Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детский церебральный паралич (ДЦП)





 

Детский церебральный паралич – это заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Заболеваемость ДЦП имеет тенденцию к увеличению и составляет 1,88 случая на 1000 детей.

Этиология ДЦП многообразна. На сегодняшний день известно свыше 400 факторов его возникновения. Особенно неблагоприятными считаются: гипоксия, вирусные, соматические заболевания в I триместре беременности; стремительные роды, стимуляция родовой деятельности; большая масса тела новорожденного; возраст матери старше 35 лет (особенно при первой беременности); инфекции или травмы в раннем постнатальном периоде.

ДЦП изучается с 1853 г. За этот период предложено несколько классификаций данного заболевания. В нашей стране наиболее широко используется классификация К.А. Семеновой (1978). В соответствии с данной классификацией выделяют пять клинических форм детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически-астатическая формы.

Для всех форм ДЦП характерны двигательные нарушения рефлекторного характера. Движения возможны, но ребенок не может ими управлять: присутствуют компенсаторные движения и по­рочный двигательный стереотип; нарушена координация; повышен тонус мышц.

ДЦП не прогрессирует: по мере роста и развития ребенка может отмечаться уменьшение клинических симптомов болезни.

С.А. Бортфельд и Е.С. Ульрих в течении всех форм ДЦП различают четыре периода восстановления двигательной сферы и социальной ориентации больного ребенка.

1. Острый период (продолжительностью 7-14дней). Отмечается прогрессирующее течение заболевания. Имеются выраженные двигательные расстройства, в ряде случаев – наличие периодических судорожных приступов.

2-3. Восстановительные периоды продолжительностью: ранний – до 2 месяцев; поздний – до 1-2 лет. Характеризуются выраженным ранним тоническим рефлексом, который сохраняется дольше обычных сроков, сдерживая своевременное появление установочных рефлексов и развитие движений. Снижены или отсутствуют врожденные рефлексы.

4. Период остаточных явлений. Начинается с двухлетнего возраста и продолжается в детстве и юношестве (при тяжелых формах – пожизненно). Качество восстановительных мероприятий в этом периоде во многом зависит от предшествующего систематического лечения. Отсутствие раннего лечения вызывает формирование порочных поз и движений, что затрудняет нормализацию двигательной сферы ребенка.

Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикаментозные, физиотерапевтические, ортопедические, логопедические средства, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и при ходьбе. Особое значение в физической реабилитации таких детей имеют ЛФК и массаж.

В настоящее время разработано много методов моторного переобучения детей с данным заболеванием: методы Бобат, Кабат, Фелис, Темпи-Фэй, К. А. Семеновой и др.

Массаж является незаменимым средством восстановительного лечения детей с ДЦП. Релаксирующий массаж снижает мышечный тонус, противодействует развитию контрактур. Нормализация мышечного тонуса является обязательным фоном для занятий ЛФК.

Для стимуляции развития движений применяются общий и точечный массаж.

Трудотерапия помогает ребенку в освоении основных приемов самообслуживания, в приобретении определенных трудовых навыков, необходимых для социализации личности.

Для получения положительного реабилитационного эффекта при ДЦП необходима продолжительная и упорная работа с детьми.

Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

- снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц-сгибателей, укрепление ослабленных мышц;

- улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;

- улучшение координации движений и равновесия;

- стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

- расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;

- освоение приемов самообслуживания (совместно с воспитателями и родителями) и основных видов бытовой деятельности (с учетом умственного развития ребенка).

Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

1) упражнения на расслабление, ритмичные пассивные потряхивания конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

2) пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения в и.п. лежа на мяче большого диаметра;

3) упражнения с предметами, под музыку; переключение на новые условия деятельности; развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы; упражнения для головы (в и.п. сидя и стоя);

4) принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

5) упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении, с частой сменой исходного положения;

6) игровые упражнения: «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.

Выполнение движений должно производиться в строго определенной последовательности: сначала голова, затем руки-туловище, далее руки-туловище-ноги и, наконец, совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному суставам.

При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочение конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы) и соматических заболеваний спектр задач ЛФК расширяется уже с учетом имеющейся патологии.

В поздние сроки восстановительного лечения расширяется применение средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включаются прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лонгетах, ортопедических ботинках, в космическом костюме «Адели»).

По мере роста и развития ребенка объем суточной двигательной активности постепенно возрастает. В возрасте 2 лет ребенок должен использовать различные формы двигательной активности в течение 2 ч 30 мин в день, в возрасте 3-7 лет – в течение 6 ч. При этом объем недельной нагрузки составляет соответственно 19 и 43 ч.

 

ЛФК для детей с ДЦП в период остаточных явлений (в условиях детского сада)

Дети 4-7 лет с сохраненным интеллектом посещают детские дошкольные учреждения, логопедические группы, так как двигательные дефекты сочетаются с нарушением речи (дизартрия, алалия и т.д.).

Посещая детский сад, ребенок с ДЦП получает необходимое общение со сверстниками; расширяются его естественная потребность в движении, речевые контакты со взрослыми и детьми, что прививает ему опыт социального взаимодействия, повышает уровень самооценки.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в детском саду включает следующие средства ЛФК: ЛГ, массаж, упражнения в воде, занятия физической культурой, игры.

Занятия ЛГ проводятся в течение всего года (с методистом ЛФК – через день; в остальные дни недели ребенок занимается дома с родителями). ЛГ рекомендуется в любое время дня. Достаточно эффективны занятия после дневного сна, на фоне относительного снижения мышечного тонуса и хорошего настроения. Преимущественные исходные положения – стоя на четвереньках, лежа на спине, на животе и на боку, в ходьбе. Каждое упражнение повторяется 8-12 раз. Темп выполнения – медленный и средний. Общая продолжительность занятия – 30-45 мин.

На занятиях ЛГ используются разнообразные предметы – особенно распространенное в последнее время крупное оборудование: мячи, физиоролы (большие надувные гантели), следы, дорожки разной жесткости и т.д. (рис. 39).

Массаж проводится медсестрой ежедневно или через день, курсами по 15-20 процедур (с перерывами в 1 месяц).

Плавание используется круглогодично, не реже 2 раз в неделю. В воде ребенок выполняет специальные упражнения: ходьба с правильной постановкой стоп, плавное отведение и приведение прямых рук, маховые движения.

На занятиях физкультурой воспитатель осуществляет контроль за правильной осанкой в режиме дня; тренирует мелкую моторику ребенка, используя метод Монтессори.

Наиболее подходящими для детей с ДЦП являются Спартианские игры, в которых ребенок раскрывает свои двигательные, интеллектуальные и художественные возможности вместе со здоро­выми сверстниками.

В более старшем, школьном возрасте им рекомендуются заня­тия доступными видами спорта (с учетом степени дефекта).

 

Date: 2015-04-23; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию