Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы предмета и стратегии работы в расширенных состояниях сознания





 

Каждый практикующий психолог знает, что люди, приходящие на занятия в групповой форме или индивидуальный прием, уже обладают

осознаваемыми или неосознаваемыми личностными проблемами:

1) Повышенной тревожностью, депрессивными тенденциями, неудовлетворенностью собой, чувством одиночества, фобиями, проблемами коммуникации, низкой или завышенной самооценкой и др.

2) Психосоматические расстройства, имеющие психогенную этиологию: органические психосоматические заболевания, психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы и громадное поле психосоматических расстройств, связанных с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.).

3) Направленность на "личностный рост", "осознание своего места в жизни", "познание самого себя" и др., т.е. проявленная потребность в изменении своей жизни, переструктурирования личностных смыслов.

Аналитическая работа всеми тремя "кустами" мотивов показывает, что причины всегда имеют глубинный психодинамический смысл.

При этом клиентом свое актуальное состояние расценивается как нечто отрицательное, проблемное, плохое - "НЕ ТАК".

Основная цель психотерапевта, практического психолога или социального работника - приведение клиента в состояние "ТАК", снять проблему, устранить психический стрессовый фактор, проработать травму...

В самом общем смысле мы можем обозначить кризисное состояние личности как определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия. Кризисное состояние также обуславливает дисбаланс нервно-психического и соматического состояния клиента.

Каждый раз психолог сталкивается с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека:

- соматическом,

- нервно-психическом,

- дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур личности,

- социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде.

Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого требует системного, комплексного подхода.

Бывает довольно часто, что кризисное состояние фиксируется социальным окружением человека (родственники, друзья) и в психологическом отношении это оправдано, т.к. в состоянии дисбаланса может быть нарушено адекватное, взвешенное поведение и правильная самооценка. В этом случае у практического психолога стоит дополнительная задача по осознанию кризисного состояния личностью.

Кризисное состояние личности возникает в том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением соматических, психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта.

Последствиями длительных кризисных состояний, помимо общеизвестных - усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушений сна и сексуальной потенции, депрессивных тенденций, мы можем отнести психосоматические заболевания: гипертонию, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз) и др.

Новая система общественных отношений складывающаяся в обществе, формы и методы ее осуществления обусловили тенденцию роста пьянства, наркомании, токсикомании, проституции, преступности, в том числе и детской, привела к возникновению безработицы, профессионального нищенства, вынужденной миграции населения, распаду института семьи и брака, падению роста рождаемости, снижению продолжительности жизни, росту детской смертности и инфекционным заболеваниям. Только в настоящее время численность больных наркоманией и токсикоманией составляет около двух миллионов человек, а по мнению независимых экспертов в 10-14 раз больше.

Стресс является реакцией напряжения, которая не всегда приводит к повреждениям в организме (Л. Гаркави, М. Уколова, Л. Квакина). Повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, приводит к привыканию (реакция адаптации), повышению стрессоустойчивости (реакция тренировки).

Стресс, как показали работы физиолога Г.И.Косицкого, развивается по определенным закономерностям, проходит через ряд этапов.

1. Вначале - стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.

2. Если проблему решить не удается - развивается вторая стадия, или фаза "стенической отрицательной эмоции". Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все

ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма.

3. Следующая фаза - "астенической отрицательной эмоции". Наступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упаднический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

4. Последняя стадия - невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме - депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических.

В нашей классификации последние три стадии входят в зону "НЕ ТАК". Не нужно думать, что все люди живут в зоне "ТАК" и по этой причине психотерапевтические кабинеты пустуют. Зону "ТАК" и "НЕ ТАК" на стыке перекрывает зона "И ТАК ТОЖЕ" (См. Рис. 8).

 

 
 

 


ТАК

 

 

 
 


И ТАК ТОЖЕ

 

 

НЕ ТАК

 

 

Рис. 8. Три зоны в личности.

 

 

Это мудрое "И ТАК ТОЖЕ" является в некотором смысле Ангелом Хранителем личности. Нормально - "болею - хоть отдохну от трудов праведных", "жена ушла - опять я свободен", "друзья отвернулись - я исключителен"... Жизнь и смерть, уход и приход, встречи и расставания, болезнь и здоровье, глупость и мудрость, счастье и несчастье... Именно в этой зоне у каждого человека живет внутренний Гениальный Психотерапевт, уже хорошо осознавший и принявший мир во всем его разнообразии и выработавший драгоценное и благородное качество Равностности. Внутренний философ живет в зоне “И ТАК ТОЖЕ". Многие школы психотерапии тем и занимаются, что меняют местами эмоционально насыщенные личностные смыслы клиентов в этих трех зонах.

Для того чтобы более детально описать зону “НЕ ТАК” мы воспользуемся великолепной метафорой Роберт де Ропп о человеческих играх. В своей книге "Великая Игра" он пишет, что жизненные игры отражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выбирают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития.

Де Ропп разделяет жизненные игры на "материальные" игры и "мета"-игры. Материальные игры можно расценивать как игры, направленные на приобретение материальных вещей, в основном денег и того, что на них можно купить. У меня есть друг, который хорошо играет в эти игры и он сейчас живет в Париже.

Цель мета-игры лежит за пределами материального мира: духовный рост, знания, ментальность. У меня есть друг в Московском университете, который занимается буддизмом и у него есть тайная надежда, что через несколько рождений он станет просветленным.

Другими словами, цель материальных игр - конкретные вещи мира, особенно "физическая четверка": деньги, власть, секс, общественное положение.

Как правило, люди, поглощенные этими играми, не приходят на наши тренинги и скептически (в лучшем варианте) относятся к игрокам в более высоких энергиях. Во все времена материальные игры были основным занятием людей. Есть три случая, когда люди на время покидают эти игры и приходят к нам на тренинги:

- очень успешные в этих играх, но пресыщенные этой игрой,

- девальвировавшие ценности этих игр,

- кризисные личности, "раненные" в этих играх.

Третий случай является наиболее частым, насколько я могу судить, исходя из опыта работы более чем с 4000 клиентами. Психотерапевтические кабинеты не пустуют. И эта ситуация диктует необходимость предельно честно, аккуратно проанализировать зону "НЕ ТАК".*

Дисбаланс, обнаруженный клиентом или лицами из социальной среды является следствием причин из личной истории клиента, сокрытых и не осознаваемых как клиентом, так и социальным окружением.

Причина и следствие образовывают некоторую целостность, которая в различных школах психологии и психотерапии обозначается по разному: подавленный материал, блок, напряжение, комплекс, незавершенный гештальт. У Рона Хаббарда это обозначено понятием "энграмм". Ст. Гроф ввел понятие СКО (систем конденсированного опыта) для обозначения этих целостностей.

Проблем в обозначении этих целостностей нет. Есть задача удивительной сложности описать эти целостности на доступных языках сознания. Это, на самом деле, предельная задача. При этом я осознаю, что для этого наш внешний язык чрезвычайно беден. Словесное объяснение часто настолько не подходит к изложению глубинных переживаний, что возникает чувство бессилия, стыда, грусти.

Сейчас мы вплотную подошли к большой и сложной проблеме - организации хаоса переживаний в языки сознания.

 

Date: 2015-05-22; view: 521; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию