Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вернуться к оглавлению 4 page





ПРАСЕНАДЖИТ — «победитель войска»; имя раджи, 234, 36.

ПРАТАРДАНА — «отделенный»; раджа Кеши (Бенареса), 234, 20.

ПРАТИРУПА — «подобный», «соот­ветственный»; имя данава, 227, 54.

ПРАХРАДА или ПРАХЛАДА — имя данава, 179; 180, 3; 222, 3 и сл.; 227, 51; П. не может поколебать копье Сканды, 329, 17.

ПРАЧЕТАСА — «вникающий», «ра­зумный», часто как эпитет разных бо­гов; эпитет Дакши, 208, 6; 285,.

ПРАЧИНАБАРХИС — «вне восто­ка», имя сына Атри; отец 10 Прачета-сов, 208, 6.

ПРЕДАНИЕ — см. пурана.

ПРЕДАННЫЙ ОДНОМУ — «Белый человек с Белого острова», 350, 1 и сл. (см. также путь).

ПРЕДКИ — 175, 6; 270, 15; 341, 57, 58; 347, 10 и сл. (см. также пинда).

ПРИЗНАК (особый) — см. вишеша.

ПРИТХА — «широкая»; «земля»; имя матери трех старших Паидавов, 194, 3; 343, 23; 350, 11.

ПРИТХИВИ — «широкая», «земля»; богиня вкуса, 315, 9.

ПРИТХУ — «широкий»; мужское имя; имя данава, 227, 50.

ПРИЧИНА — первопричина, 202, 7; п. сутей — их собственная природа, 211, 4; п. всего кама, 211, 11.

ПРИШНИ — «пегий»; «пегое ло­но» — эпитет Вишну, 343, 45, 75 и сл.

ПРОБУЖДЕННЫЙ — п. и пра­крита, 308, 44,, 45; 309, 20: п. и непробужденный, 308, 2 и сл.; 310, 1 и сл.

ПРОЗА — «прозаические тексты «Мокшадхармы», 190, 9 и сл.; 191, 8 и сл.; 192, 1 и сл.; 344, 4 и сл.

ПРОСТРАНСТВО — п. бесконечно, 182, 24 и сл.; 183, 9 (см. также акаша, суть).

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ — пары противоположностей, 174, 14; 322, 105 и сл.

ПРОЯВЛЕННОЕ — п. и непроявлен­ное, 211, 1 и сл.; 217, 2; 304, 36 (см. также авьякта).

ПУДЖА — ритуальное выражение почтения, поклонение, 344, 9.

ПУЛАСТЬЯ — «распространенный»; имя риши, сына Брамы,. 207, 17; 208, 4; 320, 61; 336, 36; 337, 29; 341, 88; 342, 69.

ПУЛАХА — имя риши, сына Бра­мы; один из творческих принципов, 207, 17; 208, 4: 336, 36; 337, 29; 342, 69.

ПУЛКАША — сын шудры от кшатрийки,. 180, 35; 298, 8.

ПУЛИНДА — название народа, 207, 42.

ПУЛОМАН — имя данава, 227, 51.

ПУРАНА — «быль, бывальщина, былина». П. — название ряда эпических поэм мифологического характера, преи­мущественно вишнуитского направле­ния. Насчитывается 18 п., древнейшие из них относят к VI в. н. э. Особенно чтится Бхагавата-пурана. Есть и ши-ваитские п., из которых особенно выде­ляется Ваю-пурана. Пурань! причис­ляются к каноническим книгам, 208, 5; 303, 108; 341, 125; 342, 18; 343, 6, 8.

ПУРАНДАРА — «разрушитель горо­дов» — эпитет Индры, 223, 30; 224, 36; 227, 49; 267, 47;, 344, 19.

ПУРВАЧИТТИ — «предвкушение», «предчувствие»; имя апсары, 334, 21.

ПУРОХИТА — домашний жрец. Брихаспати — пурохита богов и за­конодатель сатватов, 328, 1; 338, 1 и сл.

ПУРУША — «горожанин»; дух, оби­тающий в теле; дух вообще, 185, 4; 205, 24; 210, 39; 344, 5; П. и саттва, 194, 38. П. — мерой с палец, 200, 22; 286, 105; связь п. с деятельностью, 206, 28; 222, 1 и сл.; черный п. Вселенной, 227, 83; п., освободясь от пракрита видит Запредельное, 307, 31; п. пол­ностью отличен от пракрити, 310, 24; 317, 6 и сл.; связь п. с пракрити, 322, 177; п. бескачественен и непознаваем, 320, 39 и сл., п.-Нараяна, 339, 40. П. создает прадхану (пракрити), 342, 29; множественность п. и один их источ­ник, 352, 2 и сл.; 353.

ПУРУШОТТАМА — высочайший дух — Атман Веданты; 25 или 26 таттва теистической Санкхьи. П. — тер­мин, почти специфичный для ранней (теистической) Санкхьи, 207, 8 и ел 337, 39; 364; 10.

ПУТЬ — п. восхождения и нисхож­дения, 190, 14; 207, 8; 212, 3; 281, 36; 292, 22, 23; 302, 50 и сл.; 303, 42 и сл.; 350, 2 и сл.

ПУШАН — «кормилец», «небесный»,, «Вселенский Человек»; гимн Ригведы описывает священнодействие жертво­приношения Пуруши-Пушана и создание: из костей его тела элементов космоса., 286, 78.

ПУШКАРА —- «цветущий»; муж­ское имя; название местности, 209, 38.

ПУШКАРАДХАРИНИ — «держа­щая цветок»; женское имя, 273, 8 и сл.

ПУШПАВАН — «цветущий»; имя давана, 227, 52.

ПХАЛЬГУНА — «красный»; назва­ние звезды (Марс); эпитет Арджуны, 343, 3 и сл.; 344, 5.

Р

РАБСТВО — порицание эабства, 263, 40, 41.

РАВАНА — «заставляющий реветь, плакать» —. эпитет Дашагривы, десяти-голового ракшаса-брамина, сына Пу-ластьи и Пушпоткаты, 341, 89.

РАДЖА — князь, царь; раджи (князья) подчинялись более сильному радже, их сюзерену, великому радже (махарадже). Независимость р. утверж­далась особым торжественным обря-. дом жертвоприношения коня (ашвамёд-ха), очень дорогостоящим. Вассальные р. должны были участвовать в войнах, ведущихся их сюзереном; обязанности р., 268; 293, 23; 296, 24 и. сл.; препят­ствия к достижению Освобождения, 322, 130 и сл. '

РАДЖАС — «влечение, стремление, движение, страсть; вторая из гун (ка­честв) миропроявления, 194, 16, 29 и сл.; 212, 30; 213, 1, 12; 219, 31 (см. также гуны).

РАЗВИТИЕ — ступени развития мира, 182, 35; 210, 14 и сл.; 276, 1 и ел,; 304, 13; 312, 8 и сл.; 342, 3; 350,. 78.

РАИБХЬЯ — название известного стиха в ритуале; имя по отцу одного-риши, 208, 26;,338, 7; 350, 42, 43.

РАЙВАТА — «происходящий из благоденствующего рода»; имя одного Ману, 208, 19.

РАКШАС — «злой дух», «полуноч­ник» (нишачара). В представлений о-ракшасе есть много противоречивых мо­ментов. Так, с одной стороны, им при­писываются разные сверхъестественные свойства; способность менять облик,, мгновенно проявляться и исчезать и пр. С другой же стороны — витязи сража­ются с ними как с самыми обыкновенными богатырями: наносят им раны, убивают. Ясно, что в представлении о ракшасах слились два момента: пред­ставление о духах (бхутах) анимисти­ческих религий и представление о племенах, заселявших Индию до при­хода арьев, с которыми пришельцам пришлось вести упорную борьбу, 188, 3; 210, 16; 284, 15; 286, 132; 329, 12; 330, 21; 335, 15; 341, 88; 344, 27.

РАМА — «радующий», «черный», 2 воплощения Вишну: а) брамин, сын Джамадагни, из рода Бх'ригу, Р. с то­пором Парашурама — истребитель кшатриев, 341, 84, 104, 114; б) кшат­рий, сын Дашаратхи, победитель Пара-шурамы и ракшаса-брамина Раваны, 341, 85, 104; 362, 15.

РАНТИДЭВА — бог благополучия; эпитет Вишну; имя раджи, 294, 7.

РАСКАЯНИЕ — блюститель закона не нуждается в раскаянии, 271, 13 и сл. Р. не освобождает от злого плода, 293, 9.

РАСТЕНИЯ — состав р., 184, 7 и сл.; джива р., 184, 17; древо вожделе­ния.» сердце, 254, 1; р. следует при­носить в жертву, 266, 11.

РАТХАНТАРА — особый гимн, са­ман, заклятие (Васиштхи), 282, 27; гимн Шиве, 285, 28.

РАУМЬЯ — «волохатый», «воло­систый»; имя чудовища, сотворенного Шивой, 285, 37.

РАХУ — «захватчик»; имя асура, которого обезглавил Вишну за попыт­ку своровать амриту; асура уже глот­нул амриту, но она еще не успела прой­ти по его пищеводу, когда Вишна снес ему голову; поэтому голова, хоть и отрубленная, осталась жива; а тело по­гибло. Момент кражи проследили Солн­це и Луна и сообщили о ней Вишну. Из мести голова гоняется за Солнцем и Луной, заглатывает их, но не может удержать: они из нее выскакивают (ми­фологическое объяснение затмения), 190, 8; 193, 30; 203, 22; 286, 103.

РЕЧЬ — см. красноречие.

РИБХУ — «сдатный», «искусник»; название класса богов, 208, 22.

РИГВЕДА — первая и самая свя­щенная из Вед; сборник гимнов, воз­никший в середине II тысячелетия до н. з. (см. также Веда), 206, 16, 18; 246, 14; 350, 22).

РИТАДХАМА — «убежище», «оби­тель закона»; эпитет Вишну, 344, 41.

РИЧИКА — имя отца Джамадаг­ни, 208, 33; 294,.13; имя раджи, 234, 33.

РИШАБХА — «бык» — название второго звука лада, 184, 39; имя дана-ва, 277, 52.

РИШИ — «мудрец, учитель»; 7 риши — сыны Брамы, 183, 6; 191, 10; 207, 17; 208, 4; 344, 18.

РИШЬЯШРИНГА — «рог лани»; мужское имя, 234, 35; 298, 14.

РОДСТВЕННИК — отношение к родственникам, 174, 16 и сл.; 243, 19; 299, 1 и сл.

РОЖДЕНИЕ — рождение опреде­ляется звездами, 180, 45.

РОХИНИ — «красная» — название звезды (Альдебаран?), 344, 32.

РУДРА — «ревун»; глава марутов, богов ветра, грозы. Веды знают 10 рудр, а Шива стал одиннадцатым; вот почему одну из форм Шивы, Шиву-Столпника изображают с 11 головами. Но по существу Шива и Р. — разные олицетворения. Р. — ведический бог, прародитель марутов, он упоминается в гимнах Ригведы, посвященных мару-там, тогда как Шива — божество не­арийского происхождения, он не Гро-мовник, он лесовик, бог дикой природы и ее производительных сил, однако, когда с развитием религии Шивы-Па-шупати Р. и Шива были слиты в одно божество, Шиве стали приписывать черты Громовника, и эпитет Рудры при­вился ему весьма прочно, 285, 13, 49 и сл.; 342, 37; 343, 18, 21 и сл.; 344, 19. Одиннадцать р., 285, 21, 37; 341, 51; 342, 37, 38; Р. тождественен с Вишну-Нараяной, 343, 22, 23, 27 и сл.

РУЧИПРАБХА — «сияющий красо­той» — имя одного из «бывших Индр», 227, 53.

С

САВИТАР — «спаситель», одно из олицетворений Солнца, 203, 9; 204, 13; 208, 20.

САВИТРИ — «спасительница», женская ипостась Савитара; женское имя, 199, 7, 11; 273, 11 и сл.

САДХАНА — то, что ведет к совер­шенству, успеху, достижению намечен­ной цели. В религии это система об­рядов для достижения общения с из­бранным божеством; в йоге — система упражнений для достижения той или иной йогической цели, 275, 14.

САДХЬЯ — «святой» — класс бо­гов, 208, 22; 301, 2 и сл.

САЙКАТА — вместе с первым» — имя риши, 244, 20.

САМАДХИ — погружение, экстаз, состояние полной интраверсии, дости­гаемой после целого ряда физических и психических упражнений в сосредо­точенности. С. — последняя степень йогического сосредоточия, разделяю­щаяся на несколько ступеней: менее глубокая — с сохранением сознания (сампраджната с), последняя — вели­кая с. (махасамадхи), из этого со­стояния не возвращаются, 196, 10, 16, 20; 199, 13; 230, 21; 253, 14; 351, 63: явления махасамадхи, 200, 19 и сл.; 323, 39.

САМАНА — название одной из пран, 184, 24; 185, 9; 200, 17; 303, 27: 330, 32 (см. также прана).

САМАНТА — «обладающий всеми членами», «целостный» — мужское имя, 288, 2, 3.

САМКАЛЬПА — желание, стремле­ние, 233, 16.

САМОСОЗНАНИЕ — 200, 19; 205, 24; с. не восстанавливается после смер­ти, 219, 44 и сл.; с. присуще дживе. 241, 20.

САМОСУЩИЙ — см. сваямбху.

САМСАРА — «проистечение», миро­вой поток, круговорот жизни, основан­ный на бесконечности причинно-след­ственного ряда. Санкхья считает реаль­ной материальную причину, ряда — природу, пракрити, а также изменение материальной причины, а значит и ис­полнительную причину (ср. формулу: глина, горшечник и горшок реальны). Освобождение заключается в том, что­бы понять, что «горшечник» относится также к пракрити и не отождествляется с «Я», Атманом, который есть «познаю­щий поле». Сказано, что мудрые пере­плывают с. на корабле знания. Вишну-Кришна говорит, что он извлекает пре­данных ему (бхакт) из с. силой любви; освободившийся от с. не возвращается вновь, 195, 3: 271, 26, 33; женщины продляют ткань с, 213, 7; 217, 37; ко­лесо с, 281, 59; существа погружены в с., пока истощатся плоды их дел, 292 18, 19; надо напрягать все силы, что­бы освободиться от уз с, 295, 2о'; 331 58.

САМСКАРА — «отпечаток»; следо­вой рефлекс, следовое изменение пси­хики, зависящее от дел, совершенных в прошлых существованиях, определяю­щих характер данной жизни, С. — по­нятие весьма важное в индийской фи­лософии, трактуемое разными школа­ми по-разному, в зависимости от поня­тия причинности. Для Санкхьи с. есть реальное следствие реальной причины; для буддистов это мгновенные вспыш­ки, создающие иллюзию продлен­ности.

САМХИТА — сборник, изборник, ка­нон (о Ведах и прочих священных книгах), 196, 17; 199, 6; 117, 123; 365,3. САНА — «долголетний», «успех», «старик»; имя одного из 7 ришей, сы­новей манаса Брамы, 342, 72.

САНАКА — «старец»; имя одного из 7 ришей, сыновей манаса Брамы, 342, 72.

САНАНДАНА — один из 7 ришей, именуемых сыновьями манаса Брамы, 342, 72.

САНАТАНА — «древний», «веч­ный» — эпитет Вишну, 209, 27; 342, 72. САНАТКУМАРА — «вечно юный»— эпитет Вишну, эпитет Сканды; учитель йоги, 341, 37; 342, 72; 350, 41.

САНКАРШАНА — «перетащенный», «перемещенный»; С. — вторая ипо­стась Нараяны-буддхи. По Нилаканте С. — это аханкара, Шеша, джива; стар­ший брат Кришны — Баларама. Миф повествует, что Баларама был «пере­тащен», из лона Дэваки, матери Криш­ны, в лоно другой жены его отца Ва-судэвы. Миф символизирует переход Вечности (змий Шеша), в конечное, временное — переход вечного Атмана в природу, 207, 10; 341, 36, 40, 41; 346, 16.

САНКОЧА — «стягивание», «оседа­ние» — имя одного данава, 227, 53.

САНКРИТИ — «поставляющий», «со­ставляющий» — имя риши, постигшего Упанишады, 234, 17; 244, 17.

САНКХЬЯ — «исчисление, перечис­ление, борьба (идейная и физическая), рассуждение». С. — название древней­шей традиционной философской системы Индии. Многие индологи видят зачатки С. в древних Упанишадах (Иша, Ма-ханараяния) и даже в древних (Чхандогья, Брихадараньяка). В Упа­нишадах С. определенно теистична и выявляет лишь легкие признаки дуа­лизма. Такой же характер она сохра­няет и в Гите, хотя дуализм здесь выражен более резко. Позже в С. опре­делились резко выраженные мате­риалистическое и дуалистическое тече­ния, нашедшие себе законченное выра­жение в Санкхье-карике Ишвара-Кришны (I—II в. н. э.). Оно приобрело столь главенствующее значение, что ранняя С. отошла в тень, и когда го­ворят о С, то обычно понимают С. Иш-варакришны, эпическую же или раннюю. С. или совсем не признают, или при­знают как не оформившееся еще фило­софское течение. Что такой взгляд оши­бочен, легко убедиться, изучая «Мок-шадхарму», где можно найти вполне законченные изложения теистической и атеистической С. Гораздо позже Рамануджа (XI в.) на основе С. развил свои относительно монистические тече­ния (савибхеда-адвайта). С. и Йога, 196, 6 и сл.; 239; 240; 302; 303, 100 и сл.; 307, 19 и сл.; 308, 5 и сл.; 309, 44; 312, 8 и сл.; 318, 2 и сл.; 320, 71 и сл.; 349, 82, 89, 93;, 350, 75, 83; 351, 75; традиционные правила передачи С, 310, 33 и сл.; признаки последователей С, 236, 35 и сл.; знатоки и распространи­тели учения С, 342, 72 и сл.; 344, 66, 67.

САННЬЯСА — «отречение», 196, 7 (см. также санньясин).

САННЬЯСИН — «отрешенный»; вы­полняющий устав четвертой необяза­тельной ступени жизни, 244, 23 и сл.; 245, 7 и сл. (см. также паривраджака, ступени жизни).

САРАСВАТА — сын Сарасвати, ри-ши, потомок Атри, 200, И; 208, 31; 351, 39.

САРАСВАТИ — «проистекающая» «речь»; богиня красноречия, наук и искусства; название реки. С. говорит ораминам о происхождении мира, 183, 8 и сл.; С. (речь) пребывает в языке, 239, 8; С. помогает Яджнавалкье соз­дать Шатапатху, 320, 22; С. содействует развитию речи у браминов, 337, 35 и сл.; Бхагаван и С. Произносят священ­ный слог АУМ, 341, 7; от С. возник Сарасвати, сын Речи, 351, 39; С. пребы­вает в Нараяне, 344, 47.

САТВАТА — название первой моно­теистической вишнуитской секты. Упаричара принял закон с. из уст Сурьи, 337, 19 и сл.; сущность Нараяны пости­гается с, 344, 50; Нараяна передает Браме закон С, 350, 29; закон С. всег­да соблюдают, с, 350, 55, 56.

САТТВА — «ясность», «уравновешен­ность», «гармония»; высшее из трех свойств (гун) пракрити; люди должны полностью изжить чувства: тамас, раджас и с, 194, 15, 16; муни всегда пре­бывает в е., 195, 4; с. также, приводит к заблуждению, 212, 17; приятное — это свойство с, 219, 30; с.. испускает теджас, а не гуны, 239, 14; различие между с. и познающим поле, 248, 22; 249, 1; 287, 33 и сл.; производит гуны, как, паук паутину, 287, 40, 41; с. выше и 322, 104.

САТТРА — великий праздник Сомы с большим количеством обрядов, 227, 58.

САТЬЕШУ — «стрела правды» — имя днава, 227, 52.

САТЬЯВАНТ — «правдоречивый», «правдивый» — имя раджи, сына Дью-матсены, 268, 2 и сл.

САТЬЯВАТИ — «правдоречивая», «правдивая» — мать Кришны-Двайпая-. иы, 326, 1; 351,

САТЬЯМ — «правда»; Сатья — имя брамина, 273, 6 и сл. (см. также правда).

САТЬЯСАНДХА — «погруженный в истину»; мужское имя, 234, 16.

САУБХА — «благоденствие», «сча­стье»; название мифического воздушно-, го города данавов (мираж), 341, 95.

САУТИ — сын возничего (сута); С, рассказывает радже Шаунаке «Махабхарату», слышанную им от Вайшампаяны, 341, 139 и сл.; 345, 1 и сл.

САХАСРАДЖИТ — «тысячеподобный», «многопобедный»; имя раджи, 234, 31.

СВАБХАВА — «самосущий» (ая), «своебытный», «собственная природа»; в системе Санкхьи часто под с. пони­мается пракрити в непроявленном со­стоянии (см. также сваямбхува); все появилось согласно с, 179, 11; потом­ство рождается силой с, 213, 12; от с. у человека познание своей природы, 222, 35; деятельность человека разви­вается в с, 232, 20; с. всегда пребывает в телах воплощенных, 239, 13; все свя­зано с с, она выпускает гуны, как паук нити, 249, 2.

СВАДХА — ритуальный возглас, собственное значение которого утрати­лось, 269, 35; 286, 78, 104; 289, 50; 305, 28.

СВАРБХАНУ — «небесное солнце»— имя одного данава, 227, 51.

СВАРОЧИША — «самосияющий»; «светозарный»; первый из Ману, полу­чивший закон Брамы (ср. Сварожич, Даждьбогов внук, «Слово о полку Игореве»), 350, 36, 37.

СВАСТЬЯТРЕЯ — «зеркало»; имя одного риши и название сочиненного им гимна, 208, 28.

СВАХА — ритуальный возглас, соб­ственное значение которого утрачено; о его мифологизации см. «Беседа Маркан-деи», гл. 224, 227 (вып. IV этой серии), 228, 22, 23; 269, 35; 286, 78, 104; 289, 50; 305, 28.

СВАЯМБХУВА — «самосущий»: имя Ману, через которого воплотился Виш­ну как Нара-Нараяна, Кришна-Сваям-бхува, 336, 9; 337, 45, 46; 342, 34; 351, 42.

СВИДЕТЕЛЬ — см. кшетраджана.

СВОЕКОРЫСТНЫЙ — с. попадает в бездну, 197, 5.

СВОЙСТВА — 30 свойств тела, 322, 102—112 (см. также вишеша, гуны). > СВОРАЧИВАНИЕ — (нивритти), 341, 67 и сл.; 342, 2, 100 см. также развитие).

СЕМЯ — из с. продолжает разви­ваться с, 186, 14, 15; в с. ашватхи скры­то огромное дерево, 211, 2; с. рождает­ся желанием, 214, 19; Вишну извергает золотое с, 286, 92; тело возникает от смешения с. и крови, 303, 33; с. способ­ности — стремиться к объектам чувств, 322, 34 (см. также зарождение).

СЕНАДЖИТ — «победитель войска»; имя раджи, 174, 8 и сл.

СИДДХА — класс богов, 208, 22.

СИЛА — с. как шестая действующая индрия (особенность данного варианта), 276, 22.

СКАНДА — «впрыснутый»; «кумара»; — эпитет С, как полководца не­бесного войска. О значении и происхож­дении имени С. см.: «Беседа Маркандеи», гл. 225 (IV вып. этой серии); Кумара—С., 329, 8 и сл.; Махасена С. 341, 93.

СКОТОВОДСТВО — с. порицается 263, 43—46.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ — с. к. не до­пустима, 268, 1 и сл.

СМЕРТЬ — с. поражает мир, 175, 9; с, как волчица ягненка, уносит чело­века, 175, 14; «не я» есть с. «я», 218, 24; с. — конечная цель существ, 224, 9; у выполняющих дхарму нет страха с, 226, 23; познавший высшее преодо­левает с, 245, 21; с. браминов, 283, 12: и сл., все живое дрожит перед с, 288, 1; добродетельный умирает собственной с, 299, 25; спеши выполнить свой долг, пока не настигла с, 300, 18; с. глотает существа, как змея воздух, 300, 31;. предвозвестники с, 319, 8 и сл.; о прео­долении с, 322, 1 и сл. (см. также кончина).

СМЕШЕНИЕ — с. свойств, 350, 77 и сл.

СОБИРАТЕЛЬ — с. колосьев тот, кто по обету питается только зерном собранных колосьев, 273, 3; 365 1 4; 366, 9; 367, 9.

СОЗВЕЗДИЕ — благоприятные с, 180, 45, 46; неблагоприятные с, 180, 46, 47; изучение хода с. не дает познания природы существ, 201, 8; с—праведники, 271, 25; добродетельный умирает под чистым "с, 229, 24; 27 жен Сомы назы­ваются с, 344, 32.

СОЗНАНИЕ — с. уничтожается пос­ле смерти, 219, 2.

СОМА — «перебродивший»; сок осо­бого растения (эфедра?), употребляю­щийся для ритуальных целей; связан­ный с влагой месяц; божество месяца; С. — муж 27 дочерей Кашьяпы, 207, 24; 344, 32; С. — сын Атри, 208, 9; вкус соответствует качеству с, 210, 35; С. среди других божеств в теле Вишну, 286, 9; С. равен своей шестнадцатой части, 306, 4; С. падает на землю и вновь восходит, 333, 54, 55; Дакша проклинает С, 344, 32, 33.

СОН — состояние сознания во с, 204, 1 и сл., 253, 8 и сл.; 276, 23 и сл.; 303, 88 и сл.; опасность оскверниться во с, 216, 1; время с, 243, 6; сонливость считается, пороком и преодолевается умножением саттвы, 275, 5; 303, 56; сладкий с. — признак умиротворен­ности, 318, 19.

СОСТРАДАНИЕ — равнодушие поз­навшего не должно нарушаться е., 215, 4; настоящий человек тот, кто сострада­телен к врагу, 227, 24; с. свойственно, людям, 227, 111 (см. также неврвждение).

СПОР — спор порицается, 180, 48; 270, 66.

СТОЛПНИК — эпитет Шивы, 257, 20; 258, 1. Стхану — имя, одно из твор­ческих начал, 336, 36.

СТРАДАНИЕ — си наслаждение— пара противоположностей (бинер), 174, 18 и сл., лекарство от с, 205, 2 и сл. 332

СТХУЛАШИРАС — «крепкоголо­вый»; имя одного риши, 344, 34.

СТУПЕНИ ЖИЗНИ — (ашрама); обитель; стадия жизни. Согласно более поздним установлениям (Законы Ману) различалось 4 стадии (ступени) жизни, из которых три были обязательными; состояние ученичества (брахмачарья), когда молодой человек в течение 12 лет находился на обучении у гуру, духовно­го учителя; в это время он соблюдал половое воздержание, отчего позже сло­во «брахмачарья» приобрело значение «целомудрие». По окончании учениче­ства наступала вторая ступень—домо­хозяина (грихастха), срок которой был менее определенным, во всяком случае до наступления зрелости старшего сына. Третья ступень — отшельничество (ва-напрастха) — букв, «пребывание в лесу, пуще». Отец передавал сыну свя­щенный огонь, а с ним и все хозяйство и уходил в лес, где предавался размыш­лению и другим духовным подвигам. Четвертая ступень санньясииа (отрек­шегося) была самой суровой. Перед вступлением на эту стадию человек со­вершал над собой погребальные обряды и считался как бы умершим. Санньясин только в период дождей мог жить на одном месте, но вне селения; в осталь­ное время он мог оставаться на одном месте не более трех суток. Питаться он должен был добровольным подаянием. Санньясином можно было стать, минуя другие стадии (ашрама), даже в отро­ческом возрасте, 271, 22 и сл.; 289, 12 и сл.; 1 ступень, 191, 8 и сл.; 2 ступень, 234, 4 и сл.; 3 ступень, 192, 1 и сл.; 4 ступень, 192, 3 и сл. (см. также брах­мачарья, домохозяин отшельник, пари-враджака, санньясин).

СУВАРНАБХА — «златосиятель-ный»; имя одного из ману; эпитет Шивы в его солнечном проявлении; имя же­ны одного из олицетворений солнца, 350, 38.

СУДИВАТАНДИ — «причастный благоприятному дню»; имя раджи, 244, 17.

СУДЬБА — мир зависит от с, 174, 29; 181,.13; с. — следствие дел, 181, 8 и сл.; с. нет, 292, 12.

СУЛАБХА — «легкодостижимая»; женское имя; имя странницы, беседую­щей с Джанакой, 322.

СУМАНТУ — «благомыслящий»; имя риши, ученика Вьясы, 320, 20; 329, 26. СУПАРНА — «прекрасноперый»; упо­требляется часто как эпитет Гаруды, птицы Вишну; имя одного риши, 350, 20 и сл.

СУРА — «бог»; олицетворение поло­жительных, благодетельных сил при­роды; противники асуров. В доведиче-ские времена соотношение было обрат­ным, о чем свидетельствует значение слова «асура» — «сияющий», лучезар­ный». Маздеизм сохранил именно такое соотношение, ибо в нем положительное начало именуется «Ахура», 182, 27; 209, 15; 227, 13, 40; 282, 38; 284, 46; 291,2; 342, 7; 344, 18, 62.

СУРАБХИ — «приятная», «милая»; имя одной из дочерей Дакши, жены Кашьяпы, прародительницы коров, 284, 54.

СУРЬЯ — «Солнце», бог Солнца, 266, 8; 320, 3; 344, 37; 364, 1 и сл.; С. распространяет Панчаратру, 341, 119, 121.

СУТА — сын отца-кшатрия и матери-браминки, 298, 8.

СУТЬ — (Бхута, махабхута) — су­щество, существование; большое суще­ство, большое существование. В фило­софии Санкхьи «махабхута» называется «элементом», «стихией», которых Сан-кхья насчитывает 5, тогда как греческая философия насчитывает их 4 + 1 (квинт­эссенция). Название «эссенция» (essen­tia) в переводе на русский — «суть», «сущность», вполне соответствует сан­скритскому «бхута», которое имеет еще значение и «дух» в смысле низшего духа, что соответствует «элементалю» неоплатоников; еще больше соответ­ствует этому слову «bhutatma»; однако употребление этого термина слишком широко; нередко он понимается как «душа мира», «anima mundi», особенно в обороте «Sarvabhutatma bhutatma», и в таких случаях смысл термина близок смыслу терминов «mahan» и «buddhi». Иногда трудно дифференцировать в переводе термины «bhuta» и «tattva», так как последнее слово тоже значит «суть», «основа», но в «bhuta» больше выражен виталистический оттенок, экзи­стенциальный, а в «tattva» — матери­альный, субстанциональный. В переводе «mahabhuta» по большей части сохра­нена традиция подстрочной передачи— «великие сути» (die grosse Elementen), хотя, может быть, правильней пере­водить через «плотные сути» (grobe), так как название в Санькхье противо­поставляется понятию «tanmatra»; сло­во «tanu» выражает скорее не величи­ну, а состояние: «тонкий» не в про­странственной категории («мелкий»), но в категории модальности (разрежен­ный; эфемерный). Таким образом, сложность философской концепции и недостаток адекватных терминов вынуждают к некоторой условности; под словом «суть» собраны тексты, говоря­щие главным образом о «пяти стихиях», а под словом «таттва» — тексты, го­ворящие о высших таттвах: 25, 26 и отчасти 24, тогда как остальные тексты, касающиеся таттв, собраны под специ­альными терминами: буддхи, манас и пр., 183, 5 и сл.; 184, I и сл.; 186, 1 и сл.; 194, 5 и сл.; 210, 29; 211, 4 и ел-219, 7 и сл.; 239, 6 и сл.; 247, 3 и сл.; 287, 3 и сл.; 312, 10 и сл.: С. — их вза­имоотношения, 232, 2 и сл.; с. вступают в Брахмо, 233, 18; с. от самосущей при­чины, 239, 6; с, в теле, 276, 4 и сл.

СУХОРУКОСТЬ — 180, 39.

СУХОТРА — «благая жертва»; имя данава, 227, 52.

СУЩЕСТВО — четыре класса су­ществ в зависимости от способа зарож­дения, 237, 11.

СЧАСТЬЕ — сущность с, 174, 47 и сл.; человек — сам творец своего с, 195, 21.

СЬЮМАРАШМИ — «лучистый»; имя одного риши, 269, 9, 18.

Т

ТАЙНОУЧЕНИЕ — см. упанишада.

ТАЙТТИРИ — «куропаткин», «про­исходящий от куропатки» (tittiri, ср. «тетерев»); имя риши, с которым свя­зано название одной из Упанишад (Тайттирья уп.); старший брат Вайшам-паяны, 338, 9.

ТАМАС — «тьма, инерция, третье»; низшее из трех качеств природы (пра­крита); люди должны полностью изве­дать чувства: т., раджас и саттву, 194, 16 и сл.; преданный Атману должен отстранить т., 212, 30; т. вызывает гнев, жадность, спесь, 213, 1; отсутствие рас­познавания, заблужденье, нерадивость — свойства т., 219, 29; мысль, пораженная т., — нестойка, 219, 38.

ТАНДЬЯ — «ударный»; потомок Тандьи, одного ведического риши, 244, 17; 298, 14; 338, 7.

ТАНМАТРАС — тонкие сути, нахо­дящиеся в теле и соответствующие плотным сутям среды (см. суть).

ТАНТРА — основа ткани (натяну­тая на станок); суть, субстанция; поз­же—название священных книг шиваит-ской секты тантристов, а также книг буддийского канона, 174, 4; 188, 16; 20; 337, 40; 353, 18.

ТАПАС — возогревание, накалива­ние, усердный труд, духовный подвиг, самоистязание, аскеза, умерщвление пло­ти; как основа миропроявления, 188, 2; 217, 15; 297, 15; через т. совершает­ся жертва, 196, 11; отречение и смире­ние — высший т., 221, 5; т. есть благо существ, 232: 22; согласно здоровью, способностям, времени надо совершать т., 268, 36; мало людей совершают т., 297, 13; путь в небо открывает т., 297, 14; в трех мирах нет ничего недостижи­мого для т., 297, 23; при утрате счастья надо совершать т., 297, 26.

ТАРКШЬЯ — название мифического существа, ранее представлявшегося в виде коня, позже — в виде птицы (Га-руда); эпитет Шивы, 286, 58; эпитет Ариштанеми, 290, 4.

ТАТТВА — кон (ср. доскональный), суть, действительность, истинное соот­ношение, сущность; кто постигнул т., тот умиротворяется, 179, 28; общее уче­ние о т., 212, 1 и сл.; 304, 15 и сл; двадцать четыре т., 304, 29; 308, 10; 312, 25; двадцать пятая т., 304, 38; 307, 28, 39; 308, 43; 309, 1 и сл.; 310, 8; 320, 56; 341, 24; двадцать шестая т., 310, 7, 20; 320, 55; восемь творческих т., 308, 29, 30.

ТВАШТАР — творец; слабо персони­фицированное представление о творче­ской причине мира; в системе Санкхьи обычно эта причина мыслится имманент­ной миру (атеистическая позиция), но ранняя Санкхья и вишнуизм допускают существование причины, трансцендент­ной миру (теистическая позиция). Мифо­логически под т. часто понимается Бра­ма или какой-нибудь Ману, 208, 16, 18; 344, 20 и сл.

ТЕЛО— система Санкхьи дает очень развернутое учение о теле, его составе и развитии. Представления Сан­кхьи легли в основу Аюрведы, индий­ской традиционной медицины, а отсю­да, через арабский Восток, физиологи­ческие концепции Санкхьи перешли в средневековую медицину (Ибн Сина). Т. — вместилище счастья-несчастья, 174, 21; состав т., 184, 20 и сл.; 185, 1 и сл.; 239, 7 и сл.; 252, 3; 276, 11; 299, 14; 341, 34; 344, 58; плотное и тонкое т., 196, 21; 202, 18; 318, 5 и сл.; т. и лжи­ва, 201, 10, 23; 210, 39; 214, 15; 218, 28 и сл.; 299, 13; 319, 1: 341, 34 и сл.; недолговечность т., 224, 6 и сл.; 331, 42 и сл.; 333, 4; бодрое т., не разрушает­ся, 227, 4; запредельное непроявленно пребывает в т., 239, 18, 32; 276, 32; т.— микрокосм, 245, 30; надо охранять че­тыре двери т., 270, 23; 301, 28; какие свойства т. передаются от отца и ка­кие — от матери, 307, 5 и сл.

Date: 2015-05-22; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию