Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика активной медитации по Джидду Кришнамурти





 

Джидду Кришнамурти предлагает искателю Истины путь, который подкупает своей простотой и удивительной изящностью. Это путь для гурманов, тонко чувствующих Истину на интуитивном уровне.

«Я долго бунтовал против всего: против чужого авторитета, против чужих советов, против чужих (из вторых рук) знаний; я отказывался считать что-либо Истиной до тех пор, пока не нашел Истину сам. Я никогда не оспаривал чужих идей, но всегда отказывался признать чей-либо авторитет и принять чью-либо жизненную позицию. Пока я не достиг той фазы бунта, когда уже ничего не могло удовлетворить меня — никакое кредо, никакая догма, никакая вера, — до тех пор я не способен был найти Истину». Так говорит он о своем пути.

Суть воззрений Кришнамурти состоит в утверждении, что «Истина — это страна без дорог: человек не может прийти к ней через организацию, убеждения, догму церковную или ритуальную, философское знание или психологический метод. Он должен найти ее через зеркало взаимоотношений, через понимание содержания собственного ума, наблюдение, а не интеллектуальный анализ или самоанализ».

Интеллектуала, чей мозг напичкан всякого рода догмами, истинами и рассудочными штампами, почерпнутыми из разных источников, предельная простота сказанного настораживает и отпугивает.

Кришнамурти утверждает, что человек никогда не воспринимает мир таким, каким он является на самом деле, поскольку всегда между реальностью и ее восприятием находится посредник — наш ум и его инструмент — память, в которой хранятся стереотипные отклики практически на любую вещь, ситуацию, событие или идею.

Наше восприятие реальности зависит от того, что было заложено в наш ум (в нашу память) в процессе воспитания, обучения, общения, наблюдения, размышления, личного опыта и пр. Человеческое «эго» и есть все то, что заложено в память и постоянно пытается (и довольно удачно) проявить себя. Вмешательство ума (в виде отклика или мысли, извлеченных из памяти) в процесс восприятия обусловливает как само восприятие, так и наше поведение, не позволяя свежим, неангажированным взглядом наблюдать за всем происходящим и адекватно реагировать на все изменения текущей ситуации.

Ум настолько врос корнями в сам процесс восприятия, что без его участия мы не можем тотально наслаждаться даже красотами природы. Мы бессознательно обвешиваем в уме ярлыками-определениями и эпитетами понравившийся нам пейзаж. Мы настолько привыкли ставить барьер из мыслей между истинной вещью или явлением и собою, что не представляем себе иного восприятия окружающего мира, а потому он предстает перед нами безжизненной схемой со слабым ароматом истины, загнанной в прокрустово ложе ума.

Кришнамурти предлагает нам не верить этому на слово, а убедиться в справедливости сказанного на собственном опыте. Для этого (как и в практике Интегрального Пути Сознательной Эволюции) необходимо начать работу с исследования механизма функционирования собственного сознания.

Внимательно наблюдая за процессом восприятия, вы очень скоро убедитесь, что буквально каждая мелочь, попадающая в поле зрения вашего сознания, тотчас ментализируется (ей дается название или определение). Затем в той или иной степени она подвергается прямому или ассоциативному анализу (оценивается или вызывает определенные ассоциации) и только после этого начинает восприниматься как нечто конкретное. На то, чтобы все эти процессы состоялись, требуется некоторая протяженность во времени. Итак, вслед за Кришнамурти мы можем констатировать факт, что мысль есть время. То, что мы называем мышлением, является физико-химическим процессом и требует для своей реализации некоторого времени. Любое движение мысли происходит во времени и неразрывно с ним связано. Как только мы включаем аппарат мышления, мы тотчас попадаем в плен психологического времени и ставим непреодолимый барьер субъективизма (мысль всегда субъективна) на пути восприятия реальности. К тому же мысль, в силу своей ограниченности, не способна интегрально воспринимать и оценивать реальность. Люди воспринимают окружающий мир искаженно и фрагментарно, а потому они не способны ни понять, ни вместить, ни тем более трансформировать его в нужном направлении. Отсюда и проистекают все неразберихи и беды в человеческом сознании, в отношениях между отдельными людьми, в человеческих сообществах и в человечестве в целом.

Кришнамурти утверждает, что только при условии исчезновения психологического времени человеческое сознание обретает способность напрямую контактировать с реальностью, воспринимая ее без каких-либо искажений и иллюзий, и действовать, не следуя за мыслью, а спонтанно: не мысль, а потом действие, а мысль есть действие.

Исчезновение психологического времени означает полное отсутствие мысли, то есть совершенное спокойствие ума. Когда ум совершенно спокоен, имеет место процесс, который Кришнамурти называет озарением. Сам он в последние годы пребывания в теле был в состоянии находиться в процессе озарения часами. Лишь при озарении возможно целостное восприятие окружающего мира, лишь при озарении способны рождаться новые идеи и новое знание. Процесс озарения, как мы теперь знаем, — это результат прямого контакта сознания индивида с Божественной (Супраментальной) Силой.

Озарение исходит не из процесса мышления, а непосредственно из Всеобщего Разума и действует мгновенно, то есть минуя этап логического выбора и принятия решения. Мышление должно включаться только тогда, когда требуется ментально выразить или сформулировать нечто.

В связи с этим Кришнамурти предлагает поистине гениальную формулу, лежащую в основе его метода, — Наблюдающий есть наблюдаемое! Реальность — это когда нет разделения (временного зазора) между мыслящим и мыслью. Реальность — это восприятие посредством озарения.

Основа метода Кришнамурти — постоянное (без вмешательства ума) наблюдение за процессом собственного мышления.

Вот как он сам описывает этот процесс.

 

«Чрезвычайно интересно наблюдать процесс собственного мышления, просто наблюдать, как мыслишь. Откуда берет начало эта реакция, которую мы называем мышлением? Очевидно, из памяти… Мы видим, как мысль поддерживает и продлевает удовольствие, испытанное нами вчера, и как мысль продлевает также противоположность удовольствия, являющуюся страхом и страданием; таким образом, тот, кто переживает и мыслит, сам и представляет собой эти удовольствия и страдания (наблюдающий есть наблюдаемое. — Авт.), а также является той сущностью, которая питает и поддерживает удовольствие и страдание. Тот, кто мыслит, отделяет удовольствие от страдания. Он не видит, что в самом требовании удовольствия таится страдание и страх. Мысль в человеческих отношениях всегда содержит требование удовольствия, которое они прикрывают разными словами, такими, как верность, помощь, жертва, поддержка, служение…

Мысль изворачивается, потому что она может выдумывать все, что угодно, и видеть вещи, которых не существует. Она может проделывать самые необычные трюки, и поэтому на нее нельзя полагаться, но если вы поняли всю структуру мышления — как вы мыслите, почему вы мыслите, какими словами пользуетесь, как вы ведете себя в повседневной жизни, как вы разговариваете с людьми, как вы относитесь к ним, как вы ходите, как вы едите, — если вы осознали все это, тогда ваш ум не введет вас в заблуждение, тогда ничто не сможет вас обмануть, тогда ум не требует, не подчиняет; он становится необычайно спокойным, гибким, сенситивным (чувствительным), пребывающим наедине с собой, и в этом состоянии ничто не может его обмануть.

Если человек хочет увидеть что-либо ясно, его ум должен быть очень спокоен, без всех этих предвзятых мнений, без болтовни, диалога, представлений, образов — все это должно быть отброшено ради того, чтобы видеть. И только в тишине вы можете наблюдать, как рождаются мысли… Только когда вы полностью спокойны, спокойны всем вашим существом. Тогда, если вы зададите вопрос, как возникает мысль, вы начнете видеть из этой тишины, как мысль обретает форму. Если вы осознали, как возникает мысль, то нет необходимости ее контролировать. Мы тратим очень много времени и расточаем очень много энергии в течение всей нашей жизни, пытаясь контролировать наши мысли — это хорошая мысль, я ее должен поощрять, это мысль плохая, я должен подавить ее, — идет непрерывная борьба между одной мыслью и другой, между одним желанием и другим, одно удовольствие преобладает над всеми остальными; но если существует осознание того, как возникает мысль, то нет противоречия в мышлении…»

 

Непременное условие для эффективного исследования механизма функционирования мышления — нахождение активного сознания в текущем моменте времени (или в текущей ситуации), дабы иметь возможность прямо на входе встречать, высвечивать и незаинтересованно (не подхватывая, не отвергая и не оценивая) наблюдать все мысли и эмоции, рождающиеся в сознании.

Все удивительно просто! Никаких усилий! Никакой траты энергии! Просто наблюдение! Не «гулять» активным сознанием ни в прошлом, ни в будущем, а находиться в реальном времени — это и есть практика активной медитации по Джидду Кришнамурти.

Медитация — это полное опустошение ума. Содержимое ума, считает он, — результат времени; оно — результат тысячи переживаний, огромного накопления знаний, воспоминаний. Ум так отягощен прошлым, потому что все его знание есть прошлое, а память — результат накопления тысячи переживаний, и все это — известное. Может ли ум, являющийся как сознательным, так и бессознательным, полностью опустошить себя от прошлого? В этом — все движение медитации. Если ум осознает себя без всякого выбора, видит целиком свое движение, может ли это осознание очистить ум от известного? Ведь если есть хоть какой-то остаток прошлого, ум не может быть чистым, невинным. Таким образом, медитация — это полное опустошение ума.

Медитация — одно из величайших искусств в жизни, — возможно, высочайшее, поскольку ему нельзя ни от кого научиться. Вот в чем красота медитации. У нее нет ни техники, ни авторитета. Когда изучаешь самого себя, наблюдаешь себя, наблюдаешь, как ходишь, ешь, что говоришь, сплетни, ненависть, ревность, если осознаешь все это в себе, без выбора, то это часть медитации. Поэтому медитация может происходить тогда, когда едешь автобусом и гуляешь в лесу, полном света и тени, или слушаешь песни птиц, или всматриваешься в лицо жены или ребенка.

Необходимая составляющая медитации по Джидду Кришнамурти — полнота внимания. Перед началом всех своих бесед он требовал от слушателей прежде всего именно полноты внимания.

Под ней Кришнамурти понимает не эмоциональное (с вмешательством эмоций), не интеллектуальное (с вмешательством ума) слушание, а слушание целостное, всеобъемлющее, тотальное, при котором слушатель отдает все свое существо процессу понимания. Только тогда полностью устраняется барьер между слушающим и говорящим. Всецельная полнота внимания необходима и при чтении, которое при этом становится медитативным. Медитативное чтение позволяет читающему целиком погружаться в письменные источники высшей пробы и делать при этом удивительные открытия в собственном сознании, которые невозможны при эмоционально-интеллектуальном чтении.

Если мы хотим понимать то, что говорится, нам надо рассматривать это без предубежденности, не сомневаясь или соглашаясь, а действительно слушая.

К тому же слушание, которое есть своего рода искусство, требует определенного состояния спокойствия мозга. У большинства из нас мозг беспрерывно активен, постоянно давая отклик на вызов слова, идеи или образа, и этот постоянный процесс отклика на вызов не приносит понимания. Понимание достигается при обладании мозгом, который очень спокоен. Мозг в конечном счете это инструмент, который думает, реагирует; мозг — кладовая памяти, результат времени и опыта, и не может быть никакого понимания, если этот инструмент все время возбужден, реагирует, сравнивая то, что говорится, с тем, что уже накоплено. Слушание, если можно так сказать, — не процесс принятия, осуждения или интерпретации, а полное, всестороннее рассмотрение факта. Для этого мозг должен быть спокойным, но также и очень живым, способным воспринимать правильно и разумно, а не сентиментально или эмоционально. Только тогда мы можем подходить к проблемам человеческого существования как к целостному процессу, а не фрагментарно.

Ум, освободившийся от пут памяти, Кришнамурти называет «истинно религиозным умом. Ум, находящийся в состоянии, когда нет более ни усилий, ни стремлений, — это истинно религиозный ум. В таком состоянии ума вы можете прийти к тому, что называется «истина» или «реальность», блаженством, Богом, красотой, любовью.

Живой ум — это ум спокойный, который не имеет центра и который, следовательно, пребывает вне пространства и времени. Такой ум беспределен — это истина и факт чрезвычайной важности.

Религиозный ум свободен от всякого авторитета. Это крайне трудно быть свободным от авторитета; не только авторитета другого человека, но и авторитета собственного опыта, накопленного человеком… Религиозный ум не имеет верований, не имеет догм; он движется от факта к факту, и потому религиозный ум — это научный ум. Но научный ум — не то же самое, что религиозный. Религиозный ум включает в себя научный ум; но ум, воспитанный на научном знании и привязанный к нему, не есть религиозный ум.

Религиозный ум интересуется и занимается целым, он озабочен не каким-то частным проявлением, а всей полнотой человеческого существования.

Умирать — значит иметь ум совершенно пустой от своего собственного содержания, от своих повседневных стремлений, удовольствий и мук. Смерть — это обновление, мутация, в которой мысль совершенно не функционирует, так как мысль есть прошлое. Когда приходит смерть, возникает нечто совершенно новое. Свобода от известного есть смерть. И только тогда вы живете».

Смерть, по Джидду Кришнамурти, — полное освобождение сознания от пут обусловленности. Все удивительно просто — будьте каждое мгновение «здесь и сейчас» — и вы вне времени. Сознание, свободное от прошлого (прошлое — это и «эго»), пребывает в Вечности, Истине, Любви, одним словом — в Божественном.

Подведем итог. Путь, который предлагает Кришнамурти, — разумеется, не для всех искателей Истины. Но тот, кто спонтанно (при первом же знакомстве) сумеет тонко прочувствовать его истинность и красоту, тот, кто будет творчески следовать рекомендациям Кришнамурти, тот сумеет практически одновременно начать параллельную реализацию сразу четырех этапов Пути Сознательной Эволюции с быстрым переходом к реализации последующих двух этапов.

Что очень важно, практика активной медитации по Джидду Кришнамурти позволяет быстро установить стойкий контакт с нисходящей Эволюционной Энергией, которая и принимает на себя функцию активного трансформирующего начала.

Красивая, фактически безусильная, стремительная (при регулярной бдительности) реализация первых шести этапов Пути Сознательной Эволюции!

 

Date: 2015-05-22; view: 461; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию