не может спасти положение планеты, "необходимо общее сознательное сотрудничество. <...> Прежде всего, нужно понять, что человек оздоровляет не только себя, но и всех окружающих. В таком сознании будет заключаться истинное человеколюбие. Такое чувство не может быть приказано. Оно должно прийти из глубины сердца самостоятельно" (Братство, 211).

Истинно, каждый должен начать с себя, со всей своей жизни, но главное – очищение сознания и мышления. Ибо энергия мысли могущественна, она может как отравить атмосферу планеты, так и очистить пространство и превратить планету в цветущий сад на пути солнечной эволюции.

Поэтому Агни-Йога советует в определенный час посылать в пространство самые возвышенные мысли, не только для укрепления энергии светлых мыслей, но и для очищения пространства от ядовитых газов.

Энергия доброй, полной желания помочь мысли, посланная в пространство, может магнетически соприкоснуться с другим сознанием, более слабым, нуждающимся в поддержке, и оказать помощь в критическом состоянии, в несчастье, в болезни.

Для всего этого необходимо познание психической энергии. Именно понимание этой огненной энергии и ее применение есть ключ ко всей эволюции. Только она может вернуть планете и человечеству утраченное равновесие.

Гармония огненной энергии, оздоровляющей человеческое тело и очищающей зараженное пространство, откроет человечеству путь к благословенному сотрудничеству с лучами дальних, высших миров. Эти космические излучения будут использованы для обновления жизни. Но химизм лучей возможно трансмутировать только при помощи тончайших энергий сердца, иначе они могут быть вредными. Поэтому нельзя представить химическую лабораторию без участия сердца, ибо сердце есть аккумулятор высокой всеначальной энергии (Сердце, 79).

__________________

Date: 2015-05-23; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию