Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение и центры





Тему центров мы можем рассматривать в трех направлениях. О них много написано и немало сказано, и существует много тайн, возбудивших любопытство людей несведущих и соблазнивших многих заняться тем, что их пока не касается. Я постараюсь в какой-то мере разъяснить этот запутанный предмет, показавего под новым углом зрения. Я никоим образом не хочу представить его в виде правил и сведений, которые позволят человеку оживить эти центры и сделать их активными. Выскажу здесь серьезное предостережение. Если любой человек посвятит свою жизнь высокому альтруизму, дисциплине и очищению, то это утончит и подчинит его низшие проводники. Когда он преуспеет в этом, когда он повысит и стабилизирует свою вибрацию, то обнаружит, что параллельно произошло развитие и включение в действие его центров и что эта работа (без его активного воздействия на них) проведена в нужных направлениях. Тому, кто пробуждает эти центры незаконными методами и экспериментирует с огнями своего тела без должного технического знания, грозит большая опасность и жестокое несчастье. Своими попытками он может добиться возбуждения огней и интенсификации работы центров, но ему придется заплатить за свое невежество тем, что будет разрушена материя, сожжена телесная или мозговая ткань, разовьется безумие и откроются двери нежелательным и разрушительным потокам и силам. Во всех делах, касающихся субъективной жизни, необходимо продвигаться с осторожностью и осмотрительностью вовсе не из-за трусости – это вопрос благоразумия. Поэтому стремящемуся надлежит:

1. Очистить, подчинить и преобразовать свою троичную низшую природу.

2. Расширить знание о себе, дать все необходимое своему ментальному телу; с помощью добрых дел и мыслей выстроить каузальное тело.

3. С полным самозабвением служить своей расе.

Делая это, он исполняет Закон, ставит себя в правильные условия тренировки, подготавливает себя к заключительному приложению Жезла Посвящения и сводит до минимума опасность, сопутствующую пробуждению огня.

Все, что предполагается сделать в этом разделе, – это дать дополнительные сведения об этих центрах, показать их взаимодействия и изучить следствия, создаваемые их правильным развитием. Для этого, как уже говорилось прежде, тема будет разбита на следующие пункты:

1. Природа центров

2. Центры и Лучи

3. Центры и Кундалини

4. Центры и чувства

5. Центры и Посвящение

Как видно из перечисления, предмет этот не только обширен, но и сложен. Это обусловлено главным образом тем, что до тех пор, пока раса не обретет нормальное ясновидение, люди будут не в состоянии проверить сказанное и будут вынуждены принимать на веру утверждения тех, кто считается знающими. Впоследствии, когда человек будет в состоянии увидеть и удостовериться во всем сам, появится возможность проверить эти утверждения; однако для большинства, за исключением немногих, время для этого еще не настало.

1. Природа центров

Сначала я хотел бы перечислить центры, которые будут обсуждаться в этом трактате, весьма близко придерживаясь перечня, изложенного ранее, и рассматривая не все центры, а лишь те, что тесно связаны с пятеричной эволюцией человека.

Как говорилось ранее, в процессе своего долгого странствия, человек, возвращаясь к своему источнику, должен пройти пять царств природы:

1. минеральное,

2. растительное,

3. животное,

4. человеческое,

5. сверхчеловеческое, или духовное – и развить полное сознание на пяти планах:

1. физическом,

2. эмоциональном, или астральном,

3. ментальном,

4.интуитивном, или буддхическом,

5. духовном, атмическом, или нирваническом – посредством пяти чувств и их соответствий на всех пяти планах:

1. слуха,

2. осязания,

3. зрения,

4. вкуса,

5. обоняния.

К началу пятого круга три пятых рода человеческого достигнут этого уровня, и их пять чувств будут полностью раскрыты на трех планах в трех мирах; два оставшихся плана будут освоены в течение следующих двух кругов. Подчеркну тот мало осознанный факт, что в нынешней пятеричной эволюции человека и в нынешней Солнечной системе два остающихся круга любого планетарного цикла, а также Шестая и Седьмая коренные расы цикла всегда являются синтезирующими; их функция состоит в том, чтобы собрать и синтезировать все достигнутое в предшествующих пяти. Например, в нашей коренной расе шестая и седьмая подрасы синтезируют и соединят то, что выработали пять предыдущих. Аналогия заключается в том, что в нашей Солнечной системе синтез осуществляют два высших плана (логоический и монадический). Один является синтезирующим планом для Логоса, откуда Логос удаляет сущность из проявления; другой – синтезирующим планом для Монады, откуда Монада извлекает и пожинает плоды объективности.

Нас сейчас будут интересовать только те центры, которые имеют отношение к эволюции тонких тел, эволюции Души, а нете, что связаны с эволюцией и воспроизведением плотного физического тела. Этих центров пять:

1.У основания позвоночника, единственный из рассматриваемых центров, который оказывает физическое воздействие.

2.В солнечном сплетении, самый важный в теле с точки зрения астрального плана.

3.В горле, самый важный с точки зрения ментального плана.

4.В области сердца, имеющий оккультную связь с буддхическим планом.

5.Над верхушкой головы: его называют короной, и связан он с атмическим планом.

Мы не обсуждаем ни низший центр воспроизводства, ни селезенку, прямо связанную с эфирным телом и передающую прану – все они были разобраны ранее.

Центры в человеческом существе связаны в основном с аспектом ОГНЯ в человеке, или с его божественным Духом. Они определенно связаны с Монадой, с аспектом Воли, с бессмертием, с существованием, с «волей-к-жизни» и с присущими Духу свойствами. Они связаны не с объективностью и проявлением, а с силой или свойствами божественной жизни. Соответствие этому в Макрокосме можно видеть в силе, которая управляет космическими туманностями и которая в конечном итоге при помощи своего вихревого движения формирует из них планеты или сфероидальные тела. Каждая такая планета – выражение «воли к жизни» какой-либо космической сущности, и сила, которая проявлялась как вихрь, строила, закрепляла и которая продолжает поддерживать целостность формы – это сила какого-либо космического Существа.

Эта сила происходит с Космических ментальных уровней, из определенных великих центров она спускается в Космический астрал, формируя соответствующие космические фокусные точки, и на Четвертом космическом эфирном уровне (Буддхическом плане нашей Солнечной системы) находит выход в виде определенных больших центров. Эти центры далее отражаются, или воспроизводятся, в трех мирах человеческого устремления. Итак, следует помнить, что центры Небесных Людей расположены на трех Солнечных планах:

а) Монадическом, плане семи Лучей;

б) Буддхическом, где Учителя с учениками образуют сорок девять центров в телах семи Небесных Людей;

в) Четвертом эфирном подплане физического, на котором находятся священные планеты, плотные тела Небесных Людей состоящие из эфирной материи.

Здесь тоже можно проследить микрокосмическую аналогию: в человеческом существе центры расположены на ментальном плане, на котором рождается импульс к существованию на физическом плане, или воля к воплощению; эти центры прослеживаются на астральном уровне и, в конце концов, – на эфирных уровнях до четвертого эфира, где они практически проходят ту же эволюцию, что прошли и планетарные, и, будучи силовыми центрами, являются инструментами для достижения объективности.

Центры образуются исключительно потоками силы, исходящими от Эго, которое передает их от Монады. В этом секрет постепенного ускорения вибрации центров, по мере того как сначала обретает контроль, или активизируется, Эго, а затем, после Посвящения, – Монада. Таким образом в этих сферах огня, или чистой жизненной силы, вызываются изменения и возрастает жизненность.

Поэтому при правильном функционировании центры формируют «тело огня», а это, в конечном счете, все, что остается в результате, сначала у человека в трех мирах, а затем – у Монады. Тело огня есть «тело нетленное»[4] или неразрушимое, о котором говорил Св. Павел, а также продукт эволюции, совершенного слияния трех огней, которые наконец уничтожают форму. Когдаформа уничтожена, остается это неосязаемое Духовное тело огня, единое чистое пламя, характеризующееся семью сверкающими центрами более яркого горения. Этот электрический огонь есть результат объединения обоих полюсов и в момент абсолютного слияния с Целым являет оккультную истину слов «Бог наш есть огнь поядающий».

Эти три центра называются главными центрами, поскольку воплощают три аспекта тройственной Монады: Волю, Любовь и Ум:

 

1. Головной центр.............. Монада..................... Воля, или Могущество

 

2. Сердечный центр........... Эго............................ Любовь и Мудрость

 

3. Горловой центр.............. Личность................... Активность, или Ум

 

 

Остальные два центра относятся преимущественно к эфирному телу и астральному плану. Горловой центр синтезирует всю личностную жизнь и непосредственно связан с ментальным планом. Итак, три плана плюс два высших и три центра плюс два других центра – сердечный и головной. Нельзя забывать, что центр у основания позвоночника также является синтезирующим, как и следовало ожидать, если признать, что самый низший план всего проявления является точкой наиболее глубокого отражения. В конечном итоге, этот низший центр сначала синтезирует огонь Кундалини с праническим огнем, которые затем соединяются и сливаются с огнем Ума, а позднее – с огнем Духа, приводя тем самым к завершенности.

Мы должны избавиться от ошибочной идеи, что эти центры –физические объекты. Они – вихри силы, вовлекающие эфирную, астральную и ментальную материю в активность определенного рода. Поскольку это воздействие является вращательным, оно создает в материи некое круговое движение, которое ясновидящий воспринимает как огненные колеса, расположенные:

1. В области позвоночника, в самой нижней его части.

2. Внизу грудной клетки, между ребрами, прямо под диафрагмой.

3. В области центра, левее от центра груди.

4. В центре горла.

5. Непосредственно над верхушкой головы.

Мне хотелось бы описать эти центры более подробно, говоря о них как о том, что является видимым в эфирной материи, и основываясь на подобных же утверждениях Ч.У. Ледбитера во «Внутренней Жизни» (т. I, с. 447-460). Отметим цвета и лепестки:

1. Основание позвоночника – четыре лепестка. Лепестки в форме креста светятся оранжевым огнем.

2. Солнечное сплетение – десять лепестков розового цвета с оттенком зеленого.

3. Сердечный центр – двенадцать лепестков сияющего золотистого цвета.

4. Горловой центр – шестнадцать серебристо-голубых лепестков с преобладанием голубого.

5.Головной центр подразделенный на два лотоса, которые находятся:

а) между бровями, состоящий из девяноста шести лепестков, причем одна половина лотоса – розово-желтая, другая – пурпурно-голубая;

б) над верхушкой головы: это центр, состоящий из двенадцати главных бело-золотых лепестков и девятисот шестидесяти дополнительных лепестков, расположенных вокруг центральных двенадцати, что составляет тысячу шестьдесят восемь лепестков в обоих головных центрах (образующих один центр), или триста пятьдесят шесть троичностей. Все эти цифры имеют оккультное значение.

Подобно тому, как Монада являет собой сумму всех трех аспектов и семи принципов человека, так и головной центр является ее точной копией, синтетическим центром, охватывающим своей сферой влияния семь остальных головных центров. Эти семь центров также разделяются на три главных и четыре меньших центра, чье соединение и совершенство представлено переливающимся сияющим центром, венчающим и объемлющим их все.

Есть также три физических центра, называемые

а) альта центром;

б) шишковидной железой;

в) гипофизом;

с четырьмя меньшими центрами. Эти четыре меньших центра объединяются тем центром, который мы называем верхним головным центром, и нас не интересуют.

Я хотел бы указать на тесную связь между:

а) альта центром и горловым центром;

б) сердечным центром и гипофизом;

в) головным центром и шишковидной железой.

Изучающим будет полезно поразмыслить над интересной последовательностью соединения образующихся треугольников, которую можно здесь отыскать, а также над способом, которым должны быть соединены вершины при помощи продвижения огня до того, как он сможет полностью оживить их, чтобы перейти затем к другим преобразованиям. Перечислим некоторые из этих треугольников, не забывая о том, что геометрический путь подъема огня зависит именно от Луча и что последовательность соединения вершин треугольников также зависит от Луча человека. В этом заключается одна из тайн посвящения, и здесь таится опасность, которую может повлечь за собой преждевременное опубликование сведений о Лучах.

1. Пранический треугольник.

а) Центр между лопаток.

б) Центр над диафрагмой.

в) Селезенка.

2. Человек, управляемый с астрального плана.

а) Основание позвоночника.

б) Солнечное сплетение.

в) Сердце.

3. Человек, управляемый с ментального плана.

а) Основание позвоночника.

б) Сердце.

в) Горло.

4. Человек частично управляемый Эго, продвинутый человек.

а) Сердце.

б) Горло.

в) Голова, то есть четыре меньших центра и их синтез, альта центр.

5. Духовный человек до Третьего Посвящения

а) Сердце.

б) Горло.

в) Семь головных центров.

6. Духовный человек до Пятого Посвящения

а) Сердце.

б) Семь головных центров.

в) Два многолепестковых лотоса.

На всех этих различных стадиях треугольники светятся по-разному. Не следует делать вывода, что когда огонь сосредоточен в одном треугольнике, он не проявляется в других. Огонь, уже свободно проходящий через какой-либо треугольник, горит в нем постоянно, но всегда есть один треугольник, более излучающий и светящийся, чем остальные, и именно по этим сияющим треугольникам света, излучающим свет, исходящий от колес и вихрей огня, ясновидящие и наставники расы могут оценить положение человека в общей схеме и судить о его достижении. При кульминации жизненного опыта, когда человек достиг своей цели, каждый треугольник представляет собой лучезарный канал огня, а каждый центр – колесо живой огненной силы, вращающееся с огромной скоростью; центр на этой стадии не только вращается в определенном направлении, но буквально обращается вокруг себя, формируя живую пламенеющую радужную сферу чистого огня, сохраняя внутри нее определенное геометрическое очертание и в то же время вибрируя так быстро, что глаз едва ли в состоянии это заметить. Над верхушкой головы видятся переливающиеся волны огня, которые, кажется, затмевают остальные центры; из центра этого многолепесткового лотоса исходит пламя, окрашенное цветом Луча человека. Это пламя восходит вверх и как быпритягивает сверху широкую полосу электрического света – нисходящий поток от Духа с наивысшего плана. Это знаменует слияние огней и освобождение человека от пут материи.

Здесь можно заметить, что эволюция центров силы может быть описана не только словами, но и теми же пятью символами, которые имеют несколько космических смыслов.

1. Окружность. На этой стадии центр выглядит как углубление в форме блюдца (по выражению Ч. Ледбитера) тускло мерцающего огня – огня, который рассеян и не обладает интенсивностью. Колесо вращается, но медленно, почти незаметно. Это соответствует мало развитой стадии, началу лемурийской коренной расы, периоду, когда человек был еще животным; все, что формировалось, было лишь полем для появления искры ума.

2. Окружность с точкой в центре. Посреди блюдцеобразного центра появляется точка огня, и увеличивается скорость вращения. Это соответствует стадии, когда начинает проявляться ум, то есть временам поздней Лемурии.

3. Окружность разделенная надвое. На этой стадии точка света в центре огненного вихря активизируется; вращение заставляет ее гореть ярче, отбрасывая огненные лучи в двух направлениях, так что кажется, будто вихрь рассекается надвое; движение сильно ускоряется, и вспышки разделяющего пламени вихря вырываются вперед и назад, стимулируя свечение самого центра, пока не достигается более яркое сияние. Это соответствует атлантическому периоду.

4. Окружность, разделенная на четыре части. Мы подошли к стадии, когда центр исключительно активен, когда крест внутри него вращается так же, как и само колесо, и это создает впечатление чрезвычайной красоты. Человек достиг стадии очень высокого ментального развития, соответствующего пятой коренной расе 172] или пятому кругу большего цикла; он осознает внутри себя две активности, символизируемые вращающимся колесом и внутренним вращающимся крестом. Он чувствует духовное, хотя и активно действует в личностной жизни, и его развитие достигло той стадии, когда он приближается к Пути Испытания.

5. Свастика. На этой стадии центр становится четырехмерным; внутренний вращающийся крест начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая пламя на периферии во все стороны, так что центр похож скорее на сферу огня, чем на колесо. Это отмечает завершение этапа Пути, состоящего из двух частей, так как описанный процесс занимает целый период Пути. В завершение второго этапа центры видятся как сферы лучезарного огня, и спицы колеса (или эволюция креста из точки в центре) сливаются и сплавляются в «огонь, сжигающий целое».

Приведем краткое изречение, относящееся к нашей теме. К нему прилагается другое изречение, которое, если медитировать над ним, подтвердит свою ценность и окажет определенное действие на один из центров, на какой именно – предстоит выяснить самому изучающему. Изречения следующие:

«Тайна Огня заключена во второй букве Священного Слова. Тайна Жизни спрятана внутри сердца. Когда низшая точка вибрирует, когда Священный Треугольник светится, когда точка, срединный центр и вершина соединяются и также горят, тогда эти два треугольника – больший и меньший – сливаются с единым пламенем, которое воспламеняет целое».

«Огонь внутри меньшего огня ярко разгорается, когда круг движущегося и неподвижного меньшего колеса внутри большего колеса, которое не движется во Времени, обнаруживает двойной выход; тогда он сверкает славой двоичного Единого и его шестеричного брата. Фохат проносится через пространство. Он ищет завершенности. Дыхание неподвижного и огонь Единого, который прозреваетЦелое с самого начала, устремляются друг к другу, и неподвижное становится сферой активности».

Перейдем ко второму пункту в рассмотрении центров.

Центры в связи с Лучами

Это широкая тема для изучения, предоставляющая обильную пищу для размышлений, догадок и мудрого соотнесения. Все, что здесь излагается, дает просто базовые, или фундаментальные, факты, на которых может быть возведена структура предположений и логических рассуждений, с использованием воображения, приводящая тем самым к двум последствиям:

К расширению наших ментальных представлений и постройке антахкараны, или того моста, который должны выстроить между высшим и низшим умом все, кто стремится овладеть буддхическим проводником; отсюда появляется необходимость использования воображения (которое является астральным эквивалентом ментального различения) и его конечной трансмутации в интуицию.

Все Учителя, принимающие учеников для тренировки и старающиеся использовать их для мирового служения, следуют такому методу: излагают некий факт (часто завуалированный словами и затемненный символом), а затем предоставляют ученику сделать собственные выводы. При этом развивается различение, а различение – главный способ, благодаря которому Дух добивается освобождения из сетей материи и выбирает между иллюзией и тем, что за ней скрыто.

Сообщить здесь можно немногое, поскольку при полном освещении эта тема дала бы слишком много информации тем, кто склонен ею злоупотребить. Как известно, эволюция центров – медленный и постепенный процесс, протекающий закономерными циклами в соответствии с лучом Монады человека.

Для удобства обсуждения жизнь Странника, или Пилигрима, можно разделить на три основных периода:

1. Период, когда он находится под влиянием Личностного Луча;

2. Когда он переходит под Луч Эго;

3. Когда управляет Монадический Луч.

Первый период – самый долгий, охватывающий множество столетий, в течение которых развивается аспект активности тройственного «Я». Проходит жизнь за жизнью, в течение которых медленно нарабатывается аспект Манаса, или Ума, и человеческое существо все больше и больше подчиняется управлению своего интеллекта, действующего через его физический мозг. Этот период можно уподобить периоду Первой Солнечной системы, в которой целью являлось раскрытие Третьего логоического 175] аспекта, аспекта Брахмы, Ума или Интеллекта14.[5] Затем уже в нынешней Солнечной системе началось слияние со Вторым аспектом и его наработка через ее посредство. Проходят столетия, и человек становится все более активно интеллектуальным, а поле его жизни – более пригодным для раскрытия Второго аспекта. Соответствие заключается в общем сходстве, а не в частностях, какими они видятся во времени и пространстве. Первый период охватывает активизацию первых трех треугольников, рассмотренных ранее. Не следует забывать, что здесь для ясности мы проводим различие между разными аспектами и рассматриваем их развитие раздельно, что допустимо только во времени и пространстве или в течение эволюционного процесса, но недопустимо с точки зрения Вечного Сейчас и Единства «Всеобщего Я». Аспект Вишну, или Любви-Мудрости, скрыт в «Я» и является частью монадического содержания, однако аспект Брахмы, Активности-Ума, предшествует его проявлению во времени. Куща в Пустыне предшествовала строительству Храма Соломона; пшеничное зерно должно отлежаться во тьме матери Земли, прежде чем появится золотой совершенный колос, и Лотос должен пустить свои корни в грязь, прежде чем явит красоту цветения.

Второй период, когда управляет Эгоический Луч, относительно недолог; он занимает промежуток времени, когда оживляются четвертый и пятый треугольники, и отмечает жизни, в которых человек направляет свои силы на эволюцию, дисциплинирует свою жизнь, вступает на Путь Испытания и достигает Третьего Посвящения. Под управлением Личностного Луча человек проходит по пяти Лучам, чтобы научиться сознательно работать с Умом, как с шестым чувством; сначала он проходит по четырем малым Лучам и, наконец, по Третьему. Он работает наТретьем Луче, или Луче Активного Интеллекта, чтобы оттуда перейти на один из подлучей одного из двух главных Лучей, если Третий – не его Эгоический Луч.

Естественно, может возникнуть вопрос: непременно ли Эгоический Луч является одним из главных Лучей и не могут ли Посвященные и Учителя находиться на одном из меньших четырех Лучей ума?

Ответ на этот вопрос такой: Эгоический Луч может быть одним из семи, однако надлежит помнить, что в нашей астрально-буддхической Солнечной системе, где Любовь и Мудрость проявляются в объективность, основная часть Монад находится на Луче Любви-Мудрости. Поэтому огромное значение имеет то, что это синтетический луч. Наша система – система СЫНА, ее имя – Любовь. Она божественное воплощение Вишну. Дракон Мудрости проявлен, и он приводит в воплощение те космические Сущности, которые, по сути, тождественны ему. После Третьего Посвящения все человеческие существа оказываются на своем Монадическом Луче, на одном из трех главных Лучей, а то, что Учителя и Посвященные находятся на всех Лучах, объясняется следующими факторами:

Первый. У каждого главного Луча есть свои подлучи, которые соответствуют семи лучам.

Второй. Многие из ведущих расы переходят с одного Луча на другой так, как им нужно и как того требует работа. Когда один из Учителей или Посвященных переходит, это вызывает полную перенастройку.

Когда Учитель подобным же образом покидает Иерархию нашей планеты, чтобы взяться за работу в другом месте, это часто требует полной реорганизации и нового приема членов в великую Белую Ложу. Эти факты мало осознаются. Используя возможность, мы должны также указать здесь, что при рассмотрении Лучей мы обсуждаем не земные условия и говорим не только об эволюции Монад на нашей планете, но и в равной мере о Солнечной системе, в которой наша Земля занимает необходимое,но не верховное место. Земля – это некий организм, входящий в большее Целое, и этот факт требует более широкого признания. Сыны человеческие на нашей планете зачастую рассматривают всю систему так, как если бы Земля стояла на месте Солнца, была центром солнечного организма.

Когда управляет Эго, властью обладает тот Луч, на котором находится Эго. Этот Луч – просто прямое отражение Монады, и находится в зависимости от того аспекта Духовной Триады, который для человека является в каждое определенное время линией наименьшего сопротивления. Под этим следует понимать то, что иногда центром силы Луча будет атмический аспект, иногда – буддхический, а в другой раз – манасический аспект. Хотя Триада троична, ее эгоические аванпосты (если можно так выразиться) будут либо определенно атмическими, либо преимущественно буддхическими, либо манасическими. Здесь вновь обращаю ваше внимание на то, что каждый центр в этом тройном проявлении может быть представлен в трех формах, создавая девять лучей для Эго:

Атмический аспект.

1. атмически-атмический*

2. атмически-буддхический**

3. атмически-манасический.

Буддхический аспект.

1. буддхически-атмический

2. буддхически-буддхический

3. буддхически-манасический.

Манасический аспект.

1. манасически-атмический

2. манасически-буддхический

3. манасически-манасический.

Это означает, что каждый их трех главных Лучей может быть представлен (в связи с Эго) на трех разновидностях. Этому факту обычно также придается мало значения.

Третий период, на протяжении которого Монадический Луч дает о себе знать на физическом плане, наиболее краток и охватывает период, в течение которого управляет шестой треугольник. Он отмечает период достижения, освобождения, и потому, хотя при взгляде снизу вверх он кажется самым кратким, это период сравнительного постоянства, если рассматривать его с плана Монады. Он охватывает все оставшееся время из ста лет Брахмы, или остаток процесса проявления.

Таким образом, изучая вышеописанные совокупности треугольников и периоды правления Лучей, мы получаем обширный материал для размышления. Позвольте, однако, указать, что в целом этих треугольников не шесть, а только пять, если мы исключим пранический треугольник, который связан только с самой материей и который следует учитывать не более, чем считать плотное физическое – принципом. Следовательно, мы имеем:

а) Два треугольника, оживляемых Личностным Лучом;

б) Два треугольника, оживляемых Эгоическим Лучом;

в) Синтезирующий треугольник Монады.

Тем не менее, нужно помнить, что все усложняется тем фактом, что личностные треугольники приводятся в полную активность по-разному в зависимости от Луча Монады, или Духа. Поэтому нельзя вывести никакого жесткого правила относительно их развития. Активизация Эгоических треугольников в значительной степени зависит от способа отражения духовной жизненной силы в личности. Они – среднее звено, такое же, как каузальное, или эгоическое, тело, являющееся (когда оно достаточно оснащено и выстроено) передаточным пунктом между высшим и низшим.

Постоянные атомы расположены в пределах каузального тела, однако все это относительно постоянное тело выстраивается иувеличивается, развивается и превращается в центральную приемно-передающую станцию (употребляя для выражения оккультной идеи неадекватные слова) благодаря прежде всего прямому действию центров. Так же как Духовная сила, или Волевой аспект, выстроила Солнечную систему, эта самая сила в человеке выстраивает каузальное тело. Благодаря соединению Духа и Материи (Отца-Матери) в Макрокосме, а также благодаря их единству через посредство действия воли была рождена объективная Солнечная система, или Сын – тот Сын желания, чье основное свойство – Любовь и чья природа – Буддхи, или Духовная Мудрость. Сведением вместе Духа и Материи (в микрокосме) и их сцеплением посредством силы (или Духовной Воли) была рождена объективная система – каузальное тело; оно – продукт преображенного желания, чье основное свойство (при полном проявлении) – Любовь, в конечном счете являющаяся выражением Буддхи на физическом плане. Каузальное тело – лишь оболочка Эго. Солнечная система – лишь оболочка Солнца. Как в большей, так и в меньшей системах существуют силовые центры, создающие объективность. Центры человеческого существа суть отражения в трех мирах этих высших силовых центров.

Прежде чем перейти к теме Кундалини и центров, было бы неплохо спроецировать вышеизложенную информацию, имеющую первостепенную важность для человека, на Солнечную систему, Макрокосм и Космос. То, что можно сказать о микрокосме, справедливо и для Макрокосма, и для Космоса. Невозможно описать здесь системные треугольники, поскольку это описание будет настолько запутанным, что окажется практически бесполезным для интеллектуального восприятия, если не считать людей, обладающих оккультным знанием и развитой интуицией, однако некоторые данные, на которые можно указать в связи с этим, будут, вероятно, небезынтересными.

Солнечная система. Рассмотрим ее с точки зрения центров Небесных Людей и Великого Человека Небес, Логоса.

а) Небесные Люди. Небесные Люди, как и человеческие существа, содержат в себе центры силы, и эти центры находятся на их собственном плане. Вспомним, что центры силы на космических уровнях и в проявлении в объективной Системе демонстрируются как великие силовые центры, представителями которых являются конкретные группы адептов и их учеников. Каждая группа Учителей и все воплощенные и невоплощенные человеческие существа, находящиеся в границах периферии их сознания, являются центрами силы особого рода или качества. Этот факт общепризнан, однако изучающим надлежит связать его с тем, что сообщено о центрах человеческого существа, и увидеть, многое ли при этом можно понять. Эти центры силы демонстрируются на эфирных уровнях и на тонких планах так же, как и в человеке, и оживляются, – как это происходит с человеческими центрами посредством Кундалини человека, – планетарной Кундалини, также проходящей через соответствующие треугольники.

Дадим здесь два намека, над которыми следует внимательно поразмыслить. В связи с одним из Небесных Людей (который не может быть здесь назван) мы имеем треугольник сил, который образуют следующие три центра:

а) Силовой центр, выражением которого является Ману со своей группой;

б) Центр, фокусной точкой которого является Бодхисаттва, или Христос со своими приверженцами;

в) Центр, выражением которого является Махачохан и его последователи.

Эти три группы составляют три центра одного большого треугольника, еще не до конца оживленного на данной стадии эволюционного развития.

Другой связанный с нашим собственным Планетарным Логосом треугольник сформирован семью Кумарами – четырьмя экзотерическими, соответствующими четырем меньшим головным центрам, и тремя эзотерическими, соответствующими трем главным головным центрам.[6]

Второй намек относится к треугольнику, образованному Землей, Марсом и Меркурием. Аналогия основана на том, что Меркурий тесно соединен с центром у основания позвоночника человеческого существа. Меркурий демонстрирует Кундалини в интеллектуальной активности, в то время как Марс демонстрирует Кундалини в скрытом состоянии. Истина скрыта в их двух астрологических символах. Тайна может быть раскрыта в результате трансмутации и знания планетарной геометрии.

б) Великий Человек Небес. Семь Небесных Людей суть семь центров тела Логоса, имеющих с ним такие же отношения, какие имеют Учителя и их группы с каким-либо Планетарным Логосом. Системная Кундалини производит оживление этих центров, и на данной стадии развития некоторые центры взаимосвязаны теснее, чем другие. Аналогично этому, по отношению к нашему Планетарному Логосу три эфирных планеты нашей цепи – Земля, Меркурий и Марс[7] – формируют исключительно важный треугольник; можно также сказать, что на нынешней точке эволюции логоических центров Венера, Земля и Сатурн тоже составляют треугольник огромного значения. Это треугольник, который в настоящее время подвергается оживляющему действию Кундалини и, следовательно, повышает вибрационную активность центров, которые медленно становятся четырехмерными. Пока еще не разрешено говорить о остальных больших треугольниках, однако можно сделать два намека относительно центров:

Первый. Венера соответствует сердечному центру логоического тела и потому взаимодействует со всеми остальными центрами в планетарных схемах Солнечной системы, в которых сердечный аспект является самым значительным*.

Второй. Сатурн соответствует горловому центру, или творческой деятельности Третьего аспекта.

По мере эволюции достигают более высокой вибрации и другие центры, и огонь (циркулирующий по треугольникам) делает их более явными; но в наше время два упомянутых центра имеют первостепенное значение. Вместе с меньшим треугольником нашей цепи они образуют фокусную точку энергии – с нашей планетарной точки зрения.

В дополнение к этим намекам относительно соответствия микрокосмических и макрокосмических центров, мы можем привести здесь и космические соответствия, на которые разрешено намекнуть.

Космос. Наша Солнечная система вместе с Плеядами и одной из звезд Большой Медведицы образует Космический треугольник, или связку из трех центров в теле ТОГО, О КОТОРОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗАНО. Семь звезд созвездия Большой Медведицы соответствуют семи головным центрам в теле этого Существа, сердечным центром которого является наш Логос. Две другие Системы в соединении с Солнечной системой и Плеядами составляют низший кватернер, который в конце концов синтезируется в семь головных центров во многом точно таким же образом, как это происходит в человеческом существе после Четвертого Посвящения:

1. Основание позвоночника.

2. Солнечное сплетение.

3. Сердце.

4. Горло.

Семеричный головной центр, в свою очередь, находит свое завершающее выражение в ярком переливающемся двойном центре над верхушкой головы. Также как другим центрам человека соответствуют перечисленные созвездия, ему тоже соответствует еще один космический центр. Название этого центра – одна из тайн завершающего, седьмого посвящения. Таковы соответствия, о которых можно сообщить. То, что находится вне Солнечного «кольца-не-преступи», может представлять интеллектуальный интерес, однако не имеет ни малейшего значения для целей микрокосмической эволюции.

3. Центры и Кундалини

Как уже говорилось, опасно сообщать много информации о Кундалини, или змеином огне, однако стоит кратко перечислить то, что было сказано.

а) Кундалини находится в основании позвоночника, и в обычном среднем человеке ее основная функция состоит в оживотворении тела.

б) За период эволюции Кундалини производит три соединения:

1. С излучающими огнями тела, или праной, в точке между лопатками;

2. С огнями ума в точке на самом верху позвоночника, в центре расположенном позади горла;

3. С огнем Духа в точке, где эти оба объединенных огня материи и ума встречаются с ним в центре над верхушкой головы.

в) Каждый из трех каналов позвоночного столба имеет своей особой целью слияние этих трех огней. Следует помнить, что огни циркулируют и что в момент достижения каждый треугольник тела оживлен, каждый центр полностью функционирует и троичный путь огня можно наблюдать по всей длине позвоночника.

г) Когда Кундалини сливается с праническим огнем, центры становятся трехмерными. Когда она соединяется с умом, или солнечным огнем, и оба огня полностью сливаются, центры становятся четырехмерными. Когда она после Третьего Посвящения смешивается с электрическим огнем чистого Духа, они раскрываются еще в два измерения.

д) Кундалини по мере пробуждения неуклонно повышает вибрационную активность не только центров, но каждого атома материи во всех телах – эфирном, астральном и ментальном. Повышение активности оказывает двойной эффект:

1. Приводя к исключению всякой грубой, непригодной материи, извергая ее точно так же, как быстро вращающееся колесо отбрасывает все лишнее со своей поверхности;

2. Вовлекая в свою сферу влияния материю, созвучную с собственной вибрацией, встраивая ее в объем своего вибрационного воздействия. Это лишь отражение работы Логоса по дифференциации материи Солнечной системы. Кундалини – это также огонь, или сила материи и, следовательно, жизнь Третьего Логоса.

е) Кундалини тоже оказывает двойное воздействие на так называемую эфирную паутину.

1. Своей постепенно усиливающейся вибрацией очищает эфирную форму от «нечистоты», если использовать христианское выражение.

2. После того как оба огня материи начали сплавляться с огнем ума (это медленный и постепенный процесс), сама паутина разрушается, и к тому времени, когда достигается Третье Посвящение, человек уже обладает непрерывностью сознания. В тех случаях, когда человеку предстоит исполнить определенную работу с некоторыми особыми целями, он сознательно и добровольно предотвращает сжигание ткани, – это можно осуществить путем сознательного приложения воли.

4. Центры и Чувства, Нормальные и Сверхнормальные

Прежде чем переходить к центрам и их связи с чувствами, необходимо сначала указать на немаловажные факты, связанные с этими чувствами, подготовив таким образом почву для дополнительных сведений.

Что же такое чувства? Сколько их? И какова их связь с внутренним Человеком, Мыслителем, Божественным Манасапутрой? Вот вопросы жизненной важности, и с должным их пониманием приходит способность следовать по Пути знания.

Чувства можно определить как органы, благодаря которым человеку становится известно о том, что его окружает. Наверное, лучше определить их не как органы (ведь орган в конце концов – материальная форма, существующая с определенной целью), но как средства, с помощью которых Мыслитель вступает в контакт с окружающей средой. Они – средства, благодаря которым он проводит исследование, например, на грубом материальном плане; благодаря которым он приобретает свой опыт, открывает то, что ему требуется знать, благодаря которым он становится осведомленным, расширяет свое сознание. Сейчас мы обсуждаем те пять чувств, что используются человеческим существом. У животного также существуют эти пять чувств, но, поскольку у них отсутствует способность устанавливать мысленные взаимосвязи, а «связь между» «Я» и «не-Я» мало развита, мы не будем их рассматривать с этой точки зрения. Чувства в животном царстве – это групповая способность, проявляющаяся в виде родового инстинкта. Чувства же человека – это его индивидуальное свойство, проявляющееся как:

а) Обособленная реализация своего сознания;

б) Способность отстаивать этот индивидуализм;

в) Ценное средство эволюции самосознания;

г) Источник знания;

д) Способность трансмутироваться – к концу жизни в трех мирах.

Как мы знаем, имеются пять чувств, и они развиваются в следующем порядке:

а) слух;

б) осязание;

в) зрение;

г) вкус;

д) обоняние.

Каждое из этих пяти чувств имеет более явную связь с тем или иным планом, а также соответствия на всех планах.

Рассмотрим вначале каждое из этих чувств, приведем некоторые важные сведения о них, а также покажем их взаимосвязь с планами и подпланами.

План

1. Физический............................. Чувство

2. Астральный............................. Слух

3. Ментальный............................ Осязание, или ощущение

4. Буддхический......................... Зрение

5. Атмический............................ Вкус и обоняние

 

На двух низших планах трех миров – астральном и физическом – пять высших подпланов являются пятью подпланами человеческого устремления. Два низших подплана, шестой и седьмой, – это те, которые можно сказать находятся «ниже порога»; они относятся к формам жизни, находящимся на самой примитивной стадии и не связанными с человеком. Это имеет подтверждающую аналогию в том факте, что обе первые коренные расы нашего круга не были определенно человеческими и что только третья коренная раса стала первой подлинно человеческой. Таким образом, если вести счет снизу вверх, то только третий подплан на физическом и астральном планах отмечает начало человеческого усилия, направленного на овладение всеми пятью верхними подпланами. На ментальном плане пять низших подпланов должны быть освоены в течение чисто человеческой эволюции. Когда сознание центрировано на пятом подплане (считая снизу вверх), планы абстракции – с точки зрения человека в трех мирах – находятся за двумя подпланами синтеза, на которых происходит синтез пяти чувств. Аналогично мы видим в эволюции Небесного Человека пять планов устремления, – это пять низших планов Солнечной системы, а также два высших плана абстракции – Духовный, или Монадический, и Божественный, или Логоический.

МАКРОКОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧУВСТВ

План      
Физический 1. Слух 5-й Газообразный
  2. Осязание, ощущение 4-й Первый эфирный
  3. Зрение 3-й Сверх-эфирный
  4. Вкус 2-й Субатомный
  5. Обоняние 1-й Атомный
 
Астральный 1. Яснослышание 5-й  
  2. Психометрия 4-й  
  3. Ясновидение 3-й  
  4. Воображение 2-й  
  5. Эмоциональный идеализм 1-й  
 
Ментальный 1. Высшее яснослышание 7-й   Имеющие форму  
  2. Планетарная психометрия 6-й  
  3. Высшее ясновидение 5-й  
  4. Различение 4-й   Бесформе-нные    
5. Духовное распознавание 3-й  
  Отклик на групповую вибрацию 2-й  
  Духовная телепатия 1-й  

 

 

Буддхический 1. Понимание 7-й  
  2. Целительство 6-й
  3. Божественное видение 5-й  
  4. Интуиция 4-й
  5. Идеализм 3-й
 
Атмический 1. Блаженство 7-й  
  2. Активное служение 6-й
  3.Осознавание 5-й
  4. Совершенство 4-й
  5. Всеведение 3-й

 

Следует отметить, что мы не изучили два подплана абстракции на атмическом и буддхическом планах, потому что они отмечают степень осознавания, свойственную тем посвященным, которые достигли стадии развития выше стадии адепта, и находящуюся вне понимания развивающейся человеческой личности, для которой написан этот трактат.

Для ясности мы можем, взяв за основу вышеприведенную таблицу, перечислить пять различных аспектов пяти чувств на пяти планах, чтобы изучающему было легче представить их соответствия.

а) Первое чувство – Слух

1. Физический слух.

2. Яснослышание.

3. Высшее яснослышание.

4. Понимание (четырех звуков).

5. Блаженство.

б) Второе чувство – Осязание, или ощущение

1. Физическое осязание.

2. Психометрия.

3. Планетарная психометрия.

4. Целительство.

5. Активное служение.

в) Третье чувство – Зрение

1. Физическое зрение.

2. Ясновидение.

3. Высшее ясновидение.

4. Божественное видение.

5. Осознавание.

г) Четвертое чувство – Вкус

1. Физический вкус.

2. Воображение.

3. Различение.

4. Интуиция.

5. Совершенство.

д) Пятое чувство – Обоняние

1. Физическое обоняние.

2. Эмоциональный идеализм.

3. Духовное распознавание.

4. Идеализм.

5. Всеведение.

Теперь разберем каждое чувство подробно:

а) Слух. Это первое проявляющееся чувство; первый аспект проявления – это звук, поэтому можно ожидать, что звук будет первым из всего, что воспримет человек на физическом плане, плане самого плотного проявления и наиболее ярко проявляющегося воздействия звука, если рассматривать его как созидательный фактор. Физический план – это преимущественно план слышания, и отсюда это чувство, присущее низшему плану эволюции, распространяется по каждому из пяти планов. На седьмом, или наинизшем плане, человек обязан полностью познать действие Священного Слова, находящегося в процессе произнесения. По мере распространения его раскатов по всей Системе оно увлекает материю к предназначенному месту и на физическом плане достигает точки наиболее глубокой материальности и наиболее сгущенного проявления. Ключ, который человеку надлежит найти и повернуть, связан с раскрытием тайны:

а) Своего собственного звука.

б) Звука своего брата.

в) Звука своей группы.

г) Звука Того из Небесных Людей, с Которым он связан.

д) Звука Логоса, или природы, Солнечной системы, Великого Человека Небес.

Следовательно, отметим, что на физическом плане человек должен узнать свою собственную ноту, отыскивая ее, несмотря на плотность формы.

а) На физическом плане человек узнает собственную ноту.

б) На астральном плане он узнает ноту своего брата, благодаря тождеству эмоции он приходит к признанию тождественности со своим братом.

в) На ментальном плане он начинает узнавать ноту своей группы.

г) На буддхическом плане, или плане мудрости, он начинает узнавать ноту своего Планетарного Логоса.

д) На атмическом, или духовном, плане нота Логоса начинает звучать внутри его сознания.

Я так дифференцирую исключительно для ясности. В самой же эволюции, благодаря параллелизму природы, различия выявляются не столь отчетливо, и Луч человека, его точка развития, ранее проделанная работа, временные ограничения и другие причины вносят кажущуюся путаницу, но в великой схеме, если смотреть сверху, работа идет так, как описано выше.

Слух на астральном плане обычно называется яснослышанием и означает способность слышать звуки астрального плана. Эта способность проявляется во всем астральном теле, и человек слышит при помощи всего своего проводника, а не особых органов, ушей, продукта воздействия и реакций физического плана. Так и должно быть благодаря флюидной природе астрального тела. Человек на физическом плане слышит одновременно определенный диапазон звуков, но это лишь малая и особая гамма вибраций воздействующая на его уши. Есть множество малых звуков природы, которые от него полностью ускользают, тогда как большие группы звуков не дифференцируются вовсе. По мере эволюции и повышения чувствительности внутреннего слуха он узнает и другие звуки физического плана и будет четко различать все звуки астрального плана, что, будь это возможно в настоящее время, привело бы к разрушению тела. Если бы, например, нота природы хоть раз достигла ушей человека (нота, произведенная всей суммой вибраций, издаваемых всеми плотными материальными формами), она привела бы к абсолютному распаду его физического тела. Человек еще не готов к такому событию; его внутреннее ухо еще недостаточно подготовлено. Только тогда, когда разовьется тройственное слышание, будет раскрыто также и абсолютное слышание на физическом плане.

Слышание на ментальном плане представляет собой лишь расширение способности дифференцировать звук. Слух, о котором идет речь, на всех этих планах является слухом, который имеет отношение к форме, связан с вибрацией материи и который присущ «не-Я». Он связан не с психе или телепатическим сообщением, которое производится от ума к уму, но со звуком формы или с той способностью, благодаря которой одна отдельная единица сознания узнает о другой, не являющаяся ею самой. Тщательно запомните это. Когда слух расширяется настолько, что задействует психе, мы называем его телепатией, или тем безмолвным общением, которое является синтезом слышания на всех трех низших планах и которое присуще Эго в каузальном теле на бесформенных уровнях ментального плана.

На буддхическом плане слышание (в данном случае – синтетическое качество, называемое телепатией) проявляется как полное понимание, поскольку включает две вещи:

1.Знание и распознавание индивидуального звука,

2.Такое же знание группового звука, – а также их абсолютное объединение. Это приводит к самому совершенному пониманию и содержит секрет могущества Учителя.

На атмическом плане это совершенный слышание проявляется как блаженство. Звук – основа существования; звук – способ бытия; звук – конечный объединитель; звук, осознаваемый как смысл бытия, как метод эволюции и, следовательно, – как блаженство.[8]

б). Осязание. Говоря о втором чувстве, осязании, мы должны заметить, что оно играет исключительно важную роль в нашей Второй Солнечной системе – Системе астрально-буддхического сознания.14 Каждое из чувств по достижении определенной степени развития начинает синтезироваться с другими так, что бывает почти невозможно установить, где начинается одно и кончается другое. Осязание – это врожденное узнавание о контакте при помощи использования манаса, или ума, тремя способами:

В виде распознавания.

В виде памяти.

В виде предчувствия.

Каждое из пяти чувств, будучи соединенным с манасом, развивает в субъекте некое представление, воплощающее прошлое, настоящее и будущее. Поэтому, когда человек достиг очень высокого развития и трансцендировал время (каким оно известно в трех мирах), а потому способен взирать на три низших плана с точки зрения Вечного Сейчас, он замещает чувства полным активным сознанием. Он знает и больше не нуждается в том, чтобы чувства вели его к знанию. Но во времени и в трех мирах каждое чувство на каждом плане служит для того, чтобы передать Мыслителю какой-либо аспект «не-Я», после чего с помощьюума он сможет скорректировать свое к нему отношение.

Слух дает ему представление об относительном направлении, позволяя человеку устанавливать свое место в схеме и определять свое местонахождение.

Осязание дает ему представление об относительном количестве, позволяя установить свою относительную величину по сравнению с другими, внешними по отношению к нему, телами.

Зрение дает ему представление о пропорции, позволяя соразмерять свои движения с движениями других.

Вкус дает ему представление о ценности, позволяя сосредоточиться на том, что ему представляется лучшим.

Обоняние дает ему представление о присущем качестве, позволяя обнаружить то, что его привлекает как имеющее то же качество или сущность, что и он сам.

Из всех этих определений необходимо усвоить, что в целом предназначение чувств состоит в том, чтобы обнаружить и изучить «не-Я» и тем самым дать возможность «Я» различать реальное и нереальное. 15 [9]

В эволюции чувств слух – это первое смутное нечто, которое привлекает внимание до того ничего не воспринимавшего «Я»:

а) к другой вибрации;

б) к чему-либо, происходящему вне его самого;

в) к представлению о внешнем мире. Когда звук впервые доходит до сознания, оно в первый раз начинает узнавать о том, что происходит снаружи.

Однако все, что пока улавливается спящим сознанием (благодаря единственному чувству – слуху), – это факт наличия чего-то ему чуждого, а также направление, в котором это что-то находится. Это понимание со временем приводит к раскрытию другого чувства, чувства осязания. Срабатывает Закон Притяжения, сознание медленно устремляется вовне, к тому, что слышится; когда же происходит контакт с «не-Я», это называется осязанием. Осязание сообщает ищущему на ощупь сознанию и другие представления – о размере, внешней фактуре и отличительных чертах поверхности; таким образом понимание Мыслителя медленно возрастает. Он может слышать и ощущать нечто, но его знания не хватает для того, чтобы соотнести это с чем-либо и назвать. Когда ему удается дать наименование воспринятому, он делает большой шаг вперед. Мы можем здесь отметить, что к чувствам, как и ко всему прочему, применимы те космические символы, о которых уже шла речь:

точка в центре – связь между сознанием и «не-Я» на той стадии, когда только звук участвует в определении;

разделенная окружность – сознание, осведомленное о «не-Я» благодаря двойному распознаванию.

Потом появляется зрение, третье чувство, четко регистрирующее соотношение представлений, или связь между ними; его возникновение совпадает с появлением Ума как по времени, так и по назначению. Мы обладаем слухом, затем осязанием, или ощущением, и, наконец, зрением. В связи с этим заметим соответствие, что зрение появилось вместе с третьей коренной расой этого круга и что третья раса засвидетельствовала также появление Ума. «Я» и «не-Я» были немедленно соотнесены и скоординированы друг с другом. Их тесное сотрудничество стало свершившимся фактом, и эволюция устремилась вперед с обновленной силой.

Эти три главных чувства (если я вправе так их назвать) весьма конкретно связаны с тремя Логосами:

Слух – распознавание четверичного слова, активность материи, – Третий Логос.

Осязание – распознавание семеричного Строителя Формы, собирание форм, их согласование и соотнесение друг с другом, – Второй Логос. Начинает работать Закон Притяжения между «Я» и «не-Я».

Зрение – распознавание совокупности, синтез всего, осознание Единого во Множестве, – Первый Логос. Закон Синтеза, связующий все формы занимаемые «Я», и распознавание сущностного единства всего проявления с помощью зрения.

Что касается вкуса и обоняния – назовем их второстепенными чувствами, поскольку они тесно связаны с важным чувством осязанием. Практически они являются дополнениями к этому чувству. Следует тщательно поразмышлять над этим вторым чувством и его связью с нашей Второй Солнечной системой. Это чувство теснейшим образом связано со Вторым Логосом. Здесь скрыт намек, размышление над которым было бы для вас весьма ценным. Полезно изучить распространение осязания с физического плана на другие планы и посмотреть, к чему это нас приводит. Это способность, которая позволяет нам постигать сущность благодаряверному распознаванию вуалирующих оболочек. Она позволяет Мыслителю, который полностью ее использует, вступать в тесный контакт, или сопряженность, с сущностью всех «Я» на всех стадиях, чтобы тем самым способствовать правильной эволюции оболочки и активно служить. Владыка Сострадания – это тот, кто (посредством осязания) сочувствует, до конца понимает и сознает, каким образом исцелить и исправить недостатки «не-Я», и таким способом активно служит плану эволюции. Нам следует в связи с этим также изучить ценность осязания, каким его демонстрируют целители расы (те, что следуют путем Бодхисаттвы), и действие Закона Притяжения и Отталкивания, которое они используют. Изучающие этимологию заметят, что происхождение слова touch (касаться, осязать) весьма неясно, хотя, возможно, оно означает «притягивать быстрым движением». Здесь заключена вся тайна нынешней объективной Солнечной системы; и так будет продемонстрировано ускорение вибрации при помощи осязания. Инерция, подвижность, ритм – качества, проявляемые «не-Я». Ритм, равновесие и стабильная вибрация достигаются с помощью этой самой способности осязания или ощущения. Позвольте мне привести краткий пример, чтобы немного прояснить проблему. Что достигается в результате медитации? Благодаря напряженному усилию и должному вниманию к изложенным правилам стремящемуся удается соприкоснуться с материей более утонченного качества, нежели та, с которой он контактирует обычно. Он соприкасается со своим каузальным телом, а со временем – и с материей буддхического плана. В результате этого соприкосновения его собственная вибрация на короткий срок повышается. По сути мы возвращаемся к теме нашего трактата. Скрытый огонь материи привлекает к себе огонь, существующий в других формах. Они соприкасаются, и следуют распознавание и осведомленность. Огонь манаса горит непрерывно и питаетсятем, что притягивается и отталкивается. Когда оба огня сливаются, то в значительной мере возрастает стимуляция и усиливается способность осязать. Закон Притяжения продолжает свою работу до тех пор, пока не притянется и не вступит в соприкосновение третий огонь и пока не завершится тройственное слияние. В связи с этим подумайте о тайне Жезла Посвящения.16 [10] Позже, когда мы будем рассматривать центры и Посвящения, нужно будет помнить, что мы изучаем именно один из аспектов этой таинственной способности осязания, способности Второго Логоса, с использованием Закона Притяжения.

Теперь давайте завершим сообщение тех сведений, которые можно сообщить о трех оставшихся чувствах – зрении, вкусе и обонянии, – а затем кратко разберем их связь с центрами, а также их взаимодействие. Тогда в данном первом разделе «Трактата о Космическом Огне» нам останется обсудить еще два пункта и подвести некий итог. После чего мы сможем взяться за изучение той части Трактата, в которой описываются огонь манаса и развитие Манасапутр17[11], – как в совокупности, так и индивидуально. Эта тема наиболее важна, так как полностью посвящена человеку, Эго, Мыслителю и показывает космическое слияние огней материи и ума и их использование постоянно пребывающим Пламенем.

в) Зрение – это, как говорилось ранее, наиглавнейшее из помогающих установить соотношение и взаимосвязь чувств в Солнечной системе.

Согласно Закону Экономии человек слышит. Звук пронизывает материю и является базисом ее получаемого в результате разнообразия видов.

Согласно Закону Притяжения человек осязает и соприкасаетсяс тем, что открывается его вниманию благодаря звуковым волнам активности. Это приводит к состоянию взаимного отталкивания и притяжения между тем, кто постигает, и тем, что постигается.

После того, как человек услышал, а затем соприкоснулся, его глаза открываются, и он осознает свое место в целом порядке согласно Закону Синтеза.

Слух......................... Единство

Осязание.................. Двойственность

Зрение...................... Троичность

В этих трех чувствах для нас суммируется настоящее. Задачей эволюции является распознать, использовать, скоординировать целое и овладеть им, пока «Я», благодаря этим трем, не станет активно осведомленным о каждой форме, каждой вибрации, каждой пульсации «не-Я»; после чего цель «Я» будет состоять в том, чтобы при помощи способности ума к систематизации обнаружить Истину, или тот центр в круге проявления, который является для «Я» центром равновесия, единственной точкой совершенной координации; тогда «Я» сможет отмежеваться от любой завесы, любого контакта, любого чувства. Это приводит в каждом проявлении к трем видам разделения:

Инволюция. Разъединение материи, или превращение Единого во множество. Развиваются чувства, «Я» совершенствует систему органов для использования материи. Это происходит по Закону Экономии.

Эволюция вплоть до Пути Испытания. Слияние Духа с материей и использование чувств для последовательного отождествления «Я» со всеми формами, от самых низших до относительно утонченных. Это осуществляется по Закону Притяжения.

Эволюция на Пути. Очередное отделение Духа от материи, его отождествление с Единым и окончательное в этом цикле отвержение формы. Чувства синтезируются в приобретенную способность, а «Я» больше не находит применения для «не-Я». Оно соединяется со «Всеобщим Я». Это осуществляется по Закону Синтеза.

Если запомнить вышеизложенное, то это приведет к осознанию того, что отделение Духа от материального проводника извлекает два аспекта Единого великого Всего; в этом видна работа Создателя, Хранителя и Разрушителя.

Для обозначения окончательного совершенства третьего чувства – зрения – употребляется совершенно неадекватный термин «осознание». Следует тщательно изучить самое низшее и самое высшее из проявлений и отметить оккультное значение выражений изложенных ниже.

 

Блаженство........................ Реализуется через «не-Я».

Служение...............................Совокупность работы «Я» для «не-Я».

Осознание..............................Узнавание троичности, необходимой в проявлении, или отражение действия «Я» и «не-Я».

Совершенство.......................Завершение эволюции благодаря использованию «не-Я» и его реализованной адекватности.

Совершенное Знание........Принцип манаса в его различающей активности, совершенствующий взаимосвязь между «Я» и «не-Я».

 

 

Все это относится к совершенной, реализовавшейся Личности.

Во всех этих совершенствах видны осведомленность «Я» и постепенный процесс отождествления с «не-Я», использования этого «не-Я», манипуляции им; наконец «Я», которое теперь достигло осознаваемой осведомленности, отвергает «не-Я». Оно слышит ноту природы и ноту своей Монады; оно сознает их тождество, использует их вибрацию и быстро проходит через три стадии Творца, Хранителя и Разрушителя.

Оно осязает, или ощущает, вибрацию формы, или «не-Я», во всех ее различных степенях, распознает свою подлинность во времени и пространстве, и ради целей существования, или бытия, и при помощи трех Законов: Экономии, Притяжения и Синтеза – использует, соединяет и в конечном итоге отделяется. Оно видит троичный эволюционный процесс и, в результате развития внутреннего видения, видит в сердцевине макрокосмической и микрокосмической системы «ЕДИНОЕ Я» во множестве форм и, в конечном счете, отождествляется с этим «ЕДИНЫМ Я» путем сознательного отвержения «не-Я», его полного подчинения и использования.

г) Вкус. Наконец, оно ощущает вкус и различает, поскольку вкус – это великое чувство, берущее бразды правления во время процесса различения, когда иллюзорная природа материи находится в процессе осознания. Различение – это учебный процесс, которому «Я» подвергается в ходе развития интуиции – способности, благодаря которой «Я» сознает

Date: 2015-05-22; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию