Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вернуться к оглавлению 1 page






ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

А

АВИКАМПАНА — «непоколебимый»; имя раджи.

АВЬЯКТА — «непроявленный»; Авь-якта Манаса — непроявленный Разум­ный (бог), 182, 12; 210, 28; 246, 4; 309, 15.

АГАМА — «дополнение»: название сборников традиционных предписаний, изучаемых наравне с Ведами. Ссылка на А. или Шрути равносильна ссылке на Веды; 210, 24; 218, 23; 271, 4. На-раяна возвестил А.; 218, 27; А. сбива­ют с пути, если противоречат опыту, 218, 42, 45; 219, 39.

АГАСТЬЯ — имя древнего риши, родившегося в кружке, куда упало семя Митры-Варуны; (звезда Канопа; ср. египетский миф о Сириусе, семени Озириса, откуда родился Гор); сын Митры-Варуны, подвижник; 208, 29;

244, 16. А. проклинает Нахушу, 344, 29.

АГНИ — «огонь»; одно из древней­ших, популярнейших ведических бо­жеств, вот почему А. носит множест­во эпитетов, иногда достигающих сте­пени как бы особых персонификаций (ср. «Беседа Маркандеи», гл. 217 и сл.); «Пожиратель жертв» (Хуташана), «Всенародный» (Вайшванара) и пр., 182, 19; 191, 8; 224, 52; 286, 9; 344, 7 и сл.

АГНИХОТРА — особое ведическое жертвоприношение огню (Агни) воз­лиянием топленого масла, 92, 5; 244,6;245, 28.

АГХАМАРШАНА — особая молит­ва об отпущении грехов (вероятно, Ригв. уп., X. 190); имя риши, создав­шего этот гимн, 244, 16.

АГХНЬЯ — «неубиваемая», та, ко­торую нельзя убивать, 263, 49.

АДЖА — агнец, ягненок, козленок, неполовозрелое животное; название народа; 208, 19; 339, 3; непроросшее зерно, семя, 339, 4 и сл.

АДЖАГАРА — «принадлежащий удаву» (пожирателю коз); имя риши, 179.

АДИТИ — «безграничность», «бес­конечность», слабо персонифицирован­ное отвлеченное понятие; как персони­фикация —• мать главных богов, име­нуемых Адитьями (см. это слово), 207, 26; 341, 81, 91; 344, 31, 32.

АДИТЬЯ —. сын Адити; так назы­вались главные боги ведического пан­теона; в разные времена число их бы­ло разное, оно: все увеличивалось — с трех до семи, двенадцати и больше. В период эпоса А. называется чаще все­го Сурья (Солнце), старший брат Савитара, 198, 6; 207, 26; 263, 42; 320, 2, 66; 350, 51; 364, 16; перечисление 12 А., 208, 15, 16, 23; 224, 41; годовой путь А. (Солнца), 225, 35 и сл.; На-раяна, 12-й А., 341, 81.

АДХВАРЬЮ — жрец, ведущий ри­туал жертвоприношения, изложенный в Яджурведе, 285, 28; 344, 71.

АДХИБХУТА — область деятель­ности; см. орган.

АДХОКШАДЖА — «рожденный под осью мира»; эпитет Вишну, 344, 54 и сл.

АДХЬЯТМАН — слово составлено прибавлением к слову Atman предлога adhi, получающего значение «над» или «внутри», в зависимости от контекста. Многие тексты позволяют принимать любое из двух значений: внутренний или верховный Атман. Внутренний Ат-ман обычно принимается в смысле «ин­дивидуальное я», душа, джива, познаю­щий поле; высший Атмаи — как 25 или 26 таттва в зависимости от систе­мы или как Брахмо Упанишад, По­знавший поле (ср. II вып. этой серии «Бхагавадгита», VII, 30 и прим. 333 к этой шлоке), 194, 1 и сл.; 195; 202, 4 204, 14, 206, 5 и сл.; 247, 1 и сл.;-250 6, 20; 287, 1 и сл.; 315, 1 и сл.; 336 31; А. отличен от Пракрита, 287, 34 А. познается в йоге, 308, 19.

АЙЛОМАЯ — имя одного данава.

АЙОГА — «несочетаемый», «не­прикасаемый»; рожденный матерью — вайшьей от отца-шудры.

АЙРАВАТА — сын Ираваты; имя повелителя слонов, белого слона Инд-ры.

АКАША — «пространство», «эфир» (в греческом смысле); соответствует квинтэссенции неоплатоников; наиболее тонкий элемент из «плотных» или «ве­ликих» сутей (махабхутов), 82, 14, 24; 183, 9; 184, 4, 40, 42; 194, 5, 9; 233, 13, 17 и сл.; 346, 10. См. суть, махаб-хута.

АКРИТАШРАМА — «беззаботный», «благоденствующий»; имя риши.

АКХАНДАЛА — «крушитель», «раз­рушитель»; эпитет Индры, позднее — Шивы, 337, 17; 338, 4.

АМАЛАКА — круглый плод дерева мираболана, обладающий терпким и кислым вкусом, употребляемый в ин­дийской медицине. Из-за этих свойств (терпкости и лечебного действия) при­нят, особенно в буддизме, как предмет медитации над терпкостью мира и над лекарством от жажды жизни; махая-нисты часто изображают бодхисаттву в медитационной асане с этим плодом в левой руке, 227, 107; 316, 20.

АМБА — «мама», «матушка», 267, 32.

АМБАРИША — «сковорода», «солн­це», «небосвод», мужское имя, 234, 23.

АМБАШТХА — сын брамина от ма­тери-вайшьи, 208, 8.

АМИТАДХВАДЖА — тот, чей стяг;., безграничность, 227, 51.

АМРИТА — «бессмертная»; пища бо­гов, дающая бессмертие, элексир жиз­ни; амврозия греков; а. получена бога­ми при пахтанье океана; переносно — ритуально чистая пища: остатки жерт­воприношения, которыми питаются-брамины, 193, 12, 34; 221, 7; 228, 91; 229, 21; 243, 12; 301, 7; 322, 68; 325,4; 341, 128. i

АНАНТА — или Шеша — «бес­конечный», «вечность», змий, на кото­ром покоится Вишну в океане време­ни (небе); 182, 34; 286, 58 (см. санкар-шана, шеша).

АНВИКШИКИ — наука о доказа­тельствах; 320, 28, 34 (см. доказатель­ство).

АНГИРАС — знаменитый род ри-шей, которому приписывается созда­ние X книги Ригведы (ср. «Беседа Map-кандеи», гл. 217); 207, 17; 208, 4,24,27;. 234, 28; 267, 2; 284, 11; 298, 17; 342,, 69.

АНДА — «яйцо» (яйцо Брамы — мир); Вивасвант, 344, 32 (см. Вивас-вант, мир).

АНДХРАКА — «слепой»; имя асу-ра, убитого Шивой, название народа, 207, 42; 286, 11.

АЫИРУДДХА — «нестесненный», «беспрепятственный», «свободный»; сын Прадьюмны; четвертая ' ипостась прояв­лений Вишну, 341, 39, 41, 73, 74; 342, 30, 71, 92; 343, 19; 349, 18; 353, 20 (см также аханкара, вьюха).

АНТАРАТМАН — см. Адхьятман,

орган.

АНУКАМПАКА — «сострадатель­ный», «благосклонный»; имя раджи, 257, 7.

АНША — «часть», «доля»; имя од­ного из Адитьев, 208, 15 (см. также Адитья).

АПАНА — нисходящий ток (пра-на) тела, осуществляющий функции вы­деления из тела (кала, мочи и по.), 184, 24; 185, 6, 10, 17; 236, 9 (см. так­же прана).

АПАНТАРАТАМАС — сын Речи (Сарасвати), 351, 39; ведийский учи­тель, 351, 59, 60, 68.

АПАС — «вода», «божество вкуса», 315, 8 (см. также орган).

АПСАРА — «водяница», райские де-.вы, танцовщицы богов, нередко соблаз­няющие отшельников, 200, 14; 228, 14;:243, 18; 273, 15; 185, 5, 8; 326, 2; 334, 15, 18; 335, 17, 18, 28 и сл.; 344, 24.

АРАНЕЯ — эпитет Шуки, его «мет-ронимиум», так как «матерью» его бы­ла крестовина арани, 329, 28.

АРАНИ — деревянный прибор для добывания огня, состоящий из мягкой крестовины и твердого колышка.

АРАНЬЯКА — книга для живущих в лесу отшельников, отдел ведической литературы (Шрути), куда относятся и Упанишады; А. и входящие в их со­став упанишады распределены по Ве­дам, 341, 8; 344, 70.

АРВАВАСУ — «живущий внизу»; имя одного жреца богов, сына главного жреца богов Брихаспати; название од­ного из семи лучей солнца, 208, 26; 338, 7.

АРДЖУНА — «утренняя заря», «светлый», «серебряный»; имя третьего из братьев Пандавов; воплощение На­ры, одного из воплощений Вишну, 343, 5 и сл.; 343, 57; 344, 51.

АРИШТАНЕМИ — тот, чья ось не-«вредима, второе имя Кашьяпы, 208, 8; Таркшья, 290, 2, 4 и сл.

АРУНДХАТИ — название одного целебного растения; жена Дхармы (созвездие Кассиопеи?); жена Васишт-хи (Мицар из созвездия Б. Медведи­цы), это звезда двойная, и маленькая звездочка около нее, его жена А., вид­на только при очень хорошей зоркос­ти. Древние по ней проверяли остроту зрения, 319, 9.

АРШТИШЕНА — имя риши, 320, 60.

АРЬЯВАРТА — область Арьев — Индустан, 327, 15.

АРЬЯМАН — друг, дружка (на свадьбе), товарищ; Адитья из ведичес­кой троицы: Митра-Варуна-Арьяман, в маздеизме и митраизме получил отри­цательное значение злого начала, 208, 10, 15.

АСИТА — «темный», «тусклый»; пла­нета Сатурн, владыка тьмы и чар. Имя муни, одного из распространителей Панчаратры, 207, 4; 229, 3 и сл.; 276, 4 и сл.; 341, 123 (см. также дэвала).

АСКЕЗА — см. тапас.

АСУР — «светозарный»; демоны-полубоги. В древний период наделялись добрыми качествами, тогда как суры—отрицательными. Позже положение стало обратным, и стали создаваться мифы о развращении а., их падении и победе суров. Наиболее выдающиеся а.: Бали, Прахрада и др., 179, 15; 180, 46, 47; 188, 3; 216, 17; 225, 35; 282, 36; 284, 61; 290, 41; 291, 2; 296, 23; 329, 12; 344, 18, 62; 349, 58.

АСУРИ — риши, учитель Панчашикхи, 218, 10, 13; распространитель Пан­чаратры, 320, 6.

АТИРАТХА —. воин на колеснице; подкаста кшатриев, 298, 8.

АТМАН — возвратное местоимение «себя», со времен Упанишад приобрет­шее субстанциональное значение, близ­кое значению «субъект» в противопо­ложность «объекту». Чаще всего мыс­лится абсолютный субъект (pneurna, ruach, дух, дыхание), но слово упот­ребляется и в значении «эмпирическое я». Ряд сложных слов — адхьятман, антаратман, бхутатман и другие — пе­редают разные категории этого слож­нейшего философского понятия, то или иное понимание которого определяет направление той или иной школы ин­дийской философии. Понятие «Атман» нельзя отождествлять с понятием «со­знание», так как есть школы, отрицаю­щие сознание, как атрибут А. (напри­мер, школа Яджнавалкьи в Брих. уп.); некоторые Упанишады отождествляют А. и Брахмо. В философских текстах «Махабхараты» А. понимается как соз­нательный дух, отношение которого к непроявленной и проявленной пракри­та различными направлениями Санкхьи понимается различно (см. суть), чаще в дуалистическом смысле. Ниже указа­ны основные места трактовки А. Санкхьей и йогой, 187, 23 и сл.; А. вы­пускает гуны, как паук паутину, 194, 50; 287, 41; обитель А., 198, 6; А. свя­зан с телом и таттвами, 202, 1 и сл.; А. не воспринимается чувствами, 203, 4; семь А., 232, 10; два А., 236, 32, 33; погружение в А. — тайна Вед, 246, 13; А. — создатель гун, 248, 21; 287, 40; А. только здесь связан с гунами, 251, 15; А. не творец гун, а их созер­цатель, 287, 36; А. многократно опло­дотворяет пракрити, 308, 36; достиже­ние подобия и единства с А., 309, 27, 28; А. мерой в сустав пальца, 314, 15. АТРЕЯ — сын Атри, 208, 32; 234, 22 (см. также Атри).

АТРИ — «всепожирающий»; имя риши, из глаза которого вышла луна; од­на из звезд Б. Медведицы, 207, 17; 208,4, 6, 9; 342, 34, 69.

АТХАРВА —' название IV Веды; о ней упоминается лишь в более поздних эпических текстах. Защитники теории исконного существования четырех Вед считают, что А. входила в состав Яджурведы, 344, 71, 72 (см. также Веды).

АУМ — священное слово, символ, обширные толкования которого дают уже Упанишады. Символ диалектики Единого •— начала, середины, конца миропроявления, понимаемого как це­лое, 269, 35, 281; 26; 286, 64; 304, 19: 337, 37; 341, 7; 349, 39, 53; А. есть правда, 199, 69; всеоживляющее, по учению Санкхьи, 304, 19; А. на лбу Са-расвати, 320, 14; исходит из уст На-раяны, 341, 7.

АХАЛЬЯ — «бесплужная»; имя жены Гаутамы, изнасилованной Индрой; имя. апсары, 344, 18.

АХАНКАРА — основа личности «Ichmacher», вторая или по другим вариантам третья таттва системы Санкхьи; а. происходит от Махана, 182, 13; а. — творец, 182, 16; 304, 21; а. надо покинуть, 212, 18; порядок поглощенья в конце дня, 314, 12; объясне­ние слова, 322, 105 и сл.; а. и Анируддха — одно, 341, 41; индивидуализи­рующая сила, 341, 62; а. производит «великие сути», 343, 31, 32; а. и Бра­ма — одно, 349, 21.

АХИМСА — см. невреждение.

АХОВИРЬЯ — «удивительно отваж­ный»; имя риши, 244, 17.

АЧЬЮТА — «бесконечный», «веч­ный»; эпитет Вишну-Кришны, 209 37-344, 53,

АШВАГРИВА — «с конской шеей»; «конешеий»; бывший Индра, 227, 51.

АШВАМЕДХА — особо торжествен­ный ритуал жертвоприношения коня, совершаемый раджей, претендующим на суверенитет, 283, 58; 285, 1; 286, 118; 322, 161; 338, 5, 9; 344, 30; 348, 13, 14.

АШВАТТХА — «баниан», индийская смоковница. Часто употребляется в качестве символа мира и даже Брахмо, 211, 2.

АШВИН — всадник, обычно в двой­ственном числе, персонификация утрен­них и вечерних сумерек; боги-це-лители, славящиеся своей красотой. Аналогич­ны близнецам греко-римской религии Кастору и Поллуксу; их имена — Насатья и Дарса; они врачи, а потому — шудры, 198, 5; 208, 17, 23; 281, 28; 284, 8; 325, 19; 344, 19; 350, 39.

АШРАМА — «обитель», «область» (см. ступени жизни).

АЮС — «жизнь», «жизненные си­лы», «здоровье», «мир» (вселенная); мужское имя, 298, 15; 344, 27.

АЮРВЕДА — учение о здоровье; древняя индийская медицина, основан­ная на учении Санкхьи, 343, 9; 344, 59.

Б

БАБХРАВЬЯ — «бурый»; ихневмон; крыса-мангуста, известный враг змей, кобр; предок рода ведических ришей. 344, 75.

БАДАРИ — название дерева сизи-фиса или «держи-дерево». Его плоды похожи на финик, жевание его листьев вызывает потерю вкуса, особенно к сладкому; название одного из истоков Ганги, где находилась пустыня Нары-Нараяны. Б. относится к смоковницам, 336, 10; 341, 111; 344, 83; 345, 26, 27, 34.

БАЛА — «сила»; имя одного и' сыновей Ангираса, 208, 27; ср. р. ба-дам — одно из 30 свойств скопления, именуемого телом, 276, 22; 322, 112.

БАЛАКХИЛЬЯ — «род кирпича»;название отдела гимнов Ригведы; имя одного браминского рода,244,20.

БАЛИ — «сильный»; имя дайтьи, побежденного Индрой, сына Вирочаны, 180, 3; 223; 224; 227; 341,79.

БАНА — «тростниковая стрела»; имя дайтьи, сына Бали; приспешник Шивы, противник Вишну, 227, 53; 341, 93, 94.

БАРБАРА — название чужеземного народа, 207, 43.

БАХУ — «рука», «плечо»; имя дайтьи,227, 52.

БАХУПУРА — «многообразный»; имя сура, сына Ману, 208, 19.

БЕЗДНА — «кромешные бездны» — область разных богов, 197; 198.

БЕЗЗАКОНИЕ — адхарма, 238, 17; 274, 9 и сл. (см. также кривда).

БЕЛЫЕ ЛЮДИ — бхакты Нараяны, 337; 338; 341, 19; 345, 53; о достижении белого острова и белых людей, 341, 130.

БЕЛЫЙ ОСТРОВ — см. Швета-двипа.

БЛАГОНРАВИЕ — наука о б., 198, 1 и сл.; 244, 29; 260, 7; 261, 5, 20; 331, 7 и сл.

БОГАТСТВО — горе при гибели б., 174, 28; б. недостаточно для счастья, 174, 31; б. дается судьбой, 177; заблуждение рождается б., 192, 16; б. связано с бедой, 205, 8; 260, 7; 332, 20; тапас ради б., 272, 4 и сл.; истинное б. — добродетель, 323, 40 и сл.

БОГАТЫЙ — б. отрицает щед­рость, 260, 19.

БОГИ — б. блаженствуют в небе, 174, 38; путь б., 175, 33; 281, 36; по­коления б., 208; б. тот, кто знает Атмана, 237, 23; б. беседует со святыми, 301, 34.

БОДХЬЯ — «подлежащий уразуме­нию»; имя риши, 178, 3 и сл.

БРАМА — «молитва» (м. р.); «свя­щенный текст»; имя первой ипостаси браманической троицы; имя, часто за­меняемое эпитетами: «предок», «пра­отец», «Хираньягарбха», «творец мира». В вишнуизме Б. отодвинут на второе место, как рожденный из лотоса, вы­росшего из пупка Вишну-Нараяны. Б.— Вселенная, 182, 16 и сл.; Б. Манаса, творец, 183, 2 и сл.; 344, 8; Б. Ахан-кара, 342, 32 и сл.; 340, 21.

БРАМИН — член высшей касты дваждырожденных; обычно под эпите­том «дваждырржденный» подразуме­вается б.; жрец, владеющий словом Брамы — Ведами. Занятие б. — изу­чать Веды, научать им, совершать об­ряды, жертвы. Брамины претендовали на монополию в религии, философии, науке; часто б. называли певцами, так как они пели гимны, мантры. Для «Махабхараты» характерно отрица­тельное отношение к б. как к касте (классу). Индра (бог кшатрий) поучает б., порицая его заносчивость, 180; происхождение б, 188, 4; 208, 24; спор б. с кшатрием, 199; два рода б, 199, 41; обязанности б., 234, 1 и сл.; 235; 344, 10; награда за почтение к б., 234, 16 и сл.; кто знает Брахмо, того боги признают б., 237, 22, 23, 245, 11 и сл.; 270, 30 и сл.; поведение б., 251, 1; вайшья поучает б., 262, 47 и сл.; 265; лжебрамины, 271, 27; б. может заниматься делами других каст, но не шудр, 296, 3; кшатрий поучает б (Джанака Шуку), 328, 12 и сл.; сила проклятия б., 343, 53; 344, 23; б. — родоначальник каст, 344, 18; Наг поучает б., 364.

БРАХМАВАДХЬЯ — «убийство»; «смерть брамина»; чудище, вышедшее из тела убитого Вритры, 283, 12, 17 и сл.

БРАХМАДАТТА — «данный Бра­мой или брамином»; мужское имя; рад­жа панчалов, 234, 29; 344, 77.

БРАХМАНА — часть ведической ли­тературы, трактующая главным об­разом обряды. Наиболее крупный па­мятник этого ряда — «Шатапатха-брахмана», 235, 9; 344, 11.

БРАХМАРИШИ — см. риши.

БРАХМАЧАРИН — ученик, пос­лушник, соблюдающий правила брах-мачарьи, 190, 10; 214, 7; 221, 5- 242.

БРАХМАЧАРЬЯ — период учени­чества (12 лет), обязательный для высших каст; правила поведения для ученика; особенно требовалось соб­людение полового воздержания; в даль­нейшем слово часто употребляется в. узком смысле: целомудрие, 193, 11; 196, 12; 214, 7 и сл.; 242; 336, 1 и сл.

БРАХМО — (ср. р). высший фило­софский принцип традиционной фило­софии Индии, внеположный проявлен­ному миру, вечный и неизреченный, то есть определяемый лишь отрицательно («не То»). Идея Б. сближается с иде­ей Нирваны, выражающей безличный, запредельный миру покой. Основа уче­ния о Б. положена Упанишадами и раз­работана с разных сторон философски­ми традиционными школами. В более древнем словоупотреблении Brahman оз­начал молитву, заклинание, но уже в Чханд. уп. это слово употребляется в смысле единого, творческого принципа мира. Вскоре слова Б. и Атман стали синонимичными, но слово Brahman развивало идею реальности Бытия (Tat), как основы миропроявления, тогда как слово Atman развивало идею абсолютного субъекта Б. — прохлад­ное озеро, 177, 50; Б. подобно нити-ожерелья, 206, 1 и сл.; Б. — вне причинно-следственного ряда, 224, 50 и сл.; мир возвращается в Б., 229, 24; 233; мир развивается из Б., 231; 232; о постижении Б., 239, 2; 344, 4; Б. опре­деляется отрицательно, 241, 13; Б. за­предельно пракрита, 279, 1 и сл.; Б. постигает природу, 310, 9; Б. — Пуруше, 318, 17—48; Б. является Нараде, 341, 1 и сл. (см. также То).

БРИХАСПАТИ — великий владыка,

жрец и учитель богов, потомок Анти­раса, 198, 5; 210, 21; 282, 29; 285, 68; 338, 5; Б. принимает закон саттватов, 337, 45 и сл.; Б. гневается на Нараяну, 338, 14; Б. вошел к жене своего бра­та Утатхи, 343, 50 и сл.

БУДХА — «мудрый», «мудрец» — эпитет Вишну, 344, 32.

БУДДХИ — «разум», «разумная во­ля, принимающая решения»; обычно принимается за 24 таттву, как высшее проявление пракрита, первая эманация прадханы или авьякта пракрити. Как правило, отождествляется с Махан или Махан Атма, редко — с аханкара. За б., как таттвой пракрити, отрицается сознание; сознание и познание рассмат­риваются как результат вневременного и внепространственного отражения Пуруши в чистейшей (саттвичной) буддхи; 194, 17 и сл.; 203, 1; 247, 13 и сл.; 248, 2 и сл.; 255, 12; 287, 14; 315, 12, 13; 351, 22; (см. также манас, махан, суть, таттва).

БХАВА — «воздействующий, «тво­рящий», «осуществляющий», «сущий»; эпитет Шивы, 285; 286; 365, 3 и сл.

БХАГА — «щедрый владыка»; Адитья, правитель дома луны под названием Уттара Пхальгуни, у которо­го Шива выбил глаз, 285, 73; 343, 21.

БХАГАВАН — «владыка»; как веж­ливое обращение с конструкцией 3-го лица; имя пастушечьего бога (ср. Баал, Адон семитов), впоследствии отожде­ствленного с Вишну-Кришной, 182, 30; 210, 21; 217, 33; 337, 23, 341, 110, 135;

342, 88; 348, 2.

БХАГАВАТА — поклонник Бхагавана, 342, 2; 345, 56; 346 17

БХАДРАКАЛИ — мощь Кали, воз­никшая из гнева богини Кали-Умы 285, 56.

БХАКТА — поклонник, почитатель, преданный благоговейной любовью, 341, 19; 344, 70.

БХАКТИ — благоговейная любовь, преданность; один из четырех путей йоги,

особенно развитый- вишнуитами, зна­чительно позже — шиваитами. Учение о пути б.' особенно развито в «Бхагавадгите» и в Шветашватаре упанишаде. Его положил в основу своего учения об относительном монизме Ра-мануджа (XII—XIII вв. н. э.). В Бенгалии путь б. принял экстатические формы в XV—XVI вв. н. э., 341 131

БХАРАДВАДЖА — «жаворонок»; известный риши, ученик Бхригу, фило­софа скептического направления, выска­зывающего идеи дуалистической Санкхьи, 182—192; 208, 33; 210 22; 344, 31.

БХАРАТА — «поддерживаемый» (об огне); имя брата Рамы; имя родона­чальника бхаратов, брата Дхритараштры, с детьми которого бхараты вели борьбу за престол, 207, 5; 327, 14; 351, 14:

БХИМА — «страшный»; имя многих раджей, в том числе и второго сына Панду; бывший Индра, 227, 50.

БХИШМА — «страшный»; старший из рода Кауравов, сын Шантану и бо­гини Ганги; Б. — легендарный герой, образец мудрости, преданности, спра­ведливости. В период, событий, описан­ных в «Махабхарате», Б. старший в роде, чтимый той и другой из враж­дующих сторон, представители которых обращались к нему, называя Праде­дом, так в «Мокшадхарме» всегда об­ращается к нему Юдхиштхира. Это обращение приобрело характер эпите­та, почему в переводе дается с боль­шой буквы. Б., раненный перед смертью, дает наставления Юдхиштхире, изло­женные в «Мокшадхарме».

БХРИГУ — имя родоначальника высшего рода браминов; один из 7 ришей; одно из названий планеты Вене­ры. Некоторые тексты считают Б. сыном-Варуны, основоположником астроно­мии и врачевания; род Б. близко связан с огнем; имя Б. производится от звукоподражательного глагола «бхриг» — треск зажженного костра, 182, 5; 192; 210, 22.

БХРИНГАРАДЖА — род крупных черных пчел; родланей; род особых духов, 329, 5.

БХУРИХАН — «много убивающий»; имя одного данава, 227, 52.

БХУТА — существо; сущность (от бху — быть); духи низшего поряд­ка, свита Рудры-Шивы: пишачи, ракшасы, махабхуты (элементали), 262, 9 и сл.; 286, 132; б. в колеснице Нары-Нараяны, 336, 11 (см. также суть, бхутатма).

БХУТАТМА — «душа» или «я» сутей; Б. всех бхутатм — вселенская душа, 182, 16; 194, 7; 201, 1; 203, 7; 204, 5; 239, 11, 21, 24 (джива); 253, 7 и сл. (аханкара), 304, 35.

БЫТИЕ — «Я еемь то, что я еемь», 304, 44.

В

ВАДАВАМУКХА — «кобылья голо­ва»; мифический огонь, горящий на дне океана; риши, воплощение Нараяны, 344, 35 (см. также голова).

ВАДЖАПЕЯ — подкрепляющий на­питок; название очень торжественного жертвоприношения, совершаемого рад­жей обычно перед своим посвящением в сан, или брамином, добивающимся более высокого положения, 286, 118.

ВАЙДЕХАКА — «красивый телом»; название одной смешанной касты; отно­сящийся к народу видеха или его стране, 298, 8.

ВАЙДЖАЯНТА — «принадлежа­щая непобедимому»; название горы, находящейся на молочном океане, 352, 9, 10, 22.

ВАЙКУНТХА — или Вайкунтхава — «острый», «лучистый»; эпитет Вишну, 344, 52; 347, 5.

ВАЙКХАНАСА — имя одного му-ни, 244, 14, 20; название одной виш-нуитской секты; в. передают традицию устава Нараяны, 250, 15.

ВАЙНАТЕЯ — сын Винаты, met., птицы Вишну, Гаруды (олицетворение крылатого Солнца), 334, 11.

ВАЙТАРАНИ — «относящийся к переправе»; название адской реки, че­рез которую должны переправляться попадающие в ад. (ср. греческую Лету, реку смерти), 323, 32.

ВАЙШАМПАЯНА — потомок Ви-шампы, «защитник народа», ученик Вьясы, дядя Яджнавалкьи, 320, 17; от имениВайшампаяны ведется повество­вание «Махабхараты», 329, 26; 338 9-341, 134 и сл.

ВАЙШВАНАРА —. «всенародный»; название одного из огней, огонь, пере­варивающий пищу, 184,- 21; 245, 27; В. сжигает трупы (см. тело).

ВАЙШРАВАНА — имя раджи, вла­дыки якшей, 284, 9.

ВАЙШЬЯ — название третьей кас­ты, земледельцев, позже — купцов; низшаякаста свободных или «дваждырожденных» (в широком смысле сло­ва), 188, 4, 5; 207, 32; 210, 13; 295, 21; 298, 21, 25 (см. также касты).

ВАЛАКХИЛЬЯ — название неко­торых гимнов Ригведы из восьмой ее книги; название рода риши величиной с палец; они связаны с солнечными ми­фами, 244, 20; 350, 18.

ВАЛЬМИКИ — «муравей»; имя ри­ши, которому приписывается созда­ние «Рамаяны», 207, 4.

БАМА — «красивый», «благород­ный», эпитет Шивы, 344, 77; в ж. р. — эпит'ет Дурги.

ВАРАНАСИ — «слоновый»; Хасти-напура (город хоботорукого) — назва­ние города, современный Бенарес (в древности чаще назывался Каша или Кеши), 262, 8, 11, 43, 45.

ВАРАХАШВА — «вепреконь» (вара-ха — вепрь, ашва — конь); имя одно­го данава, 227, 53.

ВАРИТАКША — имя одного дана­ва, 227, 53.

ВАРНА — см. каста.

ВАРУНА — имя древневедическо-го бога; олицетворение неба (ср. греч. Уранос); позже В. стал «своим отраже­нием» — повелителем океана и вооб­ще вод, 183, 4; 207, 36; 227, 18, 90; 286, 9; 320, 28.

ВАРХИШАДА — букв, «сидящий на жертвенной соломе», вид духов предков; имя одного риши, 350, 46.

ВАРШАГАНЬЯ — потомок Вришатана (вришагана — великий сонм), 320, 59.

ВАРШНЕЯ — «потомок Вришни»; «мужественный»; «овей»; эпитет Виш­ну-Кришны, 210, 14; 344, 90.

ВАСАВА — «потомок Васу»; «класс богов»; эпитет Индры, 207, 23, 36; 208, 20; 224, 29; 282, 27.

ВАСИШТХА — имя одного из 7 ри-шей, сына Митры-Варуны; сын Хи-раньягарбхи; предок Вьясы, 208, 4, 32; 282, 27; 304; 351, 6.

ВАСУ — «класс богов»; второе имя раджи Упаричары — основателя сек­ты сатватов, 198, 6; 200, 11; 284, 11; 325, 17, 19; 339, 341,.52:

ВАСУДЭВА — тот, чей бог Васу; поклонник Васу; эпитет Вишну, 341, 32; мистическое объяснение слова, 343, 41.

ВАХНИ — одно из названий огня; имя данава, 227, 53; божество речи (как индрии), 315, 5.

ВАХУ — см. Васу.

ВАШАТ — ритуальный возглас при жертвоприношении; значение слова утратилось; разные мистические объяс­нения, например, в Брихад. уп., 5, 8 го­ворится, что возглас «вашат» — это вымя, от которого питаются боги 269 35; 289, 50; 305, 28.

ВАЮ — «ветер»; главный из богов органов, 185, 1 и сл. В. уносит души после смерти, 259, 40; семь ветров, 303, 27 и сл.; Вьяса объясняет значение ветров, 255, 6; 330, 26 и сл.

ВЕДА — «ведение», «наука»; глав­ные священные книги, сборники гим­нов богам; время создания гим­нов различное, приблизительно первая половина второго тысячелетия до н. э. Различают Риг, Яджур, Сама и Атхарва (Веды). Позже других возникла Атхарва; более ранние тексты «Ма-хабхараты» (например, «Бхагавадгита») знают только первые три В., более поздние, например, большинство тек­стов, входящих в «Мокшадхарму», зна­ют четыре В. Высказывалось мнение, что Атхарваведа существовала сперва как часть Самаведы, но позже она бы­ла выделена как отдельный сборник. Как бы там ни было, но упоминание текстом 3 или 4 В. является одним из показателей для датировки текста. В истории Санкхьи представляет боль­шой интерес отношение этой философ­ской школы к авторитету В. По сущ­ности своей Санкхья должна относиться к В. отрицательно, но такая установка проходит не без сопротивления не только со стороны правоверных брами­нов, но и внутри самой школы, что можно проследить по текстам «Мокшад-хармы». В. не ведут к благу, 175, 11; полемика с хулителями В., 180, 47 и сл.; 270, 17; В. преходящи, 106, 16 и сл.; 261, 7 и сл.; В. — плохой путь к Атману, 212, 31; ведические жертвы преступ­ны, 212, 32 и сл.; 263, 49; 264, 17; 266, 2 и сл.; 269, 8 и сл.; цель. В. своеко­рыстна, 218, 42; 264, 18; В. сбивают с истинного пути, 218, 45; правила прие­ма пищи, указанные в В., 221, 2 и сл.; значение В. и их изучения, 232, 24 и сл.; 235, I и сл.; 237, 17 и сл.; 311, 15; В. не имеют значения для Ос­вобождения, 236, 6 и 320, 107; В. Учат о двух Атманах, 236, 32; В. в разные юги, 238, 8 и сл.; два пути В., 241, 6 и сл.; В. противоречивы, 242, 3 и сл.; В. об обрядах, 243, 8; боги завидуют знающему В., 245, 30; В. и йога, 246, 13; знание В. не есть признак дважды-рожденного, 251, 2; 263, 22; знание В.— признак Дхармы, 260, 3; В. учат о Брахмо, 264, 20; не разумеющие сути В. попадают под власть самости, 270, 53; 320, 50; утверждение В., 271, 1 и сл.; 307, 7; учение В., 307, 7 и сл.; 331, 1 и сл.; В. годны только в этом мире, но древние так не считали, 309, 46; 318, 7; Яджнавалкья получает от Сурьи Яд-журведу, 320, 5 и сл.; ученики Вьясы проповедуют А., 339, 44; В. и Нараяна, 341, 105; 351, 4; Данавы крадут В, 349, 29 и сл.

ВЕДА — имя одного риши, 298, 14.

ВЕДАНТА — окончание Вед — Упанишады; позже — монистическая школа Шанкары, 196, 7; 238, 11; 246, 21; 303, 70.

ВЕДАШИРАС — глава Вед; эпи­тет Капилы, 338, 8.

ВЕПРЬ — одно из воплощений Виш­ну, 200, 14 и сл.; 286, 71; 342, 108; 344, 60, 351, 37 (см. также Вишну).

ВЕРА — см. шраддха.

ВЕТЕР — см. Ваю, прана.

ВИВАСВАНТ — одна из персони­фикаций Солнца, 199, 30; 336, 37; 344, 32; 350, 51; 361, 1.

ВИДАРБХА — название страны и народа, ее населяющего, 273, 3.

ВИДЕХА — «бестелесный»; назва­ние страны и народа раджи Джанаки, отца Ситы; главный город Видехи — Митхила, 178, 1; 322, И; 327, 22.

ВИДХИ — закономерность; нрав­ственный закон; одно из 30 «особых свойств», 322, 112.

ВИДЬЯДХАРА — обладатель ве­довства (ведун); волхв; особые духи— чародеи из свиты Шивы, живущие с ним в Гималаях, 284, 13; 335, 15.

ВИКРИТА — изменение, искажение, одно из творческих начал, 336, 37. Дейссен читает здесь «крита», ссылаясь на Вачаспатью.

ВИМУЧА — «распоряжение», «ос­вобождение»; имя риши, 208, 28.

ВИНА — музыкальный инструмент, род лютни, изобретение которого припи­сывается Нараде, 286, 26.

ВИНАТА — «муравей»; дочь Дак-ши; жена Кашьяпы; мать Гаруды и Аруны, 339, 3.

ВИПРАЧИТТИ — «проницательный», «остроумный»; данава, первенец Дану, 207, 28; 227, 51.

ВИРАБХАДРА — «могучий отва­гой»; чудовище, возникшее из пота Ши­вы, 285, 36 и сл.

ВИРАДЖ — «лучезарный», «сия­тельный», «владычный»; интеллект; од­на из форм проявления Пуруши, Ши­вы, Вишну и других богов, 343, 15; 349" 13; 352, 22, 23.

ВИРАНА — имя одного праджапатп, передававшего Панчаратру, 350, 41, 42.

Date: 2015-05-22; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию