Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧастотаОбычно используется частота от 0,5 до 50 Гц (или колебаний в секунду). У большинства людей глаз различает световые мелькания с частотой до 41 Гц. Большая частота мельканий воспринимается как сплошной ровный свет (граница перехода обозначается как критическая частота световых мельканий). Критическая частота слияния и различения световых мельканий – это максимальная частота, при которой испытуемый еще различает отдельные ритмически подаваемые световые мелькания с нарастающей и убывающей частотой. Переход за верхнюю границу частоты световых мельканий ощущается испытуемым как сплошной свет (критическая частота слияния световых мельканий – КЧССМ, а за нижнюю – как мигающий свет (критическая частота различения световых мельканий – КЧРСМ). На этом принципе основан следующий психофизиологический тест. Испытуемому предъявляют автоматически изменяющиеся с постоянной скоростью, равной 0,5 Гц/с, световые мелькания в диапазоне частот от 20 до 50 Гц, и наоборот, – от 50 до 20 Гц. Регистрируют: - количество предъявлений теста световых мельканий раздельно для правого N прсум и левого N л сум глаза; - отдельные значения верхней границы критической частоты слияния световых мельканий раздельно для правого КЧССМпр и левого КЧССМл глаза, Гц; - отдельные значения нижней границы критической частоты различения световых мельканий раздельно для правого КЧРСМпр и левого КЧРСМл глаза, Гц. Обработка данных. Производят статистический анализ индивидуальных данных с определением среднеарифметического значения. Рассчитывают: 1. Критическую частоту световых мельканий КЧСМ для правого и левого глаза раздельно по формулам: КЧСМпр=[ КЧССМпр/ N прсум+ КЧРСМпр/ N прсум]/2, Гц; КЧСМл=[ КЧССМл/ N лсум+ КЧРСМл/ N лсум]/2, Гц. 2. Дифференциальный порог различения частоты световых мельканий ПЧМ для правого и левого глаза раздельно по формулам: ПЧМпр= КЧССМпр/ N прсум– КЧРСМпр/ N прсум, Гц; ПЧМл= КЧССМл/ N лсум– КЧРСМл/ N лсум, Гц. Оценка данных. Границы КЧСМ строго индивидуальны. Чем быстрее возникают и прекращаются нервные процессы в корковом отделе зрительного анализатора под влиянием сенсорных раздражителей, чем больше циклов в единицу времени могут воспроизвести нервные структуры, воспринимающие зрительную информацию, т. е. чем выше лабильность коркового отдела зрительного анализатора, тем выше показатели критической частоты слияния и различения световых мельканий (КЧССМ и КЧРСМ) и более низкий дифференциальный порог различения световых мельканий ПЧМ, и наоборот. Показатель ПЧМ в норме не превышает 1,5-2,0 Гц. При абсолютном значении КЧСМ, не превышающем 38 Гц, лабильность коркового отдела зрительного анализатора оценивается как низкая, при 38–41 Гц – как средняя, от 41 Гц и более – как высокая. При снижении КЧСМ относительно дорабочего (фонового) уровня не более чем на 10 % работа считается не напряженной, при снижении на 10-25 % – умеренно напряженной, более 25 % – напряженной. Далее испытуемый последовательно должен определить критическую частоту слияния и различения световых мельканий красного и зеленого цвета. При этом рассчитывают дифференциальный порог чувствительности зрительного анализатора по цветовому восприятию световых мельканий ПЧЦВ по формуле ПЧЦВ=[(КЧСМлк+КЧСМпрк)/2]–[(КЧСМлз+КЧСМпрз)/2], Гц. Оценка данных. Разница сенсорного восприятия световых мельканий красного и зеленого цвета ПЧЦВ, не превышающая 1 %, характерна для состояния психического комфорта, при легком утомлении она увеличивается до 3 %, при среднем – до 6 %, а при большом – до 9 % и выше. Большая частота восприятия зеленого цвета косвенно свидетельствует о доминировании парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, красного - симпатического. Разница показателей КЧСМ для правого и левого глаза отражает функциональную межполушарную асимметрию. Более высокие значения КЧСМ свидетельствуют о большей активности противоположного полушария. Полученные результаты используются для коррекции межполушарной асимметрии. Со стороны с большими значениями КЧСМ используется меньшая частота стимуляции (обычно значение КЧСМ – 5 Гц), с противоположной стороны – большая (обычно КЧСМ + 5 Гц), далее частота стимуляции сравнивается в течение 3-5 минут. Левое полушарие контролирует двигательные функции правой половины тела, речь, логическое мышление. Правое полушарие контролирует двигательные функции левой половины тела, творчество, воображение, интуицию. Для активизации соответствующих функций используйте стимуляцию с разной частотой, интенсивностью и цветом на противоположный глаз. Сенсорная стимуляция в альфа-ритме идеально подходит для создания обучающих программ за счет создания предпосылок лучшего усвоения и долговременного запоминания новой информации, данных, фактов. С другой стороны, тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы отключают механизмы психологической защиты и дают возможность корреспондирующей информации проникнуть глубоко в ваше сознание. Материал, запечатленный в мозге таким образом, подобен информации, которую слышит пациент, находясь под анестезией во время операции — ее тяжело вспомнить, но она влияет на поведение человека. Таким образом, если изучаемый материал носит информационный характер, то лучше всего начать программу стимуляции на частоте бета-ритма (14-18 Гц) и затем плавно понизить ее до альфа-ритма (8-10 Гц). В конце процедуры частота должна быть снова поднята до частоты, соответствующей уровню бодрствования. При необходимости усвоить внушения, связанные с изменением поведения или усвоить большое количество иностранных слов, должны также начинать с частот бета диапазона и понижать их до тета-диапазона (4-6 Гц). В этом режиме нужно оставаться до окончания учебной или психокоррекционной программы, а затем частота должна быть снова поднята до соответствующей уровню бодрствования (10-14 Гц). Если не обеспечить плавного прохождения с бета- через альфа- до тета-дипазона, то полученное состояние иногда субъективно воспринимается, как крайне дискомфортное. Это связано с тем, что все неприятные переживания "кодируются" в мозге на определенных частотах. При резком переключении существует вероятность попадания (сваливания, стягивания) на частоту неприятности. При плавном прохождении "сваливания" не происходит и к тому же имеет место терапевтический эффект - отрицательный эмоциональный заряд частично снимается "рассеивается". На этом эффекте основана тактика построения терапевтических сессий для людей, страдающих посттравматическим синдромом. Частота стимуляции плавно (примерно за одну минуту) меняется (качается) от бета- до тета-диапазона и обратно. При этом происходят глубокие изменения в эмоциональной оценке травматических событий. В любом случае полезно оставаться под воздействием ритмов альфа- (или тета-) диапазона еще несколько минут после окончания учебной или психокоррекционной программы, перед тем как поднимать частоту снова до бета ритма и возвращаться в обычное состояние сознания. Стимуляция в альфа-тета-диапазонах также очень эффективна для лечения алкогольной или наркотической зависимости и посттравматического синдрома. В этих случаях наблюдается эффект «порога», когда в течение двух-трех недель не происходит каких-либо видимых изменений. Зато после прохождения «порога» наступают различные положительные изменения в структуре психики пациентов. Если алкоголизму сопутствует депрессия (а при наркомании - в любом случае) полезно перед стимуляцией в альфа-тета-диапазоне сначала провести серию сессий в диапазоне 13-20 Гц. Постепенно повышая частоту стимуляции. При синдроме дефицита внимания, симптомах пониженного бодрствования (хроническая усталость, забывчивость и т.п.) необходимо применять стимуляцию в сочетании с бинауральными ритмами в диапазоне частот 15 Гц и выше. Программа начинается с подачи сенсорных стимулов с частотой 10-12 Гц. Затем частота плавно повышается до 15 Гц, и, если пациент не испытывает дискомфорта (мышечного напряжения, раздражительности и т.п.), продолжается плавное повышение ее до 18-20 Гц. Возможно, в начале, придется провести около пяти сессий в диапазоне 13-15 Гц для привыкания (несущая звуковая частота – около 132 Гц). Если во время рабочего дня проводится сеанс на релаксацию, то во избежание сонливости и сумеречного состояния, необходимо заканчивать стимуляцию на частотах 13-18 Гц около 5-ти минут (табл. 1).
Таблица 1 Сводные данные по влиянию различных частот на функциональное состояние
При использовании частоты 10 Гц отмечено повышение уровня серотонина (релаксация и уменьшение боли). Эта центрирующая (лечебная) частота, позволяет нейтрализовать действие других частот. В сочетании с несущей частотой 330 Гц стимулирует аппетит. Частота 4 Гц повышает уровень катехоламинов (что способствует стимуляции памяти). Альфа-тета стимуляция (в различных комбинациях) оказалась эффективной для избавления от мигрени и посттравматических стрессорных расстройств (ПТСР).
|