Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Персоны и персонажи





Без героев, как известно, нет драматургии. Именно герои развивают сюжет, являются участниками конфликта, центром всех историй. Герои большую часть времени присутствуют на сцене, именно с ними в первую очередь сопоставляет себя зритель. Таким образом, через героев мы можем воздействовать на зрителя эмоционально. А «победив» зрителя эмоционально, мы убеждаем его и идейно.

Какими же должны быть герои театрализованного представления? Если автор понимает специфику нашей работы, специфику больших сценических площадок, он никогда не станет увлекаться выписыванием в сценарии нюансов характера, углубляться в глубины человеческой психологии. Еще В. Мейерхольд говорил, что в нашем театре нет места «психологическим переживальщикам». Наш театр зрелищ - театр ярких красок, символов, укрупнённых образов. На «Копорской потехе» мы стремимся поручить развитие действия именно таким героям.

Для того чтобы солдат выглядел не бытово, а являл собой героя СИМВОЛИЧЕСКОГО, на одном из праздников мы изготовили огромную трехметровую куклу-солдата, которой управляли два человека. Этот символический солдат возвышался над всеми: всякий, кто общался с ним на сцене, был вынужден смотреть на солдата снизу вверх, задрав голову, включая официальных лиц, что работало на наш замысел, подчеркивало, что именно солдат - главный герой на нашем празднике.

Другой приём для больших площадок - там нередко действует герой КОЛЛЕКТИВНЫЙ: группа людей, выражающих одну и ту же идею, а значит, они одинаково действуют, мыслят, говорят (речевой хор). Этот приём позволяет «укрупнить» героя, дать более активную краску, соответствующую большой сцене. К примеру, в каком-то эпизоде у нас появляются солдаты на привале, и они все вместе танцуют под гармонь. Так же все вместе появляются и действуют в прологе женщины, которые стреляют из пушки. У них, конечно, есть и свои индивидуальные реплики, но все-таки они являются коллективным героем - «женским батальоном». На различных праздниках у нас неоднократно появлялись иные коллективные герои: пионеры, жители сказочной деревни, рыцари, стрельцы и др. «Потешные стрельцы», к примеру, проходили через весь сценарий в роли КОЛЛЕКТИВНОГО ВЕДУЩЕГО.

Поскольку мы много работаем с историческим материалом, часто приходится использовать героев ИСТОРИЧЕСКИХ. Это - Петр I, Меншиков, Шереметьев, Екатерина II, Иван III, Александр Невский, Карл XII, Чапаев, Буденный, Котовский и многие многие другие.

При включении в действие героев исторических важно понять, для чего они нужны в этом эпизоде, каким образом будут «работать» на раскрытие замысла, содержания сценария. Плохо, когда исторические персонажи появляются на сцене лишь для того, чтобы украсить её своими костюмами. Кроме того, необходимо продумать и «способ подачи» исторических героев.

Известно, что для уличных праздников необходимы свои решения, яркие и выразительные. Поэтому мы неоднократно использовали больших кукол (Петр I, Меншиков), маски на палочках, которыми актер закрывает своё лицо, воплощая образ героя (Петр I, Шереметьев, Будённый, Котовский, тантамарески, сделанные в виде парадных портретов высочайших особ. Актер сам выносил в руках «свой» портрет и сквозь него вступал в диалог (Петр I, Екатерина II, Карл XII). Чапай у нас был тоже необыкновенный, «двухэтажный». Он сидел на плечах у Петьки, которого скрывала огромная бурка. В нужный момент бурка распахивалась, оттуда неожиданно для зрителей появлялся ординарец Чапая, герой анекдотов. Особенно на праздниках юмора в подаче героев должна быть какая - то режиссерская придумка, какой-то фокус, яркий зрелищный момент - «аттракцион», как называет это Эйзенштейн. Мы стараемся следовать этому принципу.

Герои ЛИТЕРАТУРНЫЕ, а к ним стоит отнести героев сказок, мифов, легенд и иных литературных произведений, несомненно, являются украшением любого сценария. Надо только внимательно поискать и использовать тех героев, которые помогут нам в раскрытии нашего замысла, не искажает идею автора литературного произведения. Когда в сценарии зазвучит слово настоящего писателя, он заиграет новыми красками, станет значительно богаче. У нас на «Копорской потехе» литературные герои появлялись неоднократно. Когда нам нужно было передать романтику революционных лет, в основу одного эпизода была положена «Сказка о Мальчише-Кибальчише» Аркадия Гайдара. А когда нам понадобилось вывести на сцену героев разных стран, одним из них стал барон Мюнхгаузен, который «прилетел на пушечном ядре», как это написано у Э. Распе. Выбор этот был не случайным, барон, как известно, был военным человеком и служил в Петербурге. Так что появился он у нас на вполне законном основании, прилетев «на ядре», в буквальном смысле этого слова. Как это было сделано? От крепостной стены, которая находится за сценической площадкой, до декорации на сцене был натянут невидимый зрителю трос. По нему в нужный момент слетела вниз специально изготовленная кукла - Мюнхгаузен на ядре. Причем пиротехники снабдили ядро шлейфом искр! Кукла приземлялась за декорацией, и через секунду оттуда на сцену выбегал актер - исполнитель роли Мюнхгаузена. Он приветствовал зрителей, и актеры разыгрывали одну из его невероятных историй, связанную со службой в Петербурге.

Другой литературный герой, донской казак Платов из сказки Лескова «Левша», оказавшись героем одного из сюжетов, пообещал зрителям рассказать о «Копорской потехе» в «Европе и Париже!» Неоднократно появлялся у нас знаменитый герой Александра Твардовского Василий Теркин. На одном из праздников было даже несколько Теркиных. Отталкиваясь от свидетельств ветеранов о том, что свой Теркин был буквально в каждой роте, мы попросили сегодняшних солдат выделить по одному исполнителю роли Теркина от каждой воинской части. На другом же празднике от имени Теркина выступали три исполнителя: мальчик, солдат и ветеран Великой Отечественной войны. Участниками театрализованного представления были и другие герои Твардовского: дед Данила, гармонист. Много раз появлялся на празднике солдат сказочный из народных и литературных сказок, например, С. Маршака - «Сказка про короля и солдата». На последнем празднике был даже герой романа Юлиана Семенова Штирлиц (полковник Исаев), который, конечно, более популярен как киногерой.

КИНОГЕРОИ на «Копорской потехе» тоже гости желанные. Театрализованное представление «Копорфильм представляет...», к примеру, было целиком построено на обыгрывании сюжетов любимых фильмов, в которых появлялись герои-воины. Так что на нашей сценической площадке у стен древней крепости зрители с удовольствием наблюдали за действиями Петрухи из всеми любимого фильма «Белое солнце пустыни», стрельцов и грозного царя Ивана Васильевича из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», юных летчиков - вчерашних курсантов Смуглянки, Кузнечика - из к/ф «В бой идут одни старики».

Особый разговор о героях РЕАЛЬНЫХ. Таких героев вы не встретите в традиционном драматическом театре, а вот на телевидении или в радиопередачах они появляются нередко. Реальный герой — это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-то событий, о которых говорится в сценарии. Когда в представлении появляется реальный человек, это вызывает особое волнение у зрителей. Люди всегда эмоционально откликаются и реагируют на все настоящее, правдивое, истинное. Реальный человек, как живой свидетель, несет ту самую правду, которой жаждет зритель. Режиссер при этом должен понимать свою ответственность, быть хорошим психологом: не ставить героя - реального человека - в неловкую ситуацию, если она, эта ситуация, не задумана как специальная «провокация» не давать человеку непосильных задач. Он не актер, он ничего не «изображает», а «играет» самого себя. Нужно дать реальному герою возможность раскрыться. Этому помогает предварительная работа - доверительная беседа, внимательный разговор. Обязательно при этом найдется тот самый «эмоциональный толчок», который определяет замысел. Так, например, таким «эмоциональным толчком» в разговоре с Владимиром Андреевичем Головатюком, ветераном Великой Отечественной войны, а ныне директором Историко-краеведческого музея Ломоносовского района, стал его рассказ о том, что на фронт он попал двенадцатилетним мальчишкой. Стал трубачом, играл в бригадном оркестре. У меня тут же всплыла в памяти песня:

Кругом война, а этот маленький-

Над ним смеялись все врачи:

Куда такой годится маленький?-

Ну, разве только в трубачи.

А что ему? Все нипочем -

Ну, трубачом, так трубачом!..

Решение эпизода пришло само собой: нужно привлечь в этот эпизод мальчишек. Трубач Иван Суслов нашелся в музыкальной школе в Лопухинке. А солист, исполнитель песни о трубаче, Иван Азаренко - участник самодеятельности из деревни Низино. И когда на празднике после песни прозвучал сигнал маленького трубача, Владимир Андреевич вышел и встал между двумя мальчиками, между двумя Иванами, думаю, комок в горле подступил не только у меня. Момент получился очень эмоциональный и, что немаловажно, символический. Мы тогда пошутили: «Загадывайте желание, Владимир Андреевич! Вы стоите между двумя Иванами». После этого зрители с особым волнением слушали рассказ о фронтовом оркестре.

Вокруг реального героя может быть построен эпизод или даже целый сценарий, он может появиться и на очень короткий момент. В представлении «От Копорья - до Рейхстага» было много реальных героев, и в финале они выходили на - сцену, чтобы поставить свою подпись на стене, которая символизировала стены Рейхстага, как делали это наши солдаты - победители в Берлине. Закончилось представление, а подписи остались на стене. Неожиданно откликнулись зрители на этот акт. Они подходили, рассматривали подписи, фотографировали на фоне стены детей. Важен тот факт, что первой в этот день на символической стене поставила подпись жительница Копорья Раиса Игнатьевна Федорова, бывший ефрейтор-радист, боец 2-го Украинского фронта, которая в 1945-м в Берлине поставила свою подпись на Рейхстаге! Она сказала, что ставила подпись там от имени всех земляков. Такие моменты зрители не забывают!

Реальный герой может оказаться хорошим исполнителем. Но даже если он выйдет на сцену лишь для того, чтобы получить потешный орден или сделать символический выстрел из нашей Чудо пушки, зритель будет доволен: он встретился с участником событий, реальным героем, а не просто с артистом. Я, например, не забыла свои впечатления от встречи с ветераном Великой Отечественной войны, контр-адмиралом Петром Николаевичем Романенко. Он вышел на сцену в финале эпизода о моряках Балтики и рассказал о том, как его самого спасала на войне шутка, песня, любовь.

Интересный пример участия в действии реальных героев был у нас в представлении «Музейные фантазии». Мы делали на сцене шуточную церемонию открытия «Музея, которого нет». Нужно сказать, что это напрямую было связано с только что открытым муниципальным музеем «Копорская крепость». Сотрудники музея превратились в нашем представлении в героев, которые напоминали реальных людей с их реальными должностными обязанностями. Ольга Южакова, главный хранитель, стала «Главной ключницей». Юлия Давыдовская, методист-экскурсовод, стала «Архивариусом». Директор музея Виктор Коляда превратился в «Коменданта крепости». Кстати, выяснилось, что он - капитан запаса, и мы решили это обыграть. В нужный момент он скидывал с себя длинный плащ и петровскую треуголку и представал перед зрителями в военной форме с погонами капитана. Зрители дружно «ахнули» от удивления.

Реальные герои в наших «нереальных» представлениях могут одним своим присутствием на сцене создать «нечто», соответствующее духу праздника, запоминающееся надолго. На пятом, юбилейном, представлении «женский батальон» доложил о сделанном ими «научном открытии» - смех способствует повышению рождаемости. Всех копорских детей от 0 до 5 лет, появившихся на свет за время проведения «Потехи», конечно, с родителями, пригласили на сцену для общего юбилейного снимка под лозунгом: «Даешь больше смеха на душу населения!» Зрители с удовольствием приветствовали односельчан - реальных героев, детей с их родителями. Звучал комментарий: «Перед вами отчет копорских женщин о проделанной работе. Низкий поклон женщинам, которые в такие непростые времена отважились рожать! Их не смущает даже "помощь" государства в размере 70 рублей в месяц!»

Если внимательно посмотреть вокруг, мы увидим, сколько рядом с нами живет хороших людей. Потенциально все они могут стать героями наших представлений.

И еще на одном аспекте этого вопроса хочется остановиться. Режиссер должен «обыграть» выбранное пространство, оно должно «работать» на идею праздника. В этом, кстати, одно из преимуществ театра массовых зрелищ, в отличие, например, от драматического, где режиссер имеет дело с одной и той же коробкой сцены. В наших праздниках действующими лицами могут стать дворцы дома, крепости, замки, речки, озера... На «Копорской потехе» оживает сама крепость. Эффект создается при помощи огней, цветных дымов, звучащего, как из глубины веков, голоса. Крепость становится и символическим, и историческим, и реальным героем одновременно.

Посмотрите, какое разнообразие героев можно собрать «под крышей» одного сценария: литературные, исторические, реальные (включая своих местных), и - символические киногерои, коллективные - даже сам зритель может стать героем театрализованного представления, о чем речь пойдет далее. Как же они уживаются в одном сценарии? Вот в этом и есть одно из важнейших преимуществ наших сценариев: в них могут встретиться герои которые никогда в жизни на самом деле не встречались, герои из разных стран и разных эпох. Если эти герои нужны вам, иначе говоря, если они работают на ваш замысел, смело включайте их в список действующих лиц. Наши сценарии композиционно состоят из ЭПИЗОДОВ, а поэпизодное построение позволяет рассматривать избранную тему со всех сторон, позволяет использовать самых разных героев. Как говорил В. Мейерхольд, который даже традиционные пьесы «перекраивал» на эпизоды, поэпизодное построение позволяет нам построить действие «хитрее», изобретательнее! Замечательно сказано. Мы к этому и стремимся.

 

Date: 2015-05-22; view: 643; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию