Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единство оформления — единство праздника





Уже на первых праздниках сценическая площадка и примыкающее к ней пространство обрели свое сценографическое решение и свой стиль. В последующие годы здесь происходили только «перемены декораций», в соответствии с конкретной темой праздника, которые не затрагивали образной сути оформления, а лишь дополняли и развивали его содержание. Так, например, на четвертом празднике на задней линии сценической площадки были построены две объемные башни, повторяющие в своём облике башни с праздничной эмблемы. Они не только внесли новый штрих в сценографию, но и позволили в последующие годы найти новые сценарные и постановочные ходы.

Иная картина наблюдалась в другой части пространства, где явно не хватало насыщения праздника атрибутами, декорационными элементами. Но даже эти слабые моменты существенно не влияли на снижение восприятия. Это отчетливо прослеживалось с самого первого опыта. Результат его, несмотря на издержки, получил и живой отклик зрителей, и хорошую оценку устроителей, администрации района. Главное для нас было то, что мы доказали принципиальную правоту художественного решения задуманного посредством «Театра потешных действий». А заодно выявили очевидные недостатки, мешающие воплощению замыслов, как художественно-творческие, так и иные, например явную недостаточность бюджета праздника. Хотя в течение первых трех лет его бытования сценографическая основа праздничного представления была прежней, год от года, постепенно стал наращиваться объем «сценографических мышц».

В 2001 году центральное панно-штандарт на крепостной стене дополнилось двумя длинными полотнищами по сторонам, в форме древних хоругвей, с эмблемой праздника на фоне косых полос, в цвете российского триколора. Эта композиция стала смотреться более убедительно на фоне охристо-серой стены, несмотря на ее колоссальный масштаб. Постепенно насыщается и пространство праздника. На местах «дислокации» отдельных объектов, вокруг которых разворачиваются определенные события, согласно общему сценарному замыслу, появились декоративные щиты-указатели, о которых упоминалось выше, несущие в себе шуточный элемент в изображении и тексте. Так возле сценической площадки разместился большой щит с забавными, словно с детских рисунков, пляшущими человечками и надписью: «РОВная сцена для веселых актеРОВ и лихих танцоРОВ». Перед мостом, у палатки штаба праздника, появилась «плоская фигура» генерала в мундире с эполетами, в треуголке, с надписью: «Штаб знает все». У организаторов праздника и членов творческой группы на плече свой знак отличия - эполет. А на бейджиках обозначены не только имена, но и воинские звания: от полковников - до маршалов! Возле походной кухни, где солдаты-повара при предъявлении «Талона на питание» угощают участников и гостей горячей вкусной гречневой кашей, встала приземистая фигура «повара» в высоком колпаке и с большой ложкой в руке. На его фартуке крупная надпись «Еда». Перед входом на мост была установлена полосатая «Караульная будка» с надписью «Обманный пункт»: это касса, где все, кто пожелает, может обменять свои рубли и иные денежные знаки на «валюту», имеющую хождение на территории праздника - «копорки». Они всегда обмениваются по курсу, обозначенному в объявлении и вывешенному на будке от имени «Центробанка». На них можно попить копорского чаю, приобрести сувенир, оплатить аттракционы. Появляется на празднике и своя фотостудия. На месте, где работал фотограф, стоял на треноге белый деревянный ящик - «фотоаппарат». Выглядел он, как и положено атрибутам на веселом празднике: с квадратными «видоискателями» - нарисованными глазами. Черный круг в центре с «вылетающей» из него «золотой птичкой» - это вместо носа. Надпись: «Коль охота - сделай фото» представляла собой красный улыбающийся рот. Но главным сюрпризом фотостудии были тантамарески.

Желающий мог зайти в кабину из тантамаресок и сделать настоящую фотосессию - сняться в образе древнерусского богатыря - на картине был изображен воин в обнимку с девушкой-крестьянкой, стоящий на мосту на фоне крепостных башен. Или, по желанию, превратиться в петровского солдата и с барышней в праздничном русском наряде оказаться под апельсиновым деревом. Можно и семейное развлечение устроить и запечатлеть ребенка в образе маленького гусара с саблей, на коне. Смешные фотографии - хорошая память о веселом празднике.

Надо сказать, что рисунки тантамаресок были использованы коллективом народных художников - мастериц, руководимых Верой Антоновской, при создании небольших картинок сувениров, выполненных в технике лоскутного шитья. И это не единственное заимствование. На праздничной ярмарке периодически появляются созданные искусными руками мастеров прикладного искусства изделия, подсказанные сценографией праздника. «Веселые башни-воины», куклы — древнерусские воины, солдаты разных времен, оловянные солдатики и иные поделки, созвучные деталям праздничного оформления. Все эти сувениры в «Городе мастеров» пользуются спросом. А жюри в своих оценках как положительный факт отмечает творческое развитие образного ряда. Для обозначения площадки ярмарки-выставки тоже нашелся свой атрибут - это небольшая улыбающаяся «копорская башня» с надписью «Копорский сувенир».

Подобные атрибуты, а их за девять лет создавалось и использовалось немало, несут на себе и эстетическую, и смысловую, и функциональную нагрузку. Они организуют пространство, служат украшением и являются рекламными указателями. А главное, они поддерживают дух праздника на всем пространстве его существования.

Было бы неверно оставить за пределами нашего рассуждения атрибуты праздника, именуемые «малые формы», распространяемые среди людей, участвующих в празднике или на нем присутствующих, создающие атмосферу праздника. Они живут в пространстве праздника в своей определенной нише, в сфере личностного восприятия человека. Помня это, мы с самого начала нашей работы старались поддерживать как внешнее, так и внутреннее единство больших и малых форм.

С самого начала, с 2000 года, мной была разработана эмблема нашего праздника: две «смеющиеся» башни Копорской крепости в образе русских солдат разных времен и девиз «Кто умеет веселиться, тот горя не боится», взятый из русских народных поговорок. Она стала визитной карточкой, брендом праздника. Ежегодно она используется при изготовлении всей продукции малых форм: значки, афиши, программки, пригласительного билета и т.д. Каждый год выпускаются сувенирные изделия несущие эту эмблему. Она печатается то на груди футболок, то на военных камуфляжных панамах, то на защитного цвета банданах и т.д., и каждый участник праздника может увезти их с собой в качестве сувенира на память об этом событии.

В зависимости от содержания праздника «смеющиеся солдаты-башни» могут трансформироваться. Так на празднике, посвященном шестидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне обе башни стали солдатами Победы. А на празднике, посвященном 90-летию Красной Армии, окно из башен предстала в облике красноармейца в буденовке.

Эмблема праздника и элементы его оформления - панно, флаг праздника, символические фигуры декораций использовались в разные годы выпуска разнообразной сувенирной продукции: карманные календарики, вымпелы, флажки. Они присутствуют на грамотах, благодарностях, дипломах, которые вручаются активным участникам праздника. Всё это позволяет говорить об образном единстве праздника, которое достигается точным совпадением всех деталей внешнего оформления с внутренним содержанием.

 

24. КОСТЮМ + ДЕТАЛИ = ГЕРОИ

В 2000 году в первом представлении на РОВной сцене костюмы персонажей за недостатком средств в основном (исключая собственные костюмы участвовавших самодеятельных коллективов и костюмы воинов исторических клубов) решались случайными деталями из подбора и поэтому смотрелись неубедительно и были скорее нелепыми, чем смешными. Вскоре, уже на втором празднике, оделся девичий батальон в задорные, веселые сарафанчики, в которых угадывался женский русский народный костюм. Появилась возможность сшить и быстро трансформирующиеся костюмы для ребят - студентов, участников представления, изображающих солдат разных эпох. За счет смены некоторых деталей костюмы эти превращались то в одежду солдат петровских времен, то Великой Отечественной, то в современных воинов, конечно, при достаточно высокой степени условности.

Для полноценной сценической жизни героев праздника и правдоподобности событий, проигрываемых на сцене «в театре потешных действий», требовались разнообразные костюмы, в том числе соответствующие определенным временным рамкам и не противоречащие единству оформления. Шить сугубо исторический костюм для одного-двух эпизодов - это и большие расходы, поскольку для такого костюма требуются качественные ткани и высокий уровень пошива, но это и риск - не вписаться в стиль праздника.

Поэтому, как правило, костюмы подобного рода мы берем «напрокат», выбираем, исходя из поставленных задач, и при необходимости приспосабливаем их, внося дополнительные детали, атрибуты, определяя и особенности сценического поведения героя. Что же касается оригинальных костюмов участников театрализации, особенно тех, которые играют важную смысловую роль в представлении, которые должны подкрепляться выразительным обликом, то такие костюмы пришлось создавать самим. По моим эскизам их изготавливали, с достаточно высоким качеством, костюмеры и портнихи местных домов культуры.

Так, например, был исполнен костюм «архивариуса», напоминающий профессорскую мантию, сшитую как бы из листов древнерусских летописей. Костюм этот оказался на редкость удачным. Пришлось, например, изготавливать епанчу для «коменданта крепости» - одного из главных героев праздника, посвященного открытию музея Копорской крепости. Для этого же праздника было сделано эффектное платье ведущей - «хозяйки крепости», с большой связкой ключей на поясе от залов воображаемого музея.

Главным критерием в оценке любого костюма, как исторических лиц, так и иных героев, было всегда наличие шуточно-гротескных характерных черт при соблюдении исторической формы. Так, например, мундир Суворова сверху донизу, включая рукава, был увешан звездами орденов. На видном месте находился увеличенный вдвое советский орден Суворова, учрежденный только во время Великой Отечественной войны, с портретом самого полководца, только несколько шаржированный, в соответствии с жанром праздника. «Чапаев-герой» появился на нашем празднике огромного, чуть ли не трехметрового роста, в папахе с красной лентой, в наглухо запахнутой длинной громадной бурке, с широченными плечами, поверх которой у самой земли болталась зеленая игрушечная сабелька. На бурке, на груди, был прикреплен большой красный бант, в центре которого - значок с эмблемой праздника. Когда Чапаев распахнул бурку, то оказалось, что он сидит на плечах у своего «ординарца Петьки».

А в 2004 году на празднике, построенном на создании «машины времени», этакого «компьютера», способного перемещать героев во времени и в пространстве, пришлось придумывать костюмы персонажам из мира виртуального. Так, костюм «компьютерной мышки», которая по сюжету являлась ведущей, был выполнен в реально-гротесковом стиле. Он состоял из большой головы серой ушастой мышки, которая являлась головным убором девушки-исполнительницы, дополненным реальными деталями: коротенькой серой джинсовой курточкой с «обгрызанными» почти до локтя рукавами и «обгрызанными» до колен серыми джинсами. «Компьютерной мышке», как и любой другой, был положен хвост. Он предстал в виде длинного шнура из толстого белого каната, с громадной электрической вилкой на конце. Наша героиня «поигрывала» этим хвостом по ходу действия.

А вот костюмы для детского танцевального коллектива, исполнявшего сюжетный танец на песню «У солдата выходной», включали в себя голубые береты воздушно-десантных войск, голубые трикотажные футболки с короткими рукавами и шортики из жесткой камуфляжной ткани, с лямками то ли от детских штанишек, то ли от парашюта. На шортах были голубые накладные карманы, смотревшиеся как большие заплаты. Сама несовместимость фактур тканей, негармоничность цветовых сочетаний была несколько смешной и нелепой, с одной стороны, а с другой - вызывала дисгармонию в восприятии, рождала мысль о несовпадении понятий «дети» и «война». Так в весёлом танце посредством костюма можно донести и серьезный подтекст.

В 2007 году одним из центральных смысловых эпизодов праздника был сказ о трёх крепостях Северо-Запада: Копорской, Ямгородской и Иван-городской, который назывался «Три сестры». Три девушки в русских костюмах олицетворяли в театрализации эти крепости. Белые с вышивкой рубахи, длинные сарафаны из тяжелых тканей - синего, красного и темно-зеленого цветов - были основой костюма. Но главную роль в создании образа сыграли детали: высокие белые фартуки с аппликациями золотистого цвета, в которых прочитывались силуэты крепостей, «стоящих» на широкой полосе «земли» то зеленого, то кроваво-красного цвета, и высокие красные кокошники в виде крепостных башен, подчеркивающие вертикальный ритм костюма. Все сложилось в единое целое. Крупные пропорции, символическая цветовая гамма создавали впечатление торжественного величия и замечательно доносили образ древнерусских крепостей.

Скромный бюджет праздника подстегивает творческий процесс в поиске оригинальных и малозатратных средств. Иногда маловыразительный исторический костюм актёра удачно персонифицировался при помощи реквизита. Например, на празднике 2007 года такие персонажи, как царь Иван III, король Карл XII, императрица Екатерина II, изображались актерами в костюмах соответствующей эпохи. Но конкретизация героя осуществлялась за счет оригинального приема: они играли, просунув лицо сквозь картину - тантамареску, на которой был изображен парадный портрет в раме. При этом актер, державший «портрет» Ивана III в боярском костюме, затем держал «портрет» Александра III, оставаясь в том же костюме, что тоже имело свой смысловой подтекст.

В 2001 году поиски сценической выразительности образа Солдата - главного героя «Копорской потехи», привели к созданию трехметровой куклы-солдата в современном камуфляже. Из-за своих размеров она «действовала», только ведомая двумя участниками представления. В представлении с ней работали ребята, одетые в форму петровских времён. Сапоги куклы были одновременно сапогами первого ведущего, а руками при помощи тростей управлял второй. Этот сценографический персонаж неоднократно принимал активное участие в различных представлениях и всегда с неизменные успехом у зрителей. Костюмная кукла как ключевой трансформирующийся образ неоднократно обыгрывается в наших представлениях.

В 2004 году небольшая кукла - «Мюнхгаузен на пушечном ядре» - перелетала с высокой башни крепости на сцену в потешную «крепость-декорацию». И тут же из неё вихрем выскакивал на сцену актер - Мюнхгаузен, одетый абсолютно так же, как кукла. А два персонажа из представления 2007 года - Петр I и Меншиков - играли в соответствующих костюмах с головами-масками в виде громадных, шаржированных портретов.

Подобный принцип был ранее, в 2004 году, использован при создании костюма персонажа «Масяня». На празднике 2002 года Петром I «вдруг» становился актёр в форме петровского «солдата». Разговаривая от имени Петра I с огромной куклой «Солдат» в камуфляже, он закрывал лицо рисованной плоской портретной шаржированной маской на палочке, и никто из зрителей не сомневался, что это и есть великий самодержец. В 2005 году этим же приемом пользовались участники представления, посвященного 60-летию Победы. Одетые в форму солдат Великой Отечественной войны, они подносили к лицу маски-карикатуры на главарей Третьего рейха во главе с Гитлером, разыгрывая сатирические сценки.

Одним из номеров этого же представления был кукольный спектакль, созданный коллективом воинской самодеятельности. Перчаточными куклами на импровизированной ширме из красного полотнища был разыгран забавный спектакль. К сожалению, маленький размер куклы-петрушки не приспособлен для большого пространства: зрители видели его плохо. Этот фактор, конечно, необходимо учитывать при использовании кукол. И в представлении 2008 года в эпизоде о «Маль-чише-Кибальчише» кукла - главный герой - была почти метровая.

Всегда очень важную роль в костюме играет реквизит, соответствующий жанру театрализованного представления. В нашем случае он, конечно, носит гротескно-игровой характер. На празднике 2003 года красные костюмы «потешных стрельцов» мы дополнили красными колпаками, похожими и на стрелецкие, и на клоунские. А на носы актёров надевались красные клоунские шарики, под которыми курчавились, закрывая почти все лицо, разноцветные мочальные бороды. В руках у этих стрельцов были деревянные бердыши преувеличенных размеров.

Уже упоминалась «преуменьшенная» сабля Чапаева. «Преувеличение», «преуменьшение» - эти приемы всегда удачно работают при создании смешного образа. Хорошо работает и принцип подмены - так «потешные солдатики», которых изображали в представлении копорские дети, появлялись с игрушечным «оружием», в кольчугах, сделанных из посеребренной рыболовной сетки. А «сражение» команд юных воинов происходило посредством надувных шаров - игрушечных палиц, хотя это не сделало его менее азартным. А на головах «сражающихся» красовались шлемы из скрученных надувных «колбасок».

В 2002 году коллективы участников представления под названием «Музей, которого нет» выходили на сцену «парадом залов» по примеру больших спортивных парадов на крупных международных состязаниях, где выход команд возглавляется нарядными хостессами, несущими трафареты с названиями стран-участниц. Роль хостесс на нашем параде исполнял бравый, могучий солдат в голубом берете ВДВ, в камуфляже, с парадными аксельбантами. Он проносил фанерные трафареты с названиями не существующих в реальности, но представляемых в фантазиях залов музея: «Зал солдатского юмора», «Рыцарский зал», «Зал народного творчества», «Сказочный зал» и др. Широкая полоса изображала крепостную стену с двумя башнями по краям, на которой написано название зала, насаженное на длинную палку, заканчивающуюся снизу большими рисованными солдатскими сапогами. Сверху табличка была увенчана нарисованной физиономией улыбчивого солдата в камуфляжном кепи. Почетных гостей праздника и участников наиболее интересных творческих выступлений каждый год награждают «потешным орденом», который на нарядной ленте надевается на шею. По своей форме это российская восьмилу-чевая орденская звезда с разноцветными лучами, в центре которой круг - смеющееся солнце. А по содержанию это выполненная из разноцветных тканей пухлая подушка с девизом на обратной стороне: «За доблестный смех». Таким образом, по законам веселого представления каждый награжденный получил возможность в буквальном смысле «почивать на лаврах».

Date: 2015-05-22; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию