Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности





Закон, иной нормативный документ Механизмы Уровень власти, реализующий механизмы регулирования
Федеральный закон от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» №1488-1 (в ред. Федерального закона от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ) Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется посредством: —государственных инвестиционных программам; —прямого управления государственными инвестициями; • —введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; —финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; —финансовой и кредитной политики; —политики ценообразования (в том числе выпуска в обращение ценных бумаг); —амортизационной политики; —контроля за соблюдением государственных норм и стандартов и правил обязательной сертификации; —антимонопольных мер, приватизации объектов государственной собствен­ности, в том числе объектов незавершенного строительства; —экспертизы инвестиционных проектов; —определения льготных условий по приоритетным направлениям развития экономики инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности. Формы государственной поддержки: а) государственный заказ на капитальное строительство (размещается на добровольной (конкурсной) основе); б) государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности; в) защита инвестиций федеральный
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ   Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, включает: 1) совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; 2) установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; 3) защиту интересов инвесторов; 4) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ; 5) расширение возможностей использования средств населения и иных вне­бюджетных источников финансирования жилищного строительства и стро­ительства объектов социально-культурного назначения; 6) создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; 7) принятие антимонопольных мер; 8) расширение возможностей использования залога при осуществлении кредитования; 9) развитие финансового лизинга; 10) проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; 11) создание условий формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, включает следующие действия: 1)разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными госу­дарствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ; 2)формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета; 3)предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ; 4)размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов: —на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюд­жете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта РФ; —на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реа­лизуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доход соответствующих бюджетов; 5)экспертизу инвестиционных проектов в соответствии с законодатель­ством РФ; 6)защиту российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудова­ния, конструкций и материалов (в том числе при реализации бюджета развития РФ); 7)разработку и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением; 8)выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; 9)вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) федеральный; исполнительная власть субъектов федерации  
  1. Для создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используются следующие инструменты: —льготы для субъектов инвестиционной деятельности по уплате местных налогов; —защита интересов инвесторов; —льготные условия пользования землей и другими природными ресурса­ми, находящимися в муниципальной собственности; —расширение — возможностей использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения. 2. Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности осуществляется посредством: а) разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; б) размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов: —на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах; —на условиях закрепления в муниципальной собственности соответ­ствующей части акций создаваемого акционерного общества, кото­рые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доход местных бюджетов; в) экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; г) выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством РФ; д) вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности. 3. Муниципальные гарантии по инвестиционным проектам на конкурсной основе за счет средств местных бюджетов. 4". Финансирование инвестиционной деятельности органами местного са­моуправления из средств местных бюджетов. 5.Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения (осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления). 6.Участие в разработке и утверждении инвестиционных проектов, если органы местного самоуправления осуществляют частичное финансирование инвестици­онных проектов, реализуемых на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. 7.Взаимодействие с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в т. ч. путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними и в соответствии с законодательством РФ органы местного самоуправления муниципального образования (регионального центра, города, села и т. д.)
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ   Все формы и методы регулирования определяются полномочиями Правитель­ства Российской Федерации и заключаются в следующем: 1) в разработке законопроектов о перечнях запретов и ограничений осу­ществления иностранных инвестиций на территории РФ; 2) в контроле за деятельностью иностранных инвесторов на территории РФ; 3) в утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов; 4) в разработке и обеспечении реализации федеральных программ при­влечения иностранных инвестиций; 5) в привлечении инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения; 6) во взаимодействии с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества; 7) в контроле за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов; 8) в контроле за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Федеральный  
«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов». Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21 июня 1999 г. №ВК477 Оценка эффективности инвестиционных проектов включает расчет следующих видов эффективности: а) эффективности проекта в целом (общественной — социально-экономической, коммерческой); б) эффективности участия в проекте. Оценка эффективности проекта в целом складывается из оценки: — общественной значимости проекта; — общественной эффективности; — коммерческой эффективности. — вариантов поддержки проекта; — коммерческой эффективности с учетом поддержки. Оценка эффективности участия в проекте содержит: — определение организационно-экономического механизма реализации проекта и состава его участников; — выработку схемы финансирования, обеспечивающей финансовую реализуемость для каждого из участников; — оценку эффективности проекта для каждого участника федеральный; исполнительная власть субъектов РФ; органы местного самоуправления; руководство предприятий различных форм собственности для экспертизы и оценки инвестиционных проектов

 

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, описанные в федеральном законодательстве, приведены в табл. 1.

Данные таблицы позволяют выявить используемые механизмы прямого и косвенного регулирования, поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности, устанавливаемые федеральным законодательством и реализуемые на различных уровнях власти.

Рассмотренное законодательство, описывающее систему инструментов регулирования инвестиционной сферы, позволяет применять их на различных уровнях управления: федеральном уровне, уровне органов исполнительной власти субъектов РФ и уровне органов местного самоуправления. Так, законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяют государственное регулирование на федеральном уровне. Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» устанавливает полномочия регулирования инвестиционной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов могут применяться на всех уровнях власти, а также могут быть использованы хозяйствующими субъектами различной формы собственности.

В рассмотренных законах представлены инструменты различных видов регулирования (административно­го, экономического), что доказывает важность и всеобъемлемость правовых средств государственного управления.

Инструменты административного регулирования относятся к группе средств прямого регулирования инвестиционной деятельности и включают в себя:

1) регистрацию;

2) лицензирование;

3) квотирование;

4) применение системы санкций и ограничений;

5) разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т. д.;

6) введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

7) согласительно-разрешительные (распорядительные) процедуры;

8) управление государственной собственностью.

Изъятия ограничительного характера — это «индивидуальное изменение условий осуществления инвестиций, устанавливаемое нормативными актами органов государственной власти или органов местного самоуправления, направленное на ограничение прав при осуществлении инвестиционной деятельности для одного инвестора или группы инвесторов (принадлежащих к определенной юрисдикции и производящих определенный товар или услугу) или приводящее к невозможности осуществления инвестиций».

Реализация согласительно-разрешительных процедур включает:

а) применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна» при осуществлении инвестиционной деятельности;

б) порядок получения прав на осуществление капитальных вложений;

в) создание унифицированных (единообразных) правил при прохождении необходимых процедур.

Государство как участник инвестиционно-финансового рынка стремится повысить доходы от управления государственным имуществом посредством различных инструментов управления государственной собственностью привлечь инвестиции в реальный сектор экономики, прежде всего средства инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий.

Управление государственным имуществом осуществляется по следующим составляющим:

а) управление областными государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;

б) управление пакетами акций (паями, долями) в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ;

в) управление недвижимостью;

г) управление земельными ресурсами.

Методы (инструменты) управления государственным имуществом подразделяются на следующие группы:

1) пользование (создание, реорганизация, ликвидация, передача в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий, передача в оперативное управление государственных учреждений, аренда с правом и без права выкупа, залог, доверительное (трастовое) управление, безвозмездное управление (ссуда), иные виды пользования);

2) отчуждение (приватизация, передача объектов в собственность, продажа собственности через аукцион, открытый или закрытый конкурс).

Экономические инструменты (регуляторы). Блок экономических методов государственного управления инвестиционной сферой определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества.

Совокупность инструментов экономического регулирования включает в себя следующие группы инструментов:

активно-структурные,

фискально-структурные,

монетарные и другие.

К активно-структурным инструментам относятся:

1) государственная поддержка;

2) государственное финансирование инвестиций (государственные инвестиции);

3) государственное участие;

4) связанное кредитование;

5) прямое проектное финансирование;

6) управление внешним «активным» и «пассивным» долгом.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности. Поддержка инвестиционной деятельности со стороны государства подразумевает непосредственно инструменты поддержки инвестиционной деятельности, а также инструменты государственного финансирования инвестиционных проектов (поддержки финансами), налоговой и административной поддержки. Инструменты государственного финансирования будут рассмотрены ниже. Государственная поддержка может осуществляться как в прямой, так и косвенной формах. В соответствии с Концепцией государственной инвестиционной политики прямая государственная поддержка реализуется посредством:

1) финансов (предоставление средств бюджета развития РФ; предоставление бюджетных ссуд; предоставление ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований РФ; предоставление инвестиционных налоговых кредитов; возмещение из федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам; предоставление отсрочки по уплате долгов, или списание долгов перед государственными предприятиями и организациями, производимые за счет государственных или муниципальных средств);

2) активов;

3) государственных гарантий.

Все государственные гарантии можно подразделить на несколько типов (А, Б, В):

A. Эти гарантии являются инструментом задержки бюджетом текущих платежей, средством убеждения поставщиков продолжать поставки товаров или услуг государству без проведения расчетов живыми деньгами, что отражается как расходы бюджета (по своей сути, это есть текущие расходы).

Б. Эти гарантии являются средством помощи так называемым «околобюджетным» организациям в привлечении дополнительного финансирования для решения задач, поставленных перед бюджетными организациями в условиях, когда государству непосредственно пришлось бы привлекать средства в бюджет в случае, если бы оно само не предоставляло гарантий. При предоставлении таких гарантий правительство всегда должно быть готово к тому, что оно будет погашать полученные первоначальным заемщиком средства. Поэтому в экономическом смысле такие обязательства являются настоящим долгом.

B. Такие гарантии — это инструмент, направленный на использование кредитного рейтинга (статуса) страны как катализатора реализации многих инвестиционных проектов с расчетом на то, что выплаты из бюджета в конечном итоге не понадобятся, поскольку проекты, обеспеченные данными гарантиями, являются экономически эффективными. Такие гарантии рассматриваются в качестве настоящих условных обязательств, которые являются средством привлечения инвестиций.

Косвенная поддержка предполагает применение:

1) квот;

2) тарифов и пошлин (таможенных);

3) льгот при уплате налогов и сборов;

4) отдельных соглашений, затрагивающих будущие доходы государства (включение и (или) последующее финансирование инвестиционных проектов в рамках межправительственных соглашений).

Государственная поддержка реализуется также через механизмы изъятия стимулирующего характера и специального налогового режима («дедушкиной оговорки»), применение инвестиционных и реинвестиционных скидок, включение проектов в федеральную адресную инвестиционную программу и федеральную целевую программу, продажу или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого государственного имущества и (или) имущественных прав.

Изъятия стимулирующего характера определяются как «форма государственной поддержки инвестиций, заключающаяся в индивидуальном изменении условий осуществления инвестиций, устанавливаемая право­выми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления и направленная на улуч­шение условий инвестиционной деятельности для одного инвестора или группы инвесторов, принадлежащих к определенной юрисдикции, отрасли и производящих определенный товар или услугу».

Государственное финансирование инвестиций (госинвестиции) — это инвестиционная деятельность государства, направленная на создание и модернизацию государственной собственности и на обеспечение выполнения государством своих функций.

Государственное финансирование является одной из форм финансирования инвестиционных проектов, которая осуществляется путем:

1) предоставления государственных бюджетных кредитов на возвратной основе;

2) предоставления государственных ассигнований из бюджета на безвозвратной (безвозмездной) основе;

3) финансирования в рамках федеральных целевых инвестиционных программ (ФЦП);

4) финансирования в рамках федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП);

5) финансирования через бюджет развития;

6) финансирования через «стабилизационный фонд»;

7) финансирования инвестиционных проектов из государственных внешних заимствований;

8) предоставления инвестиционного налогового кредита.

Таким образом, бюджетное финансирование инвестиционных проектов может осуществляться на основе:

а) финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов на условиях размещения выделенных бюджетных средств на конкурсной основе;

б) централизованного (целевого) финансирования (частичного или полного) федеральных инвестиционных программ.

На безвозвратной основе финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета производится в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.

На возвратной основе средства федерального бюджета выделяются Министерству финансов в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком в установленном действующим законодательством порядке. Министерство финансов направляет указанные средства заемщикам на основе договоров с ними через коммерческие банки.

Также за счет средств федерального бюджета государство может финансировать и кредитовать строительство на основе смешанного инвестирования.

Финансирование инвестиционных проектов осуществляется государством через целевые программы. Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет как средств федерального бюджета, так и привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.

Федеральные и межгосударственные целевые программы, одним из участников которых является Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов и направлены на обеспечение эффективного решения задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку налогового платежа на кредитной возвратной основе. Эксперты выделяют различные формы предоставления налогового кредита:

1) уменьшение суммы налогового платежа на 10 и более процентов от стоимости закупленного и введенного в действие оборудования на определенных условиях;

2) компенсацию платежей по процентам, начисляемым на сумму кредита, предоставленного банковским или кредитным учреждением. Налоговый кредит предоставляется путем уменьшения суммы налоговых платежей на сумму, исчисляемую по процентам за полученный кредит;

3) целевую налоговую льготу.

Государство является одним из активных участников инвестиционной деятельности. Как участник финансово-инвестиционного рынка государство использует широкий набор инструментов и средств развития и совершенствования инвестиционной сферы. Поэтому неудивительно, что многие представленные виды государственного участия встречаются среди других групп инструментов управления (например, выпуск займов, договоры концессии и другие).

В соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» прямое государственное участие в инвестиционной деятельности включает в себя следующие виды:

—разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

—экспертизу инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

—формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;

—вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

—размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

—защиту российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации бюджета развития РФ);

—разработку и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

—выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;

—предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Кроме этого, государственное участие реализуется через защиту инвестиций, которая включает предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития РФ), страхование и залог. Также прямое активное государственное участие проявляется через систему государственных закупок (заказов) и государственного потребления.

Связанное кредитование является одним из активных инструментов государственного участия в реализации инвестиционных проектов. Со своей стороны Правительство РФ дает поручения и распоряжения Минэкономразвития и Министерству финансов по обеспечению кредитования реализации проектов. В рамках данной схемы в функции Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) входят:

• запрос на документы по проекту;

• анализ и экспертиза документов, подготовка заключения;

• реализация решения по проекту: отказ или разработка проекта распоряжения правительства на выдачу кредитов;

• выдача разрешения на финансирование;

• разрешение на открытие аккредитива российским банком.

Министерство финансов выполняет следующие функции:

—принимает окончательное решение о финансировании проекта;

—принимает на себя долговые обязательства;

—предоставляет гарантии Правительства РФ банку-кредитору.

В схеме связанного кредитования правительства субъектов РФ со своей стороны предоставляют гарантии и поручительства для Правительства РФ и банка, который заключает кредитное соглашение с банком-кредитором.

В мировой практике среди организационных форм финансирования инвестиционных проектов выделяют следующие:

1) дефицитное финансирование;

2) кредитование;

3) акционерное (корпоративное) финансирование;

4) проектное финансирование;

5) международное финансирование инвестиций.

Государство принимает непосредственное участие в дефицитном и проектном видах финансирования. Дефицитное финансирование означает государственные заимствования под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство в данном случае гарантирует и осуществляет возврат долга. Преимуществом использования данной формы является возможность государственного регулирования и контроля инвестиций. Барьерами, которые мешают применению этой формы финансирования в условиях российской экономики, являются нецелевой характер финансирования, рост внешнего и внутреннего государственного долга, увеличение расходной части бюджета.

Прямое проектное финансирование. Отличительной особенностью проектного финансирования по сравнению с другими видами финансирования (акционерным и государственным) является то, что объектом инвестирования выступает непосредственно сам проект. В данном случае проект является способом обслуживания долговых обязательств. В качестве особенностей такого вида финансирования В.В.Шеремет и В.М.Павлюченко указывают также возможность учета рисков и управления ими, распределения рисков между участниками проекта, оценку затрат и доходов.

Преимуществами использования проектного финансирования называют целевой характер финансирования, гарантии государств-участников, распределение рисков и высокую степень государственного регулирования и контроля. Сложностями в реализации такого финансирования являются зависимость от общего инвестиционного климата, высокий уровень кредитных рисков и неустойчивость законодательного поля и налогового режима.

Различают следующие формы проектного финансирования:

1) финансирование с полным регрессом на заемщика (наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта);

2) финансирование без права регресса на заемщика (кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта);

3) финансирование с ограниченным правом регресса (предусматривается распределение всех рисков проекта между его участниками в соответствии с условием, что каждый участник берет на себя зависящие от него риски).

Прямое проектное финансирование реализуется посредством заключения производственных соглашений между государствами — участниками проектов. Все действующие в международной практике соглашения иностранных фирм с принимающими странами можно разделить на две основные категории: концессии и контракты (подрядные соглашения). Концессии, в свою очередь, подразделяются на традиционные и модернизированные. Контракты классифицируются на контракты о разделе продукции и контракты на предоставление услуг, в том числе с риском и без риска.

В настоящее время все возможности и реальные преимущества концессионных соглашений государством не используются. Так, по мнению президента Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования А.А.Конопляника, концессия в ее современном понимании является инструментом уменьшения инвестиционных рисков при сохранении действующей налоговой нагрузки на проекты (компании) путем повышения стабильности экономико-правовой среды, в которой действуют данные компании и реализуются данные проекты. В соответствии с этим договор концессии должен фиксировать характеристики налоговой системы, существующие на дату его заключения, на весь период концессии. Таким образом, главным преимуществом становится предсказуемость поведения сторон благодаря детальному описанию и проработке их действий (в первую очередь, государства) и наличию механизма разрешения споров между сторонами.

Кроме этого, А.А.Конопляник предлагает рассматривать концессию как возможный альтернативный ва­риант приватизации, обязательно учитывающий специфику передаваемых в концессию объектов и видов деятельности. Необходимо сформировать пакет образцов договоров концессии для различных видов экономической деятельности в разных сферах:

—в сфере управления (пользования) государственной собственностью, связанного с извлечением природной ренты (недропользование, лесная промышленность, сельское хозяйство и т.п.);

—в сфере управления (пользования) государственным и (или) муниципальным имуществом, не связанного с извлечением природной ренты;

—в видах деятельности, представляющих собой предмет государственной монополии.

Также необходимо уделять особое внимание развитию и совершенствованию концессионного законодательства как одному из прогрессивных направлений регулирования инвестиционной деятельности.

Управление внешним «активным» и «пассивным» долгом. Управление государственным долгом — это процесс выработки стратегии управления задолженностью органов государственной власти, которая позволяет привлекать требуемый объем финансирования, выполнять целевые установки государственных органов власти в отношении степени риска и стоимости, а также решать другие важные задачи.

Долговая политика при умелом ее применении представляет собой сильный инструмент государственного регулирования. Для эффективного его применения необходимо создать последовательную систему управления долгами.

Государственный внешний долг страны формируется из государственных внешних заимствований. Такими заимствованиями являются привлекаемые из иностранных источников (от иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства страны как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.

В настоящее время главным элементом (инструментом) политики в сфере управления государственным долгом является «переговорная реструктуризация». При этом слабое внимание уделяется развитию вторичного рынка государственного долга.

В качестве приоритетных направлений долговой политики, влияющих на инвестиционную деятельность, необходимо рассматривать следующие схемы операций:

1) «погашение долга в обмен на инвестиции»;

2) «погашение долга в обмен на собственность» (сделки «debt — equity») или как разновидность — «погашение долга в обмен на акции»;

3) «погашение долга в обмен на сохранение природы».

1. Схема «погашение долга в обмен на инвестиции» (схема инвестиционного участия) предполагает обслуживание внешнего долга не валютными платежами стране-кредитору, а рублевыми инвестициями из российского бюджета в перспективные проекты совместных и дочерних предприятий (в том числе и вновь создаваемых), работающих в России. Данная система предполагает, что средства в бюджеты стран будут поступать непосредственно от предприятий в согласованном объеме. При реализации компенсационного механизма
погашения долгов российское правительство может предоставлять западным инвесторам различные виды ресурсов: землю, технологии, производственные помещения, энергоресурсы и т.д. Преимуществами схемы инвестиционного участия являются:

а) осуществление выплаты долгов без бюджетного секвестра;

б) привлечение в экономику России иностранных инвестиций;

в) создание новых рабочих мест;

г) формирование нового спроса;

д) выплата налогов в бюджет РФ.

2. Схема «погашение долга в обмен на собственность» обозначает конвертирование российских государственных обязательств в собственность. Схема «погашение долга в обмен на акции» подразумевает, что для стимулирования иностранных инвесторов правительство может установить льготный курс пересчета в национальную валюту долговых обязательств, использующихся для конверсии предприятий. За долговые обязательства приобретаются предприятия различных отраслей промышленности. Возможной положительной стороной такой схемы является снижение государственного долга и повышение его стоимости.

3. Схема «погашение долга в обмен на сохранение природы» предполагает погашение части российских долгов в обмен на сокращение выбросов в атмосферу. Данный механизм может быть реализован в рамках переговорного процесса и ратификации Россией Киотского протокола.

Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики). Данная группа включает в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков. Инвестиционная политика является одним из направлений, связанных с реализацией бюджетного процесса.

К инструментам бюджетно-налоговой политики относятся:

1) определение доходных статей бюджета;

2) определение расходных статей бюджета (государственные закупки, трансфертные платежи);

3) дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды;

4) назначение и дифференциация налоговых ставок (норм налогообложения, т. е. величины налога, приходящейся на единицу объекта налогообложения);

5) налоговые льготы (полное или частичное освобождение определенных групп налогоплательщиков от уплаты всех или некоторых видов налога);

6) специальный налоговый режим (совокупность налоговых ставок и налоговых льгот);

7) освобождение от налогов;

8) экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы;

9) амортизационная политика.

Дотации определяются как бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной ос­нове для покрытия текущих расходов.

Субвенциями являются бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для определенных целевых расходов.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Таким образом, дотации и субсидии предоставляются на единой безвозвратной и безвозмездной основе, но в разных целях. Субсидии отличаются от бюджетных средств двух других категорий тем, что предоставляются на условиях долевого финансирования. В свою очередь, цели предоставления субвенций и субсидий являются одинаковыми.

Одним из специальных налоговых режимов является режим «дедушкиной оговорки», который предполагает нераспространение в течение трех лет с момента заключения инвестиционного договора действия законодательных и подзаконных актов, негативно влияющих на деятельность инвесторов и ухудшающих условия инвес­тирования, оговоренные в инвестиционном договоре.

Бюджетно-налоговая политика подразумевает сокращение правительственных расходов, повышение на­логов или то и другое одновременно. Этот подход называется фискальной рестрикцией и обеспечивает снижение совокупного спроса и регулирование потенциального инфляционного воздействия притока инвестиционного капитала.

Государственное налоговое регулирование инвестиционной деятельности состоит в ее стимулировании или дестимулировании посредством следующих налоговых рычагов:

1) установление периода «налоговых каникул»;

2) введение ускоренной амортизации имущества;

3) введение и применение системы льгот:

— по налогу на прибыль (например, освобождение на определенный период компаний, осуществляющих инвестиционные проекты в новых промышленных или отдаленных районах, от уплаты налога на прибыль);

— в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции (инвестиционные и реинвестиционные скидки);

— по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием;

— при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР;

— при осуществлении внешнеторговых операций;

— целевой налоговой льготы и других.

Амортизационная политика определяет порядок начисления амортизации имущества в целях налогообло­жения. Ускоренная амортизация является так называемой «скрытой» инвестиционной льготой, которая предоставляется в соответствии с установленным с 1 января 2002г. новым регламентом амортизационной системы, направленным на расширение возможностей предприятий инвестировать часть прибыли в инвестиционные фонды. Данный регламент определяет:

а) заявительный порядок амортизационных отчислений для налогового учета;

б) два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный (ускоренный);

в) самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе сроков амортизации.

Но все положительные стороны нововведений сведены практически на нет в результате применения старой системы оценки основных фондов и вследствие этого невозможности роста инвестиций. Таким образом, все меры, связанные с введением и реализацией нового регламента необходимо совмещать с правильными и целенаправленными действиями в других сферах регулирования.

Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики). Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и накоплений, воздействуя тем самым на экономические процессы.

Денежно-кредитное управление осуществляется инструментами прямого и косвенного влияния. К инструментам прямого монетарного воздействия относятся:

1) целевое кредитование (политика избирательного кредитования);

2) установление «кредитных» потолков (кредитные ограничения);

3) прямой контроль за установлением уровня предельных процентных ставок банковского ссудного процента (политика процентной ставки).

Более широко используются косвенные инструменты денежно-кредитной политики:

1) регулирование минимальных резервных требований (нормативов обязательных резервов коммерческих банков);

2) осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);

3) регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

4) регулирование процентной ставки по операциям Центрального банка;

5) операции на рынке ценных бумаг (эмиссия облигаций и других ценных бумаг в обращение в рамках определенных нормативов);

6) регулирование эмиссии и общей денежной массы (через Центральный банк);

7) льготные займы;

8) антиинфляционные меры.

Одним из инструментов монетарной политики, применяемых по отношению к притоку и оттоку капитала, а следовательно и влияющих на привлечение инвестиций, является интервенция на рынке иностранной валюты, сопровождающаяся «стерилизацией» денежного рынка. Существует три главных инструмента политики «сте­рилизации»:

а) операции на открытом рынке;

б) изменение резервных требований;

в) управление правительственными депозитами.

Другие инструменты. В качестве составляющих данной группы можно выделить четыре основных направления регулирования:

.1) земельное регулирование;

2) внешнеэкономическое регулирование;

3) антимонопольная политика;

4) экологическая политика.

Именно эти виды регулирования были выделены отдельно, поскольку при реализации каждого из этих на­правлений государство применяет различные группы инструментов управления: и правовые, и административ­ные, и экономические, и организационные. В то же время указанные виды государственной политики воздействуют в прямой и косвенной формах на инвестиционную сферу. Группы инструментов, посредством которых реализуются данные направления, пересекаются с инструментами, относящимися к другим блокам управленческого воздействия. Поэтому приведенное выше разделение регуляторов не означает, что выделенные группы имеют четкие границы.

1. Земельное регулирование. Механизмы земельного регулирования объективно необходимы как наиболее сильное системное средство осуществления активной инвестиционно-строительной политики. В настоящее время в сфере регулирования рынка земли и недвижимости производится законодательное урегулирование процедуры землеустройства, которое будет способствовать вовлечению земли в рыночный и гражданский оборот, что является важным фактором усиления инвестиционной активности.

К системе земельных регуляторов относятся:

а) право собственности (владение, пользование, распоряжение);

б) передача права собственности (аренда, продажа, залог, ипотека и др.);

в) конкуренция (свободный выбор участника, тендер, конкурс);

г) денежная стоимость и цены на землю (формирование системы платежей, дифференцирование ставки земельного налога);

д) законодательное регламентирование (нормативно-правовые акты, устанавливающие права, обязанности, санкции).

В системе земельного регулирования используется определенный набор средств. Как указывают В.И.Ресин и Ю.С.Попков, в международной практике наиболее распространена классификация, при кото­рой в общей совокупности средств земельно-градостроительной политики условно выделяют пять основных групп инструментов:

— инструменты планирования;

— инструменты налогообложения;

— рыночные инструменты (инструменты купли-продажи земли);

— инструменты финансовой поддержки;

— административные инструменты.

2. Государственное внешнеэкономическое регулирование представляет собой широкий спектр мер и инструментов а) государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, на процессы внешней торговли, б) контроля за товарными потоками, пересекающими государственную границу, за движением капитала в страну из страны, в) валютного регулирования и обмена. Составной частью внешнеэкономического регулирования является таможенное регулирование в виде прямых и косвенных методов воздействия на экспорт и импорт товаров. Либерализация таможенного режима и тарифной политики усиливает конкуренцию на рынках товаров и услуг и тем самым обеспечивает развитие внутренних инвестиционных возможностей.

Одним из эффективных инструментов, благоприятствующих развитию экономики, является вступление России в ВТО. Опыт вступления в ВТО Китая продемонстрировал резкое увеличение притока капитала благодаря увеличению инвестиций и экспорта. Вступление России в члены ВТО также является существенным фактором для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата в стране. В результате присоединения России к ВТО она получит более широкий доступ к внешним источникам инвестиций. Механизмами обеспечения притока капитала могут являться чистый экспорт и последующее инвестирование через импорт технологий, через приобретение в лизинг; развитие финансовой и банковской инфраструктуры (приход иностранных банков, страховых компаний, который в ближайшее время будет ограничен в соответ­ствии с условиями вступления) и т. д.

3. Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением естественных монополий. Антимонопольное регулирование в отношении влияния на инвестиционные процессы и стратегии включает:

— аудит инвестиционной и операционной деятельности в «Газпроме», РАО ЕЭС, МПС, государственных нефтяных предприятиях, монополиях транспортной инфраструктуры;

— систему реализации и механизмы контроля эффективности инвестиционных стратегий компаний-монополистов;

— реструктуризацию компаний-монополистов (отделение естественно-монопольной составляющей этих отраслей от хозяйственной деятельности, создание новых государственных компаний по управлению монопольным сектором, развитие конкуренции), что предполагает привлечение частных инвестиций для обновле­ния основных фондов, повышение эффективности управления и хозяйствования и сокращение государственного субсидирования данных отраслей.

4. Экологическое регулирование. В рамках государственной политики, направленной на защиту и восстановление окружающей среды, организация финансирования инвестиций может принимать различные формы, описываемые определенными схемами. Некоторые из схем предполагают привлечение инвестиций в рамках Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ). Другие схемы целесообразно и необходимо реализовывать в рамках Киотского протокола.

. В соответствии с Временным руководством по оперативной деятельности РПОИ инвестиции привлекаются на выполнение проектов, которые включают мероприятия, направленные на восстановление природной среды, снижение уровня загрязнения окружающей среды на действующих предприятиях. В схеме управления РПОИ участниками являются:

1) Международный банк реконструкции и развития;

2) Правительство РФ (Министерство природных ресурсов, Министерство финансов);

3) наблюдательный совет проекта по управлению окружающей средой РФ;

4) наблюдательный совет и дирекция РПОИ;

5) Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП);

6) предприятие.

Данная схема предполагает заключение соглашения о займе между МБРР и Министерством финансов РФ. Субзаймы в рамках такого привлечения инвестиций предоставляются только тем предприятиям, предложения по инвестиционным проектам которых соответствуют всем критериям отбора (техническим, финансо­вым и экономическим), демонстрирующим существенное снижение неблагоприятного воздействия на окру­жающую среду, восстановление или сохранение природных ресурсов.

Оперативная деятельность по управлению проектно-инвестиционным циклом в рамках РПОИ осуществляется в пять последовательных этапов:

1) оценка и отбор инвестиционных проектов;

2) подготовка инвестиционных проектов для финансирования;

3) подготовка и заключение соглашения о субзайме;

4) контроль реализации инвестиционного проекта;

5) анализ и оценка результатов реализации инвестиционного проекта.

Схемы привлечения финансовых ресурсов или погашения долгов, которые могут быть реализованы в рамках присоединения России к Киотскому протоколу и участия в нем, включают:

а) зачет части российских долгов в обмен на сокращение выбросов в атмосферу;

б) использование квот сокращения выбросов в качестве обеспечения внешних связанных и несвязанных кредитов, которые фактически могут выполнять функции государственных гарантий при новых заимствованиях;

в) выпуск под обеспечение квотами ценных бумаг и их размещение на международных финансовых рынках, что, в свою очередь, может стимулировать создание фондов для привлечения средств на экологические проекты (так называемая «зеленая схема»);

г) привлечение инвестиций на российские предприятия в рамках проектов совместного осуществления, что может способствовать выделению крупных финансовых ресурсов с погашением кредитов квотами сокращения выбросов парниковых газов (ПГ), образующимися в рамках данных проектов.

Организационно-управленческие формы воздействия (имплементационные и институциональные мероприятия). Данная группа регуляторов пронизывает всю систему инвестиционной деятельности и является движущей силой, направленной на активизацию инвестиционных процессов и повышение интенсивности инвестиционных потоков. К ним относятся:

1) информационно-аналитическое обеспечение;

2) методы (инструменты) продвижения структурных реформ и конкретных проектов;

3) методы (инструменты) повышения инвестиционного имиджа (PR, маркетинг территорий и другие).

1. Информационно-аналитическое и технологическое обеспечение инвестиционной деятельности со стороны государства предполагает:

а) анализ существующих проектов, инициатив, информационных материалов;

б) создание единой специальной государственно-общественной системы в интернете с размещением в ней открытой информации о текущей деятельности правительства, о деятельности регионов;

в) создание системы обмена информацией о наличии перспективных инвестиционных проектов для обеспечения двухсторонних контактов с торгово-промышленными палатами других стран в целях привлечения возможных инвесторов;

г) формирование, накопление и обновление базы данных о конъюнктуре рынка инвестиционных проектов, анализ состояния и оценка перспектив развития региональных сегментов рынка инвестиционных проектов во внутренних и международных электронных сетях;

д) размещение информации об инвестиционных проектах, имеющих реальные государственные гарантии и льготное налогообложение;

е) определение кредитного рейтинга ведущими мировыми рейтинговыми агентствами «Standard and Poors» и «Mood's»;

ж) проведение анализа сильных и слабых сторон экономики страны, возможностей и потенциальных угроз со стороны внешней среды (так называемого «SWOT-анализа»);

з) проведение анализа посредством построения матричных систем для расстановки приоритетов инвестиционной поддержки среди различных отраслей и кластеров экономики и разработки стратегии инвестиционной поддержки;

и) постоянный мониторинг отраслевой, институциональной геополитики зарубежных государств и предприятий.

2. Система продвижения структурных реформ и конкретных проектов включает следующие инструменты:

а) совместную работу (переговорный процесс) с представителями различных зарубежных организаций и правительств иностранных государств, касающуюся их участия в различных инвестиционных программах развития транспортной и других видов инфраструктуры (например, привлечение инвестиций благодаря интеграции транспортных маршрутов России в трансконтинентальные транспортные коридоры и формированию международных логистических комплексов);

б) участие представителей государства в формировании инвестиционных программ крупнейших компаний с государственным участием в финансово благополучных и экспортоориентированных отраслях;

в) установление постоянных контактов с зарубежными центрами поддержки малого бизнеса с целью отработки новых методов продвижения проектов;

г) обеспечение оценки, экспертизы и отбора инвестиционных проектов;

д) организация и обязательное проведение конкурсных процедур — инвестиционных конкурсов, тендеров (торгов), аукционов инвестиционных проектов — и их представление на мероприятиях, проводимых другими организациями;

е) взаимодействие с регионами с целью отбора высокоэффективных инвестиционных проектов и оказание им поддержки в этой работе.

3. Повышение инвестиционного имиджа страны обеспечивают следующие маркетинговые инструменты:

а) пропаганда достижений страны (паблисити);

б) стимулирование притока инвестиций;

в) реклама предприятий, нуждающихся в инвестициях;

г) конференции, семинары, форумы, круглые столы, личные встречи;

д) выставки, ярмарки.

Различные мероприятия как внутри страны, так и за ее пределами, направленные на изучение и широкое распространение информации о ее инвестиционном климате и экономической ситуации, предполагают:

— проведение рабочих семинаров, круглых столов, конференций и участие в них с целью выявления отношения общественности, экспертов и заинтересованных лиц к задачам, приоритетам и возможностям реализа­ции инвестиционной программы, а также с целью обсуждения проблем в инвестиционной сфере и возможных путей их решения;

— участие в международных экономических форумах и выступление на них с докладами об экономической и инвестиционной активности в России.

Одним из эффективных и приоритетных инструментов формирования и повышения инвестиционного имиджа страны является участие в выставках, ярмарках и презентациях. Деятельность органов власти и специализированных правительственных организаций по подготовке и участию в выставках включает такие направления, как:

1) организация постоянной экспозиции высокоэффективных инвестиционных проектов и ее систематическое обновление;

2) упорядочение выставочной деятельности предпринимательских организаций с целью организации контактов с партнерами и потенциальными инвесторами;

3) создание и ведение единого реестра выставок;

4) создание в Интернете единой общероссийской государственной выставки приоритетных инвестиционных проектов с открытым доступом;

5) стимулирование участия предприятий в международных выставках инвестиционных проектов.

Продвижение реформ и инвестиционных проектов и повышение инвестиционного имиджа страны организационно может осуществляться следующими способами:

— работой государственных инвестиционных компаний, государственных центров международного сотрудничества и содействия инвестициям, инвестиционных агентств и т.д.;

— объединением торговых представительств и экономических отделов заграничного аппарата РФ;

— развитием на базе торгпредств эффективной системы распространения позитивной информации о Рос­сии;

— обеспечением системы распространения и обновления информации через различные специализиро­ванные органы при Правительстве РФ (Государственную инвестиционную корпорацию и др.);

— обеспечением системы широкого и бесплатного доступа всех участников инвестиционной деятельности к информационно-аналитическому, консультационному потенциалу торговых представительств, внешнеэкономических отделов других государственных институтов;

— организацией консультативной и методической помощи, распространением современных методов инвестиционного анализа и проектирования.

После описания всех групп инструментов управления инвестиционной деятельностью необходимо проследить влияние системы управленческого воздействия на реализацию и модернизацию государственной инвес­тиционной политики. В нашем исследовании такой анализ основывается на использовании технологии матрицы, структурные элементы (ячейки) которой позволяют последовательно и детально раскрыть методическое содержание разработанного механизма оценки.

Методика оценки системы управленческих решений предполагает анализ воздействия совокупности сис­темных регуляторов, применяемых органами управления, на реализацию инвестиционной политики, которая включает одиннадцать направлений. Таким образом, мы формируем матричную систему. Данная матрица образована столбцами, в которых представлены четыре взаимосвязанные группы системного управленческого воздействия, и строками, в которых отражаются направления государственной инвестиционной политики (табл. 3). В каждом элементе (ячейке) матрицы влияние системных регуляторов обозначено знаком «+» (воздействует) или «-» (не воздействует). При определении воздействия мы приходим к выводу, что наиболее активное и эффективное применение регуляторов может иметь место при их системном использовании и во взаимодей­ствии с друг другом. При этом любая группа инструментов управления одновременно оказывает влияние на различные компоненты государственной инвестиционной политики.


Таблица 3

МАТРИЦА НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ*

 

 

 

 

Направления реализации Инвестиционной политики Методы и инструменты
правовые административные экономические организационно-управленческие (имплементационные и институциональные мероприятия)
активно-структурные фискально-струк-турные монетарные
1. Развитие внутренних инвестиционных возможностей - + + + + +
2. Оптимизация структуры экономики - - + + + +
3. Снижение риска инвестиций, в т. ч. а) системного, б) специфического + + + + - - +
4. Повышение эффективности фондового рынка + + - - - +
5. Создание новых инструментов фондового рынка + + - - - +
6. Развитие инвестиционных институтов + - - - - +
7. Привлечение иностранного капитала и инвестиционных ресурсов с мировых рынков +   - - - +
8. Развитие и совершенствование национального рынка ссудного капитала + + - + + +
9. Повышение доходов от управления госимуществом - + + - - +
10. Повышение доходов от прямого государственного инвестирования   + - - - -
11. Снижение стоимости заимствований + - + - - +

Направление инвестиционной политики может быть реализовано (+), не может быть реализовано (-).


Date: 2015-05-22; view: 3274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию