Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Психотерапия





Современная медицина все больше расширяет понятие врачебной профессии. Задачей врача, по существу, не является лечение только медикаментами или другими физиотерапевтическими средствами, но, наряду с этим, – помощь больным своим личным психическим воздействием, психотерапия, уже ставшая особой специализацией.

Прекрасно выразился о роли психотерапии в лечении выдающийся русский психиатр С. Корсаков: "При лечении различных болезней влияние врача играет огромную роль, и способность использовать психические факторы в медицине всегда было одним из важнейших качеств выдающихся врачей всех эпох".

Современная медицинская наука уже не может отрицать, что психотерапевтические элементы должны входить, как составная часть, в любую лечебную систему, что врач каждой специальности в своих отношениях с больными не может обойтись без применения психотерапевтического принципа, даже хирург, который в основном занимается человеческим телом, должен ознакомиться с душевным состоянием больного и улучшить его. В этом проявляется полная ответственность, гуманизм, этика и возвышенная красота сердца врача.

Мы знаем, что тяжело больные чаще всего находятся в мрачном, депрессивном состоянии духа, они особенно впечатлительны ко всему, что касается недуга, и ждут врача, как своего спасителя. Во время обострения болезни каждое ободряющее, вселяющее надежду слово, моральная поддержка, даже оптимистический намек могут не только успокоить больного, но поднять его дух, пробудить бодрость – необходимую для борьбы психическую энергию, и тем самым способствовать выздоровлению. Первые слова врача, которые он говорит больному при оказании помощи, – забудьте о болезни.

Верь в себя, и скоро станешь здоровым. Человек может сам помочь своему организму, внушая себе выздоровление. Но увы, если врач, вместо эликсира жизни или луча света, произнесет грубое, необдуманное слово или намек, который Агни-Йога называет "гробовым гвоздем". Например – "болезнь совершенно неизлечима", и тем самым не оставит в душе больного хоть немного надежды на чудо. Может быть, это "немного" пробудило бы его волю к жизни, дало приток новых сил и действительно оживило больного, или, по крайней мере, помогло легче приспособиться к новым условиям жизни и сообщило душевное равновесие. Ибо не каждая душа так сильна и подготовлена, чтобы смело смотреть в глаза самым тяжелым обстоятельствам.

Мы знаем, что слово может воздействовать на человека не только психически, но и физиологически – ускорить пульс, повысить кровяное давление, лишить сна, что для гипертоников может окончиться приступом. Истинно, задача врача – внести солнечный луч не только в душу больного, но в каждую клеточку его организма.

Вот почему современная медицина советует каждому врачу выработать свои психотерапевтические принципы и бережно применять их, подходя к каждому больному индивидуально, сообразуясь с особенностями болезни и его состоянием.

Поэтому не следует удивляться утверждению Агни-Йоги: "Насколько меньше потребуется лекарств, когда врачи смогут применить психическое лечение" (Аум, 226).

Мы видим, что врачи все еще, к сожалению, мало замечают, что одно ободряющее, сказанное по сознанию слово может иногда больше помочь, чем назначенные тинктуры и препараты.

Каждый выдающийся, одаренный запасом психической энергии врач излечивает не только психотерапией, но часто одним своим присутствием, оптимизмом, энергией, своими излучениями, дружеским пожатием руки, – иногда даже через бланк рецепта и лекарство он передает больному свою сердечную энергию. С точки зрения логики, если возможно намагничивать воду, почему тогда искра психомагнита, так нужная больному, не может присутствовать и в медикаментах выдающегося врача?

Агни-Йога говорит, что "все лекарства являются лишь средствами вспомогательными. Без всеначальной энергии никакое лекарство не окажет должного действия" (Братство, 11).

Также "хорошее внушение полезно даже при самых лучших медикаментах" (Сердце, 137).

Истинно, не только психотерапевтические слова, но эманация сердечного тепла, которая излучается добрым взглядом целителя, уже приносит облегчение. Подъем жизненной силы и процесс обновления организма иногда происходят немедленно, как только нервная энергия больного соприкасается с другой, более сильной энергией, которая вливает новый жизненный флюид в его нервные каналы. Поэтому пациенты выходят из кабинета некоторых врачей обновленными. Врач не только прописал им лекарство, но и снял тяжесть, лежавшую на сердце.

Это объясняет, почему два врача, выписывающие больным одни и те же медикаменты, достигают различных результатов.

Вот почему профессию врача, как и учителя, нельзя считать ремеслом, они должны быть настоящими талантами, вдохновленными высокой самоотверженной жизненной задачей. Врач должен быть готовым жертвовать собой, отдавать часть своей энергии на благо больному.

Или, как сказал Парацельс, огненный дух, пришедший очистить и восстановить медицинскую науку: первое условие врачебной помощи — подходить к больному с любовью. Ибо обязанность врача — приносить всем без исключения дар радости, быть по отношению к каждому справедливым и приветливым.

Не случайно Агни-Йога одним из высших качеств психической энергии называет способность охранить не только носителя этой энергии, но и многих других, для которых она является настоящей панацеей. Врач ведь сам не знает, кому он щедро раздает свою животворную силу, кому становится лучше и кто выздоравливает от его присутствия. Настоящий врач не раздумывает, в котором сердце будет жить луч его доброжелательства, дающий нервам страждущего целительную теплоту.

"Хочешь ли проявить себя целителем? Прежде всего спроси себя, достанет ли в тебе силы выдачи на помощь ближнему? Именно себя спроси – можешь ли давать, не сожалея о себе? Прежде всех лекарств докажи, что твоя сила может нести исцеление. Не имеем в виду усилий воли и внушения, ибо всеначальная энергия самодеятельна" (Братство, 553).

Конечно, чрезмерная выдача психической энергии может быть опасна. "Можно выдать половину запаса, даже две трети, но три четверти уже поставят врача в опасное положение. В таком обнажении врач примет на себя болезнь и может лишиться жизни. Потому так твердо сказано о пути золотом; все в меру, все в гармонии – запомним" (Аум, 594).

Агни-Йога вновь и вновь призывает помнить истинную миссию врача – быть высоко и разносторонне образованным другом человечества, культурным духом, который неустанно стремится повышать свой уровень и усовершенствовать черты характера. Или. как призывал Парацельс: врач должен быть лучшим знатоком всех областей философии, физики и алхимии. Среди людей он лучший знаток и ученик природы, помогающий больному в лечении. Он должен стать истинным помощником человечества не только в лечении физического тела, но и в духовном восхождении. Врач сам должен обладать культурным одухотворенным сердцем, способным просветить и сознание, и сердце другого. Именно, высока задача врача: наряду с целением тела, пробуждать и обновлять сознание больного и совершенствовать его восприятие мира и мировоззрение.

Но гуманная миссия врача еще значительнее: точно так же, как он вносит гармонию, светлое настроение и мир, вместо дисгармонии и хаоса, в тело и психику, – так, вместо несогласия и ненависти, которые процветают в семьях и в более крупных коллективах, он должен стремиться внести чувства братства и единения. Так врач является и борцом за мир и дружбу во всем мире.

Может быть, на врача, и так перегруженного обязанностями, возлагаются слишком высокие, невыполнимые требования? Конечно же нет, если мы на самом деле верим в духовный прогресс человечества, который поднимет уровень интеллигентности руководящих лиц и понимания возложенных на них задач.

Мы знаем, что уже Гиппократ (V век до нашей эры), именуемый отцом медицины, принес торжественную клятву врача: "Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство". Разве и сегодня это не является основным законом для врачей (как и для всех воспитателей человечества), значение которого со временем будет только возрастать?

Агни-Йога указывает, что психическая энергия в руках одаренного, культурного врача может быть мощным универсальным орудием. Прежде всего, каждый врач должен осознать психическую энергию и понять, что она "будет фактором скорейшего выздоровления" (Братство, 11).

Психической энергией, при сознательном применении, можно лечить почти все болезни, особенно в начальной стадии. Агни-Йога говорит, что даже эпидемию инфлуэнции можно предупредить психической энергией. Огненная энергия врача может помочь ему установить диагноз, а также прогноз болезни. Есть врачи, которые, напрягая энергию, сразу "чувствуют", точно или приблизительно, какая болезнь у пациента, и затем их чувствознание подтверждается обследованием или анализами. В особенности долгий опыт выдающихся врачей, кристаллизовавшийся в чувствознании или интуиции, может довольно часто помочь установить диагноз. Но психическая энергия врача в нынешних земных условиях не может постоянно находиться в активном состоянии, поэтому медицинская наука должна продолжать поиски все более точных диагностических методов. Такие методы были найдены некоторыми одаренными врачами, только, к сожалению, не стали общепризнанными и не нашли широкого применения. Сказанное можно отнести и к диагностике окулиста Феликса Лукина.

Агни-Йога упоминает, что в будущем знающий врач не забудет применить астрологию, – научно составленный гороскоп поможет определить болезнь и все сопутствующие обстоятельства. Также в будущем, когда возможно будет фиксировать человеческие излучения на фотопленке, перед медициной откроется еще один путь точной диагностики, ибо неуловимые симптомы болезни будут четко отражаться на излучениях. Конечно, трудно определить болезнь в зачатке, только исследование выделений и картина излучений дадут такую возможность. Если выделения могут иногда вводить в заблуждение относительно истинной причины, то иероглиф излучений установит основу болезни. Каждая особенность деятельности организма даст свой знак и цвет. Можно производить наблюдения в каждой больнице, врачу нужно научиться читать знаки излучений глазами своей психической энергии.

Тибетская медицина знает и другие, более или менее верные приемы диагностики. Многие причины болезней она ищет в диссонансах психики, или в "тонком теле". Интересна китайская диагностика по пульсу – при помощи исследования пульса больного. Открытие этого вида диагностики приписывают выдающемуся целителю древности Бян Цао, о котором рассказывали, что он исцелял все болезни и считал, что пульс является отражением всего организма, поэтому по пульсу можно определить все, что в нем происходит. Тщательное исследование пульса каждой руки помогает китайским врачам понять характер болезни и особенности больного, при установлении прогноза и вида лечения. Следует отметить, что при обследовании пациента китайский врач уделяет большое внимание особому оттенку голоса больного.*

Возвращаясь к затронутой в этой главе теме – к психотерапевтическим методам, следует отметить, что уже существуют санатории, где большое внимание уделяют созданию оптимистического настроя больного, признавая, что радостное настроение содействует улучшению самочувствия и ускоряет процесс выздоровления. Конечно, попытки "лечить смехом", т. е. развлекательными представлениями и эстрадными концертами, как это происходит в некоторых наших санаториях, приводят к нежелательным моральным последствиям – нужно предостеречь от примитивизации сознания зрителей.

Краткое, иногда даже мгновенное психическое воздействие на сознание больного, или внушение, насколько бы оно ни было сильным, редко бывает успешным. Поэтому советуется специальное, длительное лечение внушением. Врачу надо чаще встречаться с больным, чтобы установить контакт сознаний. Такое лечение уже есть сотрудничество двух воль: врач сознательно передает от своего сердца сердцу больного часть своей огненной энергии, и длительное применение внушения восстанавливает организм больного.

Каждое слово внушения, каждая подробность, говорит Агни-Йога, имеет огненное значение. Лечить можно наложением рук, или взглядом, или приказом мысли. Главное для внушения – ясная мысль и ритм сердца.

Можно также, как учит восточная медицина и о чем уже была речь, лечить на расстоянии, посылая доброжелательными мыслями сердечный ток, или психическую энергию, отсутствующему лицу. В психотерапии медицины будущего этому виду лечения будет уделено особое внимание, ибо посылкой своей энергии целитель может действовать непосредственно на больной орган, укрепляя организм.

"Целители разделяются на две группы: одна являет исцеление наложением рук или непосредственным взглядом; другая на расстоянии посылает сердечный ток. Конечно, для будущих построений второй способ имеет преимущество. При сердечном излучении не нужно поражать многие центры больного, но, не отягощая его внимания, можно лишь действовать на больную часть, поддерживая организм в борьбе за равновесие".

"Внушение бывает мысленное, или звуковое, или посредством взгляда, или усиленное глубоким вдыханием. <...> Можно проследить, насколько вдыхание усиливает звук и эманации глаз. <...> Можно рядом опытов уследить, насколько далеко действуют излучения глаз; при этом поучительно следить за комбинацией силы мысли с физической эманацией глаз".

"...Можно делать внушение на любом языке; таким образом наглядно доказывается смысл и сущность понимания без условных наречий".

"При внушении гипнотизер Запада употребляет волю, напрягая центры конечностей и глаз; но эта эманация не только скоро исчерпывается, но и приносит утомление, и, главное, действует на очень незначительном расстоянии. <...> Но сердце Востока не нуждается в напряжении конечностей, не нагнетает без нужды энергию, но шлет свои мысли без ограничения места. Сердечное внушение, как естественный канал сообщения, не наносит вреда внушающему и принимающему".

"Главным условием применения сердечной энергии будет понимание, что физическое усилие при этом излишне. При мозговом, волевом приказе действуют также и физические нервные центры, но сердечная посылка совершается без напряжения внешнего. Сердце может действовать лишь при духовном освобождении от физических напряжений. <...>

Целение посредством сердца хотя и предусматривает прикосновение рук, но не руки и не глаза, но эманации сердца дают облегчение. <...> Чистое мышление, постоянство, доброжелательство приводят в действие сердечную энергию" (Сердце, 100, 28, 26, 74, 596).

Все это пока еще кажется невероятным, но медицинской науке пора обратить серьезное внимание на методы психотерапевтического лечения и поощрять врачей применять их, пробуждать и исследовать свою собственную энергию.

Поэтому каждому врачу, независимо от специализации, необходимо познать психическую энергию, ее сущность, развить в себе эту вдохновляющую силу, ознакомиться с методами ее воспитания.

Агни-Йога говорит, что "мудрый врач, прежде всего, озаботится узнать, как стоит условие психической энергии" (Мир Огненный, ч. II, 194). Поэтому он тщательно обследует пациента с точки зрения основной энергии, и при лечении постарается ее применить. Он расскажет больному об энергии, в нем живущей, и о том, как ее сознательно усиливать. Вместо лекарства, врач может иногда предписать строгий режим или занятие, которое напрягало бы сознание и отвлекало от мысли о болезни, интересовало и увлекало человека, и таким образом пробудило его огненную энергию, которая помогла бы организму самому успешно справиться с болезнью. Так "можно внушением не только предотвратить боль, но и дать иное направление всему заболеванию" (Братство, 71).

"Опытный правитель нередко положит руку свою на плечо или на руку собеседника. Некоторые сделают это сознательно, но большинство бессознательно. Но даже сознательные не всегда знают, как пользоваться этим методом. Они полагают, что рука уже достаточна, что ладонь уже передаст мощь мысли; но очень редко люди сознают, что концы пальцев излучают сильнее. <...> Сколько скрыто возможностей в каждом действии! Только нужно применить их сознательно" (Сердце, 507).

Агни-Йога предвидит, что в недалеком будущем самые разнообразные болезни будут исцеляться психическим воздействием.

Внушение уже начали применять в разных больницах, особенно при хирургических операциях, иногда соединяя его с гипнозом. Жаль, что эту мощную человеческую силу, кроме хирургии, применяют нечасто, к тому же лишь при болезнях, более или менее связанных с воспалением нервной системы, параличом и т. п., не распространяя этот метод на другие заболевания. Здесь были бы бесспорные достижения, если бы только врач был истинным знатоком своего дела и понимал значение психической энергии.

Агни-Йога советует лечение рака и туберкулеза начинать с внушения. Интересно, что сказали бы врачи, лишенные суггестивной способности, услыхав, что также "болезни печени, желудка, почек, десен и ревматизма много зависят от состояния сознания и прежде всего нуждаются во внушении". "Даже менингит поддается внушению. Такое, казалось бы, непоправимое повреждение уступает силе Огня. Ведь внушение, прежде всего, – огненная концентрация. Человек, причиняя огненное воздействие, тем вызывает напряжение пострадавших органов, потому сила внушения должна быть очень развиваема, но и над ней должен быть государственный контроль" (Мир Огненный, ч. II, 173, 40).

"<Опытный врач> не только усыпит рефлекс боли, но проследит течение заболевания и внушит соответственным органам нормальную деятельность" (Мир Огненный, ч. I, 293).

Агни-Йога утверждает, что не только пьянство и другие пороки, но и преступность можно излечить приказом воли или внушением. Разумеется, лечение такого человека требует, чтобы он был занят интенсивным систематическим трудом. Преступники морально больны и ослаблены, поэтому наказывать и уничтожать их не надо, им нужно помочь, их нужно перевоспитать. Такой исключительно педагогический подход к преступнику, как мы знаем, приносит большие, удивительные успехи. Не только у Макаренко были поразительные достижения, ведь и во многих тюрьмах устроены школы, где перевоспитывают заключенных, дают им возможность забыть прошлое.

Наряду с внушением, одним из самых эффективных врачебных методов является гипноз, когда врач ритмом своих слов, или мыслями, или волевым усилием усыпляет пациента и тот в состоянии сна воспринимает мысль врача и выполняет его приказы, которые благоприятно действуют на нервную систему больного. Гипноз применяли и древние народы, более всего индийские мудрецы и йоги. Как классический пример гипнотического внушения, палийские "Комментарии на Дхаммападу" упоминают ученика Будды Чуллапантхаку, к которому Будда послал вестника, чтобы пригласить его к себе. Прибыв в общину, посланный увидел триста учеников, всех одного вида. На его вопрос, который из них Чуллапантхака, все триста ответили: Чуллапантхака". Растерявшийся посланный вернулся и рассказал Будде о случившемся. Будда велел ему вернуться и, если подобное повторится, схватить первую фигуру за руку и привести к нему. Будда понял, что молодой Архат внушил его посланному иллюзорное изображение самого себя. Из европейских целителей гипноз применяли Парацельс. Месмер и многие другие. Из русских отметим Бехтерева, который уделял психотерапии много внимания, лечил гипнозом, при чтении своих лекций демонстрировал массовое внушение. Интересно отметить, что Бехтерев применял также лечение музыкой. В настоящее время гипноз все шире используется в медицинской практике. Конечно, основой гипноза является воздействие психической энергии врача.

Печально, если гипноз применяет гипнотизер-невежда, который, не разбираясь в условиях и причинах болезни, грубым образом пользуется своей огненной энергией и, вместо излечения, причиняет больному вред.

С другой стороны, не все психические диссонансы поддаются гипнозу. Не каждую неуравновешенность, вызванную страстью, можно пресечь приказом и принуждением. Ее нужно ликвидировать естественным путем. Врач должен помочь больному осознать причину его страстей и понять их нецелесообразность. Чтобы человек мог успешно справиться с ними, нужно пробудить в нем устремление к утончению сознания и к применению своей воли.

В связи с этим нужно указать на большое значение самовнушения в медицине. Метод самовнушения мы, европейцы, связываем с именем французского врача Куэ, который первым широко пропагандировал и нередко с поразительными результатами использовал это лечебное средство, которым располагает каждый больной и которое может излечить от многих недугов при разумном его применении.

Этот метод заключается в следующем: по утрам и вечерам, или днем, лежа, приведя себя в пассивное состояние, с убежденностью нужно шептать формулу: "С каждым днем мне становится все лучше и лучше!" При сильной боли, поглаживая рукой больное место, нужно быстро повторять до исчезновения или уменьшения боли: "Боль проходит! боль проходит!" Здесь идет речь о суггестивной силе мысли, которая дает приказ нашему подсознанию (как называет его Куэ), или потенциалу нашей огненной энергии, вызывая ее из глубин и заставляя справиться с болезнью. Сотрудничество энергии, сознательной воли и веры больного, его представление об улучшении здоровья могут на самом деле стать явью. Конечно, лучше всего, если первые указания пациент получит от опытного врача.

Самовнушение можно рассматривать как один из методов усовершенствования. Оно не только улучшает состояние здоровья, но и вызывает подъем энергии, усиливает волю и ритм постоянства. К тому же самовнушение приносит пользу и окружающим, ведь ту энергию мыслей блага, которая вырабатывается при гармонизации своей сущности, могут воспринять и многие другие.

Метод самовнушения, или утверждения блага, сознательное создание оптимистического настроения не есть нечто новое. В начале нашей эры философ стоицизма Сенека пишет в письме Луцилию: "Боль легка, если к ней ничего не прибавит мнение; а если ты еще будешь себя подбадривать и твердить: "ничего не болит", или "боль пустяковая, крепись, сейчас все пройдет", – от самих этих мыслей тебе станет легче"*.

Так самовнушением можно назвать и активное самоободрение в повседневном труде, побуждение к выполнению жизненных задач, что иногда требует известного физического напряжения. Я знаю женщину, которая по утрам, до ухода на работу, полчаса играет на рояле и поет одухотворенные песни, тем самым получая запас энергии и бодрости на целый день. Другие утром и вечером читают возвышенные книги, мантрамы и молитвы, иногда даже в пути или за работой.

Здесь мы соприкасаемся с другим, близким самовнушению великим понятием, которое в течение тысячелетий было и теперь еще остается центральным для бесчисленных сознаний, называющих себя верующими, — с молитвой.

О магнетической, пламенной, преображающей силе молитвы мы уже говорили в начале, упоминая случаи удивительных перемен, совершавшихся в организме больного в момент религиозного подъема, когда сердечная энергия молящегося соединялась с какой-то другой, высшей энергией.

О силе истинной молитвы Агни-Йога говорит как о неоспоримом факте: "При молитве часто совершаются исцеления. Нетрудно понять, что связь с высшим миром помогает сердцу и несет по нервам целительную Благодать. Нетрудно понять это, хотя бы с условной научной точки. Но явление невежества таково, что нужно и о таком простом соображении твердить" (Аум, 63).

Агни-Йога утверждает, что исцеляет и хорошо известная восточному сознанию сердечная молитва – сокровенное созвучие Аум, которое, по индусской философии, является выражением объединения высшей сердечной энергии человека с космической энергией. "Лучшее созвучие Аум может способствовать залечиванию ткани". "Только мощь звучания Аум может приносить гармонию среди расстроенных вибраций".

"Можно замечать, насколько космические токи усугубляют реакцию разных органов. Можно видеть как бы колебания слуха, зрения, утруждение солнечного сплетения, напряжение связок и ярое горение центров. Микрокосм отвечает бурям Макрокосма. Сколько явленной стойкости нужно найти в себе! Чем может человек преодолеть напряжение пространства? Аум, как звучание гармонии, будет целителем" (Аум, 340, 28, 585).

Как яркий пример духовной дисциплины и силы сосредоточенной молитвы биографы упоминают случай из жизни всем нам знакомого Вэна Клайберна. Рассказывают, что однажды во время концерта в Буффало сломалась педаль рояля. Дирижер отреагировал на эту поломку отнюдь не с философским спокойствием и разразился бранью. Атмосфера на сцене грозила взрывом. Вэн поднялся, подошел к дирижеру, вежливо, но властно взял его за руку и повел за кулисы. "Помолимся", – сказал он спокойно, склонив голову. Удивленный маэстро, принужденный приличием и уважением к пианисту, последовал его примеру. Вспышка раздражения у дирижера постепенно угасла. За это время педаль была починена, дирижер успокоился, и концерт был возобновлен в атмосфере полного покоя*.

Подобные факты ученым нужно было бы исследовать, со всей честностью наблюдать и проверять, ибо как можно отрицать то, что на самом деле дает человеку новый прилив энергии, силу жить и, нередко, обновление всего организма.

Таким образом, не только врач лечит больного своей психической энергией, но некоторые лечат себя сами, с помощью своей энергии, более или менее сознательно применяя, кроме веры и сил организма, самовнушение, молитву и т. п. Но человек, ощутивший в себе присутствие мощной силы, может попытаться лечить себя своей огненной энергией вполне сознательно, в начале болезни концентрируя пламя своего сердца. Такие случаи встречаются чрезвычайно редко, насколько редки и явления мощной внутренней силы, но все же они существуют.

Мать прижимает больного ребенка к сердцу, чтобы его успокоить, но не знает, что сердечной энергией она лечит его и иногда даже исцеляет. Сердечной любовью и огнем самопожертвования она вбирает в себя боль ребенка и претворяет ее. Так сердечным воздействием мать отдает свою тонкую энергию. Истинно, любовь, как огненное начало или тонкая сущность, есть действительная целительная сила.

Человек мечтает об эликсире или эссенции жизни, но не знает, какую мощную панацею он носит в себе: нужно только устремление любви к другому сердцу. Действительно, сердце — лучшая целительная сила. Современная наука начинает признавать, что мать успокаивает и исцеляет ребенка биотоками своего сердца или доброжелательными импульсами. Также молоко матери восточная медицина высоко ценит, поскольку оно "содержит уже частицы сердечной энергии" (Сердце, 408). Но почему нельзя лечить сердцем вполне сознательно? Конечно, такое лечение успешно в начале болезни. Действительно, никто не знает, какую мощную панацею каждый человек несет в себе, и, желая оказать помощь другому, нужно лишь самоотверженно обратить к страждущему пламя своего сердца.

Нередко высокодуховные люди самоотверженно посылают энергию на помощь неведомым страждущим. Энергия сама магнетически чует, где нужна помощь и, отделившись, спешит на далекие расстояния. "Как помощь несутся посылки, принося отвагу, бодрость, находчивость. И часто ни получивший, ни пославший не подозревают о происходящем" (Агни-Йога, 254). Это истинное служение человечеству.

Агни-Йога говорит, что организму даже полезно выделять психическую энергию, ибо тогда усиленно аккумулируется новая энергия: "Запас, разумно израсходованный, немедленно пополняется из сокровищницы Космоса. <...>...Новый запас легче отделяет отложения и затем устремляется на мировую работу" (Агни-Йога, 592). Поскольку легко вызвать новую силу из пространства, говорят о вращении психической энергии.

Истинно, как утверждает Агни-Йога, "человек отлично знает внутренне о присущей ему энергии. Ушибаясь, он разотрет пораженное место рукой. Желая обратить внимание, он топнет ногой, он знает, что именно конечности испускают энергию. В сказаниях человек повествует об искрах от удара руки и о земном огне от следов ног. Но трудно человеку в обиходе признать свою собственную мощь" (Аум, 571).

Высшие йоги Индии даже непроизвольно посылают излучения своей энергии на благо человечеству. "Однажды спросили Йога, как он психологирует пространство? Он ответил: "Эманация психической энергии подобна благоуханию цветов. Зачем напрягать то, что возносится к высшему Ауму? Тончайший эфир растворяет потоки психической энергии, и люди вдыхают его, – так происходит воздействие"" (Агни-Йога. 643).

Конечно, больному, который хочет обновиться не только физически, но и психически и духовно, нужно придерживаться здорового, естественного режима, отказаться от всех наркотических веществ, алкоголя, никотина, постепенно перейти на молочно-растительное питание – это поможет ему очистить и гармонизировать свой организм и психику. Известную формулу надо было бы перефразировать так: "Только у духовно здорового человека может быть здоровое гармоническое тело". Поэтому человек, прежде всего и во всех делах, должен заботиться о высокой практической этике своей жизни, о морали и духовном здоровье, регулировать и одухотворять свою биологическую жизнь согласно требованиям закона эволюции.

Могут возразить: почему же духовно высокие люди так часто болеют? Но их организм бывает слишком хрупким, нервная система чрезмерно восприимчива и утонченна и остро реагирует на окружающее, особенно на атмосферу, отравленную мыслями современного человечества. Кроме того, они, занимаясь интеллектуальным трудом, оторваны от природы, не закалены.

Агни-Йога указывает на еще одну задачу новой медицины, относящуюся к далекому будущему. А именно, при углублении в утонченную психику и нервную систему человека, уделить особое внимание и этически сильным, гармоническим личностям, стремящимся всем своим существом служить общему благу и одаренным запасом духовной энергии. Попытаться исследовать их внезапные физические страдания – "священные боли", которые нельзя отнести ни к одной из ныне существующих категорий болезней, и которые нынешние врачи определяют как невралгию, нервные конвульсии, воспаление нервных каналов и т. п. Но Агни-Йога называет эти боли "стучанием психической энергии" (Надземное, 269). Ибо эти страдания, истинно, альтруистичны. Они могут возникнуть в связи с чрезмерной выдачей психической энергии или огненным напряжением, которое человек испытывает при нападении темных сущностей, когда "верх позвоночника стонет от давления". Конечно, эти "боевые напряжения", говорит Агни-Йога, лучше всего утончают центры (Мир Огненный, ч. II, 82).

Прекрасные деятели, которые отдавали свои силы на благо миру, "страдали немало, но такие молнии энергии приносили оздоровление пространства" (Надземное, 395).

"Можно представить, – говорит Агни-Йога, – сколько ложных болезней провозглашается врачами, если они не признают основную причину ощущений" (Аум, 202). Врачу, совместно с пациентом, нужно стремиться понять, что происходит в его организме, когда, без всякой видимой причины, внезапно наступает ухудшение и через некоторое время вновь возвращается духовное равновесие, особенно, если врач способен помочь больному своей энергией.

Также врачу надо объяснить, что самое здоровое сердце может иногда ощущать уколы или ноющую боль.

"Существует превратное мнение, что йог пользуется несокрушимым здоровьем в обычном значении. Разве делают чувствительный инструмент из толстого дерева? Разве достоинство струн вины не заключается в их чуткости к тончайшим делениям тона? Так же звучит и утонченный аппарат йога. Именно, ему ведомы те непередаваемые преходящие боли, которые, как настраивание струн вины, преображают его существо" (Агни-Йога, 201).

Первое нравственное, а вместе с тем и физическое условие здоровья – думать о других, становиться лучше и сильнее, чтобы с сердечной радостью все перенести и служить благу своего народа и человечества. "Можно лечить нервы дисциплиною, но сознание служения есть лучшая дисциплина" (Агни-Йога, 452). Работнику, горящему огнем строительства на общее благо, некогда думать о том, что он может заболеть. В нем неугасимо горит пламя психической энергии, оптимизм и желание как можно больше сделать на благо других, и эта самоотверженная сила и есть тот эликсир жизни, который делает его вечно молодым и гармоничным душой и телом.

Это относится не только к врачам, но и к учителям, актерам, инженерам и другим работникам, которым доверена ответственная задача и которые чувствуют, что они не смеют ни на минуту, даже при болезни, покинуть свой дозор.

Первая и единственная панацея – лекарство против всех заболеваний – есть возвышенное альтруистическое, постоянно контролируемое мышление, или пробуждение и воспитание сознательной психической энергии. Напряженная психическая энергия может заменить прививки и уничтожить возможность заболеваний "...Психическая энергия будет всегда готова трансмутировать удар прочих энергий в полезное явление" (Агни-Йога, 540).

Психическая энергия и есть та сокровенная мечта всех врачей, которая способна удлинить жизнь человека и дать ему ключ вечной молодости. Ибо психическая энергия – "здоровье духа" (Аум, 581), дающее здоровье и физическому организму.

"Напряжение психической энергии увеличивает жизнеспособность. Можно удостовериться, что в периоды психического напряжения люди живут дольше. Это не может быть объяснено ни пищею, ни санитарными условиями, ибо в периоды смятения условия жизни очень трудны, и единственная причина должна заключаться в повышенной деятельности психической энергии" (Аум, 481).

Многие наивно полагают, что главный фактор здоровья и долголетия есть отдых. Однако новейшие научные исследования свидетельствуют, что ни один лентяй не дожил до глубокой старости. Как раз наоборот, в лености гнездятся как моральные, так и физические паразиты. Долго живут те, кто ведет умеренную жизнь, но жизнь в нагнетении ритмического труда, кто умеет хранить телесные и духовные силы. Но разве так важно прожить долгую, а не гармоничную жизнь? Важно сконцентрировать свою жизнь в пламени служения великому заданию.

"...Если все было полно трудом, то разве нужен долгий век в одном теле? Полезнее разбивать время на несколько опытов. Экономия энергии есть основа мироздания" (Агни-Йога, 240).

Поэтому напрасно искать панацею или эликсир жизни в каком-то внешнем, патентованном средстве. Нет, его нужно найти единственно в самом человеке, в качестве его психической энергии и духовной деятельности! Было бы ужасно, если бы человек обрел физическое бессмертие, не познав возвышенные идеалы, не устремляясь к вершинам знания, не служа человечеству, но, разочаровавшись в жизни, скитался бы от одного наслаждения к другому, подобно Чайльд-Гарольду.

Воспитание психической энергии, говорит Агни-Йога, будет истинной профилактикой человечества, которая в будущем искоренит многие болезни, пока, наконец, обычные болезни не исчезнут, сожженные в горниле огненных энергий человеческого сердца. Поэтому можно сказать, что развитие психической энергии есть главное задание человечества.

Также эмпирическое познание духовных центров человека станет главной целью медицинской науки будущего. Нервные центры и выделения желез образуют новое направление медицины. Они дадут возможность открыть эманации тончайшей энергии, которую сейчас называют духом (Агни-Йога, 42).

"Огонь требуется для закалки лучших клинков. Без огня не могут утончаться и центры организма. Неизбежно воспламенение центров, но лишь нужно быть очень осторожным в такие часы. Клинок раскаленный легко сломать, так же и горячую струну нерва легко оборвать. Потому будем очень осторожны" (Братство, 262).

"...Немногие тонкие сердца несут давление, которое должно было бы распределяться по всему миру. Солнечные натуры несут на себе упор огненной энергии и должны отвечать за миллионы трутней".

"Конечно, великий дух поглощает и трансмутирует массу зла, но даже ему не легко принять яд мира. Знаете, как тяжко трансмутировать зло от всех частей света! Знаете, что стоит истечение сердечной энергии" (Сердце, 463, 499).

"Труднее при условии открытых центров, когда каждое дыхание ветхого мира несет заразу и только дуновение истинной эволюции приносит оздоровление" (Агни-Йога, 94).

В конце этой главы хотелось бы упомянуть изречения из книг Агни-Йоги, которые могут быть полезны тем, кто стремится применить методы психотерапии и самовнушения.

"Дух подготовленный скажет: "Поборемся", – и ополчится доспехом огненным. Но жалкий дух поникнет и допустит великую заразу" (Мир Огненный, ч. III, 452).

"Чем же достичь удачи? Запомните – радостью. Не унынием, но радостью. <...>...Вы бывали удачны, когда радовались. Конечно, это... творящая радость, которая преображает трудности" (Мир Огненный, ч. I, 663).

"...Там, где Агни сердца не затемнен, там не может быть поражения. Часто человеку кажется, что он дошел до края, но неправильный глаз обманывает его; но еще много поля осталось, именно где и должна была бы состояться победа. Преждевременность ведет к злоключениям" (Мир Огненный, ч. I, 650).

"Агни-йог прежде всего не ипохондрик; он зовет с собою всех сильных духом и радостных. Когда же радость теплится даже в самых трудных условиях, Агни-йог преисполняется несломимой мощью" (Мир Огненный, ч. I, 561).

"Пройти путь жизни стремительно, пройти все жизни по струне, пройти все пропасти с песнями может лишь дух самоотверженный" (Мир Огненный, ч. III, 75).

Истинно, все возможно. "...Человек может строить свою судьбу. Он может развивать свое мышление до любого предела. Он может стать щедрым до предела самопожертвования. Но чем он больше дает, тем больше получает, и мысль его нарастает в кругообороте. <...>

Но нет ничего неисполнимого, только наша воля должна быть направлена к тому" (Надземное, 206).

"Все возможно, только уныние может шептать о невозможности. <...> Если что-то окажется невозможным с земной точки зрения то это самое вполне осуществимо приложением тонких энергий" (Братство, 93).

"Дух может изменить недостатки физического тела – главное дух".

"Правильно приложить силу к трудному, ибо все легкое несоизмеримо с грядущим" (Листы Сада Мории, ч. II, 256, 305).

__________________

Date: 2015-05-23; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию