Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парадокс и контрпарадокс» М. Сельвини-Палаццоли

О системной терапии

Из общей теории систем мы знаем, что любая живая система характеризуется двумя взаимно противоположными тенденциями: поддержанием гомеостаза, с одной стороны, и способностью к трансформации - с другой. Взаимодействие этих кажущихся противоположными тенденций

Обеспечивает временное равновесие системы, а ее нестабильность служит гарантией эволюции и творчества».

Парадокс и контрпарадокс» М. Сельвини-Палаццоли

 

История активного проявления и использования системной семейной терапии с семьей в мире, а так же и в Росси, наталкивает на достаточно большие размышления. В чем причина и следствия такого большого интереса со стороны терапевтов и клиентов к этой методике в последние годы.

И здесь, прежде всего надо отметить сильные изменения в культуре устоев самой семьи. Из института более закрытого типа, она в последнее время все больше и больше становиться открытой и больше всего она обнажается и открывается в зоне конфликтов. Такое изменение взглядов и традиций повлекло за собой стремление восстановить баланс, желание опираться не только на негативные проявления в отношениях, но и все же признавать позитивную их часть. Для России с ее давней и мощной культурой табу на разводы – «стыд – позор» для супружеской пары. Желание восстановить отношения, признать их со всех сторон и при этом создать условия для баланса и сохранения семьи в дальнейшем или создать новые полноценные отношения, является основной задачей, которую ставят перед собой супруги. Часто за таким стремлением скрываются стыд, вина и тревога, боль, которую родители причиняют самим себе и собственным детям, которые зачастую процесс конфликта в семье берут на себя и определяют этим его затяжной характер.

Столь высокий интерес к системно-феноменологической психотерапии Б. Хеллингера за последние 7 лет в России обусловлен именно этими факторами, когда желание найти баланс, сохранить и укрепить связь в системе, помочь себе и детям, восстановить порядок, становиться единственным и определяющим стремлением.

Знакомство с методом Б. Хеллингера в 2001 году в Росси привело к сильнейшему «буму». На сегодняшний день все мы только и слышим про расстановки и их чудодейственные свойства, динамики, их чуть ли не магическое действие на выяснение и решение ситуаций в семейных системах. И, с одной стороны, это очень оправдано и справедливо, с другой, расстановки начинают все больше наделять магической силой, что само по себе грозит разрушением не только методу, но и терапевтам и самим клиентам.

Увлечение методом Б.Хеллингера, чуть ли не отодвинуло на самый задний план остальные проверенные временем методы работы с семьей и с личностью человека. Что надо заметить, не совсем оправдано. При этом надо отметить, что пока устойчивости в результатах данного метода и его феноменального воздействия на людей не измеряли. Опыт работы с расстановками показывает, что сам по себе метод очень достоверен как первоначальный диагностический срез системы семьи, как супружеской, так и родительской. Метод хорошо указывает динамики, которые мешают развитию системы и отношениям в ней. Тем не мене терапевту необходимо иметь устойчивую базовую подготовку и уметь вовремя остановить процесс, не продолжая его по собственным интерпретациям.

Кроме того, чудесное действие расстановок очень сильно подкупает и затягивает людей на путь «легкого решения проблем», что совершенно не так. Начиная свои расстановки, клиент должен очень четко понимать и представлять всю сложность процесса и пути, который ему придется пройти, что возможно, что-то так и останется не разрешенным и возможно уже никогда не разрешиться (например: тайны семьи, которые не возможно уже открыть, так как об этом уже не у кого спросить или узнать другим способом). И еще, на первый взгляд метод очень прост и понятен. Есть определенные алгоритмы и действия терапевта, которые со стороны кажутся вполне понятными и объяснимыми. На самом деле такие наблюдения сильно отличаются от внутреннего процесса и наблюдения со стороны.

Для чего мы пишем это в нашей статье? Прежде всего мы хотим показать всю сложность развития ситуации в России в отношении института семьи, как эти изменения влияли на развитие взглядов и подходов в терапевтической работе с семьей, как много сил и времени затрачено на то, чтобы появился метод Б.Хеллингера, чтобы все кто хочет пройти свой путь через этот опыт смогли опираться не только на магические или феноменологические стороны изменений, а еще и с уважением и достоинством относились к собственному напряженному душевному труду на пути достижения изменений.

Подготовка терапевта ССП занимает не мало времени и это связанно с тем, что терапевт должен уметь подготовить клиента (особенно если это собственно семейная пара) к процессу, с которым они могут встретиться.

В связи с этим, в некоторых случаях требуется значительная подготовительная работа клиентов и самого терапевта для преодоления сопротивлений, которые непременно встанут на этом пути. Проведение расстановок и личное участие в них с марта 2001 года подтверждают слова Б.Хеллингера о том, что, чем лучше клиент сам готовиться к своей расстановке, тем больше он подвержен собственным сопротивлениям. И на практике это очень хорошо подтверждается. Когда сам клиент решил, что он хочет поставить в расстановке, какие фигуры заместителей ему понадобятся, то чаще всего именно в таких расстановках меньше всего прослеживаются динамики причин проблемы, нет энергии, трудно понять как все, что открыто в расстановке, связано с запросом.

Тем не менее необходимо вернуться вновь к пониманию ССП. В чем безусловная заслуга Б.Хеллингера: прежде всего, что он подвел под это несколько важных теоретических базовых понятий. И первое из них это связь или принадлежность. Все члены семьи системы принадлежат системе без всяких условий и имеют право независимо от реализации себя занимать то место, которое им принадлежит с рождения. Понятие системная феноменология ввёл Берт Хеллингер в своей работе по формированию семьи. Некоторые выдержки из статьи «Люди не так свободны, как они думают» с интернет-сайта (www.hellinger.com) указывают на это.

«Каждый человек происходит из своей семьи, поэтому он связан со всеми её членами первичной любовью. Неосознаваемая инстанция, которую можно назвать совестью семьи, стоит на страже условия существования системы, на попечении которой мы находимся, и которой мы служим. Этими условиями являются: привязанность, равновесие между тем, что мы даём и тем, что мы получаем и порядок. Для современной семьи эти условия так же актуальны. Все в этой системе, даже мёртвые, имеют право на принадлежность к ней. Если какой-то из членов семьи исключается из неё, обесценивается или забывается (например, рано умершие брат или сестра), совесть семьи реагирует на это, перекладывая обязанности отсутствующего на другого члена, чаще всего из последующего поколения, заставляя копировать его личность и судьбу».

Первичная любовь системы определяет прочность связей и возможность (силу) индивида разорвать, нарушить(изменить) эту связь в собственной судьбе. Отсюда много обусловленного конфликта в системе. Встречаются мужчина и женщина для создания новой семейной системой и успешность ее развития и прочность связи обусловлены связями с предыдущими родительскими системами. В книге И. Дикстры «Душа указывает путь» пишет: «Наблюдения за многими процессами семейных расстановок показали, что, если судьба семьи тяжела, то это затрагивает и детей. Образно это можно представить следующим образом: если бабушкам и дедушкам, а также прабабушкам и прадедушкам детей пришлось тяжело, то взгляд родителей направлен не вперёд, где находятся дети, а назад, где проигрывается судьба поколений, поскольку их проблемы, вероятно, не разрешены и судьбы до сих пор действует. В иерархии бабушки и дедушки, а также прародители должны как источник сил стоять за родителями, то есть, родители оставляют судьбу пращуров в прямом смысле слова за спиной. Жизнь идёт из глубины времён от прародителей и передаётся дальше, вперёд, в настоящее и будущее. Но многие взрослые в глубокой привязанности смотрят назад - на судьбу своих родителей и неосознанно перенимают нечто от них или стоят на стороне одного из родителей. Таким образом, у них отсутствует часть их силы, которая необходима им для собственных детей».

Практика проведения расстановок, а их в нашем арсенале около 5000, показывает, что связи бывают столь влиятельными на судьбу следующих поколений, что легче повернуться и смотреть на судьбу родителей. В начале пути моего развития в области системно- феномелогического подхода мне часто приходилось сталкиваться с тем, что моё первоначальное суждение, которое иногда основывалось на внутреннем возмущении поведением родителей и их осуждении, было абсолютно неверным и неприменимым, иногда мне было стыдно видеть проявление того, какую ношу несут родители. Эта ноша лишает их сил, в достаточной степени понять своих детей.

И это только первое требование системы. А кроме связи и принадлежности еще существует совесть системы, напрямую связанная с виной и невиновностью. Системе очень важно гордиться продолжением и в зависимости от вклада, принадлежащий системе, чувствует себя либо виноватым, либо невиновным, а от этого, зависит: какое исполнение судьбы он выбирает. Кажется все наполнено фатализмом. Как будто все заранее предопределено. И на самом деле силы системы мощные, но стремление быть невиновным и иметь право на свою судьбу может быть гораздо сильнее. Проводя семинары и сталкиваясь с таким проявлением судьбы, я часто привожу участникам слова одной шаманки из японского мультфильма. В нем она говорит: «Судьбу не обманешь. Можно сидеть и ждать исполнения судьбы, а можно что-то делать, чтобы изменить ее». При таком отношении к исполнению судьбы есть альтернатива. В расстановках семьи чаще всего совесть определяет: сидеть и ждать исполнения судьбы и тогда человек чувствует себя не виновным, а чтобы действовать это значит принять решение на изменение и справиться с чувством вины по отношению к другим участникам системы. Второе требует смелости и значительных усилий. Когда человек вырывается из чувства вины, он обретает гармонию и гармонию обретает его семейная система.

По нашему опыту и представлению люди приходят на расстановки именно с целью обрести гармонию. Это желание очень понятное и оно придает людям энергию и силу для движения к изменениям. Иногда путь достижения гармонии бывает настолько сложным и тревожным, что в некоторых ситуациях человеку просто не хватает сил и энергии для преодоления собственного чувства вины перед системой. Особенно, если это обусловлено качественным изменением жизни в лучшую сторону.

Так же на совесть в семейной системе повлияло изменение уклада жизни семей в России за последние 100 лет. Сильный травматичный след оставили годы революции и гражданской войны, годы Сталинских репрессий и Второй мировой войны, смена политического строя и распад СССР в 1992 году. Из этих тяжелейших потрясений до сих пор не могут вырваться многие семьи. Практически каждая вторая расстановка семьи очень сильно связана с этими периодами развития семейной системы и ее гармонии.

Не малую роль в семейных системных конфликтах играют так называемые иерархические порядки. Порядок определяет не только безусловное место индивида системы, но и наделяет его особой ответственностью за место, которое он занимает.

Многие проблемы, от которых страдают семьи, возникают оттого, что у взрослых нет внутреннего образа той позиции, которую они занимают в семье, из которой происходят. Они часто не могут найти места в жизни. Это может выливаться в психические проблемы, в проблемы в их профессиональной жизни, может быть, они не могут определить своего места среди коллег или в команде в отношениях между партнёрами и многом другом. На своих консультациях мы часто встречаемся со случаями, когда родители рассказывают о трудностях своей жизни, например, о раннем разводе мамы и папы, когда они были ещё маленькими, о жизни с приёмными родителями, о ранней разлуке с одним из родителей, о сводных братьях и сёстрах, которые появились в их жизни достаточно поздно и тому подобном. Они в состоянии осознать, что при определённых обстоятельствах их трудности возникли именно по этой причине. Так многие взрослые при помощи методики формирования семейной иерархии имеют возможность понять, где на самом деле могло бы быть их место.

Странным образом взрослые часто глубоко убеждены, что их дети знают своё место в семейной иерархии потому, что они заботились о том, чтобы всё было «в порядке». Есть отец, есть мать, есть братья и сёстры. И даже, если родители, например, развелись, отношения с новым отцом достаточно непринуждённые, он является «социальным отцом», в то время, как «биологический отец» поддерживает, по возможности, постоянные, хорошие отношения с детьми. Родители не догадываются, что дети сильнее реагируют на то, что находится на подсознательном уровне и, как будто привязанные невидимой верёвкой перенимают их чувства и трудности, как будто это их собственные чувства и трудности. И тогда становится ещё тяжелее, когда дети переживают то, что переживает один из родителей, который, вероятно, давно отсутствует или даже неизвестен. Даже в этом случае та часть ребёнка, которую он имеет от этого родителя, живёт в нём и стремится развиваться. И эта часть составляет 50%, точно половину сущности ребёнка!

Завершая эту статью, хочется подвести некоторый итог вышесказанному.

Изменения последних десятилетий в укладах и порядках семьи, смена политического строя и трансформация культур, смешение культур привели ко многим проблемным процессам в системе семьи. Именно это повлекло за собой столь высокий интерес к системному подходу на семейную систему. Простой взгляд не в состоянии вскрыть глубину тех процессов, которые происходят в последнее время в системе семьи. Отсюда много течений, школ, методов, которые позволяют современной семейной системной психотерапии справляться со сложившейся ситуацией в обществе и в частности в институте семьи. Опыт последних лет позволяет наблюдать сильное стремление у людей вернуться к позитивной прошлой культуре семьи с учетом современных процессов развития общества. Это возможно только в гармоничном переживании личного опыта каждого участника системы семьи и безусловного принятия всех ее членов в соответствии с установленной иерархией. Все наблюдаемые процессы изменений и развития есть желание изложить более подробно на страницах книги, которую мы планируем написать в ближайшем обозримом будущем.

 

Спасибо, что вы дочитали эту статью. Информацию о нас и нашей работе вы можете дополнительно узнать на сайте Института системных технологий и консультирования.


<== предыдущая | следующая ==>
 | О состоянии заболеваемости туберкулезом в г. Симферополе на начало 2007 года и рентгенологические особенности туберкулеза легких у ВИЧ-инфицированных больных

Date: 2015-05-23; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию