Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности метода финансового права





 

Метод правового регулирования - это способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Выявление особенностей метода правового регулирования финансовых отношений, как, впрочем, любого другого отраслевого метода, осуществляется путем определения его специфики.

Метод финансового права является самостоятельным, оригинальным инструментом правового регулирования, специфика которого проявляется в его властно-имущественном характере, обусловленном особенностями предмета данной отрасли права, а также непосредственной связью с финансовой политикой государства[3].

В качестве сущностных признаков метода финансового права, отличающих его от методов правового регулирования иных публично-правовых отраслей, необходимо выделить следующие:

а) имущественное содержание метода финансового права проявляется в том, что вектор его правового регулирования всегда направлен на поддержание стабильных отношений в сфере собирания, распределения и использования денежных фондов государства и местных (муниципальных) образований. Такая направленность проявляется на всех стадиях правового регулирования - от момента выбора юридических фактов, являющихся основанием динамики финансовых правоотношений, до определения специфики правового положения субъектов;

б) преимущественная императивность метода финансового права позволяет осуществлять правовое регулирование одного из основных публично-правовых интересов - финансовой деятельности государства и местных (муниципальных) образований, обеспечивая реализацию социально-экономических интересов общества в целом и отдельных лиц, в частности;

в) влияние финансовой политики государства на метод финансового права проявляется в существовании менее жестких властно-подчиненных связей между субъектами финансовых отношений. Соподчиненность указанных субъектов возникает исключительно в сфере собирания, распределения и использования публичных денежных средств и носит гибкий, функциональный характер;

г) требования финансовой политики государства, направленной на реализацию принципов сбалансированного и эффективного управления публичными финансовыми ресурсами, оказывают непосредственное влияние на метод финансового права, который допускает определенную самостоятельность властвующих субъектов в выборе форм и вариантов осуществления возложенных на них финансово-правовых обязанностей, а также возможность передачи части властных полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) негосударственным (немуниципальным) организациям, а в отдельных случаях - и физическим лицам;

д) общие направления современной государственной финансовой политики находят отражение в либеральных тенденциях развития метода финансового права, допускающего сочетание управляющего государственного вмешательства в процесс функционирования финансовой системы с элементами саморегулирования отдельных ее сегментов. Специфика метода финансового права отражается в уникальном сочетании способов правового регулирования: позитивного обязывания, дозволения, запрещения, согласования, правовых рекомендаций, поощрений, договорно-правового регулирования.

Специфической особенностью финансово-правового метода является также то, что с его помощью происходит регулирование и защита одного из стратегически важных интересов любого государства -обеспечение финансовой стабильности и платежеспособности. Именно поэтому возникновение и реализация правоотношений, складывающихся по поводу аккумуляции, распределения и использования денежных средств публично-правовых образований, должны находиться под пристальным вниманием государства и подвергаться четкой правовой регламентации с целью более эффективного управления публичным фондом денежных средств.

Метод финансового права определяет доминирующее неравенство участников финансовых правоотношений, характеризующееся преимущественно функциональным подчинением одного из субъектов. В то же время участники сложных финансовых правоотношений, возникающих в сфере межбюджетного регулирования, испытывают на себе не только функциональное подчинение, но и институциональное, позволяющее одновременно реализовывать функции властвующего и подчиненного субъектов.

Отличительной особенностью метода финансового права является возможность «перенесения» части властных полномочий на юридических и физических лиц, не являющихся государственными органами (органами государственной власти) и должностными лицами соответственно.

Ограничивая полномочия властвующих участников финансовых отношений, метод правового регулирования создает условия для более эффективной реализации прав подчиненных субъектов. При этом объем прав и обязанностей подчиненных участников финансовых правоотношений, а также полномочия властвующих субъектов напрямую зависят от принципов осуществления социальной и финансовой политики государства. Метод правового регулирования финансовых отношений имеет экономическую направленность, позволяющую ему гибко встраиваться в систему общественных отношений, обусловленных финансовыми интересами государства и общества.

Метод финансового права допускает использование способа юридических дозволений для регулирования финансовых правоотношений, тем не менее, не ставит их участников в равное положение. Характер связи участников обозначенных правоотношений сохраняет свойства императивного подчинения, поскольку дозволенные варианты действий управомоченного субъекта вписаны в рамки определенных нормативных ограничений.

Договорно-правовое регулирование также является неотъемлемой частью правового регулирования финансовых отношений. Финансово-правовые договоры относятся к числу публично-правовых договоров и характеризуются специфическими правовыми особенностями, обособляющими их в отдельную группу финансово-правовых договоров (или финансовых публично-правовых договоров).

В числе существенных признаков финансово-правовых договоров можно назвать следующие:

а) финансовые договоры могут быть заключены между участниками финансовых правоотношений, причем на стороне одного из них выступает государственный орган федерального или субфедерального уровня, либо орган местного самоуправления, наделенный властно-финансовыми полномочиями;

б) финансовые договоры заключаются в рамках осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и направлены на одну из трех основных целей: собирание, распределение или использование денежных средств государства и муниципальных образований;

в) основанием для заключения финансового договора служит, как правило, нормативное предписание государственного органа, наделенного соответствующей властно-финансовой компетенцией.

Таким образом, метод финансового права представляет собой разнообразный по набору способов правового регулирования механизм, при помощи которого осуществляется возникновение и движение финансовых правоотношений, определяются особенности правового положения и способов защиты прав и интересов участников указанных отношений.


Заключение

 

Таким образом, являясь в системе права Российской Федерации одной из его отраслей, финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права, а именно финансовые общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления. Для отношений, которые входят в предмет этой отрасли права, характерна обязательная связь с функциями по образованию, распределению или использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности его методов регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними.

Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) – с поправками от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ – с изменениями от 24 июля 2009 г. // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3823.

3. Анишин А.Ю. К эволюции взглядов на предмет финансового права: От истории к современному состоянию / А.Ю. Анишин // Финансовое право. - 2004. - № 3. - С. 3 – 8.

4. Винницкий Д.В. Предмет и система финансового права // Финансовое право. – 2006. - № 3. – С. 14-18.

5. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник / Л.Г. Вострикова. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. – 456 с.

6. Грачева Е. Финансовое право: Учебник / Е. Грачева, М. Ивлиева, Э. Соколова. – СПб.: Проспект, 2009. – 232 с.

7. Древаль Л.Н. К вопросу о предмете, методе и системе финансового права / Л.Н. Древаль // Финансовое право. - 2005. - № 2. - С. 2 – 4.

8. Запольский С.В. О предмете финансового права / С.В. Запольский // Правоведение. - 2002. - № 5 (244). - С. 25 – 30.

9. Рукавишникова И.В. К вопросу об особенностях метода финансового права / И.В. Рукавишникова // Государство и право. - 2004. - № 4. - С. 36 – 41.

10. Рукавишникова И.В. Метод финансового права / И.В. Рукавишникова; Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ,2006. -285 с.

11. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 536 с.

12. Худяков А.И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права /А.И. Худяков // Финансовое право. - 2009. - № 3. - С. 2 – 8.


[1] Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник / Л.Г. Вострикова. – М., 2005. – С. 16.

[2] Российская газета. – 1993. - № 237.

[3] Рукавишникова И.В. К вопросу об особенностях метода финансового права / И.В. Рукавишникова // Государство и право. - 2004. - № 4. - С. 36.

Date: 2015-05-23; view: 4282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию