Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Объекты и субъекты товарной экспертизы





Объекты экспертизы

Основными объектамиТЭ являются потребительские то­вары. Однако в ряде случаев при проведении комплексной экс­пертной оценки возникает необходимость ввести дополнитель­ные объектыТЭ, к которым относятся сырье, материалы, по­луфабрикаты; документы; технологические процессы по произ­водству, хранению, транспортированию, подготовке к реализа­ции; услуги по упаковыванию, маркированию, послепродажно­му обслуживанию; определение стоимости товаров; правила эксплуатации или использования потребителем.

Потребительские товары— продукция, реализуемая по­требителю и используемая им для личных целей.

Такое определение термина несколько условно, так как одна и та же продукция, реализуемая различным потребителям (про­мышленным или индивидуальным) и используемая для прин­ципиально одинакового назначения (например, мука для про­мышленного или домашнего хлебопечения) относится к разным классам (товарам промышленного назначения или потребитель­ским). Поэтому многие аспекты экспертизы потребительских товаров характерны и для экспертизы товаров промышленного назначения. В связи с этим термин "товарная экспертиза" рас­ширяет сферу ее применения.

При проведении товарной экспертизы один из конечных ее результатов часто сводится к отнесению оцениваемых потре­бительских товаров к определенной градации.

Градация потребительских товаров.Различают градации качества и размерные градации.

Градации качества — категории товаров одного наиме­нования, отличающихся установленными значениями показателей качества. Все потребительские товары подразделяют на две основные градации качества: стандартные и нестан­дартные, не отвечающие установленным требованиям по од­ному или нескольким показателям качества.

Нестандартную продукцию в зависимости от степени зна­чимости дефектов делят на условно пригодную и опасную про­дукцию.

Условно пригодная нестандартная продукция — продук­ция, содержащая значительные и/или критические устрани­мые дефекты. После устранения выявленных дефектов с помо­щью сортировки и отбраковки дефектных экземпляров или их промышленной переработки категория качества продукции по­вышается до стандартной.

Поэтому экспертная оценка не должна завершаться толь­ко одним констатирующим результатом — отнесением объек­тов экспертизы к определенной градации качества. Не менее важен другой результат ТЭ — прогнозирование возможных способов устранения выявленных дефектов и получения стан­дартной продукции. Эти предполагаемые результаты эксперт при необходимости может оформить в виде консультаций об использовании нестандартных товаров и способах их обработки и/или переработки.

Опасная продукция — продукция с неустранимыми кри­тическими дефектами, использование которой может нанести вред жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также ок­ружающей среде.

Опасная продукция не подлежит реализации, переработке в промышленных или домашних условиях. Такая продукция должна быть изъята и уничтожена одним из принятых спосо­бов.

От опасной продукции следует отличать потенциально опас­ные товары, которые относятся к стандартной градации, так как отвечают требованиям действующих стандартов.

Потенциально опасные товары — товары, содержащие вредные для потребителя и/или окружающей среды вещества или выделяющие их в окружающую среду при использовании. Эти товары представляют опасность для потребителей и окру­жающей среды при нерациональном использовании или нару­шении правил эксплуатации.

Перечень потенциально опасных товаров обширен и вклю­чает многие продовольственные и непродовольственные това­ры. К потенциально опасным товарам можно отнести алкоголь­ные напитки (частое и неумеренное потребление этилового спир­та может привести к заболеванию алкоголизмом и даже закон­читься летальным исходом), табачные изделия (никотин вреден для активных и пассивных курильщиков), автомобили (угар­ный газ вреден для водителя, пассажиров и окружающей сре­ды), товары бытовой химии, содержащие вредные смолы, орга­нические растворители, яды и т. п. Вот далеко не полный пере­чень таких товаров.

Стандартные товары подразделяются также на товарные сорта, марки, номера, классы сложности.

При определении этих градаций эксперт должен хорошо разбираться в принципах деления на них стандартной продук­ции, уметь устанавливать и применять отличительные призна­ки разных градаций.

Размерные градации — категории товаров, отличающие­ся установленными размерами. Размерные градации характе­ризуются длиной, диаметром и массой. Размер выступает как один из показателей качества и/или ассортимента, определяя зачастую цену на товар, а также потребительские предпоч­тения.

Для отдельных групп пищевых продуктов (свежих плодов и овощей, соленых и квашеных овощей, рыбы, яиц) размер яв­ляется одним из основополагающих показателей качества и отличительных признаков товарных сортов, категорий. Напри­мер, яблоки высшего сорта должны иметь размер по наиболь­шему поперечному диаметру не менее 60 мм, 1-го — 50, 2-го — 45 мм. Одним из признаков, определяющих категорию яиц, яв­ляется их масса: I категория — не менее 55 г, II — 45 г. Рыба по размерам делится на крупную, среднюю и мелкую.

Размерные градации играют очень важную роль при оцен­ке многих групп непродовольственных товаров (одежда, обувь, стройматериалы, ювелирные изделия, многие канцелярские товары), определяя их ассортиментную принадлежность и по­требительские предпочтения. Так, покупатель покупает одеж­ду и обувь только нужного ему размера, отказываясь от других размеров, даже если другие характеристики товара (цвет, фа­сон, отделка и т. п.) понравились ему больше. Для таких групп товаров размер — наиболее значимое средство создания потре­бительских предпочтений.

Для быстрого распознавания таких размерных градаций принято на маркировке непродовольственных товаров помещать условные обозначения, указывающие размеры товара и соот­ветствующие определенным антропометрическим характеристи­кам потребителей. Эксперт должен хорошо разбираться в этих условных обозначениях. Кроме того, он должен иметь в виду, что эти условные обозначения размеров товаров разных стран происхождения не совпадают и нужно уметь вносить соответствующие коррективы. В приложении 1 приведены таблицы со­поставления условных обозначений размеров одежды, обуви, чулочно-носочных изделий разных стран происхождения.

Определение градации потребительских товаров является заключительным этапом экспертной оценки и обусловлено ее целью. Следует иметь в виду, что конечный результат товарной экспертизы необязательно будет связан с определением града­ции товара.

Цель товарной экспертизы и ее предполагаемые конечные результаты определяют выбор характеристик товара, устанав­ливаемых при экспертной оценке. Поэтому очень важно, чтобы эксперт знал критерии такого выбора.

Критерии выбора потребительских свойств и показате­лей при проведении товарной экспертизы. Вкачестве крите­риев могут быть выбраны степень значимости свойств и пока­зателей, позволяющих наиболее полно и обоснованно достиг­нуть поставленных целей. Эту степень значимости принято обо­значать через коэффициент весомости, который опре­деляется экспертным методом путем опроса экспертов или по­требителей.

Кроме того, выбор потребительских свойств и показателей может быть предопределен целью товарной экспертизы, а так­же произведен заказчиком, который в заявке определяет пере­чень необходимых показателей.

Специфика объектов товарной экспертизы.Следует от­метить, что объекты ТЭ и других видов оценочной деятельно­сти могут быть одинаковыми. При этом оценке подвергаются единичные экземпляры потребительских товаров, комплексные упаковочные единицы и товарные партии. Только при потреби­тельской оценке не определяются характеристики товарных партий.

Субъекты экспертизы

В качестве субъектов товарной экспертизы могут высту­пать физические и юридические лица. Их классифицируют по юридическому статусу, а также по специализации (заказчики, экспертные организации и эксперты, специалисты).

Заказчиками товарной экспертизы являются физиче­ские лица, например покупатели или потребители това­ров, юридические лица, заинтересованные в информации о свойствах и характеристиках товаров и товарных партий, причинах и последствиях тех или иных явлений (торговые организации, поставщики, следственные, судебные и др. органы) и т.д.

По общему правилу экспертизы, проводимые в служеб­ном порядке, назначаются представителями органов госу­дарственного контроля или надзора, руководителями тамо­женной или налоговой службы, судебных органов и др.

Товарную экспертизу проводят организации, имеющие ве­домственную подчиненность федеральным агентствам и ми­нистерствам, а также автономные некоммерческие и общест­венные организации, эксперты в индивидуальном порядке.

Обычно экспертные организации предлагают услуги, включающие в себя несколько видов деятельности: товар­ную экспертизу (например, товароведную по качеству и ко­личеству), оценку стоимости (например, ущерба), консуль­тационные услуги по оформлению документов (например, при пересечении таможенной границы или товарно-сопро­водительных документов), оценку соответствия товара тре­бованиям безопасности в рамках обязательной или добро­вольной сертификации.

Судом, как правило, признаются результаты экспертиз, которые выполнены организациями, имеющими лицензию и аккредитацию.

Свидетельство об аккредитации экспертной организа­ции выдается, если учреждение отвечает установленным требованиям. Для выполнения отдельных исследований и видов деятельности в каждом конкретном случае суще­ствуют индивидуальные требования к оснащению техниче­скими и измерительными средствами, применяемым методам исследования, банку данных, эталонным и рабочим кон­трольным образцам, помещениям и рабочим местам, квали­фицированным специалистам, нормативно-техническим до­кументам и документам, регламентирующим деятельности организации по проведению экспертиз, правилам техники безопасности и мерам по обеспечению защиты изучаемых объектов, наличию прав собственности и соблюдению кон­фиденциальности информации и т.д.

Экспертные организации должны быть независимыми от лиц и организаций, заинтересованных в результатах экс­пертизы. Обязательными условиями этого являются:

— отсутствие совместных коммерческих интересов с по­ставщиками или потребителями исследуемой продукции;

— отсутствие хозяйственной деятельности в области разработки или

изготовления исследуемой продукции;

— независимость экспертов от администрации, заинте­ресованной в проведении экспертизы.

Аккредитация экспертной организации свидетельствует об официальном признании ее материально-технических возможностей, технологической и правовой компетентно­сти в проведении экспертизы товаров или отдельных видов испытаний на соответствие нормативным и техническим документам, а также о независимости этих организаций.

Организация, проводящая экспертизы, может быть ак­кредитована по какой-либо программе (например, «Москов­ское качество»), или только на техническое соответствие по проведению экспертиз для конкретных видов продукции, либо по отдельным видам испытаний на соответствие нор­мативным и техническим документам.

Непосредственными исполнителями экспертизы, ее субъектами являются эксперты (от лат. expertus — сведу­щий, знающий, опытный).

В настоящее время ни одним законодательным докумен­том термин «эксперт» не определен. Как правило, экспертом называют высококвалифицированного специалиста, обла­дающего специальными знаниями в определенной области, профессиональными навыками и опытом; имеющего право на проведение экспертизы; работающего в экспертных уч­реждениях; имеющего специальное разрешение (лицензию) на экспертную деятельность.

Эксперт привлекается заинтересованным лицом или на­значается должностным лицом для проведения исследования, выработки на основе теоретических знаний и практического опыта суждений по поставленным вопросам в форме эксперт­ного заключения. Законодательством определены основания и условия экспертиз, права и обязанности эксперта, которые несколько различаются в зависимости от вида экспертизы.

Физические лица, прежде чем стать экспертами, должны пройти статус кандидата в эксперты. Юридический статус экс­перта приобретают кандидаты, отвечающие определенным требованиям, прошедшие аттестацию (сертификацию) в соот­ветствующей системе или экспертных организациях. После ат­тестации (сертификации) эксперты получают документ (атте­стат или сертификат), подтверждающий их компетентность.

В отдельных случаях эксперты подбираются из числа вы­сококвалифицированных специалистов в определенной области науки, техники, технологии, торговли или общественного пита­ния, назначаются приказом по организации и включаются при необходимости в состав постоянных или временных эксперт­ных групп или дегустационных советов (комиссий). Они состав­ляют категорию независимых экспертов, основное место рабо­ты которых находится вне экспертных организаций (например, учебные заведения, научно-исследовательские институты и др.).

Эксперты могут входить в состав персонала соответствую­щих экспертных организаций (например, Торгово-промышлен­ной палаты Российской Федерации по экспертизе товаров — ТПП) или органов (центров) по сертификации, сертификацион­ных испытательных лабораторий. В этом случае они должны быть аттестованы в одной из следующих систем: Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" или Системе сертификации ГОСТ Р. Причем в Сис­теме "ТПП ЭКСПЕРТ" наряду с экспертами предусмотрены еще главные эксперты.

В каждой из указанных систем установлены требования к экспертам и порядку их аттестации, которые регламентируют­ся документами (Положение об экспертах Торгово-промышленной палаты РФ по экспертизе товаров).

Требования к экспертам.Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость; компетентность; опыт работы; личные качества.

Независимость эксперта означает отсутствие зависимо­сти от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерче­ского, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.

Компетентность эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соот­ветствующей его экспертной деятельности, а также специаль­ными знаниями.

В указанных системах эксперты должны иметь высшее образование, в исключительных случаях допускаются к экспертизе аттестованные эксперты, не имею­щие высшего образования, но обладающие достаточным опы­том работы по экспертизе товаров.

Кроме того, эксперты должны пройти специальную подго­товку по системам и порядкам сертификации при аттестации в Системе ГОСТ Р или по программам обучения экспертов, при­нятым в Системе "ТПП ЭКСПЕРТ". При этом эксперты долж­ны обладать следующими специальными знаниями:

экспертизы товаров, сырья и оборудования;

проведения лабораторных исследований образцов (проб) товаров, включая физико-химические и микробиологические;

нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, а также требования к методам и объ­емам испытаний.

Эксперты, осуществляющие товарную экспертизу, по спе­циализации подразделяются на: товароведов, технологов, стандартизаторов, а также дегустаторов. Специализация опре­деляется профессиональным образованием, а также стажем работы в области специализации не менее 10 лет (для лиц, имею­щих ученую степень, — не менее 4 лет).

Компетентность экспертов поддерживается путем систе­матического участия в экспертизах товаров, самостоятельного обучения с помощью учебной, научной и справочной литерату­ры в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнитель­ного образования.

Опыт работы — одна из важных характеристик экспер­та при аттестации. Кандидат в эксперты должен иметь не ме­нее 4 лет стажа практической работы в отрасли, соответствую­щей заявленной области аттестации. В Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" особо устанавливается также 2-годичный стаж работы в облас­ти экспертизы, обеспечения и управления качеством, а в Сис­теме сертификации ГОСТ Р — в области сертификации про­дукции.

До аттестации кандидат в эксперты должен приобрести опыт проведения экспертиз, который определяется участием не ме­нее чем в четырех полных экспертных проверках.

Личные качества эксперта: объективность, ответствен­ность, непредвзятость (непредубежденность) и принципиаль­ность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюде­ния принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач.

Объективность эксперта основывается на его незави­симости и компетентности, что позволяет проводить беспри­страстную оценку товаров, используя необходимую и достаточ­ную информацию о них. Объективность тесно связана с непредвзятостью оценок товаров и документов, а также дру­гих объектов экспертизы. Эксперт должен уметь основывать экспертную оценку на фактических, неоспоримо доказанных или предполагаемых сведениях о товаре, противостоять давлению, оказываемому заинтересованными лицами.

Ответственность эксперта должна основываться на соблюдении действующего законодательства, а также требова­ний нормативных документов системы, в которой аттестован

осуществлять компетентную оценку объектов товарной экспертизы;

проявлять объективность и независимость при проведении экспертизы;

предоставлять аргументированные доказательства правиль­ности сделанных оценок и достоверности полученных резуль­татов;

соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным;

обеспечивать конфиденциальность полученной в резуль­тате проверки информации;

противостоять попыткам оказания на него давления.

Субъекты экспертизы — физические лица подразделяют­ся, как уже указывалось, на три категории: кандидат в экспер­ты, эксперт и главный эксперт, для которых характерны свои особенности. Кандидат в эксперты не аттестован в системе, по­этому он может участвовать в товарных экспертизах лишь со­вместно с экспертами.

Эксперты и главные эксперты (в Системе “ТПП ЭКСПЕРТ”) имеют право на выполнение работ по экспертизе и/или серти­фикации и/или инспекционному контролю в области эксперти­зы, если они прошли специальную подготовку, аттестованы (сер­тифицированы) в системе, получили аттестат (сертификат) и внесены в Реестр системы.

Специальные требования к главному эксперту: соответствовать требованиям, предъявляемым к экспертам; иметь опыт работы в качестве аттестованного эксперта не менее трех полных экспертных проверок; уметь организовывать экспертную проверку и руководить ею; обладать глубокими знаниями, необходимыми для прове­дения экспертных проверок.

Специальные требования к экспертам-дегустаторам: обладать сенсорной чувствительностью; различать основные цвета, вкусы, запахи и их оттенки; пройти проверку сенсорных способностей.

При подготовке, проведении и оформлении результатов товарной экспертизы эксперт обладает определенными права­ми и обязанностями.

Эксперт имеет право:

· знакомиться с необходимыми нормативными и технически­ми документами, отсутствие которых препятствует составле­нию объективного и обоснованного заключения, а также прово­дить анализ этих документов;

· осматривать товарные партии, измерять их количествен­ные характеристики;

· проводить отбор выборок, точечных и объединенных проб, средних образцов из товарных партий;

· направлять отобранные образцы на анализ (испытания) в испытательную лабораторию, аттестованную для проведения экспертной оценки;

· идентифицировать товар по ассортиментной принадлеж­ности, указанной на маркировке и/или в товарно-сопроводи­тельных документах;

· проводить экспертную оценку органолептическими, доступ­ными измерительными методами, а также другими методами оценки, исходя из целей товарной экспертизы;

· определять градации качества товаров -— объектов товар­ной экспертизы;

· проводить оценку состояния предприятия (организации); при необходимости проверять соблюдение установленных требований к технологическим процессам производства, усло­виям и срокам хранения, транспортирования, подготовки това­ров к продаже, реализации;

· опрашивать обслуживающий персонал торговых организа­ций, а также потребителей о соблюдении ими установленных правил хранения, торговли и эксплуатации (или использо­вания);

· проводить анализ результатов испытаний; выдавать заключения о качественном состоянии товаров, а при необходимости и консультации о их дальнейшем использо­вании (переработке или уничтожении);

· организовать и осуществлять инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, а также другими объектами экспертизы.

Эксперты санитарно-эпидемиологических органов и служб имеют дополнительные права:

· выдавать предписания об использовании или уничтожении недоброкачественной продукции и проводить контроль за их исполнением;

· изымать опасную продукцию и направлять ее для уничто­жения, условно пригодную продукцию — на промышленную переработку.

При проведении экспертизы эксперт обязан:

· соблюдать действующие законы, нормативные документы в области качества, природоохранных мероприятий, стандар­тизации, метрологии, сертификации, защиты прав потребите­лей;

· принимать участие в совместных экспертизах по требова­нию органов государственного управления;

· обеспечивать сохранность и целостность отобранных проб (образцов) при направлении их на испытания;

· осуществлять компетентную оценку объектов товарной экспертизы;

· проявлять объективность и независимость при проведении экспертизы;

· предоставлять аргументированные доказательства правиль­ности сделанных оценок и достоверности полученных резуль­татов;

· соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным;

· обеспечивать конфиденциальность полученной в резуль­тате проверки информации;

· противостоять попыткам оказания на него давления.

 

 








Date: 2015-05-22; view: 580; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию