Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Копорская потеха» и ее главный герой





Первый праздник «Копорская потеха» состоялся 2 июля 2000 года. Имя у праздника появилось не сразу. Не один день пришлось поломать голову авторскому коллективу, прежде чем имя появилось и утвердилось как собственное. Уже выстроилось общее представление о празднике, о его составляющих, распределились основные обязанности у организаторов, шла конкретная работа по содержанию и обеспечению мероприятия, а имени у праздника не было.

Мы понимали, что в нем должны обязательно присутствовать две составляющие: место действия и характер праздника. Возникало и обсуждалось несколько вариантов, из которых наиболее близкими были - «Копорская баталия», «Копорское сражение». Близко, но все-таки не то. А «то» предложил Владимир Петрович Байков, режиссер, который готовил шуточные соревнования солдатских команд. Он предложил назвать праздник «Копорская потеха», а часть праздника, которую готовил он сам, - «Потешное поле». Сразу стало понятно, именно это имя мы так долго искали. В нем, как нельзя лучше, совместились идея, содержание и характер праздника.

В русском языке слово «потеха» имеет несколько различных значений, и все они, как нельзя кстати, вписываются в концепцию задуманного нами праздника. «Потехой» наши предки называли публичные увеселения, такие как охота, кулачный бой, драка, театральное представление. В современном толковании «Потеха» - это забава, шутка, веселье, развлечение. Но словом «потеха» мы обозначаем издевку, насмешку. Потешаться над кем-то можно весело, а можно и обидно. В нашем случае понятие «Потеха - драка» в контексте праздника превращается в свою противоположность «Потеха - смех». Такое смысловое перевертывание сродни явлению, которое трактуется в смеховой народной культуре как «антимир». Таким образом, само название стало ключом к празднику: военному, героическому, патриотическому и одновременно смешному, веселому, озорному.

Имя праздника, соответственно, определило и ипостась его главного героя - он должен быть многолик, как и сам праздник. Образ его не может быть соединен с каким-то одним конкретным лицом постоянно. Он складывается из множества разнохарактерных персонажей и трактуется расширительно. В понятие «Солдат» мы вкладываем не «форму», а содержание. Он будет сквозным героем всего происходящего на «Потехе», будет преображаться, меняться в соответствии с контекстом праздничной драматургии. Историческая личность, литературный герои, сказочный персонаж, человек, живущий рядом, - это всё ипостаси главного героя праздника. Неизменно только то, что зритель видит и воспринимает героя сквозь призму юмора, который, не опошляя и не искажая его сущности, делает представленный образ земным и сказочным одновременно. Становилось ясно, что образ главного героя можно показать в полноте и развитии только при участии большого количества исполнителей.

Так, уже на первом празднике в роли «Защитника Отечества» выступили самодеятельные и профессиональные артисты, солдаты срочной службы, офицеры, ветераны Великой Отечественной войны и военной службы, участники клубов реконструкции «Полигон истории» и многие другие, кто, так или иначе, причастен к понятиям «Армия» и «Солдат». Практически каждому находилось что сказать, что сыграть, что изобразить, тем самым внести свою лепту, свое личное отношение к событиям и героям праздничного представления. Уже на первом празднике, объявляя почетных гостей, ведущие обнародовали их частные взаимоотношения с армией: кто-то закончил срочную службу старшим сержантом, кто-то является лейтенантом запаса, а кто и майор в отставке. Было бы странным, если бы потешный мир обошелся без самой Копорской крепости. Уж кто, как не она, матушка, сражалась во славу русского оружия и стояла на стране земли русской почти восемь веков. Пусть она давно выбыла из состава действующих крепостей, но хранить память о воинских подвигах предков — это тоже служба немаловажная.

Так крепость, по единогласному мнению, стала не просто прекрасной декорацией для происходящего, а полноправным героем, участвующим в праздничных событиях. Закономерно, что при такой разноплановости образа главного героя напрашивается вопрос: что же роднит всех этих воинов разных времен и народов, в чем их общий стержень? Что их делает патриотами и героями? Для нас, устроителей праздника, - важно было понимать это самим и сделать это понятным участникам праздника. Истина оказалась по-солдатски проста - солдат верен присяге и воинскому долгу! Говорить об этом на празднике нам предстояло не языком армейского устава, не языком воспитательных бесед на патриотические темы, а языком художественных образов, иносказательных рассказов, гротеска и иронии.

Для этого нужно было найти нефальшивый ход, чтобы забавный рассказ, шутка, исторический анекдот, веселая песня, озорной танец стали проводниками идеи праздника и воплотились в доступных и понятных образах.

Уже в процессе работы над первым праздником стало очевидно, что «Копорская потеха» не просто название праздника, а скорее это имя праздничного явления, которое мы сочинили. Оно не имеет жестких ограничений ни в содержании, ни во временных рамках, ни в художественных средствах. Как говорят умудренные жизнью: «Все жанры хороши, кроме скучных».

Всему мерилом становится сущность главного героя - Солдата - во всех его проявлениях. Сюжет праздника будет развиваться через него, вокруг него - и во имя него. Но чтобы обеспечить целостность происходящего, чтобы праздник не превращался в нескончаемую цепь разнохарактерных эпизодов, решено, что каждый праздник выстраивается по индивидуальному замыслу. Это может быть единая тема, событие, знаменательная дата, жанр или иное объединяющее начало праздника, работающего на общую идею.

Так, уже на первом празднике нам удалось из неоднородных, казалось бы, эпизодов театрализованного представления создать у зрителей образ солдата, который всегда остается Солдатом, независимо от времени и обстоятельств. Собирательный образ «воина на все времена» стал выразителем идеи праздника, понятной и доступной каждому.

 

4. ПЕРВЫЙ ПРАЗДНИК: «СОЛДАТ ВСЕГДА СОЛДАТ»

Наверное, в этом есть определенная символичность, что первый праздник «Копорская потеха», получивший название «Солдат всегда солдат», появился в 2000 году. Он родился именно в свое время, иначе чем объяснить тот факт, что, несмотря на сложности, все состоялось, все «срослось», хотя вначале многое задуманное казалось неосуществимым и даже дерзким. И не похвалы ради, а только шутки ради мы стали называть наш праздник «Новым праздником - Нового тысячелетия». Во всяком случае, для тех, кто его делал, и для тех, кто стал его участником в 2000 году, - это был праздник-открытие. Обычно первый опыт считается самым трудным. В процессе рождения нового праздника решаются многие непростые задачи, а именно: определяются формат, стиль, распределяются роли среди устроителей, подбираются исполнители задуманного, выстраиваются организационные структуры, осуществляются поиски партнеров.

У всех, кто работал на первом празднике, осталось в памяти по прошествии лет ощущение увлекательности процесса, которым мы занимались, и небывалого духовного подъема, который нас сопровождал, несмотря на бесконечные проблемы, возникавшие по ходу дела. Творческая группа создателей праздника не только удачно объединилась и стала коллективом единомышленников, но и быстро научилась работать в команде, на высоком профессиональном уровне. Идеи рождались на лету, и тут же находились варианты их практического применения. Процесс подготовки был сродни творческой атаке. В очень коротких временных рамках удалось сделать почти невозможное, был придуман и воплощен в жизнь новый праздник, не имеющий аналогов, народный по духу и патриотический по содержанию.

На опыте первого года хотелось остановиться подробней, поскольку это не только интересно, но и познавательно для тех, кто попытается пойти аналогичным путем. Богатство и яркость исходного материала, который совпадал по содержанию с намеченной целью, заставлял устанавливать жесткие критерии отбора. Только то, что наилучшим образом работало на идею, только то, что реально можно было воплотить без потери содержания, только то, что не выбивалось из стиля и общего замысла, становилось плотью праздника. «Нельзя объять необъятное», - говорят мудрейшие. А так хотелось это сделать, когда мы вынуждены были отказываться от ярких находок, остроумных сюжетов, фантастических образов. Мы понимали: только диктатура разумной достаточности в сочетании с реальными возможностями обеспечивает жизнь самым невероятным идеям, сохраняя их обаяние. Поэтому стремились строго соблюдать баланс между «желаемым» и «возможным». Зачастую отбрасывая с сожалением то, что не вписывалось по каким-то причинам, но грело душу своим остроумием и оригинальностью, мы говорили, шутя, что «это подойдет для следующих праздников». Многое действительно пригодилось в дальнейшем.

В процессе подготовки первого праздника мы определились и с его конкретным названием, ведь имя «Копорская потеха» стало нами восприниматься как наименование праздничного явления. Поэтому конкретному празднику требовалось собственное имя. Сценарист Марина Тытюк дала театрализованному представлению название «Солдат всегда солдат», позаимствовав его у популярной солдатской песни. Это и стало названием первого праздника. И центральные эпизоды театрализованной части праздника, и содержание происходящего на Потешном поле, где солдаты демонстрировали все возможные таланты и умения, показывали, что независимо от ситуации солдат остается всегда солдатом, и везде он способен проявить свои лучшие качества. Соответственно, солдат стал главным персонажем в оформлении праздничного пространства. Солдат - повторяющийся образ и на выставке прикладного народного творчества, в рамках которой прошел конкурс на лучшую поделку, - «Копорский сувенир». Участники спортивно-художественного представления на Потешном поле, персоны театрализованного представления, гротескные фигуры фанерных солдат в пространстве праздника, да и живые солдаты, начиная от юнармейцев и заканчивая ветеранами Великой Отечественной войны, участвующие во всем происходящем вокруг, в своей совокупности и создавали коллективный портрет главного героя. Он, по мысли авторов, обладает неоценимыми качествами: юмор, оптимизм, веселый нрав, солдатская хитрость, смекалка и ироничный взгляд на превратности судьбы. Но все это, разумеется, не противоречило главному качеству героя - солдат патриот по своей сути, защитник своего Отечества.

Создавая такой портрет нашего героя, мы поняли, в чем состоит задача и сверхзадача нашего праздника. Задача проста - вызвать у нашего зрителя позитивный интерес к солдату - человеку с оружием - как к народному герою. А сверхзадача - еще более проста: в каждом, кто окажется вовлеченным в этот праздник, не важно, в какой роли - зрителя, участника, организатора, - пробудить чувство патриотизма.

Только в сказке можно рассчитывать на то, что, побывав на веселом празднике про солдат, все станут патриотами. Человека нельзя заставить быть патриотом, он сам им становится или не становится тоже сам. Но дать пищу для раздумий о патриотизме в яркой, ненавязчивой, занимательной, подкупающей своей парадоксальностью форме - это и есть наш путь к решению сверхзадачи праздника «Копорская потеха». «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - такие замечательные слова вполне могли стать девизом нашего праздника. Но присутствие в них некой назидательности склонило нас предпочесть для девиза поговорку совсем уж нейтральную, но актуальную для двухтысячного года, наполненного «чернухой», политическим и социальным негативом, оголтелым критиканством. Нашим девизом стала поговорка: «Кто умеет веселиться, тот горя не боится». Оптимизм нашего первого праздника стал одной из главных его составляющих на все последующие годы.

 

Date: 2015-05-22; view: 857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию